Научная статья на тему 'Социопаремиологический подход к диагностическому сопровождению образовательной деятельности'

Социопаремиологический подход к диагностическому сопровождению образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
81
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ НОРМЫ / ПАРЕМИЯ / СОЦИОПАРЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кочетков М.В., Сперанская А.Н., Сперанский А.В.

Предложена авторская методика диагностики коммуникативных норм речевого поведения субъектов образовательной деятельности, основывающаяся на социопаре-миологическом методе. Раскрыты особенности методики, обусловленные универсальностью диагностического потенциала фольклора, его способностью адекватно отразить культурные отличия групповых субъектов образования. Обоснована эффективность диагностического сопровождения учебно-воспитательного процесса, дающего возможность учитывать устоявшиеся жизненные и коммуникативные приоритеты обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PAREMIOLOGICAL APPROACH TO DIAGNOSTIC SUPPORT OF EDUCATIONAL ACTIVITY

The author's method for diagnosing communicative norms of speech behavior of educational activity subjects, based on the socio-paremiological method, is proposed in the article. The features of the methodology, due to the universality of the folklore's potential diagnostic potential, its ability to adequately reflect the cultural differences of group subjects of education are revealed. The effectiveness of the diagnostic support of the educational process is substantiated, which makes it possible to take into account the established vital and communicative priorities of students.

Текст научной работы на тему «Социопаремиологический подход к диагностическому сопровождению образовательной деятельности»

Computer affect student learning? // Medical Education Volume. 2004. № 38. Issue 8. P. 887.

18. Rosier D., Tschimer E. Neue Medien und Deutsch als Fremdsprache: Viele Frage und Anruf zur Diskussion // Deutsch als Fremdsprache. 2002. № 3. S. 144-155.

УДК 370+371.1022

СОЦИОПАРЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предложена авторская методика диагностики коммуникативных норм речевого поведения субъектов образовательной деятельности, основывающаяся на социопаре-миологическом методе. Раскрыты особенности методики, обусловленные универсальностью диагностического потенциала фольклора, его способностью адекватно отразить культурные отличия групповых субъектов образования. Обоснована эффективность диагностического сопровождения учебно-воспитательного процесса, дающего возможность учитывать устоявшиеся жизненные и коммуникативные приоритеты обучающихся.

Ключевые слова: коммуникативные нормы, паремия, социопаремиологический подход.

Развитие человечества - это процесс и результат многоплановых культурно-исторических общественных отношений между людьми, пронизанных общением. Общение является ведущей формой взаимодействия педагога и обучающегося, поэтому можно рассматривать обучение как разновидность общения [1, с. 22], которое будет тем более эффективным, чем лучше говорящие владеют коммуникативными нормами.

Один из вариантов диагностики знания коммуникативных норм связан с возможностями паремиологических единиц (пословиц и поговорок), в которых выражены неконвенциональные правила социума. Вслед за Ю. В. Рождественским мы считаем, что корпус паремий о речи, собранный воедино, содержит не только установки и правила, регулирующие общение, но и своеобразные коммуникативные нормы, которые можно диагностировать с помощью соци-опаремиологического метода [2]. Использование паремий как инструмента диагностики обусловлено универсальностью диагностического потенциала фольклора, его способностью адекватно отразить культурные отличия групповых субъектов образования, так как коммуникативные нормы, реализуемые субъектами образовательной деятельности, сформировались в повседневности. Именно эти представления и нормы являются доминирующими в учебной коммуникации, тем более если предметом рассмотрения выступает не обособленная ситуация отдельного урока,

19. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : моногр / под ред. Б. Дендева. М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. 320 с.

© Колосова Н. Н., 2018

SOCIO-PAREMIOLOGICAL APPROACH TO DIAGNOSTIC SUPPORT OF EDUCATIONAL ACTIVITY

The author's method for diagnosing communicative norms of speech behavior of educational activity subjects, based on the socio-paremiological method, is proposed in the article. The features of the methodology, due to the universality of the folklore's potential diagnostic potential, its ability to adequately reflect the cultural differences of group subjects of education are revealed. The effectiveness of the diagnostic support of the educational process is substantiated, which makes it possible to take into account the established vital and communicative priorities of students.

Keywords: communicative norms, paremia, socio-paremio-logical approach.

а жизнедеятельность в учебном заведении во всей совокупности ее проявлений [3].

Представим основные этапы применения социопаре-миологической методики и прокомментируем некоторые результаты.

На предварительном этапе паремии, объединенные тематически ключевым понятием «правила речевого поведения», типологизируются по группам - группам неписаных правил, применяемых с целью успешного построения коммуникации (детальное описание групп дано в [4]); в совокупности паремии о речи представляют собой своеобразный кодекс бытового общения.

Для анкетирования отобраны паремии, содержащие правила ведения речи и устройства беседы; речевого поведения коммуникантов; характеристики адекватности понимания речевого жанра, статуса собеседника и др. (ср. с классификацией коммуникативных умений в [5]).

В соответствии с нашей гипотезой социопаремиологи-ческий подход способствует выявлению укорененных в сознании индивида векторов коммуникативных качеств в рамках обозначенных тематических групп.

Участникам опроса предлагаются следующие задания.

Задание 1. Ознакомьтесь с ситуациями (они названы буквами) и впишите в строку с той пословицей, которая, на ваш взгляд, наиболее близко характеризует ее (одна пословица может регулировать несколько ситуаций и одну

М. В. Кочетков, А. Н. Сперанская, А. В. Сперанскии M. V. Kochetkov, A. N. Speranskaya, A. V. Speranskiy

ситуацию могут регулировать несколько пословиц). При необходимости впишите свои ситуации.

A. Ошибка в оценке интеллектуальных возможностей собеседника.

Б. Ошибка в логичности речи.

B. Ошибка в учете возрастной иерархии.

Г. Ошибка в учете профессионального уровня говорящих. Д. Ошибка в учете социальной иерархии. Е. Интересы собеседников не совпадают. Ж. Интересы собеседников совпадают.

6. Метать бисер перед свиньями

7. Скажи да укажи, да в рот положи

8. Скажи ему, в какой день воскресенье бывает

9. С тобой разговориться, что меду напиться

10. С твоего слова - как с золотого блюда

11. В огороде бузина, а в Киеве дядька

12. Не учи астраханца рыбу пластать

13. Не учи хромать, у кого ноги болят

14. С волками жить, по-волчьи выть

15. Не тебе бы говорить, да не мне бы слушать

Задание 2. В пословицах, приведенных ниже, отражены некоторые суждения. Оцените их ценность для себя лично.

1. На вкус и цвет товарища нет

2. Говорить на разных языках

3. Яйца курицу не учат

4. Голова у ног ума не просит

5. Ученого учить - только портить

Тематическая группа Паремии Полностью согласен Согласен Не согласен Полностью не согласен Затрудняюсь ответить

I 1. Слово - ключ, которым открывают сердца

2. Самое сладкое - язык, самое горькое - язык

3. Несколько хороших слов - сладко, слишком много - приторно

4. Рана от копья - на теле, рана от речей - на душе

5. Слово не обух, в лоб не бьёт

6. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь

7. Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь

II 8. Какой разум, такой и разговор.

9. Красив словами, рассудком беден

10. Сперва подумай, а потом скажи

11. Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет

12. Мало правды в том, из кого сыплется много слов

13. Говори с другими поменьше, а с собой побольше

III 14. Кто сказал «а», тот скажет «б»

IV 15. Молчанье - знак согласия

16. Молчаньем город не возьмешь

17. Говорить - беда, молчать - другая

18. Слово - серебро, молчанье - золото

V 19. Честна не кудрявая речь, а правдивая

20. Правда груба, да богу люба

21. Правда дороже всего

22. Вранью (небылице) короткий век

23. Красное слово не ложь

24. Правда - хорошо, а счастье лучше

25. Всяк правду знает, да не всяк правду бает

26. Умная ложь лучше горькой правды

27. Свет спокон веку неправдой стоит

28. Ложь стоит до улики

Тематическая группа Паремии Полностью согласен Согласен Не согласен Полностью не согласен Затрудняюсь ответить

VI 29. Хорошее слово всегда к месту

30. Доброе слово сказать - посошок в руки дать

31. Хороши слова, да все не пряники

VII 32. Не верь чужим речам, а верь своим глазам

33. Чужие речи, что в поле ветер

34. За что купил, за то и продаю (т. е. передаю чужие слова)

VIII 35. Крепка окова, да еще крепче слово

36. Сказано - сделано

37. Мал язык, да всем телом владеет

38. После дела за советом не ходят

39. Не ошибается тот, кто ничего не делает

40. Не по словам судят, а по делам

41. От слова до дела - целая верста

42. Языком не торопись, а делом не ленись

43. Великое слово без дела ничтожно

Для примера приведем выборочное краткое описание результатов анкетирования в одном из ведомственных юридических вузов [6]. Эксперимент проводился на третьем курсе у курсантов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» (группы 34-39).

Задание № 1

Ситуация А. Ошибка в оценке интеллектуальных возможностей собеседника.

Правильными при выполнении первого задания являются ответы 7 и 8: пословицы акцентируют внимание говорящего на низком интеллектуальном уровне собеседника. Проиллюстрировать данную ситуацию возможно и пословицами 4 и 5 - они акцентируют внимание на высоком интеллектуальном уровне собеседника.

Большинство опрашиваемых обучающихся упоминает именно 4-ю и 5-ю пословицы, но они все же имеют более низкий рейтинг, чем пословицы 7 и 8. В целом отсутствие или присутствие интеллектуальной составляющей в речевой ситуации отслеживается правильно, статистическая разность результатов может быть оценена как достоверная. Что касается разности в ответах опрашиваемых по половому признаку, то юноши в большей степени склонны отмечать в ситуации ее интеллектуальную сторону. Ценность интеллекта является самой высокой в 36-й и в 38-й учебных группах (в 38-й наиболее высокая), самой низкой - в 39-й.

Ситуация Ж. Интересы собеседников совпадают.

Правильными являются 9-й и 10-й ответы. Паремия 9 направлена больше на эмоциональное восприятие, 10 -на содержательное. Факт совпадения интересов собеседников фиксируется практически всеми юношами. Девушки указанное обстоятельство отмечают реже. Паремия 9 имеет более высокий рейтинг по сравнению с 10-й. Следовательно,

абсолютное большинство респондентов в коммуникативной ситуации ориентируется на эмоции, что объяснимо возрастными особенностями анкетируемых. Самая сильная ориентация на эмоциональный план имеет место в 34-й группе, далее следуют группы 39 и 37. Содержательные и эмоциональные компоненты уравновешены в 36-й и 38-й группах. Отдельно следует прокомментировать упоминание в связи с рассматриваемой ситуацией паремии 14, так как это может расцениваться как коммуникативное давление. Наиболее выраженной упомянутая тенденция является в 38-й и 35-й группах, в целом коммуникативное давление превалирует у юношей.

Аналогичным образом обрабатываются результаты по каждой из предложенных коммуникативных ситуаций.

Задание № 2

Первые семь паремий, предложенных для субъективной оценки, характеризуют ответственность собеседника. Содержание паремий можно условно расположить по шкале от полной ответственности (Слово - ключ, которым открывают сердца) до полного игнорирования слова (Слово не обух, в лоб не бьет), при этом разброс в оценке ответственности говорящего возможен, например, по отношению к различным условиям, в которых производится то или иное речевое действие.

Ценность слова для всех респондентов подтверждается высоким рейтингом паремий Слово не воробей, вылетит - не поймаешь и Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь. Прагматичность паремии Слово - ключ, которым открывают сердца не всеми признается. Студенты 39-й группы склонны использовать невербальные формы для поиска точки эмоционального сопряжения (эмпатии).

Противоречивость любого речевого действия, умеренность в каждой речевой тактике, отраженная в паремиях Самое сладкое - язык, самое горькое - язык и Несколько хороших слов - сладко, слишком много - приторно, осознается практически всеми. Разность в оценке паремии Самое сладкое - язык, самое горькое - язык можно выявить через гендерный анализ генеральной выборки (мужская часть опрошенных, в отличие от женской, не признает значимость этой установки).

Весьма противоречивое отношение к паремии Слово не обух, в лоб не бьет в целом позволяет говорить о несогласии с ней, при этом гендерный анализ показывает, что у мужской части респондентов наблюдается тенденция к одобрению паремии. Все группы, кроме группы 39, имеют ярко выраженное невосприятие этой паремии, тогда как 39-я группа склонна сомневаться в содержании паремии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Весьма интересную гендерную особенность выявила паремия Рана от копья - на теле, рана от речей - на душе. Значительная часть мужчин-респондентов склонны недооценивать значимость слова как формы психического воздействия. Как норма недооценка психического воздействия наблюдается в группе 35.

Следующая группа паремий (от 8-й до 13-й), предложенных для субъективной оценки, отражает систему оценивания содержательной стороны высказываний.

Паремия Какой разум, такой и разговор не имеет тендерных отличий. Положительный рейтинг этого народного высказывания говорит о том, что всеми признается связь содержательности высказываний с интеллектом говорящего. Абсолютную ценность паремии Сперва подумай, потом скажи можно толковать как однозначный, причем не зависящий от пола респондента, запрет на реактивный тип речевого поведения. Весьма интересен результат паремии Красив словами, рассудком беден, который отражает отношение к такому речевому поведению, как словоблудие. Несогласие большинства респондентов с содержанием этой народной мудрости можно расценить как отсутствие возможности у респондентов развести эстетическую и интеллектуальную составляющие в речи говорящего, т. е. студенты недооценивают риторические приемы. Гендерный анализ показывает, что женская часть респондентов старается игнорировать норму данной паремии, тогда как мужчины-респонденты полностью с ней согласны. В силу социального фактора в большинстве групп студентов сохраняется устойчивая тенденция игнорирования риторической нормы.

Паремия Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет, констатирующая негативность последствий от реактивного речевого поведения, оценивается респондентами весьма противоречиво. Рейтинги у женской и мужской части респондентов имеют только статистически устойчивую тенденцию. 34-я и 35-я группы отличаются от других тем, что содержание данной пословицы имеет статус социальной нормы, хотя и не первого порядка.

Оценка правдивости высказываний говорящего, предложенная в паремии Мало правды в том, из кого сыплется много слов, указывает на неспособность респондентов вычленить и противостоять такому речевому поведению,

как чрезмерная речевая активность, хотя отмечается слабая тенденция в группах 35, 36, 39.

Отрицательное значение рейтинга пословицы Говори с другими поменьше, а с собой побольше утверждает необходимость внутреннего диалога, указывает на то, что респонденты не склонны развивать его. Приходится признать, что обучающиеся всех проанкетированных групп практически игнорируют самопознание как процесс развития, исправление себя как путь решения неудач в жизни. Следовательно, развитие рассматривается респондентами как внешний фактор, саморазвивающийся обучающийся выглядит как аномалия в рамках социального пространства института.

В следующих группах паремий нашли отражение:

- нормы логичности (паремия 14);

- нормы управления речевой деятельностью через молчание (паремии 15-18);

- оценка правдивости речи (паремии 19-28);

- нормы создания и поддержания коммуникации (паремии 29-31);

- правила использования и оценка чужой информации (паремии 32-34);

- нормы связи слова и дела (паремии 35-43).

Как и в прокомментированных случаях, ответы респондентов позволили судить о сформированности/несформи-рованности коммуникативных норм, о совпадении/несовпадении установок традиционной культуры, зафиксированных в паремиях, и системы ценностей современной молодежи, о гендерной специфике коммуникативного поведения и т. п.

Подведем некоторые итоги.

Нами проиллюстрированы отдельные фрагменты применения социопаремиологической методики по отношению к коллективу обучающихся.

Практикующие учителя и преподаватели вузов отмечают целостность ученических классов и студенческих групп как устойчивых социальных образований. При этом педагоги вынуждены без организации необходимых социологических исследований разрабатывать педагогические подходы, ориентированные на социальную целостность ученических классов, студенческих групп или просто подростковых и молодежных группировок.

Для решения отмеченной проблемы социальная целостность студенческой (ученической) группы или педагогического коллектива рассматривается через понятие «социальное пространство», в связи с чем выделяются следующие структурные элементы, поддерживающие данную целостность: сознание, язык группы, аксиология (групповые ценности), система неформальных социальных норм. Анкета позволяет оценить целостность группы в соответствии с выделенными структурными элементами. Кроме того, паремии составляют отличительную особенность анкет, однако не единственную: предусмотрены еще задания [4; 7], выявляющие тематические, речевые, жанровые предпочтения респондентов, их приоритеты в педагогическом и семейном общении.

Таким образом, основное преимущество предлагаемой социопаремиологической методики состоит в том, что она способствует определению устоявшихся, но порой не

осознаваемых векторов коммуникативных качеств, охватывающих широкий спектр ситуаций общения, активизирует рефлексию коммуникативных норм, саморазвитие. Отмеченный эффект становится возможным благодаря неочевидности для диагностируемого целей анкеты, метафоричности паремий, универсальности коммуникативных норм по отношению к различным жизненным ситуациям.

Ориентированная на глубинные, аксиологически устоявшиеся характеристики человека социопаремиологичес-кая диагностика коммуникативных качеств обучающихся, в идеале повторяющаяся через 3-6 месяцев, позволяет оценить динамику личностного влияния друг на друга субъектов образовательной деятельности, изменение их отношения к своему развитию и его направленности, спрогнозировать флуктуационные и бифуркационные явления, принять противоконфликтные меры или применить подходы, активизирующие сотворчество педагога и обучающихся. Диагностика педагогом не только коллектива обучающихся, но и своих коммуникативных норм и особенностей направленности развития, их сравнение, критический анализ - важное условие активизации творческого потенциала субъектов образовательной деятельности, повышения ее эффективности.

1. Дьяченко В. К. Дидактика. В 2 т. М. : Народ. образование, 2006. Т. 1. 400 с.

УДК 378.14

РАЗВИТИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Содержание предметной области «Технология» меняется в сторону изучения школьниками важнейших закономерностей технических и технологических процессов организации производства. В статье рассматривается проблема преподавания технических дисциплин для бакалавров технологического профиля в педагогическом вузе. Предлагается подход к развитию инженерного мышления.

Ключевые слова: предметная область «Технология», инженерное мышление, технологическая культура.

Потребность общества в высококвалифицированных кадрах, внедрение автоматизации на промышленных предприятиях предполагают изучение школьниками важнейших закономерностей технических и технологических процессов организации производства. В связи с этим по-новому трактуется содержание предметной области «Технология», одной из задач которой является «осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества, формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития техноло-

2. Рождественский Ю. В. О правилах ведения речи по данным пословиц и поговорок. М. : Наука, 1978. С. 211230.

3. Сперанский А. В., Плющ И. В. Социопаремиологи-ческий метод исследования : учеб. пособие. Красноярск : СибГАУ, 2007. 156 с.

4. Кочетков М. В., Сперанская А. Н., Сперанский А. В. Диагностика коммуникативных норм поведения и ее использование в учебно-воспитательной работе : учеб.-метод. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. Красноярск : Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 2004. 187 с.

5. Сперанская А. Н. Правила речевого поведения в русских паремиях : дис. ... канд. филол. наук. Красноярск, 1999. 210 с.

6. Тищенко В. А. Классификация коммуникативных умений студентов // Знание. Понимание. Умение. URL: http:// www.zpu-joumal.ru/zpu/e-publications/2007/Tishchenko_VA/ (дата обращения: 18.11.2017).

7. Кочетков М. В., Сперанская А. Н., Сперанс-кий А. В. Диагностика коммуникативных норм субъектов учебно-воспитательного процесса : учеб. пособие. Красноярск : Ин-т проблем непрерывного образования, 2010. 160 с.

© Кочетков М. В., Сперанская А. Н., Сперанский А. В., 2018

Е. И. Кузнецова E. I. Kuznetsova

DEVELOPMENT OF ENGINEERING THINKING OF BACHELORS IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The content of the subject area "Technology is changing in the direction of studying by schoolchildren the most important regularities of technical and technological processes of production organization. The article deals with the problem of teaching technical disciplines for bachelors of technological profile in a pedagogical university. An approach to the development of engineering thinking is proposed in the article.

Keywords: subject area "Technology, engineering thinking, technological culture.

гий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта» [1, с. 7].

Конкурентоспособный вуз обязан оперативно реагировать на запросы общества. В Омском государственном педагогическом университете на кафедре технологии и методики преподавания технологии студенты осваивают программу прикладного бакалавриата по направлению подготовки 6.44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Технологическое образование». Специфика подготовки бакалавров технологического профиля заключается в двойственности: с одной стороны - учитель технологии, в первую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.