Научная статья на тему 'Социометрические исследования в среднем профессиональном образовании'

Социометрические исследования в среднем профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
571
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / VOCATIONAL TRAINING / FORMATION SOCIOLOGY / SOCIOLOGICAL RESEARCHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурмистрова Алла Сергеевна

В статье рассмотрены методы социометрических исследований и их роль в прогнозировании образовательных процессов. Использование результатов социометрических исследований один из объективных способов оценки ситуации в образовательном менеджменте.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article sociometric researches methods and their role in forecasting of educational processes are considered. Use of sociometric researches results one of objective ways of a situation assessment in educational management.

Текст научной работы на тему «Социометрические исследования в среднем профессиональном образовании»

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

БУРМИСТРОВА А.С.

В статье рассмотрены методы социометрических исследований и их роль в прогнозировании образовательных процессов. Использование результатов социометрических исследований - один из объективных способов оценки ситуации в образовательном менеджменте.

In article sociometric researches methods and their role in forecasting of educational processes are considered. Use of sociometric researches results one of objective ways of a situation assessment in educational management.

Социология образования является составной частью науки прогнозирования образовательных процессов, а социометрия (микросоциология) - ее частным проявлением, позволяющим производить измерения и оценивать состояние малых групп - учебных групп, педагогических коллективов, выпускников учреждений НПО и т.д.

Социометрия образования помогает оценить влияние образования на все стороны жизни общества - социальную, экономическую, нравственную. Но, прежде всего, она рассматривает «внутриобразовательные» проблемы: управление и организацию, оценивает качество профессиональной подготовки, педагогический потенциал.

Принципы и особенности социометрии образования, как прикладной социологической науки, впервые изложены Ф.Р.Филипповым (Социология образования. - М., 1980) и В.Я.Нечаевым (Социология образования- М., 1992) [1, 2]. Этими работами заложены основы использования социометрии для измерений и объективных оценок системы образования.

Социометрия образования получила свое развитие в исследовательской деятельности и трудах таких ученых, как Н.А. Аитов (влияние образования на формирование социальной структуры общества), В.Я.Нечаев (воздействие образования на социокультурные процессы), Л.Я.Рубина и М.Н.Руткевич (социальные функции образования), В.Н.Турченко (связь образования с научнотехнической революцией), В.Н.Шубкин (место образования в потребностях молодежи),.

В области педагогической науки прогнозирование во многом обеспечивается проведением социометрических исследований (Бестужев-Лада И.В. [3], Писарский П.С. [4], Собкин В.С. [4, 5], Смирнов И.П. [6, 7], Ткаченко Е.В. и др.). Издан ряд трудов по результатам таких исследований в области образования.

В процессе социометрических исследований выявляется и оценивается не только состояние дел в современной образовательной сфере, но и осуществляется прогнозирование будущих результатов образовательной деятельности. Педагогический прогноз, как объективное научное предвидение, позволяет формировать программу и определять возможную степень достижения учебно-воспитательных задач в зависимости от способа будущих действий (педагогических технологий, эффективности организации образовательного процесса, учебно-методического обеспечения).

Социометрическое прогнозирование отличается рядом существенных особенностей, связанных с вероятностным характером развития образовательного процесса, что объясняется участием в качестве субъекта образования не только педагога, но и учащихся, их родителей, имеющих свои субъективные намерения, ставящих перед собой определенные цели. В свою очередь, это обуславливает высокую интенсивность обратной связи между социометрическим прогнозированием, педагогическим целеполаганием и образовательным процессом.

Профессиональное образование. Столица | № 8 2010 1

Социометрический прогноз создает возможность не только предвидеть будущий результат, но и определить возможные варианты развития образовательного процесса, осуществить выбор оптимальных методов обучения и воспитания. Более того, для достижения прогнозной цели педагогу необходимо создать определенные условия. Именно поэтому социометрическое прогнозирование, как и сам образовательный процесс, носит вероятностный характер и зависит от множества внешних факторов.

Таким образом, социометрический прогноз помогает оценить в каком направлении идет развитие образования и что следует ожидать при сохранении существующих в настоящее время тенденций его развития? Так, демографический прогноз последнего десятилетия выявил устойчивую тенденцию снижения численности выпускников общеобразовательных школ, что будет существенно влиять на формирование контингента обучаемых в учреждениях профессионального образования всех уровней.

Программа социометрического исследования в педагогике представляет собой, прежде всего, определение процедуры сбора, обработки и анализа необходимой информации. Она включает предварительный анализ объекта и предмета исследования, характеристику цели и задач, разработку основных понятий и рабочих гипотез, описание методов сбора данных, описание способа анализа данных, формулирование их выводов.

Эффективность социометрического исследования в сфере образования зависит от правильной постановки научной проблемы, которая должна отображать реальную педагогическую ситуацию, выявлять противоречия, препятствующие ее разрешению. Применительно к профессиональному образованию таким является, например, выявленное противоречие между потребностями рынка труда в кадрах соответствующей квалификации и несовпадающим с ними контингентом выпускников образовательных учреждений.

При проведении социометрических исследований выборку целесообразно проводить по нескольким показателям одновременно. Так, при анализе состава педагогических кадров — по полу, возрасту, уровню квалификации, стажу работы, размеру зарплаты и др. Важно также установить связь с остальными ключевыми переменными исследования. Например, показатель квалификационного разряда мастера производственного обучения тесно связан с большинством других показателей (стажем работы, возрастом), показатель «возраст» также выводит на сопряженные показатели (уровень образования, размер зарплаты).

Практика показывает эффективность многоступенчатого построения выборки, когда из совокупности показателей предварительно отбирают их сопряженные группы, а затем осуществляют их отбор внутри выделенных групп. Так, предварительно можно составить список всех предприятий района, затем отобрать определенное число предприятий, взять списки выпускников учреждений НПО на них, осуществить необходимую выборку данных о них.

Эффективен также метод наблюдения, т.е. непосредственного сбора информации об учебновоспитательном процессе путем рефлексии и прямой оценки его эффективности по определенным показателям. Хороший эффект дает сочетание метода наблюдения с методом опроса. Опрос - это метод сбора социометрической информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) общения с объектом исследования, регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования.

Суть метода опроса сводится к общению педагога-исследователя с учащимися в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой — исходить из того, что источником информации выступают учащиеся, не имеющие достаточного жизненного опыта.

Соответствие вопроса возможностям учащегося, как источника информации, обеспечивается формулировкой задачи исследования исходя из их реального жизненного и образовательного опыта. Другими направлениями решения этой проблемы выступают такие требования, как учет их компетентности, информированности о предмете опроса; учет особенностей языка и культуры учащихся, их аналитических возможностей. Ясно, что для обеспечения таких условий необходимы предварительное изучение уровня информированности учащихся относительно предмета исследования.

Анкетирование в социометрических исследованиях процесса профессионального образования применяется для сбора информации о наиболее распространенных явлениях и позволяет получить значительный объем нужной информации в короткий срок и, если требуется, то анонимно.

Интервью как вид социометрического исследования может оказывать смещающее воздействие на получаемую информацию в зависимости от психологических особенностей собеседников. Например, возможно взаимовлияние взглядов и убеждений педагога-интервьюера и учащегося на содержание получаемых данных. В ряде случаев учащиеся могут ответить таким образом, чтобы произвести благоприятное впечатление на педагога-интервьюера.

Привлечения к систематическим социометрическим исследованиям педагогов ставит задачу их профессиональной подготовки, включения в программы педагогических учреждений образования специального курса по практике проведения исследований, а также учета этой тематики в системе повышения квалификации преподавателей. Такая потребность все более ощущается практикой. Как справедливо замечает профессор Лисов В.И., «во-первых, становится все более очевидной острая необходимость выращивания, воспроизводства внутри системы профессионального образования не только специалистов-предметников отдельных отраслей (мастеров производственного обучения, преподавателей спецдисциплин), но также профессионалов в сфере управления отдельными направлениями образовательной деятельности. Задача подготовки менеджеров в сфере образовательной деятельности на сегодняшний день является одной из самых трудных проблем всех уровней и типов профессионального образования». Заметим, что решение проблем образовательного менеджмента должно опираться на результаты социометрических исследований, как на один из объективных способов оценки ситуации.

Библиографический список:

1. Нечаев В.Я. Социология образования. - М., МГУ, 1992.

2. Филиппов Ф. Р. Социология образования. М.: Наука, 1980.

3. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование. Курс лекций : Педагогическое общество России. М., 2002

4. Учительство как социально-профессиональная группа / В.С. Собкин, П.С. Писарский, Ю.О. Коломиец. - М. : Центр социологии образования, 1996.

5. Собкин В.С. (ред). Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIII. Вып. XXII. - М.: Институт социологии образования РАО, 2009. - 256 с.

6. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Современный учащийся НПО. (Всероссийское социологическое исследование). - М., 2002.

7. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Новые подходы и принципы организации воспитания в учреждениях профессионального образования. // Профессиональное образование. - Приложение «Педагогическая наука - практике. Новые исследования», № 4, 2005.

8. Смирнов И.П. Тенденции в образовании: глазами социолога исследования членов Российской академии образования // Профессиональное образование. Столица. - 2009. - № 8. -С. 43-45.

Ключевые слова: профессиональное образование, социология образования, социологические исследования.

Keywords: vocational training, formation sociology, sociological researches.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.