ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГА ДЕНИСОВА О.Ю.
В статье изложены результаты социологического исследования обучающихся профессиональных колледжей. Авторами выявлены тенденции изменения основных параметров молодежной среды за последние 10 лет. Результаты проведенного исследования являются базой для выработки решений и внесения корректив в применяемые педагогические технологии и методы обучения.
Усиление гуманистических тенденций в образовании выдвигает, наряду с традиционными требованиями высокого профессионализма, задачу развития у педагога необходимых социальных качеств. Совокупность данных качеств формирует педагога, ориентированного не на трансляцию предметных знаний, а на передачу цельного социокультурного опыта общества, усиливает степень его влияния на личность учащегося, на глубину и характер его мировоззрения.
Любой субъект образовательного процесса и, прежде всего, педагог выступает не только потребителем, но и созидателем социальной культуры. Это предполагает переход от формирования его как профессионала, реализующего узкие функции (преподавание предмета, воспитание, коррекция психологии и т.п.) к развитию личностного потенциала социальной ориентации, транслируемой в широком социальном пространстве. Образование в современном демократическом обществе все более обретает самостоятельную социокультурную значимость, а педагог востребуется обществом не только как носитель культурномировоззренческих ценностей, но и творец новых традиций, адекватных изменяющимся социальным условиям.
Проблемы формирования социальной ориентации педагога особенно актуальны для системы начального и среднего профессионального образования, где объективно складываются специфические условия педагогического труда. Это связано с социально неблагополучным контингентом обучаемых (см. исследования Смирнова И.П., Ткаченко Е.В.) и с иными задачами профессиональной школы, готовящей молодого человека не только к жизни, но и к конкретному труду.
Характерный для современной России плюрализм создал условия для выработки подлинных убеждений, которые возникают не путем подчинения авторитарному мнению, а на основе сознательного выбора. Такие убеждения - результат рефлексии педагога и одновременно формирования его мировоззрения средствами социально-экономического воздействия. Эти убеждения меняются по мере развития теории и практики образования, сохраняя свою основу, главные доминирующие принципы.
В структуре социальной ориентации педагога можно выделить три основных компонента:
- интеллектуальный (педагогические знания и умения мировоззренческого характера, владение рефлексивными способностями);
- личностный (мотивация, наличие воли, отношения и оценки, уверенность в преодолении кризиса в образовании и необходимости организованного обучения и воспитания любого желающего повысить уровень своей компетентности и профессионализма);
In the article results of sociological research of trained professional colleges are stated. Authors reveal tendencies of change of key parametres of the youth environment over the last 10 years. Results of the conducted research are base for development of decisions and entering of corrective amendments into applied pedagogical technologies and training methods.
- внутреннюю готовность (желание, намерение, потребность реализовать свои позиции и
поступки, деятельность по обучению и воспитанию).
Анализ взглядов различных исследователей позволяет определить методологическую культуру педагога как совокупность наиболее общих способов глубокого познания образовательного процесса и его практической организации. Объектом ее изучения являются процессы, происходящие в педагогической науке, педагогические знания, педагогические технологии. Авторы выделяют компоненты, уровни сформированности умений, входящих в состав методологической культуры. Например, Н.В. Кузьмина выделяет две составляющие: то, что умеет педагог, и то, что получается в результате его деятельности. Самый низкий уровень присущ педагогу, который, приобретая опыт, научился рассказывать то, что знает сам. Средний уровень предполагает умение планировать учебные занятия, выбирая оптимальные методы и средства обучения. Высокий уровень характеризует педагога, который умеет перестроить изложение материала "на ходу” с учетом уровня подготовленности учащихся.
Высокий уровень методологической и в целом социальной ориентации педагога обеспечивает развитие учащихся, а знания становятся при этом не целью образовательного процесса, а средством для развития мышления и деятельности. В содержание педагогической культуры педагога, помимо знаний, можно включить инновационный характер научнопедагогического мышления, способность к принятию творческих решений, потребность в самообразовании, технологические умения и навыки, позволяющие педагогу изучать и диагностировать уровень развития учащихся, понимать и организовывать их совместную деятельность.
Наблюдения показывают, что, несмотря на наличие в структуре социальной ориентации педагога дидактических, коммуникативных и организационных умений, в практической деятельности главное внимание уделяется проектировочным умениям по планированию содержания и методики организации урока. Даже в работах Н.В. Кузьминой, на наш взгляд, преимущество отдаётся умению проектировать деятельность.
Для определения уровня и характера адаптации молодых педагогов учреждений среднего профессионального образования к процессу обучения и воспитания будущих рабочих, в 2006-2007 учебном году анкетный опрос преподавателей трех учреждений СПО города Москвы, в котором приняли участие 106 педагогов, в том числе мастера практического обучения. Для получения более выразительных результатов основную массу (59 респондентов) опрошенных составляли молодые педагоги со стажем работы до 5 лет. (При проведении опроса использовались анкеты, базирующиеся на методике исследований Смирнова И.П., Ткаченко Е.В).
Исследования показали, что в целом удовлетворены своей работой только две трети молодых специалистов. Почти пятая часть не имеет определенного мнения, столько же не удовлетворены своей работой.
Среди причин неудовлетворенности начинающие педагоги чаще всего отмечают "низкую материально-техническую оснащенность" (65%). Каждый 3-й молодой специалист не удовлетворен работой из-за низкой заработной платы, 12% молодых педагогов не удовлетворены отношениями с администрацией.
Работа в учреждении СПО соответствует жизненным и профессиональным интересам менее половины молодых педагогов, что можно объяснить сохраняющимся низким престижем этого уровня образования. Но следует заметить более высокий показатель удовлетворенности своим педагогическим коллективом (69%), что характеризует в целом позитивный климат в обследованных учреждениях СПО.
У молодых педагогов достаточно высока приверженность профессии (81%). Данный вывод позволяет утверждать об устойчивости профессионального выбора и свидетельствует о
высокой степени адаптации молодых педагогов на своем месте, о том, что труд педагога является значительной и существенной ценностью в жизни.
Молодые педагоги весьма самокритичны в оценках своей профессиональной компетентности. Сопоставление профессиональной самооценки преподавателей показало, что у молодых педагогов (со стажем до 5 лет) всех специальностей - самооценка в среднем составила 3,6 балла; у педагогов со стажем свыше 5 лет - 4,7 балла.
В ходе исследования проверялось качество профессиональной подготовки молодых педагогов. На вопрос анкеты о том, что больше всего повлияло на профессиональную адаптацию, ответы распределились следующим образом:
- знания, умения, полученные в вузе - 33%;
- умение адаптироваться к любым условиям - 25%;
- личные способности - 24%;
- привычка работать над - 22%
- близкие по духу коллеги - 14%;
- заинтересованное отношение руководства учреждения СПО - 9%.
Молодые педагоги нуждаются, прежде всего, в знаниях по специальности и методике преподавания предмета: в среднем каждый 3-й начинающей педагог испытывает недостаточную осведомленность именно по этим вопросам. К этому следует добавить, что свыше четверти молодых специалистов ощущают дефицит знаний новых педагогических идей, концепций, технологий, отечественного и зарубежного опыта развития образования.
Значительная часть начинающих педагогов испытывает недостаток подготовки в сфере психологических дисциплин. Плохое качество подготовки в вузе по предметам психологического цикла отметили почти две трети молодых педагогов (63%), а дефицит этих знаний в работе ощутила четверть опрошенных.
Профессиональная адаптация в учреждении СПО для большинства начинающих педагогов характеризуется, во-первых, неготовностью их самих освоить имеющийся опыт, выделить из него рациональное, приемлемое и для них и для решения первостепенных задач. Во-вторых, налицо - неспособность учреждения СПО использовать весь интеллектуальнодуховный потенциал молодых педагогов, создать условия, требующие их постоянного творческого роста.
Сопоставление результатов опроса по различным показателям профессиональной адаптации свидетельствует, что в первые пять лет работы только четверть молодых специалистов успешно проходит процесс становления. В то же время 25-30% педагогов выражают негативное мнение относительно возможности реализовать себя и остаться в выбранном ими учреждении СПО. Остальные пребывают в неопределенной ситуации и сомнениях.
Большинству учащихся не интересно (или не очень интересно) учиться: 76% опрошенных. Лишь 40% из них связывают свой жизненный успех с прилежной учебой. Таким образом, одна из основных категорий педагогики - «интерес» почти исчезла из сознания учащихся, которые рассматривают приобретение знаний как необходимость и долг человека, но не необходимый им процесс подготовки к будущей жизни.
Учащиеся демонстрируют психологию потребителя знаний: более половины опрошенных из всех методов обучения предпочитают объяснения преподавателя, треть - уповает на использование технических и наглядных средств, лишь 10% ориентируются на самостоятельную работу.
Для учащейся молодежи, как наименее эмоционально устойчивой, особенно важна творческая атмосфера в учебных коллективах. Однако, лишь 19% учащихся считают обстановку в коллективах вполне благоприятной и отмечают свое взаимопонимание с препода-
вателями. Стимул интереса к обучению нередко заменяется административным принуждением. Лишь 24% опрошенных учащихся за время учебы не подвергались взысканиям.
В образовательных учреждениях продолжают превалировать авторитарные методы взаимоотношения педагогов с учащимися. Лишь 10% учащихся указали на то, что у них создан и действует орган самоуправления, по мнению 38% учащихся самоуправление вообще нецелесообразно.
Как видим, вхождение во взрослую жизнь сопряжено для молодежи с большими опасениями, отсутствием позитивной мотивации обучения, что всегда являлось базовыми предпосылками творческой позиции человека. Важную роль в этом играет и субъективный фактор - осознание педагогической общественностью необходимости собственного творческого поиска новых путей решения образовательных задач.
Библиографический список
1. Собкин В.С., Писарский П.С. Социологический портрет учащегося ПТУ. - М., 1992. - 42
с.
2. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Современный учащийся НПО. Всероссийское социологическое исследование. - М.: Издательский центр АПО, 2002. - 18 с.
Ключевые слова: начальное и среднее профессиональное образование, социологический опрос, характеристики личности.