Научная статья на тему 'Оценка информационной компетентности педагога-музыканта учреждения профессионального образования в условиях удаленного региона'

Оценка информационной компетентности педагога-музыканта учреждения профессионального образования в условиях удаленного региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА / РОЛЬ ПЕДАГОГА В ИНФОРМАЦИОННОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТА / ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ И СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / INFORMATION COMPETENCE OF TEACHER-MUSICIAN / TEACHER'S ROLE IN STUDENT'S INFORMATION DEVELOPMENT / RESEARCH OF INFORMATION COMPETENCE OF MUSICAL-PEDAGOGICAL TEACHERS AND STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Привалова Наталья Сергеевна

В статье актуализируется значение информационной компетентности педагога-музыканта. Приводятся результаты диагностики ее уровня у студентов и преподавателей музыкальнопедагогического профиля учреждений профессионального образования Хабаровска. Подчеркивается роль активности педагога и осознанности им необходимости использования различных информационных средств, каналов и источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Привалова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article emphasizes the role of teacher-musician information competence and shows the research results of its standard among musical-pedagogical teachers and students of Khabarovsk vocational training educational establishments. The article stresses the importance of teacher’s activity and necessity of using various informational means, channels, and sources.

Текст научной работы на тему «Оценка информационной компетентности педагога-музыканта учреждения профессионального образования в условиях удаленного региона»

^ Образование в сфере культуры

Примечания

1. Айласмазьян, А. М. Выразительность в танце и метод музыкального движения / А.М. Айласмазьян // Актуальные проблемы хореографического образования. - М.: МГУКИ, 2008.

2. Мащуков, А. В. Организация и проведение мастер-классов : методические рекомендации / А.В. Мащуков; под ред. А.Г. Обоскалова. - Челябинск, 2007.

3. Никитин, В. Ю. К вопросу о подготовке специалистов-хореографов современных направлений танца / В.Ю. Никитин // Актуальные проблемы хореографического образования. - М.: МГУКИ, 2008.

4. Никитин, В. Ю. Модерн-джаз танец: этапы развития. Метод. Техника : учебник / В.Ю. Никитин. - М.: Издательский дом «Один из лучших», 2004.

\J ЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОГО РЕГИОНА

Н. С. Привалова

Хабаровский государственный институт искусств и культуры

В статье актуализируется значение информационной компетентности педагога-музыканта. Приводятся результаты диагностики ее уровня у студентов и преподавателей музыкально-педагогического профиля учреждений профессионального образования Хабаровска. Подчеркивается роль активности педагога и осознанности им необходимости использования различных информационных средств, каналов и источников.

Ключевые слова: информационная компетентность педагога-музыканта, роль педагога в информационном развитии студента, исследование информационной компетентности педагогов и студентов музыкально-педагогического профиля.

The article emphasizes the role of teacher-musician information competence and shows the research results of its standard among musical-pedagogical teachers and students of Khabarovsk vocational training educational establishments. The article stresses the importance of teacher's activity and necessity of using various informational means, channels, and sources.

Key words: information competence of teacher-musician; teacher's role in student's information development; research of information competence of musical-pedagogical teachers and students.

Профессиональные образовательные учреждения в области искусств и культуры нацелены на формирование художественно-творческого типа личности. Однако в условиях глобальной информатизации современного общества одной

из важнейших компетенций любого профессионала, в том числе и художественно-творческой направленности, является его способность своевременно находить, получать, правильно воспринимать и использовать необходимый объем информации

171

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 171-174

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^

(2). Наличие у выпускника этой компетенции во многом зависит от педагога по профессионально значимым дисциплинам. Очевидно, что информатизация общества требует дополнения модели деятельности любого педагога, в том числе и педагога-музыканта (1). Современная модель личности педагога-музыканта должна включать в себя не только его знания, умения и навыки в области музыкального искусства, методики преподавания и организации учебного процесса, творческие способности к транслированию своих возможностей, но и охватывать стороны и характеристики его деятельности, требующие наличия у него информационной компетентности (3).

Информационная компетентность педагога-музыканта проявляется в его ценностном отношении к информации, в интересе к информационной деятельности. Особое значение информационная культура и компетентность педагога имеет в условиях Дальневосточного региона.

Дальний Восток - наиболее удалённый от европейской части регион России. Это отражается на насыщенности культурной среды, плотности населения, культурном и духовном развитии населения. В отличие от европейской части России, художественная, в том числе и музыкальная культура в регионе реализуется в основном в форме любительских объединений. Вся художественно-творческая среда находится под воздействием дефицита финансирования, высококвалифицированных педагогов и других специалистов, оснащения сценических площадок. Эти факторы обуславливают значение профессиональной информации для всех участников художественно-творческих процессов.

Кадры для сферы культуры и искусства, в том числе и в области музыкальной культуры и образования готовят профессиональные образовательные учреждения: вузы и колледжи культуры и искусства. В Хабаровском крае эти функции выполняют два средних специальных профессиональных образовательных учреждения - педагогический колледж и колледж искусств.

Хабаровский педагогический колледж выпускает учителей музыки общеобразовательных учреждений и музыкальных работников детских дошкольных учреждений. Хабаровский краевой колледж искусств готовит студентов по нескольким специальностям: инструментальное исполнительство, музыкальное искусство эстрады, вокальное искусство, хоровое дирижирование, теория музыки, сольное и хоровое народное пение. Его выпускники работают в музыкальных школах и школах искусств региона, наиболее способные поступают в высшие образовательные учреждения в сфере искусств - в Хабаровске, Владивостоке, Новосибирске и других городах.

Высшее звено профессионального музыкального образования в Хабаровском крае представлено Хабаровским государственным институтом искусств и культуры (ХГИИК). Он выпускает руководителей академического и народного хоров, ансамблей народных инструментов, эстрадных исполнителей и др. Большинству выпускников присваивается дополнительная квалификация преподавателя, что расширяет их квалификационные возможности, позволяя им осуществлять не только творческо-исполнительскую деятельность, но вести педагогическую работу.

Сочетание творческой, педагогической и научно-исследовательской деятельности определяет специфику работы тех преподавателей, которые ведут подготовку студентов-музыкантов во всех названных образовательных учреждениях Хабаровска. Многие из них известные профессионалы в своей области, имеют ученые звания, научные и методические публикации, являются авторами уникальных исполнительских и педагогических методик. На сегодняшний день они составляют основной научно-педагогический потенциал музыкальной культуры и искусства Хабаровского края.

В современных условиях перед педагогом-музыкантом стоит важнейшая задача - научить студента ориентироваться в массивах информации, искать собственные пути решения задач, опираясь

на уже имеющийся опыт, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества и ненасыщенной культурной среды. Однако решение этой задачи зависит от того, насколько педагогом осознается и принимается значимость данного вопроса, развиты навыки информационного самообслуживания.

Для изучения уровня информационной компетентности педагогов-музыкантов было осуществлено социологическое исследование, предусматривающее опрос педагогов и студентов (будущих преподавателей музыкальных дисциплин) всех профессиональных образовательных учреждений города Хабаровска. Всего в опросе приняли участие 416 респондентов, в том числе: 200 студентов музыкально-педагогического профиля ФГБОУ ВПО «Хабаровский государственный институт искусств и культуры», ГОУ СПО «Хабаровский краевой колледж искусств», КГОУ СПО «Хабаровский педагогический колледж» и 216 преподавателей различных стажевых групп названных образовательных учреждений.

Из числа студентов более половины (66,5%) - это представители очной и треть (33,5%) - заочной форм обучения. Основную долю (64%) респондентов составили студенты первых и вторых, остальные (36%) выпускных (четвертых и пятых) курсов. Из числа преподавателей в опросе приняли участие представители 4 ста-жевых групп: 18% - молодых специалистов со стажем до пяти лет, 21,7% - до десяти лет, 29,1% - до 20 лет и 31% свыше двадцати лет.

В ходе исследования установлено, что больше половины (60,5%) студентов и 37% педагогов согласны с утверждением о том, что сегодня невозможно быть профессиональным педагогом-музыкантом, не умея ориентироваться и быстро адаптироваться в меняющейся информационной среде. Для большинства респондентов (педагоги 65,7% и студенты 76,5%), приоритетным каналом получения информации являются фонды библиотек.

Более половины студентов очной формы обучения (57%) и треть педагогов

^ Образование в сфере культуры

(31,9%) используют электронные информационные каналы. Однако только половина (54%) опрошенных студентов и треть (38,4%) преподавателей утверждают, что используют современные информационные технологии. Они используют ресурсы Интернет, компьютерные программы по обработке текстовой, графической, аудио и др. видов информации (MS WORD, MS EXCEL, MS Power Point, Adobe Audition, Sony Sound Forge, Nuendo, Sonar Producer Edition, Ahead Nero, Reason).

Большинство педагогов (55,5%) и студентов заочной формы обучения (47,7%) приобретают профессиональную литературу в личное пользование. Однако для очников этот способ актуален менее чем для 10% респондентов.

Больше половины (63%) опрошенных студентов и более трети (43,5%) педагогов нуждаются в новой профессиональной информации, но не имеют возможности ее регулярного использования. Подавляющее большинство студентов (88,5%) и педагогов (73,1%) пользуются печатными нотными изданиями. Кроме нот, более половины респондентов (69%) регулярно пользуются периодическими изданиями: «Музыкальное обозрение», «Музыка и время», «Музыкальная академия», «Музыкальное просвещение», «Молодежная эстрада». Менее популяры научные издания, ими пользуются только 17,5% студентов и 19,9% педагогов.

Тем не менее только 5% респондентов из общего числа педагогов и 18% из числа студентов не испытывают потребности в новой профессиональной информации.

Исследование выявило невысокий уровень интернет-активности педагогов-музыкантов. Так, 37,5% студентов и почти половина (47,2%) педагогов не обращаются к ресурсам Интернет. Треть опрошенных студентов (33,5%) обращаются к интернет-ресурсам по мере необходимости, процент таких педагогов еще меньше - 19,9%. Регулярно пользуются поисковыми системами Интернета лишь 18,5% из числа педагогов и студентов, только 9% студентов пользуются электронной почтой, еще мень-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^

ше (6%) педагогов.

Не высокий уровень информационной активности выявлен и при оценке использования специализированных сайтов и порталов, ориентированных на области искусств и культуры. Только 13,5% студентов и 15,2% педагогов считают их значимыми информационными ресурсами. Основная часть студентов (86,5%) и педагогов (84,7%) не осознают значения и не знают о существовании таких сайтов.

Основную причину пассивного использования профильных интернет-ресурсов респонденты видят в отсутствии у них специальных знаний и навыков. Около половины (47,5%) студентов испытывают трудности при обращении к интернет-ресурсам, не умеют пользоваться поисковыми системами. Треть (33,3%) педагогов не знают возможностей Интернета, сомневаются в безопасности использования его ресурсов.

Для устранения проблем и актуализации использования интернет-ресурсов респонденты выразили готовность обучаться на специальных занятиях на тему «Возможности использования интернет-ресурсов» и пр.

Большинство студентов (77,5%) осознают необходимость в повышении уровня своей информационной культуры. В качестве значимых компетенций названы: умение осуществлять аналитико-синтетическое преобразование информации; составлять электронную презентацию доклада (выступления); воспроизводить информацию на основе различных электронных средств.

Отметим, что большинство (87,5%) педагогов не осознают необходимости в повышении уровня своей информационной культуры. Только 12,5% педагогов убеждены в необходимости обучения.

Таким образом, проблема совершенствования информационной культуры и компетентности педагога-музыканта остается весьма актуальной. Специфика их деятельности, основанная на индивидуально-личностном подходе к каждому студенту, позволяет наиболее продуктивно реализовывать информационное взаимодействие в процессе учебной, исполнительской, научно-исследовательской, художественно-творческой деятельности. Каждый студент - это будущий педагог, и уровень его профессиональной подготовки и информационной компетентности формируется в образовательном учреждении. Формирование его как профессиональных, так и информационных компетенций требует от педагога-музыканта свободного ориентирования в информационной среде.

Информационная компетентность как педагога, так и студента зависит от взаимодействия представителей различных структурных подразделений образовательного учреждения, а главное, от активности самого педагога, осознания им значимости этой проблемы, что гарантирует ему профессиональную устойчивость и востребованность на рынке образовательных услуг, открывает новые возможности для постоянной актуализации своих профессиональных знаний, умений и навыков.

Примечания

1. Буренина, А. И. Ориентация на творческую самореализацию педагога-музыканта как условие его профессионального совершенствования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. И. Буренина. - СПб., 1995. - 16 с.

2. Минкина, В. А. Формирование информационной культуры личности: роль библиографа / В.А. Минкина, В.В. Брежнева // Мир библиографии. - 2000. - № 4. - С. 21-23.

3. Привалова, Н. С. Индикаторы информационной культуры и компетентности педагога-музыканта / Н.С. Привалова // Научные и технические библиотеки. - 2011. - № 9. - С. 86-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.