^ Образование в сфере культуры
Примечания
1. Айласмазьян, А. М. Выразительность в танце и метод музыкального движения / А.М. Айласмазьян // Актуальные проблемы хореографического образования. - М.: МГУКИ, 2008.
2. Мащуков, А. В. Организация и проведение мастер-классов : методические рекомендации / А.В. Мащуков; под ред. А.Г. Обоскалова. - Челябинск, 2007.
3. Никитин, В. Ю. К вопросу о подготовке специалистов-хореографов современных направлений танца / В.Ю. Никитин // Актуальные проблемы хореографического образования. - М.: МГУКИ, 2008.
4. Никитин, В. Ю. Модерн-джаз танец: этапы развития. Метод. Техника : учебник / В.Ю. Никитин. - М.: Издательский дом «Один из лучших», 2004.
\J ЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОГО РЕГИОНА
Н. С. Привалова
Хабаровский государственный институт искусств и культуры
В статье актуализируется значение информационной компетентности педагога-музыканта. Приводятся результаты диагностики ее уровня у студентов и преподавателей музыкально-педагогического профиля учреждений профессионального образования Хабаровска. Подчеркивается роль активности педагога и осознанности им необходимости использования различных информационных средств, каналов и источников.
Ключевые слова: информационная компетентность педагога-музыканта, роль педагога в информационном развитии студента, исследование информационной компетентности педагогов и студентов музыкально-педагогического профиля.
The article emphasizes the role of teacher-musician information competence and shows the research results of its standard among musical-pedagogical teachers and students of Khabarovsk vocational training educational establishments. The article stresses the importance of teacher's activity and necessity of using various informational means, channels, and sources.
Key words: information competence of teacher-musician; teacher's role in student's information development; research of information competence of musical-pedagogical teachers and students.
Профессиональные образовательные учреждения в области искусств и культуры нацелены на формирование художественно-творческого типа личности. Однако в условиях глобальной информатизации современного общества одной
из важнейших компетенций любого профессионала, в том числе и художественно-творческой направленности, является его способность своевременно находить, получать, правильно воспринимать и использовать необходимый объем информации
171
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 171-174
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^
(2). Наличие у выпускника этой компетенции во многом зависит от педагога по профессионально значимым дисциплинам. Очевидно, что информатизация общества требует дополнения модели деятельности любого педагога, в том числе и педагога-музыканта (1). Современная модель личности педагога-музыканта должна включать в себя не только его знания, умения и навыки в области музыкального искусства, методики преподавания и организации учебного процесса, творческие способности к транслированию своих возможностей, но и охватывать стороны и характеристики его деятельности, требующие наличия у него информационной компетентности (3).
Информационная компетентность педагога-музыканта проявляется в его ценностном отношении к информации, в интересе к информационной деятельности. Особое значение информационная культура и компетентность педагога имеет в условиях Дальневосточного региона.
Дальний Восток - наиболее удалённый от европейской части регион России. Это отражается на насыщенности культурной среды, плотности населения, культурном и духовном развитии населения. В отличие от европейской части России, художественная, в том числе и музыкальная культура в регионе реализуется в основном в форме любительских объединений. Вся художественно-творческая среда находится под воздействием дефицита финансирования, высококвалифицированных педагогов и других специалистов, оснащения сценических площадок. Эти факторы обуславливают значение профессиональной информации для всех участников художественно-творческих процессов.
Кадры для сферы культуры и искусства, в том числе и в области музыкальной культуры и образования готовят профессиональные образовательные учреждения: вузы и колледжи культуры и искусства. В Хабаровском крае эти функции выполняют два средних специальных профессиональных образовательных учреждения - педагогический колледж и колледж искусств.
Хабаровский педагогический колледж выпускает учителей музыки общеобразовательных учреждений и музыкальных работников детских дошкольных учреждений. Хабаровский краевой колледж искусств готовит студентов по нескольким специальностям: инструментальное исполнительство, музыкальное искусство эстрады, вокальное искусство, хоровое дирижирование, теория музыки, сольное и хоровое народное пение. Его выпускники работают в музыкальных школах и школах искусств региона, наиболее способные поступают в высшие образовательные учреждения в сфере искусств - в Хабаровске, Владивостоке, Новосибирске и других городах.
Высшее звено профессионального музыкального образования в Хабаровском крае представлено Хабаровским государственным институтом искусств и культуры (ХГИИК). Он выпускает руководителей академического и народного хоров, ансамблей народных инструментов, эстрадных исполнителей и др. Большинству выпускников присваивается дополнительная квалификация преподавателя, что расширяет их квалификационные возможности, позволяя им осуществлять не только творческо-исполнительскую деятельность, но вести педагогическую работу.
Сочетание творческой, педагогической и научно-исследовательской деятельности определяет специфику работы тех преподавателей, которые ведут подготовку студентов-музыкантов во всех названных образовательных учреждениях Хабаровска. Многие из них известные профессионалы в своей области, имеют ученые звания, научные и методические публикации, являются авторами уникальных исполнительских и педагогических методик. На сегодняшний день они составляют основной научно-педагогический потенциал музыкальной культуры и искусства Хабаровского края.
В современных условиях перед педагогом-музыкантом стоит важнейшая задача - научить студента ориентироваться в массивах информации, искать собственные пути решения задач, опираясь
на уже имеющийся опыт, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества и ненасыщенной культурной среды. Однако решение этой задачи зависит от того, насколько педагогом осознается и принимается значимость данного вопроса, развиты навыки информационного самообслуживания.
Для изучения уровня информационной компетентности педагогов-музыкантов было осуществлено социологическое исследование, предусматривающее опрос педагогов и студентов (будущих преподавателей музыкальных дисциплин) всех профессиональных образовательных учреждений города Хабаровска. Всего в опросе приняли участие 416 респондентов, в том числе: 200 студентов музыкально-педагогического профиля ФГБОУ ВПО «Хабаровский государственный институт искусств и культуры», ГОУ СПО «Хабаровский краевой колледж искусств», КГОУ СПО «Хабаровский педагогический колледж» и 216 преподавателей различных стажевых групп названных образовательных учреждений.
Из числа студентов более половины (66,5%) - это представители очной и треть (33,5%) - заочной форм обучения. Основную долю (64%) респондентов составили студенты первых и вторых, остальные (36%) выпускных (четвертых и пятых) курсов. Из числа преподавателей в опросе приняли участие представители 4 ста-жевых групп: 18% - молодых специалистов со стажем до пяти лет, 21,7% - до десяти лет, 29,1% - до 20 лет и 31% свыше двадцати лет.
В ходе исследования установлено, что больше половины (60,5%) студентов и 37% педагогов согласны с утверждением о том, что сегодня невозможно быть профессиональным педагогом-музыкантом, не умея ориентироваться и быстро адаптироваться в меняющейся информационной среде. Для большинства респондентов (педагоги 65,7% и студенты 76,5%), приоритетным каналом получения информации являются фонды библиотек.
Более половины студентов очной формы обучения (57%) и треть педагогов
^ Образование в сфере культуры
(31,9%) используют электронные информационные каналы. Однако только половина (54%) опрошенных студентов и треть (38,4%) преподавателей утверждают, что используют современные информационные технологии. Они используют ресурсы Интернет, компьютерные программы по обработке текстовой, графической, аудио и др. видов информации (MS WORD, MS EXCEL, MS Power Point, Adobe Audition, Sony Sound Forge, Nuendo, Sonar Producer Edition, Ahead Nero, Reason).
Большинство педагогов (55,5%) и студентов заочной формы обучения (47,7%) приобретают профессиональную литературу в личное пользование. Однако для очников этот способ актуален менее чем для 10% респондентов.
Больше половины (63%) опрошенных студентов и более трети (43,5%) педагогов нуждаются в новой профессиональной информации, но не имеют возможности ее регулярного использования. Подавляющее большинство студентов (88,5%) и педагогов (73,1%) пользуются печатными нотными изданиями. Кроме нот, более половины респондентов (69%) регулярно пользуются периодическими изданиями: «Музыкальное обозрение», «Музыка и время», «Музыкальная академия», «Музыкальное просвещение», «Молодежная эстрада». Менее популяры научные издания, ими пользуются только 17,5% студентов и 19,9% педагогов.
Тем не менее только 5% респондентов из общего числа педагогов и 18% из числа студентов не испытывают потребности в новой профессиональной информации.
Исследование выявило невысокий уровень интернет-активности педагогов-музыкантов. Так, 37,5% студентов и почти половина (47,2%) педагогов не обращаются к ресурсам Интернет. Треть опрошенных студентов (33,5%) обращаются к интернет-ресурсам по мере необходимости, процент таких педагогов еще меньше - 19,9%. Регулярно пользуются поисковыми системами Интернета лишь 18,5% из числа педагогов и студентов, только 9% студентов пользуются электронной почтой, еще мень-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^
ше (6%) педагогов.
Не высокий уровень информационной активности выявлен и при оценке использования специализированных сайтов и порталов, ориентированных на области искусств и культуры. Только 13,5% студентов и 15,2% педагогов считают их значимыми информационными ресурсами. Основная часть студентов (86,5%) и педагогов (84,7%) не осознают значения и не знают о существовании таких сайтов.
Основную причину пассивного использования профильных интернет-ресурсов респонденты видят в отсутствии у них специальных знаний и навыков. Около половины (47,5%) студентов испытывают трудности при обращении к интернет-ресурсам, не умеют пользоваться поисковыми системами. Треть (33,3%) педагогов не знают возможностей Интернета, сомневаются в безопасности использования его ресурсов.
Для устранения проблем и актуализации использования интернет-ресурсов респонденты выразили готовность обучаться на специальных занятиях на тему «Возможности использования интернет-ресурсов» и пр.
Большинство студентов (77,5%) осознают необходимость в повышении уровня своей информационной культуры. В качестве значимых компетенций названы: умение осуществлять аналитико-синтетическое преобразование информации; составлять электронную презентацию доклада (выступления); воспроизводить информацию на основе различных электронных средств.
Отметим, что большинство (87,5%) педагогов не осознают необходимости в повышении уровня своей информационной культуры. Только 12,5% педагогов убеждены в необходимости обучения.
Таким образом, проблема совершенствования информационной культуры и компетентности педагога-музыканта остается весьма актуальной. Специфика их деятельности, основанная на индивидуально-личностном подходе к каждому студенту, позволяет наиболее продуктивно реализовывать информационное взаимодействие в процессе учебной, исполнительской, научно-исследовательской, художественно-творческой деятельности. Каждый студент - это будущий педагог, и уровень его профессиональной подготовки и информационной компетентности формируется в образовательном учреждении. Формирование его как профессиональных, так и информационных компетенций требует от педагога-музыканта свободного ориентирования в информационной среде.
Информационная компетентность как педагога, так и студента зависит от взаимодействия представителей различных структурных подразделений образовательного учреждения, а главное, от активности самого педагога, осознания им значимости этой проблемы, что гарантирует ему профессиональную устойчивость и востребованность на рынке образовательных услуг, открывает новые возможности для постоянной актуализации своих профессиональных знаний, умений и навыков.
Примечания
1. Буренина, А. И. Ориентация на творческую самореализацию педагога-музыканта как условие его профессионального совершенствования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. И. Буренина. - СПб., 1995. - 16 с.
2. Минкина, В. А. Формирование информационной культуры личности: роль библиографа / В.А. Минкина, В.В. Брежнева // Мир библиографии. - 2000. - № 4. - С. 21-23.
3. Привалова, Н. С. Индикаторы информационной культуры и компетентности педагога-музыканта / Н.С. Привалова // Научные и технические библиотеки. - 2011. - № 9. - С. 86-94.