Научная статья на тему 'Роль образовательных учреждений и вузов в подготовке молодых педагогов (фрагменты ряда конкретных социологических исследований)'

Роль образовательных учреждений и вузов в подготовке молодых педагогов (фрагменты ряда конкретных социологических исследований) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / PRACTICE TEACHING / МОТИВЫ / MOTIVES / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ФАКТОРЫ / FACTORS / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / УМЕНИЯ / SKILLS / НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев И.А.

Статья, подготовленная на базе результатов ряда социологических исследований, посвящена вопросам подготовки молодых педагогов, их отношению к профессии «учитель», организации педагогической практики в школе. Анализируются вопросы адаптации начинающего учителя к педагогическому коллективу. Выявляются факторы, в наибольшей степени привлекающие молодых учителей к работе в образовательных учреждениях. Показаны проблемы, с которыми приходится сталкиваться молодым педагогам в начале своей учительской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is based on the results of a number of sociological studies and deals with the issues of novice teachers training, their attitude to the teaching profession, and conducting practice teaching in school. The author analyses adaptation of a novice teacher to their new colleagues group, examines the most appealing features of the teaching profession, and discusses the problems that novice teachers have to face at the beginning of their career.

Текст научной работы на тему «Роль образовательных учреждений и вузов в подготовке молодых педагогов (фрагменты ряда конкретных социологических исследований)»

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ВУЗОВ В ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ (ФРАГМЕНТЫ РЯДА КОНКРЕТНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

368

И. А. Васильев

Аннотация. Статья, подготовленная на базе результатов ряда социологических исследований, посвящена вопросам подготовки молодых педагогов, их отношению к профессии «учитель», организации педагогической практики в школе. Анализируются вопросы адаптации начинающего учителя к педагогическому коллективу. Выявляются факторы, в наибольшей степени привлекающие молодых учителей к работе в образовательных учреждениях. Показаны проблемы, с которыми приходится сталкиваться молодым педагогам в начале своей учительской деятельности.

Ключевые слова: педагогическая практика, мотивы, профессия, адаптация, факторы, знания, умения, навыки.

Summary. The article is based on the results of a number of sociological studies and deals with the issues of novice teachers' training, their attitude to the teaching profession, and conducting practice teaching in school. The author analyses adaptation of a novice teacher to their new colleagues' group, examines the most appealing features of the teaching profession, and discusses the problems that novice teachers have to face at the beginning of their career.

Keywords: practice teaching, motives, profession, adaptation, factors, knowledge, skills.

На первый взгляд такая постановка во- са. Тематика этих исследований различна. проса может показаться спорной: В том числе она затрагивает проблемы ка-какое отношение к подготовке молодых дрового обеспечения учреждений системы учителей может иметь общеобразователь- образования московского мегаполиса и ная школа? Однако это только первое впе- адаптации молодых педагогов в коллекти-чатление. И исследования, периодически вах образовательных учреждений города. проводимые научными сотрудниками ла- Но обо всем по порядку. боратории мониторинговых исследований в системе образования1 научно-иссле- Фрагмент 1. Что говорят студенты -довательского института столичного об- выпускники университета разования ГОУ ВПО МГПУ на протяже- о профессии «учитель» нии последних десяти лет, подтверждают «На мой взгляд, профессия учи-правомерность такой постановки вопро- тель одна из интереснейших, ответ-

1 Исследования проводились под руководством В. В. Рябова, Л. Ф. Холоднова, И. А. Васильева, Г. Г. Москалева, И. Н. Захарова, Л. В. Акимова и др.

ственных и трудных. Я бы даже сказала, что это не профессия, а призвание, очень многое в профессии учителя основано на личностных качествах: любовь к детям, внимательность, самодисциплина и многое другое... Чтобы чему-то научить другого человека, нужно самому педагогу быть крайне осведомленным, и главное хотеть учиться самому.. Если зеркало человеческой души - глаза, то зеркалом человеческого общества является учитель» (из интервью студентки К. III курса филологического факультета МГПУ).

«Учитель - это преподаватель, преподающий по какому-либо предмету знаний. Учитель это воспитатель, особенно ярко эта функция выражена в начальной школе.

Учитель - это и наставник, это и педагог. учитель является и руководителем, потому что именно он руководит учебным процессом в классе на уроке со своими учениками.

Труд учителя почетен и ответственен. Очень хотелось, чтобы со стороны государства и правительства проявлялось больше заботы об учителях, их жизни и быте. Чтобы почетность профессии учителя подкреплялась не только морально, но и материально. Жизнь и быт учителя также многогранны и сложны. Материальная сторона вопроса - заработная плата не из высоких, жилищные условия ниже средних - разве учитель дома имеет кабинет для работы?» (из интервью студентки Р. IVкурса исторического факультета МЛГПУ).

Фрагмент 2. Мотивы выбора профессии (что в основном повлияло на этот выбор) Мы видим, что в исследовании 2007 г. наблюдается некоторое снижение числа респондентов, мотивирующих выбор профессии «учитель» собственным желанием. Вместе с тем этот мотивационный фактор остается приоритетным. Данные таблицы отражают также увеличение числа опрошенных молодых учителей, выделивших легкость поступления в университет в качестве основной причины выбора профессии учителя.

Педагогическая практика - первая ступень самостоятельной профессиональной деятельности студента МГПУ В университете сложилась система педагогической практики студентов, являющаяся одной из составляющих мотивации к будущей профессии учителя в школе. Непрерывная педагогическая практика выпускников в этой системе выступает как первая ступень педагогической деятельности будущего учителя, дает возможность выявить профессиональную готовность выпускника, позволяет ему сделать вывод - правильно ли он выбрал свою профессию.

Как показали результаты одного их наших недавних социологических исследований, 84% студентов дали в целом удовлетворительную оценку состоянию непрерывной педагогической практики; 50% из них считают, что на общем благоприятном фоне требуются определенные изменения в прохождении такой

Молодые учителя о мотивах выбора профессии

выпускники Мотивы выбора прос >ессии

собственное желание совет родителей пример учителя мнение друзей случайные обстоятельства легкость поступления

2002 75 8 17 1 10 2

2007 61 10 23 1 6 11

369

370

практики. 14% опрошенных выпускников оценивают общее состояние педпрактики как неудовлетворительное, считая необходимым ее модернизацию2. Подводя итоги непрерывной педагогической практики, студенты дают самооценку готовности к профессиональной деятельности: 41% высказывают надежду на профессиональный успех, 28% испытывают чувство оптимизма, удовлетворенности от результатов практики, 23% - чувство уверенности в себе, в своих силах, то есть большинству опрошенных студентов непрерывная педагогическая практика помогла утвердиться в своем мнении о правильности выбора профессионального пути. Более развернуто о плюсах и минусах педагогической практики студенты говорили в своих интервью.

Фрагмент 3. Организация и содержание педагогической практики

«Педагогическая практика имеет ряд положительных моментов: появляется возможность проверить себя в умении устанавливать контакт с аудиторией, решать разные вопросы, импровизировать, быть ответственным за свои слова и действия, то есть возможность применить знания не только по истории и педагогике, но и психологии» (студентка Е. Ш3 курса исторического факультета МГПУ).

«На первых четырех курсах наблюдается полная нестыковка подготовки в вузе с практикой в школе: абсолютное несоответствие в методике и сроках. Возникает ощущение, что преподаватели вуза не представляют учительских будней. Хотя, возможно, они смотрят в далекое будущее. Также глупо включать в практику на 4 курсе просмотр уроков - лучше увеличить количество проводимых» (студент Щ. IV курса исторического факультета).

«Нужно до самой практики ввести «допрактику», когда месяц-другой студент в обязательном порядке сможет посещать школу (уроки), пока без ведения занятий - просто придти - посмотреть. Такой метод позволит еще больше уменьшить проблемы с «погружением» в школу» (студент С. IV курса исторического факультета).

«1. Не стоит бояться, что что-то не получится. 2. Никогда на первом уроке в своей жизни не ставьте себя выше учеников. 3. Контролируйте себя. Ваше плохое настроение, самочувствие и личные проблемы не имеют никакого отношения к школе и ученикам. Самое главное - любить детей, даже если не любить, то уважать обязательно. Не унижать их достоинства, не оскорблять их чувства. С пониманием относиться к каждому ученику. Ведь нет ничего страшней, чем учитель, который не любит детей, не любит свою работу, угнетен своим положением преподавателя» (студентка Н. IV курса (филологического факультета).

В этом спектре слагаемых позитивной мотивации к работе по избранной профессии на первом этапе педагогической деятельности важно отношение к практикантам со стороны коллег и руководства образовательного учреждения. Большинство (73%) считают его доброжелательным, однако 17% опрошенных - характеризуют его как взыскательное, придирчивое, настороженное или даже безразличное и негативное. Практиканты отмечают также помощь в своей работе со стороны директора школы, родителей, друзей.

При этом многие респонденты подчеркнули позитивные стороны педпрактики: накопление опыта, возможность проанализировать свои сильные и сла-

2 Социологический опрос выпускников восьми факультетов МГПУ В исследовании приняли участие 262 респондента.

бые стороны как учителя, проверить свои силы на деле, возможность узнать учащихся, найти место будущей работы и многое другое. Но, на наш взгляд, один из главных выводов, который уже смог сделать студент на основании такой достаточно длительной практической работы - это, опять же, оценка правильности выбора им своей профессии.

Молодыми педагогами были отмечены также и негативные стороны практической составляющей образовательного процесса: большие учебные нагрузки, неготовность к многообразию видов деятельности учителя, недостаточное внимание со стороны опытных преподавателей и администрации школы в плане оказания помощи практиканту, слабое материаль но-техни че ское оснащение учебных кабинетов, недостаток методической литературы, недостаточно эффективное взаимодействие в системе «школа - студент - университет».

Наибольшие трудности практиканты испытывают в процессе воспитания подопечных (31%) и в общении с администрацией школы (17%), а наименьшие - в процессе преподавания (11%) и в общении с коллегами (10%).

Поэтому мы полагаем, что трети участникам опроса, испытывающим чувства неуверенности в себе, разочарования, страха и пессимизма, необходимо задуматься о правильности выбора профессии, пересмотреть отношение к ней, а кому-то из них лучше совсем не приступать к профессии учителя в школе и попытаться найти себе применение в другой области сферы образования.

Фрагмент 4. Адаптация начинающего учителя к педагогическому коллективу

Насколько подготовлен молодой специалист к началу своей деятельности вид-

но не только по уровню приобретенных в вузе профессиональных знаний и навыков, но и по его умению взаимодействовать с новым коллективом, администрацией школы, с учащимися и их родителями. Респонденты педагогических вузов следующим образом оценили различные элементы взаимодействия с участниками образовательного процесса.

• Отношение к молодому коллеге со стороны администрации характеризуют как доброжелательное 70% выпускников МГПУ и 63% окончивших другие педагогические вузы; в то же время 59% и 51% соответственно называют его еще и требовательным. Такое сочетание доброжелательности и требовательности к начинающему учителю со стороны руководства образовательного учреждения вполне оправдано и в свою очередь свидетельствует о наличии у вчерашних выпускников вуза определенной доли самокритичности, ответственности и понимания необходимости такого «сопровождения».

• Взаимоотношения в новом для себя педагогическом коллективе оценивают как хорошее 77% молодых учителей, окончивших МГПУ, против 71% выпускников других вузов. Такая позитивная оценка большинства респондентов связана не только со зрелостью коллективов школ, но и с личностными качествами, а также с приобретенными молодыми педагогами в вузе навыками взаимодействия. Это подтверждается и тем, что за период своей педагогической деятельности (от 1-го до 5 лет) у 85% выпускников МГПУ и у 78% - других вузов не произошло ухудшения отношений с коллегами.

• В целом морально-психологический климат в своих школьных коллективах характеризуют как хороший 59% практикантов из МГПУ и 47% выпускников других вузов.

371

52%

20%

ш

10% ™ =

Л_1 ш

В5

Понимание важности педагогической профессии

Условия работы (учебный график, стабильность и т.д.)

Реализация творческого потенциала

Творческий педагогический коллектив

Общение с детьми (любовь к детям, вклад в формирование личности)

Рис. 1. Что больше всего привлекает молодых учителей - выпускников МПГУ в их работе в образовательном учреждении (в % от общего количества - 143 ответа на данный вопрос)

372

• Умеренно выраженную боязнь класса (страх перед учениками) отмечают у себя 10% выпускников МГПУ и 16% - других вузов; отсутствие этих ощущений - 85% и 76% соответственно. В то же время, умеренно выраженное неадекватное чувство неприязни к ученикам оказалось характерным для 5% и 11% респондентов соответственно. Отсутствие таких негативных реакций на учащегося констатируют 90% выпускников МГПУ и 81% - других вузов.

Таким образом, адаптация большинства молодых учителей к особенностям взаимодействия с основными участниками образовательного процесса носит, как правило, благоприятный, успешный характер, в чем, несомненно, играют большую роль приобретенные молодыми специалистами в вузе навыки общения и взаимодействия, в том числе в процессе непрерывной педагогической практики.

Можно отметить, что по большинству критериев взаимодействия число респондентов МГПУ, адапти-

ровавшихся по прямым и косвенным показателям к новым трудовым коллективам и учащимся, превышает на 6-12% аналогичные показатели выпускников других вузов.

Поскольку адаптация представляет собой сложный социально-психологический процесс, с необходимостью предполагающий обратную (двустороннюю) связь, то вузам, образовательным учреждениям, управленческим и общественным структурам системы образования, да и самим выпускникам предстоит серьезная систематическая работа по нейтрализации и устранению факторов, оказывающих дезадаптирующее влияние. И здесь немаловажную роль может сыграть учет

□ Выпускники МГГУ

0 Выпускники др. аузов

1. Практическая работа в школе

4. Взаимодействие с администрацией

2. Общение со школьными учителями

5. Уровень полученных знаний

3. Общение с учащимися

6. Уровень навыков практической работы

Рис. 2. Сравнение факторов, положительно влияющих на отношение к профессии молодых учителей - выпускников МГПУ и других педагогических вузов

)

тех факторов, которые в наибольшей степени привлекают молодых учителей в их педагогической деятельности.

Фрагмент 5. Факторы, в наибольшей степени привлекающие молодых учителей - выпускников МГПУ в их работе в образовательном

учреждении (рис. 1) Данные представленные на диаграмме наглядно отражают основные векторы работы с молодыми учителями, которые должны развиваться для их успешного закрепления в школах столицы.

Фрагмент 6. Адаптация молодого учителя к профессиональной деятельности

Важным показателем успешности адаптации молодого учителя на начальном этапе практической деятельности является его оценка отношения к профессии с позиций уже накопившегося собственного опыта. На рис. 2 представлены мнения респондентов о факторах, оказавших положительное влияние на их отношение к профессии. Цифрами на рисунке обозначены: 1) практическая работа в школе; 2) общение со школьными учителями; 3) общение с учащимися; 4) взаимодействие с администрацией; 5) уровень полученных знаний; 6) уровень навыков практической работы.

Как видно, все рассмотренные факторы, с которыми молодой учитель постоянно сталкивается в своей практической деятельности, оказывают положительное влияние на отношение к профессии большинства респондентов (от 59% до 89% по различным факторам). В то же время обращает на себя внимание тот факт, что по всем рассматриваемым позициям, количество респондентов - выпускников МГПУ, положительно характеризующих их влияние на от-

ношение к профессии, превышает соответствующие показатели респондентов из других вузов на 4-16%.

Фрагмент 7. О недостатках знаний, умений и навыков для профессионального становления

Большое значение в педагогической практике имеет опора на собственные знания, полученные в стенах университета. В связи с этим встает вопрос: достаточно ли выпускнику университета знаний, умений и навыков, приобретенных за годы учебы? В целом подавляющее большинство (78%) в большей или меньшей степени довольны состоянием своей теоретической и практической подготовки к профессиональной деятельности учителя школы, но 9% респондентов не удовлетворены объемом и качеством знаний, умений и навыков, приобретенных за годы учебы в МГПУ, или считают их недостаточными.

Молодые респонденты отмечают нехватку знаний в конкретных областях педагогической деятельности, а именно: 35% в сфере воспитания учащихся, общения с ними и их родителями; 26% говорят о недостаточности 3'3 методических знаний; по 24% - в сфере предметного преподавания и психологических знаний; 10% - общепедагогических знаний и умений.

Выпускники МГПУ особенно выделили недостаток знаний, умений и навыков в таких областях, как: общение с родителями учащихся (28%), методическая и психологическая области (по 22%).

Эксперты, в качестве которых выступили руководители общеобразовательных учреждений города, где работают наши выпускники, в первую очередь обращают внимание на недостаток у выпускников МГПУ методических знаний (36%), в сфере воспитания учащихся, об-

374

щения с ними (30%) и психологических знаний и умений (28%).

Фрагмент 8. Проблемы, решение которых помогло бы выпускникам педагогических учебных заведений успешно закрепиться в общеобразовательных учреждениях

К сожалению, далеко не все наши выпускники успешно закрепляются, по объективным или субъективным причинам, в школьных коллективах. Что же необходимо предпринять для этого.

По мнению выпускников МГПУ, для закрепления молодых специалистов в общеобразовательных учреждениях города в первую очередь необходимо улучшить социально-экономическое положение молодых педагогов (53% против 47% -выпускников других педвузов), повысить статус профессии «учитель» (20% против 12%). В то же время, они в меньшей мере, чем другие молодые педагоги (13% против 19%) считают, что закреплению молодых специалистов может способствовать поддержка молодых специалистов членами педагогического коллектива. Точки зрения респондентов по данному вопросу иллюстрирует рис. 3.

Полагаем, что совершенствование вышеназванных сторон жизнедеятельности

молодых учителей позволило бы не только им успешно закрепиться в педагогических коллективах, но и в целом улучшить морально-психологический климат в них.

Фрагмент 9. Условия, при которых молодые специалисты твердо бы решили остаться работать в системе московского образования

Этот вопрос тесно взаимосвязан с предыдущим. И проблемы, которые затрагиваются в нем, фактически идентичны. Рассмотрим их более пристально (рис. 4).

А вот мнение одного из молодых педагогов - студентки IV курса филологического факультета в/о М.

При каких условиях я бы вернулась в школу?

«Существует множество факторов, которые влияют на работоспособность учителя, взаимоотношения с педагогическим коллективом, на желание продолжать работу в школе.

Я вернулась бы работать в школу при следующих условиях.

1. Если бы не было учеников, которые могут свободно матом высказывать свои мысли вне зависимости от того, на уроке они или нет, и слышит ли их кто-нибудь.

5354

2%

Совершенствование деятельности вышестоящих организаций

■ 2 Улучшение материально-технической базы образовательных учреждений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Улучшение жилищных условий

_4 Поддержка молодых специалистов членами педагогического коллектива

Повышение статуса профессии учителя

Улучшение социально-экономического положения 23456 молодых педагогов

Рис. 3. Что необходимо предпринять для закрепления выпускников педагогических учебных заведений в образовательных учреждениях: мнения выпускников МПГУ (в % от общего количества - всего 1 22)

13%

ф

а: Решение принято (при любых условиях; уже решил; все удовлетворяет)

ш, Совершенствование морально-психологической

атмосферы среди участников образовательного процесса Улучшение материально-технической базы образовательных учреждений

= ■! Повышение статуса профессии «учитель»

Возможность самореализации, творческого и профессионального роста

Улучшение жилищных условий

Улучшение социально-экономического положения

Рис. 4. Условия, при которых молодые специалисты - выпускники МПГУ твердо решили бы остаться в системе московского образования (в % от общего количества - всего 93 ответа)

2. Если бы заработная плата была выше.

3. Если бы коллектив (учителя) не воспринимал молодого специалиста как очередного ученика, уважал бы новые начинания и не обвинял в непрофессионализме после каждого урока.

4. Если бы школа была лучше оснащена самым элементарным оборудованием: хорошими партами, стульями, досками.

5. Если бы у любого учителя был кабинет, в котором он всегда проводил свои уроки, а не ходил бы по разным кабинетам.

6. Если бы уборщица убирала коридоры, а дети после уроков мыли свой кабинет самостоятельно (это их приучает не мусорить в других кабинетах).

7. Если бы в школе работал хороший психолог, способный проводить не только тестирование, но реально помогать в работе с трудными детьми.

8. Если бы можно было вести уроки только русского языка или только литературы, а тем более не вести уроки обществоведения, москвоведения, истории и пр.

9. Если бы в школе работали профессионалы, а не те, кто просто любит детей, не зная, что с ними делать» (студентка М. IV курса филологического факультета в/о).

Приведенные фрагменты ряда мониторинговых исследований свидетельствуют о том, что на нынешнем этапе развития системы столичного образования, пополнение школ молодыми педагогическими кадрами и закрепление в них во многом зависит от того, насколько серьезное внимание со стороны федеральных, региональных и городских управленческих структур образовательной отрасли уделяется в первую очередь вопросам улучшения социально - экономического положения, жилищных условий молодых учителей; насколько внимательно эти проблемы анализируются и к ним относятся в высших учебных заведениях и общеобразовательных учреждениях.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Профессиональное становление молодых педагогов - выпускников МГПУ в московских школах. Мониторинговое исследование. - М.: МГПУ, 2007.

2. Ключевые проблемы кадрового обеспечения образовательных учреждений города Москвы. Информационно-аналитические материалы / Отв. ред. Е. С. Кушель. - М.: Центр «Школьная книга», 2007.

3. Профессиональное становление молодых педагогов в московских школах / Отв. ред. Е. С. Кушель. - М.: Центр «Школьная книга», 2007. ■

375

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.