Научная статья на тему 'Проблема эмоционального выгорания у представителей педагогической профессии'

Проблема эмоционального выгорания у представителей педагогической профессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4102
469
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕСТРУКЦИЯ / СТРЕСС / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Елена Георгиевна

Данная статья посвящена вопросам профилактики синдрома эмоционального выгорания у представителей педагогической профессии, в частности, у студентов педагогических вузов, будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article focuses on the prevention of burnout among representatives of the teaching profession, in particular, future teachers, future teachers

Текст научной работы на тему «Проблема эмоционального выгорания у представителей педагогической профессии»

менного студенчества, которые далеко не стабильны. Колебания студенческих настроений зависят не только от внешних, но и от внутренних психических факторов, которые связаны с возрастными особенностями (недостаточное самоопределение как в жизненном, так и в профессиональном плане). Следствием этого стало усиление конфликтности в молодежной среде.

Конфликтные ситуации в студенческой среде возникают в различных сферах взаимодействия: учебной, коллективной, трудовой, общественно-полезной, научной, творческой, спортивной, бытовой и т.д.

Выбор стратегии поведения в конфликте обусловлен ситуативными факторами, эмоциональным состоянием, имеющимся опытом подобных ситуаций и личностными характеристиками, особую роль среди которых играет Я-концепция.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ананьев, Б.Г. Психология студенческого возраста и усвоение знаний // Вестник высшей школы. - 1972. -№ 7. - С. 17-21.

2. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 496 с.

3. Василюк, Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16. - № 3. - С. 90-101.

4. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2014. - 464 с.

5. Карабущенко, Н.Б. Влияние психологической дистанции на конфликтные ситуации в студенческой среде: дис. ... канд. психол. наук / Н.Б. Карабущенко. - Ставрополь, 2002.

6. Конфликтная борьба, сотрудничество, взаимодействие / под ред. Г.М. Потанина. - М.; Белгород, 1996.

7. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2010. - 237 с.

УДК 159.922.27 ББК 88.4

Е.Г. Петрова

ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам профилактики синдрома эмоционального выгорания у представителей педагогической профессии, в частности, у студентов педагогических вузов, будущих учителей.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, профессиональная деструкция, стресс, профилактика.

E.G. Petrova

PROBLEM EMOTIONAL BURNOUT AMONG REPRESENTATIVES OF THE TEACHING PROFESSION

Abstract. This article focuses on the prevention of burnout among representatives of the teaching profession, in particular, future teachers, future teachers.

Key words: burnout syndrome, professional de-struction, stress prevention.

Труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у большинства из тех, кто непосредственно работает с людьми.

У подавляющего большинства педагогов общеобразовательных школ наблюдается повышенный риск патологии сердечно-сосудистой системы, заболевания сосудов головного мозга, имеют нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта. Вся выявляемая соматическая патология сопровождается клиникой неврозоподобных нарушений. Указанная сторона здоровья учительства обусловлена многими социальными, экономическими, жилищно-бытовыми факторами. Немалая роль здесь, конечно, и психического напряжения, сопровождающего профессиональные будни педагога. Все эти факторы влияют на подверженность представителей педагогической профессии эмоциональному выгоранию. В связи с этим возникает вопрос об успешности влияния педагога на подрастающее поколение.

Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям. В условиях реализации принципов личностно-ориентированного обучения, особую

актуальность приобретает изучение факторов, препятствующих гуманизации отношений в диалоге «учитель-ученик».

Можно предположить, что синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения учителя. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).

Синдром эмоционального выгорания - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Эмоциональное выгорание представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Синдром эмоционального выгорания - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравми-рующие воздействия.

Мы придерживаемся определения данного феномена, предложенного А.А. Рукавишниковым, который понимал под эмоциональным выгоранием «устойчивое, прогрессирующее, негативно окрашенное психологическое явление, которое характеризуется психоэмоциональным истощением, развитием дисфункциональных установок и поведения на работе, потерей профессиональной мотивации, проявляющееся в профессиональной деятельности у лиц, не страдающих психопатологией» [1, 40].

Синдром эмоционального выгорания в достаточной мере изучен в современной психологии как психологический феномен. В зарубежной психологии можно выделить труды следующих ученых: Х.Д. Фрейденберг, М. Лейтер, К. Маслач, Е. Хартман, В. Шауфели и др. В отечественной психологии мы опираемся на исследования В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, Е.А. Романовой,

A.А. Рукавишникова, Е.С. Старченковой и пр.

Нас в рамках этой тематики интересует, прежде всего, вопрос профилактики синдрома эмоционального выгорания у представителей педагогической профессии, т.к. учитель не просто взаимодействует с молодыми людьми, он прежде всего на современном этапе развития педагогики ориентирован на личность воспитанника, призван формировать ее, не только обучать, но прежде всего развивать и воспитывать. Выполнение этой роли требует от педагога способности противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. На наш взгляд, существует некоторое противоречие между тем, как выполнить все требования, предъявляемые профессией, и при этом оптимально реализовать себя в профессии и получать удовлетворение от своего труда. Именно это зачастую приводит педагога к повышенному риску возникновения синдрома эмоционального выгорания.

Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к людям, приходящим для получения образования. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

Редукция профессиональных достижений - это возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. [2]

После того, как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию, или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группировались в два больших блока (исследования В.В. Бойко, Г.П. Звездиной, К. Кондо, Е. Малера, С. Маслач,

B. Спиридонова, Т.В. Форманюк и др.): особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными.

К внешним факторам, провоцирующим выгорание, можно отнести:

- специфику профессиональной педагогической деятельности(необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);

- организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

К внутренним факторам относят:

- коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;

- ролевой и личностный фактор (индивидуальный):смерть и тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Трудовая деятельность педагога зачастую проходит в условиях, требующих усиленного расхода внутренних резервов человека. Длительные значительные нагрузки без достаточных условий для полного восстановления сил, социальная, коммуникативная депривиация и другие факторы оказывают наиболее неблагоприятное воздействие на субъекта, иногда полностью дезорганизуя его трудовую деятельность. При продолжительном и комбинированном влиянии комплекса таких факторов с большой долей вероятности можно ожидать появление ряда выраженных функциональных и психических сдвигов, ухудшение работоспособности, снижения качества работы и перегрузок. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся в неблагоприятных условиях, является стресс. Это состояние, сложное по своей природе, имеет психофизиологический, личностный и социальный аспекты рассмотрения.

Для работы учителя характерны такие проявления стресса, как фрустрация, тревожность, утомление. В качестве причин или специфических для его деятельности стрессоров, приводящих к подобным состояниям, выделяют трудности или неспособность управлять диструктивным поведением учащихся, слабую взаимосвязь между учителем и учениками, равнодушие администрации и недостаточную поддержку при решении дисциплинарных проблем, бюрократическую некомпетентность и отсутствие права голоса при принятии организационных вопросов. В настоящее время труд учителя все еще не престижен и не всегда адекватно оплачиваем. Несоответствие уровня заработной платы результатам работы, возникновение финансово необеспеченных расходов также могут являться причиной стресса. Кроме того, профессиональная деятельность учителя протекает в структурированной ситуации, предполагающей соблюдение общепринятых инструкций и правил. Для нее характерна повышенная конфликтность и необходимость быстрого принятия решений. Педагогическая деятельность насыщена такими стрессорами, как социальная оценка, повседневная рутина. Многие учителя не способны успешно разрешать педагогические проблемные ситуации, возникающие в учебно-воспитательном процессе, из-за недостаточного владения приемами самоанализа и саморегуляции. Таким образом, профессиональная деятельность учителя предъявляет повышенные требования к его здоровью, когнитивным и личностными ресурсам.

Под руководством нашей коллеги О.А. Холиной было проведено исследование синдрома эмоционального выгорания у школьных учителей образовательных учреждений г. Таганрога, в котором принимали участие педагоги начальной и средней школы, имеющих стаж работы не менее трех лет, в возрасте от 30 до 55 лет. В процессе исследования педагогов была использована психодиагностическая методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.

Полученные данные показали, что «из всего числа педагогов начальной школы низкий уровень эмоционального выгорания диагностирован у 6 % педагогов, средний - у 91 % педагогов, высокий - у 3 %. У педагогов средней школы низкий уровень эмоционального выгорания диагностирован у 15 % опрошенных, средний - у 79 %, высокий - у 6 %» [4, 282]. Подавляющее большинство школьных учителей подвержено синдрому эмоционального выгорания и вынуждены справляться с ним самостоятельно. Кроме того, исследование показателей отдельных симптомов по фазам эмоционального выгорания показало, что «педагоги средней школы острее переживают трудные ситуации, у них в большей степени накапливается отчаяние и негодования, формируется чувство безысходности... Педагоги начальной школы более интенсивно переживают симптом, ... когда приходит осознание, что эмоционально они уже не могут воздействовать на учеников, не в состоянии сопереживать им, войти в их положение» [4, 281].

Многие исследователи приходят к выводу, что синдром эмоционального выгорания все-таки не является неизбежным. Многие из причин эмоционального выгорания содержатся не только в личностных особенностях людей, но и также в определенных социальных и ситуативных факторах. Скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить их возникновение. При этом работу лучше всего начинать еще в рамках вузовского обучения будущих педагогов. Студенты получают потенциально опасную в отношении синдрома эмоционального выгорания профессию, и было бы разумно не только знакомить их с этим риском, но и научить предотвращать его действие, ослаблять влияние тех факторов, которые приводят к развитию данного синдрома.

Еще одна наша коллега В.И. Мищенко относит профилактику синдрома эмоционального выгорания к «важнейшему направлению психолого-педагогического сопровождения развития студентов... сохранению и укреплению здоровья» [3, 266]. Основными задачами в этом направлении, по ее мнению, являются «формирование установок на здоровый образ жизни и развитие навыков саморегуляции и управления стрессом» [3, 266].

Профилактические и лечебные меры при синдроме эмоционального выгорания во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении.

Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении и развитии признаков синдрома эмоционального выгорания у педагога необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда, характер складывающихся взаимоотношений в коллективе, личностные реакции и заболеваемость.

Существенная роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания отводится, прежде всего, самому пациенту. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение данного психологического синдрома, но и достичь снижения степени его выраженности:

• определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);

• использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

• овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

• профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других учреждений, образовательных субъектов, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

• уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома эмоционального выгорания);

• эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

• поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления синдрома эмоционального выгорания).

Первым этапом профилактической работы должно стать информирование педагогов о том, что такая проблема существует и вызвана она объективными причинами - работой в сфере «человек-человек». Это несколько снизит озабоченность человека собственным состоянием, потому что оно станет более понятным, определенным, а значит - подконтрольным.

Второй этап стоит посвятить осознанию и принятию педагогами своего перфекционизма, то есть страха сделать ошибку, не достигнуть обязательного успеха. Однако этому должна предшествовать подготовка, мотивирующая их к этому. В качестве подготовки стоит провести беседу о взаимосвязи эмоционального благополучия и психосоматики. В частности, можно сообщить о частотности такого явления, как страх ошибки, страх собственного несовершенства, который может принимать разные формы. Это может быть острое реагирование на претензии родителей, даже при понимании того, что ты действовал абсолютно правильно. Это может быть глубокое переживание ситуации, когда учащиеся класса плохо справились с контрольной работой, хотя ты на самом деле понимаешь причину этого: накануне их возили в театр и они просто устали. Люди такого

плана систематически находятся в ситуации крайнего напряжения, потому что их девиз: «Я должен всегда работать хорошо, чтобы все были мною довольны».

Третий этап необходимо посвятить накоплению ресурсов для изменения. Он должен быть долговременным и контролируемым. Это и будет составлять основную содержательную часть психолого-педагогического сопровождения учебной или рабочей деятельности педагога.

На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей. Эти подходы могут быть использованы и в педагогической деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Наиболее распространенным средством является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в вузе, быстро устаревают. В зарубежной литературе фигурирует даже единица измерения устаревания знаний специалиста, так называемый «период полураспада компетентности», заимствованный из ядерной физики. В данном случае означает продолжительность времени после окончания вуза, когда в результате устаревания полученных знаний по мере появления новых знаний и новой информации компетентность специалиста снижается на 50 %.

Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. В ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям. Или в случае если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.

Психологические основы саморегуляции включают в себя управление как познавательными процессами, так и личностными характеристиками - поведением, эмоциями.

Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность. Педагогическая работа связана с интенсивным общением как с детьми, так и с их родителями, что требует от педагога эмоционально-волевой регуляции. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации и активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье.

Широко используется психокоррекция как совокупность психологических приемов, применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в группе.

Еще одно важное условие состоит в наличии разделения между работой и домом, между профессиональной и частной жизнью. Выгорание усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни. Для психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь. Семейные проблемы, являющиеся следствием выгорания, могут быть облегчены «снижением рутинности», когда люди направленно участвуют в специальных мероприятиях, полностью не связанных с работой, которые позволяют им расслабиться, перестать думать о работе прежде, чем они добираются домой.

Нами разработаны профилактическая программа по предотвращению развития симптомов синдрома эмоционального выгорания в рамках психолого-педагогического сопровождения студентов педагогических вузов, индивидуальные программы восстановления для педагогов, имеющих высокие баллы по эмоциональному выгоранию, система психологических консультаций с педагогами группы риска, а также рекомендации по профилактике эмоционального выгорания у будущих педагогов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бойко, В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 2008. - 136 с.

2. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются // Практикум по социальной психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 432 с.

3. Мищенко, В.И. Психологическое сопровождение студентов в процессе внеаудиторной деятельности // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. - 2014. - № 1. - С. 263-268.

4. Холина, О.А. Проблемы эмоционального выгорания в профессионально-педагогической деятельности // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. - 2014. - № 1. - С. 277-282.

УДК 159.99 ББК 88.8

И.В. Пономаренко

К ВОПРОСУ УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ПЕРЕД СЕССИЕЙ

Аннтотация. В статье рассматривается один из возможных вариантов улучшения эмоционального состояния студентов-первокурсников - проведение занятия, на котором с помощью действий фассилитации и групповой творческой деятельности преодолевается негативное отношение к предстоящим экзаменам.

Ключевые слова: психо-эмоциональное состояние, студенты-первокурсники, сессия, групповая творческая деятельность, положительные эмоции.

I.V. Ponomarenko

IMPROVEMENT OF PSYCHOLOGICAL STATE OF FIRST-YEAR STUDENTS BEFORE THE SESSION

Abstract. This article examines one of the possible options to improve the state of emotional first-year students conduct a class, which acts via fassilitatsii and group creativity to overcome the negative relative-solution for the upcoming exams.

Key words: the psycho-emotional state, first-year students, the session, group creative activity, positive emotions.

Самым важным и значимым событием жизни первокурсников становится первая сессия. Экзамен является зоной риска, неопределенности. Как следствие, это событие всегда связано с множеством эмоциональных переживаний, которые оказывают влияние на весь результат сессии.

«Правильное волнение» дает возможность мобилизовать силы и успешно сдать все экзамены. А излишнее эмоциональное возбуждение, даже для успешных студентов, оказывается непреодолимым препятствием к успеху [1, 145].

Отрицательные переживания приводят к негативным физиологическим последствиям. Исследования показывают, что за экзаменационный период в школах и вузах 48 % юношей и 60 % девушек заметно теряют в весе, а кровяное давление у них повышается до 140-155 мм ртутного столба. Согласно результатам опросов выпускников школ, чаще всего экзаменуемые страдают от головной боли, тошноты и диареи, у них обостряются все кожные заболевания, появляется чувство общего недомогания, растерянность, паника и страх. При этом они становятся чрезмерно самокритичными, их мучат кошмарные сновидения и неприятные воспоминания о прошлых провалах на экзаменах (причем, не только своих, но и чужих).

У экзаменационного стресса есть четкие симптомы - это сильное сердцебиение, повышенная потливость, раздражительность, чувство сильной усталости, потеря аппетита, головокружение. Могут возникать неадекватные эмоциональные всплески, бессонница, мигрени, астматические явления, нарушения пищеварения, общее плохое самочувствие и неспособность расслабиться.

Стресс может вызвать и депрессию, при которой у человека наблюдается резкая смена настроений, ухудшается аппетит и сон, занижается самооценка. Депрессия очень коварна, ибо воздействует на мотивацию поступков, затрудняя тем самым подготовку к экзаменам [2, 112].

Экзамены - это серьезное испытание на прочность всей нервной системы.

Российские психологи провели интересный эксперимент. Они замеряли у школьников перед экзаменом различные физиологические параметры, на основании которых можно судить об эмоциональном состоянии человека (например, частоту пульса и уровень артериального давления), и обнаружили, что двоечники и отличники волнуются одинаково сильно.

Если результат экзамена важен для человека, то совсем избавиться от волнения невозможно.

На наш взгляд, помочь преодолеть предэкзаменационное волнение помогает смех. Малазийские ученые установили, что смех не только продлевает жизнь, но и снимает стресс; улучшает аппетит и работоспособность, нормализует сон. На протяжении девяти дней 30 учащихся проходили курс смехотерапии перед экзаменами. Эти занятия включали в себя обучение особым дыхательным приемам, имитирующим смех человека. Во время тренинга добровольцы смеялись по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.