Научная статья на тему 'Качественные особенности самоактуализации личности молодого учителя'

Качественные особенности самоактуализации личности молодого учителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
289
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шафшулина Л. Р.

The professional self-development of the young teacher, which activity will define development of education for the nearest decades, gets the special importance now. The article is devoted to results of research of a level of self-actualization of the person of 70 beginner teachers of schools of Astrakhan. Results of the test have shown, that at the majority of examinees the level of expressiveness of the measured characteristic does not enter into a range of self-actualization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качественные особенности самоактуализации личности молодого учителя»

Подготовка педагогических кадров

учениками, особенно, если это взрослые люди. Преподаватели для взрослых — это сложная профессия. Она предполагает, что педагог знает не только предмет, но и социальные условия, трудности и потребности взрослых людей, а также владеет искусством просветительской деятельности и развития мотивации участников образовательного процесса.

Литература:

1. Вергиловский С. Г. Образование взрослых: опыт и проблемы / С. Г. Вер-Шловский.- М.: Знание, 2002,- 161 с.

2. Змеев С. И. Андрагогика: основы теории и Технологии обучения взрослых / С, И. Змеев,- М.: ПЕР СЭ, 2003,-207 с.

3. Калиновский Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности ан-

драгога в контексте социокультурной об разователшой политики региона; дне. док, пе.д. наук / Ю, I I. Калиновский.-СПб., 2001,- 348 с,

4. Панфилова А. Г1. АНдрагогическая компетентность преподавателя, обучающего взрослых / Д. II. Панфилова // Особенности профессионального мастерства специалистов постдипломного образования: материалы третьей междунар. науч.-практ. конф.- СПб.: ГУПМ, 2003.-С. 75-78.

5. Сухобс.кая Г. С. Зрелость социально-психологического развития человека / Г. С. Сухобская // Андрагогика: материалы к глоссарию,- СПб.: АППО, 2004,-С. 29-36.

6. Тряпицина А. П. Взаимосвязь вариативности организации обучения возрастных особенностей учащихся в процессе обучения / А. П. Тряиицина // Гуманитаризация образования.- Л.; ЛГПИ, 1992.— С. 133-135.

КАЧЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ

Л. Р. Шафигулина, аспирантка Астраханского государственного университета

С учетом современных тенденций развития образования и общества в целом особо востребованными становятся процессы саморазвития личности всех субъектов учебно-воспнта-тельного процесса. В этих условиях актуальной является проблема профессионального становления и саморазвития молодого учителя, деятельность которого будет определять развитие образования на ближайшие десятилетия.

К молодым учителям традиционно относят педагогов со стажем рабо-

ты до пяти лет. Относительно данной группы учителей разработаны вопросы профессиональной адаптации (Т. В. Белова, Е. А. Головко, Т. В. Гуляева, Л. К. Зубцова, М. В. Каминская, А. Г. Мороз, О. В. Назарова, К. Г. Тротт, Н. А. Хамидулина, А. А. Цахаева и др.). Однако процесс адаптации не может полностью раскрыть сущность и содержание тех изменений личности молодого учителя, которые происходят в условиях новой для него деятельности, хотя успешная адаптация оптимизирует процесс са-

Казанский педагогический журнал

Г2006

моактуалйзации личности учителя. Целью нашего исследования явилось изучение особенностей самоактуализации личности учителя со стажем работы до пяти лет. Ниже приводятся данные, полученные на этапе констатирующего эксперимента, проведенного в 2005-2006 учебном году.

Методы и методики исследования. Обследовано 70 молодых учителей общеобразовательных школ г. Астрахани. Использованы следующие диагностические процедуры: тестирование с помощью самоактуали-зационного теста CAT (Л.Я.Гозман, М.В.Кроз, М. В. Латинская и др.); тест смысложизненных ориентаций СЖО (Д. А. Леонтьев); методика диагностики ориентирования учителя на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с учащимися (В. Г. Маралов); анкетирование.

Результаты исследования, их обсуждение. В основе теории самоактуализации личности лежат взгляды и концепции американского психолога А. Маслоу, который под самоактуализацией понимал стремление человека к самоосуществлению, реализации присущих ему внутренних возможностей, сил, способностей и талантов; соответствие человека своей природе, желание стать тем, кем человек может стать. Он определяет следующую иерархию фундаментальных потребностей человека, где ранее называемые потребности доминируют над потребностями называемыми позже:

1. физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);

2. потребность в безопасности (стабильность, порядок);

3. потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);

4. потребность в уважении (самоуважение, признание);

5. потребности самоактуализации (развитие способностей).

А. Маслоу рассматривает личностный рост как последовательное удовлетворение потребностей в данной иерархической пирамиде. В его понимании самоактуализация есть «не только конечное состояние, но также и процесс актуализации своих возможностей» [2].

Анализ философской, психологической и педагогической литературы позволил нам определить самоактуализацию как процесс,, ведущий к наиболее полной самореализации личности. При этом максимальная внутренняя работа человека осуществляется именно в процессе самоактуализации. Предпосылкой и начальным этапом самоактуализации является самопознание личности. Процесс самопознания, без которого немыслим процесс самоактуализации, направлен на познание себя, собственных профессионально значимых личностных качеств, мотивов жизнедеятельности, основных жизненных целей. Исходя из вышесказанного, мы делаем вывод, что самореализация включает в себя самоактуализацию как составную часть, но основной акцент в этом процессе делается на применение своих сил и способностей, реальное воплощение намеченных жизненных планов, в то время как самоактуализация включает деятельность по познанию себя, развитию внутренних потенций, проявлению их вовне.

11одготовко педагогических кадров

Направление процесса профессионального саморазвития молодого учителя определяется помимо прочих мотивов деятельности потребностями собственного самосовершенствования в профессии, т.е. в том числе и потребностями в самоактуализации, мерой осознания индивидуальных особенностей личности, учета ее сильных и слабых сторон, их проявления в деятельности. Хотя первоначальный этап профессионального становления личности учителя обычно относят к Периоду вузовского обучения, реально этот процесс происходит после того, как педагог непосредственно приступит к самостоятельной профессиональной деятельности. И здесь особо значимыми становятся характеристики его личности, поскольку достижение вершин профессионального мастерства предполагает единство Личностного и профессионального развития. Поэтому определение основных характеристик личности молодого учителя позволяет ему в полной мере осуществить процесс самопознания, являющийся необходимым условием самоактуализации личности и ее д альнейшего совершенствования.

Практика использования CAT показала, что диапазон психической и статистической нормы составляет 45-55 Т-баллов, а сам «диапазон самоактуализации» находятся в пределах 55-70 стандартных Т-баллов [1]. Данные диаграммы позволяют определить общую тенденцию в распределении стандартных Т-баллов по всем шкалам теста CAT, что дает направление для дальнейшего исследования и применения других методик

и тестов, уточнения полученных результатов.

В результате исследования уровня сформированности самоактуализации личности молодых учителей был построен профиль самоактуализации по средним значениям показателей всех шкал для 70 испытуемых (рис. 1).

Графические данные наглядно показывают, что средние значения стандартных Т-баллов испытуемых находятся в пределах от 40 до 55 Т-баллов, то есть ниже диапазона самоактуализации. Самые низкие показатели из всех шкал соответствуют шкале «познавательные потребности», также низкий уровень наблюдается по таким профессионально значимым показателям, как шкалы «гибкость поведения» , «контактность», «креативность» . В то же время наиболее высокие результаты получены по шкалам «представления о природе человека» и «самоуважение». Полученные предварительные результаты свидетельствуют о том, что у молодых учителей наблюдаются значительные трудности в коммуникативной сфере - низкая способность к установлению эмоционально-насыщенных субъект-су бъектных отношений, слабое стремление к приобретению новых знаний, нежелание заниматься самообразованием.

Самоактуализационный тест (САТ), созданный Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинской на основе методики Э. Шострома, позволяет измерить уровень самоактуализации по двум основным и 12 дополнительным шкалам: 1 - Ориентация во времени, 2 -Поддержка, 3 - Ценностные ориентации, 4 - Гибкость поведения, 5 - Сен-

67

Казанский педагогический журнал Г2006

Рис. 1. Профиль самоактуализации личности молодых учителей (средние значения)

зитивность, 6 - Спонтанность, 7 - Самоуважение, 8 - Самопринятие, 9 -Представления о природе человека, 10 - Синергия, 11- Принятие агрессии, 12 - Контактность, 13 - Познавательные потребности, 14 - Креативность.

Для молодых специалистов характерно поверхностное понимание значимости самообразования и несерьезное отношение к нему, объясняемое ими тем, что они недавно закончили вузы и еще все хорошо помнят. Подобное отношение к самообразованию, являющемуся необходимым условием непрерывного профессионального саморазвития учителя, неизбежно тормозит процесс профессионального становления и приобщения молодого специалиста к научно-исследовательской и инновационной деятельности.

66

Эти результаты подтверждаются данными проведенного нами анкетирования начинающих учителей, которые среди основных затруднений в своей профессиональной деятельности называют проблемы налаживания дисциплины на уроке, обусловленные трудностями в общении с учащимися, а также их родителями. Зачастую выход из данной ситуации многие начинающие педагоги находят через авторитарные методы воздействия, но это только усугубляет ситуацию, и у таких учителей напротив все чаще возникают конфликтные ситуации. Таким образом, трудности, которые испытывают молодые специалисты в сфере межличностного общения, обуславливают неэффективность педагогической деятельности, в которой одним из базовых структурных компонентов является именно коммуника-

11одготовко педагогических кадров

тивный компонент. Низкий уровень познавательных потребностей тормозит также и усвоение ими новых методик и инновационных технологий, которые на данный момент имеют приоритетное значение в плане модернизации образования. В условиях глобальной информатизации образования и общества в целом, быстрого устаревания информации необходимость в непрерывном самообразовании приобретает особую значимость. Причем самообразование мы понимаем в широком смысле как деятельность по развитию не только профессиональной, но и общей культуры.

Модернизация российского образования предъявляет требования к педагогу, включающие в себя такие качества, как эрудированность, общая и профессиональная культура, эмпатия, свободная ориентация во всех сферах человеческого знания. В связи с имеющимися у молодых учителей затруднениями в коммуникативной сфере актуальна проблема выраженности личностно-ориентированной или учебно-дисциплинарной модели взаимодействия с учащимися. Шкала «контактность» в тесте CAT фактически указывает на стремление педагога к проявлению гуманистической направленности его личности, под которой понимается направленность на ребенка, содействие развитию его личности (Л. М. Митина). Анализ результатов по методике В. Г. Маралова [3] показал, что только около 5% молодых учителей, характеризуются ярко выраженным преобладанием личностно-ориентированной модели взаимодействия с учащимися, 20% - умеренной ориентированностью. Таким образом*

порядка 75% начинающих учителей ориентированы на учебно-дисциплинарную, авторитарную модель взаимодействия.

Анализ результатов теста смысложизненных ориентаций (СЖО) показал, что большинство молодых учителей показывают высокие баллы по всем значениям теста. Сопоставив эти данные с результатами анкетирования можно утверждать, что значительная часть молодых педагогов сознательно выбрали профессию учителя, не собираются ее менять, хотя испытывают ряд затруднений - в коммуникативной и эмоционально-волевой сфере, методические и дидактические затруднения. В то же время около 40% опрошенных учителей не удовлетворены на данный момент своей профессиональной деятельностью, 30% опрошенных при возможности сменили бы работу. Данные проблемы начинающих специалистов усугубляются тем, что работа с молодыми специалистами в общеобразовательных учреждениях носит преимущественно ориентационный, нормативный характер, преобладают демонстрационно-объяснительные формы работы, что не затрагивает личностной сферы молодого педагога, активизирует только репродуктивные умения и не вовлекает их в непосредственный процесс творческой педагогической деятельности. Мы предполагаем, что наиболее продуктивными формами работы с начинающими педагогами являются активные методы (тренинги, деловые игры, анализ конкретных ситуаций и т.д.).

Заключение. В ходе исследования были изучены уровень сформирован-

69

I I I I I I I I -ф- в ■

Казанский педагогический журнал Г 2006

ности самоактуализации личности, основные затруднения в работе начинающих учителей, степень осмысленности ими жизни. Нами были установлены преобладающие модели взаимодействия начинающих учителей с учащимися, проанализированы результаты исследования личностных особенностей учителей, находящихся на начальной стадии профессиональной деятельности. Проведенное исследование имело основной целью выяснение преобладающих особенностей изучаемого объекта. В дальнейшем предполагается дополнительное его изучение на более широкой выборке. Результаты данного исследования по-

могли уточнить гипотезу программы изучения особенностей самоактуализации личности молодого учителя в процессе его профессиональной деятельности.

Литература:

1. Гозман Л. Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализащюнньш тест. М.: Российское педагогическое агеНство, 1995.- С. 21.

2. Маслоу А. Самоактуализация Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузы-рея,- М., 1982,- С. 113.

3. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития,- М.: Академия, 2004,-С. 240-241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.