зация школьной молодёжи в современной России: Дис. ... д-ра социол. наук / Уральская академия государственной службы. - Екатеринбург, 2004. - 353 с.
6. Егоршина О. В. Воспитание готовности старшеклассников общеобразовательной школы самостоятельной предпринимательской деятельности: Дис. ... канд. пед. наук / Московский гос. областной ун-т. - М., 2003. - 192 с.
7. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. / Общ. ред. А.Ф. Лосева и др. АН СССР, Институт философии. - М.: Мысль, 1990.
8. Ян Амос Коменский. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Педагогика, 1982.
9. Песталоцци Иоганн Генрих. Избранные педагогические произведения: В 3 т. - М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961.
10. ДистервегА. Избранные педагогические сочинения. - М.: Гос. уч.-пед. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1956. - 375 с.
11. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 10-ти томах. - М.: Изд-во Академии пед. наук, 1957.
12. Баден-Пауэлл Р Настольная книга скаута. -М.: Русская книга, 2001. - 368 с.
13. Горский В.А. Техническое творчество и военно-патриотическое воспитание школьников. - М.: Изд-во ДОСААФ, 1983. - 128 с.
14. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. -М.: Аграф, 1998. - 480 с.
Л.Р Шафигулина
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ
В статье приведены результаты исследования взаимосвязи направленности личности с показателями самоактуализации молодого учителя. Были выявлены компоненты самоактуализации. Описываются основные этапы работы и анализируются ее результаты.
Данная работа ставит своей целью анализ особенностей процесса самоактуализации личности начинающих учителей и их педагогической направленности. Профессиональное саморазвитие молодого педагога, деятельность которого будет определять развитие образования на ближайшие десятилетия, сегодня приобретает особую значимость.
Теоретико-методологической основой модернизации системы образования является переход к личностно-ориентированной парадигме. Новая стратегия развития не только возрождает интерес к сущности человека, актуализации и самореализации его потенциальных возможностей, но и особую значимость придает роли учителя, способного содействовать развитию личности ученика. Актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, необходимостью становления и развития процесса самоактуализации личности молодого учителя в профессиональной деятельности, а, с другой стороны, ее неразработанностью в психолого-педагогических исследованиях, посвященных главным образом вопросам адаптации данной категории учителей.
Основной вклад в становление и развитие теории самоактуализации принадлежит А. Маслоу.
Самоактуализацию он рассматривал как цель, мотив, процесс. Но основной ее смысл состоял в стремлении человека к самоосуществлению; реализации присущих ему внутренних возможностей, сил, способностей и талантов. Под самоактуализацией личности учителя в профессиональной деятельности мы понимаем сознательный и целенаправленный процесс выявления и раскрытия личностных качеств, способствующих личностнопрофессиональному росту и эффективному выполнению педагогической деятельности.
По мнению Л.М. Митиной самоактуализация учителя в профессиональной деятельности есть проявление его педагогической направленности. Традиционно в структуре направленности личности учителя по доминирующим мотивам выделяют: деловую или предметную направленность (направленность на раскрытие содержания учебного предмета), гуманистическую направленность (направленность на других людей, на развитие личности ребенка), личную или индивидуалистическую направленность (направленность на себя, собственное самосовершенствование). В оптимальном варианте по нисходящей преобладают направленность на ученика, других людей; направленность на себя, стремление к само-
© Л.Р. Шафигулина, 2008
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 20081
совершенствованию; направленность на содержание конкретного учебного предмета [2, с. 67]. В силу этого первостепенное значение для учителя имеет гуманистическая направленность его личности как основной компонент педагогической направленности.
В рамках определения взаимосвязи направленности личности молодого учителя с показателями самоактуализации было проведено экспериментальное исследование среди начинающих педагогов 30 общеобразовательных школ г. Астрахани и области в 2006-2007 гг. С помощью са-моактуализационного теста (САТ) (модификация Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская) были обследованы 120 молодых учителей. Тест САТ имеет 14 шкал: две базовые - шкала Компетентности во времени и шкала Поддержки, измеряющие основные характеристики самоактуализации личности, и 12 дополнительных шкал, определяющих ее отдельные аспекты. Шкала Ориентации во времени определяет, насколько человек живет настоящим, ощущает связанность прошлого, настоящего и будущего. Шкала Поддержки измеряет, насколько человек независим в поступках, стремится ли он руководствоваться собственными принципами и убеждениями. Шкала Ценностных ориентаций измеряет, в какой мере человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности. Шкала Гибкости поведения определяет степень гибкости человека, способности реагировать на изменения в различных ситуациях поведения и общения. Шкала Сензитивности к себе диагностирует, насколько человек осознает, рефлексирует свои чувства и потребности. Шкала Спон-
танности определяет способность к непосредственному, естественному и раскованному выражению чувств. Шкала Самоуважения измеряет способность человека ценить свои достоинства. Шкала Самопринятия определяет степень принятия человеком себя, несмотря на свои достоинства и недостатки. Шкала Представлений о природе человека выявляет склонность субъекта воспринимать человеческую природу в целом как положительную. Шкала Синергии выявляет способность к целостному восприятию окружающего мира и людей. Шкала Принятия агрессии измеряет способность субъекта воспринимать проявления собственной агрессии как естественное для человека. Шкала Контактности характеризует способность человека к субъект-субъект-ному общению. Шкала Познавательных потребностей измеряет степень выраженности стремления к приобретению новых знаний. Шкала Креативности определяет степень выраженности творческой направленности личности [1].
Анализ данных, полученных в результате тестирования, показал средний нормативный уровень развития самоактуализации личности молодых учителей, не входящий в диапазон самоактуализации. Самые низкие показатели из всех шкал соответствуют шкале «познавательные потребности», также низкий уровень наблюдается по таким профессионально значимым показателям, как шкалы «гибкость поведения», «контактность», «принятие агрессии». Результаты по тесту САТ по каждой шкале представлены в таблице 1.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у молодых учителей наблюдаются оп-
Таблица1
Показатели самоактуализации личности молодого учителя по шкалам САТ (в Т-баллах)
Шкалы Экспериментальная группа Контрольная группа
Ориентация во времени 48,6 48
Поддержка 46,8 46
Ценностные ориентации 47,3 45,7
Гибкость поведения 43,5 46
Сензитивность 47,7 46,3
Спонтанность 48 47,5
Самоуважение 54,5 54
Самопринятие 48,9 49,5
Представления о природе человека 56,8 54
Синергия 48,3 47,8
Принятие агрессии 46,1 45,9
Контактность 43,8 45,9
Познавательные потребности 36,6 39,2
Креативность 48,4 45,1
104
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2008
Таблица2
Типы взаимодействия молодых педагогов с учащимися (100 чел.)
Модели взаимодействии молодых учителей с учащимися Количество учителей, %
Выраженная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель 54
Умеренная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель 24
Умеренная ориентированность на личностную модель 16
Выраженная ориентированность на личностную модель 6
ределенные трудности в коммуникативной сфере - низкая способность к установлению эмоционально-насыщенных, субъект-субъектных отношений, ригидность поведения, слабое стремление к приобретению новых знаний, нежелание заниматься самообразованием, поверхностное понимание значимости самообразования. Подобное отношение к самообразованию, которое является необходимым условием непрерывного профессионального саморазвития учителя, неизбежно тормозит процесс профессионального становления и приобщения молодого специалиста к научно-исследовательской и инновационной деятельности. Таким образом, трудности, которые испытывают молодые специалисты в сфере межличностного общения, обуславливают неэффективность педагогической деятельности, в которой одним из базовых структурных компонентов является именно коммуникативный компонент. Низкий уровень познавательных потребностей тормозит также и усвоение ими новых методик и инновационных технологий, которые на данный момент имеют приоритетное значение в плане модернизации образования.
Молодым педагогам была также предложена методика В.Г. Маралова по определению типа ориентирования учителя на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с учащимися. Ориентированность на личностную модель взаимодействия означает демократический стиль общения, при котором педагог признает в качестве субъектов деятельности себя и ребенка. Это определяет и его ценностные установки, связанные с созданием условий для саморазвития себя и ребенка (принятие, предоставление самостоятельности, выделение сильных сторон личности) [3, с. 4]. В результате исследования 100 педагогов были получены следующие результаты, отраженные в таблице 2.
В результате следует отметить, что только около 22% начинающих учителей обладают направленностью на личностную модель взаимодействия.
Силу и направление корреляционной связи между характеристиками самоактуализации и гуманистической направленности личности молодого учителя были определены с помощью метода ранговой корреляции Спирмена. По данным корреляционного анализа статистически значимой является корреляция между направленностью личности на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия и ценностными ориентациями (шкала теста САТ): г= -0,628 (р<0,01); между направленностью личности на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия и показателем гибкости поведения (шкала теста САТ): г= -0,55 (р<0,01); между направленностью личности на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия и поддержкой (шкала теста САТ): г= - 0,54 (р<0,01).
Проведенное исследование показало, что уровень гуманистической направленности педагога коррелирует с важнейшими показателями феномена самоактуализации личности, а также с его ценностными ориентациями. Это послужило основанием для определения ценностно-мотивационного компонента самоактуализации (осознание роли самоактуализации в профессиональном становлении учителя, приоритет общечеловеческих, гуманистических ценностей в педагогической деятельности) в качестве одного из основных. Помимо указанного компонента в структуре самоактуализации личности мы выделяем следующие составляющие: гностический компонент: представление о сущностных характеристиках категории «самоактуализация», знание способов и средств, стимулирующих самоактуализацию личности, активное стремление к саморазвитию в профессиональной деятельности; рефлексивный компонент: интерес к себе и профессии, направленность на осознание своего «Я» и самоанализ собственной деятельности; креативный компонент: инициативность, способность к преобразованию действительности, реализация творческих импульсов, формирование и развитие индивидуального стиля деятельности.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2008
105
Таким образом, развитие ценностно-мотивационного компонента самоактуализации личности достигается через формирование гуманистической направленности педагогической деятельности на основе совершенствования коммуникативной компетентности педагога. Актуализация гуманистических ценностей и формирование гуманистической направленности личности учителя является основополагающим условием, стимулирующим повышение уровня самоактуализации молодого учителя.
Библиографический список
1. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. - М.: Рос. пед. агентство, 1995. - 44 с.
2. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Академия, 2004. - 320 с.
3. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми / Под ред. В.Г. Маралова. - М.: Академический проект: парадигма, 2005. - 288 с.
В.В. Щербакова КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК СИНТЕЗ РЕЧЕВОЙ И ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ
В последнее десятилетие в системе высшего образования происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся [1; 2]. Этому способствовали актуальные проблемы жизни общества предполагающие постоянное повышение квалификации.
Адекватное формирование целостной социально-профессиональной компетентности предполагает развитие основных компонентов, так называемых ключевых профессиональных компетенций, которые суть «общие для всех профессий и специальностей, универсальные и применимые в различных ситуациях» [3; 4].
По социальному основанию можно выделить следующие комплексные ключевые компетенции:
- коммуникативная компетенция (языковая, речевая);
- ролевая компетенция (социальная, политическая, трудовая);
- культурно-ценностная компетенция (общекультурная, межкультурная);
- информационная компетенция (компетенция критического отбора информации, компетенция передачи информации);
- учебно-познавательная компетенция (духовного, интеллектуального, эмоционального, физического развития).
Само собой разумеется, что ведущей компетенцией, наличие которой определяет возможность развития остальных ключевых компетенций, является
коммуникативная. Коммуникативная компетенция как комплексное явление представляет собой синтез и взаимодействие составляющих компонентов, соотношение которых и предстоит определить.
Для более четкого представления действительности стоит принять во внимание тот факт, что ни в одном европейском языке не существует абсолютного синонима слову «способность», (ср. лат.: рossibilis (возможный) - способность как возможность выполнения той или иной деятельности; aptus (упорядоченный, готовый) - способность как готовность к выполнению деятельности; сарах (понятливый, восприимчивый) - способность как состояние понять проблему, найти процедуру выполнения адекватную ей; habilus (легко управляемый, гибкий, пригодный) - способность быстро и бесконфликтно приспосабливаться к конкретным условиям труда для оптимального выполнения деятельности; facilis (легкий, без труда, склонность) - способность легко, быстро и качественно выполнять необходимые функции), а потому для определения столь многогранного и интегрального понятия было введен новый термин «компетенция» (лат. com-peto быть годным, способным (^ competentia, компетенция)), который вкладывает в слово «способность» в зависимости от контекста различный смысл, что и приводит к разногласию между учёными.
Иностранный термин «компетенция» во всём его объёме по сути дела приближен к понятию способности в отечественной психолого-педаго-гической науке, которое имеет более фундаментальную базу и традицию.
106
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2008
© В.В. Щербакова, 2008