3. Козырева В.А., Радионова Н.Ф. Компетентностный подход в педагогическом образовании. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 392 с.
4. Морозова С.А. Методика преподавания права в педагогическом вузе. М.: Новый учебник, 2002. 220 с.
5. Никитин Э.М. Федеральная система повышения квалификации работников образования. М.: Педагогика, 2008. 194 с.
6. Останина С.В. Этико-правовой потенциал педагогической деятельности // Дополнительное образование. 2009. № 9. С. 38-46.
7. Общая теория права / под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993. 680 с.
8. Солдатова Л.А., Суслаков Б.А. Особенности повышения квалификации государственных и муниципальных служащих в современных российских условиях // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. № 3 (18).
9. Ткачев Г.В. Практико-ориентированные технологии как средство формирования профессиональных компетенций. М.: Педагогика, 2008. 248 с.
10. Тубельский А. Законодатели по обе стороны кафедры // Граждановедение. 2004. № 2. (15 января). С. 7-8.
11. Хоппс Д.Г., Пиндерхьюз Э.Б. Профессия социального работника: современные требования // Энциклопедия социальной работы; пер с англ. В 3-х т., т. 2. М.: Энциклопедия, 1994. С. 142-143.
УДК 159.95
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Маркелов Владимир Иванович, аспирант кафедры психологии и социальной работы, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва
В статье с позиций гуманистической психологии и теории о самоактуализации Абрахама Маслоу рассматривается соотношение личностных характеристик: креативности, ценностных ориентаций, рефлексии с самоактуализацией, а также определяется место и роль креативности в теории А. Маслоу о саморазвитии личности. Приводятся результаты эмпирического исследования N = 339) по методике
«Самоактуализационный тест», интерпретация корреляционного и регрессивного анализов.
Ключевые слова: креативность, самоактуализация, рефлексивность, ценностная система.
Basing on the standpoint of humanistic psychology and the theory of self-actualization of Abraham Maslow, the article considers the relationship of personal characteristics: creativity, value orientations, reflection with self-actualization, as well as place and role of creativity in the theory of Maslow's self-development. The author presented the results of an empirical study (N = 339) by the method of«self-actualization», the interpretation of the correlation and regression analysis.
Keywords: creativity, self-actualization, reflexivity, the value system.
Процесс познания себя и окружающего мира, самоопределения и самореализации предполагает формирование и утверждение определенной ценностной системы. Человек многогранен. Он находится в постоянном поиске, стремится реализовать свой личностный и творческий потенциал. Это обстоятельство и определяет основную цель статьи - анализ креативности, рефлексивности и ценностной системы человека с позиций теории о самоактуализации А. Маслоу и гуманистической психологии.
К наиболее существенным характеристикам личности относятся рефлексия, ценностная система и креативность.
Рефлексия - осознание своего «Я», своей жизненной позиции - осуществляется в формах, данных культурой, то есть посредством языка, науки, искусства. Один из парадоксов рефлексии состоит в том, что человек, являясь созданием конечным, пытается найти основания своей бесконечности. «Поэтому не приходится удивляться, что самость, одна лишь в полной мере обладающая этой силой, переживается и ощущается, прежде всего, как самость бесконечная и бессмертная» [2. С. 259]. Самость - экзистенциальный центр личности. Это организующая и объединяющая сила, которая обеспечивает внутреннее согласие, устойчивость жизненного мира и жизненной позиции, стремящееся к росту творческое начало. Выделяется реальное и идеальное «Я». Реальное «Я» отражает самовосприятие человека, характеризуется целостностью, последовательностью, скоординированностью и устойчивостью представлений. Идеальное «Я» - набор черт, необходимых для самоактуализации, образ того, кем человек хочет стать. Самоактуализация, утверждение ценностной системы, поиск смысла жизни - это движение от реального к идеальному «Я». Определенность и устойчивость ценностной системы показывает определенность и устойчивость личности.
Важная роль в исследовании креативности принадлежит видному американскому психологу А. Маслоу. Именно он ввел прагматический критерий успешности для оценки степени самоактуализации как внешнего проявления креативных процессов. В его последней работе «Дальние пределы человеческой психики» [4] ведущиеся в течение нескольких десятилетий исследования креативности обсуждаются в рамках холистичного
подхода к изучению творчества. «Проблема креативности - это проблема креативной личности (а не продуктов креативной деятельности, не креативного поведения и т.п.). Креативная личность - это особая, даже особенная разновидность человека, а не просто человек, приобретший некое новое умение, вроде умения кататься на коньках, и не человек, делающий какие-то вещи, на которые он «способен», но которые не являются его сущностью, не заложены в его природе» [4. С. 86].
По утверждению А. Маслоу, при полевых исследованиях ему не удалось выявить решающий фактор, обусловливающий возникновение креативности, который превалировал бы над остальными принимаемыми во внимание факторами. Тогда он пошел по пути сбора возможно более глубоких жизнеописаний знакомых ему знаменитых и достойных личностей, достигших, по его (и их собственному) мнению, самоактуализации. Креативность он считает важной чертой, характеристикой, раскрывающей уровень развития и особенности самоактуализированных людей, реализовавших личные, присущие именно этому конкретному человеку потенциалы и не утративших при этом идентичности, не пожертвовавших своими ценностями. «Такие люди живут в той данности, которая им предложена, и реализуют себя в ней». Креативный человек способен на «бескрайнее разнообразие в поведении».
Абрахам Маслоу подходит к креативности как к проблеме конкретной креативной личности, а не креативной деятельности. Креативность - созидательная, творческая, новаторская деятельность, которая обусловлена самоактуализацией. Креативность состоит из двух компонентов: творческого озарения (первичная креативность) и детализации творческого продукта, придания ему конкретной завершенной формы (вторичная креативность). И первичная и вторичная креативность предполагают самотрансценденцию и слияние человека с окружающей реальностью. «Неудивительно, что подобные переживания зачастую объясняли сверхчеловеческими, сверхъестественными причинами: они так велики, настолько грандиозны по сравнению с человеческими, что их естественно отнести к разряду нечеловеческого» [4. С. 74].
Слагаемыми креативности, по мнению А. Маслоу, являются:
- отказ от прошлого и будущего, или трансценденция времени, что позволяет максимально полно сосредоточиться на творческой деятельности;
- независимость от других людей, их мнений;
- наивность как стиль жизни, которой отличаются креативные люди; воплощение идеального «Я», реализация заложенного в человеке потенциала, полное самоосуществление;
- слиянность как достижение единства и согласия между человеком и миром;
- отказ от страха и отключение защитных механизмов; сила, мужество, самодисциплина, терпение, упорство и трудолюбие в движении поставленной цели.
Приведенные компоненты креативности предусматривают отказ от борьбы и стремления контролировать свое поведение, актуализировать естественность, неподражаемость, созерцательность и искренность. Процесс творчества требует мобилизации всех способностей и реализации потенциальных возможностей личности, так как предполагает созидание нового.
В зарубежной научной литературе различают личностную и историческую креативность. Личностная креативность относится к повседневной жизни и бытовым ситуациям, например, использование монеты в качестве отвертки или ножа. Историческая креативность имеет дело с научными, культурными и общественно значимыми достижениями, например, творческие достижения Л. Бетховена, И. Ньютона, И.П. Павлова.
В рамках самоактуализации речь идет о личностной креативности как тенденции к личностной целостности, психическому здоровью и уравновешенности. Креативность -одна из важных характеристик самоактуализации, и, на наш взгляд, является наиболее продуктивной для ее развития в условиях вуза. Общим для этого направления является развитие идей целостности личности по отношению к человеку, в опоре на его позитивные (в оппозиции к негативным) возможности. Основателями этого направления стали А. Адлер, А. Маслоу и К. Роджерс.
По мнению А. Маслоу, большинство людей, если не все, нуждаются и ищут внутреннее совершенствование. На основании собственных исследований он сделал заключение, что стремление к реализации потенциалов естественно и необходимо для человека. Но только некоторые - как правило, одаренные - люди достигают самоактуализации (по отношению ко всему населению это меньше чем 1%, по оценке А. Маслоу). Причины этого А. Маслоу приводит следующие:
- многие люди просто не знают о существовании своего потенциала;
- не понимают пользы самосовершенствования; сомневаются и даже боятся своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации; страх успеха (А. Маслоу это называл комплексом Ионы), который мешает человеку стремиться к самосовершенствованию; социальные и культурные нормы, которые часто подавляют тенденцию к актуализации по отношению к определенным частям населения, например,
культурный стереотип мужественности, который такие человеческие качества, как сочувствие, доброта, мягкость и нежность, рассматривает как «немужественные» характеристики, поэтому подавляются мужчинами; потребность в безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек, что требует мужества. Очевидно, что большинство людей имеют сильную тенденцию сохранять специфические привычки, то есть придерживаться старого стиля поведения. Реализация же потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту.
А. Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики.
1. У них более адекватное восприятие реальности.
2. Приятие себя, других и природы как есть.
3. Непосредственность, простота и естественность в поведении.
4. Центрированность на проблеме.
5. Независимость как потребность в уединении.
6. Автономия как независимость от влияния культуры и окружения.
7. Свежесть восприятия, радоваться даже незначительным событиям.
8. Вершинные, или мистические, но не религиозные переживания.
9. Общественный интерес.
10. Глубокие межличностные отношения с ограниченным кругом лиц.
11. Демократичный характер.
12. Разграничение средств и целей.
13. Философское чувство юмора.
14. Креативность (А. Маслоу обнаружил, что все без исключения
самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству).
15. Сопротивление окультуриванию.
К сожалению, рамки статьи не позволяют более подробно описать характеристики или критерии самоактуализирующейся личности.
Самоактуализация - это основополагающее свойство зрелой личности, стремление к полной реализации своего потенциала, к развитию, сохранению и максимальному проявлению лучших черт личности. А. Маслоу утверждает, что поведение личности регулируется одним мотивом - тенденцией к самоактуализации. Самоактуализация - это процесс, предполагающий определенный выбор. Если каждый раз выбор делается в пользу личностного развития, это и есть движение к самоактуализации.
Самоактуализированным людям свойственна устоявшаяся ценностная система, глубокая рефлексия и адекватный образ своего «Я».
По А. Маслоу, идеальный стиль жизни - достижение самоактуализации. Самоактуализирующиеся люди достигли того уровня личностного развития, который потенциально заложен в каждом из нас. Однако нельзя достичь самоактуализации, выполняя предписания. Каждый человек стремится реализовать свой внутренний потенциал по-своему, так как самоактуализация - постоянный поиск, а не достижение фиксированной точки. В реальной жизни это медленный и болезненный процесс. В связи с этим критерии А. Маслоу для самоактуализации должны восприниматься критически, с пониманием того, что каждому человеку следует сознательно выбирать собственный путь самосовершенствования и стремиться, стать тем, кем он может быть в жизни.
С целью изучения влияния самоактуализации на образовательную деятельность студентов мы провели констатирующий эксперимент. На выборке, состоящей из 339 студентов кафедры психологии и социальной работы РГУТиС, провели исследование по методике опросника личностных ориентаций Э. Шострома (Personal Orientation Inventory -POI, 1963) в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз (1987) «Самоактуализационный тест» (CAT)[1]. Респонденты представляли все курсы и формы обучения.
Полученные эмпирические данные позволили распределить студентов на 4 группы: 1 - самоактуализирующиеся - 17,2%; 2 - психическая норма - 57,7%; 3 - имеющие показатели ниже средних - 19,2%; 4 - студенты, предрасположенные к неврозам и с различными формами пограничных психических расстройств в виде выраженных акцентуаций характера - 5,8%.
По академической успеваемости, при среднем балле 4,3 по кафедре, у 1 группы -4,7; у 2 группы - 4,3; у 3 и 4 группы по 4,1. Как видно из приведенных данных, студенты, относящиеся к группе самоактуализирующихся личностей, намного успешнее в учебе. Одновременно у нас большую озабоченность вызывают респонденты из 4 группы. Они нуждаются в дальнейшем обследовании специалистами психологической службы Университета для решения вопроса о подтверждении или исключении у них пограничных психических расстройств, чтобы в соответствии со сделанными заключениями разрабатывать мероприятия по оказанию необходимой социально-психологической помощи или специальных реабилитационных мероприятий.
Далее результаты одновыборочного критерия Колмогорова-Смирнова позволили сделать заключение о нормальном распределении эмпирических данных в изучаемой
выборке (асимптотическая значимость 0,907). Для анализа личностных характеристик: креативности (шк. Сг САТ), ценностной системы (шк. CAV САТ), рефлексивности (шк. Fr САТ) в соответствии с полученными эмпирическими данными САТ были сформированы 3 группы респондентов: 1 - самоактуализирующиеся, N = 80; 2 - нормальные, N = 176; 3 -ниже среднего, N = 83. Для выявления различий в уровне проявления креативности, рефлексивности и ценностной системы применялся ^критерий Стьюдента для независимых выборок. Он показал высокую статистическую значимость (р < 0,001) в различиях средних в группах 1 и 3 по шкалам САТ: Сг (креативность), CAV (ценностной системы) и Fr (рефлексивность), то есть различия в выраженности изучаемых личностных характеристиках между самоактуализирующимися и прочими студентами не случайны, а достоверны.
Для выявления степени согласованности изменений личностных характеристик в зависимости от самоактуализации использовался г-коэффициент корреляции Пирсона. Выявлены прямолинейные прямые на высоком уровне статистической значимости (р < 0,001) корреляционные связи самоактуализации с ценностной системой (г = 0,605), креативностью (г = 0,432), рефлексивностью (г = 0,308), что означает зависимость самоактуализации от состояния ценностной системы личности (средней силы), от уровня креативности и способности к рефлексии (умеренной силы).
Для выяснения влияния личностных характеристик на самоактуализацию студента применялся простой регрессивный анализ. Полученные данные свидетельствуют о том, что наибольшее влияние на процесс самоактуализации оказывает ценностная система личности ^2 = 0,366), почти вдвое меньшее креативность ^2 = 0,187) и наименьшее рефлексивность ^2 = 0,099). Вычисленные коэффициенты детерминации ^2) говорят о том, что изменчивость или состояние процесса самоактуализации на 37% зависит от того, в какой степени человек принимает и разделяет ценности, присущие самоактуализирущейся личности, на 19% от выраженности творческой направленности личности и на 10% от того, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их.
1. ВЫВОДЫ: Процесс познания себя и окружающего мира предполагает формирование и утверждение определенной ценностной системы. Результаты проведенного эксперимента доказывают, что устоявшаяся ценностная система - основа для самоактуализации личности.
2. Потребность в самосовершенствовании никогда не удовлетворяется полностью. Личность не останавливается в своем развитии, открывая новые, более высокие цели, которые приближают ее к идеальному стилю жизни и психическому здоровью.
3. Способность к рефлексии, устоявшаяся ценностная система и креативность являются необходимыми условиями для самоактуализации личности.
Таким образом, к существенным характеристикам личности, влияющими на продуктивность профессионального становления будущих специалистов, относятся: способность к рефлексии, устоявшаяся ценностная система и креативность на фоне развертывающейся самоактуализации личности.
Литература
1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Загика М.В. и Кроз М.В. Самоактуализационный тест (CAT) Psyperm.narod.ru: «Психология. Пермь» научно-познавательный журнал для психологов и педагогов. Пермь, 2003-2011. URL: http://www.psyperm.narod.ru/T40.htm. [Электронный ресурс] (дата обращения: 30.06.2011).
2. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. 368 с.
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 368 с.
4. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. А.М. Татлыдаевой. СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997. 432 с.
5. Наследов А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. 416 с.
УДК 376.64:37.034
РОЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВА ВОСПИТАННИКОВ СИРОТСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Шмакова Евгения Васильевна, ассистент кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск
В проблеме совершенствования воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очевидны два аспекта. Первый связан с недостаточной разработанностью педагогической теории, а также отсутствием специальной литературы. Другой аспект обусловлен необходимостью формирования коллектива воспитанников с целью дальнейшей социализации детей в обществе. Решение второй