8. Рамендик Д.М. Повышение устойчивости к стрессу при помощи тренинга с использованием биологической обратной связи / Д.М. Рамендик // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. - 2015. - №5 - С. 524-529.
9. Henriques, G., Exploring the effectiveness of a computer - based heart rate variability biofeedback program in reducing anxiety in college students / G. Henriques, S. Keffer, C. Abrahamson, S. Horst // Appl. psychophysiol. biofeedback. 2011. Vol. 36. № 2, рр. 101-112.
10. Reynard, A. Heart rate variability as a marker of self-regulation / A. Reynard, R. Gevirtz, R. Berlow // Appl. psychophysiol. biofeedback. 2011. Vol. 36. № 3, р. 209.
Психология
УДК: 37.015.3
кандидат психологических наук, доцент Кочнева Елена Михайловна
Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
учитель Емелина Инесса Евгеньевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 135» (г. Нижний Новгород);
студентка 2 курса факультета психологии и педагогики Симанина Анастасия Александровна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА И ЕГО РОЛЬ В СТРУКТУРЕ БУЛЛИНГА
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению понятий социометрический статус школьника, структура внутригрупповых взаимоотношений и позиция в структуре буллинга. В статье представлен анализ исследований, в которых приводятся данные изучения социометрических позиций респондентов. Приведены данные эмпирического исследования взаимосвязи социометрического статуса ученика и его позиции/роли в структуре буллинга.
Ключевые слова: буллинг, структура буллинга, роли в структуре буллинга, инициатор, поморник, защитник, жертва, наблюдатель, социметрия, социометрическая позиция школьника.
Annоtation. The article is devoted to the consideration of the concepts of sociometric status of the student, the structure of intragroup relationships and the position in the structure of bullying. The article presents an analysis of studies that provide data on the study of sociometric positions of respondents. The data of the empirical study of the relationship.
Keywords: bullying, bullying structure, roles in the bullying structure, initiator, skua, defender, victim, observer, sociometry, sociometric position of the student.
Введение. Проблема профилактики насилия в образовательной среде и выявления причин, его обусловливающих, в настоящее время актуальна как никогда. По данным Организации объединенных наций ежегодно возрастает число детей, подвергшихся насилию именно в школе [12].
О возрастании насилия в школах нашей страны свидетельствует череда чрезвычайных ситуаций, происшедших в последние годы с применением школьниками оружия, что привело к трагическим последствиям (05.09.2017 - Ивантеевка, Московская область; 18.12.2017 _ Иркутск; 15.01.2018 - Пермь; 19.01.2018 - Сосновый Бор, республика Бурятия; 21.03.2018 - Шадринск; 18.04.2018 - Стерлитомак).
Среди причин, которые могут спровоцировать деструктивное поведение школьников, если это не связано с заболеваниями или какими-либо нарушениями в организме, психологи и педагоги называют: а) протестные реакции учеников на какие-либо события (ограничения в чем-либо, отсутствие чего-либо и т.д.); б) потребность самоутвердиться в малой группе (формальной/неформальной); в) социально-экономическое неравенство; г) влияние СМИ, компьютерных игр, фильмов и т.д.; д) конфликты в семье и т.п.
Изложение основного материала статьи. Целью настоящей статьи явилось исследование взаимосвязи социометрической позиции школьника в классном коллективе и роли/позиции, занимаемой подростком в буллинге.
Социометрическая позиция (социометрический статус) индивидов в психолого-педагогических исследованиях рассматривалась на разных возрастных выборках респондентов в контексте изучения:
S особенностей стратегии общения и взаимодействия ребенка с партнерами-сверстниками, учащихся с трудностями в общении и, используемыми ими формами психологических защит (Н.И. Алешкин, И.Г. Дорошина, О.А. Карабанова, С.Л. Колосова, А.П. Королева, Ю.В. Мартиросова, С.Л. Михайлов и др.);
S особенностей развития коммуникативных умений школьников, динамики их отношений к себе, возможностей психолого-педагогической коррекции социальной дезодаптации и переживания личностного кризиса (Л.В. Андреева, Н.В. Воротыло, О.Ф. Кармаданова, Л.М. Петухова, Е.М. Синюкова и др.);
S особенностей становления интегральной индивидуальности студентов, управления конфликтов в процессе подготовки спортсменов (В.А. Блинов, С.Г. Краснова, Ю.В. Луценко, Н.В. Мартыненко, П.Л. Понамарев, М.Л. Соколовский и др.);
S взаимосвязи между конформными/нонконформными реакциями и индивидуально-личностными особенностями членов группы, а также характеристиками ситуаций конфликта мнений в процессе социализации и адаптации индивидов (Н.М. Бабаева, И.Г. Балашова, И.А. Васильева, М.Г. Волкова, И.Ю. Гаранькова, Н.И. Добина, Е.Н. Климова и др.);
S макеавеллизм и социометрический статус подростка в учебной группе (А.Д. Ларина, А.В. Погодина и др.);
S особенностей направленности в общении (манипулятивная, авторитарная, демократическая направленность), социально-психологической структуры аттракции и особенностей альтруистической позиции индивида (С.В. Буденко З.А. Киреева и др.);
■ выраженности структурных и качественных характеристик эмоционального интеллекта на этапе юности и ранней взрослости, понимания и переживания изолированности и представлений о себе (Л.Н. Вахрушева, С.В. Давлятова, Д.А. Подольский, Н.А. Николаева и др.);
■ социально-психологических и личностных проблем, возникающих в общении у иностранных студентов, в обучении русскому языку как иностранному и связи референтности и уровня развития диалектического мышления (И.И. Воробьева, М.А. Иванова, Л.И. Харченко и др.);
■ особенностей психологического прогнозирования надежности деятельности специалистов экстремального профиля и творческой педагогической деятельности, эффективности профессиональной деятельности представителей разных профессий (Н.Ю. Булухова, Ь.Ю. Гаврилюк, В.Н. Исаев, Е.М. Кочнева, Л.Б. Морозова, К.В. Лох, В.В. Назаренко, В.Ю. Рыбников и др.);
■ психологических условий развития толерантного поведения учителя (Е.Г. Левченко);
■ деформаций межличностных интеракций женщин в условиях пенитенциарного учреждения (С.В. Котова) [2; 6; 7; 10; 11].
Социометрическая техника использовалась и для изучения особенностей агрессивного поведения школьников, выявления его причин и способов профилактики, в частности были изучены: а) психологические особенности агрессивных дошкольников (Г.Р. Хузеева); б) закономерности развития личности детей с агрессивным поведением при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту и в подростковом возрасте (Л.В. Андреева, Е.И. Бережкова, С.Л. Колосова) [11].
Буллинг/кибербуллинг как социальное явление современности изучалось многими авторами в разных контекстах (И.Г. Дорошина, В.И. Екимова, А.М. Залалдинова, Т.В. Ермолаева, В.В. Ковров, Е.М. Кочнева, Л.Б. Морозова, Н.В. Савицкая и др.) [3; 4; 5; 8; 11].
Методики исследования и выборка. Для изучения взаимосвязи социометрической позиции школьников и роли в буллинг-структуре мы использовали метод социометрии и методику на выявление «буллинг-структуры» (Е.Г. Норкина).
Социометрия (англ. sociometry) - теория и метод, рассматриваемое в настоящее время как направление в социально-психологических исследованиях. Социометрическая техника, разработанная австрийско-американским психиатром Якобом Леви Морено еще в прошлом веке, активно используется и поныне. Социометрический метод - это прием, который позволяет эмпирически выявить, схематически представить и интерпретировать межличностные отношения и иерархию в сложившихся малых группах. Данный метод позволяет выявить реальный статус членов группы, их психологическую совместимость. Кроме того, социометрическая техника дает возможность определить: структуру и динамику внутригрупповых взаимоотношений; уровень развития группы; уровень сплоченности/разобщенности группы; особенности социально-психологического климата в коллективе; движущие силы разного рода конфликтов (межгрупповых, внутригрупповых, межличностных и личностно-групповых) и их причины; «социометрический статус» (авторитетность, популярность / непопулярность) членов группы; неформальных лидеров и неформальные группировки.
Социометрическая техника позволяет рассчитать социометрический статус каждого члена группы (положительный, отрицательный, общий); индекс экспансивности членов группы; индекс групповой сплоченности; индекс конфликтности в группе и, тем самым охарактеризовать социально-психологические взаимоотношения в группе. В рамках нашего исследования мы определяли положительный социометрический статус респондентов.
С целью выявления позиций и ролей в «буллинг-структуре» была использована авторская методика Е.Г. Норкиной. Методика включает в себя 25 вопросов, три из которых позволяют обнаружить наличие насилия в группе, как со стороны учащихся, так и со стороны педагогов [9].
В исследовании приняли участие учащиеся седьмых и восьмых классов, всего 65 человек, среди них 31 девочка и 34 мальчика.
Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное эмпирическое исследование позволило охарактеризовать психологический климат в ученических коллективах, рассчитать и сопоставить социометрические индексы респондентов и индексы сплоченности классных коллективов, верифицировать гипотезу исследования о наличии связи между социометрическим статусом респондентов и ролью/позицией в структуре буллинга.
Анализ полученных результатов социометрического исследования позволил сделать следующие выводы:
■ в каждом классном коллективе выявлены респонденты, имеющие наибольшее (наименьшее) количество выборов, причем более стабильные внутригрупповые отношения наблюдаются в 8-м классе, характеризующиеся более низким разбросом индивидуальных социометрических статусов респондентов (0,26) и более высоким уровнем сплоченности (0,41/0,43);
■ в каждом классном коллективе выявлены явные лидеры, имеющие наибольшее количество выборов по обеим позициям («работа над проектом» и «приглашение на день рождения») и аутсайдеры, у которых выборы отсутствуют; причем наиболее явные лидеры, имеющие более высокий индивидуальный социометрический индекс, обнаружены в 7-х классах, по сравнению с 8-м классом, где индивидуальные социометрические индексы у большинства респондентов слабо различаются;
■ в 7-х классах наблюдается низкий уровень сплоченности (0,22/0,21 и 0,29/0,27) по сравнению с 8-м классом (0,41/0,43) и высокий уровень изолированности во всех классах;
■ по уровню благополучия классные коллективы характеризуются низкими и средними показателями в диапазоне от 0,33 до 0,55;
■ коэффициенты взаимности и удовлетворенности позволили отнести классные коллективы к среднему и высокому уровню, причем более благоприятная ситуация наблюдается в 8-м классе (0,35 -коэффициент взаимности и 0,73 - коэффициент удовлетворенности) (таблица 1).
Таблица 1
Сопоставление социометрических показателей (%) (n=64)
Класс Лидеры (%) Аутсайдеры (%) Разброс социометр ического индекса Индекс групповой сплоченности
юноши девушки юноши девушки
7 кл. 1 3 10 0 17 0,48 0,22/0,21
7 кл. 2 0 14 28 14 0,45 0,29/0,27
8 кл. 1 13 13 0 13 0,26 0,41/0,43
Таким образом, все это в целом свидетельствует о том, что в классных коллективах наблюдается удовлетворительный психологический климат.
Таблица 2
Сопоставление выраженности ролей/позиций в структуре буллинга и социометрических статусов
(%) (n=64)
позиция /роль в структуре буллинга 7* 7** 8*
0-1 выбор 2-3 выбора 4-5 выборов 6 и выше 0-1 выбор 2-3 выбора 4-5 выбо -ров 6 и выше 0-1 выбор 2-3 выбора 4-5 выборов 6 и выше
Инициатор 64 40 33 75 63 63 50 67 33 67 67 0
Помош-ник 27 30 33 25 50 25 0 0 17 67 0 0
защитник 36 40 33 75 50 50 50 100 33 50 67 0
жертва 55 30 33 50 75 38 0 33 33 83 67 0
Наблюю-датель 55 30 66 75 38 63 50 0 67 50 33 0
Детальный анализ данных по авторской методике Е.Г. Норкиной и их сопоставление с результатами социометрического исследования показали, что:
S роль инициатора буллинга чаще всего принадлежит ученикам, которые либо относятся к группе «отвергаемых» (0-1 выбор) (63-64%), либо к группе «лидеров» (6 выборов и выше) (67-75%);
S роль помощников, тех, кто непосредственно «обзывает и бьет», выявлена у «отвергаемых» учащихся (50%) и у «принимаемых» (2-3 выбора) (67%);
S роль защитника» у семиклассников демонстрируется в большей степени у признанных лидеров класса (75% и 100%), а у восьмиклассников - у принимаемых (2-3 выбора) (50%) и предпочитаемых (4-5 выборов) (67%);
•S роль жертвы чаще принадлежит «отвергаемым» (55%-75%) и принимаемым (83%), т.е. тем, кого социометрический статус ниже; следует отметить, что данная роль встречается и у учащихся с высоким социометрическим статусом;
S роль наблюдателей (свидетелей) исполняют в ситуации буллинга практически все школьники (таблица 2).
Следует также отметить, что в рамках нашего исследования во всех классах:
S с низким уровнем сплоченности и высоким уровнем изолированности роль инициатора чаще исполняют школьники с высоким социометрическим статусом (6 выборов и выше) и низким (0-1 выбора);
S с высоким уровнем изолированности роль защитника принадлежит чаще всего принадлежит школьникам с высоким социометрическим статусом;
S с высоким уровнем изолированности роль наблюдателя реже исполняют школьники с высоким социометрическим статусом (4-5 выборов, 6 выборов и выше);
S с низким уровнем благополучия роль помощника исполняют школьники из группы «принимаемых» (2-3 выбора).
Выводы. Таким образом, можно говорить о том, что связь между социометрическим статусом школьников и ролью/позицией, которые они занимают в буллинг структуре, существует.
Целеполагание дальнейшего исследования включает поиск ответов на следующие вопросы:
а) взаимосвязаны ли учебная мотивация современных школьников и их социометрические позиции в группе;
б) влияет ли успешность в освоении какой-либо деятельности на социометрическую позицию и роль в структуре буллинга; в) каковы мотивировки занимаемой позиции /роли в структуре буллинга и т.д.
Литература:
1. Большой психологический словарь. - 4-е изд., расширенное / сост. И общ. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. - 811 с.
2. Дорошина И.Г. Изучение социометрического статуса подростков в учебной группе (авторская модификация социометрии) // Социосфера. 2010. № 2. С. 37-41.
3. Екимова В.И., Залалдинова А.М. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Современная зарубежная психология», 2015. Том 4. № 4. С. 5-10. URL: http://psyjoumals.ru/files/79971/jmfp_2015_4_n1_Ekimova.pdf (дата обращения 19.03.2019)
4. Ермолова Т.В., Савицкая Н.В. Буллинг как групповой феномен: результаты исследования буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994-2014) [Электронный ресурс] // Современная
зарубежная психология. 2015. Том 4. № 1. С. 65-90. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2015/n1/76177.shtml (дата обращения: 19.03.2019)
5. Ковров В.В. Гуманитарная экспертиза психологической безопасности образовательной среды как условие обеспечения качества образования [Электронный ресурс] // Психология образования в XXI веке: теория и практика. URL: http://psyjournals.ru/education21/issue/55059_full.shtml (дата обращения 19.03.2019)
6. Кочнева Е.М., Пахомова Л.Ю. Условия оптимизации развития мотивационной готовности студентов к профессиональной деятельности // Вестник АГУ. Серия 3: Психология и педагогика. 2011. № 3, с. 53-61.
7. Кочнева Е.М., Морозова Л.Б. Профессиональная ответственность как предмет психологических исследований // Вестник Мининского университета. 2016 № 4 (17). С 30. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/issue/view/11 (дата обращения 19.03.2019)
8. Кочнева Е.М., Морозова Л.Б. Психологическая безопасность современного учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2018. Ялта. Выпуск 61 (часть1). с. 363-368
9. Норкина Е.Г. Методика на выявление «буллинг-структуры» Электронный ресурс] // Сетевое электронное издание «Таврический научный обозреватель», 2016, № 3(8). - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/metodika-na-vyyavlenie-bulling-struktury (дата обращения 19.03.2019)
10. Погодина А.В., Ларина А.Д. Макеавеллизм и социометрический статус подростка в учебной группе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование, 2007. №5. С. 252-257. URL: http://psyjournals.ru/files/8184/psyedu_2007_n5_pogodina.pdf (дата обращения 19.03.2019)
11. Электронная библиотека диссертаций. [Электронный ресурс]: URL: http://www.dissercat.com (дата обращения 19.03.2019)
12. Pinheiro P.S. World Report on Violence Against Children. 2006. URL: http://www.unicef.org/violencestudy/reports.html (дата обращения: 19.03.2019).
Психология
УДК: 159.99.
кандидат психологических наук, доцент Мамонова Елена Борисовна
Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Нижегородский государственный педагогический университет
имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
старший преподаватель Сидорина Елена Валерьевна
Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Нижегородский государственный педагогический университет
имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
кандидат психологических наук, доцент Батюта Марина Борисовна
Автономная некомерческая организация дополнительного профессионального образования
Психолого-консультативный образовательный центр «Статус» (г. Нижний Новгород)
ВОЗМОЖНОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ МАТЕРЕЙ С РАЗНЫМ ОПЫТОМ
РОДИТЕЛЬСТВА
Аннотация. В статье авторы рассматривают понятие родительства и его взаимосвязь с личностным потенциалом молодых матерей. Приводится анализ литературы, включающий такие вопросы как, феномен родительства, его структура, процесс формирования родительства. В статье так же представлены данные собственного исследования, в котором приводится сравнительный анализ особенностей самоактуализации молодых матерей с разным опытом родительства. Влияние опыта в сфере воспитания детей на личностный потенциал молодых матерей неоднозначно. Молодые мамы с одним ребёнком очень близко и хорошо общаются с друзьями и близкими. Агрессивность молодые мамы с одним ребёнком стараются подавлять в себе, скрывать её и не проявлять. Самоуважение у таких матерей находится на низком уровне, креативность, творческий потенциал - на достаточно высоком уровне. Мамы с опытом родительства проявляют поверхностное общение со всеми, агрессивность проявляют и принимают как нормальное проявление в любом человеке. Самоуважение у таких матерей находится на высоком уровне. В группе молодых матерей с одним ребёнком необходимо повысить самоуважение, самооценку свою, а также уменьшить чрезмерную заботу о ребёнке. В группе молодых матерей с опытом родительства необходимо уменьшить раздражительность, строгость, агрессивность. Повысить уровень креативности, познавательных потребностей, творческий потенциал и контактность.
Ключевые слова: материнство, родительство, самоактуализация.
Annotation. The article authors examine the concept of parenthood and its relationship with the personal potential of young mothers. An analysis of the literature, including issues such as parenting phenomenon, its structure, the process of formation of parenthood. In the same article presents its own study, which provides a comparative analysis of self-actualization of young mothers with different experiences of parenthood. The impact of child-rearing experience on the personal potential of young mothers. Young mothers with one child is very close and good communicate with friends and family. The aggressiveness of young mothers with one child are trying to suppress in yourself, hide it and no exercise. Such mothers have self-esteem is at a low level, creativity, creativity is at a high enough level. Moms with experience parenthood show superficial socializing with all the aggressiveness and accept as normal in any man. Self esteem these mothers is at a high level. In the Group of young mothers with one child it is necessary to increase self-esteem, self-worth, and also reduce the excessive concern about the child. In the Group of young mothers with the experience of parenting, it is necessary to reduce irritability, rigor, aggressiveness. Increase the level of creativity, educational needs, creativity and rapport.
Keywords: motherhood, parenthood, self-actualization.
Введение. Изучая сеть исследования итог ученых: Э.Р. Алексеева, Т.А. Гурко, М.О. Ермихина, И. С. Кон, Р. В. Овчарова весь и других, мы выяснили, что ясно авторы пришли явно к единому мнению: родительство хотя имеет социокультурную природу. Оно чтоб характеризуется сбор системой темп предписанных стаж культурой темп и обществом правил и норм, распределяющих фаза между родителями