Научная статья на тему 'Профилактика буллинга у подростков'

Профилактика буллинга у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3995
786
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПРОФИЛАКТИКА / BULLYING / ADOLESCENCE / PREVENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Анна Сергеевна

В статье рассматривается проблема развития буллинга у подрастающего поколения, причины его проявления у подростков, профилактика по решению проблем с помощью результатов занятий и обучающих программ. В основу исследования проблемы положены результаты тестирования, которые позволяют выявить причины проявления буллинга у подростков и профилактика его погашения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смирнова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of bullying in adolescents

The article considers the problem of development of bullying the younger generation, the causes of its manifestation in adolescents, prevention to challenges by using the results of classes and training programs. The basis of the research problems based on the results of testing that help to identify the causes of the manifestation of bullying in adolescents and prevention of repayment.

Текст научной работы на тему «Профилактика буллинга у подростков»

Профилактика буллинга у подростков Prevention of bullying in adolescents

Смирнова Анна Сергеевна.

Студентка, ИПИ им.Ершова (Филиал ТюмГУ)

Россия, г.Ишим.

Kykla-na-nitkaxxx@mail. ru

Smirnova Anna.

Student, IPI they.Ershov (Branch Of Tyumen State University)

Russia, Ishim.

Kykla-na-nitkaxxx@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматривается проблема развития буллинга у подрастающего поколения, причины его проявления у подростков, профилактика по решению проблем с помощью результатов занятий и обучающих программ. В основу исследования проблемы положены результаты тестирования, которые позволяют выявить причины проявления буллинга у подростков и профилактика его погашения.

Annotation.

The article considers the problem of development of bullying the younger generation, the causes of its manifestation in adolescents, prevention to challenges by using the results of classes and training programs. The basis of the research problems based on the results of testing that help to identify the causes of the manifestation of bullying in adolescents and prevention of repayment.

Ключевые слова: буллинг, подростковый возраст, профилактика.

Key words: bullying, adolescence, prevention.

Неумолимо растущее число фактов насилия в образовательной среде делает актуальной проблему сохранения и развития психологического здоровья подрастающего поколения. Одной из основных угроз психологической безопасности формирующейся личности является буллинг.

Сам термин буллинг (с англ. хулиганство) - представляет взаимоотношение между личностями, где с одной стороны конкретная группа лиц или одно лицо является угнетателем или агрессором по отношению ко второй стороне, которая является жертвой, подвергающейся длительному террору в физическом и моральном плане.

Существует множество причин роста агрессии и насилия среди детей и подростков. Так, одной из таких причин, безусловно, являются изменения социальной ситуации в стране, связанные с резкими, глобальными социально-экономическими переменами. «Современный ребенок входит в мир, сложный по своему содержанию и тенденциям социализации». Реальность XXI века характеризуется перенасыщенным характером информации, высоким темпом научно-технических преобразований [1].

В связи с нестабильной ситуацией в обществе меняются направления ценностей в жизни и моральные устои подростков. На сегодняшний день, дети оказались на переломе, когда старые рамки поведения разрушены, а новые не до конца определенны и имеют противоречивый характер.

Высокий риск возникновения буллинга, проявляется в подростковом возрасте. Данный период характеризуется перестройкой всех систем организма, в результате которой могут появиться тревожность, раздражительность и агрессия. «Буллинг используется подростками также в качестве возможной социальной стратегии самоутверждения, так необходимого им в этот нелёгкий возрастной период» [2, с. 182].

Профилактика буллинга среди подростков считается основным направлением для его пресечения в обществе. Она выражается в его решении путем проведения специальных занятий среди детей и подростков, который направлен на его предотвращение и развитие, тем самым воспитывая моральные качества у молодежи. За рубежом эта тема обсуждается в рамках психологии образования как одна из приоритетных задач. Исследования по проблемам буллинга начали освещать ученные Скандинавского полуострова. В США этой проблемой занялись в начале 90 годов прошлого века [4].

К сожалению, в России тема буллинга освещена не столь широко. Эта проблема нашла своё отражение в работах И.С. Бердышева, И.С. Кона, М.Г. Нечаевой, О.А. Селивановой, Т.С. Шевцовой, Д.Н. Соловьева, М.В. Сафроновой и другие.

Несмотря на наличие научных трудов, посвящённых данной проблеме, приходится констатировать, что в отечественной психолого-педагогической литературе многие аспекты буллинга в подростковом возрасте остаются мало изучены, и требуют детального изучения по решению проблемы, так как причины его проявления не совсем изучены до конца [3].

Общее количество участников исследования - 30 человек. Из них были сформированы 2 группы испытуемых - контрольная и экспериментальная. В контрольную группу вошли - 15 человек, и в экспериментальную - 15 человек. Обе группы были смешанные, для того что бы выявить потенциальных буллеров (входили как обидчики, так и жертвы).

Выявить его причины помогают следующие программы опроса и тестирования:

1. Определение социометрического статуса подростков по признакам симпатии-антипатии.

Произведя анализ результатов диагностики, мы получили следующие результаты.

В экспериментальной группе:

I «предпочитаемые» - 3 ребенка, что составляет 20%; II «принятые» - 6 детей, что составляет 40%; III «непринятые» - 4 ребенка, что составляет 27%.

IV «изолированные» - 2 ребенка, что составляет 13%.

В контрольной группе:

I «предпочитаемые» - 3 ребенка, что составляет 20%; II «принятые» - 7 детей, что составляет 47%; III «непринятые» - 3 ребенка, что составляет 20%.

IV «изолированные» - 2 ребенка, что составляет 13%.

Проанализировав полученные данные, мы сделали следующие выводы об уровне социометрического статуса подростков. К «высокому» уровню были отнесены дети, входящие в группу «предпочитаемых». К «среднему» - «принятые». К «низкому» - дети, отнесённые к III и IV группам.

_Таблица 1. Уровни социометрического статуса

Количество детей Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

ЭГ (10 детей) 3 чел (20%) 6 чел (40%) 6 чел (40%)

КГ (10 детей) 3 чел (20%) 7 чел (47%) 5чел (33%)

2.Определение уровня личной тревожности по методике А.М. Прихожан. В экспериментальной группе:

«Высокий уровень» - 5 детей, что составляет 33%; «Средний уровень» - 7 детей, что составляет 47%;

«Низкий уровень» - 3 ребенка, что составляет 20%. В контрольной группе:

«Высокий уровень» - 5 детей, что составляет 33%; «Средний уровень» - 7 детей, что составляет 47%; «Низкий уровень» - 3, что составляет 20%.

_Таблица 2. Уровни личной тревожности

Количество детей Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

ЭГ (10 детей) 5 чел (33%) 7 чел (47%) 3чел (20%)

КГ (10 детей) 5 чел (33%) 7 чел (47%) 3чел (20%)

3.Определение уровня агрессивного поведения по опроснику Б. Дарки в адаптированном варианте Л.Г. Почебут (подростковый вариант).

Произведя анализ результатов диагностики, мы получили следующие данные. В экспериментальной

группе:

«Высокий уровень» - 6, что составляет 40%; «Средний уровень» - 6 детей, что составляет 40%; «Низкий уровень» - 3 ребенка, что составляет 20%. В контрольной группе:

«Высокий уровень» - 5детей, что составляет 33%; «Средний уровень» - 7 детей, что составляет 47%; «Низкий уровень» - 3 ребенка, что составляет 20%.

_Таблица 3. Уровни агрессивного поведения

Количество детей Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

ЭГ (10 детей) 6 чел (40%) 6 чел (40%) 3 чел (20%)

КГ (10 детей) 5 чел (33%) 7 чел (47%) 3чел (20%)

Результаты проведения тестов в ходе первичной диагностики позволяют выяснить конфронтацию между некоторыми подростками. Мы имеем основание полагать, что имеет место ситуация буллинга по отношению к изолированным членам класса. Уровень агрессии повышен как у предполагаемых жертв, так и у предполагаемых инициаторов школьной травли.

Инициаторами травли являются не только «лидеры класса». Подавляющее большинство школьников относятся крайне отрицательно к фактам буллинга, однако, предпочитают не вмешиваться в ситуацию, опасаясь агрессии по отношению к себе или полагая, что жертва сама спровоцировала агрессивное к себе отношение.

Для решения проблемы по снижению уровня буллинга у подрастающего поколения проводятся специальные занятия по различным программам. На формирующем этапе эксперимента с подростками проводятся занятия, направленные на понижение уровня проявления факторов возникновения буллинга с использованием игровой терапии и психодрамы.

Программа занятий разработана для подрастающего поколения и состоит из нескольких занятий продолжительностью по 45 минут, которые проводятся один раз в неделю.

Цель занятий: понизить уровень проявления буллинга у подростков.

Задачи: повысить социометрический статус подростков в группе.

сформировать негативное отношение к буллингу, понизить уровень агрессии.

Принцип организации коррекционых занятий:

Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, принцип единства диагностики и коррекции, принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей испытуемых, принцип комплексности методов психологического воздействия, принцип профессиональной компетентности психолога.

В результате занятий у подростков формируются чувства эмпатии, представлений о взаимосвязи эмоций и характера, развивается чувственное восприятия, умение с уважением и пониманием относиться к эмоциональным проявлениям других людей.

Подростки начинают осознавать проблемы, связанных со школьной тревожностью, получают эмоциональную поддержку от окружающих их людей, развивается способность принимать друг друга и умение видеть положительное в каждом человеке. Появляется способность преодоления барьеров в общении и поиск общих интересов. Отрабатываются навыки правильного реагирования на критику.

Развивается рефлексия и повышение самооценки, также познание внутреннего мира одноклассников, личное самопринятие, раскрепощение, самопознание собственного «Я» и «Я» окружающих через маски. В профилактических занятиях и обучающих программах ребенок познает свои внутренние уголки души, а также переживания и страхи сверстников.

Исчезает эмоциональная и поведенческая закрепощенность, формируются навыки искренних высказываний для анализа сущности «я» и оптимального поведения в критических ситуациях. Подросток получает умение конструктивно решать конфликты, контролировать негативные эмоции.

В итоге проведения занятий с применением игровой терапии и психодрамы мы предполагаем следующий результат: избавление агрессии в поведении подростка и проявление дружелюбия, проявление только положительного настроения, самоконтроль эмоций или проявление их без причинения вреда другим, повышение уверенности в своих силах, приобретение испытуемыми опыта взаимодействия в коллективе.

С целью выявления эффективности реализованных программ профилактики буллинга следует провести повторные этапы исследования. Повторное тестирование по социометрии может показать следующие результаты, что подростки действительно смогли погасить в себе вспышки буллинга, за исключением тех, кто проживает в неблагополучной семье. Но тут рекомендуется работа с родителями, направленная на гармонизацию отношений в семье.

Педагогу необходимо также провести мероприятия по коррекции девиантного поведения у ребенка, в противном случае со временем возможен переход от агрессии к противоправным действиям. Комплексная работа, вполне вероятно, позволит в дальнейшем повысить статус трудного подростка в группе.

Профилактикой буллинга является деятельность по его предупреждению или удержанию на социально приемлемом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих его причин. Среди средств профилактики буллинга у подростков можно назвать: арттерапию, фототерапию, психогимнастику, музыкотерапию, библиотерапию и прочие развивающие занятия.

На наш взгляд, наиболее эффективными средствами, являются игротерапия и психодрама. Они основаны не на уходе от реальности и простом сглаживании эмоциональных проявлений, а направлены на выяснение причин, способствующих возникновению буллинга, и выработке дальнейшей стратегии по его устранению.

Список используемой литературы:

1. Гусейнова, Е.А. Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку [Текст]/ Е.А. Гусейнова, С.Н. Ениколопов // Психологическая наука и образование.- 2014. -Том 6. - №2. -С.246-256.

2. Ларченко, Н.А. Буллинг - причины, формы, профилактика: методический материал [Электронный ресурс]/ Н.А. Ларченко. - Волгоград, 2015. - 23с. - Режим доступа: http ://docplaver. ru/27581035-Bulling-prichinv -formv-profilaktika.html (дата обращения: 8.01.2017)

3. Сафронова, М. В. Буллинг в образовательной среде — мифы и реальность [Текст] / М.В. Сафронова //Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 3 (46).- С. 182-185.

4. Соловьев, Д. Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста [Электронный ресурс] / Д. Н. Соловьёв // Науковедение. 2014. - Вып. 3 (22). - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/121PVN314.pdf (дата обращения: 14.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.