УДК 159.9.07
Конева Елена Витальевна
доктор психологических наук, доцент
Солондаев Владимир Константинович
кандидат психологических наук, доцент
Отрошко Лидия Олеговна
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова [email protected], [email protected], [email protected]
ДЕТЕРМИНАНТЫ «НЕУСТАВНЫХ ОТНОШЕНИЙ» (БУЛЛИНГА) В ШКОЛЬНЫХ КЛАССАХ И УЧЕБНЫХ ГРУППАХ*
В статье описаны результаты исследования особенностей «неуставных отношений» в инклюзивных классах в сравнении с проявлениями аналогичного феномена в обычных учебных коллективах, а также классах, объединяющих детей со смешанными специфическими расстройствами развития.
Обнаружено, что инклюзивные классы отличаются от других учебных коллективов меньшей выраженностью «неуставных отношений» (буллинга). Социальный статус человека в группе в определенной степени связан с его восприятием выраженности буллинга в группе, к которой он принадлежит. Возрастная обусловленность буллинга заключается главным образом в изменении с возрастом характера его связи с другими социально-психологическими феноменами, развивающимися в группе. Наиболее существенным для дифференциации учебных групп по степени выраженности буллинга является такой его показатель как нерегламентированная внутригрупповая иерархия.
Ключевые слова: «неуставные отношения», инклюзивное обучение, буллинг, внутригрупповой социальный статус.
В числе социально-психологических проблем, сопровождающих как среднее общее, так и профессиональное образование, немалая доля принадлежит явлению, получившему название буллинг. Данный термин объединяет различные формы физического и психического насилия, которое проявляется как в среде учащихся, так и в отношениях между учениками и преподавателями.
Среди детерминант буллинга называются многочисленные характеристики участников образовательного процесса, а именно пол [1; 6; 8], возраст [5; 6], особенности самоидентификации [9; 10], академическая успеваемость потенциальных жертв буллинга [11], отношение к буллингу лиц, непосредственно в нем не участвующих (одноклассников, учителей и родителей) [7; 9]. Кроме того, приводятся данные о связи социального статуса человека в группе и степени его подверженности буллингу. Так, в обычных классах около 4% учащихся не рассматриваются никем из их одноклассников как друзья. Именно они являются потенциальными жертвами школьной агрессии [7].
Перед исследованием, результаты которого описаны в данной статье, ставилась цель выявить некоторые детерминанты буллинга в школьных учебных коллективах инклюзивного образования. Полученные результаты сопоставлялись с данными, полученными ранее на выборках учащихся обычных классов, а также учебных коллективов, объединяющих детей с ОВЗ (смешанные специфические расстройства психологического развития).
Основная выборка включала три группы учащихся классов инклюзивного обучения: 29 в возрасте от 12 до 13 лет, из них 9 девочек, 20 мальчиков (6 класс); 16 учащихся в возрасте от 13 до 14 лет, из них 7 девочек, 10 мальчиков (7 класс);
26 учащихся в возрасте от 14 до 15 лет, из них 9 девочек, 17 мальчиков (8 класс). Среди испытуемых 10 человек с ОВЗ (смешанные специфические расстройства психологического развития): 3 в 6 классе; 3 в 7 классе; 4 в 8 классе.
Выборка сравнения состояла из 7 групп: группа 1 состояла из учащихся профессионального колледжа, не имеющих клинически выраженных нарушений интеллектуального развития: 32 человека (16 юношей и 16 девушек), медиана возраста 17 лет;
группа 2 - учащиеся колледжа, имеющие смешанные специфические расстройства психологического развития: 22 человека (13 юношей и 9 девушек), медиана возраста 15 лет;
группа 3 - воспитанники интерната со смешанными специфическими расстройствами психологического развития: 16 человек (15 юношей и 1 девушка), медиана возраста 16 лет;
группа 4 - слабоуспевающие школьники, не имеющие клинического диагноза - 17 человек (13 юношей и 3 девушки), медиана возраста 14 лет;
группа 5 - школьники со смешанными специфическими расстройствами психологического развития: 49 человек (32 юноши и 17 девушек), медиана возраста 14,5 лет;
группа 6 - школьники, не имеющие клинических психических расстройств, не имеющие специфических особенностей успеваемости, 46 человек (30 юношей и 16 девушек), медиана возраста 16 лет.
Изучение буллинга в инклюзивных классах целесообразно с точки зрения возможных рисков объединения в одном учебном коллективе лиц с различным интеллектуальным статусом. Гипотетически состав учебных коллективов (однородный или смешанный) является одной из детерминант
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-06-10643.
66
Вестник КГУ ^ 2017
© Конева Е.В., Солондаев В.К., Отрошко Л.О., 2017
степени выраженности и специфики проявления буллинга.
Нами использовалась методика, выявляющая «неуставные отношения» в образовательных учреждениях и в организациях различных форм собственности (разработка А.А. Пелевиной [4]).
Методика предполагает диагностику представлений испытуемых о наличии в организации или учебном коллективе отдельных проявлений «неуставных отношений». Они объединяются в шесть групп.
Внутригрупповая поляризация - социально-психологический феномен, который является результатом систематического обмена мнениями между участниками совместной деятельности и порождает микрогруппы с полярными позициями.
Социальная регуляция поведения в группе - система специфических этапов вхождения в группу и пребывания в ней, которые предписывают членам аутгрупп правила поведения. Соблюдение правил обусловливает процесс перехода из аутгруппы в ингруппу.
Дискриминация членов аутгруппы - когнитивное, эмоциональное и поведенческое предпочтение партнеров по общению, если они являются членами ингруппы и соответствующее ущемление членов аутгруппы.
Принуждение к погашению фактического или мнимого долга - систематическое нерегламенти-рованное извлечение выгоды субъектами «неуставных отношений» посредствам эксплуатации ресурсов членов аутгруппы.
Внутригрупповая иерархия - иерархическое разделение членов группы в соответствии со специфическими показателями их принадлежности к той или иной микрогруппе.
Землячество - образование микрогрупп по территориальному принципу, который связан с местом проживания до прибытия в учреждение. Микрогруппы являются внутренне закрытыми, и в них отсутствуют элементы «неуставных отношений». Концепция методики предполагает, что она фактически выявляет восприятие и оценку испытуемыми выраженности различных проявлений бул-линга в учебных коллективах, не дифференцируя субъектов и объектов буллинга. Другими словами,
Статистическая значимость отличий уча
величина
испытуемый, работая с методикой не идентифицирует себя ни с носителями установок «неуставных отношений», ни с их жертвами.
Поскольку, как было указано выше, социометрический статус может являться детерминантой буллинга, использовалась также методика социометрии в варианте, включающем положительные и отрицательные выборы. Для математической обработки данных применялся анализ значимости различий, кластерный анализ, дисперсионный анализ [12].
Результаты исследования. Ранее были проанализированы результаты выборки сравнения (группы 1-6) [3]. Было обнаружено, что в учебных коллективах, состоящих из учащихся с ОВЗ (смешанные специфические расстройства психологического развития), уровень буллинга значимо не отличается от такового в обычных учебных коллективах. Смешанные специфические расстройства развития, таким образом, сами по себе не оказывают влияния на степень и структуру проявлений «неуставных отношений» (буллинга) в учебных коллективах. Микросоциальные условия (например, условия обучения) - более сильная детерминанта «неуставных отношений» (буллинга), нежели интеллектуальный статус учащихся. Отдельные проявления буллинга имеют разную степень специфичности в отношении отдельных групп. В частности, «принуждение к погашению фактического или мнимого долга», а также «нерегламентирован-ная внутригрупповая иерархия» наиболее отчетливо отличают группы 1-6 друг от друга.
В таблице 1 представлены результаты сравнения учащихся инклюзивных классов с группами 1-6 по выраженности «неуставных отношений». Цифры, означающие отсутствие значимых различий, выделены полужирным шрифтом.
Как в целом по показателю «неуставных отношений», так и по большинству дескрипторов, в наименьшей степени группа учащихся инклюзивных классов отличается от учащихся обычных и смешанных классов, объединяющих детей с ОВЗ (смешанные специфические расстройства психологического развития); в наибольшей степени отличается от выборки учащихся колледжа. Однако выборка инклюзивных классов объединяет детей
Таблица 1
цихся инклюзивных классов от групп 1-6,
р (р-уа1ие)
Параметр\группа 1 2 3 4 5 6
Уровень «неуставных отношений» <0,0001 0,0013 <0,0001 0,0021 0,3346 1,0000
1. Внутригрупповая поляризация <0,0001 <0,0001 0,225 0,001 <0,0001 <0,0001
2. Социальная регуляция поведения в группе 0,2 1,0 0,06 1,0 1,0 1,0
3. Дискриминация позиций членов аутгруппы 0,0008 0,0004 0,10 0,002 0,10 0,25
4. Принуждение к погашению фактического или мнимого долга 0,03 0,11 0,0002 0,92 0,92 0,92
5. Нерегламентированная внутригрупповая иерархия 0,0003 0,132 0,02 0,003 0,33 0,79
6. Землячество 0,12 0,0006 0,09 0,67 0,01 1,0
Таблица 2
Статистическая значимость отличий учащихся 8-го инклюзивного класса от групп 1-6,
величина р (р-уа1ие)
Параметр\группа 1 2 3 4 5 6
Уровень «неуставных отношений» 0,0004 0,002 0,0003 0,007 0,21 1,0
1. Внутригрупповая поляризация 0,0005 <0,0001 0,43 0,006 <0,0001 <0,0001
2. Социальная регуляция поведения в группе 1,0 1,0 0,51 1,0 1,0 1,0
3. Дискриминация позиций членов аутгруппы 0,14 0,07 0,74 0,09 1,0 1,0
4. Принуждение к погашению фактического или мнимого долга 0,27 0,43 0,003 1,0 1,0 1,0
5.Нерегламентированная внутригрупповая иерархия <0,0001 0,0003 0,0004 0,0001 <0,0001 0,0001
6. Землячество 0,81 0,02 0,38 1,0 0,45 1,0
Таблица 3
Средние значения выраженности буллинга в различных выборках. Группа 7 состоит из всех используемых в исследовании инклюзивных классов. Значения округлены до целых чисел
Параметр\группа 1 2 3 4 5 6 7
Уровень «неуставных отношений» 70 71 65 70 77 79 80
1.Внутригрупповая поляризация 6 7 5 6 7 7 4
2.Социальная регуляция поведения в группе 11 112 11 13 12 12 13
3.Дискриминация позиций членов аутгруппы 16 16 17 15 18 18 19
4.Принуждение к погашению фактического или мнимого долга 19 19 16 20 20 20 21
5.Нерегламентированная внутригрупповая иерархия 10 11 10 10 12 13 14
6.Землячество 7 6 6 7 7 8 9
Таблица 4
Средние значения выраженности буллинга в учебных группах и величина стандартного отклонения. Группа 7 состоит из 8-го инклюзивного класса. Значения округлены до целых чисел
Параметр\группа 11 22 33 44 55 66 77
Уровень «неуставных отношений» 70 71 65 70 77 79 81
1. Внутригрупповая поляризация 6 7 5 6 7 7 4
2. Социальная регуляция поведения в группе 11 12 11 13 12 12 13
3. Дискриминация позиций членов аутгруппы 16 16 17 15 18 18 18
4. Принуждение к погашению фактического или мнимого долга 19 19 16 20 20 20 21
5. Нерегламентированная внутригрупповая иерархия 10 11 10 10 12 13 16
6. Землячество 7 6 6 7 7 8 8
и подростков от 12 до 15 лет. Целесообразно дополнительно сравнить обучающихся инклюзивных классов 15 лет (8 класс) с испытуемыми близких по возрасту групп (группы 1-6). Результаты приведены в таблице 2.
Структура различий достаточно устойчива, как видно из сравнения данных таблиц 1 и 2. Группы со сходными возрастными характеристиками значимо отличаются друг от друга по суммарному баллу методики «неуставных отношений», тогда как отдельные дескрипторы чаще показывают сходство между различными группами. Этот факт может свидетельствовать, во-первых, о выраженной роли возрастных характеристик в степени проявления и структуре буллинга. Во-вторых, дифференцирующими дескрипторами являются внутригрупповая поляризация и нерегламентиро-
ванная внутригрупповая иерархия. Нерегламен-тированная внутригрупповая иерархия, судя по данным предыдущих исследований - устойчивый параметр дифференциации групп, что показывает относительно высокое значение данного компонента для испытуемых.
Значение для дифференциации групп по уровню буллинга такого показателя «неуставных отношений» как «принуждение к погашению фактического или мнимого долга», по-видимому, неустойчиво: при анализе групп 1-6 проявлялись значимые различия по данному дескриптору; при расширении выборки за счет инклюзивных классов дифференцирующее значение этого показателя не подтвердилось. Сопоставляя данные результаты с полученными нами ранее [2], отметим, что в неучебных коллективах наиболее значимыми для ана-
68
Вестник КГУ ^ 2017
лиза структуры «неуставных отношений» выступают иные, по сравнению с учебными, проявления.
Для интерпретации статистической значимости различий требуются данные о средних значениях сравниваемых параметров. Они приведены в таблицах 3 и 4.
Из таблиц 3 и 4 следует, что инклюзивные классы отличаются наименьшими показателями «неуставных отношений» по сравнению с другими группами (методика имеет обратную шкалу - более высокие показатели соответствуют меньшему уровню буллинга). Это относится как к инклюзивным классам разного возраста, так и к 8-му классу, учащиеся которого совпадают по возрасту с испытуемыми других групп.
Различия суммарного балла «неуставных отношений» между тремя классами (6-ой, 7-ой, 8-ой) по критерию Краскела-Уоллеса отсутствуют: Kruskal-Wallis chi-squared = 2,9022; df = 2; p-value = 0,23. Различия между классами по отдельным группам дескрипторов имеют место, судя по данным многомерного робастного дисперсионного анализа: Wilks> Lambda = 0,57079; Chi2-Value = 37,289; DF = 12,000; p-value = 0,0002. Но эти различия диагностически несущественны.
Половые различия в нашей выборке не выявлены, возможно, по причине существенного преобладания испытуемых мужского пола (166 человек) над испытуемыми-девушками (87 человек).
Среди детерминант буллинга отмечается социальное положение обучающихся в классе. Поэтому есть основание предполагать, что социометрический статус связан с восприятием испытуемыми проявлений буллинга в учебной группе. На выборке инклюзивных классов данная гипотеза была проверена. Связи между измеряемыми показателями в 6-ом и 7-ом классе не обнаружено. В 8-ом классе количество отрицательных социометрических выборов и социальная регуляция поведения в группе связаны прямой связью (r = 0,40; p-value = 0,04). Также обнаружена обратная связь индекса социометрического статуса и социальной регуляции поведения в группе (r = -0,54; p-value = 0,005). Чем меньше в группе социальной регуляции, по мнению подростка, тем реже его выбирают. И наоборот - чем выше в группе уровень социальной регуляции, тем выше статус подростка, который так считает.
Таким образом, социальный статус человека в группе в определенной степени связан с его восприятием выраженности буллинга. Что касается возможного влияния одного из этих показателей на другой, то оно, по-видимому, взаимно, и оба феномена формируются в процессе развития группы одновременно.
Судя по приведенным результатам, существует возрастная обусловленность не столько общего уровня «неуставных отношений» или отдельных
проявлений данного феномена, сколько механизма их «встроенности» в другие процессы, происходящие в группе. Кроме того, выявляется роль внутригрупповой поляризации и социальной регуляции поведения в группе как важных показателей «неуставных отношений» в учебных коллективах. Имеется в виду, что по мере возрастного развития участников изучаемых нами процессов именно указанные проявления буллинга вступают во взаимодействие с социальной структурой группы.
Необходимо заметить, что в целом выраженность «неуставных отношений» в образовательных учреждениях невысока (согласно нормам используемой методики, имеющей обратную шкалу, уровень изучаемого феномена ниже 60 баллов является высоким; 61-75 баллов - средним; 76 и выше баллов - низким). При этом, как следует из таблиц 3 и 4, низким является уровень феномена только в школьных классах, а именно в группах 5, 6, 7, включающих школьников со смешанными специфическими расстройствами психологического развития (группа 5), школьников, не имеющих клинических психических расстройств, не имеющих специфических особенностей успеваемости (группа 6) и учащихся инклюзивных классов. Из трех названных групп две являются однородными с точки зрения интеллектуального статуса учащихся, одна - смешанная. При этом смешанная группа (учащиеся инклюзивных классов) значимо отличается от общей выборки: средний суммарный балл по обратной шкале 79,69 против 73,50, различия значимы по критерию Вилкоксона в модификации Манна-Уитни W = 4183,5; p-value = 7,1e-06.
Значимо более высокое благополучие инклюзивных классов по сравнению с общим массивом испытуемых может объясняться повышенным вниманием педагогов к дисциплине в классах такого рода. Кроме того, существенно, что выборка инклюзивных классов отличается от общей выборки статистически значимо меньшей дисперсией по параметрическому и непараметрическому критериям: Bartlett>s K-squared = 13,1, p-value = 0,0003; Fligner-Killeen med chi-squared = 15,7, p-value = 7,523e-05. Это может означать, что в инклюзивных классах установился некий консенсус в отношении норм взаимодействия, при котором индивидуальная приверженность «неуставным отношениям» или индивидуальная подверженность им не оказывает существенного влияния на функционирование группы.
Выводы по проведенному исследованию заключаются в следующем. 1. Инклюзивные классы отличаются от обычных классов, а также классов и учебных групп для детей, имеющих смешанные специфические расстройства психологического развития, меньшей выраженностью «неуставных отношений» (буллинга). 2. Социальный статус человека в группе в определенной степени связан
с его восприятием выраженности буллинга в группе, к которой он принадлежит. 3. Возрастная обусловленность буллинга заключается главным образом в изменении с возрастом его связанности с другими социально-психологическими феноменами, развивающимися в группе.
Библиографический список
1. Кон И.С. Мальчик - отец мужчины. - М.: Время, 2009. - 704 с.
2. Конева Е.В., Солондаев В.К., Пелевина А.А., Ванцева Ю.В. «Неуставные отношения»: моббинг и булинг // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Юве-нология. Социокинетика. - 2015. - № 4. - С. 65-69.
3. Конева Е.В., Солондаев В.К., Пелевина А.А. «Неуставные отношения» в учебных коллективах // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. -2017. - № 2 (40). - С. 95-99.
4. Пелевина А.А. «Неуставные отношения» как социально-психологический феномен: дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2014. - 244 с.
5. Соловьев Д.Н. Модель профилактики бул-линга среди школьников подросткового возраста // Науковедение - Выпуск 3. - Май-июнь 2014. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// naukovedenie.ru/PDF/121PVN314.pdf (дата обращения: 25.08.2017).
6. Теоретико-методические основы деятельности педагога-психолога по предотвращению буллинга в школах Тульского региона: гендерно-возрастной аспект / под общ. ред. К.С. Шалагино-вой. - Тула: Изд-во «ГРИФ и К», 2014. - 237 с.
7. Espelage D.L., Gutgsell E.W., Gutgsell J.M. Bullying in American Schools: A Social-Ecological Perspective on Prevention and Intervention - 472 р.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// books.google.ru/books?id=viSRAgAAQBAJ&dq (дата обращения: 25.08.2017).
8. Violence reduction in schools - how to make a difference: A handbook. Co-ordinated by Chris Gittins Government lead advisor on improving behaviour, attendance and violence reduction in schools United Kingdom. Building a Europe for and with Children: Children and Violence. Action Programme Council of Europe, January 2006. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.ilga-europe.org/sites/ default/files/violencehandbook (дата обращения: 12.09.2017).
9. TsangS.K.M., Hui E.K.P., Law B.C.M. Bystander Position Taking in School Bullying: The Role of Positive Identity, Self-Efficacy, and Self-Determination // TheScientific World JOURNAL. - Volume 11 (2011). -Рр. 2278-2286. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1100/2011/531474 (дата обращения: 12.08.2017).
10. Participant role approach to school bullying: implications for interventions // Journal of Adolescence. - Volume 22, Issue 4, August 1999. -Рр. 453-459. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sciencedirect (дата обращения: 25.08.2017).
11. Lam S.-f., Law W., Chan C.-K., et al. (2015). A latent class growth analysis of school bullying and its social context: The self-determination theory perspective // School Psychology Quarterly, 30 (1). -Рр. 75-90. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1037/spq0000067 (дата обращения: 12.08.2017).
12. R Core Team (2017). R: A language and environment for statistical computing. R Foundation for Statistical Computing, Vienna, Austria. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.R-project.org/ (дата обращения: 20.07.2016).
70
Вестник КГУ _J 2017