Научная статья на тему 'Культурно-историческая теория Л. С. Выготского как методологическое основание для исследований подросткового буллинга'

Культурно-историческая теория Л. С. Выготского как методологическое основание для исследований подросткового буллинга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2436
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ВЫГОТСКОГО / БУЛЛИНГ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Е. Н., Волкова И. В., Скитневская Л. В.

В статье проводится анализ особенностей подросткового буллинга в школе на основе культурно-исторической теории Л.С. Выготского с целью определения на этой основе главных направлений психокоррекционной работы в образовательном учреждении. В исследовании приняли участие 724 подростка в возрасте 11-17 лет, учащиеся 6-11 классов общеобразовательных школ г. Нижнего Новгорода. Работа проводилась в 2015-2016 гг. В качестве исследовательской методики применялся опросник, разработанный Д. Олвеусом для диагностики буллинга. Было обнаружено, что наибольшее число детей становится участниками буллинга в 7-9-х классах. Также результаты показывают, что жертвы буллинга испытывают страх перед буллингом и больше боятся посещать школу. Социальная ситуация развития оценивалась в двух школах. В школе с менее высоким уровнем распространенности буллинга взрослые чаще вмешиваются в ситуации буллинга, а дети характеризуется большим стремлением помочь жертве. Предполагается, что отношение взрослых к буллингу формирует отношения среди детей. Выдвигается предположение, что буллинг представляет собой социальное экспериментирование со стороны детей и имеет социальную детерминацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-историческая теория Л. С. Выготского как методологическое основание для исследований подросткового буллинга»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОДРОСТКОВОГО БУЛЛИНГА

Е.Н. ВОЛКОВА1*, И.В. ВОЛКОВА1, Л.В. СКИТНЕВСКАЯ2

1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург;

2 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет

им. Козьмы Минина», Нижний Новгород

В статье проводится анализ особенностей подросткового буллинга в школе на основе культурно-исторической теории Л.С. Выготского с целью определения на этой основе главных направлений психокоррекционной работы в образовательном учреждении. В исследовании приняли участие 724 подростка в возрасте 11-17 лет, учащиеся 6-11 классов общеобразовательных школ г. Нижнего Новгорода. Работа проводилась в 2015-2016 гг. В качестве исследовательской методики применялся опросник, разработанный Д. Олвеусом для диагностики буллинга. Было обнаружено, что наибольшее число детей становится участниками буллинга в 7-9-х классах. Также результаты показывают, что жертвы буллинга испытывают страх перед буллингом и больше боятся посещать школу. Социальная ситуация развития оценивалась в двух школах. В школе с менее высоким уровнем распространенности буллинга взрослые чаще вмешиваются в ситуации буллинга, а дети характеризуется большим стремлением помочь жертве. Предполагается, что отношение взрослых к буллингу формирует отношения среди детей. Выдвигается предположение, что буллинг представляет собой социальное экспериментирование со стороны детей и имеет социальную детерминацию.

Ключевые слова: культурно-историческая теория Выготского, буллинг, подростки.

Введение

Зарубежные исследования одной из наиболее актуальных проблем современного детства - насилия и жестокого обращения с детьми - отличаются рядом специфических особенностей. Сегодня исследования распространенности насилия, различных его форм - от синдрома «shaken baby» у младенцев до проявлений подросткового буллинга, изучение вик-тимного и агрессивного поведения детей, явления поливиктимизации и т.д. - обла-

© Волкова Е.Н., Волкова И.В., Скитневская Л.В., 2017

* Для корреспонденции:

Волкова Елена Николаевна

доктор психол. наук, профессор факультета психологии РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург E-mail: [email protected]

дают обширной фактологической базой. Результаты этих исследований обобщаются в научных публикациях в специальных журналах («Child abuse and neglect», «Child abuse review» и др.), сообщаются на конгрессах и конференциях национального и международного уровней. Вместе с тем большинство этих исследований отличается либо широкой вариативностью методологических позиций исследователей, либо их методологической и теоретической неясностью. Чаще всего это - теории и/или теоретические конструкты, описывающие и объясняющие конкретные проявления тех или иных нарушений у ребенка в рамках идеографического подхода; констатацию различий по возрастному и половому признаку, социальному статусу и т.п.; изменения в эмоциональном состоянии и/или в развитии поведенческих навыков у раз-

личных групп детей и взрослых в результате программ терапевтического или информационного содержания. Можно сказать, что поиск общих закономерностей, выявление условий и механизмов личностного и социального развития детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, остается пока нерешенной задачей. Во многом, на наш взгляд, это связано с несовершенством методологической базы исследований и практических разработок.

Методологической основой исследований подросткового буллинга может служить культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Учение Л.С. Выготского о кризисах развития в детских возрастах, о сензитивных и критических возрастных периодах имеет корреляцию с проблемой насилия над детьми в целом и подросткового буллинга, в частности. Отмечая, что развитие ребенка представляет собой процесс чередования спокойных периодов плавного внутреннего развития и резких сдвигов, скачков, Л.С. Выготский выделял пять основных кризисов личностного развития - кризис новорожденного, кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет и кризис 13 лет, каждый из которых приводил к развитию личностных новообразований у детей. Любопытно, что многочисленные исследования проблемы насилия над детьми отмечают, что наиболее подвержены различным формам насилия дети в возрасте 5-7 лет и 13-14 лет [3]. Причем, второй возрастной пик - подростковый возраст - характеризуется возрастанием частоты случаев насилия, когда подросток выступает и жертвой, и насильником, и свидетелем преступления. Можно предположить, что к подростковому возрасту накапливается достаточное количество привычных форм эмоционального реагирования и объяснения ситуаций и поведения подростка, которое «запускает» при возникновении угрожающей ситуации определенный способ поведения и приводит к появлению личностных новообразований определенного содержания. Однако

полагать, что подростковый буллинг формирует особый виктимный и агрессивный личностный тип, было бы неправильным, поскольку Л.С Выготский убедительно показал, что новообразования критических периодов не сохраняются в дальнейшем в неизменном виде и не входят в качестве необходимого слагаемого в интегральную структуру будущей личности. Личностное развитие подростков-жертв и подрост-ков-буллеров во многом будет определяться содержанием системы отношений, сложившихся у подростка со сверстниками и со взрослыми. От того, получат ли подкрепление и признание формы виктимного или агрессивного поведения у подростков со стороны взрослых и сверстников, зависит, приобретут ли эти, по сути экспериментальные, формы поведения устойчивый характер и закрепятся в личностной структуре.

Одной из самых эвристичных идей в теории Л.С. Выготского, раскрывающих детерминанты и психологические механизмы развития ребенка, является понятие социальной ситуации развития. Это своеобразное, специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития определяет содержание и динамику всех основных личностных достижений ребенка. Она определяет направление и содержание превращений внешних воздействий и условий во внутреннюю сущность растущего человека. Эти превращения не совершаются механически, они трансформируются, преломляются через переживание ребенка, через его эмоциональный опыт. Социальная ситуация развития - это основное условие развития ребенка, это не только и не столько характеристики среды жизни, сколько особенности переживания, отношения ребенка к окружающему миру и людям. Модальность этого переживания (какое оно - положительное или негативное, подавляющее или инициирующее к действиям) напрямую зависит от того,

каковы отношения к ребенку со стороны других людей - взрослых и сверстников.

Структура социальной ситуации развития определяется как совокупность объективной социальной позиции ребенка и как система социокультурных ожиданий, норм, требований (объективный аспект социальной ситуации развития), с одной стороны, и система ориентирующих образов (или переживаний), определяющих отношения и сотрудничество ребенка и взрослого (или, добавим, другого ребенка или группы других детей), составляющих субъективный аспект социальной ситуации развития, - с другой. Оба аспекта социальной ситуации развития находятся в динамическом соотношении: один из аспектов инициирует появление другого и наоборот. Так же, как объективная социальная позиция может порождать различные по модальности образы и переживания ребенка, так и сами образы и переживания могут порождать нормы, ожидания и требования, формируя объективную социальную позицию ребенка (например, в подростковой группе). Это очень важно при объяснении причин подросткового буллинга, особенно если насилие совершается в образовательном учреждении, в школе.

Можно назвать несколько причин. Во-первых, это - закрепленные традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации. Развитие и функционирование школы напрямую зависят от экономических, политических, социальных, культурных традиций и тенденций развития общества: если в обществе насилие становится обыденной реальностью, то это неизбежно проецируются на школу, а школа, в свою очередь, транслирует все социальные угрозы на детей. Во-вторых, наличие в школе определенной «политической» системы, включающей в себя агрессивные взаимоотношения внутри педагогического коллектива, в том числе авторитарно-директивный стиль управления и отсутствие обоснованной системы педагогических и профессиональных требований, закрепленные социальные роли полноправного дик-

татора и бесправного подчиненного, жертвы и насильника и в отношениях педагогов друг с другом, и в отношениях педагогов с детьми, и в отношениях детей друг с другом. В-третьих, общий психоэмоциональный фон школы с высоким уровнем тревожности и учителей, и учеников в совокупности с их неумением контролировать собственные эмоции и регулировать свои эмоциональные состояния.

Эти причины оказываются наиболее существенными, однако на уровне индивидуального сознания они далеко не всегда признаются таковыми. Если спросить директора и педагогов школы о том, почему те или иные школьники проявляют насилие по отношению к своим сверстникам, более младшим детям или даже тем же педагогам, то ответы чаще всего будут связаны с личностными особенностями детей, их характером, ценностями, установками, привычками. Точно так же при анализе случаев насилия педагога над ребенком директор школы, другие педагоги будут искать причины жестокости в личностных диспозициях насильника. Несомненно, существуют определенные индивидуальные предпосылки к совершению насильственных и агрессивных действий в отношении другого человека, однако только предпосылки. Они становятся действием только в том случае, когда ситуация и внешние по отношению к ребенку условия жизни в школе к этому располагают (объективный аспект социальной ситуации развития) и данная ситуация и обстоятельства вызывают сильные эмоциональные переживания у детей (субъективный аспект социальной ситуации развития). Важно подчеркнуть, что буллинг процветает в школе, если и позиция обидчика, и позиция жертвы эмоционально привлекательны и «социально удобны» для всего школьного сообщества.

Особое значение для понимания природы подросткового буллинга является раскрытие Л.С. Выготским роли социальной, коллективной деятельности в психическом развитии ребенка. Так же, как и другой вы-

дающийся советский ученый и практик -А.С. Макаренко, Л.С. Выготский рассматривал детский и подростковый коллектив как особое социальное образование, где присутствуют как общие закономерности существования социальной группы и коллектива, так и специфические особенности. Как в любой социальной группе, в детской группе образуются свои нормы, правила и традиции, однако в детских группах эти образования подвержены значительному влиянию общества и взрослых групп, например, педагогических коллективов. Для ребенка и в особенности - для подростка важно быть частью единой детской группы. В детском коллективе ребенок на основе непосредственного опыта, даже сопряженного с негативными переживаниями, может почувствовать, что такое самоуправление, писанные и не писанные нормы жизни и правила поведения, система требований к личности, соподчинение и другие способы освоения социальности. Это объясняет, например, почему, несмотря на то, что дети - жертвы буллинга испытывают боль и тяжелые эмоциональные переживания от физических и психологических нападок, они не стремятся разорвать отношения с обидчиками-сверстниками и готовы их терпеть. Принципы развития детского коллектива (гласности, ответственной зависимости, закон перспективных линий, параллельного действия), стадии его формирования, закономерности появления аристократии - командной касты, методы влияния на отдельного ребенка через коллектив позволяют понять и раскрывают социально-психологические механизмы буллинга в подростковой группе. Те же механизмы будут работать и при устранении травматичных последствий буллинга и, в целом, предотвращении этого явления.

Методика

Целью данной статьи является анализ особенностей подросткового буллинга в школе на основе культурно-исторической теории Л.С. Выготского и определение на

этой основе главных направлений психо-коррекционной работы в образовательном учреждении. В исследовании приняли участие 724 подростка в возрасте 11-17 лет, учащиеся 6-11-х классов общеобразовательных школ г. Нижнего Новгорода. Работа выполнялась в 2015-2016 гг. В качестве исследовательской методики применялся опросник, разработанный Д. Олвеусом для диагностики буллинга. Опросник содержит 38 вопросов, одна часть которых посвящена частоте переживания и совершения буллинга, другая содержит информацию об отношении к школе, третья часть - информацию об отношении взрослых к буллингу.

Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе оценивалась распространенность буллинга: выделялись группы участников и изучалось воздействие пола и возраста на их распределение. На втором этапе изучались параметры социальной ситуации развития на примере двух школ: оценивался страх перед буллингом среди учеников, отношение к школе, как часто буллинг останавливают взрослые и дети в школе и что ученики чувствуют по поводу буллинга.

Подростковым буллингом называется неоднократное умышленное нанесение вреда одним подростком или группой другому подростку, который в данной ситуации оказывается неспособным себя защитить и лишен возможности ее покинуть [2]. Распространенность буллинга оценивалась исходя из совокупности ответов испытуемых на те вопросы, где речь шла о частоте переживания или совершения конкретных видов буллинга. Поскольку определение буллинга предполагает неоднократность или периодичность агрессивного поведения, уместно рассматривать этот вид насилия в контексте поливиктимизации [10]. Поливикти-мизация предполагает, что переживание нескольких эпизодов одного вида насилия (например, физического) или нескольких эпизодов нескольких видов насилия (например, физического и психологического) углубляет травму ребенка. Поэтому, иден-

тифицируя жертв буллинга, мы считали таковыми не только тех, кто чаще 2-3 раз в месяц сталкивался с одним видом буллинга (например, жертву регулярных насмешек), но и тех, кто 1-2 раза за 2 месяца переживал несколько видов насилия (например, был жертвой и насмешек, и физических издевательств). Обидчики определялись по такому же принципу. В соответствии с предыдущими исследованиями [11, 12] была выделена категория обидчиков-жертв, в которую попали те, кто был обидчиком и жертвой. Свидетелями буллинга мы считали тех, кто не был ни обидчиком, ни жертвой, но при этом видел, как совершают насилие над другими. Неучастниками буллинга мы считали тех детей, которые не попали ни в одну из категорий и ответили, что никогда не совершали, не переживали буллинг, не видели, как это случалось с другими детьми в школе.

Согласие на участие в исследовании дали педагоги, дирекция школы и родители учеников. Исследование проводилось в рамках проекта РГНФ № 15-06-10575 «Исследование личных и средовых детер-

минант подросткового буллинга». Проект одобрен Этическим комитетом Санкт-Петербургского государственного университета.

Результаты

Распространенность буллинга

Исследование выявило, что в той или иной форме 68,7% детей являются участниками буллинга в школе. 30,9% являются свидетелями, 22,4% - жертвами, 6,4% - обидчиками и 9% - обидчиками-жертвами (табл. 1). На распределение участников буллинга оказывает влияние фактор пола. Так, среди девочек несколько больше свидетелей, а среди мальчиков больше обидчиков и обидчиков-жертв (табл. 2; х2=26,285, р=0,001). Это может быть связано со стремлением девочек к более конформному поведению, что приводит их к относительно пассивной позиции наблюдателей, которые фактически не вмешиваются в ситуации насилия. Мальчики же более активны и могут ответить агрессией на обиду, поэтому значительно чаще становятся обидчиками-жертвами.

Таблица 1

Распространенность буллинга в школе

Участник буллинга Частота Проценты Процент допустимых Накопленный процент

Неучастник 225 31,1 31,2 31,2

Жертва 162 22,4 22,4 53,6

Обидчик 46 6,4 6,4 60,0

Обидчик-жертва 65 9,0 9,0 69,0

Свидетель 224 30,9 31,0 100,0

Всего 722 99,7 100,0

Системные 2 0,3

Всего 724 100,0

Таблица 2

Распределение участников буллинга по полу

Пол Участник буллинга Всего

неучастник жертва обидчик обидчик-жертва свидетель

ж Количество 114 78 18 16 132 358

% среди девочек 31,8% 21,8% 5,0% 4,5% 36,9% 100,0%

м Количество 111 84 28 49 92 364

% среди мальчиков 30,5% 23,1% 7,7% 13,5% 25,3% 100,0%

Всего Количество 225 162 46 65 224 722

% общий 31,2% 22,4% 6,4% 9,0% 31,0% 100,0%

Кроме пола, необходимо также учитывать возраст, который в контексте школы зачастую выражен годом обучения (табл. 3; значение х2=42,757, р=0,002). Количество неучастников остается относительно стабильным. В 6-м классе насчитывается максимальное количество жертв. В 7-9-х классах увеличивается количество обидчиков и обидчиков-жертв, к 10-11-м классам их число уменьшается, но одновременно возрастает коли-

чество свидетелей. Пик буллинга, таким образом, приходится на 7-9-й классы, причем количество обидчиков и обидчиков-жертв возрастает к 9-му классу и число жертв остается относительно высоким. По Выготскому, этот возраст считается критическим для формирования дифференцированной самооценки, освоения социальных ролей, выработки нравственных принципов и регуляции нормативного поведения.

Таблица 3

Распределение участников буллинга по классам школы

Класс Участник Всего

неучастник жертва обидчик обидчик-жертва свидетель

6 Количество 46 47 6 10 40 149

% в 6 классе 30,9% 31,5% 4,0% 6,7% 26,8% 100,0%

7 Количество 53 39 9 15 39 155

% в 7 классе 34,2% 25,2% 5,8% 9,7% 25,2% 100,0%

8 Количество 43 37 5 15 33 133

% в 8 классе 32,3% 27,8% 3,8% 11,3% 24,8% 100,0%

9 Количество 46 21 15 14 49 145

% в 9 классе 31,7% 14,5% 10,3% 9,7% 33,8% 100,0%

10 Количество 15 8 1 4 29 57

% в 10 классе 26,3% 14,0% 1,8% 7,0% 50,9% 100,0%

11 Количество 14 8 4 2 23 51

% 11 классе 27,5% 15,7% 7,8% 3,9% 45,1% 100,0%

Количество 217 160 40 60 213 690

% общий 31,4% 23,2% 5,8% 8,7% 30,9% 100,0%

Буллинг и социальная ситуация развития

Субъективный аспект социальной ситуации развития определяется отношением ребенка к буллингу и школе. Так, повторения буллинга боятся именно жертвы (табл. 4; значимые различия

выявлены с помощью ЛЫОУЛ с множественными сравнениями по Тамхейну): жертвы боятся буллинга больше, чем неучастники (р=0,001), обидчики (р<0,001) и свидетели (р<0,001). В остальных группах статистически значимых различий не обнаружено.

Таблица 4

Наличие страха перед буллингом среди участников групп

Ответ на вопрос «Боишься ли буллинга?» Участник Всего

неучастник жертва обидчик обидчик-жертва свидетель

Количество 8 7 2 2 0 19

% незаполненных 42,1% 36,8% 10,5% 10,5% 0,0% 100,0%

да Количество 62 76 8 19 48 213

% 29,1% 35,7% 3,8% 8,9% 22,5% 100,0%

нет Количество 155 79 36 44 176 490

% 31,6% 16,1% 7,3% 9,0% 35,9% 100,0%

Всего Количество 225 162 46 65 224 722

% в общем 31,2% 22,4% 6,4% 9,0% 31,0% 100,0%

Отношение к школе статистически достоверно отличается у жертв и жертв-обидчиков по сравнению с остальными категориями участников (табл. 5; значимые различия между группами выявлены по Тамхейну). Так, жертвам и жертвам-обидчикам нравится в школе меньше, чем неучастникам (р=0,011 и р=0,012 соответственно). Таким образом, и жертвы, и

Отношение к школе сг

жертвы-обидчики, пострадавшие в бул-линге, не любят школу; при этом только жертвы чувствуют угрозу буллинга. Жертвы-обидчики, особенностью которых является агрессивный паттерн реакции в ситуации насилия (статья про обидчиков-жертв), при угрозе стремятся обидеть в ответ, поэтому собственно буллинга уже не опасаются.

Таблица 5

участников буллинга

Ответ на вопрос «Нравится ли тебе в школе?» Участник Всего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

неучастник жертва обидчик обидчик-жертва свидетель

я ненавижу школу Количество 13 16 4 7 11 51

% ответов 25,5% 31,4% 7,8% 13,7% 21,6% 100 %

мне не нравится в школе Количество 35 32 8 17 30 122

% ответов 28,7% 26,2% 6,6% 13,9% 24,6% 100 %

мне больше нравится, чем не нравится в школе Количество 83 72 12 25 103 295

% ответов 28,1% 24,4% 4,1% 8,5% 34,9% 100 %

мне нравится в школе Количество 71 35 14 15 70 205

% ответов 34,6% 17,1% 6,8% 7,3% 34,1% 100 %

мне очень нравится в школе Количество 23 7 8 1 10 49

% ответов 46,9% 14,3% 16,3% 2,0% 20,4% 100 %

Всего Количество 225 162 46 65 224 722

% ответов 31,2% 22,4% 6,4% 9,0% 31,0% 100,0%

Объективно ситуацию развития создает школа, и в этом ключе важен школьный микроклимат, который формируется отношением других детей и взрослых к бул-лингу. Для сравнения были выбраны две школы, количество опрошенных в которых было сопоставимо. Количество участников буллинга отличается в зависимости от школы. При этом в школе А значительно больше и жертв, и обидчиков-жертв, чем в школе Б (табл. 6). Можно предположить, что в школе Б проводится работа по профилактике буллинга, из-за чего количество активных участников значительно меньше.

Распределение участник

Выше уже шла речь о том, что страх перед буллингом в большей степени присутствует у жертв. Поэтому в той школе, где больше жертв, больше и страх перед буллингом (табл. 7; х2=9,727 с поправкой на непрерывность, р=0,002).

Более позитивное отношение к школе присутствует в школе Б (табл. 8; Х2=14,803, р=0,005). Так, например, почти в два раза больше учеников ответили, что им очень нравится к школе, и почти вдвое меньшее число учеников ответило, что они ненавидят школу, или что им не нравится в школе.

Таблица 6

буллинга по двум школам

Школа Участник Всего

неучастник жертва обидчик обидчик-жертва свидетель

А Количество 83 102 23 40 111 359

% в школе А 23,1% 28,4% 6,4% 11,1% 30,9% 100,0%

Б Количество 115 38 16 15 80 264

% в школе Б 43,6% 14,4% 6,1% 5,7% 30,3% 100,0%

Всего Количество 198 140 39 55 191 623

% общий 31,8% 22,5% 6,3% 8,8% 30,7% 100,0%

Таблица 7

Страх перед буллингом у учеников двух школ

Школа Боишься ли буллинга? Всего

нет да

А Количество 224 123 347

% в школе А 64,6% 35,4% 100,0%

Б Количество 200 61 261

% в школе Б 76,6% 23,4% 100,0%

Всего Количество 424 184 608

% общий 69,7% 30,3% 100,0%

Таблица 8

Отношение к школе у учеников двух школ

Школа Нравится ли тебе в школе? Всего

я ненавижу школу мне не нравится в школе мне больше нравится, чем не нравится в школе мне нравится в школе мне очень нравится в школе

А Количество 33 74 137 99 16 359

% в школе А 9,2% 20,6% 38,2% 27,6% 4,5% 100,0%

Б Количество 15 33 117 75 24 264

% в школе Б 5,7% 12,5% 44,3% 28,4% 9,1% 100,0%

Всего Количество 48 107 254 174 40 623

% общий 7,7% 17,2% 40,8% 27,9% 6,4% 100,0%

В школе Б присутствует более нетерпимое отношение к буллингу среди взрослых (табл. 9; х2=12,801, р=0,012), но при этом отношение к буллингу среди детей достоверно не различается (табл. 10; Х2=4,206, р=0,379). Таким образом, все описанные выше изменения, такие как меньшее количество жертв, отсутствие страха перед буллингом, могут быть связаны с отношением к буллингу в среде взрослых.

Наконец, отношение учеников к жертвам буллинга в школе Б отличается

Отношение взросл

стремлением помочь жертве (табл. 11; Х2=29,407, р<0,001). Иными словами, хотя отношение к буллингу среди детей достоверно не отличается, отличается отношение к жертвам буллинга. В школе А оно если не более равнодушное, то хотя бы отличается более пассивной позицией учеников к происходящему. Следовательно, в школе Б более нетерпимое отношение к буллингу среди взрослых, вероятно, оказывает влияние на отношение детей к жертвам, вследствие чего сокращается число жертв и жертв-обидчиков.

Таблица 9

в школе к буллингу

Школа Как часто взрослые останавливают буллинг в школе? Всего

почти никогда время от времени иногда часто почти всегда

А Количество 67 56 47 73 87 330

% в школе А 20,3% 17,0% 14,2% 22,1% 26,4% 100,0%

Б Количество 36 37 41 48 102 264

% в школе Б 13,6% 14,0% 15,5% 18,2% 38,6% 100,0%

Всего Количество 103 93 88 121 189 594

% общий 17,3% 15,7% 14,8% 20,4% 31,8% 100,0%

Таблица 10

Отношение детей к буллингу в школе

Школа Как часто дети останавливают буллинг в школе? Всего

почти никогда время от времени иногда часто почти всегда

А Количество 100 64 72 45 47 328

% в школе А 30,5% 19,5% 22,0% 13,7% 14,3% 100,0%

Б Количество 72 41 62 49 40 264

% в школе Б 27,3% 15,5% 23,5% 18,6% 15,2% 100,0%

Всего Количество 172 105 134 94 87 592

% общее 29,1% 17,7% 22,6% 15,9% 14,7% 100,0%

Таблица 11

Отношение учеников двух школ к жертвам буллинга

Школа Что ты чувствуешь по отношению к жертвам буллинга? Всего

пропущено мне немного жаль его или ее это вероятно то, что он или она заслуживает я испытываю жалость к ней/к нему и хочу помочь ему/ей я ничего не чувствую

А Количество 16 154 13 113 64 360

% в школе А 4,4% 42,8% 3,6% 31,4% 17,8% 100,0%

Б Количество 2 76 10 133 43 264

% в школе Б 0,8% 28,8% 3,8% 50,4% 16,3% 100,0%

Всего Количество 18 230 23 246 107 624

% в общее 2,9% 36,9% 3,7% 39,4% 17,1% 100,0%

Заключение

Буллинг - это распространенное явление в подростковой среде. Значительное количество детей подросткового возраста (58,9%) является участниками буллинга в школе, выступая в роли жертвы буллинга, обидчика или свидетеля буллинга. По сравнению с данными, полученными в результате аналогичного исследования и проведенного пятью годами ранее на выборке старших школьников - учащихся 10-11-х классов общеобразовательных школ и гимназии в возрасте от 16 до 18 лет (М=17,03±0,86), подростки включены в ситуацию буллинга значительно чаще. По данным исследования В.Р. Петросянц, около 40% учащихся старших классов подвергались буллингу в той или иной мере [6]. Эта тенденция прослеживается и в западных исследованиях и, скорее всего, связана с возрастными психологическими и социальными трансформациями у подростков [8].

Можно предположить, что буллинг в подростковом возрасте представляет со-

бой вариант социального экспериментирования в освоении новых социальных ролей и имеет скорее социально детерминированную, чем индивидуально-личностную природу. В пользу этого предположения свидетельствует и факт большей вовлеченности мальчиков в ситуацию буллинга, причем в роли обидчиков и жертв-обидчиков. Девочки-участницы буллинга склонны занимать позицию свидетеля, наблюдателя в буллинге. Исследования гендерной социализации подростков [1, 4, 5, 7] показывают, что социальное экспериментирование в подростковом возрасте - это прерогатива мальчиков-подростков; наблюдение, оценка, общественное одобрение или осуждение в большей степени отвечает задаче девочек-подростков. И для мальчиков, и для девочек это поведение обусловлено не столько процессами биологического созревания, сколько социальными детерминантами - особенностями влияния культурных, социальных и родительских стереотипов, типом гендерной идентичности и уровнем его дифференцированности.

Исследования особенностей развития ребенка в подростковом возрасте - от классических до современных - с завидным постоянством подчеркивают сензи-тивность этого возрастного периода к освоению нормативных социальных ролей и формированию устойчивых ценностно-смысловых и нравственных ориентиров жизни. Тенденции, обнаруженные в нашем исследовании, показывают определение и закрепление статуса участников буллинга к старшим классам школы. Можно сказать, что к окончанию школы заканчивается этап социального экспериментирования у подростков и происходит усвоение способа поведения в буллинге и социальных ролей: уменьшается число обидчиков и обидчиков-жертв, возрастает число свидетелей буллинга. Важно подчеркнуть, что позиция свидетеля буллин-га становится с возрастом все более комфортной. В старших классах школы свидетели буллинга показывают почти такие же тенденции в эмоциональном отношении к школе, как и неучастники буллинга: им скорее нравится, чем не нравится школа. Обидчики-буллеры также демонстрируют положительное отношение к школе. Негативные эмоции школа вызывает у жертв и жертв-обидчиков.

Можно предположить, что такое отношение к школе связано с позицией педагогического коллектива к буллин-гу. Сравнительный анализ отношения к буллингу в двух школах показывает, что в том случае, когда педагоги активно вмешиваются в ситуацию буллинга, школа становится более безопасным местом: уменьшается количество жертв буллин-га, подростки перестают испытывать страх. В исследовании Д.Н.Соловьева [8] предложена программа профилактики буллинга, раскрывающая конкретные педагогические действия по формированию первичного коллектива подростков. Анализ других педагогических подходов к профилактике буллинга в школе показывает те же тенденции: в случае актив-

ного, нетерпимого отношения к каждому случаю буллинга со стороны педагогов организация системы воспитательной работы во внеурочной и досуговой деятельности школьников снижает риски возникновения буллинга.

Наше исследование позволяет сделать вывод о том, что подростковый буллинг -это явление, имеющее преимущественно социальную детерминацию, особенно, если речь идет о свидетелях буллинга и обид-чиках-буллерах. Буллинг в подростковом возрасте представляет собой вид экспериментального поведения подростков в освоении социальных норм и социальных ролей, в установлении норм социально приемлемого поведения и границ собственных возможностей. Изменение деструктивного поведения подростков связано, в первую очередь, с системой педагогических воздействий, с системой воспитания в современной школе, с организацией адекватной возрасту деятельности школьников, с однозначным и определенным запретительным отношением к буллингу со стороны взрослых.

Работа выполнена при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда (проект № 15-06-10575 «Исследование средовых и личностных детерминант подросткового буллинга»).

Литература

1. Абдулова Т.П. Гендерная социализация и структура общения в отрочестве [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2009. - № 5(7). URL: http://psystudy. ru/index.php/num/2009n5-7/220-avdulova7. html.

2. Волкова И.В. Характеристики подросткового буллинга и его определение // Вестник Мининского Университета. Нижний Новгород. - 2016. - № 2(15). - С. 26.

3. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Эльконина Д.Б. - М.: Педагогика, 1984. - С. 244-268.

4. Градскова Ю.В. Гендерная социализация // Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. И. Костиковой. - М.: Аспект-Пресс, 2005. - С. 114-136.

5. Клецина И.С. Гендерная социализация.

- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. -1998. - 92 с.

6. Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2011. - 210 с.

7. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. Учебное пособие к спецсеминару. - М.: Изд-во «Прометей», 1996.

- 42 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Соловьев Д.Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста // Электронное научное издание «Науковедение» [Электронный pecvpc]. URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/121PVN314.pdf.

9. Currie C. et al., eds. Social determinants of health and well-being among young people. Health Behavior in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2009/2010 survey. - Copenhagen, WHO Regional Office for Europe // Health Policy for Children and Adolescents. - 2012. - No. 6. -272 p.

10. Finkelhor D., Ormrod R., Turner H. Poly-victimization: A neglected component in child victimization // Child Abuse & Neglect. -2007. - Vol. 31(1). - P. 7-26.

11. Olweus D. Bully/victim problems in school: facts and intervention // European Journal of Psychology of Education. - 1997. - Vol. 12(4).

- P. 495-510.

12. Salmivalli C., Nieminen N. Proactive and reactive aggression among school bullies,victims, and bully-victims // Aggressive Behaviour. - 2002. - Vol. 28(1). -P. 30-44.

References

1. Avdulova TP. Gendernaya sotsializatsiya i struktura obshcheniya v otrochestve [Internet] : Psikhologicheskiye issledovani-ya: elektronnyy nauchnyy zhurnal 2009; 5(7). URL: http://psystudy.ru/index.php/

num/2009n5-7/220-avdulova7.html (In Russian).

2. Volkova IV. Kharakteristiki podrostkovogo bullinga i yego opredeleniye. Vestnik Minin-skogo Universiteta. Nizhniy Novgorod 2016; 2(15):26 (In Russian).

3. Vygotskiy LS. Problema vozrasta. Sobraniye sochineniy: v 6 t. T 4. Detskaya psikhologiya. Pod red El'konina DB. Moscow: Pedagogika 1984: 244-268 (In Russian).

4. Gradskova YuV. Gendernaya sotsializatsiya. Vvedeniye v gendernyye issledovaniya: Ucheb. posobiye dlya studentov vuzov. Pod red I Kos-tikovoy. Moscow: Aspekt-Press 2005: 114-136 (In Russian).

5. Kletsina IS. Gendernaya sotsializatsiya. St-Pe-tersburg: Izd-vo RGPU im AI Gertsena 1998: 92 (In Russian).

6. Petrosyants V.R. Psikhologicheskaya khar-akteristika starsheklassnikov, uchastnikov bullinga v obrazovatel'noy srede, i ikh zhiznestoykost': dis. ... kand. psikhol. nauk. St-Petersburg 2011: 210 (In Russian).

7. Popova L.V. Gendernyye aspekty samoreali-zatsii lichnosti. Uchebnoye posobiye k spets-seminaru. Moscow: Izd-vo «Prometey» 1996: 42 (In Russian).

8. Solov'yev DN. Model' profilaktiki bullinga sredi shkol'nikov podrostkovogo vozrasta. Elektronnoye nauchnoye izdaniye «Naukove-deniye» [Internet]. http://naukovedenie.ru/ PDF/121PVN314.pdf (In Russian).

9. Currie C et al, eds. Social determinants of health and well-being among young people. Health Behavior in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2009/2010 survey. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe. Health Policy for Children and Adolescents 2012; 6: 272.

10. Finkelhor D, Ormrod R, Turner H. Poly-victimization: A neglected component in child victimization. Child Abuse & Neglect 2007; 31(1):7-26.

11. Olweus D. Bully/victim problems in school: facts and intervention. European Journal of Psychology of Education 1997; 12(4):495-510.

12. Salmivalli C, Nieminen N. Proactive and reactive aggression among school bullies,victims, and bully-victims. Aggressive Behaviour 2002; 28(1):30-44.

VYGOTSKY'S CULTURAL-HISTORICAL THEORY AS A METHODOLOGICAL BASIS FOR BULLYING STUDIES

E.N. VOLKOVA1, I.V. VOLKOVA1, L.V. SKITNEVSKAYA2

1 Herzen State Pedagogical University, Saint Petersburg; 2 Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod

The article presents the analysis of bullying among teenagers according to Lev Vygotsky's cultural-historical theory aimed to determine the main directions of correctional work in educational institutions. The study sample included 724 adolescents aged 11-17 years studying in Grades 6-11 in secondary schools of Nizhny Novgorod. The study was carried out in the years 2015-2016. Bullying was measured with Dan Olweus questionnare for bullying. It was found that most children are involved in bullying in 7-9th grades. The results showed that victims expressed more fear of bullying and are more likely to be afraid to come to school. Social situation of development was assessed in two schools. School with a lower level of bullying was characterized with more frequent interruptions of bullying by adults and more helping attitude to victims by children. It was suggested that adults' attitudes influence those of children. Bullying was supposed to have social determination and to represent a form of social experiment for adolescents.

Keywords: Vygotsky's cultural-historical theory, bullying, adolescents.

Address:

Volkova E.N., Doctor of Psychology,

professor of the Faculty of Psychology Herzen State Pedagogical University,

St. Petersburg

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.