УДК 159.9:355
Конева Елена Витальевна
доктор психологических наук, доцент Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Солондаев Владимир Константинович
кандидат психологических наук, доцент Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Пелевина Антонина Александровна
кандидат психологических наук УМВД России по Ярославской области
Ванцева Юлия Владимировна
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]
«НЕУСТАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»: МОББИНГ И БУЛИНГ*
«Неуставные отношения» (система официально не декларируемых форм физического и психического насилия, обеспечивающих доминирующее положение старших по нерегламентированному статусу в группе над младшими) не ограничиваются рамками воинской организации. Проявления феномена выделены в различных социальных организациях: детских учреждениях, больницах, общежитиях образовательных учреждений, организациях различных форм собственности и т.д.
В статье описаны результаты исследования особенностей «неуставных отношений» в организациях сферы среднего образования в сравнении с проявлениями аналогичного феномена в трудовых коллективах. Обнаружено, что «неуставные отношения» являются феноменом, который характерен для групп, различных по возрасту входящих в них людей, и по содержанию совместной деятельности.
Выявлена более высокая выраженность феномена в целом во «взрослых» выборках (работники исправительной колонии и промышленное предприятие) по сравнению с детско-юношескими группами (образовательные учреждения). Полученные результаты дают основания полагать, что возрастная обусловленность «неуставных отношений» менее вероятна, чем деятельностная. А именно: для проявлений моббинга («неуставных отношений» в организациях) складываются более благоприятные условия, чем для булинга («неуставных отношений» в учебных коллективах). Существует также обусловленность «неуставных отношений» половой принадлежностью членов группы.
Ключевые слова: «неуставные отношения», моббинг, булинг, ингруппа, аутгруппа, воздействие, взаимодействие.
Постановка проблемы. «Неуставные отношения» - это система официально не декларируемых форм физического и психического насилия, обеспечивающих доминирующее положение старших по нерегламентированному статусу в группе над младшими. Известно, что «неуставные отношения» не ограничиваются рамками воинской организации. Отчетливые проявления феномена выделены и в различных социальных организациях, например, в детских домах и домах-интернатах, больницах, общежитиях образовательных учреждений, организациях различных форм собственности и т.д.
В зависимости от сферы функционирования «неуставные отношения» носят разные названия: «дедовщина», булинг, моббинг и др. Булинг - это неоднократное негативное воздействие, направленное на объект «неуставных отношений» со стороны одного или нескольких лиц. Воздействие происходит путем причинения физического или словесного вреда другому человеку [6]. «Неуставные отношения» в организациях различных форм собственности получили название моббинг. Данный термин впервые употребил Х. Лейманн, под которым он понимал «изводящие действия», постоянно повторяющиеся на протяжении длительного периода (см. [1]).
При наличии общих проявлений «неуставных отношений» в коллективах, принадлежащих к разным сферам, существует специфичное их выражение, зависящее от особенностей организации. На основании литературных источников можно сопоставить проявления различных форм «неуставных отношений» и близких к ним психологических феноменов.
Данные таблицы позволяют составить самое общее и, на наш взгляд, недостаточное представление о различиях интересующих нас феноменов. Задачей данного исследования было изучение особенностей «неуставных отношений» в организациях сферы среднего образования в сравнении с проявлениями аналогичного феномена в трудовых коллективах.
Актуальность исследования обусловлена тем, что дифференцированное представление о феномене, проявления которого специфичны применительно к разным сферам деятельности, дает возможность целенаправленной работы по их коррекции, тем более что при использовании уже существующих рекомендаций и способов их регуляции возникают трудности, связанные с их адаптацией к конкретной социальной организации.
Методика исследования. Использовались тесты, выявляющие «неуставные отношения» в образовательных учреждениях и в организациях
" Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-06-10643/15.
© Конева Е.В., Солондаев В.К., Пелевина А.А., Ванцева Ю.В., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jii- № 4
65
Таблица 1
Общие черты и различия «неуставных отношений» и аналогичных психологических феноменов
^^^^^ Феномены Различия «Неуставн. отношения» в армии Булинг Моббинг Харассмент Манипуляция
1. Вид воздействия Открытое воздействие Скрытое воздействие
2. Способ воздействия Физическое и психологическое Психологическое
3. Длительность влияния Носит систематический характер Может выступать в виде как единичного, так и систематич. воздействия
4. Степень охвата общества Армейские структуры Детские учреждения Организации различных форм собственности Социальные организации и межличн. общение
различных форм собственности (разработка А.А. Пелевиной [3]).
Методика предполагает диагностику представлений испытуемых о закономерности и целесообразности наличия в организации или учебном коллективе отдельных проявлений неуставных отношений. Они объединяются в шесть групп.
1. Внутригрупповая поляризация - социально-психологический феномен, который является результатом систематического обмена мнениями между участниками совместной деятельности и порождает микрогруппы с полярными позициями.
2. Социальная регуляция поведения в группе -система специфических этапов вхождения в группу и пребывания в ней, которые предписывают членам аутгрупп правила поведения. Соблюдение правил обусловливает процесс перехода из аут-группы в ингруппу.
3. Дискриминация членов аутгруппы - когнитивное, эмоциональное и поведенческое предпочтение партнеров по общению, если они являются членами ингруппы и соответствующее ущемление членов аутгруппы.
4. Принуждение к погашению фактического или мнимого долга - систематическое нерегламен-тированное извлечение выгоды субъектами «не-
уставных отношений» посредствам эксплуатации ресурсов членов аутгруппы.
5. Внутригрупповая иерархия - иерархическое разделение членов группы в соответствии со специфическими показателями их принадлежности к той или иной микрогруппе.
6. Землячество - образование микрогрупп по территориальному принципу, который связан с местом проживания до прибытия в учреждение. Микрогруппы являются внутренне закрытыми, и в них отсутствуют элементы «неуставных отношений».
Характеристика выборки. В исследовании участвовали:
1. 50 воспитанников образовательных учреждений закрытого типа (детского дома и школы-интерната) в возрасте 12-17 лет из них 13 лиц женского пола, 37 мужского.
2. 103 сотрудника исправительной колонии (ИК) УФСИН в возрасте от 20 до 58 лет (30 мужчин, 41 женщина).
3. 71 работник промышленного предприятия (завода), возраст от 21 до 63 лет (57 мужчин, 46 женщин).
Результаты. Обработка данных проводилась в свободном статистическом пакете R [7]. Основные результаты отражены в таблицах 2-4.
Таблица 2
Медианы (устойчивая оценка центральной тенденции)
Группы испытуемых Поляризация Соц. регуляция Дискриминация Долг Иерархия Землячество Сумма
Завод 14 16 21 12 12 18 93
ИК УФСИН 14 14 17 12 14 15 86
Образовательное учреждение 5 11 16 17 11 7 65
Группы испытуемых Поляризация Соц. регуляция Дискриминация Долг Иерархия Землячество
Завод - ИК УФСИН 0,038 0,0066 2,2e-08 0,97 7,8e-08 7,3e-05
ИК УФСИН - образовательное учреждение 2e-16 3,5e-12 0,0039 8,4e-09 9,7e-10 2e-16
Завод - образовательное учреждение 2e-16 1,7e-13 3,8e-11 1,6e-07 0,078 2e-16
Таблица 3
Значимость различий между парами групп по критерию Вилкоксона в модификации Манна-Уитни, вариант для множественных сравнений (значение р-уа1ие, вычисленное по методу Холма).
Значимые различия выделены полужирным шрифтом
66
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21
Из таблиц 2 и 3 следует, что абсолютная выраженность «неуставных отношений» в большей степени, чем для других групп, характерна для промышленного предприятия. При этом максимальное преобладание над другими группами испытуемых наблюдается по параметру «дискриминация членов аутгруппы». Это означает, что работники предприятия склонны формировать внутри коллектива микрогруппы, неофициально присваивающие себе психологические привилегии и льготы, обеспечивая комфортное внутригрупповое взаимодействие. Группы являются неофициально закрытыми, спонтанное вхождение в них других сотрудников не допускается. Преобладание такого явления, также как и феномена «неуставных отношений» в целом, на промышленном предприятии по сравнению с сотрудниками исправительной колонии легко объяснимо с учетом специфики деятельности испытуемых: в ИК УФСИН она в значительной степени индивидуальна, тогда как на заводе люди работают в одном отделе, где они активно взаимодействуют и устанавливают значительное количество межличностных связей. Отметим также, что дискриминация членов аутгруппы в обоих «взрослых» коллективах проявляется в большей степени, нежели другие компоненты.
Одновременно можно констатировать наименьшую выраженность «неуставных» отношений в подростково-юношеских коллективах. Максимальное «отставание» от взрослых коллективов наблюдается по параметрам «внутригрупповая поляризация» и «землячество». Другими словами, образование устойчивых микрогрупп, объединенных по территориальному или какому-либо иному принципу, в меньшей степени свойственно подросткам и лицам юношеского возраста, чем взрослым. Однако по одному из изучаемых параметров - «принуждение к погашению фактического или мнимого долга» - группа воспитанников детского дома и интерната превосходит группы взрослых. Вероятно, в закрытых детских учреждениях субъектами «неуставных отношений» являются не столько микрогруппы, сколько отдельные лидеры, обладающие некими ресурсами для установления авторитета среди сверстников.
Низкая степень проявления «землячества» в коллективах образовательных учреждений легко объяснима, если учесть, что название данного феномена в значительной степени условно, и применительно к предприятию и исправительной колонии означает, что их коллективы часто образуются путем постепенного устройства на работу
Межквартильный размах (уст<
знакомых или родственников ранее работающих сотрудников, что не свойственно группе обучающихся в образовательном учреждении.
Величина межквартильного размаха (табл. 4) показывает, насколько монолитна группа в своих оценках, насколько согласованы представления членов группы о выраженности того или иного параметра «неуставных отношений». Чем меньше межквартильный размах, тем плотнее распределение оценок вокруг медианы. В подростково-юношеской группе именно по параметру «принуждение к погашению фактического или мнимого долга», по которому данная группа превосходит другие, наблюдается более широкий разброс оценок. Широта разброса косвенно свидетельствует о неоднородной рефлексии феноменов, составляющих «неуставные отношения», в данной группе. Высокая согласованность оценок внутригрупповой поляризации и внутригрупповой иерархии в ИК УФСИН может объясняться объективной иерархичностью полувоенной структуры, которой, по сути, является исправительная колония, где группы могут формироваться по принципу должностного статуса, при этом закономерным является более или менее выраженный конфликт интересов между группами.
Обобщая данные таблиц 2, 3, 4, можно отметить, что испытуемые подросткового и юношеского возраста по проявлениям «неуставных отношений существенно отличаются от «взрослых» испытуемых, а две выборки «взрослых» (предприятие и ИК УФСИН) значительно более схожи между собой (различаются вероятностно). Корректно говорить о «взрослых» выборках применительно к отдельным изучаемым параметрам не «больше / меньше», а «чаще больше / чаще меньше».
Этот факт сам по себе требует осмысления и интерпретации. Наиболее очевидным его объяснением может быть «возрастная» детерминация. Вероятно, в подростковом и юношеском возрасте склонность (а, возможно, и способность) создавать стабильную, упорядоченную систему внутригруп-пового воздействия на отдельных членов группы ниже, чем во взрослом возрасте. Но, на наш взгляд, более вероятной является «деятельностная» интерпретация: предприятие и исправительная колония в глобальном смысле более схожи по целям деятельности и средствам их достижения между собой, чем с образовательным учреждением.
Сложнее объяснить более отчетливую выраженность «неуставных отношений» во «взрослых» группах по сравнению с подростково-юно-
Таблица 4
пиши оценка разброса оценок)
Группы испытуемых Поляризация Соц. регуляция Дискриминация Долг Иерархия Землячество Сумма
Завод 2 4 5 4 5 4 14
ИК УФСИН 0 3 4 3 3 8 11
Образовательное учреждение 4 4 3 8 4 4 18
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика А- №4
67
шескими. Полученные результаты, казалось бы, противоречат признаваемой рядом авторов более выраженной агрессивности в подростничестве и юности по сравнению со зрелостью. При этом корреляция возраста и суммарного балла во взрослых группах (в детской группе отсутствует разброс возраста) статистически незначима: коэффициент корреляции Пирсона г = -0,03, t = -0,36, df = 172, р^а1ие = 0,72. А корреляция стажа и суммарного балла статистически значима, но невелика: г = 0,15, t = 2,00, ¿Г = 171, р^акю = 0,04.
Возможно несколько гипотетических интерпретаций данного факта. Во-первых, не исключено, что в трудовых коллективах значимость некоторых сторон «неуставных отношений» выше в силу высокой мотивации сотрудников в условиях экономической нестабильности сохранить рабочее место различными средствами, в том числе и путем удержания максимально стабильного и престижного собственного внутригруппового статуса. Во-вторых, моббинг, на наш взгляд, в большей степени соответствует организационной культуре какой-либо производственной или государственной структуры, нежели булинг системе взаимодействия в учебном коллективе. Другими словами, для внедрения моббинга существуют более благоприятные организационные предпосылки, нежели для булинга. А именно: в действующей организации изначально существует некая иерархия; моббинг так или иначе копирует ее и функционирует по тем же принципам; существует также определенный объем работы, которую необходимо выполнять и с помощью которой можно манипулировать сотрудниками, распределяя ее с той или иной степенью произвольности. Наконец, наши результаты по сути не означают сниженную агрессивность молодых людей по сравнению со зрелыми, а свидетельствуют о менее выраженной определенной форме реализации агрессивности.
У женщин суммарный балл по различным показателям «неуставных отношений» выше, чем у мужчин (95% доверительный интервал 3-8 баллов, медианы различаются на 6 баллов, по критерию Вилкоксона в модификации Манна-Уитни W = 4981,5, р^а1ие = 0,0003). Этот результат находится в русле того не вызывающего сомнений обстоятельства, что межличностные отношения для женщин играют более значительную роль в психическом функционировании, чем для мужчин.
Полученные данные показывают, что «неуставные отношения» - универсальный феномен, который характерен для групп, различных по возрасту и полу входящих в них людей, а также по характеру совместной деятельности. Более того, совместная деятельность как таковая необязательна для развития изучаемого феномена.
Интерпретируя результаты, обратим внимание, что сами по себе «неуставные отношения» - не однозначно негативный феномен.
Во-первых, «неуставные отношения» удовлетворяют некоторые психологические потребности членов группы. По мнению А.В. Солнышкова, один из вариантов выхода личности из ситуации переживания собственной дезадаптированности становится создание вокруг себя специфической среды межличностных взаимоотношений. При «неуставных отношениях» такая личность может выполнять роль активного субъекта, провоцирующего или контролирующего проявления «неуставных отношений» [4]. Удовлетворение аналогичных потребностей иным способом может быть более разрушительным как для личности, так и для группы, поскольку «неуставные отношения» представляют собой в какой-то степени регулируемое явление, в том числе и со стороны официального руководства организации. Они введены в определенные рамки, разворачиваются «на глазах» участников взаимодействия и в крайнем своем выражении могут быть ограничены с их стороны.
Во-вторых, «неуставные отношения» регулируют социальное взаимодействие между людьми с разным сроком пребывания в организации, обеспечивают социализацию новых членов. Не будет преувеличением сказать, что благодаря этому феномену облегчается процесс адаптации новых членов группы. Этот факт в числе прочих может объяснять «всеобщность» изучаемого феномена. Поэтому коррекция «неуставных отношений» целесообразна не в направлении их полного устранения (тем более что это невозможно), а на путях их регулирования с целью предотвращения крайних, криминальных и полукриминальных проявлений. По мнению С.Н. Тутолмина, невозможность искоренения «неуставных отношений» связана с их архетипической основой [5]. В проявлениях «неуставных отношений» можно выделить следующие архетипические черты: ритуалы перехода из одной группы в другую, традиции взаимодействия между подгруппами, эмоциональную вовлеченность членов группы в процесс поддержания «неуставных отношений», амбивалентность проявлений [2].
Тем не менее, анализ литературы и результаты наших исследований подчеркивают другую существенную детерминанту изучаемого феномена: особенности функционирования группы, ее возрастной и профессиональный состав. Работа в направлении коррекции и регулирования негативных проявлений моббинга и булинга может быть более целенаправленной с учетом этих обстоятельств.
Выводы:
1. «Неуставные отношения» являются феноменом, который характерен для групп, различных по возрасту входящих в них людей и по содержанию совместной деятельности.
2. Выявлена более высокая выраженность феномена в целом во «взрослых» выборках (ИК УФСИН и промышленное предприятие) по сравнению с дет-
68
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
Личностные особенности успешных менеджеров среднего уровня
ско-юношескими группами (образовательные учреждения). Полученные результаты дают основания полагать, что возрастная обусловленность «неуставных отношений» менее вероятна, чем деятельностная. А именно: для проявлений моббинга («неуставных отношений в организациях») складываются более благоприятные условия, чем для булинга («неуставных отношений в учебных коллективах»).
3. Существует обусловленность «неуставных отношений» половой принадлежностью членов группы, о чем свидетельствуют более высокие значения суммарного балла у женщин по сравнению с мужчинами.
Библиографический список
1. Колодей К. Моббинг. Психотеррор на рабочем месте и методы его преодоления. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2007. - 365 с.
2. Королев С.А. Микроструктуры в российском пространстве власти: архетипы и механизмы функционирования // Философские исследования. -
2013. - № 5. - С. 103-165.
3. Пелевина А.А. «Неуставные отношения» как социально-психологический феномен: дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2014. - 244 с.
4. Солнышков А.Ю. Тип отношения к «значимому другому» как ключ к пониманию внутрилич-ностных причин дедовщины // Социология права. - 2004. - № 6. - С. 45-83.
5. Тутолмин С. Дедовщина: ретроспектива: Историко-психологическое исследование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fondiv.ru/ articles/3/189/ (дата обращения: 17.10.2015).
6. Olweus D. The Olweus Bullying Prevention Programme: Design and implementation issues and a new national initiative in Norway // Journal of School Violence - 2004. - P. 13-36.
7. R Core Team (2015). R: A language and environment for statistical computing. R Foundation for Statistical Computing, Vienna, Austria. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.R-project.org/ (дата обращения: 12.01.2015).
УДК 159.9:316.6
Голубев Валерий Вячеславович
кандидат психологических наук, доцент
Уварова Ольга Михайловна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова [email protected], [email protected]
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УСПЕШНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДНЕГО УРОВНЯ
В статье раскрыты личностные особенности успешных менеджеров среднего уровня. Представлены психологические портреты успешного и менее успешного менеджеров. Приведены результаты исследования, показавшие, что у успешных менеджеров среднего уровня существует специфика взаимосвязи между личностными особенностями, относящимися к эмоциональной, коммуникативной, когнитивной и мотивационной сферам личности, отличная от специфики взаимосвязей в группе менее успешных менеджеров.
Ключевые слова: личностные особенности, эмоциональная, коммуникативная, когнитивная, мотивационная сферы, успешные менеджеры.
Исследование личностных особенностей менеджеров среднего уровня принадлежит к числу актуальных исследований психологии труда и обусловлено запросами и потребностями реальной жизни. Руководители среднего уровня обычно возглавляют крупные подразделения компании и отвечают за практическую реализацию планов, разработанных высшим руководством. Их роль в управлении компании крайне высока. Они налаживают связи между производственным персоналом и более высоким руководством, осуществляют текущее планирование, руководят подчиненными, принимают повседневные решения, обеспечивающие рентабельность производственных операций [5].
Некоторые работодатели слабо учитывают индивидуально-психологические особенности человека, устраивающегося на должность менеджера, что может обернуться снижением эффективности работы компании [4]. Использование подобного рода информации позволит устранять ошибки
в подборе менеджеров, а так же исключить возможность выдвижения людей, не соответствующих данной должности. Кроме того, знание личностных особенностей человека поможет обеспечить индивидуальный подход при развитии и формировании необходимых качеств менеджера.
Изучением качеств личности управленцев в разное время занимались психологи (Г. Никифоров, Л. Яккока и др.), а так же теоретики и практики менеджмента (Ф. Тейлор, М. Мескон, А. Молодчик и др.). Много работ посвящено изучению особенностей личности и психологических характеристик профессионала, в том числе менеджера (А.К. Маркова, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, А.Л. Журавлев и др.). Несмотря на большое количество работ, посвященных исследованию личностных особенностей руководителей - менеджеров, проблема все еще нуждается в дальнейшем углублении и исследовании в силу часто меняющейся экономической ситуации, и, как следствие, требований к менеджерам среднего уровня. В связи с этим целью нашего
© Голубев В.В., Уварова О.М., 2015 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jiî- № 4
69