Научная статья на тему 'Профилактика неуставных взаимоотношений в воинских коллективах'

Профилактика неуставных взаимоотношений в воинских коллективах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2933
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Ключевые слова
ВОИНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / НЕУСТАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ВОИНСКИХ ДЕЛИКТОВ / КОМАНДИРЫ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ / СТАРШИЕ И МЛАДШИЕ / НАЧАЛЬНИКИ И ПОДЧИНЕННЫЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алиева Э. К.

В науке не существует сформулированного монически термина неуставных отношений в воинских коллективах. Вместо этого присутствует целое множество определений. Этот факт актуализирует объединительные публикации, касающиеся соответствующего феномена. Поэтому предложенная статья имеет высокую актуальность. Кроме того в статье делаются попытки предложить собственную дефиницию неуставных отношений в воинских коллективах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика неуставных взаимоотношений в воинских коллективах»

Алиева Э.К.

Профилактика неуставных взаимоотношений в воинских коллективах

В литературе можно встретить различные термины, обозначающие данное нарушение взаимоотношений военнослужащих: бесчинства, глумления и издевательства, казарменное хулиганство, неуставные отношения и другие. В психологии негативные взаимоотношения военнослужащих получили наименование «неправильные», а впоследствии «неуставные» взаимоотношения. На определенном этапе осмысления проблемы этот термин, удовлетворил командный состав и правоохранительные органы и вошел в обиход в военной юриспруденции и официальном общении [1, с. 243].

Наряду с официальной терминологией существует своеобразный жаргон в повседневном общении военнослужащих по призыву. Ключевыми словами в жаргоне являются «дед», «годок», т.е. военнослужащие последнего периода службы, что послужило основной причиной выделения понятий «дедовщина» и «годковщина». Постепенно такое наименование негативных отношений перекочевало на страницы периодических изданий и стало употребляться повсеместно.

Наличие различных терминов для обозначения одного и того же явления неуставных взаимоотношений вызывает, с одной стороны, известное противоречие в осуществлении противодействия посредством дисциплинарной практики, а с другой - определенные трудности в изучении психологических факторов, тенденций и зависимостей, которые им сопутствуют. Исследования положения дел в частях и на кораблях показывают, что неуставные взаимоотношения следует понимать как полидетерминиро-ванное явление, при возникновении которого взаимодействуют социально-исторические, социально-психологические и индивидуально-личностные факторы [2, с. 25].

Социально-исторические факторы негативных взаимоотношений могут быть представлены следующим образом: последствиями культа личности и застоя; сложной социально-экономической обстановкой в обществе; нравственно-неблагополучной атмосферой в семьях; недостатками и ошибками в учебно-воспитательной деятельности институтов социализации; разрывом между уровнем образования и уровнем воспитания, эрозией нравов, алкоголизмом и наркоманией среди отдельной части молодежи; несовершенством системы обеспечения социальной справедливости и, как следствие, напряженностью во взаимоотношениях различных категорий военнослужащих.

Социальные факторы в сочетании с противоречиями в области воинской деятельности, сфере управления воинскими подразделениями, процессе комплектования частей и подразделений, наконец, воспитательной работе внесли существенную деформацию в систему боевой и повседневной жизни войск. Деформации коснулись, в первую очередь, наиболее слабого звена внутриколлективных явлений - взаимоотношений военнослужащих срочной службы. В содержании и направленности взаимоотношений военнослужащих развились, набрали силу процессы групповой и личной неудовлетворенности, искажающие высоконравственное поведение.

Поэтому появление неуставных взаимоотношений можно рассматривать как побочный продукт обострения социальных противоречий в обществе и негативных факторов жизнедеятельности воинских коллективов. Профилактика неуставных взаимоотношений требует учета психологических аспектов самого негативного явления и мер его нейтрализации. В свою очередь, понимание психологии становления и функционирования неуставных взаимоотношений, а также путей их локализации составляет сердцевину всей системы дисциплинирования войск [3, с. 34].

Вместе с тем социальные, политические и экономические факторы и противоречия сами по себе не могут вызвать ту или иную форму поведения и отношений личности. Эти противоречия, со всеми своими обострениями, проявляются, только преломляясь через конкретную деятельность и сознание людей, т.е. индивидуально-личностную сферу поведения.

Индивидуально-личностная сфера поведения и взаимодействия воина предполагает выделение по крайней мере четырех основных элементов:

- познавательный (знание нравственно-правовых принципов норм и правил поведения и совместного общежития; усвоение и принятие функционально-ролевых задач и целей воинской деятельности; знание индивидуально-психологических особенностей сослуживцев и своих собственных);

- эмоционально-оценочный (эмоциональная удовлетворенность характером межличностных отношений в группе; благоприятные условия на установление и поддержание дружбы и товарищества; сопереживание и соучаствование в процессе совместной деятельности);

- мотивационный (потребности, стремления, идеалы дисциплинированного поведения; характер сочетания во взаимоотношениях личности воина с другими военнослужащими общественно ценных и личностно значимых побуждений; сила и устойчивость стимульных факторов высоконравственных поступков);

- исполнительный (навыки, умения и опыт совместной деятельности и общения; способность и возможность адекватного возложения ответственности в случае успеха или неудачи выполнения поставленной задачи; положительные приемы и способы самовыражения и самоутверждения в группе и другие) [4, с. 10].

Данные индивидуально-личностные компоненты в сочетании с характерологическими и темпераментными особенностями воина образуют контуры позиции военнослужащего по отношению к товарищу по службе или группе воинов. Позиция воина представляет собой комплекс чувств, оценок и суждений, обусловленных поступками и качествами товарищей по совместной деятельности. В ситуации неуставных взаимоотношений позиция воина реализуется в психологической готовности военнослужащего строить свои взаимоотношения и поведение с другими определенным образом [5, с. 85].

Вследствие фиксации той или иной типологии поведения в ситуации неуставных взаимоотношений возможно сознательное неформальное разделение старослужащими молодого пополнения на «приближенных» и «отверженных», а во взаимоотношениях начинает действовать принцип «разделяй и властвуй»: умышленное ограничение коммуникаций молодого пополнения в личное и служебное время; сокращение поступления значимой для них социальной и культурной информации, насаждение идеологии «неуставщины» в общении [6, с. 19]. Воины, заканчивающие службу, выполняют при этом, как правило, «контрольные функции» в поддержании негативных традиций, а ранее подвергавшиеся неуставным взаимоотношениям выступают в роли носителей стереотипов поведения. Чаще всего среди этой категории встречаются активные генераторы различных способов принуждения и подавления молодых воинов.

Социальные и индивидуально-личностные факторы, обусловливающие становление и развитие неуставных взаимоотношений диалектически взаимосвязаны с социально-психологическими феноменами функционирования воинских подразделений. К таким феноменам следует отнести:

- устойчивую внутригрупповую дифференциацию ролей и позиций в сочетании с негативным лидерством, жесткой иерархизацией микросоциальных объединений, их прав и обязанностей;

- наличие гибких форм принуждения и санкций к тем военнослужащим, которые уклоняются от выполнения предписаний «неуставщины»; существование неофициального контроля и мер влияния на поведение и действия молодых воинов;

- передачу искаженных привычек, традиций, ритуалов от одного призыва к другому, от старшего к младшему, сопровождающуюся сокрытием и маскировкой неуставных взаимоотношений в условиях круговой поруки [7, с. 42].

Для практиков важно представление о социально-психологических показателях неуставных взаимоотношений. К таким показателям можно отнести:

- постоянное воспроизводство микросоциальных объединений военнослужащих отрицательной направленности во взаимоотношениях воинов различных призывов и периодов службы, их региональное и национальное своеобразие;

- негласное существование предписаний, норм и правил действий и поведения военнослужащих различных периодов службы в повседневной жизнедеятельности; постепенное насаждение правил и норм воспроизводства искаженных традиций и ритуалов среди военнослужащих более поздних периодов призыва;

- систематическое культивирование начальных форм неуставных взаимоотношений и их перерастание в предкриминальные и криминальные правонарушения;

- ослабление процесса коллективистского самоопределения личности к целям и задачам совместной деятельности, сфере ее нравственных ценностей и снижение общественной активности военнослужащих;

- стремление маскировать неуставные взаимоотношения через акцентирование внимания командования на недостатках и упущениях молодого пополнения или посредством выпячивания организационных и технологических недостатков в служебной деятельности;

- существование в подразделении поляризованного общественного мнения о процессе искоренения неуставных взаимоотношений и его перспективах;

- психологическое давление в повседневном общении, создание привилегий в повседневной жизни и деятельности личного состава, выделении в ролевом поведении лидера, контролера и исполнителя, поддержание их активности в генерации неуставных взаимоотношений [8, с. 6-7].

Функционирование указанных социально-психологических феноменов в сочетании в индивидуально-личностными факторами приводит к тому, что взаимоотношения военнослужащих в подразделении не просто нарушают определенную правовую или нравственную норму поведения, а создают сами подсистему отношений [9, с. 12]. Такая псевдосистема самоорганизующихся неуставных взаимоотношений действует так, что перераспределяет субъективную значимость отдельных видов воинской деятельности, снижает степень опосредствования межличностных отношений содержанием совместной общественно ценной деятельности. Тем самым ослабляется личностный смысл и процесс стимулиро-

вания высоконравственных взаимоотношений воинов. В конечном счете дестабилизируется вся система отношений ответственной зависимости и взаимной требовательности военнослужащих, а неуставные взаимоотношения проявляются в самых разнообразных формах.

Поэтому неуставные взаимоотношения представляют собой подсистемное социально-психологическое явление, суть которого состоит в становлении, развитии и закреплении тех негативных деловых, нравственных и эмоциональных отношений воинов различных призывов, которые обеспечивают возможность самореализации и самовыражения, тем самым психологически компенсируют состояние неудовлетворенности их групповым и личным положением.

По характеру проявления неуставные взаимоотношения целесообразно разделить на начальные, фиксированные и устойчивые. Начальные неуставные взаимоотношения представляют собой такие взаимоотношения, которые по содержанию носят характер искусственного морального и психологического превосходства одних военнослужащих над другими, как правило, более позднего периода призыва. Этот тип взаимоотношений носит скрытый, замаскированный характер и зачастую проявляется в сфере общения и через добровольные уступки отдельных военнослужащих.

Фиксированные неуставные взаимоотношения являются производными от начальных и представляют собой произвольные регламентирующие требования к действиям и поведению сослуживцев. Их отличительной особенностью является наличие ситуации угрозы насилия, посягания или оскорбления в случае невыполнения предъявляемых требований, функционирование в группе льгот и привилегий «старослужащих».

Устойчивые неуставные взаимоотношения характеризуются доминированием в некоторых группах военнослужащих антисоциальных потребностей и наличием фактов насилия и физического оскорбления военнослужащих [10, с. 77-78].

Среди переменных, влияющих на коллективную воинскую деятельность, значительная роль принадлежит характеру эмоционально-личностных отношений. В воинских подразделениях эта переменная связь приобретает иногда самодовлеющий характер. Такая зависимость может как укрепить, так и дестабилизировать отношения ответственной зависимости, являясь источником различных отклонений взаимоотношений.

К дестабилизирующим факторам эмоционально-личностных отношений военнослужащих в повседневной деятельности можно отнести: динамику развития групповых ценностных ориентаций военнослужащих различного опыта службы; своеобразие распределения специалистов по боевым постам и сменам в процессе совместной деятельности воинов; особенности внутрипризывного и межпризывного взаимодействия.

Более других военнослужащих подвержены различным дестабилизирующим факторам молодые воины. Замечено также, что по мере стабилизации функционально-ролевых ценностей, обогащения опытом службы и роста профессионального мастерства эмоциональный характер отношений внутри призыва все более дополняется содержательно-деятельными оценками возможностей друг друга. С приближением времени увольнения в запас наблюдается обратный процесс. В результате, взаимоотношения отдельных воинов одного срока призыва по своему содержательному и динамическому развитию приобретают замкнутый, обособленный характер, что способствует образованию микросоциальных объединений (микрогрупп) негативной направленности.

Замкнутый, обособленный характер внутрипризывных эмоционально-личностных отношений негативной направленности детерминирует стереотипность в восприятии воинами друг друга, проявляющуюся в жестких ролевых предписаниях и жаргоне «неуставщины». При этом контакты, закрепляясь, образуют устойчивую систему традиционной оценки военнослужащими друг друга, т.е. обретают самостоятельную функцию, определяя характер межличностных отношений в целом.

Таким образом, действие дестабилизирующих факторов в ситуации неуставных взаимоотношений характеризуется:

- постоянным воспроизводством социальной установки на временный характер взаимодействия рядового состава и, как следствие, усиление психологических барьеров проявления соучаствования (идентификации) воинов различного срока службы;

- неопределенностью психологической ситуации по установлению, укреплению и использованию эмоционально-личностных связей (товарищества, дружбы и т.п.) в начальный период службы;

- проявлением конформных реакций на негативное поведение отдельных членов коллектива, приспособленчества среди молодых воинов, объективно приводящих к появлению групповых привилегий и выделению в ролевом поведении лидера, контролера и исполнителя.

Поэтому профилактика неуставных взаимоотношений в подразделениях должна строиться с учетом субъективной значимости и степени опосредствования межличностных отношений содержанием совместной воинской деятельности, индивидуально-личностных особенностей поведения подчиненных, устойчивости функционирования подсистемы неуставных взаимоотношений и в сочетании с регуляцией эмоционально-личностных отношений непосредственно в контактных группах.

Профилактика неуставных взаимоотношений в самом общем виде представляет собой комплекс научно обоснованных и практически апробированных целенаправленных социальных, организационно-правовых, нравственно-воспитательных и собственно психологических мероприятий, направленных на оптимизацию и регулирование межличностных отношений воинов. Успешность проводимых мероприятий и становление высоконравственных взаимоотношений военнослужащих во многом определяется психологической восприимчивостью рядового состава к регулятивным воздействиям со стороны командного состава. В свою очередь, психологическая восприимчивость военнослужащих к регулятивным воздействиям командования зависит, прежде всего, от уровня развития подразделения как коллектива, организации совместной деятельности воинов, нравственной зрелости членов группы, эффективности управленческих решений [11, с. 50].

Литература

1. Психологический словарь / Под ред. Л.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М., 1990.

2. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1982.

3. Мощенко А.В. Введение в психологию руководства подразделением. М., 1991.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

5. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. М., 1994.

6. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1990.

7. Психология и новые идеалы научности // Вопросы философии. 1993. № 5.

8. Розин В.М. Научные интерпретации предмета психологии // Вопросы психологии. 1991. № 2.

9. Немов Р.С. Общие основы психологии. М., 1994.

10. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. М., 1990.

11. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.