Список литературы
1. Стапостенкова Т.А. Психолого-педагогические проблемы выбора будущей профессии учащимися старших классов/ Т.А. Старостенкова // Инновации в образовании, 2006. №2 С. 108118.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. М.: Академия, 2004. 304 с.
3. Пряжников Н.С. Методы активации профессионального и личностного самоопределения. М. Издательство Московского психолого-социального института, 2002. 400 с.
4. Кутугина В.И. Факторы профессионального самоопределения личности в современных условиях / В.И. Кутугина // Современные проблемы науки и образования, 2007. № 1. С. 51-53.
5. Кухарчук А.М. Человек и его профессия / А.М. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. Минск: Соврем. слово, 2006. 544 с.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО ПО ПРИЗЫВУ, СКЛОННОГО К НЕУСТАВНЫМ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМ
Попов А.В.
Попов Александр Вячеславович — магистр управления, начальник службы подготовки подразделений, отделение боевой подготовки, Войсковая часть 6713 внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь, г. Могилев, Республика Беларусь
Аннотация: в статье анализируются наиболее характерные черты военнослужащих срочной военной службы, склонных к нарушению воинской дисциплины, нарушению уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, даются рекомендации командирам подразделений по своевременному изучению личного состава, выявлению неуставных взаимоотношений в воинском коллективе.
Ключевые слова: воинский коллектив, военная служба, конфликт, социально-психологический портрет.
Несмотря на работу командиров и начальников всех уровней, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими является нерешенной проблемой современных воинских коллективов.
Проанализировав положение дел, было выявлено, что командиры подразделений и их заместители по идеологической работе не имеют четкого представления о социально-психологическом портрете военнослужащего срочной службы (службы по призыву), склонного к неуставным взаимоотношениям. Своевременное ознакомление с наиболее характерными чертами военнослужащих, склонных к нарушению воинской дисциплины (совершению воинских преступлений), анализ личных дел, наблюдение за военнослужащими подразделения и своевременное реагирование позволят значительно сократить число конфликтов во вверенном подразделении, улучшить морально-психологическое состояние личного состава, повысить боевую готовность.
На основании материалов социально-психологического изучения 25 военнослужащих срочной военной службы, склонных к неуставным взаимоотношениям, был сформирован социально-психологический портрет. Исследование было проведено в феврале 2019 года.
1. Наиболее выраженные жизненные обстоятельства, с которыми военнослужащие сталкивались до призыва на службу (рис. 1):
Рис. 1. Жизненные обстоятельства
2. Наиболее выраженные взгляды и убеждения, жизненные обстоятельства военнослужащих, склонных к совершению преступлений и нарушению уставных правил взаимоотношений (наиболее выражены) (рис. 2-4):
||||||
- имеют - родители били - небыли - занимались до - плохое - испытали в той
неполное среднее в детстве-12 любимым службы боксом, материальное или иной мере
образование -11 (48%); ребенком в семье - восточными положение семьи - неуставные
(44%); 9(36%); единоборствами и 9(36%); взаимоотношения
т.п.-13 (52%); -13(52%);
Рис. 2. Характеристики военнослужащих, склонных к совершению преступлений, по уровню образования,
жизненному и социальному опыту
Рис. 3. Взгляды и убеждения, жизненные обстоятельства военнослужащих, склонных к совершению преступлений
Рис. 4. Наиболее выраженные общечеловеческие ценности военнослужащих, склонных к совершению преступлений (нарушению уставных правил взаимоотношений)
Рис. 5. Наиболее характерные признаки самооценки военнослужащих, склонных к совершению преступлений
Таким образом, изучив характер совершаемых правонарушений и определив наиболее характерные черты военнослужащих, склонных к совершению воинских преступлений, нарушению уставных правил взаимоотношений, командиры подразделений должны проводить целенаправленную и системную работу, направленную на профилактику нарушений уставных правил взаимоотношений, недопущению воинских преступлений.
Работа командиров (начальников) должна осуществляться по проверенным методикам и проводиться системно и целенаправленно.
Непосредственными командирами и их заместителями по идеологической работе в адаптационный период изучаются индивидуальные психологические особенности подчиненных. По истечении шести-семи месяцев службы после призыва оценивается уровень адаптации военнослужащих. При необходимости психологами соединений (воинских частей) во взаимодействии с командиром (его заместителем по идеологической работе) молодого военнослужащего оказывается психологическая помощь в мобилизации их творческих, интеллектуальных, личностных ресурсов для выхода из проблемных ситуаций. Проводится комплекс мероприятий по психофизиологическому восстановлению (групповые и индивидуальные тренинги активной нервно-мышечной релаксации и другие мероприятия по снятию нервно-психической нагрузки).
Наибольшая эффективность в работе с личным составом может быть достигнута только в том случае, когда стиль работы командира будет содержать в себе профессионализм и хорошие организаторские способности, высокую требовательность к себе, единство слова и дела, критичное отношение к результатам своей деятельности и объективность в оценке результатов работы подчиненных по службе.
Особое внимание при проведении индивидуально-воспитательной (профилактической) работы рекомендуется уделять таким методам как:
- беседа (индивидуальная, корректирующая);
- индивидуальная помощь;
- индивидуальный контроль.
Перечисленные методы работы должны учитывать психотип военнослужащего, иметь индивидуальный характер, сопоставляться с признаками социально-психологического портрета.
Список литературы
1. Азарнов Н.С., Полевой Ю.И. «Дедовщина» на весах закона // Сборник статей Военной Академии
Республики Беларусь, 2017. № 24. С. 4-12.
2. АнтонянЮ.М. Причины преступного поведения. М.: ВНИИ МВД РФ, 2017. 100 с.
3. Ильясов Ф.Н. Неуставное воспитание // Социологические исследования, 2015. С. 24-35.