Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте'

Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2053
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СПОСОБНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Байгажанова Гульзара Кулназаровна

В статье рассматриваются проблемы психологических особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Поиск профессии в юношеском возрасте это важный этап в формировании личности. Профессиональное самоопределение каждого конкретного человека индивидуально, при этом форма, направление, характер протекания данного процесса во многом определяются влиянием многочисленных факторов. К выбору профессии следует относиться как к одному из важнейших жизненных событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте»

роста, вызовов, досуга. Все это создает ценностную систему организации. Измерение идеальной и реальной организационной культуры - в организациях часто исследуют организационное поведение, организационную культуру и организационный климат. Организационная культура объединяет все вышеназванные компоненты. Она включает субъективное видение сотрудников по отношению к организации, сотрудников, руководства, организационного поведения. Культура динамична и меняется в соответствии с изменениями подходов руководства. Изменение культуры - некоторые смелые руководители стараются изменить организационную культуру и получить больше положительных результатов. Для этого необходимо найти объяснение ожидаемым результатам вследствие изменения культуры. В некоторых случаях лучше заинтересовать сотрудников и поощрять тот или иной поступок, так как часто бывает сложно обосновать сотрудникампочему нужно поступить так, как этого требуют от них. Как правило, правильная коммуникация является одним из методов, которую используют менеджеры для мотивации того или иного поведения. Коммуникативная культура включает объявления, меморандумы, ритуалы, мероприятия, дресс-код и другие формы. Во время осуществления изменений, в крайнем случае необходимо освободить тех сотрудников, которые не соответствуют организационной культуре предприятия. Разумеется, каждое изменение должно осуществляться с осторожностью и после тщательного анализа.

Список литературы

1. Сравнительный менеджмент. Сост: Васильев С.В. НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2007. С. 159.

2. Stephen P. Robbins and Timothy A. Jujge, "Organizational Behavior", "fifteenth edition, Pearson, 2008. С. 676.

3. International Journal of Businessand Social Science. Vol. 2. № 21 [Special Issue-November, 2011]. 226 TenWaysofManagingPerson-OrganizationFit (P-OFit) Effectively: Aliterature Study. С. 70.

4. Allen R.F. "Four Phases for Bringing About Cultural Change"' in GainingControl of the Corporateculture, eds. R.H. Kilmann, W.J. Saxton, R. Serpa and Associates, Jossey-Bass lnc., San Fransisco, 1985. С. 40.

5. Pfeffer J. "Hidden Value: How Great Companies Achieve Extraordinary Results with Ordinary People",Harvalrd Business School Press, 2000. С. 650.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Байгажанова Г.К.

Байгажанова Гульзара Кулназаровна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы психологических особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Поиск профессии в юношеском возрасте - это важный этап в формировании личности. Профессиональное самоопределение каждого конкретного человека индивидуально, при этом форма, направление, характер протекания данного процесса во многом определяются влиянием многочисленных факторов. К выбору профессии следует относиться как к одному из важнейших жизненных событий.

Ключевые слова: самоопределение, самореализация, способности, профессиональное становление личности.

Изучение проблемы психологических особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте заключается в том, что обычно в этом возрасте учащиеся начинают не только задумываться, но и самостоятельно выстраивать свою перспективу будущего, формировать собственные планы, намерения, выбирать, кем и каким ему быть в будущем. В юности человек стремиться к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности. В юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное

самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (следует заметить, что эти процессы весьма вариативные) [1]. В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей. Ежегодно миллионы молодых людей, оканчивая школу, и получив среднее образование, становятся перед выбором какую же профессию выбрать, какой сфере деятельности посветить свою жизнь. Они, прежде всего, учитывают свое желание, способности. Но, к сожалению, не всегда будущий студент опирается на свои собственные интересы. Многие сталкиваются с тем, что большую роль играет мнение родителей. Одни родители хотят, чтобы их чадо пошло по их стопам, другие считают, что предлагаемая ими профессия наиболее востребована и высокооплачиваемая. Но у каждого свое особенное представление о деятельности. И, зачастую, при неправильном выборе, так же сказывается плохое представление той или иной профессии, не детализированное представление деятельности.

Профессиональное самоопределение каждого конкретного человека - индивидуально, при этом форма, направление, характер протекания данного процесса во многом определяется влиянием многочисленных факторов. К выбору профессии следует относиться как к одному из важнейших жизненных событий.

По мнению Климова Е.А., профессиональный выбор определяется восемью основными факторами: позиция старших, семьи; позиция сверстников; позиция школьного педагогического коллектива(учителя, классные руководители и т.д.); личные профессиональные и жизненные планы; способности и их проявления; притязание на общественное признание; информированность о той или иной профессиональной деятельности; склонности [2].

Климов Е.А. предлагает модель - «восьмиугольник основных факторов выбора профессии», которые характеризуют ситуацию профессионального самоопределения и определяют само качество профессиональных планов подростка:

1) учет своих склонностей (по сравнению с интересами, склонности более устойчивы);

2) учет способностей, внешних и внутренних возможностей;

3) учет престижности выбираемой профессии;

4) учет информированности о ней;

5) учет позиции родителей;

6) учет позиции одноклассников, друзей и сверстников;

7) учет потребности производства («рынка»);

8) наличие личной профессиональной перспективы - то есть определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей [2].

Основные факторы, влияющие на выбор профессии, которые обычно объединяют в две группы: субъективные и объективные. К субъективным относятся интересы, способности, особенности темперамента и характера. К объективным - уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья и информированность о мире профессий. К объективным факторам тесно примыкают социальные характеристики, например такие, как образовательный уровень родителей, социальное окружение и др. [3].

Часто личные профессиональные планы выпускника школы, его способности и склонности не учитываются при выборе специальности. Наибольшее влияние имеют мнение родственников, позиция друзей, товарищей, наличие того или иного учебного заведения в населенном пункте. Способности склонности и личностные профессиональные планы стоят в этом списке на последнем месте. На первых местах стоят мнение окружающих и вынужденная необходимость (отсутствие учебного заведения или необходимой специальности).

Общественная значимость проблемы профессионального самоопределения старшеклассников проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профессиональной ориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптации ее к профессии. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.

Список литературы

1. Стапостенкова Т.А. Психолого-педагогические проблемы выбора будущей профессии учащимися старших классов/ Т.А. Старостенкова // Инновации в образовании, 2006. №2 С. 108118.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. М.: Академия, 2004. 304 с.

3. Пряжников Н.С. Методы активации профессионального и личностного самоопределения. М. Издательство Московского психолого-социального института, 2002. 400 с.

4. Кутугина В.И. Факторы профессионального самоопределения личности в современных условиях / В.И. Кутугина // Современные проблемы науки и образования, 2007. № 1. С. 51-53.

5. Кухарчук А.М. Человек и его профессия / А.М. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. Минск: Соврем. слово, 2006. 544 с.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО ПО ПРИЗЫВУ, СКЛОННОГО К НЕУСТАВНЫМ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМ

Попов А.В.

Попов Александр Вячеславович — магистр управления, начальник службы подготовки подразделений, отделение боевой подготовки, Войсковая часть 6713 внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь, г. Могилев, Республика Беларусь

Аннотация: в статье анализируются наиболее характерные черты военнослужащих срочной военной службы, склонных к нарушению воинской дисциплины, нарушению уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, даются рекомендации командирам подразделений по своевременному изучению личного состава, выявлению неуставных взаимоотношений в воинском коллективе.

Ключевые слова: воинский коллектив, военная служба, конфликт, социально-психологический портрет.

Несмотря на работу командиров и начальников всех уровней, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими является нерешенной проблемой современных воинских коллективов.

Проанализировав положение дел, было выявлено, что командиры подразделений и их заместители по идеологической работе не имеют четкого представления о социально-психологическом портрете военнослужащего срочной службы (службы по призыву), склонного к неуставным взаимоотношениям. Своевременное ознакомление с наиболее характерными чертами военнослужащих, склонных к нарушению воинской дисциплины (совершению воинских преступлений), анализ личных дел, наблюдение за военнослужащими подразделения и своевременное реагирование позволят значительно сократить число конфликтов во вверенном подразделении, улучшить морально-психологическое состояние личного состава, повысить боевую готовность.

На основании материалов социально-психологического изучения 25 военнослужащих срочной военной службы, склонных к неуставным взаимоотношениям, был сформирован социально-психологический портрет. Исследование было проведено в феврале 2019 года.

1. Наиболее выраженные жизненные обстоятельства, с которыми военнослужащие сталкивались до призыва на службу (рис. 1):

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.