Научная статья на тему 'Особенности конфликта в воинском коллективе'

Особенности конфликта в воинском коллективе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5262
437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ВОИНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпов Олег Геннадьевич

В статье раскрываются особенности и дается характеристика конфликта в воинском коллективе. Раскрываются пути его предотвращения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карпов Олег Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности конфликта в воинском коллективе»

УДК 159.92

О.Г. Карпов Омская гуманитарная академия

ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА В ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

В статье раскрываются особенности и дается характеристика конфликта в воинском коллективе.

Раскрываются пути его предотвращения.

Ключевые слова: конфликт, воинский коллектив, профилактика конфликта.

Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга. Стремительные изменения, происходящие в нашем обществе в последние десятилетия, реформирование Вооруженных сил России позволяют предъявить новые требования к военнослужащему, а значит, возрастает потребность общества в профессионально и социально мобильных, коммуникабельных членах воинского коллектива, умеющих находить способы разрешения конфликтных ситуаций как по вертикали, так и по горизонтали. Эффективность служебной деятельности сотрудников и подразделений федеральных органов во многом зависит от социально-психологических процессов и явлений, протекающих в коллективах, а именно от характера взаимоотношений между сотрудниками, их сплоченности, наличия конфликтов между ними, способов их разрешения и предупреждения, степени соответствия стиля управления подразделением уровню его развития.

Все вышесказанное актуализирует необходимость обращения к проблеме конфликта в воинском коллективе.

В настоящее время понятие «конфликт» имеет достаточно устойчивый статус в теоретическом аппарате современной психологической науки. Изучению данного феномена посвящено множество работ зарубежных и отечественных ученых (А.Я. Анцупов, А.Г. Большаков, Н.В. Гришина, К. Левин и др.), где раскрываются различные аспекты изучаемого феномена.

Наиболее широкое распространение получили два подхода к пониманию сущности конфликта. При первом подходе конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, то есть весьма широко. Однако при таком рассмотрении конфликты возможны и в неживой природе. Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов (субъектов взаимодействия), следовательно, круг участников конфликта ограничивается группой людей. Понимание сущности конфликтов в воинском коллективе и причин их возникновения поможет военному руководителю более эффективно вести работу по их предупреждению и своевременному разрешению.

По мнению А.С. Калюжного, в военной психологии под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия военнослужащих, заключающийся в активном противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями [5].

Условием возникновения конфликта может выступать наличие у субъектов военнопрофессионального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними. Ситуации, при которых субъекты конфликта противодействуют без негативных эмоций либо переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, являются предконфликтными. Само противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении или военно-профессиональной деятельности.

Кроме того, конфликтное взаимодействие (противостояние) имеет две основные особенности: 1) конфликт характеризуется противодействием сторон, т.е. общением, поведением, деятельностью, одной из целей которых является нанесение морального или материального ущерба оппоненту; 2) конфликт - это такое противодействие, которое сопровождается выраженными или скрытыми негативными эмоциями по отношению к оппоненту [2, 4, 5].

Далее рассмотрим объективные и субъективные причины конфликтов, возникающие в воинском коллективе. Так, к субъективным причинам относятся: недостаточная обеспеченность подразделения всем необходимым для нормальной жизнедеятельности и выполнения боевых задач; нарушение социальной справедливости при распределении материальных и духовных благ; слабая разработанность правовых путей разрешения межличностных противоречий, возникающих во взаимоотношениях военнослужащих; сложность и динамичность воинской деятельности и другие.

Среди субъективных причин возникновения конфликтов О.А. Анашкин и О.А. Лебедев выделяют управленческие и психологические. К управленческим причинам, по мнению вышеуказанных исследователей, относятся следующие: принятие необоснованных или ошибочных решений; излишняя опека или подмена старшими начальниками младших в выполнении ими своих должностных обязанностей; недостаточная профессиональная подготовка военнослужащих; несоответствие между функциями и средствами, которые имеются у военнослужащего для выполнения своих обязанностей и другие. К психологическим причинам отнесены такие, как: низкая культура общения, проявление грубости, бестактности, нетерпимости к чужому мнению; стремление командира утвердить свой авторитет любой ценой; предвзятое отношение некоторых начальников к подчиненным; стремление стать лидером любой ценой; завышенная самооценка отдельных военнослужащих; негативизм в поведении; повышенная агрессивность и раздражительность и другие [1].

При рассмотрении характера взаимодействия между субъективными и объективными причинами конфликта, возникающим в коллективе, в том числе и воинском, Е.Ю. Артемьева отмечает, что не существует жесткого разделения или противопоставления данных причин конфликта, поскольку в большинстве случаев объективные причины субъективны, а субъективные причины могут быть объективно детерминированы. Кроме этого, вышеуказанный исследователь отмечает, что для любого конфликта существует комплекс субъективнообъективных причин [3].

Итак, военнослужащие постоянно взаимодействуют друг с другом не только в ходе коллективного выполнения задач боевой подготовки, но и на спортивной площадке, совещаниях различного уровня, при совместном проведении досуга и т.д. В процессе постоянного взаимодействия членов воинского коллектива между ними могут возникать различные противоречия, где конфликт может выступить крайней формой их разрешения. Рассмотрим виды конфликтов, которые могут возникнуть в ходе общения у военнослужащих.

В зависимости от носителей противоречия, являющегося основой конфликта, обычно выделяют внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты. Так, внутрилич-ностный конфликт представляет собой столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных мотивов, интересов или потребностей военнослужащего. Например, военнослужащему предлагают занять вышестоящую должность, которая предполагает наличие у соискателя специфичных знаний и соответствующего опыта. Однако военнослужащий не владеет ни тем, ни другим. Здесь возникает противоречие между требованиями новой должности и возможностями офицера. С одной стороны, сотрудник хотел бы повышения по служебной лестнице, с другой - новая должность слишком хлопотная, требует много усилий и есть фактор риска. Приведем еще пример внутриличностного конфликта. У военнослужащего запланирован корпоративный вечер с сослуживцами. Кроме этого, его ждет семья, чтобы совместно посетить театр и посмотреть премьерный спектакль. Возникает необходимость выбора в пользу одной из двух привлекательных перспектив.

Межличностный конфликт - это противоборство, возникающее между отдельными военнослужащими в процессе взаимодействия, на основе противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий. Как отмечает А.Я. Анцупов, частота конфликтов в диаде офицеров существенно зависит от их субординационных связей. Конфликты по вертикали составляют в среднем 76% от общего числа конфликтов. При этом 45% конфликтов между офицерами - это конфликты в диаде «подчиненный - непосредственный начальник». Наиболее часто конфликт вызывается противоречиями, связанными с выполнением задач совместной деятельности. Оценка тенденций в изменениях качества деятельности офицеров в диаде «подчиненный - непосредственный начальник» показывает, что во время конфликта у подчиненного качество работы ухудшается примерно в 3 раза чаще, чем у начальника. Возможными причинами затруднений в разрешении противоречий, возникающих в диаде «подчиненный - непосредственный начальник», могут быть более сложные взаимосвязи оппонентов в условиях субординационных различий. Кроме того, начальник часто использует служебное положение в интересах достижения своих целей, что не способствует разрешению противоречия, породившего конфликт [7].

В межгрупповых конфликтах в качестве противоборствующих сторон выступают не отдельные военнослужащие, а их группы. Типичным межгрупповым конфликтом в подразделении является конфликт между двумя группами воинов различных призывов или возникший на межнациональной почве. Например, у военнослужащих, склонных к конфликтам, с первых месяцев службы могут сложиться неблагоприятные отношения с сослуживцами более ранних призывов. Среди них могут быть как военнослужащие, отличающиеся активностью и осознанной целенаправленностью в противодействии неуставным взаимоотношениям, так и военнослужащие, поведение которых характеризуется крайним индивидуализмом, стремлением решить все проблемы самостоятельно, часто на основе безнравственного, асоциального опыта допризывной жизнедеятельности. Отсюда возникает неформальное разделение старослужащими молодого пополнения, что приводит к умышленному ограничению коммуникаций молодого пополнения в личное и служебное время и способствует возникновению конфликтов в воинском коллективе.

Поскольку в воинском коллективе чаще возникают межличностные конфликты, то, зная причины возникновения конфликтных ситуаций, военный руководитель может стратегически правильно организовать свою деятельность по их профилактике среди подчиненных. Опытные командиры сосредотачиваются не на борьбе с зачинщиками или инициаторами конфликта, а на поиске путей разрешения противоречий, возникающих в процессе взаимодействия воинов. Поэтому среди основных направлений профилактики и предупреждения межличностных конфликтов выделяют следующие: соблюдение справедливости при решении различных проблем повседневной жизнедеятельности подразделения; изучение командирами и начальниками состояния взаимоотношений воинов в подразделении и проведение воспитательной работы; формирование традиций, способствующих сплочению воинского коллектива, дружбе, взаимопомощи; повышение культуры межличностных отношений военнослужащих и др.

Предотвращение конфликта в значительной мере зависит от содержания, организационной направленности и эффективности воспитательной работы, проводимой с военнослужащими и гражданским персоналом подразделений, использовании таких методов, как убеждение, включение сотрудников в различные виды деятельности, поощрение, методы активного обучения. Проводимая воспитательная работа помогает командирам в сплочении личного состава, создании здорового социально-психологического климата, регулировании уставных взаимоотношений и формировании высоконравственных традиций.

Формами воспитательной работы могут выступать: моральное и материальное стимулирование военнослужащих; оформление средств наглядной агитации; просмотр кинофильмов на тему разрешения конфликтов; индивидуальные беседы; организация соревнований по физической культуре и смотра художественной самодеятельности, организация корпоратив-

ных выездов на природу и др. Данные мероприятия укрепляют командный дух сотрудников и предотвращают конфликты в воинском коллективе.

Так как мы рассматриваем конфликты в рамках воинского коллектива, остановимся на особенностях последнего.

Коллектив - это «группа лиц, объединенных общей работой, учебой, интересами» [8, с. 283]. В отечественной военной психологии под воинским коллективом понимается «организационное объединение военнослужащих на основе общности их идейных и моральнонравственных позиций, совместной службы и боевой (служебной, вахтенной и др.) деятельности под руководством единоначальника» [6, с. 12].

Следовательно, к его отличительным признакам относятся:

- высокоорганизованная группа идейно убежденных и дисциплинированных военнослужащих, способных самостоятельно (автономно) выполнять служебно-боевые, служебные, учебные и другие задачи;

- специфическая социальная общность, предназначенная для защиты Отечества, характеризующаяся единством понимания воинского долга, общностью коллективистской психологии.

Кроме того, воинскому коллективу свойственна специфическая главная задача и причина его существования - охрана и защита государственного суверенитета Российской Федерации, что достигается с помощью оружия и обусловливает своеобразие норм и правил поведения, взаимоотношений между членами коллектива.

В воинских коллективах также предусмотрена строгая централизация управления и разделение людей на служебные категории, что четко регламентирует их обязанности и права.

И наконец, воинским коллективам характерны относительная однообразность и стабильность деятельности, длительность пребывания членов коллектива в условиях совместной деятельности. К числу прочих особенностей воинских коллективов также можно отнести оторванность значительной части коллектива от семьи, родных, близких, разнородность членов воинского коллектива и некоторые другие.

Таким образом, конфликт в воинском коллективе имеет свои особенности в силу специфики военной организации. Управленческая грамотность руководителя, формирование благоприятного социально-психологического микроклимата, осуществление начальниками подразделений коррекции организации коллективной деятельности в соответствии с предъявляемыми требованиями и стоящими задачами, является профилактикой возникновения конфликтов между военнослужащими.

Библиографический список

1. Анашкин, О.А. Конфликты в воинских коллективах / О.А. Анашкин, О.А. Лебедев // Ориентир. -2004. - № 5. - С. 48-51.

2. Анцупов, А.Я. Конфликты в подразделениях, основные способы их преодоления и предупреждения / А.Я. Анцупов, В.В. Ковалев // Ориентир. - 2002. - № 2. - С. 50-53.

3. Артемьева, Е.Ю. Психология субъективной семантики / Е.Ю. Артемьева. - М. : ЛКИ, 2007. - 126 с.

4. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб. : ПИТЕР, 2001. - 464 с.

5. Калюжный, А.С. Конфликты в коллективах военнослужащих : учеб. пособие / А.С. Калюжный. -Н. Новгород : НГТУ, 2004. - 33 с.

6. Калюжный, А.С. Психология коллектива воинского подразделения : учеб. пособие / А.С. Калюжный. -Н. Новгород : НГТУ, 2004. - 41 с.

7. Корчемный, П.А. Военная психология: методология, теория, практика : учеб.-методич. пособие / П.А. Корчемный. - М. : Военный университет, 1996. - 289 с.

8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов. - М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.

© Карпов О.Г., 2012

Автор статьи - Олег Геннадьевич Карпов, магистрант, Омская гуманитарная академия.

Рецензент - Е.П. Щербаков, доктор психологических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.