Научная статья на тему 'Личностные особенности успешных менеджеров среднего уровня'

Личностные особенности успешных менеджеров среднего уровня Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
572
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ / КОГНИТИВНАЯ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРЫ / УСПЕШНЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ / PERSONALITY FEATURES / EMOTIONAL / COMMUNICATIVE / COGNITIVE / MOTIVATIONAL SCOPES / SUCCESSFUL MANAGERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голубев Валерий Вячеславович, Уварова Ольга Михайловна

В статье раскрыты личностные особенности успешных менеджеров среднего уровня. Представлены психологические портреты успешного и менее успешного менеджеров. Приведены результаты исследования, показавшие, что у успешных менеджеров среднего уровня существует специфика взаимосвязи между личностными особенностями, относящимися к эмоциональной, коммуникативной, когнитивной и мотивационной сферам личности, отличная от специфики взаимосвязей в группе менее успешных менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality features of successful medium level manager

Personality features of successful managers of medium level have been revealed in this article. It relates to emotional, communicative, cognitive and motivational scopes. Psychological portraits of successful and less successful managers are submitted, which have reflected the specificity of interconnection between emotional, communicative, cognitice and motivational personality peculiarities in the former manager type.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности успешных менеджеров среднего уровня»

ско-юношескими группами (образовательные учреждения). Полученные результаты дают основания полагать, что возрастная обусловленность «неуставных отношений» менее вероятна, чем деятельностная. А именно: для проявлений моббинга («неуставных отношений в организациях») складываются более благоприятные условия, чем для булинга («неуставных отношений в учебных коллективах»).

3. Существует обусловленность «неуставных отношений» половой принадлежностью членов группы, о чем свидетельствуют более высокие значения суммарного балла у женщин по сравнению с мужчинами.

Библиографический список

1. Колодей К. Моббинг. Психотеррор на рабочем месте и методы его преодоления. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2007. - 365 с.

2. Королев С.А. Микроструктуры в российском пространстве власти: архетипы и механизмы функционирования // Философские исследования. -

2013. - № 5. - С. 103-165.

3. Пелевина А.А. «Неуставные отношения» как социально-психологический феномен: дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2014. - 244 с.

4. Солнышков А.Ю. Тип отношения к «значимому другому» как ключ к пониманию внутрилич-ностных причин дедовщины // Социология права. - 2004. - № 6. - С. 45-83.

5. Тутолмин С. Дедовщина: ретроспектива: Историко-психологическое исследование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fondiv.ru/ articles/3/189/ (дата обращения: 17.10.2015).

6. Olweus D. The Olweus Bullying Prevention Programme: Design and implementation issues and a new national initiative in Norway // Journal of School Violence - 2004. - P. 13-36.

7. R Core Team (2015). R: A language and environment for statistical computing. R Foundation for Statistical Computing, Vienna, Austria. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.R-project.org/ (дата обращения: 12.01.2015).

УДК 159.9:316.6

Голубев Валерий Вячеславович

кандидат психологических наук, доцент

Уварова Ольга Михайловна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова w.w.golubev@gmail.com, olgauvarova777@yandex.ru

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УСПЕШНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДНЕГО УРОВНЯ

В статье раскрыты личностные особенности успешных менеджеров среднего уровня. Представлены психологические портреты успешного и менее успешного менеджеров. Приведены результаты исследования, показавшие, что у успешных менеджеров среднего уровня существует специфика взаимосвязи между личностными особенностями, относящимися к эмоциональной, коммуникативной, когнитивной и мотивационной сферам личности, отличная от специфики взаимосвязей в группе менее успешных менеджеров.

Ключевые слова: личностные особенности, эмоциональная, коммуникативная, когнитивная, мотивационная сферы, успешные менеджеры.

Исследование личностных особенностей менеджеров среднего уровня принадлежит к числу актуальных исследований психологии труда и обусловлено запросами и потребностями реальной жизни. Руководители среднего уровня обычно возглавляют крупные подразделения компании и отвечают за практическую реализацию планов, разработанных высшим руководством. Их роль в управлении компании крайне высока. Они налаживают связи между производственным персоналом и более высоким руководством, осуществляют текущее планирование, руководят подчиненными, принимают повседневные решения, обеспечивающие рентабельность производственных операций [5].

Некоторые работодатели слабо учитывают индивидуально-психологические особенности человека, устраивающегося на должность менеджера, что может обернуться снижением эффективности работы компании [4]. Использование подобного рода информации позволит устранять ошибки

в подборе менеджеров, а так же исключить возможность выдвижения людей, не соответствующих данной должности. Кроме того, знание личностных особенностей человека поможет обеспечить индивидуальный подход при развитии и формировании необходимых качеств менеджера.

Изучением качеств личности управленцев в разное время занимались психологи (Г. Никифоров, Л. Яккока и др.), а так же теоретики и практики менеджмента (Ф. Тейлор, М. Мескон, А. Молодчик и др.). Много работ посвящено изучению особенностей личности и психологических характеристик профессионала, в том числе менеджера (А.К. Маркова, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, А.Л. Журавлев и др.). Несмотря на большое количество работ, посвященных исследованию личностных особенностей руководителей - менеджеров, проблема все еще нуждается в дальнейшем углублении и исследовании в силу часто меняющейся экономической ситуации, и, как следствие, требований к менеджерам среднего уровня. В связи с этим целью нашего

© Голубев В.В., Уварова О.М., 2015 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jiî- № 4

69

исследования было выявить личностные особенности успешных менеджеров среднего уровня.

Для достижения целей исследования были использованы: метод экспертных оценок; 16-фак-торный личностный опросник Кеттелла (105-С) в адаптации Э.С. Чугуновой 1972 г. [2]; методика исследования самооценки личности С.А. Будас-си [3]; методика оценки уровня притязаний личности В.К. Горбачевского [1]; методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда [6], методы статистической обработки результатов исследования.

Эмпирическую базу исследования составили 41 менеджер среднего уровня в возрасте от 21 до 50 лет (27 - женщин,14 - мужчин) коммерческих организаций. Пол, стаж работы испытуемых нами не учитывался. В процессе исследования выборка была поделена на две группы с помощью метода экспертной оценки: успешные менеджеры среднего уровня (25 человек в возрасте от 21 до 45 лет) и менее успешные менеджеры среднего уровня (16 человек в возрасте от 26 до 50 лет).

В результате проведенного исследования было выявлено, что успешные менеджеры среднего уровня отличаются от менее успешных менеджеров среднего уровня по следующим показателям: общительность (и = 112,0 при р < 0,017), интеллектуальность (и = 90,5 при р < 0,003), эмоциональная устойчивость (и = 124,5 при р < 0,039), экспрессивность (и = 86,5 при р < 0,002), смелость в социальных контактах (и = 79,5 при р < 0,001), уровень социального интеллекта (и = 55,00 при р < 0,001). Кроме того для них наиболее значимыми мотивами в деятельности являются: внутренний мотив (и = 109,00 при р < 0,014), познавательный мотив (и = 64,00 при р < 0,001), состязательный мотив (и = 123,00 при р < 0,039), мотив самоуважения (и = 86,00 при р < 0,002), а также такие компоненты как оценка своего потенциала (и = 99,00 при р < 0,006), намеченный уровень мобилизации усилий (и = 98,00 при р < 0,006) и инициативность (и = 93,00 при р < 0,004). Данный результат можно объяснить спецификой деятельности и требованиями, которые предъявляются менеджерам среднего уровня.

Для более четкого представления степени отличия успешных менеджеров от менее успешных по данным критериям, приведем психологические портреты двух испытуемых, участвовавших в исследовании.

Успешный менеджер среднего уровня отличается открытостью, общительностью, активностью в установлении как межличностных, так и социальных контактов. В поведении проявляются экспрессивность, импульсивность, социальная смелость. Отмечается оперативность, подвижность мышления, эрудированность. Эмоционально устойчив, уверен в себе, стрессоустойчив. Способен доста-

точно тонко разбираться в людях, задумываться над мотивами их поведения, предвосхищать дальнейшие поступки людей. Хорошо ориентируется в невербальных реакциях участников взаимодействия, обладает чувствительностью к характеру человеческих взаимоотношений, что помогает понимать речевую экспрессию в контексте определенной ситуации. В деятельности ведущими побуждающими мотивами выступают познавательный мотив, состязательный мотив, мотив самоуважения. В настоящее время его работа кажется ему достаточно простой, привычной, что выражается в высокой оценке своего профессионального потенциала. В связи с этим ожидается хорошая результативность работы, так как такой исход кажется человеку закономерным, ведь в своей работе он проявляет инициативность и находчивость при решении поставленных перед собою задач.

Менее успешный менеджер среднего уровня взаимоотношений с людьми не избегает, но собственная активность в установлении и сохранении контактов невысокая. Осторожен, сдержан. Инициатором общения становится в том случае, если затрагиваются его интересы или проблема решается только с помощью общения. Общение с большой аудиторией или авторитетными людьми требует преодоления напряжения. Сохраняет эмоциональное равновесие преимущественно в привычной для себя обстановке. При неожиданном появлении дополнительных трудностей возникает кратковременное чувство тревоги и беспомощности. Испытывает трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации. В деятельности не проявляет ярко выраженной мотивации, считает свою работу достаточно сложной, однако не проявляет достаточно усилий для ее завершения.

В дальнейшем, мы установили ряд связей, относящихся к эмоциональной, коммуникативной, когнитивной и мотивационной сферам личности в группе успешных менеджеров среднего уровня. Необходимо отметить, что данные связи в группе менее успешных менеджеров среднего уровня установлены не были.

Было установлено, что чем больше менеджер эмоционально устойчив, тем меньше он стремится проявлять свою власть над подчиненными, показывать свою доминантность (Из = -0,6 при р = 0,003). Мы считаем, что для человека, проявляющего доминантность, иногда конфликтность, своенравие в коллективе, характерно состояние эмоционального возбуждения, раздражительность, импульсивность, т.е. эмоциональная нестабильность, что может негативно сказываться на социально-психологическом климате коллектива, а так же на продуктивности работы. Данный результат может быть следствием выбора успешными руко-

70

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

водителями демократического стиля управления, где существуют многосторонние информационные и коммуникационные отношения, доверие, ориентация на удовлетворение потребностей как руководителей, так сотрудников, что ведет к повышению эмоциональной устойчивости.

С повышением инициативности снижается эмоциональная чувствительность (Я^ = -0,8 при р = 0,001) и доминантность (Яз = -0,5 при р = 0,03). Возможно, это связано с тем, что менеджер решает самостоятельно заниматься какой-либо деятельностью, которую раньше поручал своим сотрудникам, в связи с этим, уровень доминантности снижается. А так же снижается уровень эмоциональной чувствительности за счет полного погружения в деятельность и отвлечения от окружающих, с целью добиться хорошего результата.

В группе успешных менеджеров среднего уровня выявлена связь субтеста «Истории с дополнением» с уровнем напряженности (Яб = 0,5 при р = 0,01). Данный результат говорит о том, что чем выше способность распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике, тем выше уровень напряженности. Это связано с тем, что в процессе своей деятельности успешному менеджеру приходится анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, предсказывать их поведение и отыскивать причины подобных поступков. Все это, несомненно, ведет к состоянию возбуждения, напряжения, усталости. Чем больше эмоционально напряженных ситуаций возникает у менеджера среднего уровня в процессе деятельности, тем выше шансы появления нервного истощения и риск профессионального выгорания.

Так же установлена связь общего уровня развития социального интеллекта с гибкостью (Яб = 0,4 при р = 0,04) и со сложностью задания (Яб = 0,5 при р = 0,01). Менеджер, стремящийся к радикализму, экспериментаторству, восприимчивый к переменам, способен лучше адаптироваться в коллективе, у него повышен интерес к социальным проблемам. Он способствует поддержанию оптимального психологического климата, проявляет больше интереса, смекалки и изобретательности в работе. Можно предположить, что уровень социального интеллекта влияет и на результативность работы менеджера среднего уровня. Чем лучше менеджер разбирается в поведении людей, может предвосхищать их действия и проявлять дальновидность в отношениях с окружающими, тем эффективнее его профессиональная деятельность, что в дальнейшем ведет к повышению сложности задания и к достижению достаточно трудных целей.

Были установлены отрицательные корреляции между возрастом и компонентами мотивационной структуры личности, такими как: волевое усилие (Яб = -0,4 при р = 0,04), намеченный уровень мобилизации усилий (Яб = -0,5 при р = 0,008) и ожидае-

мый уровень результатов (Яб = -0,5 при р = 0,02). Более молодые менеджеры среднего уровня в силу своей неопытности прилагают больше усилий для достижения поставленных целей, стремятся проявить себя, иногда неправильно оценивая свои возможности относительно поставленной цели, и соответственно ждут высоких результатов работы. Старшие по возрасту менеджеры, приспособившиеся к своей деятельности и выполняемым задачам, уже знают, как и что нужно делать, чтобы выполнить задание хорошо, поэтому они прилагают меньше усилий и не берутся за выполнение достаточно трудных целей. Возможно, поэтому ожидаемый уровень результатов у них не такой высокий, но зато более реалистичный.

По результатам методики исследования самооценки личности С.А. Будасси был выделен ряд качеств, которые являются наиболее важными для успешных менеджеров среднего уровня:

- надежность и трудолюбие (отмечают как важное качество 100% испытуемых);

- аккуратность, искренность и справедливость (96% испытуемых);

- жизнерадостность (88% испытуемых);

- отзывчивость и практичность (84% испытуемых);

- увлеченность (80% испытуемых);

- вдумчивость (76% испытуемых);

- рассудительность и самокритичность (72% испытуемых);

- настойчивость, сдержанность и убежденность (68% испытуемых);

- сострадание (56% испытуемых).

Данные результаты объясняются требованиями деятельности, которую выполняют менеджеры среднего уровня. Эти качества необходимы им для эффективной работы, поэтому и являются для них наиболее значимыми.

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

Успешные менеджеры среднего уровня отличаются от менее успешных менеджеров среднего уровня по следующим показателям: общительность, интеллектуальность, эмоциональная устойчивость, экспрессивность, смелость в социальных контактах, уровень социального интеллекта.

Наиболее значимыми мотивами в деятельности успешного менеджера среднего уровня являются: внутренний мотив, познавательный мотив, состязательный мотив, мотив самоуважения, а так же такие компоненты как оценка своего потенциала, намеченный уровень мобилизации усилий и инициативность.

В ходе исследования было установлено, что у успешных менеджеров среднего уровня существует специфика взаимосвязи между личностными особенностями, относящимися к эмоциональной, коммуникативной, когнитивной

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика А- №4

71

и мотивационной сферам личности, отличная от специфики взаимосвязей в группе менее успешных менеджеров.

Библиографический список

1. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с.

2. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. - СПб., 2001. - С. 55-81, 96-97.

3. Никиреева Е.М. Психологические особенности направленности личности. - М., 2007. - 72 с.

4. Серёгина Т.Н. Личностные особенности, де-

терминирующие профессиональную успешность деятельности руководителя // Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН, 2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/ mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_3_a/seryogina_. html (дата обращения: 20.03.2015).

5. Сухинин В.П., Горшенина М.В. Введение в менеджмент. - Сызрань: Самар. гос. техн. ун-т, 2010. - 114 с.

6. Шалаева Т.И. Использование методики исследования социального интеллекта в профкон-сультировании. - Изд-во: МПУЦ, 2005. - 52 с.

УДК 159.922.7

Давлетбаева Зинфира Киньябулатовна

кандидат психологических наук, доцент

Гумерова Фарида Фатхулловна

кандидат педагогических наук, доцент Сибайский институт Башкирского государственного университета

dav-zinfira@yandex.ru, faridagum@mail.ru

ПРЕДАСОЦИАЛЬНЫЕ ПАТТЕРНЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

В статье рассматриваются особенности проявления асоциальных паттернов поведения детей старшего дошкольного возраста, в зависимости от социально-психологических особенностей личности. Приведены результаты констатирующего исследования.

Ключевые слова: асоциальное поведение, паттерны поведения, социально-психологический тип личности.

В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных установок возросло число детей и подростков, склонных к асоциальному поведению. По всей России отмечается снижение возраста несовершеннолетних, состоящих на учете за совершенные противоправные деяния. Причин такого феномена множество: это и безнадзорность детей, и склонность к правонарушениям в связи с особенностями структуры психики, и несформи-рованность процессов торможения психических реакций на стрессовые ситуации, и безответственность ребенка за собственные поступки, которая нередко оправдывается незнанием законов.

Анализ отдельных видов асоциального поведения показал, что асоциальное поведение неоднозначно проявляется у представителей разного возраста, и в соответствии нахождения в различных типах образовательных учреждений. Действительно, трудно представить асоциальность без начальных стадий, предшествующих ее образованию.

Учитывая снижение возрастного порога детских отклонений в поведении, на наш взгляд, целесообразно изучать многие аспекты асоциального поведения, начиная с дошкольного возраста. Дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью обеспечивающее социализацию и личностное становление детей. Соответственно оно является важным социальным институтом в предупреждении асоциального поведения дошкольников.

Как известно, дети дошкольного возраста характеризуются высокой социально-психологической восприимчивостью, вариативностью и пластичностью. Вместе с тем, как отмечает С.В. Шепелева, исходя из ведущей деятельности и социальной ситуации развития, было бы неадекватно говорить о феноменах асоциального поведения у дошкольников [7, с. 7]. В своем исследовании, автор, изучая проблему девиантного поведения дошкольников, опирается на термин преддевиантное поведение. Она отмечает, что в детских группах дошкольного возраста могут проявляться специфические симптомы преддевиантного поведения характеризующиеся: импульсивностью, спонтанностью; ситуативностью; деструктивными действиями на ограничивающие, нормативные условия микросреды; относительной неустойчивостью; элиминацией (угасанием) в процессе социально-психологической профилактики [7, с. 7].

На ранних возрастных этапах личностного развития преддевиантное развитие характеризуется спонтанностью, кратковременностью или нестойкостью, легкой угасаемостью, защитной компенса-торностью, в форме деструктивного, имитационного поведения.

Сопутствующими преддевиантному поведению социально-деятельностными условиями являются: социальные ограничения (запреты, требования воспитателей), познавательно-деятельностная неуспешность, ситуации наказания, в случаях невыполнения нормативных требований, отсутствие

72

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21

© Давлетбаева З.К., Гумерова Ф.Ф., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.