Научная статья на тему 'Возможности самоактуализации молодых матерей с разным опытом родительства'

Возможности самоактуализации молодых матерей с разным опытом родительства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
367
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / РОДИТЕЛЬСТВО / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / MOTHERHOOD / PARENTHOOD / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мамонова Елена Борисовна, Сидорина Елена Валерьевна, Батюта Марина Борисовна

В статье авторы рассматривают понятие родительства и его взаимосвязь с личностным потенциалом молодых матерей. Приводится анализ литературы, включающий такие вопросы как, феномен родительства, его структура, процесс формирования родительства. В статье так же представлены данные собственного исследования, в котором приводится сравнительный анализ особенностей самоактуализации молодых матерей с разным опытом родительства. Влияние опыта в сфере воспитания детей на личностный потенциал молодых матерей неоднозначно. Молодые мамы с одним ребёнком очень близко и хорошо общаются с друзьями и близкими. Агрессивность молодые мамы с одним ребёнком стараются подавлять в себе, скрывать её и не проявлять. Самоуважение у таких матерей находится на низком уровне, креативность, творческий потенциал на достаточно высоком уровне. Мамы с опытом родительства проявляют поверхностное общение со всеми, агрессивность проявляют и принимают как нормальное проявление в любом человеке. Самоуважение у таких матерей находится на высоком уровне. В группе молодых матерей с одним ребёнком необходимо повысить самоуважение, самооценку свою, а также уменьшить чрезмерную заботу о ребёнке. В группе молодых матерей с опытом родительства необходимо уменьшить раздражительность, строгость, агрессивность. Повысить уровень креативности, познавательных потребностей, творческий потенциал и контактность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мамонова Елена Борисовна, Сидорина Елена Валерьевна, Батюта Марина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The possibilities for self-actualization of young mothers with different experiences of Parenthood

The article authors examine the concept of parenthood and its relationship with the personal potential of young mothers. An analysis of the literature, including issues such as parenting phenomenon, its structure, the process of formation of parenthood. In the same article presents its own study, which provides a comparative analysis of self-actualization of young mothers with different experiences of parenthood. The impact of child-rearing experience on the personal potential of young mothers. Young mothers with one child is very close and good communicate with friends and family. The aggressiveness of young mothers with one child are trying to suppress in yourself, hide it and no exercise. Such mothers have self-esteem is at a low level, creativity, creativity is at a high enough level. Moms with experience parenthood show superficial socializing with all the aggressiveness and accept as normal in any man. Self esteem these mothers is at a high level. In the Group of young mothers with one child it is necessary to increase self-esteem, self-worth, and also reduce the excessive concern about the child. In the Group of young mothers with the experience of parenting, it is necessary to reduce irritability, rigor, aggressiveness. Increase the level of creativity, educational needs, creativity and rapport.

Текст научной работы на тему «Возможности самоактуализации молодых матерей с разным опытом родительства»

зарубежная психология. 2015. Том 4. № 1. С. 65-90. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2015/n1/76177.shtml (дата обращения: 19.03.2019)

5. Ковров В.В. Гуманитарная экспертиза психологической безопасности образовательной среды как условие обеспечения качества образования [Электронный ресурс] // Психология образования в XXI веке: теория и практика. URL: http://psyjournals.ru/education21/issue/55059_full.shtml (дата обращения 19.03.2019)

6. Кочнева Е.М., Пахомова Л.Ю. Условия оптимизации развития мотивационной готовности студентов к профессиональной деятельности // Вестник АГУ. Серия 3: Психология и педагогика. 2011. № 3, с. 53-61.

7. Кочнева Е.М., Морозова Л.Б. Профессиональная ответственность как предмет психологических исследований // Вестник Мининского университета. 2016 № 4 (17). С 30. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/issue/view/11 (дата обращения 19.03.2019)

8. Кочнева Е.М., Морозова Л.Б. Психологическая безопасность современного учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2018. Ялта. Выпуск 61 (часть1). с. 363-368

9. Норкина Е.Г. Методика на выявление «буллинг-структуры» Электронный ресурс] // Сетевое электронное издание «Таврический научный обозреватель», 2016, № 3(8). - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/metodika-na-vyyavlenie-bulling-struktury (дата обращения 19.03.2019)

10. Погодина А.В., Ларина А.Д. Макеавеллизм и социометрический статус подростка в учебной группе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование, 2007. №5. С. 252-257. URL: http://psyjournals.ru/files/8184/psyedu_2007_n5_pogodina.pdf (дата обращения 19.03.2019)

11. Электронная библиотека диссертаций. [Электронный ресурс]: URL: http://www.dissercat.com (дата обращения 19.03.2019)

12. Pinheiro P.S. World Report on Violence Against Children. 2006. URL: http://www.unicef.org/violencestudy/reports.html (дата обращения: 19.03.2019).

Психология

УДК: 159.99.

кандидат психологических наук, доцент Мамонова Елена Борисовна

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Нижегородский государственный педагогический университет

имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

старший преподаватель Сидорина Елена Валерьевна

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Нижегородский государственный педагогический университет

имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат психологических наук, доцент Батюта Марина Борисовна

Автономная некомерческая организация дополнительного профессионального образования

Психолого-консультативный образовательный центр «Статус» (г. Нижний Новгород)

ВОЗМОЖНОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ МАТЕРЕЙ С РАЗНЫМ ОПЫТОМ

РОДИТЕЛЬСТВА

Аннотация. В статье авторы рассматривают понятие родительства и его взаимосвязь с личностным потенциалом молодых матерей. Приводится анализ литературы, включающий такие вопросы как, феномен родительства, его структура, процесс формирования родительства. В статье так же представлены данные собственного исследования, в котором приводится сравнительный анализ особенностей самоактуализации молодых матерей с разным опытом родительства. Влияние опыта в сфере воспитания детей на личностный потенциал молодых матерей неоднозначно. Молодые мамы с одним ребёнком очень близко и хорошо общаются с друзьями и близкими. Агрессивность молодые мамы с одним ребёнком стараются подавлять в себе, скрывать её и не проявлять. Самоуважение у таких матерей находится на низком уровне, креативность, творческий потенциал - на достаточно высоком уровне. Мамы с опытом родительства проявляют поверхностное общение со всеми, агрессивность проявляют и принимают как нормальное проявление в любом человеке. Самоуважение у таких матерей находится на высоком уровне. В группе молодых матерей с одним ребёнком необходимо повысить самоуважение, самооценку свою, а также уменьшить чрезмерную заботу о ребёнке. В группе молодых матерей с опытом родительства необходимо уменьшить раздражительность, строгость, агрессивность. Повысить уровень креативности, познавательных потребностей, творческий потенциал и контактность.

Ключевые слова: материнство, родительство, самоактуализация.

Annotation. The article authors examine the concept of parenthood and its relationship with the personal potential of young mothers. An analysis of the literature, including issues such as parenting phenomenon, its structure, the process of formation of parenthood. In the same article presents its own study, which provides a comparative analysis of self-actualization of young mothers with different experiences of parenthood. The impact of child-rearing experience on the personal potential of young mothers. Young mothers with one child is very close and good communicate with friends and family. The aggressiveness of young mothers with one child are trying to suppress in yourself, hide it and no exercise. Such mothers have self-esteem is at a low level, creativity, creativity is at a high enough level. Moms with experience parenthood show superficial socializing with all the aggressiveness and accept as normal in any man. Self esteem these mothers is at a high level. In the Group of young mothers with one child it is necessary to increase self-esteem, self-worth, and also reduce the excessive concern about the child. In the Group of young mothers with the experience of parenting, it is necessary to reduce irritability, rigor, aggressiveness. Increase the level of creativity, educational needs, creativity and rapport.

Keywords: motherhood, parenthood, self-actualization.

Введение. Изучая сеть исследования итог ученых: Э.Р. Алексеева, Т.А. Гурко, М.О. Ермихина, И. С. Кон, Р. В. Овчарова весь и других, мы выяснили, что ясно авторы пришли явно к единому мнению: родительство хотя имеет социокультурную природу. Оно чтоб характеризуется сбор системой темп предписанных стаж культурой темп и обществом правил и норм, распределяющих фаза между родителями

тема обязанностей учет и функций. Родительство хотя в молодой темп семье характеризуется сбор переориентацией учет роли явно мужчины и женщины, уже счет в роли явно отца и матери. Р.В. Овчарова весь отмечает, что ясно будущее план общества состоит в современном срез состоянии семь отцовства. В настоящее план время фонд остается сбор актуальным вопрос о природе, структуре родительства, ведущих фаза факторов, влияющих фаза на дело формирование опыт готовности база к этому феномену [6].

Теоретический указ анализ работ по либо проблеме родительства весь в молодой темп семье, показал, что ясно на дело современном срез этапе выделяются сбор следующие опыт направления итог в изучении семь данного куда вопроса:

- доминирование опыт исследований указ материнства весь и психологической темп готовности база к нему;

- родительство хотя трактуется сбор без учета тоже системного куда подхода, то ясно есть его куда связи с процессами тема становления итог семьи;

- не рост описаны критерии семь и уровни итак психологической темп готовности база молодых стаж родителей учет к появлению ребенка;

- отсутствием шифр техник и моделей учет формирования итог психологической темп готовности база молодых стаж людей учет к отцовству.

Исходя из выше сказанного, предположим, что ясно структура есть родительства весь должна дело включать следующие опыт компоненты:

1) потребностно-эмоциональный компонент, включающий указ социальные, биологические опыт точки курс зрения итог мотивации, а также счет эмоциональные факт реакции семь и переживания, потребность в контакте;

2) операциональный компонент, включающий указ умения итог и осведомленность, операции семь по либо уходу за ребенком срез и общения итог с ним;

3) ценностно-смысловой темп компонент, включающий указ экзистенциальные факт переживания [3].

Поведенческая сеть составляющая сеть родительства весь представляет собой темп две стратегии:

восприятие опыт рождения итог ребенка быть как появление опыт новых стаж возможностей, либо их фаза ограничение, в том срез числе самореализации. По мнению В. Н. Мясищева, важными тема факторами тема для этап семьи являются сбор ответственность членов семьи друг за друга и готовность к помощи [4].

Определяющими установками родителей в развитии личности являются ценностные ориентации, взаимоотношения в семье, установки родителей, семейные факторы, определяющие семейную атмосферу. Современная психология склоняется к мнению, что опыт собственных детско - родительских взаимоотношений является определяющим при построении взаимоотношений молодых родителей с собственным ребенком, выступая значимым фактором формирования родительских установок. Однако данное мнение недостаточно подтверждено эмпирическими исследованиями психологов [5].

Наше мнение совпадает с предположением ученых о том, что опыт детско-родительских повзрослевшего ребенка будет оказывать различное воздействие на позицию родительства. Так он может обуславливать прямое воспроизведение родительской модели поведения и компенсирующую тех сторон родительского отношения, дефицит которого переживал родитель в детские годы, например, любви, заботы, сотрудничества.

Исследователи явно рассматривают с различных стаж точек зрения итог процесс формирования итог родительства весь под воздействием шифр уровня блок развития итог общества. Например, А. И. Антонов формализованную сторону общественного влияния итог по либо отношению к репродуктивному поведению личности база рассматривает как социальное цена управление, а не рост только лишь как социальное цена регулирование опыт рождаемости, как систему целенаправленного куда воздействия со стороны государственных стаж органов на дело репродуктивную мотивацию семьи, направленность, материальное цена и моральное цена стимулирование опыт рождаемостиа в рамках офис демографической темп политики

курс [4].

Комплекс социальный влияний, которые факт отражаются сбор в системе ценностных стаж ориентаций указ и установок индивида, такие опыт как произведения итог искусства весь и культуры, средства весь массовой темп информации семь осуществляют неформализованное цена влияние опыт общества.

Роль общества весь в формировании семь мотивации семь потребности база в детях, по либо мнению В. В. Бойко, заключается сбор в том, что ясно оно чтоб «настраивает» индивида этот на дело весь комплекс обязанностей учет и чувств, связанных стаж с воспитанием шифр нового куда поколения. Наиболее план подробно чтоб содержание опыт репродуктивных стаж установок рассмотрено чтоб А. И. Антоновым, он утверждает, что ясно по либо степени итак своей учет императивности база репродуктивные факт нормы являются сбор относительно чтоб «мягкими» в силу их фаза интимности база и биологической темп неспособности база некоторых стаж мужчин и женщин к зачатию и рождению детей [2].

Андреева весь Г.М. утверждает, что ясно давление опыт репродуктивных стаж норм пуск может быть очень весомым, так как они итак особо значимы в системе мер субъективного куда ощущения итог счастья личностью и ее план социального куда престижа. Оценочное цена и предписывающее план назначение опыт репродуктивных стаж норм, являются сбор образцом срез поведения итог индивида, составленной темп из результатов миллионов семей учет и людей. При суть этом срез репродуктивные факт нормы несут на дело себе эмоционально-окрашенную оценку субъекта. Репродуктивные нормы - это ясно один из компонентов формирования итог репродуктивных стаж установок, и они итак в большей учет степени, чем шифр любые факт другие опыт нормы, не рост осознаются сбор человеком срез [1].

Наиболее план оптимальной темп для этап ребенка, его куда родителей учет и семьи в целом срез является сбор вторая сеть стратегия. Ее реализация итог создает наиболее план благоприятные факт условия итог для этап развития итог личности база ребенка, когда этот происходит сотрудничество, соразвитие, сотворчество хотя родителей учет и ребенка. Появление опыт ребенка быть открывает новые факт возможности база для этап молодых стаж родителей, дает новый импульс для этап развития итог семьи, семейных стаж отношений, позволяет родителям тара наиболее план полно чтоб реализовать себя как личностям.

Итак, родительство хотя - многогранный феномен. Он представлен на дело двух суровнях: субъективно-личностном срез и надындивидуальном. Данные факт уровни итак являются сбор одновременно чтоб этапами тема формирования итог родительства. Родительство хотя является сбор духовной темп потребностью

человека, к которой темп подключается сбор биологический указ аспект в момент вынашивания итог и кормления ребенка быть женщиной. Общество хотя рассматривает материнство хотя и отцовство хотя как социальные факт категории, которые факт не рост зависят от биологического куда аспекта тоже рассматриваемого куда вопроса.

Подводя итоги, отметим, что ясно общественный уровень влияний указ определяет некоторые факт образцы родительства, «отправную точку». Они итак преломляются сбор через особенности база личности база обоих фаза супругов, их фаза ценностно-мотивационную сферу, а также счет опыт, полученный в родительской тсемье, дают начало формированию родительства весь в каждом срез конкретном срез случае. Необходимо язык отметить, что ясно молодые факт люди, готовящиеся сбор стать родителями, должны понимать всю полноту ответственности база за своих фаза детей, помнить о том, что ясно родительские опыт отношения итог и культура есть родительских фаза взаимоотношений указ выступают важным системообразующим факс основанием шифр института тоже семьи.

На наш взгляд, малоизученной является проблема отношения к детям и семье в целом, в зависимости от родительского опыта. Исследование психологического благополучия матерей из разных типов семей, проведённое Семёновой Л.Э., Серебряковой Т.А., Гарахиной Ю.Е., «позволило убедиться в том, что тип семьи, т.е. микросоциальные условия реализации роли матери (забота о ребенке без участия или хотя бы с минимальным с участием супруга), оказывает существенное влияние на психологическое благополучие женщины» [7]. Наше исследование сосредоточилось на изучении особенностей самоактуализации у молодых матерей, имеющих разный опыт воспитания собственных детей.

Изложение основного материала статьи. Цель исследования: изучение особенностей самоактуализации молодых матерей, имеющих разный опыт родительства.

Объект исследования: личностные особенности молодых матерей.

Предмет исследования: влияние опыта материнства на особенности самоактуализации молодых матерей.

Гипотеза исследования:

Предположим, что опыт родительства влияет на особенности самоактуализации молодых матерей, а именно на такие личностные качества женщин как личностная зрелость, психологическая готовность к материнству, стрессоустойчивость.

В данной работе были использованы следующие методики:

Самоактуализационный тест САТ Э. Шострома. А также, метод многомерного статистического анализа экспериментальных данных, позволяющий обобщить, привести в систему количественные показатели, полученные в ходе эксперимента, и выявить скрытые в них закономерности.

В исследовании принимали участие женщины в возрасте от 20 до 45 лет, у которых возраст единственного и второго ребёнка не превышает возраста 3 лет. Среди опрошенных 60 участников - 30 молодых матерей с одним ребёнком, и 30 матерей с опытом родительства.

Результаты исследования и их обсуждение. Обратимся к результатам сравнительного анализа. В группе молодых матерей с одним ребёнком 40% показали низкий балл по данной шкале, у остальных 60% матерей наблюдается средний показатель.

В группе молодых матерей с опытом родительства почти половина группы (47%) показали высокий балл по шкале «ориентация по времени». У остальных (53%) средний показатель по данной шкале.

Данные результаты говорят о том, что мамы с опытом родительства компетентны во времени, живут и воспринимают здесь и сейчас настоящее, при этом связывая это и с прошлым и будущим. При этом у мам без опыта родительства, у которых опыт только набирается, периодически возникают чувство вины, обиды из прошлого.

В группе матерей с одним ребёнком выявлены низкие результаты по шкале «самоуважение». Следовательно, у участников этой группы низкое самоуважение.

В группе матерей с опытом родительства высокие оценки, что говорит о том, что данные участники высоко ценят себя, нравятся себе, при этом для этого у них имеются объективные основания.

В группе молодых матерей с одним ребёнком выявлен низкий показатель принятия агрессии, низкий уровень самоактуализации. 63% участников данной группы получили низкий балл.

Это говорит о том, что молодая мама без опыта родительства стараются не проявлять эту агрессию и подавить её в себе, не хотят принимать это качество в себе.

При этом противоположная картина у нас в группе молодых матерей с опытом родительства. 40% данных матерей показали высокий уровень. То есть они принимают агрессивность как нормальное проявление в любом человеке, и могут проявлять в межличностных контактах.

В группе молодых родителей без опыта наблюдаются высокие показатели по шкале «контактность». Практически вся группа (93%) показала высокий балл. Это говорит о том, что они с лёгкостью устанавливают контакты с окружающими людьми. Очень близки со своими друзьями и близкими людьми.

Обратная ситуация в группе матерей без опыта родительства. У данных матерей трудности общения, общение поверхностное. Но это объясняется тем, что занимаясь и с детьми, и на работе, физически они не могут много времени проводить в общении с друзьями и знакомыми.

87% мам с одним ребёнком показали высокий уровень познавательных потребностей. Мамы без опыта родительства готовы познавать мир и стремяться приобретать знания об окружающем мире вместе со своим ребёнком.

46% мам с опытом родительства показали средний результат, остальные 54% низкий балл, что говорит об отсутствии у них познавательных потребностей. У одних они отсутствуют, у других выражены слабо.

87% мам с одним ребёнком показали высокий уровень креативности, развитая творческая направленность. Мамы с одним ребёнком готовы творить, вышивать, вырезать подделки, выполнять рисунки с ребёнком.

Однако, как показали результаты, творческий потенциал у мам с опытом родительства низкий. Это является результатом истощения творческого потенциала у мамы опытом родительства.

Таким образом, подведём итоги сравнительной диагностики. По результатам можно составить личностный портрет матерей с опытом родительства и без опыта.

С помощью критерия Стьюдента были подсчитаны различия в двух группах.

Анализ результатов проведения методики позволил зафиксировать большое количество значимых различий («контактность» - t=2,62; р=0,005; «познавательные потребности» - t=3,97; р=0,001; «креативность» - t=3,51; р=0,0001).

По шкале контактность молодые мамы с опытом родительства проявляют поверхностное общение со всеми, не придавая этому большое значение. В результате большой занятости, усталости, молодые мамы с опытом родительства реже посещают своих друзей и знакомых, общение не на постоянной основе.

Агрессивность молодые мамы с опытом родительства проявляют и принимают как нормальное проявление в любом человеке. Могут проявлять в межличностных контактах.

Самоуважение у таких матерей находится на высоком уровне. Это говорит о том, что данные участники высоко ценят себя, нравятся себе, при этом для этого у них имеются объективные основания. Потому что они уже много добились, стали любимой женой и матерью, добились стабильной работы, успеха в своих увлечениях, поэтому уважают свой труд и всё то, что они имеют сейчас.

Выводы. Данные результаты говорят о том, что мамы с опытом родительства компетентны во времени, живут и воспринимают здесь и сейчас настоящее, при этом связывая это и с прошлым и будущим. При этом у мам без опыта родительства, у которых опыт только набирается, периодически возникают чувство вины, обиды из прошлого.

Креативность, творческий потенциал у таких матерей находится на достаточно низком уровне. Данные матери не проявляют познавательного интереса, данная потребность у них либо отсутствует, либо находится тоже на низком уровне. Как правило, старшие дети в такой семье играют и познают мир вместе с младшими сестрами, братьями, которые перенимают у них все привычки, знания, действия. Поэтому мама уходит с головой в домашние заботы и дела, в рабочие вопросы.

Далее можно составить также личностный портрет молодых матерей с одним ребёнком. В данном случае выстраивается абсолютно противоположная картина.

По шкале контактность молодые мамы с одним ребёнком очень близко и хорошо общаются с друзьями и близкими. Данное общение носит очень доброжелательный характер и имеет смысл.

Агрессивность молодые мамы с одним ребёнком стараются подавлять в себе, скрывать её и не проявлять.

Самоуважение у таких матерей находится на низком уровне. Низкая самооценка объясняется отсутствием «великих» достижений в жизни и в семье.

Креативность, творческий потенциал у таких матерей находится на достаточно высоком уровне. Матери с одним ребёнком проявляют творческий интерес, многие молодые мамы, уходя в декрет с первым малышом, позволяют себе заниматься вязанием, вышиванием, скрапбукингом, занятий такого рода очень много, и именно через них, а также занятия с малышом мамы проявляют свои творческие способности.

Таким образом, в группе молодых матерей с одним ребёнком необходимо повысить самоуважение, самооценку свою, а также уменьшить чрезмерную заботу о ребёнке.

В группе молодых матерей с опытом родительства необходимо уменьшить раздражительность, строгость, агрессивность. Повысить уровень креативности, познавательных потребностей, творческий потенциал и контактность.

Литература:

1. Бабенко А.И. Репродуктивное поведение девушек подросткового возраста / А.И. Бабенко,

A.П. Денисов, В.И. Спинов // Социология медицины - 2008. - №2. - С. 39-42

2. Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери Текст. /

B.И.Брутман // Психол. журнал. 2000. - Т. 21, № 2. - С. 79-86.

3. Греченкова Т.И. Социальный возраст материнства: дис.. канд. социол. наук 22.00.04 / Греченкова Татьяна Игоревна. Саратов, 2004 - 225 с.

4. Дивицына П.Ф. Семьеведение; учебное пособие / Н.Ф. Дивицына, М.: ид-во Владос-Пресс, 2011. - 325 с.

5. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - 3-е изд. - М. и др.: Питер, 2005. - 176 с.

6. Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. - 63 с.

7. Семёнова Л.Э., Серебрякова Т.А., Гарахина Ю.Е. Психологическое благополучие и опыт родительства женщин-матерей из разных типов семей // Вестник Мининского университета, Том 6, № 2 (2018) https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/818/670

Психология

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Мизина Наталья Николаевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Слюсарева Елена Сергеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ИНКЛЮЗИВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРАКТИКУ

Аннотация. В статье рассматривается проблема использования психологического консультирования в системе сопровождения родителей как субъектов инклюзивной образовательной практики. Представлен анализ особенностей психологического консультирования родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей детей с нормотипичным развитием.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивная образовательная практика, сопровождение, психологическое консультирование родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и нормальным психофизическим развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.