ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2018. № 2 MOSCOW UNIVERSITY PSYCHOLOGY BULLETIN. 2018. # 2
УДК 159.9.072.433, 159.9.075 doi: 10.11621/vsp.2018.02.89
содержание и степень гармоничности представлений о материнстве и отцовстве в юношеском возрасте
А. Г. долгих, Е. И. захарова
Актуальность изучения представлений молодежи о родительстве обусловлена рядом социально-экономических и психологических изменений, происходящих в современном обществе, в том числе появлением девиантных форм родительства, феноменов смешения семейных ролей и отказа от родительства в целом.
цель данного исследования — изучение содержательных особенностей представлений о материнстве и отцовстве у девушек и юношей и определение степени их гармоничности как условия психологической готовности к родительству.
метод. Контент-анализ сочинений респондентов на тему будущего родительства, направленный на выявление содержательных особенностей представлений о родителестве и степени их гармоничности у девушек и юношей.
В исследовании принял участие 231 респондент (190 девушек и 42 юноши) в возрасте от 18 до 25 лет.
результаты. Выделены основные характеристики родительства как особой социальной роли и деятельности: уход за ребенком; создание необходимых условий для развития ребенка; воспитание и обучение ребенка; эмоциональная поддержка ребенка. Выявлено, что в представлениях девушек наиболее важной функцией материнства является оказание ребенку эмоциональной поддержки; в представлениях юношей об отцовстве — воспитание и обучение ребенка. У большей части респондентов обнаружена высокая степень дисгармоничности представлений
долгих Александра Георгиевна — научный сотрудник лаборатории политической психологии ф-та психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: ag.dolgikh@mail.ru
захарова Елена Игоревна — доктор психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии ф-та психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: e-i-z@yandex.ru
Работа выполнена при поддержке РФФИ (проект № 18-013-01213А).
ISSN 0137-0936 (Print) / ISSN 2309-9852 (Online) http://msupsyj.ru/
© 2018 ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
о родительских функциях, связанная с идеализацией образов ребенка и собственного родительства и отсутствием представлений о средствах и способах реализации материнской и отцовской роли.
Выводы. Полученные данные свидетельствуют о неготовности обследованных молодых людей к осуществлению родительской роли и требуют осуществления коррекционной работы, направленной на формирование реалистичных, полных и адекватных представлений о материнстве и отцовстве до их наступления.
Ключевые слова: представления о родительстве, материнская и отцовская роль, функции родительства, юношеский возраст, психология родительства.
Введение
Юношеский возраст является периодом достаточно динамичного изменения ценностных ориентаций, профессионального и личностного самоопределения (Пряжников, 2017). Молодой человек по-новому формулирует свои жизненные цели, формирует осознанные представления о себе в контексте тех социальных ролей, которые ему предстоит осваивать во взрослости. Значительное место среди них занимают родительские роли. Образ себя как будущего отца или будущей матери оказывает влияние и на принятие родительской роли, и на дальнейшую успешность ее реализации (Steinberg, 1991).
Р.В. Овчарова (2005) выделяет два больших этапа в становлении родительства. Первый этап относится к такому периоду, когда у мужчины и женщины до появления ребенка существуют некоторые эмоциональные образы воспитания детей, представления о собственных поведенческих проявлениях в роли родителя, а также об укладе семейной жизни в целом. На данном этапе закладывается сама возможность стать родителем, образ того, каким родителем будет человек в будущем.
С рождением собственного ребенка начинается этап осуществления родительства, продолжающийся в течение всей жизни человека. Факт рождения ребенка, по мысли Э. Эриксона (1996), знаменует критический период в развитии личности взрослого и его социализации (Пряжников, 2015), а И.В. Шаповаленко полагает, что «формирование родительской позиции означает окончательное приобщение к взрослому поколению» (Психология..., 2002, с. 95).
В упомянутом исследовании Р.В. Овчаровой (2005) также показано, что представления юношей и девушек о родительстве различаются: у девушек на первых местах находятся любовь, ответственность, внимание и трудности воспитания детей; у юно-
шей — проблемы материального обеспечения будущего для ребенка, затрат времени на воспитание и родительского авторитета. Однако у тех и других отсутствуют представления о качествах и средствах, овладение которыми может способствовать успешной реализации родительских функций. И в этом, по мнению автора, отражается узость представлений молодежи о родительстве.
П. Коуэн и коллеги (Cowan et al., 1993) сообщают, что в ряде зарубежных исследований, направленных на выявление психологических или индивидуальных особенностей, влияющих на характер и представления о роли отца в воспитании ребенка, высказывалось предположение, что различия определяются в большей степени культурными факторами, чем индивидуальными характеристиками. Многие мужчины, рассуждая о своем отцовстве, стремятся либо воспроизвести модель собственных детско-родительских отношений, либо наоборот компенсировать недостатки своих отцов при осуществлении родительства.
По данным Б.И. Говако (1988), у значительной части молодых людей отсутствуют знания и навыки по уходу за маленькими детьми. В исследовании А.И. Водневой (2000) неготовность к семейной жизни и уходу за детьми была зафиксирована у двух третей опрошенных юношей и девушек.
Актуальность дальнейшего изучения содержания представлений о будущем родительстве обусловлена тем, что они становятся ориентиром, на основании которого строится в дальнейшем родительская деятельность. Успешность этой деятельности зависит в первую очередь от адекватности представлений о родительской позиции и ее функциях.
В литературе (Захарова, 2014; Захарова, Строгалина, 2005; Ка-рабанова, 2005; Поливанова, 2015; Спиваковская, 1986; Филиппова, 2002) выделяются следующие тесно связанные между собой родительские функции.
1. Уход за ребенком. В начале жизни ребенок не способен самостоятельно удовлетворить ни одну свою потребность. Следовательно, эта задача возлагается на родителя, который должен быть чувствительным к нуждам ребенка и внимательным к его проявлениям. Главное условие ухода за ребенком — забота. От того, сколько сил, времени, внимания родитель уделяет ребенку, зависит как его физиологическое, так и психологическое благополучие.
2. Создание необходимых условий для развития ребенка. В течение длительного времени родитель является единственным носителем культурного опыта, который ребенок должен усваивать. От того, как создаются условия для формирования психики ребенка, зависит его дальнейшее развитие и благополучие.
3. Воспитание и обучение ребенка. Родитель не только выдвигает нормы и правила поведения, но и несет ответственность за их исполнение ребенком. Своевременное усвоение, правильное выполнение установленных норм зависит от компетентности и степени участия родителя на всех этапах обучения и воспитания ребенка.
4. Эмоциональная поддержка. Семья — неотъемлемая часть жизни ребенка. Обеспечение ребенку необходимого уровня эмоционального комфорта становится возможным только в случае, когда родительская позиция является эмоционально близкой и поддерживающей. От того, насколько близкое и принимающее отношение он чувствует в своей семье, зависит и характер тех взаимоотношений, которые он будет выстраивать за ее границами.
Выделенные родительские функции, оставаясь неизменными с точки зрения необходимости их осуществления, подразумевают гармоничное распределение их реализации между родителями. Современные молодые отцы демонстрируют все большую готовность участвовать в широком спектре родительских функций, которые обычно приписываются матерям (Lamb, 2010). При этом отсутствие у девушек и юношей представлений о средствах осуществления родительской роли может привести как к дисгармоничному распределению родительских функций, так и к непринятию роли родителя в целом.
Адекватность и гармоничность сложившихся в юношеском возрасте представлений об основных функциях родительства являются необходимым условием психологической готовности к осуществлению материнской и отцовской роли.
Цель нашего исследования — изучение содержательных особенностей представлений о родительстве и степени их гармоничности у респондентов юношеского возраста как условия их психологической готовности к родительству.
Метод
Девушкам и юношам было предложено написать сочинение объемом в 70—90 слов на тему «Я как будущая мама»/«Я как будущий папа».
На основе методики «Родительское сочинение» (Карабанова, 2005) нами была предложена схема анализа данных, которая предполагала выделение содержательных упоминаний о предполагаемых функциях родительства, средствах для их осуществления и предпочитаемом стиле воспитания. Отдельной задачей контент-анализа было определение полноты представлений о будущем родительстве у девушек и юношей.
По итогам содержательного анализа сочинений нами были выделены следующие признаки гармоничности представлений о родительстве у юношей и девушек.
1. Реалистичность — приближенность образа родительства к реальности, содержание реальных образов взаимодействия родителя и ребенка, качеств ребенка и собственных характеристик, необходимых для осуществления родительской роли.
2. Содержательность — наличие в сочинениях респондентов указаний на способы и средства реализации родительства, на конкретные действия и виды деятельности, характеризующие родительские функции.
3. Планируемый стиль воспитания — упоминание предпочитаемого стиля, мер и способов воспитания ребенка.
Быборка: в исследовании принял участие 231 респондент (190 девушек и 42 юноши) в возрасте от 18 до 25 лет, которые на момент исследования являлись студентами педагогических, психологических и технических вузов г. Москвы и г. Курска. На момент проведения исследования участники не имели детей.
результаты
1. Представления о родительстве как о социальной роли и особом виде деятельности
Анализ представлений о родительстве у девушек и юношей позволил выделить наиболее значимые характеристики родительства как социальной роли и особого вида деятельности. Из табл. 1 видно, что представления девушек о материнстве в большей степени касаются функционального содержания материнской деятельности на фоне низкой представленности таких характеристик, как средства для осуществления материнства, уровень готовности к материнству и ценностнная направленность материнства.
Содержательный анализ сочинений «Я как будущая мама» показал, что основные функции материнства респондентам представляются в виде моральной, эмоциональной поддержки ребенка. Создание гармоничных отношений между членами семьи также является значимой функцией материнства, по мнению респондентов. Тогда как уход за ребенком, воспитание и обеспечение условий для развития практически не упоминаются.
В сочинениях юношей «Я как будущий папа» наибольшее количество высказываний также касалось функционального содержания отцовства и средств для осуществления отцовства на фоне
Таблица 1
Количество высказываний (% от общего количества высказываний девушек и юношей), касающихся выделенных параметров родительства
Параметры родительской деятельности Девушки Юноши
Ценностная направленность 6 12
Функциональное содержание 62 54
Средства для осуществления 22 32
Уровень готовности к родительству 10 2
низкой представленности высказываний о наличии готовности к осуществлению и ценностной направленности отцовства. Юноши в большей степени рассуждали о тех функциях и средствах, которые необходимы для воспитания ребенка и формирования у него определенных качеств, чем о создании гармоничных отношений и оказании моральной, эмоциональной поддержки в семье. Обеспечение условий для развития ребенка также воспринимается юношами как значимая функция, предполагающая участие отца в выборе учебного заведения, вида развивающих занятий, материальной поддержке развития ребенка. При этом функция ухода за ребенком не выделяется юношами в качестве значимой и упоминается в сочинениях только в контексте материального обеспечения семьи продуктами и бытовыми предметами, необходимыми ребенку для комфортного существования.
2. Гармоничность представлений о материнстве и отцовстве
Контент-анализ сочинений, направленный на выявление степени гармоничности представлений о материнстве и отцовстве у респондентов, показал следующее. В группу высокой степени гармоничности вошли респонденты, в сочинениях которых образ родительства был приближен к реальному, содержал в себе описание реального взаимодействия родителя и ребенка, основных функций родительства и предпочитаемого стиля воспитания. Средняя степень гармоничности представлений о родительстве была выявлена у тех респондентов, чье описание будущего родительства исключало один из выявленных признаков гармоничности, чаще всего это касалось содержательности родительства и указания на конкретные действия и функции материнской и отцовской роли. Низкая степень гармоничности представлений о родительстве присваивалась респондентам, в сочинениях которых отсутство-
вали реалистичность образа материнства и отцовства, указание на реальные действия и функции родительской роли, а также в случае, если эгалитарный стиль воспитания выбирался в качестве единственно приемлемого.
Таблица 2
Количество (%) девушек и юношей с низкой, средней и высокой степенью гармоничности представлений о материнстве и отцовстве
Степень гармоничности представлений о родительстве Девушки Юноши
Высокая 17 37
Средняя 33 21
Низкая 50 42
На основе выраженности выделенных признаков гармоничности в представлениях о родительстве респонденты были разделены на три группы. Из табл. 2 видно, что наибольшее количество девушек и юношей относятся к группе с низкой степенью гармоничности представлений о родительстве. В сочинениях респондентов этой группы: а) отсутствуют реалистичность и полнота родительской роли, детско-родительских отношений и основных целей осуществления родительства; б) средства и способы осуществления родительской деятельности либо отсутствуют, либо представлены в виде общих указаний на необходимость любить и воспитывать ребенка; в) предпочитаемый стиль воспитания — эгалитарный, предполагающий равноправные, дружеские отношения между родителем и ребенком.
Обращает на себя внимание и то, что высокая степень гармоничности представлений о родительстве встречается у юношей более чем в 2 раза чаще, чем у девушек. Идеализация образа будущего материнства на фоне низкой компетентности в основных функциях и средствах для осуществления материнской роли — признак неготовности девушек к родительству. Юноши в большей степени ориентированы на осуществление воспитательной функции. Образ собственного отцовства является вполне реалистичным и требующим от будущих отцов необходимых родительских компетенций, однако отсутствие представлений о специфичности родительской роли на разных стадиях развития ребенка, низкая представленность конкретных средств и способов воспитания также свидетельствуют о наличии дисгармоничности и неготовности к осуществлению родительства у юношей.
Обсуждение результатов
В проведенном эмпирическом исследовании нам удалось зафиксировать и проанализировать представления о родительстве, имеющиеся у респондентов юношеского возраста. Несмотря на то что описание родительства у девушек и юношей включает в себя указание на различные функции родительской роли, представления респондентов о родительстве не обладают достаточной степенью полноты и реалистичности, что является причиной их дисгармоничности. То, что функция воспитания и ухода за ребенком одинаково низко представлена и у девушек и у юношей, может стать причиной непринятия родительской роли и нарушения детско-родительских отношений. Идеализация собственного будущего родительства, ориентация на эгалитарный стиль воспитания (т.е. на подростковый возраст ребенка) при отсутствии компетентности в средствах и способах воспитания ребенка младенческого и раннего возраста свидетельствуют о неготовности молодых людей к осуществлению материнства и отцовства.
Выявленные различия образа будущего родительства у девушек и юношей связаны с ориентацией на различные функции материнской и отцовской роли, что согласуется с данными, полученными Р.В. Овчаровой (2005). Однако стоит отметить, что расхождения в представлениях о материнской и отцовской роли не предполагают согласованности в распределении функций родительской позиции и связаны в большей степени с эмоциональными проявлениями в отношении ребенка. Так, девушки считают наиболее значимой функцией материнства оказание эмоциональной поддержки ребенку, а юноши в большей степени ориентированы на воспитание в ребенке необходимых качеств. При этом у тех и у других отсутствуют представления о средствах для достижения поставленных родительских задач.
заключение
Полученные нами данные свидетельствуют о неготовности обследованных молодых людей к осуществлению родительской роли, что требует коррекционной работы, направленной на формирование реалистичных, полных и адекватных представлений о материнстве и отцовстве до их наступления.
Представления участников исследования о будущем родитель-стве содержат такие черты дисгармонии, как идеализация ребенка и
собственного родительства, отсутствие представлений о средствах реализации намеченных целей, искажение планируемого стиля воспитания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Воднева А.И. Молодежь о браке и семье: идеалы, иллюзии, реальность // Адукацыя i выхаванне (Минск). 2000. № 4. С. 31—36.
Говако Б.И. Студенческая семья. М.: Мысль, 1988.
Захарова Е.И. Психология освоения родительства. М.: ИИУ МГОУ, 2014.
Захарова Е.И., Строгалина А.И. Особенности принятия родительской позиции // Психологическая диагностика. 2005. № 4. С. 58—70.
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2005.
Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2005.
Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. № 2. C. 1—11. URL: http://psyedu.ru/journal/2015/3/Polivanova.phtml (дата обращения: 25.04.2018). doi: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2015070301
Пряжников Н.С. Методы ориентировки в психологических «пространствах» самоопределения // Национальный психологический журнал. 2017. № 3(27). С. 144—150. doi: 10.11621/npj.2017.0316
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е.Г. Силяевой. М.: Академия, 2002.
Спиваковская А.С. Как быть родителями: О психологии родительской любви. М.: Педагогика, 1986.
Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.
Эриксон Э. Идентичность, юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
Cowan P.A., Cowan C.P., Kerig P.K. Mothers, fathers, sons, and daughters: Gender differences in family formation and parenting style // Family, self and society: Toward a new agenda for family research / Ed. by P.A. Cowan et al. Mahwah, NJ: Erlbaum, 1993. P. 165—195.
Lamb M.E. The role of the father in child development. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, 2010.
Steinberg L. Adolescence. 2nd ed. N.Y.: McGraw Hill Publishing Company,
1991.
Поступила в редакцию 10.05.18 Принята к публикации 17.05.18
THE CONTENT AND DEGREE OF HARMONY OF IDEAS ABOUT MOTHERHOOD AND FATHERHOOD IN YOUTH
Alexandra G. Dolgikh, Elena I. Zakharova
Lomonosov Moscow State University, Faculty of Psychology, Moscow, Russia
Abstract:
Relevance. The relevance of the study of youth representations of parenting is due to a number of socio-economic and psychological changes taking place in modern society, including the emergence of deviant forms of parenthood, the phenomena of mixing family roles and abandonment of parenthood in general.
Objective. The purpose of this study is to study the content features of representations of motherhood and fatherhood in girls and boys and determine the degree of their harmony as a condition of psychological readiness for parenthood.
Method. Content analysis of the respondents' essays on the topic of future parenthood, aimed at identifying the content of the features of representations of parenthood and the degree of their harmony in girls and boys.
The study involved 231 respondents (190 girls and 42 boys), aged 18 to 25 years.
Results. The main characteristics of parenthood as a special social role and activity: child care; creation of necessary conditions for the development of the child; education of the child; emotional support of the child. It is revealed that in the views of girls the most important function of motherhood is to provide emotional support to the child; in the views of young men about fatherhood — education and training of the child. The majority of respondents demonstrated a high degree of discrepancies of perceptions about parental functions related to the idealization of the images of the child and their own parenting and the lack of representations about the methods of implementing maternal and paternal roles.
Conclusions. The data obtained show that the surveyed young people are not ready to realize a parental role and require corrective work aimed at forming realistic, complete and adequate representations of motherhood and fatherhood before their occurrence.
Key words: representations of parenthood, maternal and paternal role, functions of parenthood, adolescence, psychology of parenthood.
References:
Cowan, P.A., Cowan, C.P., Kerig, P.K. (1993). Mothers, fathers, sons, and daughters: Gender differences in family formation and parenting style. In P.A. Cowan et al.
(eds.) Family, self and society: Toward a new agenda for family research (pp. 165—195). Mahwah, NJ: Erlbaum, 1993.
Erikson, E. (1996). Identichnost', yunost' i krizis [Identity, youth and crisis]. Moscow: Progress.
Filippova, G.G. (2002). Psihologiya materinstva [Maternity Psychology]. Moscow: Izd-vo Instituta psihoterapii.
Govako, B.I. (1988). Studencheskaya sem'ya [Student family]. Moscow: Mysl'.
Karabanova, O.A. (2005). Psihologiya semejnyh otnoshenij i osnovy semejnogo konsul'tirovaniya [Psychology of family relations and the basics of family counseling]. Moscow: Gardariki.
Lamb, M.E. (2010). The role of the father in child development. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons.
Ovcharova, R.V. (2005). Psihologiya roditel'stva: Ucheb. posobie dlya vuzov [Psychology of Parenthood: Proc. manual for high schools]. Moscow: Akademiya.
Polivanova, K.N. (2015). Sovremennoe roditel'stvo kak predmet issledovaniya. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie PSYEDU.ru [Psychological Science and Education PSYEDU.ru], 7, 2, 1—11. URL: http://psyedu.ru/journal/2015/37 Polivanova.phtml (data obrashcheniya: 25.04.2018). doi: http://dx.doi.org/10.17759/ psyedu.2015070301
Pryazhnikov, N.S. (2017). Metody orientirovki v psihologicheskih «prostranst-vah» samoopredeleniya. Nacional'nyjpsihologicheskij zhurnal [National Psychological journal], 3(27), 144—150. doi: 10.11621/npj.2017.0316
Silyaeva, E.G. (2002, ed.) Psihologiya semejnyh otnoshenij s osnovami semejnogo konsul'tirovaniya: Ucheb. posobie dlya vuzov [Psychology of family relations with the basics of family counseling: Proc. manual for high schools]. Moscow: Akademiya.
Spivakovskaya, A.S. (1986). Kak byt'roditelyami: Opsihologii roditelskoj lyubvi [How to be a parent: On the psychology of parental love]. Moscow: Pedagogika.
Steinberg, L. (1991). Adolescence. 2nd ed. N.Y.: McGraw Hill Publishing Company.
Vodneva, A.I. (2000). Molodezh' o brake i sem'e: idealy, illyuzii, real'nost'. Adukacyya i vyhavanne [Education and training] (Minsk), 4, 31—36.
Zaharova, E.I. (2014). Psihologiya osvoeniya roditel'stva [Psychology of parenting]. Moscow: IIU MGOU.
Zaharova, E.I., Strogalina, A.I. (2005). Osobennosti prinyatiya roditel'skoj pozicii. Psihologicheskaya diagnostika [Psychological diagnostics], 4, 58—70.
Original manuscript received May 10, 2018 Revised manuscript accepted May 17, 2018