Научная статья на тему 'Содержательные особенности представлений о родительстве у городских и сельских юношей'

Содержательные особенности представлений о родительстве у городских и сельских юношей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
187
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСТВО / МАТЕРИНСТВО / ОТЦОВСТВО / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСТВЕ / PARENTHOOD / MOTHERHOOD / PATERNITY / THE IDEA OF PARENTHOOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кошур Т. Ю.

В данной статье, посвященной изучению родительства как психологического феномена, рассматриваются особенности представлений о родительстве. В работе представлен краткий теоретический обзор изучаемой нами проблемы, определена объектно-предметная область нашего исследования. Изложены результаты проведенного нами эмпирического исследования, направленного на изучение содержательных особенностей представлений о родительстве у юношей в зависимости от местности проживания. Основной целью исследования, представленного в данной статье, было изучение содержательных особенностей представлений о родительстве у юношей в зависимости от местности проживания. В исследовании участвовали 50 респондентов юношеского возраста. В качестве респондентов выступили юноши, так как именно юношеский возраст считается кризисом в становлении родительства. Показано, что в целом представления достаточно дифференцированы, конкретны, позитивны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Substantial features of representations about parenthood in urban and rural youths

In this article, devoted to the study of parenthood as a psychological phenomenon, the features of representations of parenthood are considered. The paper presents a brief theoretical overview of the problem we are studying, an object-subject area of our research is defined. The results of our empirical study aimed at studying the content of the concept of parenthood in young men, depending on the locality, are presented. The main purpose of the study presented in this article was to study the content of the concept of parenthood in young men, depending on the locality. The study involved 100 young people. Respondents were young men, since it is the youthful age that is considered a crisis in the formation of parenthood. It is shown that, on the whole, the representations are sufficiently differentiated, specific, and positive.

Текст научной работы на тему «Содержательные особенности представлений о родительстве у городских и сельских юношей»

Содержательные особенности представлений о родительстве у городских и сельских

юношей

Substantial features of representations about parenthood in urban and rural youths

Кошур Т.Ю.

Магистрант 1 курса, факультета психологии УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы.

РБ, г. Гродно e-mail: koshur95@mail. ru

Koshur T.Yu.

Undergraduate of 1 course faculty of psychology UO "The Grodno state university of Janka Kupala.

RB, Grodno e-mail: koshur95@mail. ru

Аннотация.

В данной статье, посвященной изучению родительства как психологического феномена, рассматриваются особенности представлений о родительстве. В работе представлен краткий теоретический обзор изучаемой нами проблемы, определена объектно-предметная область нашего исследования. Изложены результаты проведенного нами эмпирического исследования, направленного на изучение содержательных особенностей представлений о родительстве у юношей в зависимости от местности проживания. Основной целью исследования, представленного в данной статье, было изучение содержательных особенностей представлений о родительстве у юношей в зависимости от местности проживания. В исследовании участвовали 50 респондентов юношеского возраста. В качестве респондентов выступили юноши, так как именно юношеский возраст считается кризисом в становлении родительства. Показано, что в целом представления достаточно дифференцированы, конкретны, позитивны.

Annotation.

In this article, devoted to the study of parenthood as a psychological phenomenon, the features of representations of parenthood are considered. The paper presents a brief theoretical overview of the problem we are studying, an object-subject area of our research is defined. The results of our empirical study aimed at studying the content of the concept of parenthood in young men, depending on the locality, are presented. The main purpose of the study presented in this article was to study the content of the concept of parenthood in young men, depending on the locality. The study involved 100 young people. Respondents were young men, since it is the youthful age that is considered a crisis in the formation of parenthood. It is shown that, on the whole, the representations are sufficiently differentiated, specific, and positive.

Ключевые слова: родительство, материнство, отцовство, представление о родительстве.

Key words: parenthood, motherhood, paternity, the idea of parenthood.

Интерес отечественных психологов к изучению феномена семьи в целом и родительства в частности возник не очень давно, лишь в последние десятилетия. Родительство играет значительную роль в жизни конкретной личности. На протяжении всей жизни родитель остается значимой фигурой для человека. Это, безусловно, подчеркивает значимость родительства в жизни, как каждого отдельного человека, так и всего человечества.

Современное состояние родительства характеризуется следующей тенденцией: прежде всего, отмечается ослабление родительского начала и происходит переориентация жизненных ролей мужчины и женщины, уже в роли отца и матери.

На современном этапе исследования проблемы в психолого-педагогической литературе ощущается недостаток теоретических концепций и практических данных, раскрывающих особенности эффективного родительства, а также описания существующих представлений нынешних юношей и девушек об эффективном родителе для современных детей.

Феномен родительства является основополагающим в любом обществе. От того, как родители воспитают

Вопросы студенческой науки Выпуск № 16, декабрь 2017

своих детей, захотят ли они становиться родителями, зависит существование и благополучие общества. Психология родительства, несмотря на важность этой отрасли, остается мало разработанной [1].

Родительство понимается исследователями как личностное образование, включающее знания и понимание целей воспитания своих детей как полноправных членов общества, а также комплекс чувств, главным из которых является любовь к собственным детям [2].

В отечественной психологии родительство рассматривается как многогранный феномен, который можно рассматривать на двух уровнях: и как сложное комплексное субъективно-личностное образование и как надындивидуальное целое, которое, как правило, является совокупным, то есть включает двух человек - отца и мать. Эти уровни являются уровнями формирования родительства. Качественной границей, разделяющей уровни, является рождение ребенка [3].

Юношество является особым этапом потенциального родительства, когда, хоть и отсутствует сам факт родительства, но существует его образно сконструированное содержание, включающее в себя как отдельные, так и общие когнитивные схемы, как отдельных родительских поступков, так и всего родительского поведения в целом [2].

Представление о родительстве - наглядный образ явления родительства, возникающий на основе имеющегося опыта (прежде всего в родительской семье) путем его воспроизведения в воображении. Представление образа этого явления менее ярко и менее детализировано, чем восприятие образа в реальной ситуации, но в то же время оно более обобщено и схематизировано [3]. По своей сути представление о родительстве является фантазией, так как явления родительства в реальности еще не существует, а существует лишь его образно сконструированное содержание [2].

В данном эмпирическом исследовании нами была предпринята попытка изучить содержательные особенности представлений о будущем родительстве у юношей в зависимости от местности проживания.

Объектом нашего исследования являются представления юношей о своем будущем родительстве. Предметом - содержательные особенности представлений о своем будущем родительстве у юношей.

Основной целью исследования является изучение содержательных и структурных особенностей представлений о своем будущем родительстве у юношей и девушек.

Данная работа посвящена исследованию содержательных и структурных особенностей представлений о своем будущем родительстве в юношеском возрасте. В исследовании приняло участие 50 респондентов, которые были дифференцированы по половому признаку (50 юношей, 50 девушек). Возраст респондентов находится в диапазоне от 16 до 22 лет.

Для определения содержательных особенностей представлений о будущем родительстве у юношей, проживающих в сельской и городской местности, было использовано свободное сочинение. Тема сочинения звучала «Я как будущий отец». Респондентам было предложено написать сочинение, в котором необходимо было указать качества, которые они представляют в себе как будущем отце. Время написания сочинения не ограничивалось.

Значимыми для интерпретации сочинения и информативными являются особенности принятия задания, объём сочинения, язык и стиль повествования, а также количество выделенных качеств. Малый объём может быть интерпретирован как непринятие задачи, пассивный отказ от её выполнения или чисто формальное выполнение задания. Чрезмерно большое по объёму сочинение отражает высокую эмоциональную включенность автора. Выявленные качества использовались в дальнейшем для анализа содержательных особенностей представления о родительстве у респондентов. Для упрощения процедуры интерпретации выделенных качеств надо искусственным путем разделить их на некие содержательные области, т.е. произвести процедуру категоризации. Данная задача лучше всего решается с помощью контент-анализа. В процессе контент-анализа выделяются определенные смысловые единицы содержания и производится систематический замер частоты и объема упоминания этих единиц.

Для анализа сочинения и упорядочивания полученного массива качеств использовался метод контент-

158

анализа с последующим квартальным ранжированием. В результате был выявлен массив качеств, который позволяет сделать вывод о содержательных характеристиках представлений о будущем родительстве у респондентов. Данные исследования оказались интересными и многофакторными. Смысловыми единицами контент-анализа послужили качества, выделенные респондентами в зависимости от местности проживания.

Рассмотрим наиболее общий показатель, который характеризует особенности представления о будущем родительстве - количество выявленных качеств. В таблице 1 представлено общее количество выявленных качеств, которые использовали респонденты, проживающие в сельской и городской местности.

Таблица 1. Общее количество выявленных качеств, используемых респондентами.

Группа респондентов Общее количество качеств

1. Юноши сельские 205

2. Юноши городские 268

Анализ результатов, приведенных в таблице 1, позволяет сделать вывод о большем количестве выявленных качеств в группе юношей, проживающих в городской местности, что в 1,3 раза больше по сравнению с сельскими юношами (%2=0,62; р<0,01).

В таблице 2 представлено распределение выявленных качеств по выделенным контент-категориям.

Таблица 2. Распределение частотности выявленных качеств по категориям.

№ п/п Категория Юноши сельские Юноши городские

1. Коммуникативные черты 64 109

2. Волевые черты 79 93

3. Интеллектуальные черты 3 26

4. Рефлексивные черты 4 5

5. Эмоционально-динамические черты 41 31

6. Отношение к труду 14 4

ВСЕГО 205 268

Наибольшее количество выявленных качеств у городских юношей принадлежит коммуникативным чертам. Это говорит о важности коммуникативной сферы в жизни человека, а конкретно во взаимодействии со своим будущим ребенком. У сельских юношей наибольшее количество выявленных качеств отмечается в блоке «волевые черты».

Наименьшее количество выявленных качеств в группе сельских юношей отмечается в блоке качеств, характеризующих рефлексивные черты. У городских юношей наименьшее количество выделенных качеств отмечается в блоке, характеризующем отношение к труду.

В таблице 3 представлено распределение выявленных качеств по разнородности. Анализ разнородности выявленных качеств свидетельствует о содержательном своеобразии характеристик, используемых различными группами респондентов в зависимости от местности проживания. Данный показатель является важным, поскольку позволяет выделять специфические качества, которые присутствуют только в одной группе респондентов. Наименьшая разнородность зафиксирована среди сельских юношей по сравнению городскими юношами и (%2=0,54; р<0,01).

Вопросы студенческой науки Выпуск № 16, декабрь 2017

Таблица 3 - Распределение разнородности выявленных качеств по категориям

п/п Категория Юноши сельские Юноши городские

1. Коммуникативные черты 8 12

2. Волевые черты 6 7

3. Интеллектуальные черты 1 3

4. Рефлексивные черты 1 1

5. Эмоционально-динамические черты 5 3

6. Отношение к труду 3 2

ВСЕГО 24 28

Наибольшая разнородность для четырех выделенных групп респондентов определена в блоке коммуникативных черт. Наименьшая разнородность для сельских юношей отмечена в блоках, характеризующих интеллектуальные и рефлексивные черты; в группе городских юношей - в блоке, характеризующем отношение к труду; в группе сельских и городских девушек в блоках, характеризующих рефлексивные черты и отношение к труду.

Рассмотрим распределение выявленных качеств в выделенных нами содержательных категориях и проанализируем более подробно первый квартиль, так как он является наиболее представленным.

Коммуникативные черты. Данная категория является наиболее представленной группе городских юношей. В группе юношей проживающих в городской местности их число качеств 109, что составляет 41% от общего числа выявленных качеств. У юношей, проживающих в сельской местности, количество выделенных качеств в данном блоке меньше, чем в блоке качеств, характеризующих волевые черты. В данной группе респондентов количество выделенных качеств 64, что составляет 31% от общего числа выявленных качеств. Этот же блок качеств является самым разнородным. Первый квартиль ранжированного ряда в группе сельских юношей включает качества «добрый» и «пример для подражания». В первом квартиле у городских юношей содержатся следующие качества: «пример для подражания», «понимающий», «внимательный».

Волевые черты. В группе сельских юношей число качеств, характеризующих волевые черты - 79, что составляет 39% от общего числа выявленных качеств. В группе юношей, проживающих в городской местности, их число составляет 93 качества (35%). Так, сельские юноши используют волевые характеристики в 1,3 раза чаще (%2 = 0,53; р<0,05), городские юноши в 1,7 раза (%2= 0,39; р<0,01). Первый квартиль ранжированного ряда качеств, отражающих волевые черты, в группе сельских юношей включает качества «воспитывающий» и «ответственный». У городских юношей первый квартиль представлен следующими качествами: «ответственный» и «опора семьи».

Интеллектуальные черты. В группе сельских юношей число качеств, представляющих интеллектуальные черты - 3, что составляет 1,5% от общего числа выявленных качеств. В группе юношей, проживающих в городской местности, этот показатель составляет 26 качеств (10%). Так, городские юноши используют интеллектуальные характеристики в 8,7 раза чаще (%2 = 0,54; р<0,05). Первый квартиль ранжированного ряда качеств, отражающих интеллектуальные черты, в группе сельских юношей включает качество «умный». В группе юношей, проживающих в городской местности, первый квартиль включает качества «умный» и «мудрый».

Рефлексивные черты. В группе сельских юношей число качеств, характеризующих рефлексивные черты - 4, что составляет 2% от общего числа выявленных качеств. В группе юношей, проживающих в городской местности, их число составляет 5 качеств (2%). В группе юношей, проживающих в сельской местности количество качеств, описывающих рефлексивную сферу наименьшее. Таким образом, городские юноши используют рефлексивные характеристики в 1,3 раза чаще (%2 = 0,28; р<0,01). Первый квартиль ранжированного ряда рефлексивных черт, в группах респондентов мужского пола, независимо от местности проживания, представлен качеством «уверенный в

Вопросы студенческой науки Выпуск № 16, декабрь 2017

себе».

Эмоционально-динамические характеристики. В группе сельских юношей общее число качеств данного блока - 41, что составляет 20% от общего числа выявленных качеств. В группе юношей, проживающих в городской местности, их число составляет 31 качество (12%). В группе юношей, проживающих в городской местности количество качеств отражающих эмоционально-динамические характеристики наименьшее. Так, сельские юноши используют эмоционально-динамические характеристики в 1,3 раза чаще (%2 = 0,38; р<0,01). Первый квартиль независимо от местности проживания, представлен качеством «строгий».

Отношение к труду. В группе городских юношей данный блок является наименее представленным. В группе сельских юношей количество качеств, составивших данный блок - 14 (7%). В группе городских юношей количество качеств данного блока 4, что составляет 2% от общего количества выявленных качеств. Юноши, проживающие в сельской местности, фиксируют качества, отражающие отношение к труду, в 3,5 раза чаще по сравнению с городскими юношами (%2 = 0,52; р<0,05). Первый квартиль ранжированного ряда качеств, отражающих отношение к труду, в группе сельских юношей включает качества «старательный» и «хвалящий». В группе юношей, проживающих в городской местности, первый квартиль включает качество «требовательный».

Рассмотрим еще один важный показатель - количество специфических качеств, которые присутствуют только в одной группе респондентов. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4. Специфические качества, выделенные разными группами респондентов.

№ п/п Категория Юноши сельские Юноши городские

1. Коммуникативные черты - 1

2. Волевые черты - -

3. Интеллектуальные черты - -

4. Рефлексивные черты - -

5. Эмоционально-динамические черты - -

6. Отношение к труду 1 1

ВСЕГО 1 2

Наибольшее количество специфических качеств наблюдается в группе городских юношей. Респонденты данной группы проявляли наибольшую заинтересованность к написанию сочинения, более активно шли на контакт.

При написании сочинения юноши не выделяют такую важную проблему, как умение правильно воспитывать детей, педагогическую и психологическую готовность к родительству. В ответах в основном отмечается только то, какими родители должны быть по отношению к детям. В них нет упоминания о том, какие личностные качества необходимо развивать в себе, как работать над собой, нужно ли вообще работать над собой, для того чтобы стать хорошим родителем. Это отражает узость представлений молодежи о будущем родительстве и недостаточную психологическую готовность к нему.

Исходя из выше представленных результатов, мы можем сделать вывод, что в представлениях сельских юношей, образ себя как будущего родителя выступает фигурой более авторитарной, стремящейся к большей строгости в воспитании детей, большое значение придающей материальной обеспеченности и защищенности своей семьи. Городские юноши представляют образ родителя более властным и авторитарным, придают большее значение строгости воспитания.

Анализируя результаты исследования, мы видим, что в системе представлений о будущем родительстве у каждого индивида есть специфические, присущие только ему составляющие, обусловленные его индивидуальным

опытом. Также было показано, что представления о родительстве у юношей и девушек имеют некоторые различия. В целом респонденты представляют себе позитивный образ будущего родителя.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что пол влияет на содержательные и структурные особенности представлений о будущем родительстве. Представленные результаты позволяют наметить основные стратегии работы с юношами и девушками по расширению представлений о будущем родительстве.

Список используемой литературы:

1. Грибанова, С.А. Представления о родительстве у детей дошкольного возраста / С.А. Грибанова / / Знание. Понимание. Умение. - 2003. - № 2. - С. 294 - 297.

2. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. - Москва, «Институт психотерапии», 2003. - 319 с.].

3. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен / Р.В. Овчарова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.