Научная статья на тему 'Экспериментальная программа оптимизации процесса развития мотивации родительства'

Экспериментальная программа оптимизации процесса развития мотивации родительства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
654
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / ПСИХОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСТВА / РОДИТЕЛЬСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН / МОТИВАЦИЯ РОДИТЕЛЬСТВА / CHILDHOOD / PARENTING PSYCHOLOGY / PARENTHOOD AS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON / PARENTING MOTIVATION / DECADE OF CHILDHOOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серебрякова Татьяна Александровна, Семенова Лидия Эдуардовна, Князева Елена Викторовна

Актуальность (контекст) тематики статьи. Интерес к детству как периоду жизни человека и к детям как полноправным членам общества обусловлен негативными трансформациями социокультурной ситуации развития нашего общества, которые мы наблюдаем с 70-80-х годов XX столетия и по сегодняшний день. Цель. публикации описание экспериментальной программы изучения и оптимизации мотивации родительства как личностного образования. В качестве основной гипотезы нашего исследования мы формулируем предположение об объективной зависимости мотивации родительства от системы ценностных ориентаций и установок субъекта, в том числе осознанной потребности в воспитании детей. Описание хода исследования. Первым этапом исследования стал анализ работ зарубежных и отечественных ученых в области психологии родительства, позволивший сформулировать гипотезу исследования и спроектировать программу его экспериментальной части. Второй этап реализация программы экспериментального исследования. Респондентами в данном исследовании выступили юноши и девушки в возрасте от 16 до 22 лет. Результаты исследования. Количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных, осуществленный на третьем этапе исследования, показал, что ценность семьи в качестве важнейшей назвали 73% респондентов. Центральным же мотивом рождения ребенка для большинства респондентов (84%) является получение от малыша любви. Выводы. Проведенное исследование показало, что у девушек и юношей, принявших в нем участие, мотивация родительства сформирована. Подтвердились и гипотезы об отличительных особенностях мотивации родительства на этапах ранней и поздней юности, а также гипотеза о гендерной специфике мотивации родительства. Вместе с тем, осуществленный нами качественный анализ полученных экспериментальных данных свидетельствует о максимальной выраженности эмоционального компонента мотивации родительства. Когнитивный же компонент, объективно обусловливающий устойчивость мотивации, выражен слабо. Для развития мотивации родительства как личностного образования нами была разработана развивающая программа, направленная на гармонизацию процесса развития как эмоционального, так и когнитивного компонента мотивации родительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Серебрякова Татьяна Александровна, Семенова Лидия Эдуардовна, Князева Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pilot program for optimizing parenting motivation

Background. The interest in childhood as a period of human life and in children as members of society is determined by negative transformations of the sociocultural development observed in the period starting with 70-80s of the 20th century to the present day. The Objective of the paper is to describe the pilot research for optimizing parenting motivation as part of personal education. The basic hypothesis of the research is the assumption about the objective dependence of parenting motivation on the system of value orientations and attitudes of the subject, including the perceived necessity for the child upbringing. Progress Report. The first stage of the research includes the analysis of foreign and domestic scientists’ works of in the field of psychology of parenting, which allowed to shape the research hypothesis and to design the experimental part. The second stage is the implementation of the experimental research program. Respondents of the research were represented by males and females aged 16 to 22 years. Research Results. The quantitative and qualitative analysis of the experimental data carried out at the third stage showed that 73 per cent of the respondents pointed to the family as the most important value. The central motivation for child birth in the majority of respondents (84 per cent) is receiving baby love. Conclusion. The conducted research showed that parenting motivation is well-developed in the respondents. The hypothesis about the distinctive features of parenting motivation at the stages of early and late adolescence, and also the hypothesis of the gender specificity of parenting motivation have also been confirmed. Similarly, the qualitative analysis of the experimental data that has been performed in the research reveals the maximum intensity of the emotional component of parenting motivation. The cognitive component that objectively determines the stability of motivation is weakly expressed. To develop the parenting motivation as part of personal education the program aimed at harmonizing the development process of both emotional and cognitive component of parenting motivation was organized.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная программа оптимизации процесса развития мотивации родительства»

Тематический блок:

Детство в междисциплинарный исследованиях

Оригинальная статья / Original Article

УДК 159.9.07, 159.922 doi: 10.11621/npj.2018.0103

Экспериментальная программа оптимизации процесса развития мотивации родительства

Л.Э. Семенова, Т.А. Серебрякова, Е.В. Князева

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина, Нижний Новгород, Россия

Поступила 11 июля 2017/ Принята к публикации: 20 декабря 2017

Актуальность (контекст) тематики статьи. Интерес к детству как периоду жизни человека и к детям как полноправным членам общества обусловлен негативными трансформациями социокультурной ситуации развития нашего общества, которые мы наблюдаем с 70-80-х годов XX столетия и по сегодняшний день.

Цель. публикации - описание экспериментальной программы изучения и оптимизации мотивации родительства как личностного образования. В качестве основной гипотезы нашего исследования мы формулируем предположение об объективной зависимости мотивации родительства от системы ценностных ориентаций и установок субъекта, в том числе осознанной потребности в воспитании детей.

Описание хода исследования. Первым этапом исследования стал анализ работ зарубежных и отечественных ученых в области психологии родительства, позволивший сформулировать гипотезу исследования и спроектировать программу его экспериментальной части. Второй этап - реализация программы экспериментального исследования. Респондентами в данном исследовании выступили юноши и девушки в возрасте от 16 до 22 лет. Результаты исследования. Количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных, осуществленный на третьем этапе исследования, показал, что ценность семьи в качестве важнейшей назвали 73% респондентов. Центральным же мотивом рождения ребенка для большинства респондентов (84%) является получение от малыша любви.

Выводы. Проведенное исследование показало, что у девушек и юношей, принявших в нем участие, мотивация родительства сформирована. Подтвердились и гипотезы об отличительных особенностях мотивации родительства на этапах ранней и поздней юности, а также гипотеза о гендерной специфике мотивации родительства. Вместе с тем, осуществленный нами качественный анализ полученных экспериментальных данных свидетельствует о максимальной выраженности эмоционального компонента мотивации родительства. Когнитивный же компонент, объективно обусловливающий устойчивость мотивации, выражен слабо. Для развития мотивации родительства как личностного образования нами была разработана развивающая программа, направленная на гармонизацию процесса развития как эмоционального, так и когнитивного компонента мотивации родительства.

Ключевые слова: детство, психология родительства, родительство как социокультурный феномен, мотивация родительства.

Background. The interest in childhood as a period of human life and in children as members of society is determined by negative transformations of the sociocultural development observed in the period starting with 70-80s of the 20th century to the present day.

The Objective of the paper is to describe the pilot research for optimizing parenting motivation as part of personal education. The basic hypothesis of the research is the assumption about the objective dependence of parenting motivation on the system of value orientations and attitudes of the subject, including the perceived necessity for the child upbringing.

Progress Report. The first stage of the research includes the analysis of foreign and domestic scientists' works of in the field of psychology of parenting, which allowed to shape the research hypothesis and to design the experimental part. The second stage is the implementation of the experimental research program. Respondents of the research were represented by males and females aged 16 to 22 years.

Research Results. The quantitative and qualitative analysis of the experimental data carried out at the third stage showed that 73 per cent of the respondents pointed to the family as the most important value. The central motivation for child birth in the majority of respondents (84 per cent) is receiving baby love. Conclusion. The conducted research showed that parenting motivation is well-developed in the respondents. The hypothesis about the distinctive features of parenting motivation at the stages of early and late adolescence, and also the hypothesis of the gender specificity of parenting motivation have also been confirmed. Similarly, the qualitative analysis of the experimental data that has been performed in the research reveals the maximum intensity of the emotional component of parenting motivation. The cognitive component that objectively determines the stability of motivation is weakly expressed. To develop the parenting motivation as part of personal education the program aimed at harmonizing the development process of both emotional and cognitive component of parenting motivation was organized. Keywords: childhood, parenting psychology, parenthood as a sociocultural phenomenon, parenting motivation, Decade of Childhood.

Pilot program for optimizing parenting motivation

Lydia E. Semenova, Tatyana A. Serebryakova*, Elena V. Knyazeva

Novgorod state pedagogical University K. Minin Nizhny Novgorod, Russia * Corresponding author E-mail: e-serebrya@yandex.ru

Received July 11, 2017 / Accepted for publication: December 20, 2017

Для ¡цитирования: Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А., Князева Е.В. Экспериментальная программа оптимизации процесса развития мотивации родительства // Национальный психологический журнал. - 2018. - №1(29). -С. 30-37. Со1: 10.11621/пр].2018.0103

Тематический блок:

Детство в междисциплинарный исследованиях

http://npsyj.ru

{^\мая 2017 года Указом Пре-/у ^уузидента Российской Федера-^ ^ ции № 240 период с 2018 по 2017 годы объявляется Десятилетием детства. Более того, в данном документе отмечается, что он является не чем иным, как логическим продолжением тех начинаний, которые наблюдались в области государственной политики в сфере защиты детства в 2012-2017 годы, период, когда в нашей стране реализуется Национальная стратегия действия в интересах детей.

Случаен ли такой пристальный интерес к проблемам детей и детства на государственном уровне? На наш взгляд, ответ на этот вопрос должен быть однозначным: этот интерес к детству как периоду жизни человека и к детям как полноправным членам общества не случаен. Он объективно обусловлен теми негативными трансформациями социокультурной ситуации развития нашего общества, которые мы наблюдаем

с 70-80-х годов XX столетия и по сегодняшний день.

Одной из трансформаций, типичных для современности, является кардинальное изменение системы ценностей и, как следствие, смена ценностных ориента-ций и духовно-нравственных установок, которые на протяжении не одного столетия обусловливали гармонию человека с окружающим его миром и с самим собой. Наши современники вряд ли могут сказать, что они пребывают в гармонии с собой и окружающим. Постоянные физические, психологические и эмоциональные перегрузки, необходимость все время перестраиваться, адаптироваться к новым условиям и сопряженные с этим стрессы усложняют жизнь современного человека. Все это не может не сказаться негативно на личностных характеристиках людей. Человек стал жестче, агрессивнее. Преобладание эмоций отрицательной модальности над эмоция-

ми положительными нередко рассматривается как норма и поощряется. Результат этого - обездушивание человека, которое, как считает В.А. Кутырев (Кутырев, 1999), коррелирует с его обескультури-ванием.

Глобальные технократические, технологические, техногенные изменения, происходящие в нашей жизни, утилитарно-прагматический взгляд человека на все то, что его окружает, приводят к утрате прежних ценностных норм и ориентиров. Одной из таких ценностей, которая современными людьми оказалось практически утраченной, является ценность брака, семьи и, что с нашей точки зрения является самым ужасным, ценность рождения детей. В современном социуме превалируют семьи, имеющие максимум двух детей.

Обратившись к изучению проблемы мотивации родительства, мы пришли к заключению, что детям и детству во все времена уделялось самое пристальное внимание, а к их проблемам обращаются самые разные мыслители и ученые.

Римский поэт I века Децим Юний Ювенал в одном из своих произведений писал: «Детству следует оказывать величайшее уважение»; «Глупцов глупей, слепцов слепей, Те, кто не воспитал детей», -читаем мы в стихотворении немецкого поэта XV века Себастиана Бранта; «Ах, чем бы мир для нас вдруг стал, когда б в нем не было детей ...», - задается вопросом Великая императрица Александра Федоровна; «Именно с детей начинается СЕМЬЯ ...», - утверждает русский публицист, писатель, философ, педагог XIX столетия А.И. Герцен.

Так почему же мы не следуем этим «заповедям» жизни и вековой мудрости?

Почему многие люди, даже находясь в браке, считают детей лишними в своей жизни? Ответ на этот вопрос мы попытались найти, прежде всего, в трудах ученых, посвященных проблеме роди-тельства (С.П. Акутиной, А.Г. Вишневского, Е.М. Гурко, С.В. Захарова, Р.В. Овчаро-вой, Г.Г. Филипповой и т.д.).

Проанализировав подходы ученых к определению понятия «родительст-во» (С.П. Акутиной, Н.В. Кисельниковой, И.С. Кона, Р.В. Овчаровой и др.), за основу нашего исследования мы взяли определение, предложенное М.О. Ермихиной,

Татьяна Александровна Серебрякова -

кандидат психологических наук, доцент кафедры

практической психологии Нижегородского

государственного педагогического университета

имени К. Минина

E-mail: e-serebrya@yandex.ru

https://www.mininuniver.ru/about/prepodavateli-i-

sotrudniki/serebryakova-tat-yana-aleksandrovna

Лидия Эдуардовна Семенова -

доктор психологических наук, профессор кафедры

практической психологии Нижегородского

государственного педагогического университета

имени К. Минина

E-mail: verunechka08@list.ru

https://www.mininuniver.ru/about/prepodavateli-i-

sotrudniki/semenova-lidiya-eduardovna

Елена Викторовна Князева -

студент 4 курса факультета психологии и педагогики Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина E-mail: lena_knyazeva_97@mail.ru

Для цитирования: Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А., Князева Е.В. Экспериментальная программа оптимизации процесса развития мотивации родительства // Национальный психологический журнал. - 2018. - №1(29). -С. 30-37. doi: 10.11621/npj.2018.0103

31

с точки зрения которой, родительст-во - это осознание духовного единства с партнером по отношению к своим или приемным детям, представляющее собой интегральное психологическое образование личности, включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, позиций, родительской ответственности и стиля воспитания (Ермихи-на, 2004).

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что родительство предполагает обладание системой ценностей, в том числе духовных и нравственных, которые непосредственно связаны с духовностью и нравственностью личности, ее стремлением, устойчивой потребностью «отдавать», «растрачивать», «дарить» себя, свои эмоции, а не только брать!

Подтверждение этого вывода мы находим в работах В.Г. Асеева, Л.И. Божо-вич, В.И. Ковалева и некоторых других ученых, которые констатируют отсутствие у современных людей потребности стать родителями. Особую озабоченность у современных ученых вызывает молодое поколение, которое, как объективно показано в исследованиях В.Н. Архангельского, Е.И. Захаровой, Ж.В. Черновой и др., не испытывает потребности в реализации роли матери или отца, стремясь все свои усилия сконцентрировать, в первую очередь, на актуализации стремления к профессиональной самореализации. Исследователи констатируют достаточно низкий уровень развития мотивационной сферы современных юношей и девушек в плане построения реальных семейных отношений, низкий уровень (или даже полное отсутствие) у них мотивации на семейную жизнь и воспитание детей. Причиной данного негативного факта, на наш взгляд, является отсутствие целенаправленной работы по формированию у подрастающего поколения устойчивой мотивации на заключение брака, создание семьи и появление детей.

Вместе с тем, как отмечает О.В. Буб-новская (Бубновская, 2014), юность, - это период личностного самоопределения, возрастной этап, когда оформляются дальнейшие перспективы жизни и деятельности, в том числе и перспективы создания семьи и рождения детей.

Изучение психологических особенностей мотивации родительства на этапе юношеского возраста, а также разработку развивающей программы, направленной на оптимизацию мотивации родитель-ства на данном возрастном этапе, мы и определили для себя в качестве целевых ориентиров своего исследования.

ходящими в их организме: он готов к рождению детей.

Опираясь на сформулированные нами цель и гипотезы, мы организовали исследование, в котором приняли участие юноши и девушки в возрасте от 16 до 22 лет, из них - 50% учащиеся старших классов школы и 50% - студенты вуза.

Исследователи констатируют достаточно низкий уровень развития мотивационной сферы современных юношей и девушек в плане построения реальных семейных отношений, низкий уровень (или даже полное отсутствие) у них мотивации на семейную жизнь и воспитание детей

Как основную гипотезу нашего исследования мы формулируем предположение об объективной зависимости мотивации родительства от сформированной у юношей и девушек системы ценностных ориентаций, установок, а также осознанной потребности в воспитании детей.

В качестве дополнительных гипотез, ориентированных на изучение именно специфики мотивации родительства на этапе юношества мы выдвинули следующие предположения:

В программу данного экспериментального исследования нами были включены: методика М. Рокича, направленная на изучение ценностных ориентаций личности, методики «Роли моего будущего ребенка» и «Моя будущая родительская роль» (авторы Е.Н. Васильева,

A.В. Орлов), проективная методика «Мой малыш» (модификация проективной методики «Рисунок моей семьи» Л. Корма-на, Р. Бернса, С. Кауфмана, А.И. Захарова,

B.В. Столина).

Изучение психологических особенностей мотивации родительства на этапе юношеского возраста, а также разработку развивающей программы, направленной на оптимизацию мотивации родительства на данном возрастном этапе, мы и определили для себя в качестве целевых ориентиров своего исследования

1. Формирование мотивации родитель-ства на этапах ранней и поздней юности будет иметь свои специфические особенности, объективно обусловленные, в первую очередь, отличительными характеристиками данных возрастных периодов. На этапе ранней юности мировоззрение лишь начинает оформляться, человек активно ищет смысл своей жизни. В период поздней юности человек более отчетливо видит свое место в мире, ему свойственна определенная стабильность в профессиональной сфере, что способствует «высвобождению» им потенциальных сил для утверждения себя в плане реализации уже других ролей, в том числе и роли семьянина и родителя;

2. Мотивация родительства имеет гендер-ную специфику. Наибольшую ценность родительство представляет для девушек, что объективно обусловлено физиологическими трансформациями, проис-

Анализ данных, полученных после реализации этих методик, показал следующее: - ценность семьи в качестве важнейшей назвали 73% респондентов, а именно, 67% респондентов, относящихся к периоду ранней юности, и 80% респондентов периода поздней юности. При этом ценность семьи как значимую в основном выделяют респонденты женского пола (85%). Респонденты же мужского пола семье как ценности отдают лишь 3 и 4 места. Центральным мотивом рождения ребенка для большинства респондентов (84%) является получение от него любви в будущем. При этом, если 74% респондентов в возрасте ранней юности как предпочтение отмечают то, что ребенок дает возможность чувствовать себя уверенно, гордиться собой, то 67% респондентов периода поздней юности указывают на желание получить от ребенка помощь, поддержку;

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

Для цитирования: Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А., Князева Е.В. Экспериментальная программа оптимизации процесса развития мотивации родительства // Национальный психологический журнал. - 2018. - №1(29). -С. 30-37. doi: 10.11621/npj.2018.0103

Тематический блок:

Детство в междисциплинарный исследованиях

http://npsyj.ru

результаты реализации методики М. Рокича, направленной на изучение ценностных ориентаций личности, показали, что ценность семьи в качестве важнейшей назвали 73% респондентов, а именно, 67% респондентов, относящихся к периоду ранней юности, и 80% респондентов периода поздней юности. При этом ценность семьи как значимую в основном выделяют респонденты женского пола (85%). Респонденты же мужского пола семье как ценности отдают лишь 3 и 4 места;

анализ данных, полученных нами после реализации методик «Роли моего будущего ребенка» и «Моя будущая родительская роль» (авторы Е.Н. Васильева, А.В. Орлов), показал, что центральным мотивом рождения ребенка для большинства респондентов (84%) является получение от него любви в будущем. При этом, если 74% респондентов периода ранней юности как предпочтение отмечают, что ребенок дает возможность чувствовать себя уверенно, гордиться собой, то 67% респондентов периода поздней юности указывают на желание получить от ребенка помощь, поддержку;

татов в спорте, либо как очень маленьких детей, находящихся в коляске. Это может свидетельствовать о том, что юноши, с одной стороны, испытывают по отношению к ребенку тревожность, а с другой, - потребность самоутверждаться, гордиться собой через достижения своего будущего ребенка. В рисунках девушек отразилось, что они более мотивированы на появление детей и выполнение роли матери (Серебрякова, Князева, 2016). Таким образом, проведенное нами исследование показало, что у тех девушек и юношей, которые приняли участие в экспериментальном исследовании, мотивация родительства определенным образом сформирована (то есть, наши гипотезы подтвердились). Однако качественный анализ свидетельствует о том, что более выраженным является эмоциональный компонент мотивации роди-тельства. Когнитивный же компонент проявляется слабо, что не позволяет говорить о максимальной устойчивости данного феномена.

В целях развития, совершенствования мотивации родительства как личностного образования, нами была разработана развивающая программа, состоящая из

Проведенное нами исследование показало, что у тех девушек и юношей, которые приняли участие в экспериментальном исследовании, мотивация родительства определенным образом сформирована (то есть, наши гипотезы подтвердились). Однако качественный анализ свидетельствует о том, что более выраженным является эмоциональный компонент мотивации родительства. Когнитивный же компонент проявляется слабо, что не позволяет говорить о максимальной устойчивости данного феномена.

реализация же проективной методики «Мой малыш» (модификация проективной методики «Рисунок моей семьи» Л. Кормана, Р. Бернса, С. Кауфмана, А.И. Захарова, В.В. Столина) показывает, что респонденты периода ранней юности отразили в своих рисунках незначительную роль ребенка в их жизни на данный момент времени. Представители поздней юности подчеркнули значимость детей в ближайшей перспективе. Интересные, с нашей точки зрения, результаты исследования и с позиции их гендерного анализа. Представители мужского пола рисовали своих будущих детей либо как людей, достигших высоких резуль-

цикла занятий, ориентированных на решение следующих задач:

- формирование системы знаний о феномене «родительство» (его типы, структурные компоненты, этнокультурные особенности и др.);

- развитие представлений об ответственном родительстве (в том числе, о правах субъектов детско-родитель-ских отношений);

- формирование способности к планированию семьи и родительству как личностного образования.

Темы, предлагаемые нами слушателям: 1. Семья как малая социальная группа. В рамках данной темы участникам программы даются знания о подходах

к определению понятия «семья», ее типах и функциях.

2. Родительство как общественный институт. В рамках данной темы участникам программы предлагается информация следующего содержания: подходы к определению термина «ро-дительство», типы и структура роди-тельства, этнокультурные особенности отношения к детям и их воспитанию.

3. Ответственное родительство - залог успешного воспитания. Данная тема предусматривает ознакомление слушателей с основными, законодательно утвержденными правами как родителей, так и детей, что, с нашей точки зрения, необходимо для формирования понимания самого феномена «ответственное родительство». Изучение данной темы мы предлагаем проводить в рамках двух занятий:

- первое занятие отводится для ознакомления с законодательными актами, раскрывающими права детей и их родителей,

- второе занятие ориентировано на формирование у слушателей понимания сущностных особенностей, специфики ответственного роди-тельства.

4. Детско-родительские роли или что от каждого из нас ждать? Данная тема ориентирована на ознакомление слушателей с особенностями сущности детских и родительских ролей. В рамках практического занятия слушатели узнают об особенностях самоанализа и о диагностике систем ожиданий, связанных как с поведением и проявлениями своих будущих детей, так и своего собственного поведения как родителя.

5. Счастливая семья - одна из важнейших целей будущего. Данная тема ориентирована на обобщение полученной информации и проектирование модели собственной будущей полноценной семьи. В рамках заключительного занятия участникам программы предлагается написать эссе, отражающее те изменения в отношении к родительст-ву, которые произошли у них в результате участия в данной программе.

В целях конкретизации описанной нами выше программы по развитию мотивации родительства мы приводим под-

Для цитирования: Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А., Князева Е.В. Экспериментальная программа оптимизации процесса развития мотивации родительства // Национальный психологический журнал. - 2018. - №1(29). -С. 30-37. doi: 10.11621/npj.2018.0103

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

робный план-проспект первой темы «Семья как малая социальная группа».

Цель работы в рамках данной темы -дать участникам программы знания о понятии «семья», ее типах и функциях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях реализации данной темы, нами спроектированы две содержательные линии работы с участниками развивающей программы: теоретический информационный блок и практическая деятельность.

Теоретический информационный блок предполагает:

1. Рассмотрение подходов к определению понятия «семья»:

- социологический подход, согласно которому под семьей понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми» (Гидденс, 1999; С. 275);

- правовой подход, с точки зрения которого, семья - это «круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления» (исследования В.И. Гуреева, А.П. Ромашко, Большой юридический словарь, 2009, С. 494);

- генеалогический подход, сторонники которого под семьей предлагают понимать «совокупность людей, связанных кровным родством или свойством» (труды С.И. Голода, №егпеск 2000, С. 10);

- психологический подход, трактующий семью как «совокупность индивидов, удовлетворяющую четырем критериям: Психическая, духовная и эмоциональная близость ее членов; Пространственная и временная ограниченность; Закрытость, межличностная интимность; Длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом» (исследования К. Шнеевинда, №етеск, 2000, С. 10-11).

2. Рассмотрение подходов к типологии

семьи:

- историографический подход к развитию семьи (матриархальная, групповая, парная, патриархальная, моногамная);

- типология С.И. Голода, основанная на анализе приоритетной значимо-

сти полюсов двух семейных осей (муж-жена; родители-дети); - на основе анализа структуры семьи и представленных в ней типов родства (нуклеарная, расширенная, неполная, смешанная).

Содержание практической деятельности

1. В рамках рассмотрения подходов к определению понятия «семья» нами предусмотрена следующая практическая деятельность:

- участникам программы предлагается письменно фиксировать основные идеи, раскрывающие сущность понятия «семья»;

- на основе зафиксированных базовых идей каждый участник программы формирует свое собственное определение понятия «семья»

- участникам программы предлагается разделиться на подгруппы по 3-4 человека, каждая подгруппа на основе обсуждения трактовок понятия «семья», сформулированных каждым участником, предлагает обобщенное понятие «семья» от своей группы (это может быть как подход, предложенный одним из членов подгруппы, так и абсолютно новое определение);

- участники программы по итогам работы подгрупп, обсуждают и анализируют предложенные определения понятия «семья» и еще раз формулируют максимально обобщенное определение данного понятия, включающее все частные идеи;

- в конце практической части занятия проводится рефлексия, в рамках которой участникам программы предлагается ответить на вопросы: легко ли было составить свое определение семьи, какие при этом испытывали сложности, с чем эти сложности были связаны?

2. Вторая часть теоретического информационного блока ориентирована на рассмотрение подходов к типологии семьи. В целях оптимизации процесса усвоения предлагаемой теоретической информации слушателям предлагалось:

- разделиться на 4 подгруппы. Каждой подгруппе выдается по одной карточке с наименованием одного типа семьи (согласно историческому подходу к ее типологии) и предлагается определить «плюсы» и «минусы» соответствующего типа семьи. После выполнения задания организуется общее обсуждение сформулированных точек зрения. Акцент делается на обсуждении тех проблем во взаимоотношениях членов семьи, которые возможны в рамках того или иного типа семьи;

- частникам зачитывается сказка Эльфики «Игры больших девочек». После того, как сказка прослушана, участники посредством коллективного обсуждения услышанного определяют, какой тип семьи продемонстрирован в данном повествовании;

- в конце занятия проводится рефлексия: участники программы на основе анализа всей информации, полученной в рамках данного занятия, изображают свою будущую семью. Демонстрируя свой рисунок (рисунки), рассказывают, что изобразили и почему.

Из содержания материала, предлагаемого участникам развивающей программы в рамках освоения первой темы, очевидно, что основным принципом, на основе которого нами предлагается строить всю работу по реализации содержательной составляющей программы, мы считаем принцип интеграции форм и методов работы со слушателями. При этом акцент делается на активной деятельности по восприятию и усвоению предлагаемой информации.

Подобным образом осуществляется деятельность в рамках изучения всех тем, предлагаемых участникам программы.

Реализация разработанного нами цикла занятий, ориентированных на оптимизацию процесса формирования мотивация родительства, - следующий шаг нашей экспериментальной деятельности. Вместе с тем, мы полагаем, что интеграция теоретического материала, который, с нашей точки зрения, просто необходим для оптимизации развития когнитивной составляющей мотивации родительства, с последу-

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

Для цитирования: Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А., Князева Е.В. Экспериментальная программа оптимизации процесса развития мотивации родительства // Национальный психологический журнал. - 2018. - №1(29). -С. 30-37. doi: 10.11621/npj.2018.0103

Тематический блок:

Детство в междисциплинарный исследованиях

http://npsyj.ru

ющей его практической реализацией в рамках выполнения практических заданий, предполагающих трансформацию полученных знаний в практические умения (что и является самым

важным в формировании отношения к родительству), окажет позитивное влияние на развитие интересующего нас феномена. Другими словами, предлагаемая нами система работы по оп-

тимизации процесса формирования мотивации родительства является результативной и ее целесообразно использовать в практике работы с потенциальными родителями.

Литература:

Абрамова А.А. Культура родительства современности: основные противоречия и инновационные тенденции» // Культура на рубеже эпох. Выпуск 7. - Москва : Редакционно-издательский комплекс МГГУ им. М. Шолохова, 2011. - 96 с.

Акутина С.П. Формирование осознанного родительства у старшеклассников как духовно-нравственный императив // Известия высших учебных заведения. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - № 1. - С. 134-142. Асеев В.Г. Мотивация и формирование личности. - Москва, 1976. - 158 с.

Багирова А.П. Мотивация родительского труда и регулирование установок на родительство населения Уральского региона : монография / А.П. Багирова, О.М. Шубат, А.И. Ворошилова, С.В. Витик, М.М. Пшеничникова, И.В. Полушкина. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 271 с.

Бакланова О.Э., Муханова Н.А. Личностные особенности и характер поведения супругов в семейных конфликтах // Психологический журнал.

- 2011. - Т. 32. - № 2. - С. 48-58.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. труды / ред. Д.И. Фельдштейн. - Москва : Изд-во МПСИ, 2001. -с. 349 -(Психологи Отечества).

Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева. 3-е изд., доп. и перераб. - Москва : ИНФРА-М, 2009. - 494с.

Бубновская О.В. Мотивационно-личностная сфера юношества: возрастной и гендерный аспекты // Фундаментальные исследования. - 2014. -№ 1 - С. 147-153.

Васильева Е.Н., Щербаков А.В. Изменение уровня психологической готовности молодежи к родительству средствами тренинговой программы «Эффективное родительство» // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11(3). - С. 584-589.

Васильева Е.Н., Щербаков А.В. Психологическая готовность к родительству. - Нижний Новгород : НИУ РАНХиГС, 2015. - 208 с. Вишневский А.Г. Избранные демографические труды. В 2 тт. - Москва : Наука, 2005.

Гурко Е.М. Представления студенческой молодежи о браке // Актуальные проблемы семей в России / под ред. Т.А. Гурко. - Москва : Институт социологии РАН, 2006. - С. 200-210.

Захаров С.В., Исупова О.Г., Сакевич В.И. Браки и разводы. Рождаемость и воспроизводство населения // Население России 2009. - Москва, 2011. - С. 58-178.

Зритнева Е.И. Воспитание будущего семьянина в современных социокультурных условиях // Известия Южного федерального университета. -2006. - Т. 56. - № 1. - С. 3-8.

Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов : дис. ... канд. психол. наук. -Казань, 2004. - 168 с.

Капустин С.А. Использование результатов исследования семей с детско-родительскими проблемами в практике психологического консультирования взрослых людей. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2016. - №1. - С. 79-95. Кисельникова Н.В., Куминская Е.А. Современное состояние психологического инструментария диагностики мотивации к родительству // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки : материалы международной научно-практической конференции. - Тула : Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2015.

- С. 45 - 57.

Кон И.С. Этнография родительства. - Москва : Высшая школа, 2001. - 199 с.

Кутырев В.А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия // Вопросы философии. - 2001. - № 8. - С. 64 - 65. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - Москва : Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен : учебное пособие. - Москва : Московский психолого-социальный институт, 2006.

- 496 с.

Серебрякова Т.А., Князева Е.В. Программа изучения мотивации родительства в юношеском возрасте и результаты ее апробации // Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2016. - № 4. - С. 83-89.

Серебрякова Т.А., Фазлы Е.П. Экспериментальное изучение процесса развития ценностного отношения к семье и браку и у студентов вуза // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т. 7. - № 6. - Ч. 1. - С. 199-204.

Смирнова Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в молодой семье : автореферат дис. ... канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2008. - 24 с.

Филиппова Г.Г. Психология материнства : учебное пособие. - Москва : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с. Bowlby, I. (1973) Attachment and loss. V. I. N.Y.: Basic Books, 1969; V. II. Berns, B. & Hay, F. (Eds.) (1988) The Différent Faces of Motherhood. N.J., L. Bowlby I. (1973) Attachment and loss. V. I. N.Y.: Basic Books, 1969; V. II.

Chalmers, Beverly (1997) Pregnancy and parenthood: heaven or hell. South Africa.: Berev Publications, 356.

Csermely, D., & Mainardi, D. (1981) Infant signals. Behav.Hum.Infants.Proc.1st workshop. Int.Sch.Euthol.Behav.Hum.Inf. Erise, 22-27 Aug. 1981, N.Y.,

Для цитирования: Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А., Князева Е.В. Экспериментальная программа оптимизации процесса развития мотивации родительства // Национальный психологический журнал. - 2018. - №1(29). -С. 30-37. doi: 10.11621/npj.2018.0103

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

L., 1883, 1-19.

Emde, R.N. at all (Eds.) (1982) The Development of attachment and affiliative systems. N.Y., L., Plenum press, cop., XX. Gochman, E.R.G. (1995) Psychotherapy for mothers and infants: Interventions for dyads at risk. Westport, US: Praeger Publ.

Grossman, M.L. (1975) Early child development in the context of mothering experiences. Child Psychiatry and Hum. Devel, 5(4), 216-223. doi: 10.1007/ BF01433415

Hahn-Holbrook, J., Holt-Lunstad, J., Holbrook, C., Coyne, S.M., & Lawson, E.T. (2011) Maternal Defense: Breast Feeding Increases Aggression by Reducing Stress. Psychological Science, 22, 1288-1295. doi: 10.1177/0956797611420729

Lewis, J., & Kingsley, J. (1997) Lone Mothers in European Welfare Regimes. Shifting Policy Logics. London & Philadelphia, 214. Lorenz, K. (1965) Evolution and modification of behaviour. Chicago.

Louis, G.Ph.D., & Margolis, E. (1987) The mohterhood report: how women feel about being mothers. N.J. Martin, S.A. (1993) Psychotherapy during pregnancy; opportunities and challengers. Am. J. Psychol, 47(4), 572-590.

Nicolson, N.A. (1991) Maternal behaviour in human and nonhuman primates. Unerstanding behaviour: what primates studies tell us about human behaviour. N.Y.

Papalia, Diane E., & Wendkos, Sally Olds. (1990) A child world infancy through adolescence.

Phoenix, A., Woollett, A., Lloyd, E. (Eds.) (1991) Motherhood: meanings, prectices and ideologies. Gender and psychology. L.

Pryse, C.R., Martin, R.D., & Skuse, D. (Eds.) (1995) Motherhood in human and nonhuman primates: biological determinants. Swid.,Basel.

Shereshefsky, P.M. & Yarrow, L.J. (Eds.) (1973) Psychological aspects of a first pregnancy and early postnatal adoptation. N.J.

Sobkin V. S., Veraksa A. N., Bukhalenkova D. A., Fedotova A. V., Khalutina U. A., Yakupova V. A. (2016). The connection of socio-demographic factors and child-parent relationships to the psychological aspects of children's development. Psychology in Russia: State of the Art, 9(4), 106-122. doi: 10.11621/ pir.2016.0409

Verny, T. (Eds.) (1987) Pre- and Perinatal Psychology: an Introduction. N.J. Werneck, H., & Werneck-Rohrer, S. (2000) Psychologie der Familie. Wien, WUV, 355.

References:

Abramova, A.A. (2011) Culture of modern parenthood: the main contradictions and innovative tendencies. [Kul'tura na rubezhe epokh], 7. Moscow, Redaktsionno-izdatel'skiy kompleks MGGU im. M. Sholokhova, 96.

Akutina, S.P. (2009) Developing perceived parenthood in high school students as a spiritual and moral imperative. [Izvestiya Vysshikh Uchebnykh

Institut. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki], 1, 134-142.

Aseev, V.G. (1976) Motivation and formation of personality. Moscow, 158.

Bowlby, I. (1973) Attachment and loss. V. I. N.Y.: Basic Books, 1969; V. II.

Bagirova, A.P. (2014) Motivation of parental labor and regulation of attitudes toward the parenthood of the population of the Urals region: monograph. Ekaterinburg, Izdatel'stvo Ural'skogo Universiteta, 271.

Baklanov, O.E., & Mukhanova, N.A. (2011) Personal features and character of behavior of spouses in family conflicts. [Psikhologicheskiy zhurnal], 32(2), 48-58.

Berns, B. & Hay, F. (Eds.) (1988) The Different Faces of Motherhood. N.J., L.

Bozhovich, L.I. (2001) Issues of personality development: selected psychological works. Moscow, Izdatel'stvo MPSI, (Psychologists of the Fatherland), 349. Bowlby I. (1973) Attachment and loss. V. I. N.Y.: Basic Books, 1969; V. II.

Bubnovskaya, O.V. (2014) Motivational personal sphere of youth: age and gender aspects. [Fundamental'nye issledovaniya], 1, 147-153. Chalmers, Beverly (1997) Pregnancy and parenthood: heaven or hell. South Africa.: Berev Publications, 356.

Csermely, D., & Mainardi, D. (1981) Infant signals. Behav.Hum.Infants.Proc.1st workshop. Int.Sch.Euthol.Behav.Hum.Inf. Erise, 22-27 Aug. 1981, N.Y., L., 1883, 1-19.

Emde, R.N. at all (Eds.) (1982) The Development of attachment and affiliative systems. N.Y., L., Plenum press, cop., XX. Filippova, G.G. (2002) Maternity Psychology: Training Manual. Moscow: Izdatel'stvo instituta of psikhoterapii, 240.

Ermikhina, M.O. (2004) Developing perceived parenthood on the basis of subjective psychological factors: Ph.D. in Psychology, Thesis. Kazan, 168. Gochman, E.R.G. (1995) Psychotherapy for mothers and infants: Interventions for dyads at risk. Westport, US: Praeger Publ.

Grossman, M.L. (1975) Early child development in the context of mothering experiences. Child Psychiatry and Hum. Devel, 5(4), 216-223. doi: 10.1007/ BF01433415

Gurko, E.M. (2006) Representations of student youth about marriage. [Aktual'nye problemy semey v Rossii], Moscow: Institute Sotsiologii RAN, 200-210. Hahn-Holbrook, J., Holt-Lunstad, J., Holbrook, C., Coyne, S.M., & Lawson, E.T. (2011) Maternal Defense: Breast Feeding Increases Aggression by Reducing Stress. Psychological Science, 22, 1288-1295. doi: 10.1177/0956797611420729

Kapustin, S.A. (2016) Using the results of families with child-parental research in the practice of psychological counseling for adults. [Vestnik Moskovskogo universiteta]. Series 14. Psychology. 1, 79-95.

Kiselnikova, N.V., & Kuminskaya, E.A. (2015) The current state of the psychological toolkit for diagnosing parenting motivation [Sotsiokul'turnye i psikhologicheskie problemy sovremennoy semi: aktual'nye voprosy soprovozhdeniya i podderzhki: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii]. Tula, Tul'skiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet im. L.N. Tolstogo, 45-57. Kon, I.S. (2001) Ethnography of parenthood. Moscow, Vysshaya Shkola, 199.

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

Для цитирования: Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А., Князева Е.В. Экспериментальная программа оптимизации процесса развития мотивации родительства // Национальный психологический журнал. - 2018. - №1(29). -С. 30-37. doi: 10.11621/npj.2018.0103

Тематический блок:

Детство в междисциплинарный исследованиях

http://npsyj.ru

Kutyrev, V.A. (2001) Spirituality, economism and «after» the drama of interaction. [Voprosy filosofii], 8, 64-65.

Lewis, J., & Kingsley, J. (1997) Lone Mothers in European Welfare Regimes. Shifting Policy Logics. London & Philadelphia, 214.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lorenz, K. (1965) Evolution and modification of behaviour. Chicago.

Louis, G.Ph.D., & Margolis, E. (1987) The mohterhood report: how women feel about being mothers. N.J. Martin, S.A. (1993) Psychotherapy during pregnancy; opportunities and challengers. Am. J. Psychol, 47(4), 572-590.

Nicolson, N.A. (1991) Maternal behaviour in human and nonhuman primates. Unerstanding behaviour: what primates studies tell us about human behaviour. N.Y.

Ovcharova, R.V. (2003) Psychological support of parenthood. Moscow, Izdatel'stvo Instituta Psikhoterapii, 319.

Ovcharova, R.V. (2006) Parenthood as a psychological phenomenon: textbook. Moscow, Moskovskiy psikhologo-soctsial'nyy institut, 496. Papalia, Diane E., & Wendkos, Sally Olds. (1990) A child world infancy through adolescence.

Phoenix, A., Woollett, A., Lloyd, E. (Eds.) (1991) Motherhood: meanings, prectices and ideologies. Gender and psychology. L. Pryse, C.R., Martin, R.D., & Skuse, D. (Eds.) (1995) Motherhood in human and nonhuman primates: biological determinants. Swid.,Basel. Serebryakova, T.A., & Knyazeva, E.V. (2016) Program to study the motivation of parenthood in adolescence and the results of its approbation. [Sotsial'no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii], 4, 83-89.

Serebryakova, T.A., & Fazly, E.P. (2015) Experimental study of the development of the value relationship to family and marriage and university students. [Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'], 7(6), Part 1, 199-204.

Shereshefsky, P.M. & Yarrow, L.J. (Eds.) (1973) Psychological aspects of a first pregnancy and early postnatal adoptation. N.J.

Smirnova, E.G. (2008) Psychological and pedagogical assistance for developing parenting motivation in a young family: Ph.D. in Psychology, Thesis. Ekaterinburg, 24.

Sobkin V. S., Veraksa A. N., Bukhalenkova D. A., Fedotova A. V., Khalutina U. A., Yakupova V. A. (2016). The connection of socio-demographic factors and child-parent relationships to the psychological aspects of children's development. Psychology in Russia: State of the Art, 9(4), 106-122. doi: 10.11621/ pir.2016.0409

Sukharev, A.Ya. (Ed.) (2009) Large legal dictionary. 3rd ed. Moscow, INFRA-M, 494.

Vasilyeva, E.N., & Shcherbakov, A.V. (2013) Change in psychological preparedness of young people for parenting by the means of the training program «Effective parenting». [Fundamental'nye issledovaniya], 11(3), 584-589.

Vasilyeva, E.N., & Shcherbakov, A.V. (2015) Psychological readiness for parenthood. Nizhny Novgorod, NIU RANHiGS, 208. Verny, T. (Eds.) (1987) Pre- and Perinatal Psychology: an Introduction. N.J. Vishnevsky, A.G. (2005) Selected demographic works. In 2 vols. Moscow, Nauka. 517. Werneck, H., & Werneck-Rohrer, S. (2000) Psychologie der Familie. Wien, WUV, 355.

Zakharov, S.V., Isupova, O.G, & Sakevich, V.I. (2011) Marriages and divorces. Fertility and reproduction of the population. [Naselenie Rossii 2009]. Moscow, 58-178.

Zritneva, E.I. (2006) Education of the future family man in the modern sociocultural conditions. [Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta], 56(1), 3-8.

Для цитирования: Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А., Князева Е.В. Экспериментальная программа оптимизации процесса развития мотивации родительства // Национальный психологический журнал. - 2018. - №1(29). -С. 30-37. 10.11621/пр].2018.0103

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.