УДК 316.7
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ И СУБКУЛЬТУРЫ Малинин1 В.Б., Измалков2 В.А.
1Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация 2Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Российская Федерация
Аннотация: Целью и задачами данной статьи является ознакомление читателей с социологией культуры и субкультуры. Даются понятия «социологии», «культуры» и «субкультуры», их историческое возникновение, взаимосвязь между ними. Отмечаются позиции различных авторов (как российских, так и зарубежных) как по самим этим понятиям, так и по их взаимосвязи. Понятие социологии культуры формулирует понятие и самой культуры. Субкультуру можно определить, как культуру какой-либо социальной или демографической группы. Данная статья поможет социологам, исследователям культуры и субкультуры в их научных изысканиях. Так, на основании изученного материала одним из авторов данной статьи (В.Б. Малининым) была создана новая наука «Пенитенциарная социология».
Ключевые слова: наука, социология, культура, субкультура, социальная группа, национальная группа.
Термин «социология» происходит от латинского слова «societas» (общество) и греческого «logos» (учение), а в совокупности этого понятия социология есть наука об обществе.
Данное понятие было введено в научный оборот в начале двадцатых годов прошлогого столетия, когда вышла двухтомная монография философа П.А. Сорокина «Система социологии». Он писал: «... наша социология есть гомосоциология. Она трактует только о человеческих взаимоотношениях.» [1, с.3].
Правда, на Западе с французским философом Огюстом Контом в 30-х годах прошлого столетия. Роль социологии Конт ограничивал задачами наблюдения над фактами и процессами общественной жизни, их описания и самой поверхностной систематизации, принципиально отвергая философское осмысление этих процессов. Провозглашая на словах необходимость социологии как науки об обществе, Конт, стоявший на позиции идеализма, сводил ее, следовательно, к эмпирии и тем самым лишал ее истинно научного достоинства. Но так как «никакое обобщение и систематизация вне теории вообще невозможны, то эмпиризм всегда имеет обратной своей стороной субъективизм, выдвижение произвольных концепций» [2, с.8].
Социология - это наука о закономерностях и движущих силах развития и функционирования общества как целостность системы и отдельных социальных подсистем, институтов, классов, групп.
Социология в целом - это наука об общих и специфических законах функционирования и развития общественно-экономических формаций, механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов.
Если задачей общей социологической теории является исследование общих законов функционирования и развития общества, то задачей прикладной социологии является исследование форм проявления и механизмов действия этих законов в различных сферах жизнедеятельности общества в разных условиях, в том числе и в условиях изоляции различных категорий преступников.
Но в первую очередь необходимо определиться с понятием культуры.
Слово «культура» происходит от латинского «cultura».
Из множества определений термина «культура» (антропологи А. Кребер и К. Клакхон насчитывают более 150) известный английский социолог Р. Виль-ямс выделил четыре значения, которые имел этот термин вплоть до XIX в.: 1) общее духовное состояние или духовная традиция, связанная с идеей человеческого совершенства; 2) общий уровень духовного развития определенного общества; 3) искусства в совокупности; 4) целостность человеческой жизнедеятельности, материальной, интеллектуальной и духовной [3, с.18].
По мнению Ожегова С.И. культура - это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей [4, с.307].
Проанализировав имеющееся многообразие понятий культуры в научных источниках, мы пришли к выводу, что наиболее точные определения даны, на наш взгляд, этнографом и историком Е.Б. Тайлором и социологом Н. Смелзером.
Первый понимает под культурой «некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способы и привычки, усвоенные человеком как членом общества» [5, с.18].
Н. Смелзер определяет культуру как «убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-либо группы и служат для упорядочивания опыта и регулирования поведения данной группы» [6, с.40].
Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.
Н.П. Петрова, проанализировав имеющееся разнообразие дефиниций культуры, с учетом современного состояния социологии культуры формулирует понятие культуры следующим образом: «Культура - это совокупность ценностей и норм, продуктов материального и духовного производства и способов жизнедеятельности людей по их созиданию, распространению и потреблению» [7, с.14]. Структура культуры, по ее мнению, многопланова и включает в себя: а) ценности и нормы: б) продукты материального и духовного производства; в) способ создания, распространения и потребления людьми этих компонентов культуры и соблюдения ее норм [7, с.14-15].
Теперь нужно определиться с понятием «субкультура».
Приставка «суб» в русском языке образует слова (существительные и прилагательные) со значением вторичности, побочности, подчиненности, малости по сравнению с тем, что названо в производственной основе [4, с.766].
Словарь иностранных языков определяет «суб», как латинская «sub» под. - первая составная часть слов, обозначающая: 1) расположенность внизу, под чем-нибудь, около чего-либо; 2) подчиненный, подначальный; 3) не основной, не главный [8, с.488].
В переводе с латинского термин «субкультура» (sub -под; под чем-то) означает часть основной культуры.
Впервые понятие «субкультура» как научный термин появилось за рубежом в 30-е годы ХХ века, а на страницах отечественной литературы - в 60-е годы в связи с рассмотрением и критическим анализом молодежных движений на Западе.
Субкультуры представляют достаточно большой интерес для ученых - социологов, психологов, криминологов, поэтому существует множество подходов к определению термина «субкультура». Но в большинстве определений понимание субкультуры базируется на ее отличии от господствующей культуры.
Так, в Кратком словаре по социологии субкультуру определяют как: 1) культуру какой-либо социальной и
демографической группы; 2) в чем-то ограниченную культуру социальной общности, обусловленную бедностью ее социальных связей неполнотой или затрудненностью доступа для нее к культурному наследию [9, с.401].
В других подобных источниках по социологии субкультура - это «1) совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества; 2) особая форма организации людей (чаще всего молодежи) - автономное целостное образование внутри господствующей структуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами; 3) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную окраску» [10, с.336].
Существование субкультур, т.е. норм поведения, установок языка, атрибутов, определенных моральных и материальных ценностей является одной из социально-психологических закономерностей функционирования различных социальных и профессиональных групп и слоев населения.
Кернер Х.Ю. дает следующее понятие субкультуры: это «структурные и функциональные образования, отличающие лиц, принадлежащих к ним от остальных членов общества и проявляющих чувство общности» [11, с.306].
По мнению М. Брейка субкультуры как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей» развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении [12, с.95].
В современной культурологии «субкультуры представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных и региональных культур, в которых, наряду с основной классической тенденцией, существует ряд своеобразных культурных образований, как по форме, так и по содержанию отличающихся от ведущих культурных традиций, являющихся в то же время прямым порождением последних» [13, с.120]..
В современной научной литературе существует множество дефиниций субкультуры, В одних социологических словарях субкультуру определяют как: «1) Культуру какой-либо социальной или демографической группы; 2) в чем-то ограниченную культуру социальной общности, обусловленную бедностью её' социальных связей, неполнотой или затрудненностью доступа для неё к культурному наследию» [9, с.401].
В других аналогичных источниках субкультура -это «1) совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества; 2) особая форма организации людей (чаще всего молодежи) - автономное целостное
образование внутри господствующей структуры, определяющее стиль жизни и мышления её носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами; 3) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную окраску» [10, с.336]. Это определения так называемого социологического характера.
Некоторые ученые считают, что субкультура - это совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества (делинквентная культура).
По мнению З.В. Сикевич, субкультура - это система норм и ценностей, отличающая группу от большинства общества [14, с.332].
Также существует мнение, что субкультура - это трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, выступающая либо как негативная (делинквентная и некоторые молодежные субкультуры) реакция на социальные и культурные потребности общества.
Анализ указанных определений позволяет сделать вывод о том, что субкультура представляет собой совокупность норм и правил поведения, традиций, обычаев и внешней атрибутики, которые существуют внутри определенной социальной микрогруппы лиц, объединенных каким-то общим интересом (профессиональным или иным), поддерживаются всеми членами этой группы и отличаются от общепринятых в обществе. Обычно она определяется как система совместных верований, отношений и символов, дифференцирующих определенную микрогруппу в пределах большего культурного сообщества.
В основе выделения субкультуры из общей культуры, помимо субъекта культуры, лежит конфликт ценностей и идеологии. Этот же конфликт становится «причиной того, что отдельные люди выбирают для себя ту или иную субкультуру. Характерной чертой самосознания представителей субкультуры является принцип непринадлежности к господствующей, официальной культуре, что ведет, в их понимании, к независимости от общества.
Термин «субкультура» не означает, что та или иная группа выступает против культуры, господствующей в обществе. Однако во многих случаях большинство общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Но иногда группа активно стремиться выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура.
Субкультура - особое явление. Можно утверждать, что это состояние, при котором многие индивиды пытаются самоопределиться и самореализоваться в опре-
деленной оторванности и относительной самостоятельности от общества. Их множество, но общая культура - основа, вокруг которой формируются субкультуры. Следовательно, субкультура - разновидность и составная часть общей культуры.
По мнению Г.Ф. Хохрякова необходимо два основных условия формирования субкультуры:
1) Выделение по каким-либо основаниям общности из общества.
2) Осознание членами сообщества своей причастности к нему и противопоставление себя обществу в целом и всем другим сообществам в частности [15, с.87].
В обществе существует несколько больших разновидностей субкультур. Первая — формальная (официальная) субкультура. Это слой жизнедеятельности человека, связанный с отношением его к основным функциональным ценностям общества: труду, учебе, общественной работе и т.п. Это социально - позитивная, официально одобряемая субкультура людей, призванных жить вместе, в одном социуме. Например, для несовершеннолетних она связана с исполнением Закона «Об образовании», когда он обязан посещать школу, овладевать знаниями. Взрослый, трудясь на производстве, должен соблюдать трудовую и технологическую дисциплину. За нарушение установленных правил они могут подвергаться определенным санкциям (увольнением, предупреждение и пр.).
Вторая - это неформальная (неофициальная) субкультура. Ее можно разделить на два подвида: асоциальную и криминальную. Асоциальная субкультура формируется в группах людей, отступивших от официального образа жизни, объединившихся на основе определенной идеи. Они еще не являются нарушителями норм уголовного закона, однако допускают асо-циальньие отклонения, связанные с нарушением спокойствия людей, допускающие административные правонарушения. Например, в свое время в нашей стране яркими представителями неформальных асоциальных молодежных объединений являлись группы металлистов, панков, рокеров и пр. Они отличались своими нормами поведения, ценностями, атрибутами, знаково-опознаватель-ной системой, жаргоном и пр. Каждая из таких групп представляла собой слой в молодежной субкультуре, «то бесконечно отдаляющийся от общечеловеческих ценностей, то приближающийся к ним».
На наш взгляд, всякую субкультуру, в том числе и любую ее разновидность, следует рассматривать через призму деятельности, так как изначально культура — деятельность человека во всех сферах бытия и сознания. Именно деятельность индивида, в том числе антиобщественная или преступная, является материальной предпосылкой его сотрудничества с другими, вызывает у него психологическую потребность общения с
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
~ 391 ~
теми, кто близок к его ремеслу, взглядам, идеям, ори-
ентациям.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Алферов Ю.А. Рабочая книга пенитенциарного социолога. Ч.1. Домодедово: Изд. РИПК МВД РФ. 1994.
[2] Конт. О. Рабочая книга социолога. М: Изд. Наука. 1977.
[3] Williams R. Culture and Society 1780-1950. London: Ed. Penguin.1958.
[4] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М: Изд. Азъ. 2017.
[5] Тайлор Е.Б. Первобытная культура. М: Гос. изд. полит. лит. 1989.
[6] Смелзер Н. Социология. М: Изд. Феникс. 1994.
[7] Петрова Н.П. Роль подростковой субкультуры в социализации подростков. Дис. ... канд. соц. наук. Уфа, 1994.
[8] Словарь иностранных слов / Под ред. И.В Лехина, С.М. Локшиной, Ф.Н.Петрова. М: Изд. Русский язык. 1986.
[9] Краткий словарь по социологии. М: Под ред. Д.М. Гви-шиани, Н.И. Лапина. Политиздат.1988.
[10] Современная западная социология: Словарь / Сост. Ю.Н. Давыдов. М: Политиздат. 1990.
[11] Криминология: словарь-справочник / Сост. Кернер Х.Ю. М., Изд. Норма. 1998.
[12] Цит. по: Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социологические исследования. 1998. № 11.
[13] Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М: Изд. Знание. 2001.
[14] Социология молодежи: Учебник / Под ред. В.Т. Лисовского. СПб: Изд. СПб ун-та. 1996.
[15] Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы (проблемы, дискуссии, предложения). М: Изд. Юрид. лит. 1991.
SOCIOLOGY OF CULTURE AND SUBULTURE Malinin1 V.B. Izmalkov2 V.A.
1Leningrad State University named after AS Pushkin, Saint Petersburg, Russian Federation 2Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, Magnitogorsk, Russian Federation
Annotation: The purpose and objectives of this article is to introduce readers to the sociology of culture and subculture. The notions of "sociology", "culture" and "subculture" are given, their historical origin, the relationship between them. The positions of various authors (both Russian and foreign) are noted both in terms of these concepts and in their interrelationship. The concept of sociology of culture formulates the concept of culture itself. Subculture can be defined as the culture of some social or demographic group. This article will help sociologists, researchers of culture and subculture in their scientific research. So, on the basis of the material studied, one of the authors of this article (VB Malinin) created a new science called Penitentiary Sociology. Key words: science, sociology, culture, subculture, social group, national group.
REFERENCES
[1] Alferov Yu.A. A working book of a penitentiary sociologist. Part 1. Domodedovo: Ed. RIPK of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 1994.
[2] Cont. A. The working book of the sociologist. M: Ed. The science. 1977.
[3] Williams R. Culture and Society 1780-1950. London: Ed. Penguin.1958.
[4] Ozhegov SI, Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language. M: Ed. Az. 2017.
[5] Taylor E.B. Primitive culture. M: Gos. Ed. Polit. Lit. 1989.
[6] Smelser N. Sociology. M: Ed. Phoenix. 1994.
[7] Petrova N.P. The role of the teenage subculture in the socialization of adolescents. Dis. ... cand. Soc. Sciences. Ufa, 1994.
[8] Dictionary of foreign words / Ed. I.V. Lekhin, S.M. Lokshina, FN Petrov. M: Ed. Russian language. 1986.
[9] A Brief Dictionary of Sociology. M: Ed. D.M. Gvishiani, N.I. Lapin. Politizdat.
[10] Contemporary Western sociology: Dictionary / Comp. Yu.N. Davydov. M: Polit-edited. 1990.
[11] Criminology: a dictionary-directory / Comp. Kerner H.Yu. M., Ed. Norm. 1998.
[12] Ch. By: Sergeev S.A. Youth subcultures in the republic // Sociological research. 1998. № 11.
[13] Culturology / Ed. N.G. Bagdasaryan. M: Ed. Knowledge. 2001.
[14] Sociology of Youth: Textbook / Ed. V.T. Lisovsky. St. Petersburg: Ed. St. Petersburg University. 1996.
[15] Khokhryakov G.F. Paradox of prison (problems, discussions, suggestions). M: Ed. Jurid. Lit. 1991.