Научная статья на тему 'Субкультура осужденных: понятие и содержание'

Субкультура осужденных: понятие и содержание Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1992
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА ОСУЖДЕННЫХ / КРИМИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА / ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СУБКУЛЬТУРЫ ОСУЖДЕННЫХ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СУБКУЛЬТУРЫ ОСУЖДЕННЫХ / SUBCULTURE OF CONVICTS / CRIMINAL SUBCULTURE / AND THE ESSENCE OF THE CONCEPT OF SUBCULTURE OF CONVICTS / THE CLASSIFICATION OF THE ELEMENTS OF THE SUBCULTURE OF CONVICTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шакирьянов М. М.

Рассмотрены наиболее общие вопросы субкультуры осужденных в местах лишения свободы, а именно понятие, сущность, классификация элементов и изменения состояния субкультуры осужденных в местах лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBCULTURE OF CONVICTED PERSONS: THE CONCEPT AND THE CONTENT

The article covers the most common questions subculture of convicts in prisons, namely, the concept of the essence, the classification of elements and changes the state subculture of convicts in prison.

Текст научной работы на тему «Субкультура осужденных: понятие и содержание»

^^ Актуальные проблемы уголовного права ^^

СУБКУЛЬТУРА ОСУЖДЕННЫХ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

М.М. Шакирьянов,

кандидат юридических наук доцент кафедры криминалистики Казанского юридического института МВД России Научная специальность: 12.00.08. -Уголовное право; криминология; уголовно-исполнительное право

Аннотация. Рассмотрены наиболее общие вопросы субкультуры осужденных в местах лишения свободы, а именно понятие, сущность, классификация элементов и изменения состояния субкультуры осужденных в местах лишения свободы.

Ключевые слова: субкультура осужденных, криминальная субкультура, понятие и сущность субкультуры осужденных, классификация элементов субкультуры осужденных.

SUBCULTURE OF CONVICTED PERSONS: THE CONCEPT AND THE CONTENT

M .M. Shakiryanov,

The lecturer of the Kazan Law Institute of the Interior of Russia, the candidate of Law sciences

Annotation. The article covers the most common questions subculture of convicts in prisons, namely, the concept of the essence, the classification of elements and changes the state subculture of convicts in prison.

Keywords: subculture of convicts, criminal subculture, and the essence of the concept of subculture of convicts, the classification of the elements of the subculture of convicts.

Производной основой понятия «субкультура» служит понятие «культура». В связи этим важно определиться с понятием «культура» вообще. Проанализировав имеющееся многообразие понятий культуры в научных источниках и соглашаясь с точкой зрения Н.П. Петровой1, мы определяем культуру как совокупность ценностей и норм, продуктов материального и духовного производства и способов жизнедеятельности людей по их созданию, распространению и потреблению.

Приставка «суб» в русском языке образует слова (существительные и прилагательные) со значением вторичности, побочности, подчиненности, малости по сравнению с тем, что названо в производственной основе2. Словарь иностранных языков определяет суб, как латинская sub (под.) - первая составная часть слов, обозначающая: 1) расположенность внизу, под чем-нибудь, около чего-либо; 2) подчиненный, подначальный; 3) не основной, не главный3.

Впервые понятие «субкультура» как научный термин появилось за рубежом в 30-е годы ХХ в., а на страницах отечественной литературы - в 60-е годы

в связи с рассмотрением и критическим анализом молодежных движений на Западе.

Субкультуры представляют достаточно большой интерес для ученых - социологов, психологов, криминологов. Этим обусловлено множество подходов к определению термина «субкультура». Но в большинстве определений понимание субкультуры базируется на ее отличии от господствующей культуры.

Так, в Кратком словаре по социологии субкультуру определяют как: 1) культуру какой-либо социальной и демографической группы; 2) в чем-то ограниченную культуру социальной общности, обусловленную бедностью ее социальных связей, неполнотой или затрудненностью доступа для нее к культурному наследию4.

В других подобных источниках по социологии субкультура - это «1) совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества; 2) особая форма организации людей (чаще всего моло-

Актуальные проблемы уголовного права

дежи) - автономное целостное образование внутри господствующей структуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами; 3) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную окраску»5.

В современной культурологии «субкультуры представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных и региональных культур, в которых наряду с основной классической тенденцией существует ряд своеобразных культурных образований как по форме, так и по содержанию отличающихся от ведущих культурных традиций, являющихся в то же время прямым порождением последних»6.

Неоднозначно понимание субкультуры и в зарубежной научной литературе. По мнению Х.-Ю. Кернера, субкультура - это «структурные и функциональные образования, отличающие лиц, принадлежащих, к ним от остальных членов общества и проявляющих чувство общности»7.

С точки зрения западного криминолога Г. Шнайдера, «под субкультурой понимают систему общественного поведения и ценностей, существующую отдельно от господствующей системы поведения и ценностей и являющуюся все же частью этой центральной системы»8.

Некоторые ученные считают, что субкультура - это совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества (делинквентная культура). Под субкультурой также понимают форму организации молодежи как автономного целостного образования внутри господствующей культуры, получившей название молодежной культуры.

По мнению З.В. Сикевич, субкультура - это система норм и ценностей, отличающая группу от большинства общества9. Существует мнение, что субкультура - это трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, выступающая либо как позитивная (профессиональная субкультура), либо как негативная (делинквентная и некоторые молодежные субкультуры) реакция на социальные и культурные потребности общества10.

С.А. Сергеев считает, что субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной11.

Другие ученые понимают субкультуру как особую сферу культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным целостным строем, обычаем, 12

нормами12.

В основе выделения субкультуры из общей культуры, помимо субъекта культуры, лежит конфликт ценностей и идеологии. Этот же конфликт становится «причиной того, что отдельные люди выбирают для себя ту или иную субкультуру. Но, став членом субкультуры, человек не замыкается в ее пространстве: он должен взаимодействовать с общей культурой»13. Характераяй черта самосознания представителей субкультуры — принцип непринадлежности к господствующей, официальной культуре, что ведет, в их понимании, к независимости от общества. В то же время, любая субкультура невозможна без существования официального общества, так как они взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга и составляют одно целое - общую культуру.

Субкультура - особое явление. Можно утверждать, что это состояние, при котором многие индивиды пытаются самоопределиться и самореализоваться в определенной оторванности и относительной самостоятельности от общества. Их множество, но общая культура - основа, вокруг которой формируются субкультуры. Следовательно, субкультура -разновидность и составная часть общей культуры.

Анализ указанных определений позволяет сделать вывод о том, что субкультура - составная часть общей культуры, отличающаяся от нее, существующая внутри определенной социальной группы лиц, объединенных каким-то общим интересом (профессиональным или иным), и поддерживаемая всеми членами этой группы.

Субкультурные отношения присутствуют в каждом социальном срезе нашего общества. Возникновение субкультур всегда обусловлено сложным комплексом социально-исторических причин, ведущим из которых выступает социальный аспект. Выделение из общей массы определенной группы людей с особыми интересами и потребностями, особыми социальными ролями приводит к развитию специфической культуры, обслуживающей их духовно-эстетические, интеллектуальные запросы. По мнению Х.Ю. Кернера, «субкультуры имеются во всех социальных слоях (начиная от художников и архитекторов и кончая бездомными и заключенными)»14.

Существование такой социальной общности, как осужденные, лишенные свободы, с их особенными интересами и потребностями, влечет за собой возникновение специфической субкультуры - субкультуры осужденных. Для обозначения субкультуры осужденных к лишению свободы используются различные термины: «тюремная субкультура», «неформальная жизнь», «теневая» или «скрытая жизнь» и т.д.

Она имеет существенные отличия от всех иных субкультур, так как во многом детерминирована рядом принципиально неустранимых условий, возникающих в пенитенциарных учреждениях.

«Во всякой общности, оторванной от широкой социальной среды, создаются предпосылки для

Актуальные проблемы уголовного права

формирования поведенческих норм и стандартов, отличающихся от действующих в обществе в целом. Когда же в условиях относительно социальной изоляции оказываются преступники - лица с искаженными нравственными представлениями и ориентациями - эта тенденция находит свое воплощение в создании специфической субкультуры с такими ее атрибутами, как особые микросоциальные нормы, искаженные принципы оценки личности, асоциальные способы самовыражения, специфическая мифология, символические татуировки, жаргон и т.п.»15.

Субкультура осужденных четко и жестко регулирует деятельность преступников в исправительных учреждениях, их образ жизни, внося в них определенную упорядоченность, системность. В субкультуре осужденных ясно прослеживаются:

1) резко выраженная враждебность по отношению к общепринятым нормам;

2) внутренняя связь с преступными традициями;

3) конспиративный, нелегальный характер.

В целях уточнения понятия «субкультура осужденных» необходимо раскрыть и разграничить сходное понятие «криминальная субкультура», для того чтобы более точно определить указанный феномен и наметить основные пути и направления нейтрализации его негативных проявлений.

В теории уголовно-исполнительного права и криминологии нет однозначного подхода к соотношению терминов «субкультура осужденных» («тюремная субкультура») и «криминальная субкультура». Одни авторы отождествляют данные понятия, полагая, что это та же неформальная жизнь преступников, оказавшихся в местах лишения свобо-ды16. Другие авторы называют тюремную субкультуру разновидностью криминальной (критерием классификации в данном случае выступает место ее действия)17. В связи с этим необходимо сформулировать понятие криминальной субкультуры.

Одним из основных факторов взаимной криминализации преступников в группах выступает криминальная субкультура. Иногда для ее обозначения используются и другие термины: «асоциальная культура», «социально-негативные групповые явления».

В современной научной литературе существует несколько подходов к понятию криминальной субкультуры. Так, ряд авторов под криминальной субкультурой понимают совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей18. Другие исследователи полагают, что криминальная субкультура - это специфические жестокие и жесткие отношения преступного сообщества, порожденные и регулируемые всей

системой искаженных ценностей «привычных преступников»; в центре системы находятся «воровские» традиции и обычаи19.

По мнению С.П. Мамонтова, «блатную» субкультуру следует отнести к характерным особенностям жизни и деятельности определенных исторических, географических и конъюнктурных человеческих общностей20. С точки зрения Ю.М. Антоняна, В.А. Верещагина и Г.Б. Калманова, «агрессивное проникновение криминально характеризующихся правил в социальную жизнь в процессе производства, распределения и потребления материальных благ определяет уровень криминализации общества, степень влияния на людей «другой» жизни, часто именуется субкультурой преступников»21.

Преступный мир имеет вековую историю, свою субкультуру - язык, изобразительное искусство, законы, титулы, традиции.

Криминальная субкультура включает в себя субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в групповой криминальной деятельности, и предметные результаты деятельности преступных сообществ. К субъективным силам и способностям человека относятся знания, умения, профессионально-преступные навыки и привычки, этические взгляды, эстетические потребности, мировоззрение, формы и способы обогащения, способы разрешения конфликтных ситуаций и управления преступными сообществами, криминальная мифология, привилегии для преступной «элиты», отношение к «своим» и «чужим» и т.д. Предметными результатами деятельности преступных сообществ служит орудия и способы совершения

преступлений, материальные ценности, денежные

22

средства и т.д.22.

Так, В.Ф. Пирожков23 полагает, что в зависимости от выполняемых функций все структурные элементы криминальной субкультуры можно разделить на несколько групп:

• стратификационные (нормы и правила определения статуса личности преступника в конкретной группе и уголовном мире, клички, татуировки, привилегии для криминальной «элиты»);

• поведенческие («законы», «наказы», «постановки», правила поведения для разных классификационных категорий, традиции, клятвы, проклятия);

• идентификационные (татуировки, клички, уголовный жаргон);

• кадровые (тюремная «прописка», определение сфер и зон преступного промысла, перемещение преступника по иерархической лестнице);

• дисциплинарные («разборки», «правилки», «опускание», принудительное татуирование);

• коммуникации (татуировки, уголовный жаргон, клички, конспиративное невербальное общение);

• сексуально-эротические (любовь как цен-

Актуальные проблемы уголовного права

ность, насильственное мужеложство как способ снижения статуса неугодного, провинившегося лица);

• материально-финансовые (создание общей кассы - «общака», азартные игры);

• досуговые (своеобразная культура отдыха и развлечений);

• отношения к здоровью (наркомания, алкоголизм, членовредительство и, напротив, активные виды спорта, культуризм, здоровый образ жизни в интересах криминальной деятельности).

Приведенная условная классификация позволяет сделать несколько выводов. Первый - многие элементы криминальной субкультуры полифункциональны (например, татуировки выполняют функции стратификации, коммуникации, идентификации и дисциплинарную). Второй - каждый элемент криминальной субкультуры самостоятелен и выполняет какую-либо основную функцию (уголовный жаргон - функцию коммуникации, татуировки - функцию стратификации). Третий - каждый элемент криминальной субкультуры по-разному воспринимается людьми (например, желание иметь определенную татуировку или стремление избавиться от нее). Несмотря на определенную условность, приведенная классификация позволяет моделировать элементы криминальной субкультуры для более глубокого и всестороннего изучения.

Таким образом, на основе проведенного анализа исследуемого явления и имеющейся на этот счет литературы можно сделать вывод, что криминальная субкультура - это явление, представляющее собой составную часть общей культуры, регламентирующее жизнедеятельность преступного сообщества, его отдельных членов, способствующее его существованию и противостоянию обществу, а также воспроизводству преступников.

Криминальная субкультура, будучи целостной культурой преступного мира, расслаивается на ряд подсистем (субкультуры: «воровская», осужденных, или тюремная, рэкетиров, мошенников и т.д.), противостоящих официальной культуре. Субкультура осужденных - одна из самостоятельных подсистем, тесно связанных с другими подсистемами преступной среды.

Криминальная субкультура регулирует отношения в среде преступников. Таким образом, осужденные, до совершения преступления не имевшие связей с другими преступниками (например, осужденные за преступления, совершенные на бытовой почве или по неосторожности), при поступлении в исправительное учреждение не являются носителями криминальной субкультуры. Криминальная субкультура до поступления в исправительное учреждение присуща лишь осужденным, до совершения преступления имевших в той или иной форме связи с другими преступниками. Кроме того, криминальная субкультура у них может быть разной, в

зависимости от характера связей и рода преступной деятельности.

Между тем отбывание наказания названными осужденными может быть назначено в одном исправительном учреждении. Очевидно, что через некоторое время все они станут носителями единой системы социальных норм, установок, ценностей (за исключением некоторых особенностей, зависящих от принадлежности к той или иной неформальной категории осужденных).

Мы согласены с точкой зрения Г.Ф. Хохрякова о том, что криминальная субкультура по своим принципам очень близка субкультуре осужденных. По его мнению, разница между осужденными и профессиональными преступниками в том, что первые при помощи нормативной системы пытаются компенсировать утраченные возможности, а вторые - расширить их, паразитируя на обществе. Разница носит чисто номинальный характер так как и первые, и вторые добиваются результата за счет других24.

Таким образом, субкультура осужденных - разновидность и структурный элемент криминальной субкультуры, которая сформировалась и сохраняется среди осужденных в местах лишения свободы.

Следовательно, в структуру субкультуры осужденных входят элементы криминальной субкультуры. Вместе с тем, необходимо отметить, что они преломляются через призму специфических условий мест лишения свободы. Более того, в местах лишения свободы возникают особые нормы поведения, не «работающие» в условиях свободы (например, некоторые нормы санитарно-гигиенического характера). В жаргоне осужденных появляются новые слова, отражающие атрибутику исправительных учреждений (например, «вертухай», «дорога», «конь», «шконка», «шнырь» и др.), которые также не употребляются среди преступников на свободе.

Изменения в состоянии субкультуры осужденных можно проследить, проанализировав такие ее основные элементы, как уголовный жаргон, татуировки, клички, невербальные средства общения, клятвы, развлечения и игры, криминальный фольклор («блатные» песни и поэзия). Все элементы субкультуры осужденных взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга, способствуют единению криминальной общности, обеспечивают его живучесть.

1 Петрова Н.П. Роль подростковой субкультуры в социализации подростков: Дисс. ...канд. соц. наук. — Уфа, 1994. — С. 14.

2 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: Изд. АЗЪ, 1995. — С. 766.

3 Словарь иностранных слов. — М., 1979. — С. 488.

4 Краткий словарь по социологии. — М., 1988. — С. 401.

5 Современная западная социология: Словарь. — М., 1990. — С. 336.

6 Культурология. — М., 1993. — С. 120.

7 Кернер Х.Ю. Криминология. Словарь-справочник. — М.: Изд. НОРМА, 1998. — С. 306.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного процесса

8 Шнайдер Г.И. Криминология / Пер. с нем. — М., 1994. — С. 284.

9 Социология молодежи: Учебник / Под ред. В.Т. Лисовского. СПб.: СПбГУ 1996. — С. 332.

10 Культурология: краткий терминологический словарь. Под ред. И.Ф. Кефели. СПб: ВШ МВД РФ, 1995. — С. 49.

11 Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социологические исследования. — 1998. — №11. — С. 95.

12 Культурология. ХХ век: Словарь / Под ред. А.Я. Левит. — СПб.: Изд. Университетская книга, 1997. — С. 450.

13 Година А.И. Взаимодействие субкультуры и культуры (на примере движения индеанистов) // Молодежные движения и субкультуры Петербурга. — СПб., 1999.

14 Кернер Х.Ю. Криминология. Словарь-справочник. — М.: Изд. НОРМА, 1998. — С. 306.

15 Поздняков В.И., Усс А.В. особенности неофициальных взаимоотношений в среде осужденных и конфликты между ними // Социальные проблемы исправления и перевоспитания осужденных: Сборник научных трудов. — М., 1984. — С. 40.

16 См., напр.: Пирожков В.Ф. Законы преступного мира моло-

дежи (Кри-минальная субкультура). — Тверь: ИПП «Приз», 1994. — С. 9.

17 См., напр.: Анисимков В.М. Россия в зеркале уголовных традиций тюрьмы. СПб., 2003. С. 33.

18 Пирожков В.Ф. Криминальная психология. Книга первая: психология подростковой преступности. — М.: Изд. ОСЬ-89, 1998. — С. 73.

19 Анисимков В.М. Тюремная община: «вехи» истории. — М., 1993, — С. 12.

20 Мамонтов С.П. Основы культурологии. — М.: Изд. РОУ, 1996. — С. 6.

21 Антонян Ю.М. Верещагин В.А., Калманов Г.Б. Тюремная субкультура и нейтрализация ее негативных проявлений // Государство и право — 1996. — №10. — С. 72.

22 Пирожков В.Ф. Криминальная психология. — М., 2001. — С.1 20.

23 Там же. С.123-124.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 Хохряков Г.Ф. Криминология: учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева. — М.: Юристъ, 1999. — С. 292-293.

ПОНЯТИЕ ПРЕДМЕТА ПРЕСТУПНОГО ПОСЯГАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ С НЕЗАКОННЫМ КУЛЬТИВИРОВАНИЕМ ЗАПРЕЩЕННЫХ К ВОЗДЕЛЫВАНИЮ РАСТЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХ НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЛИ ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА ЛИБО ИХ ПРЕКУРСОРЫ

Л.Е. Чистова,

кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики Московского университета МВД России Е.Ю. Драгункина, курсант Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.09. — Уголовный процесс; криминалистика; оперативно-разыскная деятельность E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматриваются запрещенные к возделыванию растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, дается их классификация.

Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, наркотикосодержащие растения, предмет преступного посягательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.