Научная статья на тему 'Социологическое моделирование состояния и развития региональных рынков труда'

Социологическое моделирование состояния и развития региональных рынков труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВНУТРЕННИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / МЕТОД ВИЗУАЛИЗАЦИИ / ИММИТАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ / САМОДОСТАТОЧНЫЙ РЕГИОН / LABOUR MARKET / DISTRIBUTIVE RELATIONS / INTERNAL REGIONAL PRODUCT / REGIONAL PROGRAMS / SOCIOLOGICAL MODELLING / VISUALISATION METHOD / IMITATIONAL MODELS / SELF-SUFFICIENT REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халиков Манир Саидович

Автор статьи предлагает рассмотреть несколько моделей состояния и развития региональных рынков труда: депрессивную, дотационную, самодостаточную и донорскую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological models of conditions and development of re- gional labour markets

The author suggests considering some models of a condition and development of regional labour markets: depressive, dotational, self-sufficient and donor.

Текст научной работы на тему «Социологическое моделирование состояния и развития региональных рынков труда»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2009. № 4

МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

М.С. Халиков, докт. социол. наук, проф. кафедры экономической социологии и маркетинга социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА

Автор статьи предлагает рассмотреть несколько моделей состояния и развития региональных рынков труда: депрессивную, дотационную, самодостаточную и донорскую.

Ключевые слова: рынок труда, распределительные отношения, внутренний региональный продукт, региональные программы, социологическое моделирование, метод визуализации, иммитационные модели, самодостаточный регион.

The author suggests considering some models of a condition and development of regional labour markets: depressive, dotational, self-sufficient and donor.

Key words: labour market, distributive relations, internal regional product, regional programs, sociological modelling, visualisation method, imitational models, self-sufficient region.

Рынок труда считается одной из самых сложных проблем экономики. Проблемы рынка труда носят многоаспектный и многофункциональный характер, их полноценное рассмотрение требует комплексного изучения социально-экономических и организационно-технических вопросов формирования состава работников, управления персоналом, организации трудовой деятельности, оценки и оплаты труда, повышения жизненного уровня населения и многих других.

Переход к рынку в нашей стране заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных плюрализмом форм собственности. На современном этапе рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Однако ситуация на рынке труда в нашей стране, как, впрочем, и на рынках труда других стран, осложнилась в связи с мировым финансовым кризисом, поэтому большое значение сегодня придается

* Халиков Манир Саидович — halikovms@msu.socio.ru

вопросам регулирования рынка труда. Регулировать рынок труда — значит, прежде всего поддерживать общественные условия, при которых купля-продажа труда становится необходимой. Под регулированием рынка труда следует понимать поддержание его существования, выживания в различных условиях, равновесия составных частей и соответствия другим структурам рыночной экономики. К основным рычагам рыночного саморегулирования относятся цена товара, прибыль предпринимателя, соотношение платежеспособного спроса на товары и их предложения на рынке, конкуренция, процентные ставки по кредитам. В рыночной экономике все товары, услуги, факторы производства, в том числе труд, имеют цену. На рынке труда ценой рабочей силы является заработная плата. Высокий уровень заработной платы увеличивает предложение труда во всех составных частях рынка труда: расширяет потенциальный и циркулирующий рынки рабочей силы, а на внутрифирменном рынке предложение труда увеличивается за счет продолжительности интенсивности труда занятых работников. В конечном счете это служит важным фактором укрепления системы частного предпринимательства и рыночной организации хозяйствования. Колебания цены рабочей силы — заработной платы — в сторону ее снижения приводят к противоположным результатам: ограничивают приток населения на рынок труда, уменьшая предложение на рынке труда. В профессионально-квалификационных группах с низкой оплатой тотчас же возникает дефицит в работниках. Низкая оплата труда расширяет сферу бедности, снижает социальную защищенность населения, усиливает социальную напряженность в обществе, подрывая основы частного предпринимательства и отвлекая население от рынка труда в другие области занятости либо усиливая миграцию самой работоспособной части населения в другие страны с более высокой оплатой труда. Таким образом, цена рабочей силы — заработная плата — выполняет важную, регулирующую рынок труда экономическую функцию. Не менее важна роль прибыли предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Регулирующей силой, повышающей или снижающей цену труда и определяющей движение рынка труда, является прибыль предпринимателя. Поэтому она становится объектом конкуренции между предпринимателями. Отсюда конкуренция и есть тот социально-экономический механизм, который регулирует движение нормы прибыли, определяющей цену труда, а это в свою очередь побуждает наемных работников переходить с одних фирм на другие, менять профессии и т.п., т.е. приводить в движение и регулировать рынок труда.

Рынок труда регулируется спросом и предложением товаров — рабочей силы и рабочих мест. Цена рабочей силы колеблется в за-

висимости от спроса на нее и предложения: рост предложения снижает цену рабочей силы, рост спроса — повышает ее.

Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.

Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать либо формировать "точки роста" в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Очень важно избежать такого положения, при котором возобновление экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице. Обострение проблемы занятости в этом случае просто неизбежно. Во-первых, может увеличиться высвобождение рабочей силы на предприятиях. Для решения этих проблем понадобится коренной перелом в динамике инвестиций, активизация работы по переподготовке кадров, стимулирование частного предпринимательства, расширение помощи безработным. Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости, на наш взгляд, требуется:

— появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности;

— привлечение внутренних и иностранных инвестиций;

— обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы.

Реализация этих требований возможна лишь на основе использования развитого рыночного хозяйственного механизма в сочетании с государственным регулированием. Прежде всего необходимо совершенствование территориальной структуры производства, а именно: преодоление неравномерности развития производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более полное использование местных ресурсов и возможностей с учетом

личного трудового потенциала, устранение отставания сфер социальной инфраструктуры регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность рабочей силы, требующая определенного регулирования, так как велика опасность усиления различий в обеспеченности регионов рабочей силой, в частности возрастание дефицита кадров в регионах со сложным уровнем проживания. Условием решения этих задач является не только увеличение ресурсного обеспечения на основе экономического роста, но и развитие законодательства и соответственное изменение общественного отношения к данным проблемам. Таковы общие методологические обобщения ситуации на рынке труда России. Однако, переходя к обсуждению проблем регулирования рынка труда в субъектах Федерации, необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день главной проблемой занятости остается не только безработица и неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы, но в большей степени — разумное распределение трудовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и бизнеса.

В настоящей статье предлагается рассмотреть метод графического моделирования в качестве социологического инструмента, позволяющего оценить состояние и возможные пути развития регионального рынка труда на примере отдельных регионов, выделенных по типологическим признакам. Этот метод представляет опосредованное изучение социальных объектов в замещающем познавательном процессе, что позволяет получить новое знание о предмете исследований1. Модель исследуемого объекта представляет собой систему знаковых комбинаций, которая находится в отношении подобия к объекту исследования и воспроизводит структурно-функциональные, причинно-следственные и генетические связи между его элементами. В отечественной научной литературе метод моделирования социальных систем описан достаточно обстоятельно2. Метод социологического моделирования в визуальной имитации пространственно-временных отношений применительно к изучению человеческого фактора в организациях широко используется в работах Ю.Д. Красовского3. В зависимости от целей и задач исследования модели могут включаться в познавательный процесс как на эмпирическом, так и на теоретическом

1 См.: Андрианов В.Г., Шашков С.А. Моделированииие в социологии. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1995. С. 412—415.

2 Б.А. Глинским, Б.С. Грязновым, Б.С. Дынным, Е.П. Никитиным, И.Б. Новиком (М., 1965); Н.М. Амосовым (Киев, 1968; 1970); Ю.Н. Гаврилецом (М., 1974); И.В. Бестужевым-Ладой, В.Н. Варыгиным, В.А. Малаховым (М., 1979); В.К. Лукашевичем (Минск, 1983).

3 См.: Красовский Ю.Д. Организованное поведение. М., 2000; Он же. Сценарии организованного консультирования. М., 2001.

уровнях знания. Они выполняют, как правило, функции: а) измерительную; б) описательную; в) объяснительную; г) критериальную; д) предсказательную4.

Разновидностью социологического моделирования являются имитационные модели, на которых отрабатывается, как правило, одновременно и описательная, и объяснительная, и критериальная функции. Эти модели, по мнению социологов, относятся к классу наиболее многообещающих. Моделирование этого плана становится одним из важнейших способов визуального конструирования замысла и концептуальной схемы исследований. Имитационные модели конструируются как формирование пространства переменных, которое описывается в терминах модельных единиц. Гипотезы, закладываемые в те или иные имитационные модели, как правило, отыгрываются в тех или иных сценариях: оптимистических, реалистических и пессимистических5.

Использование метода графического моделирования дает возможность проверить основную гипотезу в оценке характера развития рынка труда: чем самодостаточнее регион, тем динамичнее рынок труда и меньше безработных. Теоретической предпосылкой ее проверки стало выделение четырех групп регионов по уровню обеспеченности денежными доходами.

Первая группа (1) — бедные регионы (или депрессивные) менее 1,5 прожиточных минимумов в среднем на одного человека6.

Вторая группа (2) — регионы малообеспеченные (дотационные) от 1,5 до 2-х прожиточных минимумов на человека в среднем7.

Третья группа (3) — регионы относительного благополучия (самодостаточные) — от 2 до 5-ти прожиточных минимумов на человека8.

4 См.: Андрианов В.Г., Шашков С.А. Указ. соч. С. 414.

5 См.: Там же. С. 417.

6 К этой группе относятся: Дагестан, Адыгея, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Марийэль, Алтайский край, Хакасия, Тыва, Бурятия, Читинская область, Еврейская АО, Сахалинская область, Чукотская АО (14 субъектов Федерации).

7 В эту группу входят: Калининградская, Ленинградская, Псковская, Тверская, Брянская, Курская, Воронежская, Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Тамбовская, Пензенская, Нижегородская, Рязанская, Московская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Архангельская, Челябинская, Курганская, Новосибирская, Амурская, Магаданская, Камчатская области; республики: Северная Осетия, Мордовия, Чувашия, Алтай, Саха (Якутия); Приморский, Хабаровский, Красноярский края, Корякский, Ненецкий автономные округа (35 субъектов федерации).

8 К этой группе относятся: Мурманская, Вологодская, Ярославская, Новгородская, Смоленская, Калужская, Тульская, Липецкая, Орловская, Белгородская, Ростовская, Кировская, Пермская, Екатеринбургская, Омская, Томская, Кемеровская, Иркутская области; Красноярский, Ставропольский края; республики: Карелия, Коми; Санкт-Петербург; Эвенский, Таймырский, Коми-Пермский АО (всего 26 субъектов федерации).

Четвертая группа (4) — регионы высокой обеспеченности населения (доноры), где 5 и более прожиточных минимумов в среднем на человека. В эту группу входят такие субъекты федерации как: Москва, Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа9. Заметим, что группировки со временем изменяются, однако с большей уверенностью можно говорить о составе наиболее богатых регионов-доноров10.

Эта поляризация российского экономического пространства стала одной из причин последующего разделения субъектов РФ на доноров федерального бюджета и тех, кто нуждается в бюджетных дотациях.

Дифференциация регионов по уровню обеспеченности населения свидетельствует о разных потенциальных возможностях их экономического развития и соответственно о разных возможностях в развитии рынка труда.

Изучение характера экономической поляризации регионов стало основой для понимания отношений "федеральный центр — регион". Оно проводилось на основе экспертного опроса и визуального экспресс-метода, представляющего собой графическое моделирование с параллельным обсуждением результатов визуализации. Это позволило добиться объективизации происходящих в регионах социально-экономических процессов, в том числе и процессов на рынке труда. В итоге возникала своеобразная конфигурация видения экспертов, которая позволяла выявить суть исследуемой проблемы. Примененный экспресс-метод изучения социально-экономического состояния рынка труда в регионах позволил получить графическую модель факторов, влияющих на развитие рынка труда. Они представлены визуальной моделью, в которой графически изображены четыре региональных типа по четырем критериям: депрессивные, дотационные, самодостаточные и донорские регионы.

Графическое моделирование дало возможность определить социально-экономический статус каждого из четырех типов регионов в системе координат.

В процессе визуального экспресс-опроса было выявлено, что депрессивные регионы находятся в полной и прямой зависимости от поступлений средств из федерального бюджета (в виде трансфертов, дотаций, субвенций). На графике положение депрессивных регионов позиционировано в виде "цилиндра", устремленного по оси координат к федеральному бюджету. Для депрессивных

9 См.: Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение. Ростов н/Д.,1998. С. 267—268.

10 Их состав на 2001 г. следующий: Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Ненецкий АО, Корякский АО, Республика Саха, г. Москва, Чукотский АО, Республика Коми, Магаданская область, Мурманская область, Самарская область, г. Санкт-Петербург, Пермская область, Республика Татарстан, Тюменская область, Свердловская область, Липецкая область (16—20,2%) (Итоги. 2000. 30 окт. С. 26).

регионов характерны минимальное использование внутренних ресурсов региона, низкий уровень жизни населения, неэффективная экономика, их социально-экономическое развитие полностью зависит от поступлений из центра (депрессивных регионов чуть более 17% от общего числа субъектов федерации).

Рис. 1. Четырехмерная графическая модель, характеризующая уровень социально-экономического развития региона

Графически группа дотационных регионов (немногим более 44%) располагается несколько ниже по вертикальной оси координат и по форме представляет собой прямоугольник. Позиция дотационных регионов несколько лучше по сравнению с депрессивными, они не только ждут дотаций из федерального Центра, но и пытаются использовать собственный экономический потенциал. Существуют позитивные факторы социально-экономического роста этих регионов. На некоторые из них указали эксперты: проведение грамотной социально-экономической политики; улучшение инвестиционного климата; эффективная региональная политика на рынке труда.

Положение самодостаточных регионов с устойчивым средним достатком на графике изображено в форме квадрата и равно удалено от центра. Таковых приблизительно 30—32%. Самодостаточ-

ные регионы, как правило, имеют устойчивую экономику, средний уровень жизни по сравнению с общероссийским, среднюю бюджетную обеспеченность. Их доля поступлений из федерального бюджета составляет от 15 до 25%11.

Наконец, группа регионов-доноров с высокой бюджетной самообеспеченностью и низкой долей (менее 5%) поступлений из федерального бюджета позиционируется большей частью на нижней вертикали координат, имеет форму прямоугольника. Крайние точки координат по горизонтали характеризуют эффективность экономики региона и высокий уровень жизни населения.

Основой социально-экономического развития регионов является такой процесс, который включает воспроизводство всех видов ресурсов региона — от трудовых, финансовых и природных до интеллектуальных и духовно-культурных. Однако чтобы процесс воспроизводства трудовых ресурсов осуществлялся полноценно, важно своевременно решать проблемы в регионах, что порождает необходимость эффективного регулирования на региональном рынке труда.

Как показал опрос региональных экспертов, во всех регионах, в том числе благополучных, есть проблемы, которые решаются, и есть те, которые не решаются. К решаемым проблемам были отнесены: проблемы социальной сферы, жилищное и дорожное строительство, безработица. Были названы проблемы, которые по разным причинам не решаются: износ оборудования муниципальной собственности, медицинское обслуживание, устаревшие транспортные средства. Однако помимо названных существуют проблемы, которые в силу своей неразрешимости "загоняются во внутрь". Это — социально-демографические проблемы народов Севера и Восточной Сибири, проблемы энергоснабжения, коррупция в органах местной власти и т.д.

Разрешение вышеназванных проблем зависит как от федерального центра, так и от региональной власти. Кто и в какой мере должен решать эти проблемы, определяется законодательным путем через разграничение полномочий между центром и регионами.

В настоящее время формируется новая парадигма регионального саморазвития, к которой тяготеют самодостаточные регионы. Они заинтересованы в ускорении социально-экономического развития своих территорий при условии передачи им необходимых для этого средств, а это в свою очередь требует существенной корректировки бюджетного и налогового законодательства. Стремление

11 Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. СПб., 1998. С. 87.

к перераспределению пропорций налоговых поступлений особенно отчетливо проявляется в результате проведенного экспертного опроса. Так, 31,2% из числа опрошенных экспертов считают, что в федеральном бюджете должно остаться 30% поступлений, а в региональном — 70%, другие считают что федеральному центру следует оставить 40%, а регионам — 60% налоговых поступлений. Эксперты назвали три основных условия, способствующих саморазвитию регионов: распределение полномочий по сырьевым ресурсам региона, финансовая самостоятельность и законодательная инициатива.

Таким образом, визуальный экспресс-метод графического моделирования позволил выявить уровни социально-экономического развития регионов, провести их типологию (депрессионные, дотационные, самодостаточные и доноры) и, самое главное, использовать демонстрационную методику для анализа развития рынка труда в регионе.

В экспертном опросе это оказалось визуально отражено в модели, критерии которой были изменены экспертами так, чтобы можно было изобразить в сравнении реальное социально-экономическое состояние региона и то желаемое его состояние, достижение которого возможно было бы на основе реализации прогнозируемой социально-экономической программы. Экспертный опрос был сконструирован в определенной последовательности: А) депрессивные регионы; Б) дотационные регионы; В) самодостаточные регионы; Г) донорские регионы.

А) Депрессивный регион — Чеченская республика

Таблица 1

Ресурсы прогнозируемой социально-экономической программы, способствующей развитию рынка труда в Чечне

Условия реализуемости концептуального замысла Риски нереализуемости в 2001—2010 гг. на 2020 г. (в %)

1. Решение политических вопросов, прежде всего проблем беженцев 90

2. Привлечение иностранных инвестиций 90

3. Развитие сельского хозяйства 40

4. Увеличение добычи нефти 50

5. Развитие международного туризма в регионе 80

12 ВМУ, социология и политология, № 4

177

Рис. 2. Графическая модель состояния рынка труда в Чеченской республике

Чеченская республика, по нашей типологии, относится к депрессивным регионам, социально-экономическое развитие которых в основном зависит от дотаций из центра. Согласно имитационной модели, представленной экспертами, в настоящее время в республике наблюдается высокий уровень безработицы и довольно низкий уровень жизни населения региона. Однако прогнозируемая ситуация на рынке труда может значительно улучшиться при условии благоприятной социально-политической ситуации. На основе данных экспертов можно предположить, что реализацию прогнозируемых "шагов" социально-экономической программы развития депрессивного региона важно начинать с подъема сельского хозяйства и увеличения добычи нефти. Это позволит обеспечить рабочими местами незанятое население, с одной стороны, и значительно укрепить экономику региона, с другой.

Б) Дотационный регион — Омская область

реальное состояние рынка труда

] желаемое состояние рынка труда по срокам на 2020 г.

^ проблемное поле прогнозируемой

социально-экономической программы

Рис. 3. Графическая модель состояния рынка труда в Омской области

Таблица 2

Ресурсы прогнозируемой социально-экономической программы до 2020 г., способствующей развитию рынка труда в Омской области

Условия реализуемости концептуального замысла Риски нереализуемости до 2020 г. (в %)

1. Интенсивное развитие предприятий ВПК 40

2. Создание совместных производств в машиностроении 40

3. Интенсивное развитие сельского хозяйства 30

4. Обеспечение благоприятного инвестиционного климата 30

Регион, по данным экспертного опроса, на данный момент является дотационным, однако он обладает достаточным совокупным потенциалом для его превращения в самодостаточный. При этом следует учесть, что в доперестроечные времена Омская область уже входила в число самодостаточных регионов с устойчи-

вым экономическим потенциалом, который на данном этапе требует создания определенных условий для саморазвития. Сегодня наблюдается высокий уровень безработицы и невысокий уровень жизни населения этого региона. Однако программа социально-экономического развития Омской области до 2020 г. ориентирована на выполнение прорывных инновационных технологий, которые позволят поднять экономику региона. Это будет способствовать созданию новых производств, в том числе в сельских районах области, что в свою очередь позволит: снизить уровень общей безработицы; повысить организацию профессиональной подготовки и переподготовки, квалификацию кадров в соответствии с потребностями рынка труда, усилить роль и ответственность участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения; повысить социальную и профессиональную мобильность населения Омской области.

В) Самодостаточный регион — Ярославская область

Рис. 4. Графическая модель состояния рынка труда в Ярославской области

Ярославская область, по нашей типологии, является самодостаточным регионом. На рис. 4 можно видеть, что в регионе фиксируется сравнительно невысокий уровень безработицы и устойчивый

средний уровень жизни населения. Данные визуализации и высказывания экспертов показывают, что Ярославская область как самодостаточный регион при условии выполнения программы социально-экономического развития вполне может быть ориентирована на саморазвитие.

Таблица 3

Ресурсы прогнозируемой социально-экономической программы на 2020 г., способствующей развитию рынка труда Ярославской области

Условия реализуемости концептуального замысла Риски нереализуемости до 2020 г. (в %)

1. Создание агропромышленного объединения 40

2. Строительство жилья на селе 30

3. Увеличение объемов производства (металлургическая, нефтяная, газовая промышленность) 30

4. Развитие предприятий малого бизнеса 40

5. Развитие ипотечного кредитования 40

6. Развитие транспортной инфраструктуры 40

7 Развитие инвестиционного климата 40

8. Создание областного фонда социально-экономического развития 40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г) Донорский регион — республика Татарстан

Таблица 4

Ресурсы прогнозируемой социально-экономической программы на 2020 г., способствующей развитию рынка труда республики Татарстан

Условия реализуемости концептуального замысла Риски нереализуемости в 2020 г. (в %)

1.Развитие инновационных технологий 50

2. Изменения налогового законодательства 20

3. Подготовка профессиональных кадров 10

4. Создание благоприятного инвестиционного климата 30

Рис. 5. Графическая модель состояния рынка труда в республике Татарстан

В республике Татарстан, богатой нефтяными запасами, высоким трудовым потенциалом (регион является донором и входит в десятку наиболее благополучных регионов), прогнозируется устойчивое социально-экономическое развитие. В перспективе предполагается эффективное развитие регионального рынка труда и низкий уровень безработицы.

Обобщая результаты графического моделирования социально-экономического развития регионов с разными экономическим потенциалом, можно сделать вывод о том, что характер развития рынка труда находится в прямой зависимости от темпов экономического развития региона.

В результате визуально-графического анализа мы пришли к выводу, что чем богаче регион, тем выше уровень жизни населения и тем меньше безработица. И наоборот: чем беднее регион, тем ниже уровень жизни населения региона, а это — показатель развития региональной экономики, которая не в состоянии создать дополнительные рабочие места в регионе и тем самым обеспечить занятость населения.

Как показал проведенный анализ, сохраняются значительные различия уровня занятости и уровня безработицы в субъектах Рос-

сийской Федерации вследствие дифференциации экономического развития регионов и низкой трудовой мобильности населения. Мировой финансовый кризис усугубляет экономическую ситуацию в субъектах Российской Федерации в целом и значительно — в дотационных регионах. Последние же отнесены к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда. Например, требует кардинального улучшения состояние занятости населения в Чеченской Республике, а также в других республиках Северного Кавказа, где уровень общей и регистрируемой безработицы превышает средний показатель по России в 1,5—3 раза. Остается острой проблема занятости в населенных пунктах с градообразующими организациями, в которых в настоящее время проживает свыше 24 млн человек. Негативное воздействие на региональный рынок труда оказывает массовый отток населения трудоспособного возраста из северных, восточных и дальневосточных территорий, богатых сырьевыми ресурсами, что ведет к неравномерному распределению трудовых ресурсов по территории России, к концентрации излишней рабочей силы в одних регионах и нехватке трудовых ресурсов в других.

Хотя Правительство РФ и принимает меры по стабилизации ситуации на региональных рынках труда (выделены дополнительные денежные средства), однако эти меры не решат проблему безработицы (сегодня на биржах труда зарегистрировано порядка 1,5 млн безработных). Требуются научно обоснованные программы по выходу из кризиса для каждого отдельного субъекта федерации. Предложенная методика как раз и будет способствовать разработке эффективных региональных программ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Капелюшников Р.И., Вишневская Н.Т. Феномен российской безработицы: динамика, структура, специфика. М., 2003.

Россия в цифрах. М., 2007.

www.demoscop.ru — электронная версия бюллетеня Население и общество.

www media.infobus.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.