Научная статья на тему 'Социологическое моделирование состояния и развития региональных рынков труда'

Социологическое моделирование состояния и развития региональных рынков труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТИПОЛОГИЯ РЕГИОНОВ / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / МЕТОД ВИЗУАЛИЗАЦИИ / REGION / SOCIO-ECONOMIC SPACE / TYPOLOGY OF REGIONS / DISTRIBUTIVE RELATIONS / SOCIOLOGICAL MODELING / VISUALIZATION METHOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халиков Манир Саидович

В статье рассматриваются типологические особенности регионов, составляющих региональное социально-экономическое пространство. Автор применяет метод социологического моделирования в сочетании с экспертным опросом для анализа социально-экономического развития регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL MODELING OF THE REGIONAL LABOR MARKETS' CONDITION AND DEVELOPMENT

The article deals with typological features of regions that constitute the regional socio-economic space. The author is applying the method of sociological modeling in combination with expert opinion poll so as to analyze the regions' socio-economic development.

Текст научной работы на тему «Социологическое моделирование состояния и развития региональных рынков труда»

Таким образом, интеграционное взаимодействие России и Казахстана, других стран СНГ особенно важно для разработки глобальной энергоэкологической стратегии. В контексте стратегии инновационной системы экономики, ее постиндустриальной концепции и социальной структуризации необходимо предопределить сложное взаимодействие целостности и системности прогнозного будущего энергоэкологии. Важно учитывать непрерывность и противоречивость воздействия на эти процессы совокупности внутренних и внешних факторов, которые необходимо прогнозировать в условиях проявления тенденции глобализации рынков. Преимущества опережающего развития экспортноориентированного сырьевого комплекса и его недостатки проявляются в переориентации промышленности на новое качество экономического развития, включая переход к инновационному типу воспроизводства.

Список литературы

Булгаков, С.Н. Философия хозяйства : соч. в 2 т. - Т. 1. - М., 1993.

Назарбаев, Н.А. Евразийский союз: идеи, практика, перспективы. 19941997. - М., 1997.

Россия-2020. Главные задачи развития страны. - М., 2008.

© Спицын А.Т., 2009

М.С. Халиков

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ

и развития региональных рынков труда

ХАЛИКОВ Манир Саидович - доктор социологических наук, профессор кафедры экономической социологии и маркетинга социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (e-mail: m.khalikov@list.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются типологические особенности регионов, составляющих региональное социально-экономическое пространство. Автор применяет метод социологического моделирования в сочетании с экспертным опросом для анализа социально-экономического развития регионов.

Ключевые слова: регион, социально-экономическое пространство, типология регионов, распределительные отношения, социологическое моделирование, метод визуализации.

Рынок труда считается одной из самых сложных проблем экономики. Проблемы рынка труда носят многоаспектный и многофункциональный характер, их полноценное рассмотрение требует комплексного изучения социально-экономических и организационно-технических вопросов формирования состава работников, управления персоналом, организации трудовой деятельности, оценки и оплаты труда, повышения жизненного уровня населения и многих других.

Переход к рынку в нашей стране заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных плюрализмом форм собственности. На современном этапе рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Однако ситуация на рынке труда в нашей стране, как, впрочем, и других стран, осложнилась в связи с мировым финансовым кризисом, поэтому большое значение сегодня придается вопросам регулирования рынка труда. Регулировать рынок труда - значит, прежде всего, поддерживать общественные условия, при которых купля-продажа труда становится необходимой. Под регулированием рынка труда следует понимать поддержание его существования, выживания в различных условиях, равновесия составных частей и соответствия с другими структурами рыночной экономики. К основным рычагам рыночного саморегулирования относятся цена товара, прибыль предпринимателя, соотношение платежеспособного спроса на товары и их предложения на рынке, конкуренция, процентные ставки по кредитам.

В рыночной экономике все товары, услуги, факторы производства, в том числе труд, имеют цену. На рынке труда ценой рабочей силы является заработная плата. Высокий уровень заработной платы увеличивает предложение труда во всех составных частях рынка труда: расширяет потенциальный и циркулирующий рынки рабочей силы, а на внутрифирменном рынке предложение труда увеличивается за счет продолжительности интенсивности труда занятых работников. В конечном счете это служит важным фактором укрепления системы частного предпринимательства и рыночной организации хозяйствования.

Колебания цены рабочей силы - заработной платы в сторону ее снижения приводят к противоположным результатам: ограничивают приток населения на рынок труда, уменьшая предложение на рынке труда. В профессионально-квалификационных группах с низкой оплатой тотчас же возникает дефицит в работниках. Низкая оплата труда расширяет сферу бедности, снижает социальную защищенность населения, усиливает социальную напряженность в обществе, подрывая основы частного предпринимательства и отвлекая население от рынка труда в другие области занятости либо

усиливая миграцию самой работоспособной части населения в другие страны с более высокой оплатой труда. Таким образом, заработная плата выполняет важную, регулирующую рынок труда экономическую функцию.

Не менее важна роль прибыли предпринимателя, который выступает покупателем на рынке труда. Регулирующей силой, повышающей или снижающей цену труда и определяющей движение рынка труда, является прибыль предпринимателя. Поэтому она становится объектом конкуренции между предпринимателями. Отсюда конкуренция и есть тот социально-экономический механизм, который регулирует движение нормы прибыли, определяющей цену труда, а это, в свою очередь, побуждает наемных работников переходить с одних фирм на другие, менять профессии и т. п., т. е. приводить в движение и регулировать рынок труда.

Рынок труда регулируется спросом и предложением товаров - рабочей силы и рабочих мест. Цена рабочей силы колеблется в зависимости от спроса на нее и предложения: рост предложения снижает цену рабочей силы, рост спроса повышает ее.

Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т. п.

Для решения этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Важно избежать такого положения, при котором возобновление экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице. Обострение проблемы занятости в этом случае неизбежно.

Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости, на наш взгляд, требуется:

- появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности;

- привлечение внутренних и иностранных инвестиций;

- обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы.

Реализация этих требований возможна лишь на основе использования развитого рыночного хозяйственного механизма в сочетании с государственным регулированием. Прежде всего, необходимо совершенствование территориальной структуры производства: преодолеть неравномерности развития производительных сил по регионам, чрезмерную специализацию регионов, более полно использовать местные ресурсы и возможности с учетом личного трудового потенциала, устранить отставание сфер социальной инфраструктуры регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность рабочей силы, требующая определенного регулирования, поскольку велика опасность усиления различий в обеспеченности регионов рабочей силой. Условием решения этих задач является не только увеличение ресурсного обеспечения на основе экономического роста, но и развитие законодательства, а также изменение общественного отношения к данным проблемам. Таковы общие методологические обобщения ситуации на рынке труда России. Однако, переходя к обсуждению проблем регулирования рынка труда в субъектах Федерации, необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день главной проблемой занятости остается не только безработица и неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы, но в большей степени разумное распределение трудовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и бизнеса.

Рассмотрим метод графического моделирования в качестве социологического инструмента, позволяющего оценить состояние и возможные пути развития регионального рынка труда на примере отдельных регионов, выделенных по типологическим признакам. Этот метод представляет опосредованное изучение социальных объектов в замещающем познавательном процессе, что позволяет получить новое знание о предмете исследований.

Модель исследуемого объекта представляет собой систему знаковых комбинаций, которая находится в отношении подобия к объекту исследования и воспроизводит структурно-функциональные, причинно-следственные и генетические связи между его элементами. В отечественной научной литературе метод моделирования социальных систем описан достаточно обстоятельно1. Метод социологического моделирования в визуальной имитации пространственно-временных отношений применительно к изучению человеческого фактора в организациях широко используется в работах профессора Ю.Д. Красовского2. В зависимости от целей и задач исследования модели могут включаться в познавательный процесс как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне знания. Они выполняют в основном

1 См. работы Б.А. Глинского, Б.С. Грязнова, Б.С. Дынного, Е.П. Никитина, И.Б. Новика (М., 1965); Н.М. Амосова (Киев, 1968; 1970); Ю.Н. Гаврилеца (М., 1974); И.В. Бестужева-Лады, В.Н. Варыгина, В.А. Малахова (М., 1979); В.К. Лукашевича (Минск, 1983).

2 См.: Красовский, Ю.Д. Организованное поведение. - М., 2000; Он же. Сценарии организованного консультирования. - М., 2001.

следующие функции: а) измерительную; б) описательную; в) объяснительную; г) критериальную; д) предсказательную.

Разновидностью социологического моделирования являются имитационные модели, на которых отрабатываются, как правило, одновременно и описательная, и объяснительная, и критериальная функции. По мнению социологов, эти модели относятся к классу наиболее многообещающих. Имитационные модели конструируются как формирование пространства переменных, которое описывается в терминах модельных единиц. Гипотезы, закладываемые в те или иные имитационные модели, как правило, проигрываются в тех или иных сценариях: оптимистических, реалистических и пессимистических1.

Использование метода графического моделирования дает возможность проверить основную гипотезу в оценке характера развития рынка труда: чем самодостаточнее регион, тем динамичнее рынок труда и меньше безработных. Теоретической предпосылкой ее проверки стало выделение четырех групп регионов по уровню обеспеченности денежными доходами.

Первая группа (1) - бедные регионы (или депрессивные) менее 1,5 прожиточных минимума в среднем на 1 человека. К этой группе относятся: Дагестан, Адыгея, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Марий Эл, Алтайский край, Хакасия, Тыва, Бурятия, Читинская область, Еврейская автономная область, Сахалинская область, Чукотский АО (14 субъектов Федерации) = 17,7% (по всем группам наименование субъектов Федерации приведено до вступления в силу федеральных конституционных законов об образовании новых субъектов Российской Федерации. - Примеч. ред.).

Вторая группа (2) - регионы малообеспеченные (дотационные) -от 1,5 до 2-х прожиточных минимумов на человека в среднем. Сюда входят: Калининградская; Ленинградская, Псковская, Тверская, Брянская, Курская, Воронежская, Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Тамбовская, Пензенская, Нижегородская, Рязанская, Московская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Архангельская, Челябинская, Курганская, Новосибирская, Амурская, Магаданская, Камчатская области; республики: Северная Осетия, Мордовия, Чувашия, Саха (Якутия), Алтайский, Приморский, Хабаровский, Красноярский края, Корякский, Ямало-Ненецкий автономные округа (35 субъектов Федерации) = 44,3%.

Третья группа (3) - регионы относительного благополучия (самодостаточные) - от 2 до 5-ти прожиточных минимумов на человека. Сюда входят: Мурманская, Вологодская, Ярославская, Новгородская, Смоленская, Калужская, Тульская, Липецкая, Орловская, Белгородская, Ростовская, Кировская, Пермская, Свердловская, Омская, Томская, Кемеровская, Иркутская области; Красноярский, Ставропольский края, республики Карелия,

1 См.: Шашков, С.А. Моделирование имитационное в социологии. - М., 1995. -С. 417.

Коми; Санкт-Петербург; Эвенкийский, Таймырский, Коми-Пермятский автономные округа (26 субъектов Федерации) = 32,3%.

Четвертая группа (4) - регионы высокой обеспеченности населения (доноры), где на человека в среднем приходится 5 и более прожиточных минимумов. В эту группу входят такие субъекты Федерации: Москва, Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа1. Заметим, что группировки со временем изменяются, однако с большей уверенностью можно говорить о составе наиболее богатых регионов-доноров.

Эта поляризация российского экономического пространства стала одной из причин последующего разделения субъектов РФ на доноров для федерального бюджета и тех, кто нуждается в бюджетных дотациях. Дифференциация регионов по уровню обеспеченности населения свидетельствует о разных уровнях их экономического развития и, соответственно, разных возможностях в развитии рынка труда.

Изучение характера экономической поляризации регионов стало основой для понимания отношений «федеральный центр - регион». Оно проводилось на основе экспертного опроса и визуального экспресс-метода, представляющего собой графическое моделирование с параллельным обсуждением результатов визуализации. Это позволило добиться объективизации происходящих в регионах социально-экономических процессов, в том числе и на рынке труда. В итоге возникала своеобразная конфигурация видения экспертов, которая позволяла выявить суть исследуемой проблемы. Примененный экспресс-метод изучения социально-экономического состояния рынка труда в регионах дал возможность получить графическую модель факторов, влияющих на развитие рынка труда. Они представлены визуальной моделью, в которой графически изображены четыре региональных типа по четырем критериям: депрессивные, дотационные, самодостаточные и донорские регионы.

Графическое моделирование дало возможность определить социально-экономический статус каждого из четырех типов регионов в системе координат.

В процессе визуального экспресс-опроса было выявлено, что депрессивные регионы находятся в полной и прямой зависимости от поступлений средств из федерального бюджета (в виде трансфертов, дотаций, субвенций). На рисунке положение депрессивных регионов позиционировано в виде «цилиндра», устремленного по оси координат к федеральному бюджету. Для депрессивных регионов характерно минимальное использование внутренних ресурсов региона, низкий уровень жизни населения, неэффективная экономика. Их социально-экономическое развитие полностью зависит от поступлений из центра (депрессивные регионы составляют примерно 17% от числа субъектов Федерации).

1 См.: Игнатов, В.Г., Бутов, В.И. Регионоведение. - Ростов н/Д., 1998. - С. 267268.

Финансовые поступления из федерального бюджета

+10 9 8

Эффективное развитие

экономики М—I—

Н-Ь

-I—I-

5 4 3 2

J-[

7

6

4 3

lili

1 2 з 4 5 6

lili

7 8 9 10

Обеспечение роста уровня жизни

9 10

Использование регионального бюджета

Рис. 1. Четырехмерная графическая модель, характеризующая уровень социально-экономического развития региона

-10 9

8 7 6

1 _

7

8

Группа дотационных регионов (их около 44%) позиционируются несколько ниже по вертикальной оси координат и представляет собой форму прямоугольника. Позиция дотационных регионов несколько лучше по сравнению с депрессивными: они не только ждут дотаций из федерального центра, но и пытаются использовать собственный экономический потенциал. При этом существуют позитивные факторы социально-экономического роста регионов. На некоторые из них указали эксперты: проведение грамотной социально-экономической политики; улучшение инвестиционного климата; эффективная региональная политика на рынке труда.

Положение самодостаточных регионов с устойчивым средним достатком на рисутке изображено в форме квадрата и равно удалено от центра. Таковых приблизительно 30-32%. Самодостаточные регионы, как правило, имеют устойчивую экономику, средний уровень жизни по сравнению с общероссийским, среднюю бюджетную обеспеченность. Их дотации из федерального бюджета составляют от 15 до 25%1.

Наконец, группа регионов-доноров с высокой бюджетной самообеспеченностью и низкой долей (менее 5,0%) поступлений из федерального бюджета позиционируется большей частью на нижней вертикали координат, имеет форму прямоугольника. Крайние точки координат по горизонта-

1 См.: Гладкий, Ю.Н., Чистобаев, А.И. Основы региональной политики. - СПб., 1998. - С. 87.

ли характеризуют эффективность экономики региона и высокий уровень жизни населения.

Основой социально-экономического развития регионов является такой процесс, который включает воспроизводство всех видов ресурсов региона - от трудовых, финансовых и природных до интеллектуальных и духовно-культурных. Но чтобы процесс воспроизводства трудовых ресурсов осуществлялся полноценно, важно своевременно решать проблемы в регионах, а это наталкивается на необходимость эффективного регулирования на региональном рынке труда.

Как показал опрос региональных экспертов, во всех регионах, в том числе благополучных, существуют проблемы, которые решаются и не решаются. К решаемым проблемам были отнесены: проблемы социальной сферы, жилищное и дорожное строительство, безработица. Были названы проблемы, которые по разным причинам не решаются: износ оборудования муниципальной собственности, медицинское обслуживание, устаревшие транспортные средства. Однако помимо названных существуют проблемы, которые в силу своей неразрешимости «загоняются вовнутрь». Это социально-демографические проблемы народов Севера и Восточной Сибири, проблемы энергоснабжения, коррупция в органах местной власти и т. д. Их решение зависит как от федерального центра, так и от региональной власти. Кто и в какой мере должен решать эти проблемы - определяется законодательным путем через разграничение полномочий между центром и регионами.

В настоящее время формируется новая парадигма регионального саморазвития, к которой тяготеют самодостаточные регионы. Они заинтересованы в ускорении социально-экономического развития своих территорий при условии передачи им необходимых для этого средств, а это, в свою очередь, требует существенной корректировки бюджетного и налогового законодательства.

Стремление к перераспределению пропорций налоговых поступлений особенно отчетливо проявляется в результате проведенного экспертного опроса. Так, 31,2% из числа опрошенных экспертов считают, что в федеральном бюджете должно остаться 30% поступлений, а в региональном -70%, другие считают, что федеральному центру следует оставить 40%, а регионам - 60% налоговых поступлений. Эксперты назвали три основных условия, способствующих саморазвитию регионов: распределение полномочий по сырьевым ресурсам региона, финансовая самостоятельность и законодательная инициатива.

Таким образом, визуальный экспресс-метод графического моделирования позволил выявить уровни социально-экономического развития регионов, провести их типологию (депрессионные, дотационные, самодостаточные и доноры) и самое главное, использовать демонстрационную методику для анализа развития рынка труда в регионе.

В экспертном опросе это оказалось визуально выражено на модели, где ее критерии были изменены экспертами так, чтобы можно было изобразить в сравнении реальное социально-экономическое состояние региона и то желаемое его состояние, достижение которого возможно было на основе реализации прогнозируемой социально-экономической программы. Экспертный опрос был сконструирован в определенной последовательности: А) депрессивные регионы; Б) дотационные регионы; В) самодостаточные регионы; Г) донорские регионы.

А. Депрессивный регион - Чеченская Республика

Безработица ^10

Дотации из центра

10

2

5 6

Самообеспечение

10

10

Уровень доходов населения

1=1

реальное состояние рынка труда

желаемое состояние рынка труда по срокам на 2020 г.

- проблемное поле прогнозируемой социально-экономической программы Рис. 2. Графическая модель состояния рынка труда в Чеченской Республике

Ресурсы прогнозируемой социально-экономической программы, способствующей развитию рынка труда в Чечне

6

8

Условия реализуемости концептуального замысла Риски нереализуемости в 2001-2010 гг. на 2020 г., в %

Решение политических вопросов, прежде всего проблем ~ 90

беженцев

Привлечение иностранных инвестиций ~ 90

Развитие сельского хозяйства ~ 40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Увеличение добычи нефти ~ 50

Развитие международного туризма в регионе ~ 80

По нашей типологии Чеченская Республика относится к депрессивным регионам, социально-экономическое развитие которого в основном зависит от дотаций из центра. Согласно имитационной модели, представленной экспертами, в настоящее время в республике наблюдается высокий уровень безработицы и довольно низкий уровень жизни населения. Однако прогнозируемая ситуация на рынке труда может значительно улучшиться при условии благоприятной социально-политической ситуации. На основе данных экспертов можно предположить, что реализацию прогнозируемых «шагов» социально-экономической программы развития депрессивного региона важно начинать с подъема сельского хозяйства и увеличения добычи нефти. Это позволит обеспечить рабочими местами незанятое население, с одной стороны, и значительно укрепить экономику региона - с другой.

Б. Дотационный регион - Омская область

Безработица ^ 10

Дотации из центра

10

5

4

3 2- 4 6 8

10

4

6

8

Самообеспечение

10

Уровень доходов населения

I I - реальное состояние рынка труда I | - желаемое состояние рынка труда по срокам на 2020 г.

- проблемное поле прогнозируемой социально-экономической программы

Рис. 3. Графическая модель состояния рынка труда в Омской области

Ресурсы прогнозируемой социально-экономической программы до 2020 г., способствующей развитию рынка труда в Омской области

8

5

Условия реализуемости концептуального замысла Риски нереализуемости

до 2020 г., в %

Интенсивное развитие предприятий ВПК ~ 40

Создание совместных производств в машиностроении ~ 40

Интенсивное развитие сельского хозяйства ~ 30

Обеспечение благоприятного инвестиционного климата ~ 30

По данным экспертного опроса, регион сегодня является дотационным, однако он обладает достаточным совокупным потенциалом для перерастания в самодостаточный регион. При этом следует учесть, что в доперестроечные времена Омская область уже входила в число самодостаточных регионов с устойчивым экономическим потенциалом, который на данном этапе требует создания определенных условий для саморазвития. В наши дни наблюдается высокий уровень безработицы и невысокий уровень жизни населения этого региона. Однако программа социально-экономического развития Омской области до 2020 г. ориентирована на выполнение прорывных инновационных технологий, которые позволят поднять экономику региона. Это будет способствовать созданию новых производств, в том числе в сельских районах области, что в свою очередь позволит снизить уровень общей безработицы; повысит организацию профессиональной подготовки и переподготовки, квалификацию кадров в соответствии с потребностями рынка труда; усилит роли и ответственность участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения; а также будет способствовать повышению социальной и профессиональной мобильности населения Омской области.

В. Самодостаточный регион - Ярославская область

Безработица /ч 10

4

Дотации из центра

10

2

3 2 5 8

5

10

Уровень доходов населения

10

Самообеспечение

8

I I - реальное состояние рынка труд | | - желаемое состояние рынка труда на 2020 г.

- проблемное поле прогнозируемой социально-экономической программы

Рис. 4. Графическая модель состояния рынка труда в Ярославской области

По нашей типологии Ярославская область является самодостаточным регионом. На рис. 4 можно видеть, что в регионе фиксируется сравнительно невысокий уровень безработицы и устойчивый средний уровень жизни населения.

Данные визуализации и высказывания экспертов свидетельствуют о том, что Ярославская область, как самодостаточный регион, при условии выполнения программы социально-экономического развития, вполне может быть ориентирована на саморазвитие.

Ресурсы прогнозируемой социально-экономической программы на 2020 г., способствующей развитию рынка труда Ярославской области

Условия реализуемости Риски

концептуального замысла нереализуемости

в 2020 гг., в %

Создание агропромышленного объединения ~ 40

Строительство жилья на селе ~ 30

Увеличение объемов производства ~ 30

(металлургическая, нефтяная, газовая промышленность)

Развитие предприятий малого бизнеса ~ 40

Развитие ипотечного кредитования ~ 40

Развитие транспортной инфраструктуры ~ 40

Развитие инвестиционного климата ~ 40

Создание областного фонда социально-экономического развития ~ 40

Г. Донорский регион - Республика Татарстан

Безработица

Уровень доходов

I I- реальное позиционирование

- желаемое позиционирование

- проблемное поле прогнозируемой социально-экономической программы

Рис. 5. Графическая модель состояния рынка труда в Республике Татарстан

Ресурсы прогнозируемой социально-экономической программы на 2020 г., способствующей развитию рынку труда Республики Татарстан

Условия реализуемости концептуального замысла Риски нереализуемости

в 2020 г., в %

Развитие инновационных технологий ~ 50

Изменения налогового законодательства ~ 20

Подготовка профессиональных кадров ~ 10

Создание благоприятного инвестиционного климата ~ 30

В Республике Татарстан, богатой нефтяными запасами, имеющей высокий трудовой потенциал (регион является донором и входит в десятку наиболее благополучных регионов), прогнозируется устойчивое социально-экономическое развитие. В перспективе предполагается эффективное развитие регионального рынка труда и низкий уровень безработицы.

Обобщая результаты графического моделирования социально-экономического развития регионов с разными экономическим потенциалом, можно сделать вывод, что характер развития рынка труда находится в прямой зависимости от темпов экономического развития региона.

В результате визуально-графического анализа мы пришли к выводу, что чем богаче регион, тем выше уровень жизни населения, тем меньше безработица. И наоборот: чем беднее регион, тем ниже уровень жизни населения региона, а это показатель развития региональной экономики, которая не в состоянии создать дополнительные рабочие места в регионе и тем самым обеспечить занятость населения.

Как показал проведенный анализ, сохраняются значительные различия уровня занятости и уровня безработицы в субъектах Российской Федерации вследствие дифференциации экономического развития регионов и низкой трудовой мобильности населения. Мировой финансовый кризис усугубляет экономическую ситуацию в субъектах Российской Федерации в целом и значительно в дотационных регионах. Последние отнесены к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда. Например, требует кардинального улучшения состояние занятости населения в Чеченской Республике, а также в других республиках Северного Кавказа, где уровень общей и регистрируемой безработицы превышает средний показатель по России в 1,5-3 раза. Остается острой проблема занятости в населенных пунктах с градообразующими организация-

ми, в которых в настоящее время проживает свыше 24 млн человек. Негативное воздействие на региональный рынок труда оказывает массовый отток населения трудоспособного возраста из северных, восточных и дальневосточных территорий, богатых сырьевыми ресурсами, что ведет к неравномерному распределению трудовых ресурсов по территории России, к концентрации излишней рабочей силы в одних регионах и нехватке трудовых ресурсов в других.

Правительство России принимает меры по стабилизации ситуации на региональных рынках труда (выделены дополнительные денежные средства), однако это не решит проблему безработицы (сегодня на биржах труда зарегистрировано около 1,5 млн безработных). Необходимы научно обоснованные программы по выходу из кризиса для каждого субъекта Федерации. Предложенная нами методика будет способствовать разработке эффективных региональных программ.

Список литературы

Капелюшников, Р.И. Вишневская, Н.Т. Феномен российской безработицы: динамика, структура, специфика. - М., 2003.

Россия в цифрах. 2007. - М., 2007.

© Халиков М.С., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.