Научная статья на тему 'Моделирование социально-экономического развития экономики региона (на материалах Ивановской области)'

Моделирование социально-экономического развития экономики региона (на материалах Ивановской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / MATHEMATICAL DIAGNOSTICS / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА / RATING ASSESSMENT / МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕГИОНОВ / MONITORING SOCIAL AND ECONOMIC SITUATION OF THE REGIONS / ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / INNOVATIVE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гонова Ольга Владимировна

В статье рассмотрены вопросы моделирования социально-экономических процессов на уровне региона. Предпосылкой исследования выступают значительные преобразования и структурные изменения в современном экономическом пространстве. Существенно изменились способы управления экономикой, состав субъектов системы управления, взаимоотношения между ними, ценности и критерии оценки эффективности, что способствовало усложнению показателей, характеризующих ее функционирование, и потребовало от научного сообщества новых методов и приемов изучения проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF THE REGION (ON THE MATERIALS OF IVANOVO REGION)

The questions of modeling socio-economic processes at the regional level. A prerequisite for the study is a major transformation and structural change in today's economic environment. It is essential to change the way of economic management, the composition of the subjects of the control system, the relationship between them, values and criteria for performance evaluation, which contributed to the complication indicators describing its operation, and demanded that the scientific community of new methods and techniques for the study of the problem.

Текст научной работы на тему «Моделирование социально-экономического развития экономики региона (на материалах Ивановской области)»

УДК 330.3

МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА МАТЕРИАЛАХ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

О.В. Гонова

Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени Д.К. Беляева

В статье рассмотрены вопросы моделирования социально-экономических процессов на уровне региона. Предпосылкой исследования выступают значительные преобразования и структурные изменения в современном экономическом пространстве. Существенно изменились способы управления экономикой, состав субъектов системы управления, взаимоотношения между ними, ценности и критерии оценки эффективности, что способствовало усложнению показателей, характеризующих ее функционирование, и потребовало от научного сообщества новых методов и приемов из учения проблемы.

Ключевые слова: математическая диагностика, региональная экономика, рейтинговая оценка, мониторинг социально-экономического положения регионов, инновационное управление.

Диспропорции экономического состояния территорий страны вызвали повышенный интерес к изучению проблем региональной экономики на этапе посткризисного развития. В статье представлена позиция авторов относительно концепции комплексного диагностического моделирования устойчивого развития региональной экономики. Согласно которой на первоначальном этапе, в целях объективного анализа региональной ситуации, количественной и качественной оценки устойчивости развития региона, целесообразно применить методы социологического моделирования в сочетании с экспертным опросом представителей региональных и муниципальных органов власти.

Разновидностью социологического моделирования являются имитационные модели, которые решают целый ряд исследовательских задач. Эти модели относятся к классу наиболее перспективных [1].

Использование метода имитационного моделирования наиболее приемлемо для проверки главного вопроса, возникающего перед исследователем, оценки эффективности сложившегося характера распределения между федеральным центром и ре-

гиональными органами власти функций по обслуживанию населения и финансовых ресурсов. Информационной базой для проведения такого рода исследований является выделение четырех групп регионов, различающихся по уровню обеспеченности денежными доходами.

Первая группа (А) - депрессивные регионы (в среднем на одного человека приходится менее 1,5 прожиточных минимума). К этой группе относятся Дагестан, Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Марий-Эл, Алтайский край, Хакасия, Тыва, Бурятия, Читинская область, Еврейская автономная область, Сахалинская область, Чукотская АО - всего 14 субъектов Российской Федерации.

Вторая группа (Б) - малообеспеченные (дотационные) регионы (на одного человека в среднем 2 прожиточных минимума). В эту группу входят: Калининградская, Ленинградская, Псковская, Тверская, Брянская, Курская, Воронежская, Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Тамбовская, Пензенская, Нижегородская, Рязанская, Московская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Архангельская, Че-

лябинская, Курганская, Новосибирская, Амурская, Магаданская, Камчатская области; республики: Северная Осетия, Мордовия, Чувашия, Алтай, Саха (Якутия), Приморский, Хабаровский, Красноярский края, Корякский Ненецкий автономные округа - всего 35 субъектов РФ.

Третья группа (В) - регионы относительного благополучия (на одного человека приходится 3 прожиточных минимума). К этой группе относятся: Мурманская, Вологодская, Ярославская, Новгородская, Смоленская, Калужская, Тульская, Липецкая, Орловская, Белгородская, Ростовская, Кировская, Пермская, Екатеринбургская, Омская, Томская, Кемеровская, Иркутская области; Красноярский, Ставропольский края, республики Карелия, Коми; Санкт-Петербург; Эвенкийский, Таймырский, Коми-Пермяцкий автономные округа -всего 26 субъектов Федерации. Четвертая группа (Г) - регионы высокой обеспеченности населения (доноры) (в среднем на одного человека приходится более 5 прожиточных уровней). В эту группу вошли только 4 субъекта Федерации: Москва,

Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Дифференциация регионов по уровню обеспеченности населения свидетельствует о разных потенциальных возможностях их экономического развития и соответственно о разных объемах внутреннего регионального продукта, который может, так или иначе, перераспределяться Анализ характера распределения регионов по уровню доходов является основой для экспертов при оценке возможных путей развития данного региона [2]. Примененный метод позволяет получить графическую картину характера распределительного процесса в стране (рис. 1). На рисунке 1 наглядно видно, как распределены регионы страны в пространстве четырех измерений: финансовые поступления из федерального бюджета, поступления из регионального бюджета, эффективное развитие экономики и обеспечение роста жизненного уровня населения. При этом проведена группировка регионов на четыре типа: депрессивные - А, дотационные - Б, самодостаточные - В и регионы-доноры - Г.

А - депрессивные регионы; Б - дотационные регионы;В - самодостаточные регионы;

Г - регионы доноры

Рис. 1. Группировка регионов Российской Федерации по характеру распределительных отношений

Графическое моделирование позволяет определить социально-экономический статус каждой группы регионов в выбранной системе координат. Визуальный экспресс-метод графического моделирования позволяет выявлять уровни социально-экономического развития регионов, проводить их типологию (депрессионные, дотационные, самодостаточные и доноры) и, самое главное, нарисовать визуальную картину распределительного процесса в регионе, которая основывается на принципиально ином

понимании путей его социально-экономического развития. Графическая модель сравнительного позиционирования Ивановской области представлена на рис. 2. В 2010 г. в Ивановской области принят Закон «О стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года». При разработке Стратегии Ивановской области учтены основные приоритеты, обозначенные в Концепции долгосрочного развития РФ на период до 2020 г. [3].

- проблемное поле прогнозируемой социально-экономической программы

Рис. 2. Графическая модель сравнительного позиционирования Ивановской области

Со стороны Правительства Ивановской области разработаны и реализуются антикризисные меры, направленные на стабилизацию на рынке труда, обеспечение конкурентоспособности и развитие региональной экономики, сокращение издержек в бюджетном секторе, в том числе муниципальном, поддержку мер по энергосбережению и ускоренную реализацию проектов модернизации коммунальных сетей. Развитие текстильного производства, малого и среднего бизнеса, строительства, сельского хозяйства, а также решение проблем занятости населения являются основными приоритетами в ближайшие годы в Ивановской области.

Анализ рисков развития Ивановской области позволил оценить ресурсы

прогнозируемой социально-

экономической стратегии Ивановского региона до 2020 г. (табл. 1).

В соответствии с указанными выше законодательными актами [3], имеющими силу на территории Ивановской области, создана, по мнению авторов, инверсионная концепция многоэтапного развития региона. В настоящее время наблюдаются значительные различия в уровнях социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, входящих в состав одного округа.

Для эффективного управления регионами, в том числе сглаживания уровней их различия, необходимо выявить степень асимметрии внутри региональных групп.

Таблица 1

Ресурсы прогнозируемой социально-экономической стратегии развития

Ивановского региона до 2020 г.

Структурные элементы стратегии - элементы концептуального замысла Риски нереализуемости прогнозируемых величин, %

Интенсивное развитие текстильной промышленности, с учетом создания текстильного кластера 40

Создание совместных производств в машиностроении 40

Интенсивное развитие сельского хозяйства (молочно-мясное направление) 30

Обеспечение благоприятного инвестиционного климата 30

Методика позволяет комплексно оценить привлекательность тех или иных территорий для экономики, т.е. для инвестиций и развития, а также для государственных органов власти, которые будут контролировать данное развитие. Оценка уровня асимметричности является одним из основных условий для равномерного динамичного развития региона, позволяет учитывать его социальную, экономическую, экологическую привлекательность. В соответствии с указом Президента РФ созданы федеральные округа. В Центральный Федеральный округ, выступающий объектом нашего изучения, входят 18 субъектов: Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г. Москва. Интегральный показатель развития экономики регионов рассчитывается по формуле: ^ = 1 ,

П у=1тах т=1 Ау

где Ау - значение j -го показателя в ьм регионе; т - число регионов; п -число показателей; ш - число показателей в ьм регионе.

По результатам полученных интегральных количественных рейтингов

можно выделить группы отстающих, равномерно развивающихся и передовых областей.

Если обозначить через Етт, Етах минимальный и максимальный интегральные рейтинги соответственно, то отстающим областям будут соответствовать параметры Е, заключенные в интервале (Етт, Е), равномерно развивающимся - в интервале (Е1, Е2), передовым - в интервале (Е2, Етах). Значения Е1 и Е2 - можно вычислить следующим образом, соответственно:

3Е + Е

77 _ тт тах

Е"-4-

Е + 3Е

р^ _ тт тах

(2)

4 (3)

На основании полученных интегральных количественных рейтингов распределим области региона по группам

(рис. 3).

отстающие

V

передовые

о о ласти

равномерно области развивающиеся области

Рис. 3. Групповая классификация регионов на основании интегральных количественных рейтингов

Рассчитаем уровень социально-экономического развития областей Центрального Федерального округа (ЦФО) за 2014 год с помощью методики интегральных количественных рейтингов. Интегральные количественные рейтинги территорий с позиции социально-

экономического развития представлены рис.4. Находим Етт = 0,61; Етах= 1,70; Е1 = 0,89 и Е2 = 1,43. Таким образом, по уровню асимметрии, с позиций экономико-социального развития, области Центрального федерального округа образовали следующие группы:

Группа 1. Отстающие области: Брянская, Владимирская, Ивановская,

Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская; Группа 2. Равномерно развивающиеся области: Воронежская, Курская, Липецкая, Ярославская, Тульская; Группа 3. Передовые области: Белгородская, Московская области, г. Москва.

Белгородская область

Ярославская облас Тульская область,

Тверская область Тамбовская область

Смоленская область

Рязанская область

Орловская область

Московская область

рянская область

ладимирская область

Воронежская область Ивановская область

Калужская область

Костромская область

урская область ипецкая область

Рис. 4. Рейтинги асимметрии развития областей Центрального федерального округа

Описанная методика расчета уровня асимметрии региона позволяет комплексно оценить привлекательность территорий для бизнеса. Это способствует тому, чтобы предприниматели более уверенно осуществляли свою деятельность на избранной территории в связи с тем, что она также привлекательна и для населения, без которого ни один бизнес не сможет эффективно развиваться. На основе показателей асимметрии внутрирегионального развития представляется возможным также осуществлять политику сглаживания территорий. Таким образом, управление уровнем территориального неравенства областей Центрального федерального округа, - это в значительной мере вопрос инвестиций в социально-экономическую сферу.

Эффективность реализации стратегии развития региона во многом зависит от создания системы мониторинга социально-экономических процессов. Организация мониторинга определяется комплексом механизмов практической реализации стратегии и при этом применимость тех или иных методов и инструментов управления зависит от достоверности и оперативной оценки происходящих процессов в социально- экономической сфере.

Для принятия стратегических планов управления финансовыми процессами, структурами и субъектами федерального подчинения, для сравнительного анализа состояния и хода социально-экономических процессов на территориях, по мнению автора, целесообразно использовать следующий методический

подход, представленный в федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы)», и отражающий основные положения, принципы, систему показателей и алгоритм комплексной оценки регионального развития:

Ё г

я, =

1=1,2,

п ;

п

(4)

где гу- место (рейтинг) 1- го региона по j-му фактор у,

Ш - место (рейтинг) 1-го региона в округе,

п - число регионов (субъектов), включенных в округ.

Данная методика рассмотрена на примере Центрального федерального округа. При оценке рейтинга региона обязательно определяется приоритетность факторов, доминирующих в данный период на исследуемой территории. В исследуемом периоде (2014 год) при определении рейтингов областей Центрального федерального округа принят приоритет развития социальной сферы. Для дальнейшего развития научного исследования было проведено ранжирование ряда социальных и производственных показателей. По итогам 2014 г. регион занял последнюю позицию (рис. 5).

Рис. 5. Рейтинг областей Центрального федерального округа по итогам 2014 г.

Общероссийский анализ показывает более неутешительную картину: с рейтингом общего развития Ивановского региона на «замыкающих» позициях (65 место по социально-экономическим показателям) из 83 субъектов Российской Федерации [4]. Объективные различия

российских регионов по уровню развития и качеству жизни, обусловленные геополитическим положением экономическими и историческими особенностями, за период реформирования усилились до степени контрастных. В связи с этим смягчение межрегиональных контрастов,

подтягивание отсталых и депрессивных регионов до среднего уровня предлагается считать содержанием государственной региональной политики.

Политические и экономические реформы, осуществляемые сегодня в России, объективно способствуют усилению внимания к территориальному аспекту управления. Решение широкого круга проблем социального, экономического, градостроительного характера в значительной мере определяется конкретными социально-экономическими условиями, присущими той или иной территории. От знания этих условий, их правильного учета в значительной мере зависят конечные результаты социально-экономического развития региона [1]. Анализ сложившихся условий определяет приоритеты государственного регулирования (стимулирования) тех или иных отраслей в процессе стихийно складывающейся отраслевой посткризисной реструктуризации экономики региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гонова О.В. Социально-экономическое развитие региона: модели рейтинговой оценки // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. № 3 (23). - Иваново: ИГХТУ, 2010.

2. Гонова О.В., Малыгин А.А., Буйских В.А. Совершенствование учетно-аналитического механизма инновационного управления производством // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. № 4 (36). - Иваново: ИГХТУ, 2013.

3. О стратегии социально -экономического развития Ивановской области до 2020 года. Закон Ивановской области от 11.03.2010 г. № 22-03 // СПС «Гарант».

4. Рейтинг субъектов РФ по итогам 2014 года. //Интернет-ресурс. Режим доступа: http ://ria.ru/infografika/20150616/1061393359.html (дата обращения 22.07.2015)

5. Gonova O.V., Malygin A.A., Bujskikh V.A. Mathematical diagnostics of sustainable economic development of the region. European Science and Technology [Text]: materials of the IX international research and practice conference, Munich, December 24th - 25th, 2014 / publishing office Vela Verlag Waldkraiburg - Munich - Germany, 2014 - 604 p. (152-163 стр.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Статья выполнена по результатам научных исследований в рамках реализации Гранта РФФИ №15-46-03180 «Разработка системы количественных методов и алгоритмического инструментария для оценки и анализа структурных изменений в динамике социально-экономических преобразований Ивановской области».

Рукопись поступила в редакцию 14.09.2015.

MODELING OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF THE REGION

(ON THE MATERIALS OF IVANOVO REGION)

O. Gonova

The questions of modeling socio-economic processes at the regional level. A prerequisite for the study is a major transformation and structural change in today's economic environment. It is essential to change the way of economic management, the composition of the subjects of the control system, the relationship between them, values and criteria for performance evaluation, which contributed to the complication indicators describing its operation, and demanded that the scientific community of new methods and techniques for the study of the problem

Keywords: mathematical diagnostics, the regional economy, the rating assessment, monitoring social and economic situation of the regions, innovative management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.