Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА'

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
71
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / МОЛОДЕЖНЫЙ ТУРИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ / ВОВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зиновьева Т. А.

В данной статье рассматривается проблема вовлечения молодежи в развитие сельского туризма. В работе приводятся результаты исследования на тему: «Проблемы вовлечения молодежи в развитие сельского туризма», которое было проведено зимой 2023 года. Данная тема актуальна в современном мире, поскольку молодежь, владея большим кадровым ресурсом, находится в поиске области для профессиональной деятельности, в которой можно было бы реализовать все свои возможности. Одной из таких перспективных сфер выступает сельский туризм, обладающий весомым потенциалом для совершенствования и развития, поскольку он связан с большим количеством экологических и природных ресурсов. Вовлечение молодых людей в развитие данного вида туризма позволяет не только обеспечить последних трудовыми местами, но и значительно укреплять позиции национальной экономики и развивать территориальный фонд в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зиновьева Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL STUDY OF THE PROBLEM OF INVOLVING YOUTH IN THE DEVELOPMENT OF RURAL TOURISM

This article deals with the problem of involving young people in the development of rural tourism. The paper presents the results of a study on the topic: "Problems of involving youth in the development of rural tourism", which was conducted in the winter of 2023. This topic is relevant in the modern world, since young people, owning a large human resource, are in search of an area for professional activity in which they could realize all their potential. One of these promising areas is rural tourism, which has significant potential for improvement and development, since it is associated with a large number of environmental and natural resources. The involvement of young people in the development of this type of tourism allows not only providing the latter with jobs, but also significantly strengthening the position of the national economy and developing the territorial fund in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА»

Социологическое исследование проблемы вовлечения молодежи в развитие сельского

туризма

Sociological study of the problem of involving youth in the development of rural tourism

Зиновьева Т.А.

Студент 4 курса, Социально-теологический ф-т, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

РФ, г. Белгород e-mail: tatyana. zinoveva.2001@mail. ru

Zinovieva T.

4rdyear student, socio-theological faculty, Belgorod State National Research University,

Russian, Belgorod e-mail: [email protected]

Научный руководитель Ковальчук О.В.

доцент кафедры социологии и организации работы с молодежью, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

РФ, г. Белгород e-mail: kovalchuk@bsu. edu. ru

Scientific supervisor Kovalchuk O. V.

associate Professor of the Department of Sociology and Organization of Work with Youth,

Belgorod State National Research University,

Russian, Belgorod e-mail: [email protected]

Аннотация.

В данной статье рассматривается проблема вовлечения молодежи в развитие сельского туризма. В работе приводятся результаты исследования на тему: «Проблемы вовлечения молодежи в развитие сельского туризма», которое было проведено зимой 2023 года. Данная тема актуальна в современном мире, поскольку молодежь, владея большим кадровым ресурсом, находится в поиске области для профессиональной деятельности, в которой можно было бы реализовать все свои возможности. Одной из таких перспективных сфер выступает сельский туризм, обладающий весомым потенциалом для совершенствования и развития, поскольку он связан с большим количеством экологических и природных ресурсов. Вовлечение молодых людей в развитие данного вида туризма позволяет не только обеспечить последних трудовыми местами, но и значительно укреплять позиции национальной экономики и развивать территориальный фонд в Российской Федерации.

Annotation.

This article deals with the problem of involving young people in the development of rural tourism. The paper presents the results of a study on the topic: "Problems of involving youth in the development of rural tourism", which was conducted in the winter of 2023. This topic is relevant in the modern world, since young people, owning a large human resource, are in search of an area for professional activity in which they could realize all their potential. One of these promising areas is rural tourism, which has significant potential for improvement and development, since it is associated with a large number of environmental and natural resources. The involvement of young people in the development of this type of tourism allows not only providing the latter with jobs, but also significantly strengthening the position of the national economy and developing the territorial fund in the Russian Federation.

Ключевые слова: сельский туризм, молодежный туризм, молодежь, кадровый потенциал молодежи, вовлечение молодежи в развитие сельского туризма.

Key words: rural tourism, youth tourism, youth, youth personnel potential, involvement of youth in the development of rural tourism.

Для представителей молодого поколения одной из наиболее важных проблем является поиск сферы для трудоустройства, в которой молодой человек смог бы построить карьеру и удовлетворить собственные потребности и запросы (получать высокую зарплату/повышать свой социальный статус/развивать компетенции и т.д.). Одной из таких перспективных областей выступает сельский туризм, обладающий весомым потенциалом для совершенствования и развития, поскольку он связан с большим количеством экологических и природных ресурсов. Это обусловлено ростом спроса на его услуги в текущей геополитической обстановки, его участием в экономике страны, а также широким профилем специальностей, которые могут быть здесь трудоустроены. Так, становится актуальной проблема вовлечения молодежи в развитие сферы сельского туризма для их профессиональной самореализации.

А.Ю. Александрова и А.В. Каменец в рамках социально-экономического подхода рассматривают ключевые подходы к развитию сельского туризма путем привлечения молодежи. Их можно сгруппировать по двум основным направлениям: поддержание и развитие территорий и работа над рекламой и позиционированием важности сельского туризма для молодежи. Таким образом, сельский туризм как перспективное направление для привлечения молодежи определяет необходимость наличия следующих условий:

- в наличии должен быть свободный или условно свободный жилой фонд на сельских территориях;

- наличие высокого уровня комфортности и отличное состояние этого жилого фонда;

- должна присутствовать системная государственная поддержка сельских туристических хозяйств и деятельности работающей на них молодежи;

- должна быть осуществлена организационная поддержка: созданы специальные структуры, оказывающие системную помощь и занимающиеся организацией данного сектора туристической индустрии, а также необходимо внедрять информационные технологии, за счет которых может быть организовано создание масштабного рынка сельского туризма в виртуальной форме;

- необходимо организовать объединения субъектов сельского туризма, которые будут поддерживать портал с базами данных в рамках всего сельско-туристического сектора;

- должна быть организована финансовая поддержка (льготное кредитование сельского туризма);

- необходимо увеличить медиа-сопровождение всех процессов в данной области: как непосредственных туристических мероприятий, так созидательно-организационных событий;

- необходимо развивать молодежный туризм, который повлечет за собой развитие субъектной позиции молодежи относительно организации сельского туризма.

Реализация указанных требований должна способствовать тому, что сельский туризм будет выступать в качестве перспективного стратегического направления для трудоустройства молодежи, поскольку последние будут обеспечены всеми необходимыми ресурсами и условиями для реализации своего потенциала и способностей. Как следствие, обновленные места сельского туризма будут позиционироваться как вид результативного несельскохозяйственного бизнеса, являющегося выгодным местом для привлечения новых молодых кадров, так как за счет необходимости развития туристической инфраструктуры данное направление будет активно поддерживаться различными формами органами власти всех уровней. Так, молодые люди потенциально получают две ключевые возможности:

- развитие своих профессиональных умений и навыков путем реализации трудовой активности;

- получение достойного уровня заработной платы, позволяющей стабилизировать свое финансовое положение, характеризующееся неустойчивостью ввиду особенностей данной социально-демографической группы.

А.С. Бурмак в рамках рационального подхода выделяет ряд объективных причин, на основании которых необходимо организовывать вовлечение молодежи в развитие сельского туризма, поскольку они демонстрируют очевидные преимущества для рассматриваемой категории населения. Среди данных позитивных факторов выделяют:

1) Организация сельского туризма не требует значительных материальных вложений, поскольку для взаимодействия с клиентами используются уже имеющиеся постройки фермеров, которые могут требовать только доработок в своей инфраструктуре.

2) Для молодых людей предоставляются рабочие места в различных сферах: гостиничный и ресторанный бизнес, розничная торговля, экскурсионное обслуживание, экономическая деятельность и т.д. Это позволяет обеспечить рабочие места для молодых людей широких специальностей обучения.

3) Новые возможности для развития молодежного бизнеса и предпринимательской активности. Молодые люди могут даже не напрямую вовлекаться в развитие сельского туризма, а развивать его косвенно. Например, можно организовать предприятие по поставкам, продажам местных продуктов и товаров.

4) Карьерные перспективы для молодых специалистов. В небольших населенных пунктах гораздо больше возможностей для непосредственного участия в управлении туристским бизнесом. Кроме того, актуальность сельского туризма и его потенциальный ресурс для развития экономики страны в период геополитической нестабильности делает его эффективной площадкой для развития карьерных стратегий молодежи во многих направлениях.

5) Сельский туризм несет в себе интегрирующую функцию, объединяя различные общественные сферы, что позволяет молодежи заводить новые социальные контакты и коммуникативные связи, развиваться в своей профессиональной сфере и в смежных направлениях.

6) Сельский туризм позволяет развивать культурную составляющую и сферу искусства путем организации различных выставок, ярмарок и т.д. Это позволяет привлекать молодых деятелей искусства, ландшафтного дизайна и давать им возможность развиваться в актуальной, нестандартной и относительно новой сфере деятельности.

8) Приток новых молодых кадров для развития сельского туризма повлечет за собой необходимость для власти перераспределять бюджет и улучшать инфраструктуру местности. Это позитивно скажется на жизни сельской молодежи, даст им возможность для развития собственных предприятий.

Таким образом, перечисленные положения определяют преимущества вовлечения молодежи в развитие данного вида туризма. Основным преимуществом является перспективность сельского туризма как инструмента для укрепления внутренней экономики страны, а также его потенциал для использования различных профессий и объединения их единой целью. Эти преимущества необходимо освещать при работе с молодежью, что позволит повысить привлекательность сферы сельского туризма.

При этом развитие сельского туризма осложняется рядом факторов, в частности, низкой популярностью сельского туризма у россиян, недостаточная информационная освещенность о плюсах сельского туризма, нехватка отраслевых специалистов, способных реализовать весь потенциал отрасли и т.д. Потенциал молодого поколения способен оказать содействие в решении этих проблем, повысить популярность и спрос на сельский туризм в Российской Федерации.

Для решения поставленной задачи необходимо определить основные стимулирующие и препятствующие к привлечению молодежи к работе в сфере сельского туризма факторы. С этой целью было подготовлено и проведено авторское социологическое исследование среди молодых людей в возрасте от 19 до 22 лет, обучающихся в высших учебных заведениях и проживающих в городе Курске (N=385).

Молодые люди испытывают неодинаковый интерес к различным видам сельского туризма. Так, наибольший интерес для целевой группы представляют волонтерский туризм, туризм «пребывания» и гастрономические туры (см. рисунок 1).

е) этнографический туризм (знакомство с местными... д) общинный экотуризм (туризм экосообщества) г) гастрономические туры (традиционные блюда и напитки) в) волонтерский туризм (туризм с

погружением в сельскую... б) туризм пребывания («пожить в деревне», получить новый опыт) а) агротуризм (сбор урожая)

50

%

27

68%

70%

0%

20% 40% 60% 80%

Рисунок 1. Наиболее предпочтительные для респондентов виды сельского туризма Проведем оценку сектора сельского туризма как места для профессиональной самореализации молодых

людей. Стоит отметить, что 57% участников опроса признают сектор сельского туризма перспективной сферой

развития. Еще 20% затруднились дать оценку этому направлению, в то время как остальные разделились во

мнениях, что это не особо перспективный вид туризма и что оно совсем не перспективно (15% и 8%

соответственно).

Далее узнаем, какие мероприятия в сфере сельского туризма позволят привлечь молодые кадры (см. рисунок 2).

д) необходимо развивать молодежный туризм, который повлечет за собой развитие субъектной позиции молодежи относительно организации сельского туризма

г) необходимо увеличить медиа-сопровождение и информированность о всех процессов в данной области

в) должна быть организована финансовая поддержка (дополнительные льготы, субсидии и т.д. помимо заработной платы)

б) должна присутствовать системная государственная поддержка сельских туристических хозяйств и деятельности работающей на них молодежи

а) обеспечение комфортных условий проживания, развитие (исходя из возможностей местности) инфраструктуры в этом направлении

31

33

1

59

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рисунок 2. Мероприятия, которые, по мнению респондентов, позволят привлечь молодежь в развитие сельского

туризма

66%

3

43

89

Можно прийти к выводу, что основными стимулами для привлечения молодежи является наличие системной поддержки государства, обеспечение комфортных условий проживания в конкретной местности, а также развитие медиа сопровождения возможностей и плюсов работы в сфере сельского туризма для его популяризации среди молодых кадров. Соблюдение данных условий потенциально увеличит процент молодых людей, которые смогут увидеть ряд перспектив для своего развития в секторе сельского туризма и захотят принять участие в его развитии.

В противовес факторов, привлекающих молодых людей к работе в сфере сельского туризма, проанализируем препятствующие этому аспекты. Так, большинство опрошенных полагают, что основными причинами являются нехватка продвигающих рассматриваемый сегмент специалистов и небольшое количество информации о ней в целом (38% и 31% соответственно). Еще 26% предположили, что проблема в отсутствии поддержки со стороны власти, которая является ключевым ресурсом в индустрии сельского туризма, а еще 5%

Молодые люди считают, что для популяризации сельского туризма среди молодежи следует чаще использовать ряд определенных активностей: приглашение молодежи для участия в туристских мероприятиях в качестве туристов; конкурсы с целью развития бизнеса в сфере сельского туризма; больше фестивалей и иных культурно-событийных мероприятий. По их мнению, данные форматы будут наиболее востребованы у целевой аудитории (см. рисунок 3):

а) развитие волонтерской направленности

б) усиление взаимодействия с вузами для привлечения студентов к стажировкам

в) приглашение молодежи для участия в туристских мероприятиях в качестве туристов

г) конкурсы с целью развития бизнеса в сфере сельского туризма

д) больше фестивалей и иных культурно-событийных мероприятий

е) больше образовательно-просветительских мероприятий

ил

Рисунок 3. Форматы активностей для привлечения молодежи в развитие сельского туризма

Анализ результатов ответов на открытый вопрос о тех форматах мероприятий сельского туризма, в

котором респондентам было бы интересно принять участие, позволил получить несколько групп типовых ответов:

1. Мероприятия, предполагающие полное погружение в определенную сельскую местность (с учетом элементов культуры и местных традиций);

2. Конкурсные и развлекательные фестивали, где молодежь смогла бы продемонстрировать свой творческий потенциал, решать какие-либо задачи, демонстрировать проекты;

3. Культурно-событийные фестивали с элементами местных традиций и культуры.

Таким образом, можно заключить, что опрошенные по большему счету видят ценность сферы сельского туризма, однако указывают на недостатки в ее развитии (со стороны улучшения инфраструктуры, поддержки и сопровождения со стороны органов власти) и информационно-просветительском освещении среди населения. Рассматриваемая сфера представляет однозначный интерес для молодежи с точки зрения тех типов сельского туризма, которые предполагают глубокое погружение и вовлечение в местную культуру и обычаи. Стоит предположить, что правильное позиционирование и вакансий в этих сегментах позволит увеличить спрос на них среди молодежи. Кроме того, целесообразно рассмотреть использование проектного подхода для решения исследуемой проблемы. Подготавливаемые в его рамках комплексы мероприятия обеспечат высокую вовлеченность молодежи, позволят ей стать субъектом развития сельского туризма и проверить в этом направлении свои профессиональные компетенции.

Список используемой литературы:

1. Бурмак, А.С. Понятие молодежный туризм и его существенные признаки / А.С. Бурмак. - М.: Аспект Пресс, 2018. - 45 с.

2. Волков, С.К. Сельский туризм в РФ: тенденции и перспективы развития // Экономика, предпринимательство и право. - 2012. - № 6. - С.30-38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кайкова А.И. Развитие молодежного туризма // Международный студенческий научный вестник. -2015. - № 4-3. - С. 379-380.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.