Научная статья на тему 'Инструментарий привлечения сельского населения к туристской деятельности'

Инструментарий привлечения сельского населения к туристской деятельности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
933
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
население / сельский туризм / мероприятия / population / rural tourism / arrangements

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Трухачев Александр Владимирович

Преодоление стереотипов традиционной занятости является одной из сложнейших задач в регионах, обладающих устойчивой структурой рынка труда. В первую очередь это касается сельских территорий, где сельскохозяйственные виды деятельности являются основными источниками трудовых мест, но при этом обладают ярко выраженной сезонностью, а также испытывают негативное влияние оттока рабочей силы. Развитие сельского туризма как одного из несельскохозяйственных видов деятельности, как показывает зарубежный опыт, является одним из факторов сохранения, удержания и привлечения трудовых ресурсов в сельских территориях. Однако освоение данного фактора зачастую требует реализации целевых усилий местных и региональных туристских администраций. Целью статьи выступает предложение системы инструментария привлечения сельского населения к туристской индустрии. Разработка инструментария вовлечения сельского населения в туристскую деятельность проводится с целью реализовать функции развития сельского туризма как фактора устойчивого развития сельских территорий. Работа с населением выступает важнейшим аспектом развития сельского туризма. Владельцы хозяйств должны убедиться в перспективах развития туристской деятельности на селе, своих возможностях создать и управлять аттрактивным туристским продуктом, получить доступ к необходимым технологиям. В связи с этим считаем целесообразным предложить ряд инструментов, направленных на формирование эффективной системы вовлечения сельского населения в туристскую деятельность. Повышение вовлечённости сельского населения в участие в туристской деятельности позволит существенно расширить спектр оказываемых услуг, будет способствовать решению важнейших социальных вопросов на территориях малых городов, сельских поселений и иных муниципальных образований в регионе. В статье описан инструментарий привлечения сельского населения к занятиям туристской деятельностью, к которому относятся мероприятия по информированию и просвещению в сфере сельского туризма. В соответствии с результатами авторского исследования потребностей субъектов сельского туризма в методической поддержке представлена типовая программа информационно-консультационных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTRUMENTS OF ATTRACTION RURAL POPULATION TO TOURISM ACTIVITY

Overcoming stereotypes of traditional employment is one of the biggest challenges in regions with a stable structure of the labor market. This primarily concerns rural areas, where agricultural activities are the main sources of labor places, but at the same time they have a pronounced seasonality and experience the negative impact of the outflow of labor. As foreign experience shows, development of rural tourism as a kind of non-agricultural activity is one of the factors saving, retention and attraction of labor resources in rural areas. However, the development of this factor often requires the implementation of targeted efforts of local and regional tourism bodies. The article is focused on the offering the system of instruments of attraction the rural population to the tourist industry. Development of instruments of involving the rural population in tourist activities is carried out in order to realize the functions of rural tourism as a factor of sustainable development of rural areas. Work with the population is an important aspect of the development of rural tourism. Owners of households have to make sure in the prospects of development of tourism activities in rural areas, and in their ability to create and manage the attractive tourism product; they also have to gain access to the necessary technologies. In this regard, we consider it expedient to offer number of instruments aimed at creating an effective system of involving the rural population in tourism activities. Increasing the involvement of the rural population in tourism activities will significantly expand the range of services, will contribute to solving the most important social issues in the areas of small towns and rural settlements and other municipal entities in the region. This article describes instruments of attracting the rural population to occupations in tourism activity, which includes measures for information and education in the field of rural tourism. Based on the authorial research of the needs of subjects of rural tourism in the methodological support the exemplary program of information and consulting arrangements is proposed.

Текст научной работы на тему «Инструментарий привлечения сельского населения к туристской деятельности»

УДК 338.48 DOI: 10.12737/17799

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ К ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Трухачев Александр Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма и сервиса, crsstgau@ya.ru

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь, Российская Федерация

Преодоление стереотипов традиционной занятости является одной из сложнейших задач в регионах, обладающих устойчивой структурой рынка труда. В первую очередь это касается сельских территорий, где сельскохозяйственные виды деятельности являются основными источниками трудовых мест, но при этом обладают ярко выраженной сезонностью, а также испытывают негативное влияние оттока рабочей силы. Развитие сельского туризма как одного из несельскохозяйственных видов деятельности, как показывает зарубежный опыт, является одним из факторов сохранения, удержания и привлечения трудовых ресурсов в сельских территориях. Однако освоение данного фактора зачастую требует реализации целевых усилий местных и региональных туристских администраций.

Целью статьи выступает предложение системы инструментария привлечения сельского населения к туристской индустрии. Разработка инструментария вовлечения сельского населения в туристскую деятельность проводится с целью реализовать функции развития сельского туризма как фактора устойчивого развития сельских территорий. Работа с населением выступает важнейшим аспектом развития сельского туризма. Владельцы хозяйств должны убедиться в перспективах развития туристской деятельности на селе, своих возможностях создать и управлять аттрактивным туристским продуктом, получить доступ к необходимым технологиям. В связи с этим считаем целесообразным предложить ряд инструментов, направленных на формирование эффективной системы вовлечения сельского населения в туристскую деятельность.

Повышение вовлечённости сельского населения в участие в туристской деятельности позволит существенно расширить спектр оказываемых услуг, будет способствовать решению важнейших социальных вопросов на территориях малых городов, сельских поселений и иных муниципальных образований в регионе.

В статье описан инструментарий привлечения сельского населения к занятиям туристской деятельностью, к которому относятся мероприятия по информированию и просвещению в сфере сельского туризма. В соответствии с результатами авторского исследования потребностей субъектов сельского туризма в методической поддержке представлена типовая программа информационно-консультационных мероприятий.

Ключевые слова: население, сельский туризм, мероприятия

Большинство экспертов едины во мнении, что управление социальной инфраструктурой и трудовыми ресурсами сельских территорий должно быть направлено на формирование эффективной миграции, сохранение и привлечение молодежи на село и в целом на повышение качества жизни сельского населения [9, 12, 14, 15]. Современный

этап развития сельского хозяйства и социально-экономических процессов в сельских территориях, стратегические перспективы и развитие технологий сопровождаются значительным разнообразием осуществляемых видов деятельности, а также соответствующей диверсификацией занятости [1, 5, 6]. Проблематика устойчивого социально-экономического развития села одним из ключевых факторов рассматривает кадровый ресурс через призму сохранения, удержания и привлечения населения, прежде всего, молодежи в сельские местности [3, 7]. В числе таких направлений диверсификации становится сельский туризм, являющийся одним из основных источников дополнительной занятости на селе в секторе несельскохозяйственных видов деятельности [2, 8]. Заметим, что современная система высшего и среднего образования не предполагает целевого обучения специалистов сельского туризма, возможно, это и не целесообразно. Однако нельзя не согласиться с тем, что потребность в обучении такого направления может стать основой развития сети региональных ресурсных центров дополнительного образования сферы туризма на селе [4]. Сельский туризм выступает как значимый фактор альтернативной занятости в сельских территориях, причём интересный как молодежи, так и вовлекающий в трудовые отношения экономически активное население и лиц третьего возраста [10]. Тем самым, привлечение населения к занятиям туристской деятельностью позволяет повысить эффективность использования трудового потенциала в сельской местности [11], а также сформировать дополнительные источники дохода сельского населения[12, 13]. Вместе с тем анализ научно-практических работ и нормативно-правового регулирования занятости на селе показывает, что системно этот вопрос не рассматривался. Однако сельский туризм, как многогранное и сложное явление, зачастую требует высококвалифицированных кадров, обладающих компетенциями в области обслуживания, анимации, проектирования туристского продукта и его маркетинга. Поэтому, с нашей точки зрения, инструментарий привлечения сельского населения к туристской деятельности должен включать в себя три составляющих (см. рис.).

Формулировка данной цели и выбор задач, необходимых для ее достижения должны соответствовать стратегическим целям и задачам развития туризма и сельского хозяйства, региональной политики, системы образования, социально-экономического развития. В связи с этим целесообразно принимать во внимание положения, сформулированные в указанных направлениях:

-установки, касающиеся развития структуры систем среднего, высшего и дополнительного образования в части дисциплинарной дифференциации;

-усиление профориентационной работы с молодежью, прежде всего, в сельских населенных пунктах;

-целевые индикаторы и направления развития профильных для стратегических отраслей и кластеров региона направления среднего и высшего образования;

-формирование и развитие системы переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы туризма в части развития трудового потенциала системы сельского туризма;

-координация, взаимодействие между участниками образовательного процесса: общего и среднего профессионального образования, высшего образования и профильных научных институтов туризма и сельского хозяйства;

-активизация деловой среды сельского туризма в регионе, в т.ч. проведение различных конференций и семинаров, интеграция вопросов развития сельского туризма в соответствующие профессиональные мероприятия;

-формирование механизмов стимулирования предпринимательства и поддержи развития малого бизнеса.

Инструментарий привлечения сельского населения к занятиям туристской деятельностью представлен на рисунке.

Задачами повышения информированности сельского населения региона о туристской деятельности выступают формирование позитивного отношения к сфере туризма в целом, в т.ч. сельского, пониманию значимости и возможностей сельского туризма, перспектив развития туристской деятельности в границах территории, а также вовлечение в событийные мероприятия сельского туризма.

Достижению этой цели будут способствовать мероприятия, связанные с распространением и разъяснением информации о развитии сельского туризма в туристской отрасли региона. В основе мероприятий должно лежать размещение публикаций в различных печатных и электронных СМИ, радио и телевидении региона материалов об эффективности развития сельского туризма, динамике основных показателей развития отрасли. Особое внимание следует уделять СМИ и иным каналам распространения информации, значимым в сельской местности региона. Это мероприятие позволит повысить информированность сельского населения региона о событиях в сфере туризма, а также о вкладе индустрии туризма в социально-экономическое развитие сельского территории.

Информирование населения о нормах, событиях, ценностях, традициях гостеприимства будет способствовать формированию позитивного отношения к гостям в сельской местности. Эта цель может достигаться как за счет мероприятий, так и за счет проведения открытых уроков и лекций. Данное и предыдущее мероприятия имеют особенно важное значение в решении задачи отвлечения сельского населения от стереотипных видов деятельности.

И нформ И рОВЭ ние Публикация в СМИ материалов об эффективности развития туризма в регионе, опыте развития сел ьского туризм а

населении о

сел ЬСКОМ туризма Информирование населения о событиях, ценностях гостеприимства, новостях отрасли

Профориентационная работа со школьниками на получение профессий в сферетуризма, заключение целевых договоров на обучение

Разработка мероприятий по формированию у подрастающего поколения патриотического, ответственного отношения к региону, сельским территориям

Содействие формированию волонтерских движений и их вовлечение в реализацию проектов, способствующих развитию сельского туризма в регионе

П рос ве ще ние п росвещение м ол одежи

населении в

сфере сельского _

туризма Проведение выездных обучающих мероприятий для специалистов в области сельского туризма и

п редп риним ател ей

Обеспечение координации между участниками образовательного процесса в сельском туризме

Поддержка профильного профессионального образования, системы подготовки и переподготовки кадров для предприятий индустрии туризма, интеграция в образовательный процесс проблематики развития сельского туризма

Вовлечен ие Организация и проведение ежегодных конкурсов в сфере сельского туризма

сельского

Организация и проведение фестивалей, праздников, конкурсов, мероприятий, посвященных памятным датам, туристско-спортивных соревнований в сельской местности

Создание системы преференций для участвующих в продвижении сельских туристских брендов, занимающихся сельским туризмом, инициирующих проекты в сфере сельского туризма

Проведение конкурса проектов по развитию сельских маршрутов/продуктов

населении в

туристскую

деительность

Гарантирование организационно-информационной поддержки проектов в сельском туризме

Рисунок - Инструментарий привлечения сельского населения к занятиям туристской деятельностью

Важным элементом повышения информированности сельского населения должна стать профориентационная работа со школьниками на получение профессий в сфере

сельского туризма, заключение целевых договоров на обучение. Это будет логичным продолжением информирования о сельском туризме.

Профориентационную работу логично дополнят мероприятия по формированию у подрастающего поколения патриотического, ответственного отношения к туристско-рекреационному потенциалу сельской местности. Целесообразно активное привлечение краеведов и историков региона. Данные мероприятия помогут обеспечить сельское население необходимыми сведениями о сельском туризме в области, с тем чтобы оказать необходимое содействие гостям региона. Кроме того, подобная информация крайне важна при формировании ядра сельского турпродукта, разработке досуговых и анимационных программ. Ее наличие доказывает возможность разработки и внедрения аутентичных турпродуктов.

Содействие формированию волонтёрских движений и их вовлечение в реализацию проектов, способствующих развитию сельского туризма в регионе, особо значимо для социально-экономических проектов. Такая работа будет способствовать снятию социальной напряженности, логично сопровождающей прирост числа въездов в сельскую местность. Кроме того, это мероприятие позволит развивать кадровый потенциал сельского туризма, а также сможет помочь предприятиям индустрии сельского туризма в решении проблем привлечения трудовых ресурсов на временной основе.

Целью просвещения сельского населения региона является развитие знаний о культурно-историческом наследии сельской местности региона, ее природном потенциале, а также развитие системы непрерывного образования в сфере сельского туризма. Достижению этой цели будут способствовать мероприятия, связанные с повышением доступности образования в сфере сельского туризма в регионе на всех уровнях. Развитие и поддержка туристско-краеведческой деятельности школьников и студентов позволит в интересной для молодежи форме формировать и развивать свод знаний о туристско-рекреационном потенциале сельской местности региона.

Более того, это мероприятие будет способствовать профориентации учащейся молодежи, выявлению наиболее успешных и заинтересованных для вовлечения в систему профильного туристского образования.

Поддержка профильного профессионального образования, системы подготовки и переподготовки кадров для предприятий индустрии туризма необходима для развития инфраструктуры туризма, повышения ресурсного обеспечения предприятий индустрии туризма в части трудовых и информационных ресурсов. Однако специфика сельского туризма обусловливает необходимость дополнения образовательного процесса

отдельными вопросами, связанными с проблематикой развития сельского туризма, его ресурсным обеспечением.

Проведение выездных обучающих мероприятий по вопросам вхождения на рынок туристских услуг, организации отдельных видов туризма, безопасности туристской деятельности в сельской местности целесообразно осуществлять в различных муниципальных образованиях региона, с тем чтобы повысить транспортную доступность образования в туризме.

Поскольку туристская деятельность в общем связана с постоянными изменениями в нормативно-правовой сфере, то необходимо предусмотреть проведение консультационных мероприятий для специалистов сельского туризма по изменениям в законодательстве. Такие меры важны не только для руководителей органов регулирования туризма на уровне местного самоуправления, но и для субъектов предпринимательской деятельности в сельском туризме.

Просветительская работа в сельском туризме охватывает разнообразные формы и уровни, что повышает значимость обеспечения координации между участниками образовательного процесса. Регулярные встречи представителей различных образовательных учреждений в сфере туризма с участием представителей предприятий индустрии сельского туризма позволят совершенствовать содержание образовательных программ, обеспечить их соответствие потребностям работодателей. Авторское исследование потребностей субъектов сельского туризма позволило сформировать типовую программу информационно-консультационных мероприятий, включающую проведение круглых столов, семинаров и иных интерактивных программ по следующим вопросам:

-формирование сельского туристского продукта и оптимизация бизнес-моделей его развития;

-маркетинговое сопровождение турпродукта, в т.ч. брендинг, организация сбыта, позиционирование и продвижение;

-использование новых технологий в сельском туризме;

-подготовка заявок и материалов на получение грантов, субсидий, иных форм поддержки федеральных/региональных/местных туристских администраций, участие в конкурсах и пр.

Принцип формирования типовой программы информационно-консультационных мероприятий субъекта Российской Федерации по развитию сельского туризма

заключается в равномерной информационно-консультационной загрузке в течение года с некоторым понижением в период летнего сезона (табл.).

Таблица - Типовая программа информационно-консультационных мероприятий субъекта Российской Федерации по развитию сельского туризма

№ Тематика информационно-консультационного мероприятия Форма мероприятия, длительность Примерный период проведения

1. Формирование сельского туристского продукта: возможности интеграции и кооперации Информационный семинар. Биржа контактов Январь

2. Развитие бизнес-модели организации сельского туризма Мастер-программы от экспертов-практиков

3. Технологии туристского обслуживания: особенности сельского туризма Блиц-семинары, экскурсии Февраль

4. Информационное сопровождение сельского тура Консультации экспертов

5. Инновационные технологии туристского сервиса: возможности использования в сельской местности Блиц-семинары, экскурсии Март

6. Позиционирование: сельский отдых Консультации/круглый стол с экспертами

7. Технологии продвижения сельского туристского продукта Work-shop Апрель

8. Технологии продвижения сельского туристского продукта: социальные сети и СМИ Консультации/круглый стол с экспертами

9. Брендинг в сельском туризме Семинар-дискуссия Май

10. Построение эффективных коммуникаций бренда сельского отдыха Консультации/круглый стол с экспертами Июнь

11. Анимационный сервис в сельской местности Мастер-класс, экскурсии Июль

12. Изучение потребностей целевых групп туристов Мастер-классы Август

13. Разработка программы развития сервиса Work-shop Сентябрь

14. Качество туристского сервиса Консультационный семинар Октябрь

15. Поддержка сельского туризма в регионе: возможности Информационный семинар

16. Поддержка сельского туризма в регионе: Как добиться? Консультации экспертов Ноябрь

17. Памятная продукция в сельском туризме: разработка линейки на следующий год Мастер-класс

18. Конкурентный анализ Work-shop Декабрь

Целью вовлечения сельского населения региона в туристскую деятельность выступает формирование и развитие необходимого кадрового потенциала сельского туризма, а также решение проблем повышения занятости и качества жизни сельского населения, развития несельскохозяйственных видов деятельности на селе.

Достижению этой цели будут способствовать мероприятия, связанные с повышением активности предприятий индустрии сельского туризма, улучшением имиджа туристских профессий, стимулированием занятости в сфере сельского туризма в регионе.

В стимулировании активности предприятий индустрии сельского туризма, как правило, важную роль играют различные конкурсы, сопровождаемые присвоения статуса

«Лучший ...... Устройство и проведение ежегодных конкурсов организаций и

индивидуальных предпринимателей может иметь следующие уровни:

-лучшее предприятие индустрии сельского туризма (по видам деятельности -КФХ, гостевой дом и пр.);

-лучший сельский туристский маршрут; -лучший сельский туристский продукт; -лучший сельский (гастрономический) сувенир; -лучший специалист.

Однако это мероприятие касается действующих предприятий и организаций. Поэтому для стимулирования появления новых идей и проектов в сфере сельского туризма следует предусмотреть проведение конкурса проектов по развитию сельских маршрутов/продуктов. В вовлечении населения важную роль также играет организация и проведение фестивалей, праздников, конкурсов, мероприятий, посвященных памятным датам, туристско-спортивных соревнований и иных мероприятий событийного сельского туризма.

Оценка мероприятий по просвещению, информированию и вовлечению сельского населения области в туристскую деятельность может быть выражена в следующих показателях:

-прирост численности занятых в сфере сельского туризма; -количество новых проектов в сфере сельского туризма;

-количество сельских жителей, прошедших подготовку/переподготовку по вопросам развития сельского туризма;

-количество мероприятий различного назначения (деловых, образовательных, пропагандистских), направленных на вовлечение населения в индустрию сельского туризма;

-прирост численности занятых в смежных отраслях сельских территорий. Вовлечение населения в туристскую деятельность позволяет формировать и развивать необходимый кадровый потенциал сельского туризма, а также отчасти решать проблемы повышения занятости и качества жизни сельского населения, развития несельскохозяйственных видов деятельности на селе. Опыт показывает, что в этом направлении эффективны мероприятия, связанные с повышением активности предприятий индустрии сельского туризма, улучшением имиджа туристских профессий, стимулированием занятости в сфере сельского туризма в регионе.

Литература

14. Абасова Х.У. Диверсификация занятости на основе многофункционального развития сельских территорий // Вопросы структуризации экономики. - 2012. - №1. -С. 60-61.

15. Агротуризм: опыт, проблемы, решения: материалы Международной научно-практической конференции / под ред. И.Л. Воротникова. - Саратов: ФГБОУ ВПО «ГАУ», 2012. - 184 с.

16. Голышев М. Е. Сущность устойчивого развития сельских территорий // Вестник НГИЭИ. - 2011. - №2 (3). - С. 19-39.

17. Дусенко С. В. О совершенствовании национальной системы подготовки кадров для сферы туризма на основе создания и развития сети региональных ресурсных центров дополнительного образования сферы туризма // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - №1. - С. 359-362.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Ермакова А.М., Зубарева Ю.В. Стратегическое развитие сельских территорий как условие развития рынка труда // Аграрный вестник Урала. - 2010. - №910. - С. 13-16.

19. Основные направления ускорения модернизации аграрного сектора сельской периферии Севера (на примере Республики Коми) / В.А. Иванов, В.В. Терентьев, А.С. Пономарева, Е.В. Иванова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2015. - №3 (39). - С. 163-178.

20. Илюхин А.А.,Илюхина С.В. Социальная инфраструктура и трудовые ресурсы сельских территорий // Экономика региона. - 2011. - №4. - С. 249-253.

21. Международной форум «Сельский туризм»: сборник материалов / под общ. ред. М П. Щетинина. - Барнаул: АЗБУКА, 2013. - 346 с.

22. Молчаненко С.А. Тенденции и факторы развития аграрного туризма // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2015. - №17. -С.173-177.

23. Нехода Е.В., Загайнов А. А. Альтернативная занятость в сельских территориях // Вестник Том. гос. ун-та. Экономика. - 2013. - №2 (22). - С. 102-109.

24. Павлов А.Ю., Рассадин В.В. Повышение эффективности использования трудового потенциала как фактор сохранения сельских территорий // Фундаментальные исследования. - 2015. - №2-2. - С. 362-365.

25. Садыков Р.М. Занятость молодежи в сельской местности: проблемы и пути решения // Вестник Башкирск. ун-та. - 2011. - №1. - С. 218-222.

26. Скульская Л.В., Широкова Т.К. Сельский туризм и народные промыслы как дополнительные источники дохода сельского населения // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. - 2011. - №9. - С. 151-165.

27. Тимошенко М.А., Медведева Л.Н. Управление социальными системами сельских территорий как основа для повышения качества жизни населения // Известия НВ АУК. - 2011. - №2. - С. 258-264.

28. Шарифов Ш.Д., Абдуллоева А.Т. Некоторые причины трудовой миграции сельского населения // Вестник ТГУПБП. - 2012. - №3 (51). - С. 122-127.

INSTRUMENTS OF ATTRACTION RURAL POPULATION TO TOURISM ACTIVITY

Aleksander Trukhachev, PhD in Economic sciences, Associate Professor,

crsstgau@ya.ru

Stavropol State Agrarian University Stavropol, Russian Federation

Overcoming stereotypes of traditional employment is one of the biggest challenges in regions with a stable structure of the labor market. This primarily concerns rural areas, where agricultural activities are the main sources of labor places, but at the same time they have a pronounced seasonality and experience the negative impact of the outflow of labor. As foreign experience shows, development of rural tourism as a kind of non-agricultural activity is one of the factors saving, retention and attraction of labor resources in rural areas. However, the development of this factor often requires the implementation of targeted efforts of local and regional tourism bodies.

The article is focused on the offering the system of instruments of attraction the rural population to the tourist industry. Development of instruments of involving the rural population in tourist activities is carried out in order to realize the functions of rural tourism as a factor of sustainable development of rural areas. Work with the population is an important aspect of the development of rural tourism. Owners of households have to make sure in the prospects of development of tourism activities in rural areas, and in their ability to create and manage the attractive tourism product; they also have to gain access to the necessary technologies. In this regard, we consider it expedient to offer number of instruments aimed at creating an effective system of involving the rural population in tourism activities.

Increasing the involvement of the rural population in tourism activities will significantly expand the range of services, will contribute to solving the most important social issues in the areas of small towns and rural settlements and other municipal entities in the region.

This article describes instruments of attracting the rural population to occupations in tourism activity, which includes measures for information and education in the field of rural tourism. Based on the authorial research of the needs of subjects of rural tourism in the methodological support the exemplary program of information and consulting arrangements is proposed.

Keywords: population, rural tourism, arrangements

References

1. Abasova H.U. Diversifikacija zanjatosti na osnove mnogofunkcional'nogo razvitija sel'skih territorij [Diversification of employment on the basis of multifunctional development of rural areas] // Voprosy strukturizacii ekonomiki [Issues of structuring economy]. 2012. №1. Pp. 60-61.

2. Agroturizm: opyt, problemy, reshenija [Agricultural tourism: experience, problems and solutions]: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Materials of International scientific-practical conference] / Ed. by I.L. Vorotnikov. Saratov: SAU, 2012. 184 p.

3. Golyshev M.E.. Sushhnost' ustojchivogo razvitija sel'skih territorij [Essence of stable progress of rural territories] // Vestnik NGIEI [Bulletin of the Nizhny Novgorod State Engineering-Economic Institute]. 2011. №2 (3). Pp. 19-39.

4. Dusenko S.V. O sovershenstvovanii nacional'noj sistemy podgotovki kadrov dlja sfery turizma na osnove sozdanija i razvitija seti regional'nyh resursnyh centrov dopolnitel'nogo obrazovanija sfery turizma [On improvement of national training systems for the tourism industry through the creation and development of a network of regional resource centers of additional tourism education] // Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta [Bulletin of the Kazan Technological University]. 2014. №1. Pp. 359-362.

5. Ermakova A.M, Zubarev Ju.V. Strategicheskoe razvitie sel'skih territorij kak uslovie razvitija rynka truda [Strategic development of rural territories as the condition of development of the labour market] // Agrarnyj vestnik Urala [Agrarian Bulletin of the Urals]. 2010. №9-10. Pp. 13-16.

6. Ivanov V.A., Terentyev V.V., Ponomareva A.S., Ivanova E.V. Osnovnye napravlenija uskorenija modernizacii agrarnogo sektora sel'skoj periferii Severa (na primere Respubliki Komi) [Main Directions for Accelerating Modernization in the Agricultural Sector in the Rural Periphery of the North (Case Study of the Komi Republic)] // Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast]. 2015. №3 (39). Pp. 163-178.

7. Ilyukhin A.A., Ilyukhina S.V. Social'naja infrastruktura i trudovye resursy sel'skih territorij [Social infrastructure and labour resources of rural territories] // Ekonomika regiona [Region's Economy]. 2011. №4. Pp. 249-253.

8. Mezhdunarodnoj forum «Sel'skij turizm»: sbornik materialov [International Forum "Rural tourism": a collection of materials] / Ed. M.P. Shhetinin. Barnaul: AZBUKA, 2013. 346 p.

9. Molchanenko S.A. Tendencii i faktory razvitija agrarnogo turizma [Development trends and factors of agrarian tourism] // Fundamental'nye i prikladnye issledovanija: problemy i rezul'taty [Fundamental and applied research: challenges and results]. 2015. №17. Pp. 173-177.

10. Nekhoda E.V., Zagaynov A.A. Al'ternativnaja zanjatost' v sel'skih territorijah [Alternative employment in rural areas] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika [Tomsk State University Journal of Economics]. 2013. №2 (22). Pp. 102-109.

11. Pavlov A.Y., Rassadin V.V. Povyshenie effektivnosti ispol'zovanija trudovogo potenciala kak faktor sohranenija sel'skih territorij [Improving the efficiency of use of labour potential as a factor in the preservation of rural areas] // Fundamental'nye issledovanija [Fundamental research]. 2015. №2-2. Pp. 362-365.

12. Sadykov R.M. Zanjatost' molodezhi v sel'skoj mestnosti: problemy i puti reshenija [Topical problems of village and policy in employing rural youth] // Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2011. №1. Pp. 218-222.

13. Skul'skaja L.V., Shirokova T.K. Sel'skij turizm i narodnye promysly kak dopolnitel'nye istochniki dohoda sel'skogo naselenija [Rural tourism and crafts as additional sources of income of the rural population] // Nauchnye trudy: Institut narodnohozjajstvennogo prognozirovanija RAN [Scientific Articles - Institute of Economic Forecasting Russian Academy of Sciences]. 2011. №9. Pp. 151-165.

14. Timoshenko M.A., Medvedeva L.N. Upravlenie social'nymi sistemami sel'skih territorij kak osnova dlja povyshenija kachestva zhizni naselenija [Rural areas social systems management as the basis for rural population life quality improving] // Izvestija Nizhnevolzhskogo agrouniversitetskogo kompleksa: nauka i vysshee professional'noe obrazovanie [Proceedings of Nizhnevolzskiy Agrouniversity Complex: science And Higher Vocational Education]. 2011. №2. Pp. 258-264.

15. Sharifov Sh.Dj., Abdulloeva A.T. Nekotorye prichiny trudovoj migracii sel'skogo naselenija [Some Reasons for Rural Population's Labour Migration] // Vestnik TGUPBP [Herald of TSULBP]. 2012. №3 (51). Pp. 122-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.