Научная статья на тему 'Роль учреждений культуры в сохранении и развитии этнотерриторий Республики Карелия'

Роль учреждений культуры в сохранении и развитии этнотерриторий Республики Карелия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1241
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ / МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО / МОЛОДЕЖЬ / РЫНОК ТРУДА / ЭТНОС / КУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ / ЭТНОТУРИЗМ / RURAL SETTLEMENTS / LOCAL COMMUNITY / YOUTH / LABOUR MARKET / ETHNOS / CULTURE / ETHNOCULTURAL CENTRE / ETHNOTOURISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дьяконова Мария Владимировна, Степанова Светлана Викторовна

На территории Республики Карелия проживают три коренных народа карелы, русские, вепсы, создавшие уникальную и самобытную культуру. Традиционные местопроживания этих народов территориально-локализованные исторически сложившиеся на базе хозяйственного уклада сельские поселения, характеризуемые господством традиционных форм хозяйственной деятельности, использованием кустарных ремесел, надомного труда. В сельской местности сегодня наиболее остро выражены проблемы рынка труда, обусловленные реформированием и изменениями системы экономических отношений в аграрной, лесной и сфере местного самоуправления. Трудности жизни в сельской местности оказывают влияние на жизненное самоопределение молодежи, способствуя усилению миграции в центральную часть Республики Карелия и в центральные регионы России. В связи с этим актуален вопрос перспектив развития сельских поселений, трудовой потенциал которых является основой как социально-экономической жизни, так и основой саморазвития территорий. В настоящее время туризм в Республике Карелия представляется одним из перспективных направлений регионального развития, которое способно смягчить социальные проблемы, выступить реальным фактором сохранения и воспроизводства природного и культурно-исторического потенциала территории. Одним из перспективных направлений развития сельского туризма является развитие этнографического туризма, основанного на посещении этнографических объектов с целью познания традиционной народной культуры: традиций, обрядов, культуры и быта этноса, проживающего на конкретной территории. Развитие туристского бизнеса в полной мере возможно при условии вовлечения и признания молодежью значимости развития данного направления экономической деятельности, восприятия его в качестве перспективы собственного жизненного самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Дьяконова Мария Владимировна, Степанова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL OFFICES IN PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF ETHNOTERRITORIES OF THE REPUBLIC OF KARELIA

In the territory of the Republic of Karelia now live three aboriginal people karelians, russian, vepsians, who created unique and original culture. Residing of ethnic groups territorially-localised historically developed on the basis of economic way of ethnos rural settlements that are characterized by domination of traditional forms of economic activities, use of handicraft crafts, cottage industry. Problems of the labour market and the youth’s position in it are especially acute in rural areas due to reforms and changes in the system of economic relations in the agrarian and forest sectors, and local administration. Difficulties of life in countryside influence on the vital self-determination of youth, promoting strengthening of youth migration in the central part of Republic of Karelia and the Russian Federation. In this connection one of the actual questions is the perspectives of rural settlements development, labour potential of which is a basis of economic life, and self-development of territories. Tourism now appears as one of promising lines for regional development in the Republic of Karelia, which can mitigate social problems, and act as a factor for conservation and reproduction of the natural, historical and cultural potential of the territory. One of promising directions of rural tourism growth is development of the ethnographic tourism based on visiting ethnographic sites for the purpose of knowledge of traditional folklife culture: traditions, culture and a life of the people, the ethnos living on the certain territory. Full-fledged development of the tourism business is only possible if the youth are involved in this sphere of economic activity, recognize its importance, and perceive it as a resource for their life strategy. The work was executed under government order «The role of human capital in a dilemma: the new economic theories modern challenges».

Текст научной работы на тему «Роль учреждений культуры в сохранении и развитии этнотерриторий Республики Карелия»

УДК / UDK 379.85; 908 DOI: 10.12737/21106

Дьяконова Мария Владимировна а, Степанова Светлана Викторовна б

Институт экономики Карельского научного центра РАН (г. Петрозаводск, Респ. Карелия, Российская Федерация); а канд. экон. наук, науч. сотр.; e-mail: mvd@krc.karelia.ru; б канд. экон. наук, науч. сотр.; e-mail: svkorka@mail.ru

РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ ЭТНОТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ1

На территории Республики Карелия проживают три коренных народа - карелы, русские, вепсы, создавшие уникальную и самобытную культуру. Традиционные места проживания этих народов - территориально-локализованные исторически сложившиеся на базе хозяйственного уклада сельские поселения, характеризуемые господством традиционных форм хозяйственной деятельности, использованием кустарных ремесел, надомного труда.

В сельской местности сегодня наиболее остро выражены проблемы рынка труда, обусловленные реформированием и изменениями системы экономических отношений в аграрной, лесной и сфере местного самоуправления. Трудности жизни в сельской местности оказывают влияние на жизненное самоопределение молодежи, способствуя усилению миграции в центральную часть Республики Карелия и в центральные регионы России. В связи с этим актуален вопрос перспектив развития сельских поселений, трудовой потенциал которых является основой как социально-экономической жизни, так и основой саморазвития территорий.

В настоящее время туризм в Республике Карелия представляется одним из перспективных направлений регионального развития, которое способно смягчить социальные проблемы, выступить реальным фактором сохранения и воспроизводства природного и культурно-исторического потенциала территории. Одним из перспективных направлений развития сельского туризма является развитие этнографического туризма, основанного на посещении этнографических объектов с целью познания традиционной народной культуры: традиций, обрядов, культуры и быта этноса, проживающего на конкретной территории. Развитие туристского бизнеса в полной мере возможно при условии вовлечения и признания молодежью значимости развития данного направления экономической деятельности, восприятия его в качестве перспективы собственного жизненного самоопределения.

Ключевые слова: сельские поселения, местное сообщество, молодежь, рынок труда, этнос, культура, этнокультурные центры, этнотуризм.

Введение. Сельские территории сегодня, в условиях рыночных отношений, представляют собой сегмент усиливающегося экономического и социального неблагополучия. В условиях отсутствия, непроработанности компенсаторных механизмов хозяйственной деятельности, распада традиционной градообразующей производственной структуры неизбежным стал целый спектр негативных социальных последствий: деградация сельской поселенческой среды, сужение локальных рынков труда. В связи с этим актуален вопрос перспектив развития сельских поселений,

трудовой потенциал которых является основой как социально-экономической жизни, так и базовым условием саморазвития территорий. Развитие туризма (этнотуриз-ма), в том числе на основе нематериального культурного наследия, представляется в качестве перспективного направления сохранения и развития этнопоселений Республики Карелия.

Возможные пути развития этнотерри-торий. На территории Республики Карелия проживают три коренных народа - карелы, русские, вепсы, создавшие уникальную и самобытную культуру. Центры локального

1 Работа выполнена в рамках госзадания «Роль человеческого капитала в дилемме: новые экономические теории - современные вызовы».

проживания карелов расположены в Олонецком, Суоярвском, Пряжинском, Кондо-пожском, Калевальском районах. В южной части Прионежского района проживает в основном коренной малочисленный народ вепсы. Этнопоселения - это территориально локализованные, исторически сложившиеся на базе хозяйственного уклада этноса поселения, характеризующиеся господством традиционных форм хозяйственной деятельности, натуральных и мелкотоварных форм производства, замкнутостью домохозяйств, использованием кустарных ремесел, надомного труда и т. п. Этносы обладают собственной идентичностью и самоназванием, уникальной совокупностью культурных характеристик, в основе которых лежит локализация в определенном физическом пространстве [1].

В современных условиях понятие местного сообщества становится одним из ключевых, поскольку преобразования, происходящие в стране, требуют его превращения в действующий субъект, не адаптирующийся к изменениям внешней среды, а активно определяющий выбор направления социально-экономического и социокультурного развития территории, а также устанавливающий критерии оценки качества развития. В первую очередь это относится к молодежи, являющейся наиболее заинтересованной и активной частью населения [5].

Результаты проведенных исследований свидетельствуют о существенных негативных изменениях, происходящих в последнее десятилетие на сельских территориях. Среди них особенно следует выделить проблемы формирования бюджетов поселений, качества жилья, социальной сферы села (школы, детские сады, дома культуры, медицинское обслуживание), изменения в трудовом законодательстве, несоответствие между спросом и предложением рабочей силы, и общие переходные процессы2.

2 «Социальная защита и поддержка малообеспеченных (благополучных и неблагополучных) семей с детьми (пилотные территории - Сорта-вальский, Лахденпохский, Питкярантский районы РК). Договор ИЭ КарНЦ РАН с СБОО «Мир детей», 2012-2014 гг. Руководитель: М.В. Дьяконова.

Развитие местного сообщества может и должно базироваться на конкретных ресурсах (природные, территориальные, интеллектуальные и пр.), которыми обладает территория. Другое дело, что местное сообщество часто не использует имеющийся потенциал для развития в силу объективных (отсутствие механизмов потребления конкретного ресурса, ограничения по использованию ресурса и пр.) и/или субъективных причин (отсутствие потребности в использовании ресурса, представления о возможностях его использования, невосприятие ресурса в качестве ресурса для развития и пр.) [5].

Возможным путем развития этнопосе-лений является открытие промышленного предприятия, но более вероятным и перспективным, по мнению большинства жителей, является развитие сельского туризма, особенно на основе традиционной национальной культуры, новых технологий и малого бизнеса. Развитие туризма на основе национальной идентичности представляется одним из перспективных направлений регионального развития, которое способно смягчить социальные проблемы (снижение социальной напряженности, повышение самозанятости населения) и выступить реальным фактором сохранения культурных традиций, ремесел и воспроизводства природного и культурно-исторического потенциалов территории. Вместе с тем, именно сельские жители в большей степени являются носителями и хранителями традиционной культуры и быта, традиций гостеприимства - базовой составляющей развития сельского туризма.

Перспективы развития этнографического туризма в Республике Карелия. Одним из перспективных направлений является развитие этнографического туризма, основанного на посещении этнографических объектов с целью познания уклада подлинной традиционной народной жизни: традиций, культуры и быта народа, этноса, проживающего (проживавшего) на конкретной территории. Важнейшим фактором перспективности развития сельского этнотуризма является возможность предоставления различных видов услуг на основе характерных для данного насе-

ленного пункта туристско-рекреационных ресурсов, таких как самобытность, этнографические, культурные и исторические традиции местности.

Ниже охарактеризованы актуальные и наиболее перспективные для современного этапа направления развития этнографического туризма в Республике Карелия.

1) Экскурсионные программы в местностях, сохранивших особенности традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов. Можно различать следующие историко-культурные районы: Поморье, Выгореция, Заонежье, Сямозерье, Водлозерье и другие. Большой популярностью пользуются рунопевческие деревни «Беломорская Карелия». Калевала - территория, связанная с созданием эпоса карельского и финского народов «Калевала».

2) Фольклорные праздники и фестивали. В Карелии проводятся праздник народного юмора (Пряжинский национальный р-н, д. Киндасово), фольклорный праздник «Древо жизни» (Прионежский р-н, с. Шелтозеро), фольклорный праздник и «День мастера» (Медвежьегорский р-н, о. Кижи), праздник эпической народной поэзии (Костомукшский городской округ, д. Вокнаволок), фестиваль национального костюма «Олонецкий хоровод», «Молочный фестиваль» и «Олонецкие игры Дедов Морозов» (Олонецкий национальный р-н), Национальный праздник северных карел (п. Калевала). С 1990-х гг. возродились локальные фольклорные праздники в Олонецком районе: в честь св. Петра и Павла в с. Коткозеро, Троицы в г. Олонце, св. Михаила в с. Михайловское и др. С 1992 г. в Республике Карелия раз в два года проводится международный «Кантеле-фестиваль». Одними из наиболее устоявшихся в Республике являются праздник «Сказочный корабль Коргуева» в Лоухском районе, «Родичи» в д. Хайколя Калевальского национального района. В д. Кинерма Пря-жинского национального района проходит «Праздник топора». В д. Юшкозеро Кале-вальского национального района организуется фольклорный фестиваль «Четыре сезона в Калевале». Наиболее заметными в палитре местных праздников в Карелии стали праздники Ильина дня в д. Вокнаво-

лок, г. Костомукша, д. Панозеро Кемского района, на о. Мал. Колгостров в Водлозер-ском национальном парке и в д. Пяльма Пудожского района.

3) Ярмарки как актуальная форма возрождения традиционных ремесел, промыслов и распространения продукции. Организаторы в целях привлечения покупателей совмещают их с фольклорными фестивалями или народными праздниками, например, Вешкельская ярмарка в Суоярвском районе, Шуньгская ярмарка в Медвежьегорском районе, Святозерская ярмарка в Пряжинском национальном районе, I Международный фестиваль ремесленного труда в Петрозаводске.

4) Сохранение старинных карельских, вепсских, поморских поселений с самобытной архитектурой, построенных несколько веков назад и представляющих огромный интерес для любителей этнографического туризма, создание этно-дворов на основе этнокультурных центров и этноприродных парков. Туристы могли бы проживать в избах, учиться вести хозяйство и осваивать народные художественные промыслы на мастер-классах. Сегодня многие туристы желают окунуться в национальную атмосферу, непосредственно почувствовать быт и культуру народа. В настоящее время на Европейском Севере России действует три архитектурно-этнографических музея-заповедника под открытым небом (скансена): крупнейший в России «Малые Корелы» в Архангельской области, «Кижи» в Карелии, «Семенково» в Вологодской области. Планируется организация финноугорского этнопарка в Республике Коми.

5) Активное вовлечение туристов в интерактивный процесс - театрализованные представления, ролевые игры (пример такой формы работы имеется в с. Михайловское Олонецкого района).

В то же время необходимо отметить отрицательные факторы, тормозящие развитие этнографического туризма в Республике Карелия [2]:

• разрушение материальных объектов культурного наследия и уход поколений людей - исконных носителей языка и культуры;

• неразвитость туристской инфраструктуры, низкий уровень развития региона с точки зрения отсутствия достаточного количества предприятий питания, предприятий размещения туристов и служб сервиса;

• кризисное состояние объектов показа этнографического туризма, требующих реконструкции и проведения реставрационных работ;

• отсутствие экономических и культурных программ под эгидой местных органов власти по сохранению национальных и культурных традиций.

Результаты исследований этнопо-селений Республики Карелия. В рамках межрегионального проекта3 было проведено исследование, касающееся актуальных проблем сельских этнопоселений, вопросов развития молодёжных инициатив и стимулирования молодёжного движения. Цель проекта - возрождение и укрепление активной гражданской позиции у молодежи - представителей коренных народов, содействие в развитии гармоничных межнациональных отношений, объединение коренных народов в защите своих гражданских, социально-экономических и культурных прав, развитие национального самосознания. Для реализации мероприятий были проведены круглые столы на тему «Перспективы развития поселения и возможности развития молодежных инициатив», среди участников которых проводились опросы по оценке условий жизнедеятельности в поселении. Также в рамках проекта были проведены деловые игры в виде социологического опроса учащихся старших классов «Молодёжные инициативы на селе».

Одной из основных проблем этнопоселений, как и в целом сельских населенных пунктов, является миграция молодежи. Наиболее мобильная часть населения, молодые семьи, выпускники школ, уезжа-

3 Проект «Расширение прав и возможностей женщин и молодежи коренных народов в Российской Федерации» при финансовой поддержке Межрегиональной общественной организации «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан», при содействии в Республике Карелия Карельской региональной общественной организации «Молодёжный информационно-правовой центр коренных народов "Невонд"».

ют из поселений, тем самым приводя к постоянно растущей потере национального компонента в поселениях. Примерно 38% опрошенных респондентов хотели бы после окончания школы поступить в учреждения ВПО, 26,1% опрошенных респондентов хотели бы поступить в учреждения СПО, поступить в учреждения НПО планируют около 11,6% учащихся, сразу же устроиться на работу хотели бы только 5,8% учащихся. Необходимо отметить, что достаточно велика доля тех, кто еще не определился (13%) со своими дальнейшими планами профессионизации. На вопрос «Планируете ли Вы вернуться в свой поселок после работы?» преобладающее большинство опрошенных старшеклассников (63,9%) отметили, что после окончания учебы не рассматривают возможности возращения в родной поселок и постараются устроиться в городе, чуть менее 10% предполагают вернуться, если не получится устроиться в городе. Обязательно хотят вернуться и устроиться на работу в родном поселении только 9,8% учащихся. Среди тех, кто не собирается возвращаться после учебы, большинство считают, что у поселения нет будущего: «Возвращаться не хотим. Здесь ничего нет, приезжать незачем, сюда можно только ездить отдыхать от города, а жить невозможно, очень скучно. Нет возможности получить нормальную работу, нет возможности самореализации, здесь прежде всего необходимо создать нормальные условия жизни».

Доля респондентов с пессимистичным взглядом на будущее территории составляет 44,3% от общего числа опрошенных, которые склонны считать, что перспектив развития нет и ничего не изменится в обозримом будущем, и только 36,1% респондентов считают, что поселение будет развиваться. Прежде всего перспективы своего поселения учащиеся связывают с развитием сельского туризма (26,3%), развитием национальной культуры и промышленного производства (по 20%), сельского хозяйства и рыболовства (11,6%).

В прошлом крестьянское бытовое искусство коренных народов Карелии представляли вышивка, узорное ткачество, вязание, резьба и роспись по дереву, обработка

бересты и металла, изготовление жемчужных и золотошвейных изделий, кузнечное и ювелирное производство, соломоплете-ние, резьба по дереву. Соблюдались обычаи различных семейных обрядов - родильных, свадебных, похоронных. Фольклорное наследие карел составляет богатое устно-поэтическое творчество. В ходе реализации проекта было выявлено, что около трети опрошенных учащихся владеют навыками традиционных народных промыслов. Среди таких навыков были названы: умение шить и вышивать, ткачество, художественная обработка бересты, резьба и роспись по дереву, рисование на камнях, танцы, пение, вязание половиков, плетение сетей и корзин, плетение из ивы и приготовление национальных блюд. Около половины респондентов отметили, что они хотели бы освоить какие-либо традиционные народные ремесла и промыслы. Необходимо отметить, что многие учащиеся не могут точно определить, владеют ли они какими-либо навыками и насколько они отражают национальный колорит. Основными причинами этого являются отсутствие в школе предметов, отражающих национальный колорит, низкая поддержка на селе мероприятий национальной культуры, отсутствие возможностей проявления инициативы.

Одним из причин отсутствия культурных мероприятий с национальным колоритом является сокращение деятельности и закрытие в ряде поселков учреждений культуры. Респонденты оценили возможности поселений по организации мероприятий в сфере досуга, развития спорта для молодежи как низкие, более 78% выделили недостаток в организации и проведении в их населенном пункте культурно-развлекательных мероприятий. Дома культуры поселений испытывают серьезные трудности в материальном и финансовом планах. Существующие ДК не соответствуют современным требованиям по противопожарной безопасности. Критическое состояние материально-технической базы сельских учреждений культуры снижает возможности молодежи проводить достойно свой досуг. Сельские клубы существуют только благодаря местным инициативам. Основными проблемами в сфере культуры являются:

низкая материально-техническая оснащенность объектов социальной сферы, сокращение штатов, нехватка специалистов для организации досуга и развития детей.

Несмотря на все трудности, культура на селе жива. В соответствии с «Программой социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года»4, одним из основных направлений деятельности в сфере культуры в 2011-15 гг. являлось сохранение и популяризация историко-культурного наследия и традиционной народной и национальной культуры народов Республики. Для развития сельских территорий, культуры и языка коренных народов Карелии (карелов, вепсов, финнов, а также русских Заонежья и поморов) в Республике наряду с Домами культуры активно идет процесс создания этнокультурных центров. Одним из первых таких центров открылся в пос. Калевала. Основной задачей при создании таких центров, наряду с решением проблем возрождения духовного и культурного наследия и развития малого бизнеса, является создание развитой инфраструктуры для туризма. Предполагается, что сеть этнокультурных центров выступит в качестве одного из ресурсов развития территории через сохранение, развитие, продвижение культурных традиций, языка коренных народов. Проектируемая сеть этнокультурных центров Республики Карелия будет охватывать Пряжинский, Олонецкий, Калевальский национальные муниципальные районы, Беломорский, Кемский, Лоух-ский, Прионежский, Медвежьегорский, Су-оярвский муниципальные районы. Одними из основных направлений и задач реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Республики Карелия до 2025 г. является развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, содействие созданию объектов инфраструктуры этнотуризма - эт-нопарков, этнодеревень, этнокультурных центров, центров межнационального со-

4 «О Программе социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года». Официальный интернет-портал Республики Карелия «Карелия официальная». URL: http://www. gov.karelia.ru/Legislation/lawbase. html?lid=7227 (Дата обращения: 03.04.2016).

Таблица 1 - Сеть объектов проекта «ЕСНО» (сеть этнокультурных центров и организаций по сохранению наследия) в Республике Карелия по состоянию на сер. 2016 г.

Table 1 - Network of sites of the project «ECHO» (network of ethno-cultural centers and heritage conservation organizations)

in the Republic of Karelia as of mid-2016

№ Объекты сети «ЕСНО» Местоположение

Этнокультурные центры

1 Центр поморской культуры Беломорский муниципальный район, г. Беломорск

2 Этнокультурный центр «KALEVALATALO» Калевальский национальный район, п. Калевала

3 Этнокультурный центр «Е1ата» Пряжинского национального муниципального района Пряжинский национальный муниципальный район, п. Пряжа

4 Этнокультурный центр «Вешкелюс» Суоярвский муниципальный район, с. Вешкелица

Учреждения, осуществляющие этнокультурную деятельность на территории муниципальных образований Республики Карелия

5 Олонецкий национальный музей карелов-ливвиков им. Н.Г. Прилукина Олонецкий национальный муниципальный район, г. Олонец, филиал в д. Бол. Сельга

6 Филиал Национального музея Республики Карелия «Шелто-зерский вепсский этнографический музей им. Р.П. Лонина» Прионежский муниципальный район, с. Шелтозеро

7 «Дом деревни Вокнаволок» - филиал Культурно-музейного центра г. Костомукши Костомукшский городской округ

8 Центр карельского языка и культуры «Ливвин кескус» -отдел МКУ «Сельский культурно-спортивный комплекс» Пряжинский национальный муниципальный район, п. Эссойла

9 Этнокультурный центр «Туоми» (отдел МКУ «Чалнинский сельский Дом культуры») Пряжинский национальный муниципальный район, п. Чална

Гостевые дома с этнокультурным компонентом

10 Гостевой дом общества карелов-людиков Олонецкий национальный муниципальный район, с. Михайловское

11 Гостевой дом «Кинерма» Пряжинский национальный муниципальный район, д. Кинерма

трудничества; организация и проведение этнокультурных мероприятий, способствующих популяризации культуры и искусства народов Российской Федерации и иных этнических общностей, проживающих в Республике Карелия5.

В настоящий момент в Республике Карелия создана сеть учреждений этнокультурной деятельности в рамках реализации проекта «ECHO» (сеть этнокультурных центров и организаций по сохранению наследия)6 (табл. 1). Они ведут активную работу по сбору вещественных памятников и фольклора, проводят просветительскую и исследовательскую работу, возрождают традиционные ремесла, народные праздники.

Роль учреждений культуры в сохранении и развитии традиционной националь-

5 «Стратегия национальной политики в Республике Карелия на период до 2025 года». Утверждена распоряжением Правительства Республики Карелия от 13.11.2015 г. № 699р-П. URL: http:// www. gov. karelia.ru/gov/Legislation/lawbase. html?lid=15131 (Дата обращения: 03.04.2016).

6 Официальный сайт Центра национальных культур и народного творчества. URL: http:// etnocenter.ru/ru/5566/etnocentri/ (Дата обращения: 03.04.2016).

ной культуры и языка малых коренных народов Республики Карелия очень важна. Основное предназначение и деятельность современных этномузеев и этнокультурных центров состоит в сохранении и передаче культурного наследия, традиций, что оказывает большое влияние на образовательно-воспитательную деятельность, играет значительную роль в формировании сознания молодежи, способствуя популяризации национальной культуры и воспитанию патриотизма [3]. Этнокультурное наследие, представленное традиционным укладом и типами хозяйствования, народными музыкальными инструментами, говорами и диалектами, обрядами, праздниками, является важным фактором развития туризма [4], сегодня развивается в основном на базе этнокультурных центров и представлено в экспозициях музеев. Музеи хранят и изучают культурное наследие (традиции, обычаи, ремесла), выступают инициаторами культурных событий (праздники, фестивали, обряды и т.д.).

Заключение. Коренные малочисленные народы являются носителями

уникальной культуры и системы хозяйствования, поэтому развитие этнического туризма перспективно на территориях их традиционного проживания. Очень многие проблемные вопросы развития сельских территорий (благоустройство, оказание социальных услуг), а также вопросы развития туризма могут быть эффективно решены только в условиях межтерриториального (межмуниципального) взаимодействия. Отлаженное взаимодействие может быть, в свою очередь, выгодно для туристских компаний, местных музеев, объектов культурного наследия, местных ремесленников. С другой стороны, развитие туризма, т.е. полный цикл обслуживания гостей (проживание, транспортное обслуживание, питание, сувениры, объекты показа), повлечет за собой развитие целого ряда сопутствующих отраслей и решит проблему с занятостью населения и миграцией молодежи.

Развитие сельского туризма на основе нематериального культурного наследия этносов Карелии может играть важную роль в экономическом развитии республики, повышении жизнеспособности депрессивных сельских районов и улучшении уровня жизни местного населения. Для осуществления этого необходимо обеспечить: вовлечение сельских жителей в развитие сельского туризма; ориентацию на использование местных природных ресурсов и возрождение традиционных видов деятельности, художественных промыслов и ремесел; организовать производство экологически чистой продукции; разработать программу возрождения историко-культурного наследия сельских территорий Карелии; сформировать единое информационное пространство территории республики; запустить реализацию системы образовательных программ для владельцев сельских домов; разработать сеть новых туристских маршрутов.

Список источников:

1. Печура О.В. Этноэкономика региона: теоретико-методологический аспект // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Экономика». 2010. Вып. 24. № 3. С. 56-60.

2. Урванцева Н.Г. Фольклорно-этнографическое наследие как фактор развития туризма (на примере Республики Карелия) // Северные туристские дестинации как доминанта развития туризма Северо-Западного региона: Роль туристского наследия в развитии туристских дестинаций. Труды III Междунар. науч. - практич. конф. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2012. С. 52-55.

3. Придаткина Л.П. Краеведческий музей как основа воспитания и образования молодежи // Северные туристские дестинации как доминанта развития туризма Северо-Западного региона: Роль туристского наследия в развитии туристских дестинаций. Труды III Междунар. науч. -практич. конф. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2012. С. 114-117.

4. Сачук Т.В. Туристический и территориальный маркетинг: особенное и общее // Северные туристские дестинации как доминанта развития туризма Северо-Западного региона: Роль туристского наследия в развитии туристских дестинаций. Труды III Междунар. науч. - практич. конф. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2012. С. 14-18.

5. Dyakonova M.V., Stepanova S.V. Development of Tourism as One of Solutions to Problem of Rural Youth Employment in Republic of Karelia // Облт i фшанси. 2014. № 1 (63). С. 138-143.

Maria V. Dyakonova a, Svetlana V. Stepanova b

Institute of economics of the Karelian research center of the Russian Academy of Sciences

(Petrozavodsk, Rep. of Karelia, Russia); a PhD in Economics, researcher;

e-mail: mvd@krc.karelia.ru; b PhD in Economics, researcher; e-mail: svkorka@mail.ru

CULTURAL OFFICES IN PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF ETHNOTERRITORIES OF THE REPUBLIC OF KARELIA

In the territory of the Republic of Karelia now live three aboriginal people - karelians, russian, vepsians, who created unique and original culture. Residing of ethnic groups - territorially-localised historically developed on the basis of economic way of ethnos rural settlements that are characterized by domination of traditional forms of economic activities, use of handicraft crafts, cottage industry.

Problems of the labour market and the youth's position in it are especially acute in rural areas due to reforms and changes in the system of economic relations in the agrarian and forest sectors, and local administration. Difficulties of life in countryside influence on the vital self-determination of youth, promoting strengthening of youth migration in the central part of Republic of Karelia and the Russian Federation. In this connection one of the actual questions is the perspectives of rural settlements development, labour potential of which is a basis of economic life, and self-development of territories. Tourism now appears as one of promising lines for regional development in the Republic of Karelia, which can mitigate social problems, and act as a factor for conservation and reproduction of the natural, historical and cultural potential of the territory. One of promising directions of rural tourism growth is development of the ethnographic tourism based on visiting ethnographic sites for the purpose of knowledge of traditional folklife culture: traditions, culture and a life of the people, the ethnos living on the certain territory. Full-fledged development of the tourism business is only possible if the youth are involved in this sphere of economic activity, recognize its importance, and perceive it as a resource for their life strategy. The work was executed under government order «The role of human capital in a dilemma: the new economic theories -modern challenges».

Keywords: rural settlements, local community, youth, labour market, ethnos, culture, ethnocultural centre, ethno-tourism.

References:

1. Pechura O.V. Regional ethnoeconomics: the theoretic and methodological aspect. Vestnik Cheljabinskogo gosu-darstvennogo universiteta. Serija «Ekonomika» [Bulletin of Chelyabinsk State University. Economy], 2010, vol.24, No.3, pp. 56-60.

2. Urvantseva N.G. Folklore and ethnographic heritage as a factor of tourism development (the case of the Republic of Karelia). Severnye turistskie destinacii kak dominanta razvitija turizma Severo-Zapadnogo regiona: Rol' turistsk-ogo nasledija v razvitii turistskih destinacij [Northern tourist destination as a dominant of tourism development of the Northwest region: The role of tourism heritage in the development of tourism destinations]. Proceedings of the III International scientific-practical conf. Petrozavodsk: Karelian Research Centre of Russian Academy of Sciences, 2012, pp. 52-55.

3. Pridatkina L.P. Local history museum as a basis for the education of youth. Severnye turistskie destinacii kak dominanta razvitija turizma Severo-Zapadnogo regiona: Rol' turistskogo nasledija v razvitii turistskih destinacij [Northern tourist destination as a dominant of tourism development of the Northwest region: The role of tourism heritage in the development of tourism destinations]. Proceedings of the III International scientific-practical conf. Petrozavodsk: Karelian Research Centre of Russian Academy of Sciences, 2012, pp. 114-117.

4. Sachuk T.V. Tourism and territorial marketing: especial and general. Severnye turistskie destinacii kak dominanta razvitija turizma Severo-Zapadnogo regiona: Rol' turistskogo nasledija v razvitii turistskih destinacij [Northern tourist destination as a dominant of tourism development of the Northwest region: The role of tourism heritage in the development of tourism destinations]. Proceedings of the III International scientific-practical conf. Petrozavodsk: Karelian Research Centre of Russian Academy of Sciences, 2012, pp. 14-18.

5. Dyakonova M.V., Stepanova S.V. Development of Tourism as One of Solutions to Problem of Rural Youth Employment in Republic of Karelia. Oblik i finansi [Accounting and Finance], 2014, No.1(63), pp. 138-143.

Дьяконова М.В., Степанова С.В. Роль учреждений культуры в сохранении и развитии этнотерриторий Республики Карелия // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 3. С. 91-98. DOI: 10.12737/21106. Дата поступления статьи: 10 апреля 2016 г.

Dyakonova M.V., Stepanova S.V. Cultural offices in preservation and development of ethnoterritories of the Republic of Karelia. Sovre-mennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 2016, vol.10, No.3, pp. 91-98. DOI: 10.12737/21106. Received 10 April 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.