Научная статья на тему 'Язык и культура карел как бренд развития малых территорий (на примере этнолокальной группы карел-людиков)'

Язык и культура карел как бренд развития малых территорий (на примере этнолокальной группы карел-людиков) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
524
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЕЛЫ-ЛЮДИКИ / ЯЗЫК / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / МОЛОДЕЖЬ / БРЕНДИНГ / ТУРИЗМ / LUDIANS PEOPLE / LANGUAGE / RURAL TERRITORIES / YOUTH / BRANDING / TOURISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дьяконова Мария Владимировна, Родионова Александра Павловна

Республика Карелия многонациональная республика. Карелы являются одним из коренных этносов, проживающих на территории Республики. Карелы являются носителями уникального языка и культуры. Численность карел с каждым годом уменьшается, следовательно, актуальными являются вопросы сохранения их языка и культуры. В статье рассмотрены вопросы брендирования территорий на примере этнолокальной группы карел-людиков, проживающих в Пряжинском, Кондопожском, Олонецком районах, а также современная языковая ситуация и мероприятия, проводимые по спасению языка на примере конкретных территорий, на которых проживают карелы-людики. Большую роль в сохранении языка и культуры на территориях играют этнокультурные центры. Сельские территории в настоящее время испытывают ряд деструктивных процессов, в результате чего молодежь активно мигрирует в основном в большие города. Как показывают результаты опросов, большинство молодежи не собирается возвращаться в свой населенный пункт после завершения профессионального образования. Именно молодежь является основным носителем человеческого капитала, и от нее зависит будущее развитие территории. Туризм является одним из факторов развития территории. Туризм может способствовать повышению занятости местного населения, предотвращению миграции молодежи, повышению интереса туристов к конкретной территории. В статье приведены перспективные виды туризма для Республики Карелия в целом и на конкретных примерах рассмотрены развиваемые виды туризма на территориях проживания карел-людиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE AND CULTURE AS THE BRAND OF THE SMALL TERRITORIES DEVELOPMENT (The case of ethnolocal grouppe of Ludians)

Republic of Karelia is the multinational republic. Karelians is one of the aboriginal ethnoses which are living in the Republic of Karelia. Karelians are carriers of unique language and culture. The number of karelians has decrease every year, hence, the questions of language and culture preservation are actual. The article considers the questions of branding territories through the example of the ethnolocal group of Ludians which are living in Pryazha, Kondopoga and Olonets regions. The authors also describe the modern language situation and actions which are conducted on language rescue using the example of concrete territories of Ludians living. The ethnocultural centers play the main role in language and culture preservation. Now rural territories experience several destructive processes therefore the youth actively migrates. The results of sociological interviews show the majority of youth don’t intend to come back in the rural settlement after the end of their vocational training... Republic of Karelia is the multinational republic. Karelians is one of the aboriginal ethnoses which are living in the Republic of Karelia. Karelians are carriers of unique language and culture. The number of karelians has decrease every year, hence, the questions of language and culture preservation are actual. The article considers the questions of branding territories through the example of the ethnolocal group of Ludians which are living in Pryazha, Kondopoga and Olonets regions. The authors also describe the modern language situation and actions which are conducted on language rescue using the example of concrete territories of Ludians living. The ethnocultural centers play the main role in language and culture preservation. Now rural territories experience several destructive processes therefore the youth actively migrates. The results of sociological interviews show the majority of youth don’t intend to come back in the rural settlement after the end of their vocational training. The youth is the main carrier of the human capital, and the future development of territory depends on it. Tourism is one of the development factors of the territory. Tourism can promote increasing of employment of local population, prevention of youth migration and can enhance the tourist interest to concrete territory y. The article describes perspective types of tourism for the Republic Karelia as a whole, and considers developed types of tourism on the areas of living of ludians people through the concrete examples. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Язык и культура карел как бренд развития малых территорий (на примере этнолокальной группы карел-людиков)»

ДЬЯКОНОВА Мария Владимировна3, удк 338.485:39 (=511.1) (470.22)

РОДИОНОВА Александра Павловна6 DOI: 1024411/1995-0411-2018-10411

а Карельский научный центр РАН (Петрозаводск, Респ. Карелия, РФ); кандидат экономических наук, научный сотрудник; e-mail: [email protected]; 6 Карельский научный центр РАН, Институт языка, литературы и истории (Петрозаводск, Респ. Карелия, РФ); кандидат филологических наук, научный сотрудник; e-mail: [email protected]

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА КАРЕЛ КАК БРЕНД РАЗВИТИЯ

МАЛЫХ ТЕРРИТОРИЙ (на примере этнолокальной группы карел-людиков)

Республика Карелия - многонациональная республика. Карелы являются одним из коренных этносов, проживающих на территории Республики. Карелы являются носителями уникального языка и культуры. Численность карел с каждым годом уменьшается, следовательно, актуальными являются вопросы сохранения их языка и культуры.

В статье рассмотрены вопросы брендирования территорий на примере этнолокальной группы карел-людиков, проживающих в Пряжинском, Кондопожском, Олонецком районах, а также современная языковая ситуация и мероприятия, проводимые по спасению языка на примере конкретных территорий, на которых проживают карелы-людики. Большую роль в сохранении языка и культуры на территориях играют этнокультурные центры.

Сельские территории в настоящее время испытывают ряд деструктивных процессов, в результате чего молодежь активно мигрирует в основном в большие города. Как показывают результаты опросов, большинство молодежи не собирается возвращаться в свой населенный пункт после завершения профессионального образования. Именно молодежь является основным носителем человеческого капитала, и от нее зависит будущее развитие территории. Туризм является одним из факторов развития территории. Туризм может способствовать повышению занятости местного населения, предотвращению миграции молодежи, повышению интереса туристов к конкретной территории. В статье приведены перспективные виды туризма для Республики Карелия в целом и на конкретных примерах рассмотрены развиваемые виды туризма на территориях проживания карел-людиков.

Ключевые слова: карелы-людики, язык, сельские территории, молодежь, брендинг, туризм.

Введение

Карелы - один из коренных этносов в Республике Карелия, которые являются носителями уникального языка и культуры. Язык - главный компонент духовной культуры каждого этноса. Язык является важнейшим компонентом культуры любого народа. Поэтому перед любым цивилизованным государством стоит важнейшая задача - сохранение языка и культуры каждого народа [2, с. 23-25].

Карельский язык относится к прибалтийско-финской ветви финно-угорской языковой семьи. На всей территории проживания карел он разделяется на три основных наречия: собственно карельское, ливвиковское и людиковское и более мелкие территориальные языковые

единицы - диалекты и говоры [14, с. 78]. В Республике Карелия карельский является автохтонным языком, количество носителей которого имеет устойчивую тенденцию к постоянному сокращению. Согласно переписи населения, 2010 г. в Республике Карелия проживало 7,4% карел, среди них только 25% указали карельский родным языком. Представители более молодого поколения (до 35-40 лет), как правило, на языке сами не говорят, возможно, понимают некоторые фразы или слова. Для представителей среднего поколения (4055 лет) карельский был языком детства, но в силу обстоятельств (переезд в город, учеба в школе и т.д.) их языковая биография, связанная с родным языком, оборвалась. Наибольшее число владеющих

языком находится в возрастной группе старше 55 лет. Инструментальную, коммуникативную функцию языка вытесняет символическая, язык становится символом единения с этносом, осознания идентичности, а не средством общения [6].

Карелы-людики

В данной статье в качестве исследуемой территории выбрана территория распространения людиковского наречия карельского языка, которое находится в наиболее критическом состоянии как с точки зрения количества носителей, так и общей языковой ситуации [8, с. 29]. Ка-релы-людики (самоназвание - lyydilaized) традиционно проживают в ряде деревень и поселков юго-восточной части Республики Карелия в Олонецком, Пряжинском и Кондопожском районах [1, с. 3-4].

С точки зрения языка людиковское наречие относительно близко к ливвиковско-му, но в свою очередь сильно отличается от собственно карельского и очень близко к вепсскому языку. Свой язык карелы-людики называют lyydin kiel'. По мнению М. Пахомова, «...людики характеризуют свою речь как особый язык и называют себя lüüdilaizet: людики вполне осознают свою людиковскость - отличия от ливви-ков и собственно-карел. В первую очередь это выражается в своеобразии людиковского языка. При этом в общении на лю-диковском языке не использовался по отношению к себе термин карел, а именно людик...» [27]. Впрочем, при личном общении с информантами-людиками, обращаясь к ним со следующим вопросом: «Кем вы себя считате?», информанты отвечают: «Мы - карелы». С другой стороны, при уточнении данного вопроса исследователь предлагает перевести информанту следующее: «Скажите, пожалуйста, "мы - карелы" на карельском», часто слышим: «Myö olemme lyydilaized» («Мы - людики»)1.

Оказавшись на периферии ревитали-зационных процессов, язык людиков очень слабо представлен в образовательном пространстве: на сегодняшний день нет его

1 Из личного архива, бесед с информантами

(с. Святозеро, с. Михайловское, с. Кончезеро).

планомерного и систематического преподавания. В настоящее время основными формами по преподаванию языка являются языковые кружки, курсы для взрослых и языковой лагерь. Далеко не позитивной предпосылкой для сохранения языка является и численность этноса. Согласно оценочным данным, людиков осталось не более 4-5 тыс. чел., но только 300-500 из них являются носителями своего языка [28, с. 12].

Брендинг как фактор сохранения языка и культуры на примере мест локального проживания карел-людиков

Важную роль в развитии сельских поселений играет узнаваемость локальной территории (брендинг). В первую очередь брендинг территорий должен основываться на уникальных чертах территории и на тех продуктах и услугах, через которые наиболее ярко выражены эти уникальные черты.

В Республике Карелия бренды должны быть основаны на культурно-историческом потенциале и национально-культурных особенностях территории (объекты, традиции, быт, события, язык) и на при-родно-ресурсном потенциале.

Рассмотрим на примере конкретных территорий мероприятия, проводимые по спасению языка и культуры карел-лю-диков. Основными учреждениями, поддерживающими язык и культуру в поселениях, являются школы, этнокультурные центры и общественные организации.

Среди сельских населенных пунктов с наибольшей численностью людиков можно выделить с. Святозеро (Пряжин-ский национальный район), с. Михайлов-ское (Олонецкий национальный район) и с. Кончезеро (Кондопожский муниципальный район).

Святозеро - село, расположенное в 15 км к югу от п. Пряжа, на берегу озера с одноименным названием, в его северной части. Впервые село на Свят-озере упоминается в Писцовой книге Обонежской пятины в 1496 г. Село представляет собой памятник культуры и фольклора этнических карел. В Святозере жил известный эпический рунопевец Константин Гордеев Хякки, а также его внук Василий, ставший одним из самых известных сказителей Карелии.

В Святозере родился этнограф и писатель Н.Ф. Лесков.

Основными видами жизнедеятельности местного населения издревле считались животноводство, сельское хозяйство, рыбная ловля. Во времена Советского Союза на территории Святозера располагался известный звероводческий совхоз «Святозерский», специализирующийся на выращивании черных пастэлевых, сапфировых и белых норок, а также песцов и чернобурых лис.

В настоящее время численность населения составляет не более 600 чел. Зверосовхоз закрылся, других предприятий нет. Из учреждений социальной сферы: школа - 9 классов, детский сад, Дом культуры. С 2003 г. в селе работает музей, который располагается в детском саду. В первом зале представлена различная хозяйственная утварь карел, во втором зале - точная копия карельской горницы2.

Активную работу по сохранению родного языка и национальной культуры в селе ведет общественная организация «Свя-тозерские корни», основанная в 2013 г., на базе которой проводятся тематические вечера, праздники, конкурсы. В рамках проектной деятельности в 2014 г. создан разговорный клуб «Беседайнэ» на люди-ковском наречии, участники которого восстановили обряд старинной карельской свадьбы, в основу сценария легли воспоминания местных старожилов, воссоздается проведение и других праздников по старинным обычаям. В 2015 г. создан этнический театр «Лемби», общение и постановки осуществляются на людиковском наречии, действует ансамбль карельской песни «Ома рандайне». Фольклорный коллектив участвует в проведении торжественных церемоний бракосочетания с элементами карельской свадьбы. В музее истории с. Святозеро, ведется большая поисковая работа о быте, культуре, традициях и языке карелов-людиков [17, с. 30-32].

Село Святозеро - идеальное место для развития культурно-исторического, этнографического и активного туризма,

2 Из интервью с Захаровой О.А., председателем МОО «Святозерские корни», 12.03.2018 г.

с 2012 г. по территории села проходит трасса гонки на собачьих упряжках «По земле Сампо».

Михайловское - старинное людиков-ское село, расположено на юге Карелии в нескольких километрах от излучины реки Свирь и в 50 км к востоку от г. Олон-ца. В старину это поселение именовалось Лояницами. Волостка Лояницы с ее деревнями упоминается уже в писцовой книге Обонежской пятины 1563 г. в составе Воскресенского погоста в Важенех на Свери. По данным «Списка населенных мест Олонецкой губернии по сведениям за 1905 год», опубликованного в Петрозаводске в 1907 г., в состав Михайловского общества Важинской волости Олонецкого уезда входило 12 деревень: Михайловская (гора), Палнаволок, Гижина, Кирьга (село), Ташкеницы, Устинская (Устье), Кукойнаво-лок, Нюхово, Яковлевская (Яхново), Нови-ково, Мошничье и Васильевская. Упомянутая в этом списке деревня Устинская, или Устье (по-людиковски - D'ogensuu) стала в советское время центром Михайловского поселения и впоследствии получила наименование село Михайловское. Согласно переписи населения 1926 г., на территории Михайловского сельского совета Олонецкого района проживало 2243 чел. [15, с. 8].

В настоящее время в селе проживает 420 чел., из них карел-людиков около 300 чел., из объектов социальной сферы работают школа - 9 классов, детский сад, Дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, отделение связи. Трудоспособное население занято в основном на 2-х частных пилорамах и в сельском хозяйстве, часть работает в Олонце и вахтовым методом на железной дороге на станции Свирь. При школе открыт краеведческий музей. В селе действует церковь Казанской иконы Божией Матери, возрожден старинный престольный праздник в честь Иконы Казанской Божьей Матери3.

Для сохранения людиковского языка и культуры в 2010 г. в селе был открыт этнокультурный центр «Людиковский дом», руководителем которого стала Р. Е. Копанева,

3 Из интервью с Ковальчук Н.И., общественная организация «Lüüdin vezaazed», 12.03.2018 г.

ранее занимавшая пост главы сельского поселения. Первым делом были открыты воскресные курсы карельского языка для детей, но так как языком не владеют и родители, с 2015 г. проводятся семейные курсы. Помимо языковых курсов, проводятся занятия по ткачеству. Для детей школьного возраста организуется молодёжный лагерь «Ilmori». Проводится активная просветительская работа среди местных жителей, организуются различные посиделки, тематические вечера, обыгрывают свадьбы, соблюдая традиции, отмечают праздники. По инициативе активистов этнокультурного центра улицы в Михайловском получили названия и на людиковском наречии.

Одновременно с образовательным направлением на базе центра активно развивается и туристическое. Помимо рыбалки и охоты, туристы знакомятся с элементами быта и традиций карел-людиков, участвуют в мастер-классах по ткачеству. С 2012 г. в Михайловском действует КРОО содействия сохранению людиковского языка и культурного наследия людиковско-го народа «Людиковские ростки» («Lüüdin Vezaazed») [17, c. 29-31].

Помимо этнографического туризма, возможно развитие экологического и культурно-исторического туризма. Проложены различные экологические тропы, организуются походы, в том числе экстремальные: сплавы по рекам, маршруты на снегоходах, джип-туры. В 10 км на северо-восток от села расположен государственный региональный болотный памятник природы «Болото Лебяжье» - место массового гнездования и остановки для кормёжки перелётных птиц4. Рядом расположен уникальный природный объект - озеро с глубинами до 100 м. Развитию культурно-исторического туризма способствуют расположенные вблизи села памятники археологии III тыс. до н.э. - «Стоянка Долгое I» и «Стоянка Лоянское I», объекты архитектуры - жилые дома конца XIX - нач. XX вв.5.

4 Болото-Лебяжье // Сайт ООПТ России. URL: р1Ир://оор^аап.ш/оор^Болото-Лебяжье.

5 Список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Михайловского сельского поселения Олонецкого муниципального района (по состоянию на 16.10.2017 г.). URL: http://monu-

Кончезеро - (карел. Kendjärvi, состоит из двух слов: kend - «сухое и ровное место (песчаное), поросшее травой», и järvi -«озеро», фин. Kentjärvi) - село в Кондо-пожском районе Республики Карелия. Село расположено между одноимённым озером и озером Пертозеро на перешейке шириной около 50 м. Расстояние от села до Петрозаводска составляет 50 км, до Кон-допоги - 25 км. В 10 км от села, по дороге на Спасскую Губу, расположен первый российский курорт Марциальные воды6.

Местность Кончезера исторически населяли карелы-людики. В настоящее время в селе проживают около 1500 чел. Впервые поселение упоминается в «Писцовой книге Обонежской пятины» в 1563 г. В 1706 г. здесь был построен Кончезер-ский чугуноплавительный завод. Первоначально завод функционировал только как медеплавильный, а с 1719 г. - и как чугуноплавильный. Завод действовал до 1905 г. В советские годы в корпусах находились мастерские совхоза «Конче-зерский». Ныне от завода сохранились корпуса, остатки туннеля-водопада и церковь Троицы Живоначальной (сер. XIX в.). В советское время здание церкви долгое время использовалось под склад. С 2011 г. ведутся работы по восстановлению церкви. Республиканским центром по государственной охране объектов культурного наследия разработан проект зон охраны памятников истории и культуры села Кон-чезера, в настоящее время обсуждается вопрос об использовании сохранившихся корпусов завода в культурно-просветительских целях7.

В прежние времена основным градообразующим предприятием был совхоз «Кончезерский», работали полеводческие и животноводческие хозяйства. После закрытия совхоза в 2003 г. других

ments.karelia.ru/ob-ekty-kul-turnogo-nasledija/

spiski-ob-ektov-kul-turnogo-nasledija-po-rajonam-i-poselenijam-respubliki-karelija/oloneckij-r-n/spiski-ob-ektov-po-poselenijam/mihajlovskoe-sel-skoe-poselenie/.

6 Кончезеро. Материал из Википедии. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кончезеро.датель МОО «Святозерские корни», 12.03.2018 г.

7 Маркова В. Исторические объекты села Кончезера // Карелия. №126 от 8.11.2007. URL: http://www.gov.karelia.ru/Karelia/1699/12.html.

сельхозпроизводств и даже фермерских хозяйств в селе не осталось. На сегодняшний день в поселении основными градообразующими предприятиями являются: санаторий «Марциальные воды», «Дворцы» и ЗАО «Клиника «Кивач», Петрозаводский радиоцентр, ОАО «Ростелеком», ОАО «Северо-Западный Телеком», ОАО «Карел-энерго», ОАО «Кондопога» (мальковый цех), Кончезерское лесничество, Участок ЮКЭС, База ГО ЧС, Биостанция ПетрГУ, ДЮСШ № 1 лагерь «Старт», база отдыха «Деревня Александровка», свиноферма в Березовке. Учреждения социальной сферы: аптечный пункт, врачебная амбулатория, почтовое отделение связи, школа, детский сад, Дом культуры. Жители выезжают на работу в г. Кондопогу, некоторые работают вахтовым методом.

Кончезерская школа и школа в Спасской Губе - единственные национальные школы в Кондопожском районе. Ранее при школе работал музей, где велась активная исследовательская и поисковая работа, что помогало в преподавании уроков истории по тематике истории села. Но при оптимизации музей был закрыт, в настоящее время под музей отведено помещение на первом этаже в здании администрации, открыто две экспозиции - «История завода» и «Развитие земледелия», собрано много документального материала, но официального статуса у музея нет8.

С 2009 года в селе действует КРОО защиты прав и законных интересов карел-людиков «Карельский родник», основная цель которого - приобщение молодого поколения к карельскому языку и культуре. Уже в течение четырех лет проводятся курсы языка для школьников. По инициативе местной жительницы с 1996 года работает детский фольклорный коллектив <^а^и», традиционной формой работы которого

8 Материалы круглого стола в рамках проекта «Расширение прав и возможностей женщин и молодежи коренных народов в Российской Федерации» при финансовой поддержке Межрегиональной общественной организации «Информационно-образовательная Сеть коренных народов «Льыоравэтльан», при содействии Карельской региональной общественной организации «Молодёжный информационно-правовой центр коренных народов «Невонд», 2012-2013 г. (рук. Леонтьева Е.А., эксп.: Дьяконова М.В., Белая Р.В.).

стали фольклорные экспедиции. Школьники ездят по деревням Кондопожского района, знакомятся со старожилами, собранный фольклорный и этнографический материал используют в своем творчестве. Разработан проект «Тренинг престольных праздников малых деревень», чтобы люди не забывали свои корни. По мнению экспертов, для усиления работы по сохранению национального языка и культуры селу нужен этнокультурный центр, все для этого есть - и энтузиасты, и специалисты, нет только помещения.

В первую очередь на данной территории возможно развитие культурно-исторического, лечебно-оздоровительного и этнографического туризма.

Современная социально-экономическая ситуация, молодежь

Необходимо отметить, что во всех вышерассмотренных населенных пунктах идет активная работа по спасению основных брендов территорий языка и культуры. Данные населенные пункты переживают трудные времена, как и большинство сельских территорий.

В течение многих лет центром жизнеустройства большинства сел было сельскохозяйственное предприятие - колхоз, совхоз или леспромхоз. В результате реформ произошло их закрытие или раздробление и изменение типа собственности. Значительная часть трудовых ресурсов переместилась в личные подсобные и фермерские (крестьянские) хозяйства. Кризис производства привел и к сворачиванию деятельности предприятий государственного сектора и социальной сферы. В последние годы наблюдалось значительное сокращение учреждений социальной сферы: оптимизация сельских малокомплектных школ (недостаточность их финансирования, сложности кадрового, научно-методического обеспечения), сокращение сети дошкольных учреждений. Была сокращена и сеть сельских медицинских учреждений, острой проблемой остается дефицит медицинских кадров на селе, даже элементарная медицинская помощь стала недоступна для большинства сельских жителей [18].

Произошло уменьшение численности домов культуры и библиотек, треть зданий сельских учреждений культуры находится в неудовлетворительном состоянии. А ведь именно учреждения культуры - это и хранители, и преемники исторической и культурной памяти народа, и посредники в ее передаче последующим поколениям. Главная их функция не сохранение прошлого, а активное участие в формировании будущего страны, ее созидательного и творческого человеческого потенциала, включение подрастающего поколения в эти процессы9.

Помимо этого необходимо отметить низкий уровень жилищной обеспеченности сельских жителей: износ жилья по оценкам экспертов составляет от 6080%, отсутствие благоустройства жилого фонда, проблема доступности населенных пунктов из-за низкого качества дорожного покрытия.

Основными характеристиками сельского рынка труда являются: низкий уровень и нестабильность заработной платы, узость сфер приложения труда, низкая конкурентоспособность, слабая профессиональная и территориальная мобильность сельского населения, тяжелые условия труда и высокая доля неформального сектора [20].

Все вышеперечисленные социально-экономические (размер заработной платы, условия труда, проблемы жилья, быта и культуры и т.д.) и социально-психологические (престиж работы) факторы делают жизнь на селе непривлекательной, особенно для молодежи. Молодое поколение является перспективной составляющей человеческих ресурсов общества, т.е. основным носителем человеческого капитала [16, 22, с.17; 31]. Молодежь - это социально-демографическая группа с характерными возрастными, социально-психологическими особенностями и социальными ценностями, которые обусловлены уровнем социально-экономического и культурного

9 Доклад к заседанию Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации по вопросу: «О формировании толерантности в обществе, развитии межнационального общения и борьбе с ксенофобией средствами культуры». URL: http://www.fond.lact.ru/e/3241635-doklad-k-zasedaniyu-koordinatsionnogo-soveta.

развития конкретного социума [10, с. 166]. Молодежь наиболее остро реагирует на все дестабилизационные негативные процессы социально-экономического развития сельских территорий и наиболее мобильна в изменении социального статуса.

Обладая высокой социальной и территориальной мобильностью, молодежь не имеет трудового опыта, вследствие этого является одной из самых уязвимых групп на рынке труда [3]. Стремясь как можно успешнее реализовать свои жизненные планы, построить семью и самореализоваться в профессиональной сфере, молодежь мигрирует из села, также миграция обусловлена отсутствием возможности трудоустройства и важности решения жилищных проблем [13, с.44]. Около половины мигрантов из села - это молодежь до 30 лет. Значительную их часть составляют 15-19-летние, выезжающие в основном с целью получения образования. По результатам наших обследований подавляющее большинство сельской молодежи не планирует возвращаться в село, поскольку не видит там возможностей и перспектив для трудовой самореализации. На вопрос «Планируешь ли ты вернуться в свой поселок после окончания учебы?» преобладающее большинство опрошенных старшеклассников (63,9%) отметили, что не рассматривают возможности возращения в родной поселок и постараются устроиться в городе, чуть менее 10% предполагают вернуться, если не получится устроиться в городе. Обязательно хотят вернуться и устроиться на работу в родном поселении только 9,8% учащихся. Среди тех, кто не собирается возвращаться после учебы, большинство считают, что у поселения нет будущего: «Возвращаться не хотим. Здесь ничего нет, приезжать незачем, сюда можно только ездить отдыхать от города, а жить невозможно, очень скучно. Нет возможности получить нормальную работу, нет возможности самореализации, здесь прежде всего необходимо создать нормальные условия жизни».

Большинство опрошенной молодежи обладают пессимистичным взглядом на будущее территории (53,1%) от общего числа опрошенных, 18,4% считают, что ничего не изменится и только 8,2% считают, что

поселение будет развиваться. Прежде всего развитие своего поселения учащиеся связывают с развитием сельского туризма - 26,3%, развитием национальной культуры и промышленного производства по 20%, сельского хозяйства и рыболовства - 11,6%10.

Комплексные задачи для развития сельских территорий и сохранения основных брендов

Молодежь играет важную в решении задач комплексного и устойчивого развития сельских территорий, именно ее вовлеченность в этот процесс во многом будет определять будущее российской деревни [4].

Для предотвращения миграции молодежи из села необходимо: 1) развитие индивидуальной предпринимательской деятельности и малого бизнеса как в сельскохозяйственной, так и в несельскохозяйственной сфере (переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, строительство, сфера обслуживания, народные промыслы, сельский туризм и др.); 2) принятие отдельной программы занятости сельской молодежи; 3) внедрение гибких форм трудовой занятости; 3) внедрение альтернативных форм хозяйствования; 4) расширение программы переобучения и переквалификации; 5) решение жилищных вопросов, включая предоставление государственных кредитов на строительство, субсидий, льгот по найму жилья; 6) развитие социальной инфраструктуры села (строительство культурных, досуговых, спортивных и др. объектов) [5, с. 50-51].

Для решения вышеобозначенных проблем требуется целенаправленная государственная политика с межведомственной координацией и взаимодействием всех уровней власти. Необходима государственная поддержка развития сельских территорий, обеспечение активного участия молодежи в процессах социально-экономических преобразований на селе путем поддержки местных инициатив [9].

С потерей человеческого потенциала, т.е. с оттоком молодежи из села, происходит

10 Материалы НИР «Социальная защита и поддержка малообеспеченных (благополучных и неблагополучных) семей с детьми», 2012-2016 г., договор СБОО «Мир детей», рук. Дьяконова М. В.

и потеря социокультурного наследия традиционных карельских сел, размытие языковой среды, нарушение межпоколенной передачи языка, что в конечном итоге может привести к потере основных брендов территорий, языка и культуры. Ведь именно на сельских территориях в наибольшей степени сохранены и проявляются национальные особенности карельского этноса (язык, культура, традиции, обычаи, обряды, фольклор). Развитие человеческого потенциала и развитие общества возможно только тогда, когда оно сознательно основано на национальной культурной традиции и быте [7, с. 74-77].

Сельский туризм как важнейший

элемент брендинга территорий

В первую очередь, за счет туризма брендинг поселений может рассматриваться как один из способов обеспечения социально-экономического развития сельских территорий.

На сегодняшний день туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики, оказывая влияние на такие ключевые секторы хозяйства, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития. Также туризм способствует развитию малого бизнеса (народные промыслы и ремесла, производство сувенирной продукции) [21]. Первые работы зарубежных авторов по данной проблематике появились уже во второй половине XX в. [23-26, 29]. В последние годы и в работах отечественных ученых туризм традиционно изучается в социально-экономическом ракурсе.

В Российской Федерации развитие туризма осуществляется в рамках следующих документов: Государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма» на 20132020 годы, Государственная программа РФ ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 гг.)», «Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» и др. В Республике Карелия туризм отнесен к приоритетным отраслям

развития экономики согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года11.

Туризм в сельской местности (сельский туризм) - это индивидуальный или малогрупповой туризм. Это означает уход от привычных автобусных туров, так как основная проблема в сельской местности - это низкое качество дорог и невозможность накормить и разместить группу в 40-50 человек. В сельском туризме есть возможность экономического использования следующих ресурсов: старые постройки (дома прошлого столетия), включенные в туристические маршруты (в качестве структур размещения или объектов осмотра имеющие исто-рико-архитектурную ценность); местные праздники; озера и другие водные ресурсы (рыбная ловля, отдых); ремесленные промыслы, их возрождение в виде сувениров, элементов региональной и национальной одежды и т.п.

Сельский туризм является важным источником занятости и доходов сельского населения и способен предотвратить миграцию молодежи.

По мнению американского учёного В. Смита (V. Smith), существуют шесть категорий сельского туризма: этнический, культурный, исторический, экологический, рекреационный, деловой [30]. Украинский учёный Н. П. Крачило выделил следующие виды туризма: курортно-лечебный; культурно-развлекательный (туристические путешествия, проводимые с целью ознакомления с историко-культурными, археологическими и архитектурными достопримечательностями, посещения музеев, картинных галерей, театров, фестивалей, спортивных соревнований и других объектов культуры), спортивный, познавательно-деловой, религиозный, промысловый [12].

В Республике Карелия можно выделить следующие перспективные виды сельского туризма:

1) культурно-исторический: посещение исторических памятников и памятных

11 Стратегия социально-экономического разви-

тия Республики Карелия до 2020 года (утв. пост.

Законодательного Собрания Респ. Карелия от 24.06.2010 №1755-IV ЗС. URL: http://government. ru/docs/16757/.

мест, тематических лекций по истории и других мероприятий;

2) событийный: интерес к старинным традиционным или современным постановочным культурным мероприятиям или «событиям» (праздникам, фестивалям) и участие в них;

3) активный: сплавы, велопоходы, походы на собачьих упряжках, квадроци-клах, снегоходах, лыжах, занятие традиционными промыслами (сенокос, рыбалка, охота и т.д.);

4) экологический: интерес к взаимодействию природы и культуры, природно-культурным памятникам, посещение национальных парков, заказников, участие в культурно-экологических программах;

5) гастрономический: знакомство с национальной кухней, мастер-классы по приготовлению традиционных блюд и напитков;

6) образовательный: мастер-классы по традиционным ремеслам, танцам, песням;

7) археологический: посещение памятников древности, мест раскопок, участие в археологических экспедициях;

8) этнографический: интерес к культуре этноса (народа или народности), объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству.

Далее рассмотрим перспективные виды развития туризма на рассматриваемых нами территориях и их влияние на сохранение основных брендов РК. Развитие туризма - в первую очередь это повышение интереса к территории, дополнительные финансовые вливания.

Перспективные виды развития туризма на людиковских территориях

Культурно-исторический и археологический туризм.

В Пряжинском районе насчитывается 356 памятников истории и культуры, которые находятся на учете в республиканском Государственном центре по охране и использованию памятников, 197 объектов археологии: раскопы стоянок первобытных людей. На государственном учете состоит 131 памятник архитектуры: церкви, часовни, поклон-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ные кресты, жилые дома, хозяйственные постройки12. Разработаны туристские маршруты «По древней земле карелов», включающие знакомство с памятниками традиционного деревянного зодчества [11, с. 266].

В Олонецком районе расположено 160 объектов историко-культурного наследия, из них памятников археологии - 28, памятников архитектуры - 75, памятников истории и искусства - 57, исторические населенные места - 11, историко-культурный комплекс - 1. Одним из неофициальных символов г. Олонца являются подвесные мосты13. Перспективна реконструкция части Олонецкой крепости.

Кондопожский район известен 93 памятниками истории и культуры, в т.ч. 30 -архитектуры, 24 - истории, 39 - археологии. Три памятника: церковь Успения (1774 г.) в Кондопоге, часовня Вознесения в дер. Колгостров (XVII в.), церковь Петра и Павла в дер. Лычный остров (XVIII в.) имеют общероссийский статус, являются шедеврами северного деревянного зодчества. Немалый интерес представляет и памятник индустриальной культуры Кончезерский медеплавильный завод петровского времени. Данный объект, как и первый российский курорт Марциальные воды и водопад Кивач, включен в популярный автобусный маршрут «По окрестностям Петрозаводска».

Во многих деревнях рассматриваемых нами районов сохранены с XVII-XVIII вв. традиционные для карел жилые дома, хозяйственные постройки, часовни. Развитие этого вида туризма будет способствовать сохранению и восстановлению уникальной архитектуры.

Активный и экологический туризм. В Пряжинском районе активно развиты туристические и спортивные походы на собачьих упряжках. В районе находятся два

12 Справка об исторических, культурных, демографических и национальных особенностях Пряжинского района // Официальный интернет-портал Республики Карелия «Карелия официальная». URL: http://www.gov.karelia.ru/gov/ Regions/Info/pryaja_nac.html.

13 Программа социально-экономического развития Олонецкого национального муниципального района на 2014-2017 гг. (утв. решением Совета Олонецкого нац-го мун-го р-на №76 от 26.11.2014). URL: http://www.gov.karelia.ru/gov/ Regions/olonets.html.

питомника по разведению собак (Чукотская ездовая, Сибирский хаски, Аляскинский маламут). Ежегодно зимой проходят соревнования по гонкам на собачьих упряжках, в т.ч. этапы кубка мира «По земле Сампо», «Онежское ожерелье»14. Работает зооком-плекс «Три Медведя»: в лесу проживают дикие животные: медведи, рыси, волки, лоси и многие другие. Из рек наибольшее значение имеет Шуя, полноводная и порожистая река позволяет проводить практически по всей длине сплавы (плоты, байдарки) даже для неподготовленных туристов.

В Олонецком районе ежегодно проходит водный праздник «Гонки на Олон-ке», включающий преодоление дистанции на разнообразных плавсредствах. Ежегодно с 2003 г. проводится туристско-, спортивно-культурный праздник «Семиозерье». Праздник проводится в три дня и включает туристское направление (техника водного и пешеходного туризма, туристский бивак); спортивное - Олимпийские игры на болоте: мужской пентатлон, женский триатлон, детский дуатлон, футбол, волейбол, баскетбол; плавание-эстафета в спасательных поясах, командный спринт-триатлон, крокет, петанк, финские городки; культурное (конкурсы: художественная самодеятельность «Шоу Семи Озер», командные кричалки, фотографии, посвященные «Семиозерью»; вечер отдыха)15. Международный снего-ходный фестиваль ОрепКагеИа.

В Кондопожском районе популярны сплавы по реке Тивдия, гора Сампо, развит горнолыжный туризм. В заповеднике «Кивач» разработаны экологические туристские маршруты как одна из возможностей познакомиться с «элитными» экземплярами карельской березы, также на территории района располагаются комплексные природные и охотничьи заказники.

Данный вид туризма все больше набирает популярность, это новый

14 Туристский потенциал: Пряжинский район // Официальный интернет-портал Республики Карелия «Карелия официальная». URL: http:// www.gov.karelia.ru/gov/Power/Committee/Sport/ Regions/prj.html.

15 Семиозерье - 2016. Официальный сайт Олонецкого национального муниципального района. URL: http://olon-rayon.ru/2016/08/03/семио-зерье-2016/.

нестандартный вид знакомства с территорией, но существует и угроза нарушения экологического баланса территории.

Этнографический, гастрономический, образовательный туризм.

В рассматриваемых нами сельских территориях сохранилась живая карельская культура: народная музыка, танцы, предания, национальная кухня, строительное мастерство, ремёсла. Основным первоэлементом культуры, несомненно, является карельский язык, пронизывающий все сферы жизни. Сегодня многие туристы желают окунуться в национальную атмосферу и одновременно пожить на свежем воздухе вдали от цивилизации. Проживая в избах, туристы могут учиться вести хозяйство и осваивать народные художественные промыслы на мастер-классах, в том числе на национальном языке.

Ярким примером для карел-людиков может послужить пример развития этно-туризма карел-ливвиков. Так в деревне Кинерма Пряжинского района благодаря активности местной жительницы Надежды Калмыковой создана общественная организация, основная цель которой сохранение старинной деревни. Посредством участия в ряде проектов, в том числе международных, проводится праздник деревни, этнокультурные лагеря, театральные фестивали на карельском языке, ведется работа по развитию туризма, организован музей, проводятся различные мастер-классы, организованы места для проживания туристов в сохранившихся старинных домах карел, из 17 строений в Кинерме семь являются признанными памятниками архитектуры. В 2016 г. Кинерма была признана самой красивой деревней России.

Главным результатом развития такого туризма станет сохранение старинных карельских поселений, возрождение национальных традиций, ремесел.

Событийный туризм - это посещение местности в определенное время, может носить регулярный характер. На рассматриваемых нами территориях можно выделить следующие направления событийного туризма: фольклорные фестивали, народные и религиозные праздники, ярмарки.

В Пряжинском районе ежегодно в июне, начиная с 1986 г., проводится международный сельский праздник народного юмора Киндасово. Инициатором его проведения, первым организатором и режиссёром является известная собирательница карельского фольклора Виола Валентиновна Мальми. За годы праздник приобрел международный статус. Во время праздника есть возможность услышать национальный фольклор, увидеть своими глазами деревенский уклад жизни, поучаствовать в давно забытых старинных игрищах, увидеть настоящий скотный двор, отведать блюда карельской кухни, научиться делать настоящие обереги16.

Международный фестиваль финно-угорских народов «Suguvastavundu» проводится с 2002 г. ежегодно попеременно на территории Пряжинского района и на территории партнеров фестиваля. Автором и инициатором проекта является руководитель этнокультурного центра «Ту-оми» п. Чална Галина Ханенко. Участники фестиваля - народы Карелии, Удмуртии, Тверской области и других регионов России, а также Финляндии и Эстонии. Гости фестиваля могут не только познакомиться с богатым миром финно-угорских народов, но и приобрести себе сувениры, а главное - отдохнуть, послушать прекрасные песни и принять активное участие в интерактивных программах, представленных творческими коллективами17.

С 2010 г. проводится фестиваль духовной музыки «Благовест», приуроченный к празднованию престольного праздника храма п. Пряжа - Покрову Пресвятой Богородицы. Фестиваль проводится в два этапа: инструментальный и хоровой. В целях привлечения покупателей организаторы часто совмещают с народными праздниками или фестивалями ярмарки, например, Святозерская ярмарка в Пряжинском национальном муниципальном районе.

16 Международный сельский фестиваль юмора «Киндасово». Официальный сайт Олонецкого национального муниципального района. URL: http://pryazha.karelia.info/socie ty/1266407044/1292418860/1296467409/

17 Из интервью с директором Этнокультурно-

го центра «Туоми» Г.Г. Ханенко, 9.04.2012 г. и 28.01.2016 г.

Олонецкий район - родина различных фестивалей. С 1990-х гг. возродились локальные фольклорные праздники.

В Олонецком районе есть орнитологические угодья национального масштаба, поэтому ежегодно с 2001 г. в начале мая проводится межрегиональный экологический фестиваль «Олония - гусиная столица». У гостей есть возможность посетить сельскохозяйственную ярмарку «Весенний двор Паккайне», поучаствовать в одном из самых зрелищных мероприятий «Гонки на Олонке» - преодоление дистанции в пять километров на самых разнообразных плавсредствах, ключевое мероприятие - гусиные бега18.

В фестивале национального костюма «Олонецкий хоровод» принимают участие взрослые и детские фольклорные коллективы и театры мод со всей Карелии, первый фестиваль состоялся в 2004 г. по инициативе Олонецкого национального музея.

Межрайонный экологический фестиваль «Гости из сеновала» проводится ежегодно с 2012 г., в рамках которого традиционный конкурс по изготовлению скульптур из сена, различные аттракционы, эстафеты, конкурсы и широкая ярмарка. Кроме того, можно посетить мастер-классы по приготовлению калиток и напитков из трав, изготовлению сувениров, росписи камней и ложек.

Молочный фестиваль проходит раз в два года с 2004 г., организуются выставка скульптур из сена, соревнования по фигурному вождению тракторов, помимо этого работают различные площадки (частушечная, мастер-классы и прочее), выступают различные творческие коллективы.

Олонец является родиной карельского морозца Паккайне. Международный фестиваль Олонецкие Игры Дедов Морозов проводится ежегодно, начиная с 2000 г., в начале декабря, давая старт зиме. На праздник собираются зимние волшебники из разных уголков России. В течение фестивальных дней проводятся различные мероприятия: выставки, рождественская ярмарка, театрализованные представления, мастер-

18 Фестиваль «Олония - гусиная столица». Национальный календарь событий. URL: http:// eventsinrussia.com/event/9624

классы по различным ремеслам, спортивно-развлекательные конкурсы и испытания «тропа Паккайне»19. Также в Олонецком районе активно возрождаются различные ярмарки традиционной культуры: масленичные гуляния, святочные посиделки, традиционные праздники.

Республиканский автомотофестиваль «Гирвас», проводимый в Кондопожском районе, - это первое и пока единственное в Карелии автомобильное шоу проходит ежегодно с 2008 г. В рамках фестиваля соревнование по преодолению бездорожья и препятствий в 5 автомобильных и 1 пешеходном классах, также проводится выставка ретро-автомобилей.

Этнофестиваль сена в с. Спасская Губа впервые прошел в 2011 г. в рамках проекта «Путешествие в страну людиков», проводимого краеведческим музеем. Фестиваль включает состязания в искусстве сенокоса - экстремальная, ювелирная и артельная косьба, также представлено искусство владеть граблями - ворошить и сгребать, помимо этого можно услышать выступление местных фольклорных коллективов, поучаствовать в различных мастер-классах.

С 2017 г. в районе проводится экс-трим-фестиваль «Медвежья тропа». Это уникальное для Карелии спортивное мероприятие, которое объединяет сотни участников и зрителей под флагом здорового образа жизни. Мероприятие рассчитано на несколько дней и предусматривает проживание в палатках. Организатором является местный предприниматель Надежда Варлевская. Мероприятие объединяет любителей активного отдыха Республики Карелия, Санкт-Петербурга, Мурманска и других городов РФ. Экстрим-забег «Медвежья Тропа» - главное событие фестиваля. Участников и гостей будет ждать забег по пересеченной местности с различными искусственными и естественными препятствиями. Забег разделят на два этапа: индивидуальный и командный. К участию в концертной части фестиваля приглашаются творческие коллективы, солисты, ансамбли, исполняющие живую музыку на открытой площадке,

19 Официальный сайт Паккайне - Карельского

морозца. URL: http://pakkaine.karelia.su/

olonetskie-igry-dedov-morozov.html

и аниматоры для организации игровой программы на свежем воздухе для детей. Кроме экстремального отдыха, гостям и участникам фестиваля предложат мастер-класс по игре в кююккя, игры на свежем воздухе и катания на лошадях.

Помимо этого ежегодно проводятся чемпионат России по фристайлу на бурной воде, соревнования по подледному лову, Праздник «Петров день» (п. Марци-альные воды).

Необходимо отметить, что вышеперечисленные мероприятия с каждым годом становятся все популярнее, привлекая все большее число туристов не только российских, но и зарубежных. Главная положительная черта данного вида туризма - всесезон-ность. Данный вид туризма в наибольшей степени способствует сохранению национального языка, материальной и нематериальной культуры карел-людиков.

Заключение

Как уже было отмечено, брендом Республики Карелия являются национальные культурные особенности (язык, культура, быт, события). Следовательно, именно комбинирование вышеперечисленных видов туризма, когда туристы находятся в реальной этнокультурной и природной среде, питаются блюдами национальной кухни, принимают участие в местных мероприятиях, учатся традиционным ремеслам, является наиболее перспективным.

Праздничная культура, проводимые праздники могли бы стать хорошей площадкой для возрождения национальной культуры, ремесел, кухни и реконструкции старинных обрядов, быта. Несомненно, основываясь на карельском языке, так как язык пронизывает все сферы жизни. Карельский язык - визитная карточка Республики Карелия, его развитие и сохранение национальной культуры может дать толчок развитию сельских территорий, в частности, развитию туризма. В свою очередь возможности туризма с точки зрения популяризации карельского языка, как уникального бренда Карелии, могут способствовать его сохранению.

Брендинг территории - процесс, требующий вовлечения большинства субъектов

территориального сообщества: администрации, учреждений культуры и образования, активных жителей, депутатов, творческих коллективов [19]. Без их поддержки и заинтересованности создание бренда территории, сохранение культурно-исторического наследия невозможно. В первую очередь необходимо обеспечить:

- сохранение и развитие карел как самобытного этноса, придание карельскому языку статуса государственного;

- создание рабочих мест для специалистов в области образования и культуры;

- большее вовлечение местного населения, особенно молодежи, в процесс продвижения нематериального наследия (оказание туристических услуг, изготовление сувенирной продукции);

- создание и развитие центров традиционных промыслов и ремесел (сохранение традиционной хозяйственной деятельности, формирование и распространение новых этнокультурных брендов), развитие такого производства позволит повысить доходы сельского населения, обеспечить круглогодичную занятость, привлечь к производству различные возрастные и социальные группы населения;

- стимулирование активности сельских сообществ путем выделения грантов на развитие народного творчества, проведение фестивалей, развитие туризма;

- организация курсов, обучающих основам сельского, экологического туризма, экскурсоводческой деятельности, для учащихся старших классов;

- государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере межнационального (межэтнического) сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации и иных этнических общностей, проживающих в Республике Карелия;

- развитие этнографического и культурно-познавательного туризма в Республике Карелия, содействие созданию объектов инфраструктуры этнотуризма: этнопарков, этнодеревень, этнокультурных центров, центров межнационального сотрудничества.

Список источников:

1. Баранцев А. П. Фонологические средства людиковской речи. Л.: Наука, 1975. 103 с.

2. Будагов Р. И. Человек и его язык. М.: МГУ, 1974. 263 с.

3. Волонина Н.А. Безработица молодежи // Экономика, предпринимательство и право. 2012. Т.2. № 1. С. 9-14.

4. ГригорьевС.И. Социология жизненных сил российского села и сельского жителя в начале XXI века // Социологические исследования. 2010. № 9. С. 39-43.

5. Добрынин А. И., Дятлов С.А. и др. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб: Наука, 1999. 122 с.

6. Дьяконова М. В. Современный статус и перспективы ревитализации финно-угорских языков Республики Карелия // Ежегодник финно-угорских исследований. 2016. Т.10. Вып. 3. С. 156-167.

7. Ильинский И.В. Конкурентоспособность человеческого капитала в России: состояние, проблемы, перспективы: монография. СПб.: ФГБОУВПО «СПБГУТД», 2011. 278 с.

8. Ковалева С. В. Людиковское наречие карельского языка: проблемы ревитализации // Материалы XLIII Междунар. филол. конф. СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2014. С. 25-30.

9. Коваленко Е. Г. Проблемы и механизмы развития сельских территорий // Фундаментальные исследования. 2012. № 3 (ч. 3). С. 687-690.

10. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с.

11. Косенков А. Ю., Лялля Е. В. Геоинформационные технологии в изучении архитектурного наследия (на примере деревни Рубчойла) // Межкультурные взаимодействия в политэтничном пространстве пограничного региона. Сб. мат. междунар. науч. конфи. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2005. С. 265-270.

12. Крачило Н.Г. География туризма. К.: Вища шк., 1987. 208 с.

13. Лисовский В.Т. Эскиз к портрету: жизненные планы молодёжи. М.: Наука, 1962. 208 с.

14. Макаров Г.Н. Карельский язык // Языки народов СССР. М.: АН СССР, 1966. т. 3. 465 с.

15. Пахомов М. Людиковский охотник Дейсиян Пекко и его род // Lüüdilaine. Lyydilaisen seuran vuosijulkaisu. 2013. № 1. С. 8-18.

16. Римашевская Н.М. Проблемы развития человеческого потенциала // Народонаселение. 2007. № 1. С. 5-9.

17. РодионоваА.П., НагурнаяС.В., Чикина Н.В. Людики: вопросы сохранения языка и культуры. Исследования и материалы: Монография. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2017. 170 с.

18. Руденко Г.Г., Савелов А. Р. Специфика положения молодежи на рынке труда // Социологические исследования. 2002. № 5. С. 101-107.

19. Савельев Ю.В. Особенности формирования бренда территории на основе ее культурно-исторического наследия // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2011. № 3. С. 88-93.

20. Садыков Р. М. Занятость молодежи в сельской местности: проблемы и пути решения // Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. № 1. С. 218-222.

21. СкульскаяЛ.В., ШироковаТ.К. Сельский туризм и народные промыслы как дополнительный источник дохода сельского населения // Научные труды ИНП РАН. М.: Макс Пресс, 2011. Т. 9. С. 151-165.

22. Ювенология в XXI веке: комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении / Под ред. Е. Г. Слуцкого, В. В. Журавлева. СПб.: ООО ИД «Петрополис», 2007. 216 с.

23. Bastias-Perez P. Perceived Impacts of Tourism by Residents // Annals of Tourism Research. 1996. № 22. Pp. 208-209.

24. Glasson J. A Heritage City Under Pressure // Tourism Management. 1994. № 15. Рр. 137-144.

25. Mak J. The Economic Contribution of Travel to State Economies // Journal of Travel Research. 1989. № 28 (fall). Рр. 2-5.

26. Murphy P. Community Attitudes To Tourism: A Comparative Analysis // International Journal of Tourism. 1981. № 2(3). Рр. 189-195.

27. Pahomov М. Непризнанный народ: древний этнос Карелии: [о карелах-людиках] // Lüüdilaine: lyydilaisen seuran vuosijulkaisu. 2013. № 1. Pp. 22-26.

28. Pahomov M. Kuujarven lyydilaisteksteja. Helsinki: Suomalais-Ugrilainen Seura. 2011. 233 p.

29. Sieglinde K. Tourism Cluster Competitiveness and Sustainability: Proposal for a Systemic Model to Measure the Impact of Tourism on Local Development // Brazilian Administration Review. 2005. Vol.2. № 2. art.4. Рp. 47-62.

30. SmithV. Hosts and Guests. The Anthropology of Tourism. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1977. 352 p.

31. Woolcock M. Social capital and economic development: Toward a theoretical synthesis and policy framework // Theory and Society. 1998. № . 27. Pp. 151-208.

Maria V. DYAKONOVAa, Alexandra P. RODIONOVAb

a Karelian Research Centre of the Russian Academy of Sciences

(Petrozavodsk, Rep. Karelia, Russia);

PhD in Economics, researcher; e-mail: [email protected];

b Institute of language, literature and history Karelian Research Centre of the Russian Academy of Sciences (Petrozavodsk, Rep. Karelia, Russia); PhD in Philology, researcher; e-mail: [email protected]

LANGUAGE AND CULTURE AS THE BRAND OF THE SMALL TERRITORIES DEVELOPMENT (The case of ethnolocal grouppe of Ludians)

Republic of Karelia is the multinational republic. Karelians is one of the aboriginal ethnoses which are living in the Republic of Karelia. Karelians are carriers of unique language and culture. The number of karelians has decrease every year, hence, the questions of language and culture preservation are actual.

The article considers the questions of branding territories through the example of the ethnolocal group of Ludians which are living in Pryazha, Kondopoga and Olonets regions. The authors also describe the modern language situation and actions which are conducted on language rescue using the example of concrete territories of Ludians living. The ethno-cultural centers play the main role in language and culture preservation.

Now rural territories experience several destructive processes therefore the youth actively migrates. The results of sociological interviews show the majority of youth don't intend to come back in the rural settlement after the end of their vocational training. The youth is the main carrier of the human capital, and the future development of territory depends on it. Tourism is one of the development factors of the territory. Tourism can promote increasing of employment of local population, prevention of youth migration and can enhance the tourist interest to concrete territory y. The article describes perspective types of tourism for the Republic Karelia as a whole, and considers developed types of tourism on the areas of living of ludians people through the concrete examples. Keywords: ludians people, language, rural territories, youth, branding, tourism.

References

1. Barancev, A.P. (1975). Fonologicheskie sredstva lyudikovskoj rechi [Phonologic tools ludians style of speaking]. Leningrad: Nauka. (In Russ.).

2. Budagov, R.I. (1974). Chelovek i ego yazyk [The person and its language]. Moscow: MSU. (In Russ.).

3. Volonina, N.A. (2012). Bezrabotica molodezhi [Youth unemployment]. Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo. [Journal of Economics, Entrepreneurship and Law], 2(1), 9-14. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Grigoriev, S.I. (2010). Sociologiya zhiznennyh sil rossijskogo sela i sel'skogo zhitelya v nachale XXI veka [Sociology of vital forces of the Russian village and the countryman in the beginning of XXI century]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], 9. 39-43. (In Russ.).

5. Dobrynin, A.I., & Dyatlov, S.A. (1999). Chelovecheskij kapital v tranzitivnoj ekonomike: formirovanie, ocenka, effektivnost' ispol'zovaniya [Human capital in the transitive economy: formation, an estimation, efficiency of use]. St. Petersburg: Nauka. (In Russ.).

6. Dyakonova, M.V. (2016). Sovremennyj status i perspektivy revitalizacii finno-ugorskih yazykov Respubliki Karelia [Current Status and Prospects for Revitalization of Finno-Ugric Languages in the Republic of Karelia]. Ezhegodnik finno-ugorskih issledovanij[Yearbook of Finno-Ugric studies], 10(3), 156-167. (In Russ.).

7. Il'inskij, I.V. (2011). Konkurentosposobnost' chelovecheskogo kapitala v Rossii: sostoyanie, problemy, perspektivy [Competitiveness of the human capital in Russia: condition, problems, prospects]: a monograph. St. Petersburg: SPbSUITD. (In Russ.).

8. Kovaleva, S.V. (2014). Lyudikovskoe narechie karel'skogo yazyka: problemy revitalizacii [Ludians dialect of the Karelian language: the problems of revitalization]. Materialy XLIII Mezhdunarodnojfilologicheskoj konferencii [Materials of XLIII International philological conference 11-16 march 2014]. St. Petersburg: Faculty of Philology SPbSU, 25-30. (In Russ.).

9. Kovalenko, E.G. (2012). Problemy i mekhanizmy razvitiya sel'skih territorij [Problems and mechanisms of rural territories development]. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research], 3(3), 687-690.

10. Kon, I.S. (1967). Sociologiya lichnosti [Sociology of the person]. Moscow: Politizdat. (In Russ.).

11. Kosenkov, A.Yu., & Lyallya, E.V. (2005). Geoinformacionnye tekhnologii v izuchenii arhitekturnogo naslediya (na primere derevni Rubchojla) [Geoinformation technologies in studying an architectural heritage (on an example of village Rubchojla)].

Mezhkul'turnye vzaimodejstviya v politehtnichnom prostranstve pogranichnogo regiona [Intercultural interactions in poliethnical space of boundary region]. The Collection of scientific articles based on the materials of the international scientific conference. Petrozavodsk: KarRC RAS, 265-270. (In Russ.).

12. Krachilo, N.G. (1987). Geografiya turizma [Geography of tourism]. Kiev: Visha shkola. (In Russ.).

13. Lisovskij, V.T. (1962). Eskiz k portretu: zhiznennye plany molodyozhi [The sketch to a portrait: vital plans of youth]. Moscow: Nauka. (In Russ.).

14. Makarov, G.N. (1966). Karel'skijyazyk [Karelian language]. Moscow: AS SSSR. (In Russ.).

15. Pahomov, M. (2013). Lyudikovskij ohotnik Dejsiyan Pekko i ego rod [Ludians hunter Dejsijan Pekko and his family]. Lüüdilaine. Lyydilaisen seuran vuosijulkaisu, 1, 8-18. (In Russ.).

16. Rimashevskaya, N.M. (2007). Problemy razvitiya chelovecheskogo potenciala [The problems of human capital development]. Narodonaselenie [Population], 1, 5-9. (In Russ.).

17. Rodionova, A.P., Nagurnaya, S.V., & Chikina, N.V. (2017). Lyudiki: voprosy sohraneniya yazyka i kul'tury. Issledovaniya i mate-rialy [Ludians: questions of language and culture preservation. Researches and materials]: a monograph. Petrozavodsk: KRC RAS. (In Russ.).

18. Rudenko, G.G., & Savelov, A.R. (2002). Specifika polozheniya molodezhi na rynke truda [Specificity of youth position on the labour market]. Sociologicheskie issledovaniya [SociologicalStudies], 5, 101-107. (In Russ.).

19. Savel'ev, Yu.V. (2011). Osobennosti formirovaniya brenda territorii na osnove ee kul'turno-istoricheskogo naslediya [Features of brand of territory formation on the basis of its cultural-historical heritage]. Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of Petrozavodsk state university], 3, 88-93. (In Russ.).

20. Sadykov, R.M. (2011). Zanyatost' molodezhi v sel'skoj mestnosti: problemy i puti resheniya [Employment of youth in the countryside: problems and ways of the decision]. Vestnik Bashkirskogo universiteta [Bulletin of Bashkir University], 16(1), 218-222. (In Russ.).

21. Skul'skaya, L.V., & Shirokova, T.K. (2011). Sel'skij turizm i narodnye promysly kak dopolnitel'nyj istochnik dohoda sel'skogo nas-eleniya [Rural tourism and national crafts as an additional source of the income of rural population]. Nauchnye trudy INP RAN [Scientific Articles - Institute of Economic Forecasting Russian Academy of Sciences]. Moscow: Maks Press, 9, 151-165. (In Russ.).

22. Slutskiy, E.G., & Zhuravleva, V.V. (Ed.). (2007). Yuvenologiya v XXI veke: kompleksnoe mezhdisciplinarnoe znanie o molodom poko-lenii [Juvenology in XXI century: complex interdisciplinary knowledge about the young generation]: a monograph. St. Petersburg: Petropolis. (In Russ.).

23. Bastias-Perez, P. (1996). Perceived Impacts of Tourism by Residents. Annals of Tourism Research, 22, 208-209.

24. Glasson, J. (1994). A Heritage City Under Pressure. Tourism Management, 15, 137-144.

25. Mak, J. (1989). The Economic Contribution of Travel to State Economies. Journal of Travel Research, 28, 2-5.

26. Murphy, P. (1981). Community Attitudes To Tourism: A Comparative Analysis. International Journal of Tourism, 2(3), 189-195.

27. Pahomov, М. (2013). Непризнанный народ: древний этнос Карелии: [о карелах-людиках] [Not recognized people: ancient ethnos of Karelia: [about ludians]. Lüüdilaine: lyydilaisen seuran vuosijulkaisu, 1, 22-26.

28. Pahomov, M. (2011). Kuujarven lyydilaisteksteja. Helsinki: Suomalais-Ugrilainen Seura.

29. Sieglinde, K. (2005). Tourism Cluster Competitiveness and Sustainability: Proposal for a Systemic Model to Measure the Impact of Tourism on Local Development. Brazilian Administration Review, 2(2), 47-62.

30. Smith, V. (1977). Hosts and Guests. The Anthropology of Tourism. Philadelphia: University of Pennsylvania Press.

31. Woolcock, M. (1998). Social capital and economic development: Toward a theoretical synthesis and policy framework. Theory and Society, 27, 151-208.

Дьяконова М.В., РодионоваА.П. Язык и культура карел как бренд развития малых территорий (на примере этно-локальной группы карел-людиков) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т. 12. №4. С. 119-133. DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10411. Дата поступления статьи: 4 апреля 2018 г.

Dyakonova, M.V., & Rodionova, A.P. (2018). Language and culture as the brand of the small territories development (The case of ethnolocal grouppe of Ludians). Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 12(4), 119-133. doi: 10.24411/1995-0411-2018-10411. (In Russ.). Received April 4, 2018

TOURDIGEST

TOURDIGEST

КОНКУРС НА РАЗРАБОТКУ НОВОГО ТУРИСТСКОГО БРЕНДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга проводит новый конкурс на туристический бренд города. Победитель должен будет разработать для города текстовый логотип и фирменный знак, а также систему суббрендов. Начальная цена контракта -8,27 млн. руб. Предыдущий логотип, рекламные плакаты и другую имиджевую продукцию города разрабатывала студия Артемия Лебедева.

По материалам: sostav.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.