УДК 316
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ИННОВАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕФОРМИРУЕМОМ ОБЩЕСТВЕ
A SOCIOLOGICAL STUDY OF THE PROBLEM OF CONTINUITY AND INNOVATION OF YOUTH CULTURE IN THE REFORMED SOCIETY
Шатовкина Римма Викторовна
кандидат юридических наук, докторант кафедры философии и социологии, Адыгейский государственный университет [email protected]
Rimma V. Shatokhina
Candidate of legal Sciences, doctoral student of the Department of philosophy and sociology, Adygei STATE University [email protected]
Тищенко Александр Викторович
соискатель кафедры философии и социологии, Адыгейский государственный университет
Alexander V. Tishchenko
Candidate of the Department of philosophy and sociology, Adygei STATE University [email protected]
Аннотация. В статье отмечается, что важным элементом социализации выступает термин «социокультурная среда», под которым понимается реальное окружение индивида (группы) - с одной стороны, и совокупность представлений, которые образуют смысловое «поле отношений» с окружающим миром - с другой. Социологическое исследование молодёжной субкультуры, повседневного взаимодействия основных носителей её норм и ценностей позволяет вернуться к классическому парсонсовскому пониманию молодёжной культуры как необходимой реальности, требующей детального изучения.
молодежь, молодежная политика, социология культуры.
It is noted that an important element of socialization is the concept of «socio-cultural environment», which refers to the real environment of the individual (group) - on the one hand, and a set of ideas that form a semantic «field of relations» with the outside world-on the other. Sociological research of youth subculture, everyday interaction of the main carriers of its norms and values, allows to return to the classical Parsons' understanding of youth culture as a necessary reality that requires detailed study.
Keywords: youth, youth policy, sociology of culture.
Ключевые
слова:
Annotation.
В современных трактовках социологии культуры молодежная политика должна предусматривать создание позитивных моделей поведения и образцов для подражания, фокусирующихся на идеях развития собственных возможностей и личного успеха, как части общего успеха Российского государства.
Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики. Государственная молодежная политика - это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах всего общества. Объектом государственной политики являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения.
Проблема преемственности и инновации молодежной культуры в реформируемом обществе, их структуры и динамики остается неизменно актуальной для социологии культуры. Эта проблема приобретает особую значимость в условиях социально-экономической и духовно-культурной трансформации суперэтнических обществ, вызванной ситуацией переходного пере-
хода, сопровождающегося кардинальной переоценкой нравственных, политических и экономических ценностей. В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и девальвация прежних затрагивают эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества.
Вместе с тем, сама процедура выделения молодежи как социальной группы, с методологической точки зрения, носит в большинстве случаев недостаточно обоснованный характер. Как правило, используются ее демографические, юридические, психологические и иные определения, в редких случаях дополняемые различным набором предыдущих характеристик. И если в известной мере верно положение, что объект исследования во многом есть то, чем он выделяется и измеряется, то становится понятна множественность мнений, которая существует в подходах к определению молодежи. Там, где не хватает целостности понимания предмета, там ее часто подменяют комплексностью.
Особую значимость в данном случае приобретают процессы, захватывающие ценностное сознание молодых людей, ибо именно они представляют собой ближайшее будущее данных обществ, тем более это важно в отношении потенциальной интеллектуальной, политической, экономической, культурной элиты общества, каковую представляет и себя студенчество. Происходящее перемены обуславливают формирование нового ценностного сознания, соединяющего в себе лучшие культурно-исторические традиции духовности и гуманизма с новым мышлением, связанным с процессами глобализации, охватившими экономическую, политико-правовую, информационно-технологическую, культурно-бытовую сферу социальной жизни.
Традиция изучения динамики культуры и ценностных ориентаций общества в целом, и его групп в частности, выработала за продолжительное время своего существования множество определений этого важного понятия социологии. Понятие ценностной ориентации неоднократно становилось в центр многочисленных исследований видных зарубежных и российских ученых. Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи определяются влиянием следующих факторов:
1) возрастно-демографический;
2) амбивалентно-транзитивный;
3) образовательный;
4) девиантно-делинквентный [1].
Основная проблема ценностной ориентации студенчества заключается в принципиальной их поляризованности, которая оказывает непосредственное влияние на их расклад и направленность. Проблема общих тенденций изменений ценностных ориентаций в современном обществе неоднократно ставилась в центр внимания множества самых разных социологических исследований. Система ценностных ориентаций обладает определенным балансом, однако ее гомеостатичность имеет динамический, подвижный характер. Даже в период равномерной эволюции общества ценностные ориентации подвергаются пусть медленной, но трансформации, а в период революционной ломки традиционных устоев ценностные ориентации становятся радикальными и, зачастую, процессы их изменения в такие времена имеют неконтролируемый и стихийный характер.
Само современное общество характеризуется принципиальной нестабильностью системы ценностей и ценностных ориентаций в отличие от традиционного общества, в котором эта система была незыблемой и неизменной на протяжении многих веков. Система ценностей традиционного общества имела замкнутый характер, и починялась законам циклических повторений.
Современной общество является динамической системой с подвижным, нестабильным центром. На всем протяжении существования современного общества сетка ценностных ориентаций подвержена изменениям со стороны двух оппозиций - оппозиции интеграции как социализации и идентификации как индивидуализации, и оппозиции субъективизма и объективизма [2]. Социальный мир представляет собой «социетальную систему», которому подчиняется принципам системного гомеостаза, баланса, - смещение одного элемента немедленно вызывает смещение остальных так, что системное равновесие сохраняется. Чем интенсивнее, богаче, продуктивнее, дееспособнее ценностная ориентация социальной функции, тем ближе она к позиции, центрирующей поле социальной системы, и, наоборот, чем она беднее, тем дальше функция отодвинута к периферии, смещена к ней.
Система ценностных ориентаций разделяется на три большие группы:
1) «материнские» как материально-экономические;
2) «отцовские» как духовно-гуманитарные;
3) символически-интерсубъективные как рациональные.
Материально-экономические ценностные ориентации. Этот вид ценностей распределяется по оси «плановая экономика - рыночная экономика».
Выбор в пользу то или иной группы детерминируется экономического статусом человека, его принадлежностью к той или иной социальной группе, экономически активной или экономически пассивной. Если та или иная социальная группа является экономически зависимой частью общества и нуждается в всемерной поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Эта группа, будучи объектом опеки со стороны государства, ратует за социально ориентированную экономику. С другой стороны, экономически активные субъекты и сообщества, являясь революционно-реформаторской частью общества, уверены в необходимости развития рыночных отношений, чьи принципы неотделимы от принципов экономической самостоятельности. Экономическая независимость - основа политической независимости.
Духовно-гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или политические ценностные ориентации.
Рационально-ценностные ориентации основаны на рациональном определении и ограничении ценностных объектов в качестве смыслов. Если материально-экономические и гуманитарно-духовные ориентации устанавливаются субъектом или даются ему на основе социально-общественного опыта как детерминированной извне сферы объективных и общественно значимых символов, то рационально-ценностные ориентации конституируются субъектом изнутри, в качестве имманентных понятий и предметов в качестве продуктов спонтанной деятельности воображения и мышления, немыслимой без своего выражения.
Рационально-ценностные ориентации, как и в предыдущих случаях, делятся на субъективно-рациональные и объективно-рациональные ориентации. Материально-экономические ценностные ориентации студенческой молодежи имеют двойственный характер. Они располагаются по двум осям - «приватность - социальность» и «материализм - постматериализм».
Поскольку студенчество является экономически зависимой частью общества и нуждается в поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Будучи объектом опеки со стороны государства, студенчество ратует за социально ориентированную экономику.
Общественно - политические ориентации студенчества, с одной стороны, формируются по широте всего политического спектра. В студенчестве как в проекции представлены все цвета и оттенки этого спектра от крайне правого до крайне левого. Они распределяются по вертикальной оси: «левый либерализм - правый консерватизм» и по горизонтальной оси: «интернационализм - национализм».
В соответствии с аристократичностью и элитарностью образования, а также с готовностью в недалеком будущем стать «отцами» общества, руководителями высокого ранга, менеджерами в различных отраслях народного хозяйства, студенческие предпочтения формируются в направлении правой, консервативной идеологии правящих классов, сильного государства. Эта идеология основывается на принципах государственности и патриотизма. С другой стороны, традиционной демократизм студенческого сообщества обуславливает либеральные устремления, в которых, по данным многих социологических исследований, усматривается «очевидная демократическая направленность». Оппозиция национализма и интернационализм наиболее проблематична в полиэтнических обществах, и ее значение особенно возрастает в годы реформ, когда начинается борьба за «место под солнцем» [3]. Студенчество, в этом смысле, характеризуют самые крайние позиции по оси «интернационализм - национализм», привлекая как в ряды ярых шовинистов, фашистов, так и в ряды борцов с фашизмом.
Духовно-гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или политические ценностные ориентации. Этические ценностные ориентации в контексте студенческой транзитивности распределяются по вертикальной оси: «утилитаризм - духовность» и горизонтальной оси: «коллективизм - индивидуализм».
Утилитаризм этических ориентаций молодёжи связан со многими факторами как негативного, так и позитивного характера, определяющими тенденции развития современного молодого человека. Это, с одной стороны, и «падение нравов», утрата духовных идеалов, засилье бездуховных поделок массового искусства, «которая стала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на самоидентификацию молодежи». С другой стороны, универсальность получаемого образования, возрастание приоритета науки и образования, рост научного знания, вследствие чего на задний план отходят нерациональные источники гуманизма.
И все-таки, несмотря на утрату духовных ориентиров, традиционная духовность студенчества является его фундаментальным качеством и базовой ценностью, поскольку и высшее образование, и высокий культурный статус студенчества накладывает на него неизгладимую печать образованности и интеллигентности, благодаря которым студенчеству удается «противостоять прагматизму общества и напору массовой культуры». Коллективистская ориентация студенчества связана с общим демократизмом студенческого сообщества, с интенсивностью и экстенсивностью коммуникабельности студентов, а их индивидуализация обуславливается элитарностью высшего образования и его специальностью, особенностью и уникальностью.
Литература:
1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Политиздат, 1999. - С. 47.
2. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. - Ереван, 2003. - С. 112.
3. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М., 1990. - С. 85.
Literature:
1. Leont'ev A.N. Activity. Consciousness. Personality. - M. : Politizdat, 1999. - P. 47.
2. Nalchadzhyan A.A. Social-psychological adaptation of the personality. - Yerevan, 2003. - P. 112.
3. Selye G. Essays on the adaptation syndrome. - M., 1990. - P. 85.