УДК 316
Ростова Антонина Тимофеевна
кандидат физико-математических наук, доцент,
кафедра проектирование зданий, городского строительства и хозяйства Северо-Кавказского филиала "Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова" milena.555@mail .ru Antonina T. Rostovа
candidate of physico-mathematical Sciences, associate Professor,
the Department "Designing of buildings, urban construction and economy" of the
North Caucasus branch of Federal state "Belgorod state technological University.
V. G. Shukhov"
СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
SOCIALIZATION OF YOUTH AND THE MODERNIZATION OF SOCIETY
Аннотация: определяет ценностный статус образования в современном российском социуме, эксплицирует экономические характеристики российского образовательного аппарата, рассматривает социальные страты российского студенчества, объединяя их в социальные группы, из которых выделяет две - работающих студентов и студенческую семью.
Ключевые слова: образование, социальные группы, личностное восприятие.
Annotation: Identifies the value status of education in the modern Russian society, expliciet economic characteristics of the Russian educational apparatus considers the social strata of the Russian students, uniting them in a social group, of which allocates two working students and student family.
Key words: education, social groups, personal perception.
Молодежь сохранила высокую оценку значения высшего образования. С ним связывают такие следствия, как «получение хорошей профессии» (об этом заявила примерно половина опрошенных во всех возрастных когортах), «диплом, дающий определенный статус» (30-40% опрошенных), «высокий уровень культуры» (около трети опрошенных) и даже «материальное благополучие» (40% 17-летних и каждый 4-5-й в старших когортах).
Парадоксальность современной социокультурной ситуации в России заключается в том, что, несмотря на низкий рейтинг ценности «быть образованным, духовно богатым человеком», стремление получить образование сохраняется и в ряде случаев даже растет, например, когда
молодые люди хотят получить работу в инофирме, престижную и хорошо оплачиваемую должность или уехать на постоянное место жительства за рубеж.
В инструментальном отношении к образованию как к ценности доминирующее положение высшего образования в общей структуре образовательных ориентации и социальных намерений сохранялось в регионе в течение всех лет наблюдения.
Современная российская молодежь демонстрирует стремление к образованию, которое проявляется в реальных поступках - посещении образовательных учреждений и более-менее успешном обучении в них. Учеба у молодежи зачастую выступает как форма основного вида деятельности и способ отсрочки от активного включения во «взрослую жизнь». В этом смысле она не может претендовать на роль первой жизненной потребности и занимает в общей системе ценностных ориентации отнюдь не приоритетное место. Вместе с тем, будучи помноженной на нежелание молодежи активно приобщаться к делам общества путем службы в армии, труда за мизерную зарплату и пр., ценность образования сохраняется в качестве не просто положительной мотивации, но реальной фиксированной установки молодых людей и их родителей. Новый принцип современной России - образование по финансовым возможностям старших и по уровню толковости младших.
Там, где существует рынок, обязательно наличествуют определенная экономическая свобода действий, конкуренция между субъектами рыночных отношений, реализуются индивидуалистические принципы и нормы поведения, востребованы такие качества, как предприимчивость, способность к риску, индивидуальная ответственность и свобода воли, выражающаяся в инициативе. В связи с этим становление рыночных отношений в современной России во многом оказывается зависящим от современных молодежных когорт, их личностных качеств и стандартов поведения, а также от системы их ценностей, не только провозглашаемых, но и отражающихся в практике повседневного поведения в виде определенных фиксированных установок.
Анализ распределения трудовых ресурсов в современной России свидетельствует о необходимости существенного их перемещения внутри четырех производственных сфер: сельского хозяйства, промышленности, информации и услуг, поскольку, согласно мировой практике, до 75% всех занятых должны трудиться именно в сфере информации и услуг.
Проведенные исследования показывают, что реальная занятость респондентов весьма далека от рекомендаций социально-экономической науки, ратующей за становление в России информационного общества. Развитие рыночных отношений должно сопровождаться формированием нового мышления, которое необходимо для адаптации к новым явлениям в трудовой деятельности.
Исследования, проведенные среди молодых предпринимателей (в том числе и студентов), позволили составить следующий рейтинг факторов, без которых, по мнению опрошенных, невозможно становление предпринимателя: - умение общаться с людьми, предприимчивость и инициативность; - деньги, протекции и знакомства; - хорошее образование и специальная подготовка.
Сегодня большая часть молодых людей, с одной стороны, не реализует свой интеллектуальный, организационный, аксиологический потенциал, а с другой стороны, не способствует укреплению и развитию тех нововведений, без которых невозможно осуществить модернизацию российского общества и его интеграцию в мировое сообщество.
Экономические преобразования в России поставили молодежь в особые условия на рынке труда. Так, с одной стороны, она не может копировать образ жизни старшего поколения, а с другой стороны, стать полноценным созидателем рыночных отношений ей мешают разрушенное хозяйство и противоречивый менталитет.
Как показывают социологические исследования, сегодня положение молодежи на рынке труда и пути преодоления ею своих трудностей имеют отчетливо выраженный региональный аспект. Образовательный и производственный потенциал регионов и России в целом является главным дифференцирующим фактором в использовании и развитии человеческих ресурсов. На рынке труда появляются новые профессии, требующие большого творческого потенциала и высокой квалификации работника, и исчезают многие традиционные профессии, особенно связанные с физическим и рутинным умственным трудом.
Информационное производство и информационные услуги представляют в России новую, динамично развивающую сферу народного хозяйства, которую осваивает, прежде всего, молодежь. Проведенное социологическое исследование дает в региональном плане четкую картину процесса рождения новой профессиональной структуры, где нет места многим традиционным профессиям и в то же время появляется много новых.
В целом, молодежь притягивают наиболее динамично развивающиеся отрасли, а те из них, которые не затронуты рыночными реформами, ориентированы на дотации, явно «стареют». Результаты исследования свидетельствуют о том, что трудности, переживаемые страной, молодежь не склонна драматизировать. Не желая быть пассивным наблюдателем, молодежь активно участвует в преобразовательном процессе.
Семья - приоритетная ценность любого современного государства, заинтересованного в сохранении своего народонаселения, укреплении международного статуса и всех социокультурных институтов, составляющих основы социального бытия. Положение семьи, тенденции, характеризующие ее состояние (тип семьи, брачность, детность и пр.), являются своего рода значимыми социальными индикаторами, раскрывающими не только
процессы смены поколений, но и общее положение дел в стране, а главное -реальные перспективы конкретного общества.
В условиях социальных перемен, происходящих в нашем обществе, и затянувшегося кризиса эволюция семейных ценностей протекает остро драматично и характеризуется размыванием традиционных предпочтений, ростом значимости ценностей частной жизни. Российские статистики утверждают, что в настоящее время на 1 тыс. мужчин приходится женщин: в возрастной когорте 16-17-летних - в городе 988, на селе 933; в когорте 20-24-летних - соответственно 927 и 938; в когорте 30-34-летних - 1022 и 834. Иными словами, в когортах молодых недостатка в женихах нет, однако, как показывает статистика, среди лиц в возрасте активного деторождения, много холостых и незамужних. Поэтому неудивительно, что из 1 тыс. женщин детородного возраста (до 35 лет) 166 не родили ни одного ребенка [1].
Приблизительно аналогичная картина получена по данным авторского исследования. Так, среди 24-летних опрошенных никогда не состояли в браке 53,1% мужчин и 34,3% женщин; 67,6% мужчин и 42,4% женщин не имели детей. Среди 31-летних опрошенных 13,2% мужчин и 9,4% женщин никогда не состояли в браке, а 20,7% мужчин и 12% женщин не имели детей [2].
По данным исследования, проведенного автором, не собираются вступать в брак 3,3% 17-летних, 3,5% 24-летних и 2,2% тридцатилетних респондентов; не пожелали или затруднились ответить на вопрос о предпочитаемом возрасте вступления в брак соответственно 13,5, 11,9, 5,4% опрошенных. Таким образом, достаточно большое количество молодых людей (в целом по массиву более 12%) имеют мужество выступить против традиционной российской ценности - брака и семьи.
Значимыми показателями реальной роли семьи являются признание таких традиционных ценностей, как родительское согласие на брак молодых, взгляд на детей как важнейшую ценность бытия, а также предпочитаемые нравственные качества будущих детей. В целом, семья для современной российской молодежи остается значимой ценностью бытия, сознательное одиночество и бессемейная жизнь большинством молодого российского населения не приветствуются. Главными ценностями семейной жизни большинство молодых россиян традиционно считает детей и эмоционально-духовную близость брачных партнеров, к двойной морали старших семей, молчаливо соглашающихся с различными типами семейного поведения для мужчин и для женщин, молодые семьи в своем большинстве относятся отрицательно.
В последнее десятилетие трансформация института семьи происходит значительно быстрее, чем до сих пор. Представляется, что необходимые для современной России социокультурные трансформации общества в значительной степени будут определяться не политическими акциями и даже не экономическими успехами, а интериоризацией новых ценностей бытия именно на семейном уровне, как родителями, так и детьми.
Литература:
1. Российский статистический ежегодник. - М.: 2004.
2. Бурляева В.А. Социологическое исследование «Молодежь в начале ХХ века». - М., институт социологии РАН, 2004.
Literature:
1. Russian statistical Yearbook. - M.: 2004.
2. Burljaeva V. A. Sociological research "Youth in the early twenty-first century." - Moscow, Institute of sociology, 2004.