Научная статья на тему 'Ценностный статус образования современной российской молодежи'

Ценностный статус образования современной российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
827
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ЛИЧНОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / EDUCATION / SOCIAL GROUPS / PERSONAL PERCEPTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Васина Анна Игорьевна, Ростова Антонина Тимофеевна

Авторы определяют ценностный статус образования в современном российском социуме, эксплицируют экономические характеристики российского образовательного аппарата, рассматривают социальные страты российского студенчества, объединяя их в социальные группы, из которых выделяют две работающих студентов и студенческую семью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value status of education of the Russian modern youth

The authors define the value status of education in the Russian modern society, explicate economic characteristics of the Russian education apparatus and examine social strata of the Russian students, uniting them in two social groups: working students and a student's family.

Текст научной работы на тему «Ценностный статус образования современной российской молодежи»

УДК 316.34/.35 ББК 60.54 В 19

А.И. Васина,

аспирант Северо-Кавказского социального института, г. Ставрополь, тел.: 8-91822 7-73-21, e-mail: [email protected]

А.Т. Ростова,

кандидат физико-математических наук, доцент, докторант Георгиевского технологического института (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Георгиевск, e-mail: [email protected]

Ценностный статус образования современной российской молодежи

(Рецензировна)

Аннотация. Авторы определяют ценностный статус образования в современном российском социуме, эксплицируют экономические характеристики российского образовательного аппарата, рассматривают социальные страты российского студенчества, объединяя их в социальные группы, из которых выделяют две - работающих студентов и студенческую семью.

Ключевые слова: образование, социальные группы, личностное восприятие.

A.I. Vasina,

Post-graduate student of the North-Caucasus Social Institute, Stavropol, ph.: 8-918-227-7321, e-mail: [email protected]

A.T. Rostova,

Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor, Doctoral Candidate of Georgiyevsky Institute of Technology, Branch of North Caucasus Federal University, Georgievsk, email: [email protected]

Value status of education of the Russian modern youth

Abstract. The authors define the value status of education in the Russian modern society, explicate economic characteristics of the Russian education apparatus and examine social strata of the Russian students, uniting them in two social groups: working students and a student's family.

Keywords: education, social groups, personal perception.

Молодежь сохранила высокую оценку значения высшего образования. С ним связывают такие следствия, как «получение хорошей профессии» (об этом заявила примерно половина опрошенных во всех возрастных когортах), «диплом, дающий определенный статус» (30-40% опрошенных), «высокий уровень культуры» (около трети опрошенных) и даже «материальное благополучие» (40% 17-летних и каждый 4-5-й в старших когортах).

Парадоксальность современной социокультурной ситуации в России заключается в том, что, несмотря на низкий рейтинг ценности «быть образованным, духовно богатым человеком», стремление получить образование сохраняется и в ряде случаев даже растет, например, когда молодые люди хотят получить работу в инофирме, престижную и хорошо оплачиваемую должность или уехать на постоянное место жительства за рубеж.

В инструментальном отношении к образованию как к ценности доминирующее положение высшего образования в общей структуре образовательных ориентации и

социальных намерений сохранялось в регионе в течение всего периода наблюдения.

Современная российская молодежь демонстрирует стремление к образованию, которое проявляется в реальных поступках - посещении образовательных учреждений и более-менее успешном обучении в них. Учеба у молодежи зачастую выступает как форма основного вида деятельности и способ отсрочки от активного включения во «взрослую жизнь». В этом смысле она не может претендовать на роль первой жизненной потребности и занимает в общей системе ценностных ориентаций отнюдь не приоритетное место. Вместе с тем, будучи помноженной на нежелание молодежи активно приобщаться к делам общества путем службы в армии, труда за мизерную зарплату и пр., ценность образования сохраняется в качестве не просто положительной мотивации, но реальной фиксированной установки молодых людей и их родителей. Новый принцип современной России - образование по финансовым возможностям старших и по уровню способности младших.

Там, где существует рынок, обязательно наличествуют определенная экономическая свобода действий, конкуренция между субъектами рыночных отношений, реализуются индивидуалистические принципы и нормы поведения, востребованы такие качества, как предприимчивость, способность к риску, индивидуальная ответственность и свобода воли, выражающаяся в инициативе. В связи с этим становление рыночных отношений в современной России во многом оказывается зависящим от современных молодежных когорт, их личностных качеств и стандартов поведения, а также от системы их ценностей, не только провозглашаемых, но и отражающихся в практике повседневного поведения в виде определенных фиксированных установок.

Анализ распределения трудовых ресурсов в современной России свидетельствует о необходимости существенного их перемещения внутри четырех производственных сфер: сельского хозяйства, промышленности, информации и услуг, поскольку, согласно мировой практике, до 75% всех занятых должны трудиться именно в сфере информации и услуг.

Проведенные исследования показывают, что реальная занятость респондентов весьма далека от рекомендаций социально-экономической науки, ратующей за становление в России информационного общества. Развитие рыночных отношений должно сопровождаться формированием нового мышления, которое необходимо для адаптации к новым явлениям в трудовой деятельности.

Исследования, проведенные среди молодых предпринимателей (в том числе и студентов), позволили составить следующий рейтинг факторов, без которых, по мнению опрошенных, невозможно становление предпринимателя: - умение общаться с людьми, предприимчивость и инициативность; - деньги, протекции и знакомства; - хорошее образование и специальная подготовка.

Сегодня большая часть молодых людей, с одной стороны, не реализует свой интеллектуальный, организационный, аксиологический потенциал, а с другой стороны, не способствует укреплению и развитию тех нововведений, без которых невозможно осуществить модернизацию российского общества и его интеграцию в мировое сообщество.

Экономические преобразования в России поставили молодежь в особые условия на рынке труда. Так, с одной стороны, она не может копировать образ жизни старшего поколения, а с другой - стать полноценным созидателем рыночных отношений ей мешают разрушенное хозяйство и противоречивый менталитет.

Как показывают социологические исследования, сегодня положение молодежи на рынке труда и пути преодоления ею своих трудностей имеют отчетливо выраженный региональный аспект. Образовательный и производственный потенциал регионов и России в целом является главным дифференцирующим фактором в использовании и развитии человеческих ресурсов. На рынке труда появляются новые профессии, требующие большого творческого потенциала и высокой квалификации работника, и исчезают многие традиционные профессии, особенно связанные с физическим и рутинным умственным трудом.

Информационное производство и информационные услуги представляют в России

новую, динамично развивающую сферу народного хозяйства, которую осваивает, прежде всего, молодежь. Проведенное социологическое исследование дает в региональном плане четкую картину процесса рождения новой профессиональной структуры, где нет места многим традиционным профессиям, и в то же время появляется много новых.

В целом, молодежь притягивают наиболее динамично развивающиеся отрасли, а те из них, которые не затронуты рыночными реформами, ориентированы на дотации, явно «стареют». Результаты исследования свидетельствуют о том, что трудности, переживаемые страной, молодежь не склонна драматизировать. Не желая быть пассивным наблюдателем, молодежь активно участвует в преобразовательном процессе.

Семья - приоритетная ценность любого современного государства, заинтересованного в сохранении своего народонаселения, укреплении международного статуса и всех социокультурных институтов, составляющих основы социального бытия. Положение семьи, тенденции, характеризующие ее состояние (тип семьи, брачность, детность и пр.), являются своего рода значимыми социальными индикаторами, раскрывающими не только процессы смены поколений, но и общее положение дел в стране, а главное - реальные перспективы конкретного общества.

В условиях социальных перемен, происходящих в нашем обществе, и затянувшегося кризиса эволюция семейных ценностей протекает остро драматично и характеризуется размыванием традиционных предпочтений, ростом значимости ценностей частной жизни. Российская государствнная статистика поазывает, что в настоящее время на 1 тыс. мужчин приходится женщин: в возрастной когорте 16-17-летних - в городе 988, на селе 933; в когорте 20-24-летних - соответственно 927 и 938; в когорте 30-34-летних - 1022 и 834. Иными словами, в когортах молодых недостатка в женихах нет, однако, как показывает статистика, среди лиц в возрасте активного деторождения, много холостых и незамужних. Поэтому неудивительно, что из 1 тыс. женщин детородного возраста (до 35 лет) 166 не родили ни одного ребенка [1]. Приблизительно аналогичная картина получена по данным авторского исследования. По исследованию В.А. Бурляевой, среди 24-летних опрошенных никогда не состояли в браке 53,1% мужчин и 34,3% женщин; 67,6% мужчин и 42,4% женщин не имели детей. Среди 31-летних опрошенных 13,2% мужчин и 9,4% женщин никогда не состояли в браке, а 20,7% мужчин и 12% женщин не имели детей [2].

По данным исследования, проведенного авторами, не собираются вступать в брак 3,3% 17-летних, 3,5% 24-летних и 2,2% 30-летних респондентов; не пожелали или затруднились ответить на вопрос о предпочитаемом возрасте вступления в брак соответственно 13,5, 11,9, 5,4% опрошенных. Таким образом, достаточно большое количество молодых людей (в целом по массиву более 12%) имеют мужество выступить против традиционной российской ценности - брака и семьи.

Значимыми показателями реальной роли семьи является признание таких традиционных ценностей, как родительское согласие на брак молодых, взгляд на детей как важнейшую ценность бытия, а также предпочитаемые нравственные качества будущих детей. В целом, семья для современной российской молодежи остается значимой ценностью бытия, сознательное одиночество и бессемейная жизнь большинством молодого российского населения не приветствуются. Главными ценностями семейной жизни большинство молодых россиян традиционно считает детей и эмоционально-духовную близость брачных партнеров, К двойной морали старших семей, молчаливо соглашающихся с различными типами семейного поведения для мужчин и для женщин, молодые семьи в своем большинстве относятся отрицательно.

В последнее десятилетие трансформация института семьи происходит значительно быстрее, чем до сих пор. Представляется, что необходимые для современной России социокультурные трансформации общества в значительной степени будут определяться не политическими акциями и даже не экономическими успехами, а интериоризацией новых ценностей бытия именно на семейном уровне, как родителями, так и детьми.

Примечания:

1. Российский статистический ежегодник. М., 2004.

2. Бурляева В.А. Социологическое исследование «Молодежь в начале ХХ! века». М.: Институт социологии РАН, 2004.

References:

1. Russian statistical year-book. M., 2004.

2. Burlyaeva VA. Sociological research «Thee youth at the beginning of the XXI century». M.: The RAS Sociology Institute, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.