Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА: ИНДИКАТОРЫ И МЕДИА-ПОРТРЕТ'

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА: ИНДИКАТОРЫ И МЕДИА-ПОРТРЕТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
143
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социологическое исследование / политический имидж / индикаторы / технологии / медиа-портрет / sociological research / political image / indicators / technologies / media portrait

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мельников Сергей Леонидович, Емельянов Виктор Александрович, Потураев Дмитрий Сергеевич

В статье авторы рассматривают имидж такого политического деятеля, как Владимир Вольфович Жириновский. Доказывается, что социологические исследования способствуют более успешному формированию образа политика. В статье обосновываются и исследуются имиджевые индикаторы харизматичного политика путем анализа научных работ, посвящённых образу данной личности, путем мониторинга ряда новостных публикаций с упоминанием В.В. Жириновского, что позволяет определить содержание публикаций через следующие виды коннотации положительную, нейтральную и отрицательную. В статье создается определенный медиа-портрет, делается вывод об эффективности приёмов по созданию положительного имиджа и возможности применения данных технологий для других политических деятелей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL STUDY OF POLITICAL IMAGE: INDICATORS AND MEDIA PORTRAIT

In the article, the authors consider the image of such a political figure as Vladimir Wolfovich Zhirinovsky. It is proved that sociological research contributes to a more successful formation of the image of a politician. The article substantiates and explores the image indicators of a charismatic politician by analyzing scientific works devoted to the image of this personality, by monitoring a number of news publications with mention of V.V. Zhirinovsky, which allows us to determine the content of publications through the following types of connotations positive, neutral and negative. The article creates a certain media portrait, concludes about the effectiveness of techniques for creating a positive image and the possibility of using these technologies for other political figures.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА: ИНДИКАТОРЫ И МЕДИА-ПОРТРЕТ»

DIRECTORY OF OPEN ACCESS JOURNALS

УДК 316.77

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА: ИНДИКАТОРЫ И МЕДИА-ПОРТРЕТ

Мельников С.Л., Емельянов В.А., Потураев Д.С.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

В статье авторы рассматривают имидж такого политического деятеля, как Владимир Вольфович Жириновский. Доказывается, что социологические исследования способствуют более успешному формированию образа политика. В статье обосновываются и исследуются имиджевые индикаторы харизматичного политика путем анализа научных работ, посвящённых образу данной личности, путем мониторинга ряда новостных публикаций с упоминанием В.В. Жириновского, что позволяет определить содержание публикаций через следующие виды коннотации - положительную, нейтральную и отрицательную. В статье создается определенный медиа-портрет, делается вывод об эффективности приёмов по созданию положительного имиджа и возможности применения данных технологий для других политических деятелей.

Ключевые слова: социологическое исследование, политический имидж, индикаторы, технологии, медиа-портрет.

10.22281/2542-169 7-2023-02-03-59-67

Актуальность использования социологических исследований для определения эффективности тех или иных действий индивидов в процессе коммуникации не вызывает сомнений. Именно подобные исследования наглядно демонстрируют, насколько успешно, например, использование тех или иных технологий при создании положительного имиджа политика [4; 16], каково общественное мнение по животрепещущей проблеме социума (например, экология [1], управление [8; 13; 17], потребление [9] и другие), эффективна ли реклама [7], как относится общество к цифровизации и виртуализации [11] и так далее.

Можно сказать, что социальное познание [12] невозможно без социологических исследований с применение социологических методов как качественных, так и количественных.

Такая проблематика, как социологическое исследование политического имиджа, в данной статье представлена обоснованием и исследованием имиджевых индикаторов В.В. Жириновского - харизматичного политического деятеля, о котором даже после его смерти в 2022 году не утихают жаркие споры, выражающие порой диаметрально противоположные мнения о его личности и деятельности. Нами на основе научных работ, посвящённых имиджу политика, а также путём мониторинга и контент-анализа ряда новостных публикаций с упоминанием В.В. Жириновского представлен медиа-портрет политика и выявлены индикаторы построения имиджа.

Нами выяснено, что текст публикаций позволил определить следующие виды коннотации - положительную, нейтральную и отрицательную, то есть каким образом проявляется отношение общества в лице прессы к исследуемой личности [3; 5; 6].

Как уже было доказано в других публикациях авторов данной статьи, имидж политического лидера - это своеобразный коммуникативный конструкт, эффективность которого обозначается тем, насколько благоприятное отношение населения к фигуре политического деятеля им достигается. Достижение же наибольшей функциональной эффективности достигается за счёт трансляции личностных и профессиональных качеств, имеющих своим результатом вызов положительного эмоционально-психологического отклика как среди настоящего, так и потенциального электората [14; 15].

Качества политика, способные вызвать положительный отклик, берут своё обоснование в представлениях населения о наиболее привлекательном образе лидера, которым они должны удовлетворять. Данные представления являются условными индикаторами имиджа политического лидера, конструируемого как в соответствии с

DOAJ

ожиданиями населения, так и корректируемого под изменения требований к политику.

Таким образом можно обозначить, что индикаторы построения имиджа политического лидера основываются как на идеальных личностных и профессиональных чертах политика, ожидаемых населением, так и на реальных качествах политика, демонстрируемых им в процессе коммуникации с социумом.

Перечень идеальных черт характера политического лидера выявляется нами при анализе ряда исследований и научных работ, направленных на изучение наиболее предпочтительных для населения качеств политического лидера. Выявление общих идеальных индикаторов имиджа политического лидера основывается на исследованиях, проведённых Всероссийским центром изучения общественного мнения [10]. Результаты представлены на диаграмме «Индикаторы имиджа политика в представлениях общественности» (рис.1).

Честность Сильный характер Справедливость Острый ум

■ Лидерские качества Харизматичность ■ Близость к народу

Рисунок 1 - Индикаторы имиджа политика в представлениях общественности

(несколько вариантов ответа)

Данная диаграмма в процентном выражении представляет частоту выбора респондентами тех качеств политических деятелей, которые они считают наиболее привлекательными и благотворствующими для набора как можно большего количества симпатизирующих политическому лидеру лиц среди населения. Как видно по результатам, больше всего населением ценятся следующие индикаторы имиджа политика - честность (отмечают 56% респондентов), сильный характер (33%), близость к народу (21%), справедливость (20%), остроумие (18%), наличие лидерских качеств (14%) и харизматичность (5%).

Данные личностные черты политика, ожидаемые населением, понимаются нами как индикаторы имиджа политического лидера, удовлетворение совокупности которых позволяет заявлять о наличии у политика оптимального имиджа - образа, удовлетворяющего всем основным требованиям к нему со стороны общества. Анализируя политический имидж В.В. Жириновского, Д.В. Гоголева выделяет в его фигуре наличие следующих качеств: приписываемый образ правдоруба; знатока актуальных для русского народа потребностей, ведущего с ним прямой диалог; трудолюбие и смелость; справедливость; образованность и эрудиция [2, с. 376].

Нами выведена таблица, отражающая совокупность индикаторов оптимального имиджа политического лидера и имиджевых качеств, выявляемых у В.В. Жириновского, где

4/BVSA

«+» обозначает наличие соответствия между показателями, а «-» - отсутствие. Результаты представлены ниже в таблице 1.

Таблица 1 - Сопоставление идеальных качеств политика и реальных качеств В.В. Жириновского_

Индикаторы оптимального имиджа политика Индикаторы имиджа В.В. Жириновского

Честность +

Сильный характер +

Близость к народу +

Справедливость +

Остроумие +

Лидерские качества -

Харизматичность +

Как видно по данным таблицы, индикаторное обоснование имиджа Владимира Вольфовича Жириновского почти во всём соответствует ожидаемым идеальным качествам политика. Исключение составляет показатель «лидерские качества». Несмотря на такое удивительное, на первый взгляд, несоответствие между ожидаемым качеством политика и фигурой лидера партии, это, скорее, говорит о том, что в сознании общественности лидерские качества В.В. Жириновского отмечаются в меньшей степени на фоне прочих индикаторов его политического имиджа.

Таким образом, в результате проведённых исследовательских мероприятий нами были выявлены индикаторы оптимального политического имиджа, основывающиеся на ожиданиях российского населения от фигуры политического лидера. Эти индикаторы: честность, сильный характер, близость к народу, справедливость, остроумие, наличие лидерских качеств и харизматичность политика. Также на основе анализа научных работ, посвящённых имиджу В.В. Жириновского, нами выявлено наличие в образе политика имиджевых индикаторов, соответствующих индикаторам оптимального имиджа политика.

Рассмотрим результаты социологического исследования политического имиджа Владимира Вольфовича Жириновского через анализ медиа-портрета.

Целью данного исследовательского процесса является выявление доминирующего характера эмоциональной окраски имиджа В.В. Жириновского в медиа-пространстве.

Исследование осуществлялось путём мониторинга и анализа новостных публикаций в средствах массовой информации и исследований организаций изучения общественного мнения. Это такие, как «Свободная пресса», «Известия», «РИА Новости», «Рен-ТВ», «Всероссийский центр изучения общественного мнения», «Фонд общественного мнения» и «Левада-Центр».

При оценке содержащегося в новостных публикациях текста нами использовалась следующая градация герменевтики материала публикаций: положительная, нейтральная и отрицательная коннотации текста. Текстом с положительной коннотацией нами считался такой текст, который, представляя образ политика, доносит о нем только такую информацию, которая представляет его личность и деятельность как сугубо позитивную, не приводя отрицательных сторон его личностных или профессиональных качеств.

Под нейтральной коннотацией мы понимаем текст с содержанием, доносящим до реципиентов как положительные, так и отрицательные качества политика и стороны его профессиональной деятельности.

Наконец, отрицательная коннотация относилась нами к такому содержанию текста, которое доносит до реципиентов лишь негативные стороны и аспекты как личности политика, так и его деятельности. Подробные результаты проведённого мониторинга новостных публикаций, упоминающих фигуру В.В. Жириновского, представлены в таблице «Общий контент-анализ публикаций в СМИ» (табл. 2).

Таблица 2 - Мониторинг публикаций в СМИ

Иформационный ресурс Название статьи Дата публикации Тип ресурса Коннотационная окраска представленной информации

Всероссийский центр изучения общественного мнения 70 лет Владимиру Жириновскому [18] 25.04.2016 Исследовательская организация Положительная

Левада-Центр Четвёртый по популярности [25] 03.07.2017 Исследовательская организация Нейтральная

РИА Новости Опрос ФОМ выяснил, сколько россиян могут поддержать Жириновского на выборах [21] 16.02.2018 Новостное агентство Нейтральная

Свободная пресса Социологи узнали, каким россияне запомнили Жириновского [23] 12.05.2022 Новостное агентство Положительная

Всероссийский центр изучения общественного мнения Владимир Жириновский: послесловие [19] 12.05.2022 Исследовательская организация Положительная

Известия Незаменимые есть: каким страна запомнит Жириновского [20] 6.04.2022 Новостное агентство Положительная

Рен-ТВ Супер-звезда политики: как сложился уникальный имидж Жириновского [24] 06.04.2022 Новостное агентство Положительная

Всероссийский центр изучения общественного мнения Рейтинги доверия политикам, оценки работы президента и правительства, поддержка политических партий [22] 08.04.2022 Исследовательская организация Положительная

Как видно по результатам, в совокупности исследованных нами публикаций фигура Владимира Вольфовича Жириновского преподносится, по большей части, положительно. Из рассмотренных публикаций 75% преподносят образ политика в русле сугубо положительного нарратива, 25% - нейтрально, отмечая как положительные, так и отрицательные стороны.

Графическая демонстрация результатов представлена на диаграмме «Характер текста публикаций», благодаря которой наглядно показано соотношение отрицательной и положительной оценки данного политического лидера, причем речь идет как о публикациях при жизни Владимира Вольфовича Жириновского, так и статьях после его смерти, последнее свидетельствует о том, что политик оставил глубокий след в общественном мнении россиян, пусть и неоднозначный (рис. 2). Результаты проведённого мониторинга публикаций, затрагивающих фигуру В.В. Жириновского, позволяют заявить о, по большей части, положительном характере выстроенного медийного портрета политика.

Подводя итог, сделаем вывод о том, что социологические исследования играют огромную роль в выявлении социальных проблем современности и отношения к ним общественного мнения.

I DIRECTORY OF OPEN ACCESS J JOURNALS

80%

75%

20%

40%

60%

0%

25%

0

Положительная

Нейтральная

Отрицательная

Рисунок 2 - Характер «окраски» фигуры В.В. Жириновского в медиа пространстве

Не вызывает сомнений, что решение об эффективности приёмов по созданию положительного имиджа политика помогает принять именно социологическое исследование, что в дальнейшем предоставляет возможность применения тех или иных технологий, эффективность которых установлена благодаря социологическим исследованиям, для других политических деятелей.

1. Волнистая М. Г. Актуализация экологических проблем в общественном мнении россиян / М. Г. Волнистая, Э. Д. Коркия, А. К. Мамедов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 9. С. 44-54.

2. Гоголева Д.В. Особенности формирования российского политического бренда: на примере феномена личности В.В. Жириновского / Д.В. Гоголева// Социально-гуманитарные знания. 2022. С. 376.

3. Гостенина В.И. Код вербальной коммуникации субъекта власти как отражение языковой личности / В. И. Гостенина, С. А. Шилина // Сорокинские чтения. Отечественная социология: обретение будущего через прошлое : тезисы докладов IV Всероссийской научной конференции, Рязань, 09-10 декабря 2008 года. - Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2008. С. 81-83.

4. Гостенина В.И. Управленческий дискурс: кодовая технология конституирования имиджа государственной власти / В. И. Гостенина, С. А. Шилина // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. № 2(23). С. 29-34.

5. Киричек П.Н. Пресса как агент социализации личности / П.Н. Киричек // В сборнике: III Моисеевские чтения: Культура и гуманитарные проблемы современной цивилизации. Доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции. Москва, 2020. С. 387-394.

6. Киричек П. Н. Витальный кодекс управленца / П. Н. Киричек // Инновационные технологии в управлении : сборник научных статей. Том Выпуск 5. Москва : ООО «МАКС Пресс», 2016. С. 243-248.

7. Киричек П. Н. Социокультурные основы рекламной коммуникации / П. Н. Киричек // Коммуникология. 2014. Т. 4, № 2. С. 162-169.

8. Киселев А. Г. Периметр государственного управления: проблема основного звена / А. Г. Киселев, П. Н. Киричек // Власть. 2015. № 12. С. 5-11.

9. Коркия Э. Д. Потребление как атрибут современной цивилизации: история и новые тренды / Э. Д. Коркия, А. К. Мамедов, Е. А. Макарова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 7. С. 34-39.

10. Львов С.В. Качества «идеального» политика: взгляд населения / С.В. Львов, А.В. Трифонов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2007. №3. С. 5-13.

Список использованных источников

DOAJ

11. Мамедов А.К. Социальные последствия виртуализации личности / А.К. Мамедов // В сборнике: Коммуникативное пространство современного мегаполиса: диалог программ. Материалы научной онлайн-конференции с международным участием. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2019. С. 44-48.

12. Мамедов А. К. Логика социального познания (Поппер vs Маркс) / А. К. Мамедов // Социология. 2016. № 3. С. 8-19.

13. Мамедов, А. К. Логос Демоса. Судьба Прометея : от Эсхила до Шелли / А. К. Мамедов, Д. Г. Горлач, М. Е. Горлач. Москва : ООО «МАКС Пресс», 2023. 256 с.

14. Моисеенко Н.А. Социальные технологии практического дискурса пропаганды и рекламы в современном мире: их влияние на электоральное поведение / Н. А. Моисеенко, С. А. Шилина // Практический дискурс высшей школы : Сборник докладов Международной научно-практической конференции, Брянск, 01 декабря 2016 года. Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2016. С. 132-136.

15. Моисеенко Н.А. Социологическое исследование мотивов выбора в дискурсе электората / Н. А. Моисеенко, С. А. Шилина // Научный журнал Дискурс. 2017. № 8(10). С. 94-112.

16. Шилина С.А. Управленческий дискурс как коммуникативная технология создания имиджа власти / С.А. Шилина // Язык, культура, общество : VII Международная научная конференция, Москва, 26-28 сентября 2013 года. Москва: Институт иностранных языков, 2013. С. 25-30.

17. Шилина С.А. Управленческий дискурс как социальная технология коммуникации в системе отношений социума и власти / С.А. Шилина // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № Т13. С. 1821-1825.

18. 70 лет Владимиру Жириновскому / ВЦИОМ. Новости [электронный ресурс] // Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/70-let-vladimiru-zhirinov skomu (дата последнего обращения 06.08.2023)

19. Владимир Жириновский: послесловие / ВЦИОМ. Новости [электронный ресурс] // Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vladimir-zhirinovskii-posleslovie (дата последнего обращения 06.08.2023)

20. Незаменимые есть: каким страна запомнит Владимира Жириновского / Известия: [электронный ресурс] // Режим доступа: https://iz.ru/1316515/maksim-khodykin-natalia-bashlykova/nezamenimye-est-kakim-strana-zapomnit-vladimira-zhirinovskogo (дата последнего обращения 06.08.2023)

21. Опрос ФОМ выяснил, сколько россиян могут поддержать Жириновского на выборах / РИА Новости [электронный ресурс] // Режим доступа: https://ria.ru/20180216/1514781 922.html (дата последнего обращения 06.08.2023)

22. Рейтинги доверия политикам, оценки работы президента и правительства, поддержка политических партий / ВЦИОМ. Новости [электронный ресурс] // Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/reitingi-doveriia-politikam-ocenki-rabotv-prezidenta-i-pravitelstva-podderzhka-politicheskikh-partii-20220408 (дата последнего обращения 06.08.2023)

23. Социологи узнали, каким россияне запомнили Жириновского / Свободная Пресса [электронный ресурс] // Режим доступа: https://svpressa.ru/society/news/333873/ (дата последнего обращения 06.08.2023)

24. Суперзвезда политики: как сложился уникальный имидж Жириновского / Рен-тв [электронный ресурс] // Режим доступа: https://ren.tv/longread/960131 -unikalnyi-imidzh-vladimira-zhirinovskogo (дата последнего обращения 06.08.2023)

25. Четвертый по популярности / Левада-Центр [электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.levada.ru/2017/03/07/chetvertyi-po-populyarnosti/ (дата последнего обращения 06.08.2023)

Сведения об авторах

Мельников Сергей Леонидович - первый проректор, кандидат педагогических наук,

профессор ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: 1prbgu@mail.ru; адрес: 241023, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14; телефон рабочий: +7 4832580555

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Емельянов Виктор Александрович - аспирант направления подготовки «Социология», факультет педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: Ve@smb32.ru; адрес: 241023, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14.

Потураев Дмитрий Сергеевич - магистрант направления подготовки «Социология», факультет педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: dima.poturaev1@gmail.com; адрес: 241023, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14.

UDC 316.77

SOCIOLOGICAL STUDY OF POLITICAL IMAGE: INDICATORS AND MEDIA

PORTRAIT

Melnikov S.L., Emelyanov V.A., Poturaev D.S.

Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk

In the article, the authors consider the image of such a political figure as Vladimir Wolfovich Zhirinovsky. It is proved that sociological research contributes to a more successful formation of the image of a politician. The article substantiates and explores the image indicators of a charismatic politician by analyzing scientific works devoted to the image of this personality, by monitoring a number of news publications with mention of V.V. Zhirinovsky, which allows us to determine the content of publications through the following types of connotations - positive, neutral and negative. The article creates a certain media portrait, concludes about the effectiveness of techniques for creating a positive image and the possibility of using these technologies for other political figures. Keywords: sociological research, political image, indicators, technologies, media portrait.

References

1. Volnistaya M. G. Actualization of environmental problems in the public opinion of Russians / M. G. Volnistaya, E. D. Korkia, A. K. Mamedov // Humanities, socio-economic and social sciences. 2018. No. 9. pp. 44-54.

2. Gogoleva D.V. Features of the formation of the Russian political brand: on the example of the phenomenon of personality V.V. Zhirinovsky / D.V. Gogoleva// Social and humanitarian knowledge. 2022. p. 376.

3. Gostenina V.I. The code of verbal communication of the subject of power as a reflection of the linguistic personality / V. I. Gostenina, S. A. Shilina // Sorokin readings. Russian Sociology: Finding the Future through the Past : Abstracts of the IV All-Russian Scientific Conference, Ryazan, December 09-10, 2008. - Ryazan: Ryazan State University named after S.A. Yesenin, 2008. pp. 81-83.

4. Gostenina V.I. Managerial discourse: code technology of the constitution of the image of state power / V. I. Gostenina, S. A. Shilina // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2012. No. 2(23). pp. 29-34.

5. Kirichek P.N. Press as an agent of personality socialization / P.N. Kirichek // In the collection: III Moses Readings: Culture and humanitarian problems of modern civilization. Reports and materials of the All-Russian (national) Scientific Conference. Moscow, 2020. pp. 387-394.

6. Kirichek P. N. Vital code of a manager / P. N. Kirichek // Innovative technologies in management: collection of scientific articles. Volume Issue 5. Moscow : LLC «MAX Press», 2016. pp. 243-248.

7. Kirichek P. N. Socio-cultural foundations of advertising communication / P. N. Kirichek // Communicologiya. 2014. Vol. 4, No. 2. pp. 162-169.

8. Kiselev A. G. The perimeter of public administration: the problem of the main link / A. G.

DIRECTORY OF OPEN ACCESS JOURNALS

Kiselev, P. N. Kirichek // Power. 2015. No. 12. pp. 5-11.

9. Korkia E. D. Consumption as an attribute of modern civilization: history and new trends / E. D. Korkia, A. K. Mamedov, E. A. Makarova // Humanities, socio-economic and social sciences. 2020. No. 7. pp. 34-39.

10. Lvov S.V. Qualities of an «ideal» politician: the view of the population / S.V. Lviv, A.V. Trifonov // Monitoring of public opinion: economic and social changes. 2007. No.3. pp. 5-13.

11. Mamedov A.K. Social consequences of personality virtualization / A.K. Mamedov // In the collection: The communicative space of a modern metropolis: a dialogue of programs. Materials of an online scientific conference with international participation. Lomonosov Moscow State University. 2019. pp. 44-48.

12. Mamedov A. K. Logic of social cognition (Popper vs Marx) / A. K. Mamedov // Sociology. 2016. No. 3. pp. 8-19.

13. Mamedov, A. K. Logos of Demos. The Fate of Prometheus: from Aeschylus to Shelley / A. K. Mamedov, D. G. Gorlach, M. E. Gorlach. Moscow : MAX Press LLC, 2023. 256 p .

14. Moiseenko N.A. Social technologies of practical discourse of propaganda and advertising in the modern world: their influence on electoral behavior / N. A. Moiseenko, S. A. Shilina // Practical discourse of higher school : Collection of reports of the International Scientific and Practical Conference, Bryansk, December 01, 2016. Bryansk: Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, 2016. pp. 132-136.

15. Moiseenko N.A. A sociological study of the motives of choice in the discourse of the electorate / N. A. Moiseenko, S.A. Shilina // Scientific Journal Discourse. 2017. No. 8(10). pp. 94-112.

16. Shilina S.A. Managerial discourse as a communicative technology for creating the image of power / S.A. Shilina // Language, culture, society : VII International Scientific Conference, Moscow, September 26-28, 2013. Moscow: Institute of Foreign Languages, 2013. pp. 25-30.

17. Shilina S.A. Managerial discourse as a social communication technology in the system of relations between society and power / S.A. Shilina // Scientific and methodological electronic journal Concept. 2015. № T13. pp. 1821-1825.

18. 70 years of Vladimir Zhirinovsky / VTsIOM. News [electronic resource] // Access mode: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/70-let-vladimiru-zhirinov skomu (last accessed 06.08.2023)

19. Vladimir Zhirinovsky: afterword / VTsIOM. News [electronic resource] // Access mode: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vladimir-zhirinovskii-posleslovie (date of last appeal 06.08.2023)

20. There are irreplaceable: how the country will remember Vladimir Zhirinovsky / Izvestia: [electronic resource] // Access mode: https://iz.ru/1316515/maksim-khodykin-natalia-bashlykova/nezamenimye-est-kakim-strana-zapomnit-vladimira-zhirinovskogo (date of last appeal 06.08.2023)

21. The FOM poll found out how many Russians can support Zhirinovsky in the elections / RIA Novosti [electronic resource] // Access mode: https://ria.ru/20180216/1514781 922.html (last accessed 06.08.2023)

22. Ratings of trust in politicians, assessments of the work of the president and the government, support for political parties / VTsIOM. News [electronic resource] // Access mode: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/reitingi-doverija-politikam-ocenki-raboty-prezidenta-i-pravitelstva-podderzhka-politicheskikh-partii-20220408 (date of last appeal 06.08.2023)

23. Sociologists found out how Russians remembered Zhirinovsky / Free Press [electronic resource] // Access mode: https://svpressa.ru/society/news/333873 / (last accessed 06.08.2023)

24. Superstar of politics: how Zhirinovsky's unique image developed / Ren-tv [electronic resource] // Access mode: https://ren.tv/longread/960131-unikalnyi-imidzh-vladimira-zhirinovskogo (last accessed 06.08.2023)

25. The fourth most popular / Levada Center [electronic resource] // Access mode: https://www.levada.ru/2017/03/07/chetvertyj-po-populyarnosti / (last accessed 06.08.2023)

DIRECTORY OF OPEN ACCESS JOURNALS

Author's information

Melnikov Sergey Leonidovich - First Vice-rector, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: 1prbgu@mail.ru ; Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241023, Russia; Work phone: +7 4832580555

Emelyanov Victor Alexandrovich - postgraduate student in the field of Sociology, Faculty of Pedagogy and Psychology, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; email: Ve@smb32.ru; address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241023, Russia.

Poturaev Dmitry Sergeevich - Master's student of the direction of training 39.04.01 «Sociology», Faculty of Pedagogy and Psychology of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: dima.poturaev1@gmail.com ; Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241023, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.