УДК 316.4.06.
ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Н.А. Моисеенко
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
В статье рассматриваются вопросы электорального поведения как общественного поведения, которое проявляется в процессе формирования политических предпочтений, итогового решения и самого процесса принятия решения об участии в голосовании, а также в предвыборных кампаниях, акциях, непосредственном голосовании за политическую партию, кандидата, голосовании на референдуме, в уклонении от участия в голосовании на политических выборах. Особое внимание уделено такой форме электорального поведения, как абсентеизм, который заключается в уклонении от участия в голосовании на выборах. На основе проведенного исследования автор делает вывод о том, что в молодежной среде наблюдается высокий уровень абсентеизма. Делается вывод о необходимости создания таких управленческих механизмов, которые повлияют на активизацию политического поведения молодежи.
Ключевые слова: абсентеизм, социологическое исследование, электорат, управление, молодежь
Актуальность социологических исследований электорального поведения молодежи несомненна: именно молодые люди - та движущая сила политических процессов в обществе [10; 23], от которой зависит развитие нашей страны в будущем [16; 17; 18]. Сегодня ярко наблюдается тенденция к тому, что молодым избирателям трудно ориентироваться в политическом пространстве [20; 24]. Электорат в лице молодежи, безусловно, испытывает на себе воздействие ряда факторов при формировании своих политических взглядов [13; 21; 19].
Обратимся к определению понятий «электорат» и «электоральное поведение». Электорат - граждане (избиратели), которые отдают свое предпочтение определенным партиям или кандидатам. Безусловно, электоратом можно назвать население (страны либо региона в зависимости от уровня и характера выборов), имеющее право принимать участие в голосовании на политических выборах.
Электоральное поведение представляет собой процесс, в ходе которого граждане принимают решение относительно своего участия в голосовании на выборах и конкретно голосования за те или иные политические партии, либо за политических кандидатов [11; 22; 7]. Это своего рода механизм деятельности граждан во время предвыборных кампаний и самих выборов либо референдумов. Электоральное поведение является общественным поведением, которое проявляется в следующих формах: процесс формирования политических предпочтений, итоговое решение и сам процесс принятия решения об участии в голосовании и предвыборных кампаниях, акциях, непосредственно голосование за политическую партию, кандидата, голосование на референдуме, уклонение от участия в голосовании на политических выборах. Форма электорального поведения, заключающаяся в уклонении от участия в голосовании на выборах, представляет собой такое явление, как абсентеизм. В молодежной среде наблюдается высокий уровень абсентеизма.
Под электоральным поведением подразумевается сложная структура, включающая в себя восприятие информации политического характера, распространяемой по каналам средств массовой информации [1; 4; 5], коммуникацию электората и политических структур на этапах предвыборных кампаний и после ее реализации и коммуникацию между избирателями.
Молодежь - самая активная часть населения страны. Испытывая влияние различного рода социальных факторов [12; 15; 6], молодые люди осознают свое положение в обществе и консолидацию своих групповых интересов, что приводит к тому, что молодежь становится наиболее активной движущей силой в электоральном пространстве [14; 25; 26].
Ниже представлен анализ электоральных взглядов молодежи города Брянска. Социологический опрос был проведен с помощью метода интернет-опроса в феврале 2020 года.
Анкета создавалась в электронном сервисе Googl Forms. Выборка исследования квотная. В исследовании было представлено распределение респондентов по полу, возрасту и семейному положению. Так, например, в опросе приняли участие мужчины и женщины в возрастной группе 18-35 лет, женатые и замужние молодые люди, а также не состоящие в браке. Всего было опрошено 250 респондентов.
На уровень политической активности электората оказывает влияние непосредственно каждый из участников политического процесса. Это может быть, как политическая партия, так и политический лидер, либо лицо, отдающее свой голос на выборах. Важно отметить, что на политическую активность также влияют различные факторы, например, мнение окружение электората, различного рода СМИ [2; 3; 9]. Для комплексной оценки электорального поведения, политической активности, мотивов политического выбора, электоральных предпочтений, необходимо рассматривать в совокупности все социальные группы, относящиеся к электорату. В данном социологическом исследовании задачей является изучение электоральных настроений такой социальной группы, как молодежь.
В ходе проведения социологического исследования были получены следующие результаты. Обратимся к диаграмме, которая представляет собой анализ ответов на вопрос «Интересуетесь ли Вы политической жизнью страны?» (рисунок 1).
Интересуетесь ли Вы политической жизнью страны?
|17% ■да
_ |бо% ■ нет
33% ■ затрудняюсь ответить
Рисунок 1 - Степень заинтересованности молодежи политической жизнью страны
Каждый второй молодой человек интересуется политической жизнью страны, каждый третий из опрошенных интерес к политической ситуации не проявляет, а у 17% опрошенных вопрос вызвал трудности, и они не смогли определиться с ответом.
Выборы должны способствовать демократизации общества, а в свою очередь система выборов должна быть посторена по демократическим принципам. Выборы, свобода, многопартийность - это часть характеристик демократизации. В нашей стране , безусловно,сформирована демократическая система выборов. А как же считают молодые люди города Брянска. Ответы на это вопрос наглядно представлены ниже (рисунок 2). Из него видно, что подавляющее большинство опрошенных (70%) считают, что в России не сформировна устойчивая демократическая система выборов.
Было важно узнать у молодежи, почему она не ходит на выборы. Получены следующие результаты:чаще всего молодые люди не принимают участия в голосовании на выборах, потому что выборы, по их мнению, ничего не решают. Так ответили 39% опрошенных, следующим по популярности стал ответ «молодежи навязывается мнение за кого голосовать», так ответил каждый четвертый респондент. Так же молодежь считает, что для нее избирательный процесс не интересен. В процентном соотношении их 19%. Молодые люди в 8% считают, что политика грязное дело. Не могут выбрать свободное время для посещения избирательного участка 7% молодых людей. Все результаты представлены нниже (рисунок 3).
Рисунок 2 - Наличие в России устойчивой демократической системы выборов
Как Вы считаете, почему молодежь сегодня не ходит на
выборы?
■ 1. Избирательный процесс для
молодежи не интересен
■ 2. Не могут выбрать свободное
время для посещения
39% избирательного участка
3. По их мнению, выборы ничего
не решают
25% ■ 4. По их мнению, политика-
19% грязное дело
■ „ ■ 5.Им навязывается мнение, за
7% 8% 2% кого голосовать
■ 6. Затрудняюсь ответить
1
Рисунок 3 - Почему молодежь не посещает избирательные участки
Повышение политической активности электората является важной задачей государства. Для решения данной поставленной задачи активно проводятся различные мероприятия всех уровней. Меропритяия проводятся как для всего электората в целом, так и для отдельных социальных групп, например, для электората в лице молодежи. Результаты ответов представлены ниже (рисунок 4).
Было установлено, что молодые что следующие мероприятия будут способствоват повышению электоральной активности, снижению уровня абсентеизма: так каждый второй молодой человек (50%) посчитал, что моральная поддержка молодежи вне зависимостиот партии, которой отдается предпочтение(партия власти или опозиционная партия), 10% посчитали, что необходимо проводить большее число встреч с политическими деятелями. Также наблюдается необходимость в организации экскурсий в здания органов власти федерального и регионального уровней (10%), в формировании избирательных комиссий с привлечением молодежи(20%).
Как Вы считаете, какое из предложенных мероприятий необходимо проводить в первую очередь, чтобы повысить политическую активность молодежи?
5. Затрудняюсь ответить
4. Морально поддерживать молодежь вне зависимости от партии, которой
отдается предпочтение (партия оппозиционная либо партия власти)
3. Организовывать экскурсии в здания органов власти федерального и регионального уровней
2. Осуществлять формирование избирательных комиссий с привлечением молодежи
1. Проводить большее количество встреч с политическими деятелями
10%
50%
10%
20%
10%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%
Рисунок 4 - Мероприятия, проводимые с целью повышения политической активности молодежи
Диаграмма, изображенная ниже (рисунок 5), указывает представляет наглядно то, чем выборы являются для каждого лично.
Так, подавляющее большинство опрошенных посчитали, что выборы являются обязательной, но малоэффективной процедурой (35%). Молодые люди в процентном соотношении 15% дали следующий ответ на вопрос: выборы -это право избирать и быть избранным, выборы. Также 15% опрошенных указали, что это форма выражения своего собственного мнения, а для 10 % молодых людей выборы являются возможностью повлиять на власть. Респонденты в 5% случаев ответили, что выборы- это возможность заработать в ходе избирательной кампании. Ни для кого из опрошенных выборы не являются возможностью изменения экономической ситуации в стране.
К сожалению, электорат зачастую испытывает недостаток информации для голосования на выборах. Было рассмотрено, испытывает ли молодежь города Брянска данный недостаток информации. Испытывают недостаток в информации 20% опрошенных, скорее испытывают, чем нет 23%, не испытывают недостаток в политической информации 40%, что является большинством. Скорее не испытывают недостаток 11% молодых людей, а затруднились ответить на данный вопрос всего 6%. Ответы представлены ниже (рисунок 6).
Чем для Вас лично являются выборы?
■ 1. Высоким гражданским долгом
■ 2. Правом избирать и быть избранным
■ 3. Возможностью изменить экономическую ситуацию
■ 4. Способом повлиять на власть
■ 5. Формой выражения своего собственного мнения
Рисунок 5 - Выборы лично для каждого
Испытываете ли Вы недостаток в информации, чтобы проголосовать на выборах?
да
■ нет
■ скорее да, чем нет
■ скорее нет, чем да
■ затрудняюсь ответить
Рисунок 6 - Полнота информации для голосования на выборах
В результате анализа исследования были разработаны следующие рекомендации:
1. Введение в образовательный процесс дисциплины «Молодой избиратель в сложном электоральном мире», где студенты будут подробно знакомиться с политическим пространством.
2. Необходимо проводить мероприятия, чтобы популярная сегодня модель экспрессивного голосования утратила свои активные позиции.
3. Учебные заведения должны регулярно информировать студентов о проведении выборов и референдумов, оказывать студентам содействие в получении информации о работе избирательных комиссий, о местах голосования [8].
4. Организовывать по возможности экскурсии в зданиях органов власти.
5. Необходимо всесторонне поощрять политическое самообразование и электоральное
саморазвитие студентов, а также их стремление участвовать в общественно-политической жизни страны.
6. Выдвигать наиболее активных представителей студенческой молодежи, интересующихся политической жизнью страны в органы молодежного самоуправления
7. Морально поддерживать студентов, которые участвуют в выборах, не просто как электорат, а как полноценные кандидаты в Представительные органы власти различного уровня, вне зависимости от политической партии, которой отдается предпочтение.
8. Поддерживать студенческую молодежь, но не навязывать ей участие в мероприятиях, которые так или иначе связаны с политикой.
Данные рекомендации поспособствуют повышению электоральной активности и повышению уровня политической культуры, что в свою очередь приведет к снижению абсентеизма в молодежной среде.
Список литературы
1. Васильев А.В. Культура коммуникаций в условиях информационной глобализации / А.В. Васильев, Э.Д. Коркия, А.К. Мамедов. Москва, 2019. 160 с.
2. Гостенина В.И. Социальные технологии управленческого дискурса в системе отношений государства и общества / В.И. Гостенина, С.А. Шилина // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 1. С. 78-88.
3. Киричек П.Н. Экспертиза медиатекста: матрица качества / П.Н. Киричек // В сборнике: Высшее образование для XXI века: доклады и материалы XIII Международной научной конференции. Круглый стол «Профессиональная подготовка в сфере массмедиа». М., 2016. С. 59-65.
4. Киселев А.Г. Информация и коммуникация в государственном управлении / А.Г. Киселев, П.Н. Киричек. Москва, 2019. Сер. Научная мысль. 268 с.
5. Киселев А.Г. Тренды политической коммуникации в контексте социальной модернизации / А.Г. Киселев, П.Н. Киричек// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2019 № 19 (2). С. 322-336.
6. Ковалева Е.Л. Факторы риска здоровья (на примере социологического исследования качества жизни в Брянской области) / Е.Л. Ковалева, С.А. Шилина // Научный журнал «Дискурс». 2019. № 11 (37). С. 102-111.
7. Комаров С.А. Методология социально-правового познания / С.А. Комаров, А.К. Мамедов // Юридическая мысль. 2019. № 1 (11). С. 25-41.
8. Лифанова Т.Е. Модернизация высшего профессионального образования: сущностные аспекты / Т.Е. Лифанова // В сборнике: Современные проблемы гуманитарных и естественных наук. Материалы XXII международной научно-практической конференции. 2015. С. 279-283.
9. Лифанова Т.Е. Мониторинг качества обслуживания как основа развития социальной сферы / Т.Е. Лифанова, О.В. Голенкова // Современные исследования социальных проблем. 2014. № 4 (20). С. 227-239.
10. Лифанова Т.Е. Проблемные вопросы работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов: социологический аспект / Т.Е. Лифанова, А.А. Пимахова, Е.В. Харлашина, А.М. Шилин // Научный журнал Дискурс. 2018. № 7 (21). С. 155-167.
11. Лупенкова Е.Ю. Динамика ценностных ориентаций субъектов российского электорального процесса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2013. № 2. С. 89-96.
12. Лупенкова Е.Ю. Управление мотивацией электорального выбора в системе социального взаимодействия субъектов // Среднерусский вестник общественных наук. 2011. № 4. С. 37-43.
13. Лупенкова Е.Ю. Ценностные ориентации студенчества в моделях электорального выбора / Е.Ю. Лупенкова // Образование и общество. Всероссийская социологическая
конференция к 20-летию Российского общества социологов. 20-22 октября. М.: ИС РАН, РОС, 2009. С. 226.
14. Мамедов А.К. Научное знание: классическое наследие и мода / А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2018. № 1 (9). С. 91-100.
15. Мамедов А.К. Проблема оснований социального знания (полемические заметки) / А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2016. № 3. С. 68-80.
16. Мамедов А.К. Реальность будущего или кризис социальных теорий? / А.К. Мамедов // Социология образования. 2011. № 2. С. 17-25.
17. Моисеенко Н.А. Роль СМИ в реализации управленческих социально-политических процессов/ Н.А. Моисеенко // В сборнике: Журналютыка-2019: стан, праблемы i перспектывы. 2019. С. 68-71.
18. Моисеенко Н.А. Социальные технологии практического дискурса пропаганды и рекламы в современном мире: их влияние на электоральное поведение / Н.А. Моисеенко, С.А. Шилина // В сборнике: Практический дискурс высшей школы. Сборник докладов Международной научно-практической конференции, 2016. С . 132-136.
19. Сычева Е.Ю. Электоральные ценности российской молодежи в условиях современного медийного пространства / Е.Ю. Сычева // Экономика. Социология. Право. 2019. № 3 (15). С. 80-85.
20. Траханов А.В. Отражение жизненных ценностей в рекламном дискурсе / А.В. Траханов // В книге: Социальная динамика населения и устойчивое развитие. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2019. С. 318-322.
21. Шилина С.А. Дискурс коммуникационной культуры в свете ценностных ори-ентаций молодёжи /С.А. Шилина // Научный журнал «Дискурс». 2018. № 11 (25). С. 216-226.
22. Шилина С.А. Знать, чтобы предвидеть... Социологические этюды / А.Н. Данилов [и др.]: под общ.ред. А.Н. Данилова. Минск: БГУ, 2015. 359 с. / С.А. Шилина // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2017. № 1. С. 140-142.
23. Khizbullin F. Hydrocarbon resources as an object of geopolitical confrontation between Russia and the West / F. Khizbullin, G. Akhmedina, A. Rostova, S. Shilina // Central Asia and the Caucasus. V. 18. Issue 2. 2017. P. 34-41.
24. Korkiya E.D. Virtual personality: a search for new identity / E.D. Korkiya, M.E. Lipatova, A.K. Mamedov // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9. № 36. С. 102020.
25. Liadova A.V. The burnout among emergency physicians: evidence from Russia (sociological study). / A.V. Liadova, E.D. Korkiya, A.K. Mamedov, N.A. Panich // Man in India. 2017. T. 97. № 15. С. 495-507.
26. Maslova I.B. The diversification as the trends of reforming additional professional education of social workers / I.B. Maslova, T.E. Lifanova, O.V. Golenkova, E.S. Mikheeva, N.V. Lebedeva // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. Volume 9. Issue 2. 2018. (March - April). P. 1117-1127.
Сведения об авторе
Моисеенко Наталья Анатольевна - аспирант 1 курса по направлению подготовки «Социология управления» ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», [email protected]. Телефон: 89206076612, рабочий: 8(4832)643031
UDK 316.4.06
ELECTORAL BEHAVIOR OF YOUNG PEOPLE: MANAGERIAL ASPECT
N.A. Moiseenko Bryansk State Academician I.G. Petrovski University
The article deals with the issues of electoral behavior as a public behavior that manifests itself in the process of forming political preferences, the final decision and the process of making a decision to participate in voting, as well as in election campaigns, actions, direct voting for a political party, a candidate, voting in a referendum, and avoiding voting in political elections. Special attention is paid to such a form of electoral behavior as absenteeism, which consists in avoiding participation in voting in elections. Based on the research, the author concludes that a high level of absenteeism is observed in the youth environment. It is concluded that it is necessary to create such management mechanisms that will influence the activation of political behavior of young people. Keywords: absenteeism, sociological research, electorate, management, youth
References
1. Vasil'ev A.V. Kul'tura kommunikacij v usloviyah informacionnoj globalizacii / A.V. Va-sil'ev, ED. Korkiya, A.K. Mamedov. Moskva, 2019. 160 s.
2. Gostenina V.I. Social'nye tekhnologii upravlencheskogo diskursa v sisteme otnoshenij gosudarstva i obshchestva / V.I. Gostenina, S.A. SHilina // Social'no-gumanitarnye znaniya. 2012. № 1. S. 78-88.
3. Kirichek P.N. Ekspertiza mediateksta: matrica kachestva / P.N. Kirichek // V sbornike: Vysshee obrazovanie dlya XXI veka: doklady i materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konfer-encii. Kruglyj stol «Professional'naya podgotovka v sfere massmedia». M., 2016. S. 59-65.
4. Kiselev A.G. Informaciya i kommunikaciya v gosudarstvennom upravlenii / A.G. Kiselev, P.N. Kirichek. Moskva, 2019. Ser. Nauchnaya mysl'. 268 s.
5. Kiselev A.G. Trendy politicheskoj kommunikacii v kontekste social'noj modernizacii / A.G. Kiselev, P.N. Kirichek// Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Soci-ologiya. 2019 № 19 (2). S. 322-336.
6. Kovaleva E.L. Faktory riska zdorov'ya (na primere sociologicheskogo issledovaniya kachestva zhizni v Bryanskoj oblasti) / E.L. Kovaleva, S.A. SHilina // Nauchnyj zhurnal «Diskurs». 2019. № 11 (37). S. 102-111.
7. Komarov S.A. Metodologiya social'no-pravovogo poznaniya / S.A. Komarov, A.K. Mamedov // YUridicheskaya mysl'. 2019. № 1 (11). S. 25-41.
8. Lifanova T.E. Modernizaciya vysshego professional'nogo obrazovaniya: sushchnostnye aspekty / T.E. Lifanova // V sbornike: Sovremennye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. Materialy XXII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 279-283.
9. Lifanova T.E. Monitoring kachestva obsluzhivaniya kak osnova razvitiya social'noj sfery / T.E. Lifanova, O.V. Golenkova // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2014. № 4 (20). S. 227-239.
10. Lifanova T.E. Problemnye voprosy raboty s sem'yami, vospityvayushchimi detej-invalidov: sociologicheskij aspekt / T.E. Lifanova, A.A. Pimahova, E.V. Harlashina, A.M. SHilin // Nauchnyj zhurnal Diskurs. 2018. № 7 (21). S. 155-167.
11. Lupenkova E.YU. Dinamika cennostnyh orientacij sub"ektov rossijskogo el-ektoral'nogo processa // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sociologiya. 2013. № 2. S. 89-96.
12. Lupenkova E.YU. Upravlenie motivaciej elektoral'nogo vybora v sisteme social'nogo vzaimodejstviya sub"ektov // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. 2011. № 4. S. 37-43.
13. Lupenkova E.YU. Cennostnye orientacii studenchestva v modelyah elektoral'nogo vybora / E.YU. Lupenkova // Obrazovanie i obshchestvo. Vserossijskaya sociologicheskaya konfer-
enciya k 20-letiyu Rossijskogo obshchestva sociologov. 20-22 oktyabrya. M.: IS RAN, ROS, 2009. S. 226.
14. Mamedov A.K. Nauchnoe znanie: klassicheskoe nasledie i moda / A.K. Mamedov // Ekonomika. Sociologiya. Pravo. 2018. № 1 (9). S. 91-100.
15. Mamedov A.K. Problema osnovanij social'nogo znaniya (polemicheskie zametki) / A.K. Mamedov // Ekonomika. Sociologiya. Pravo. 2016. № 3. S. 68-80.
16. Mamedov A.K. Real'nost' budushchego ili krizis social'nyh teorij? / A.K. Mamedov // Sociologiya obrazovaniya. 2011. № 2. S. 17-25.
17. Moiseenko N.A. Rol' SMI v realizacii upravlencheskih social'no-politicheskih pro-cessov/ N.A. Moiseenko // V sbornike: ZHurnalistyka-2019: stan, prablemy i perspektyvy. 2019. S. 68-71.
18. Moiseenko N.A. Social'nye tekhnologii prakticheskogo diskursa propagandy i reklamy v sovremennom mire: ih vliyanie na elektoral'noe povedenie / N.A. Moiseenko, S.A. SHil-ina // V sbornike: Prakticheskij diskurs vysshej shkoly. Sbornik dokladov Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii, 2016. S . 132-136.
19. Sycheva E.YU. Elektoral'nye cennosti rossijskoj molodezhi v usloviyah sovremen-nogo medijnogo prostranstva / E.YU. Sycheva // Ekonomika. Sociologiya. Pravo. 2019. № 3 (15). S. 80-85.
20. Trahanov A.V. Otrazhenie zhiznennyh cennostej v reklamnom diskurse / A.V. Tra-hanov // V knige: Social'naya dinamika naseleniya i ustojchivoe razvitie. Moskovskij gosudarstven-nyj universitet im. M.V. Lomonosova. 2019. S. 318-322.
21. SHilina S.A. Diskurs kommunikacionnoj kul'tury v svete cennostnyh orientacij mo-lodyozhi /S.A. SHilina // Nauchnyj zhurnal «Diskurs». 2018. № 11 (25). S. 216-226.
22. SHilina S.A. Znat', chtoby predvidet'... Sociologicheskie etyudy / A.N. Danilov [i dr.]: pod obshch.red. A.N. Danilova. Minsk: BGU, 2015. 359 s. / S.A. SHilina // ZHurnal Beloruss-kogo gosudarstvennogo universiteta. Sociologiya. 2017. № 1. S. 140-142.
23. Khizbullin F. Hydrocarbon resources as an object of geopolitical confrontation between Russia and the West / F. Khizbullin, G. Akhmedina, A. Rostova, S. Shilina // Central Asia and the Caucasus. V. 18. Issue 2. 2017. P. 34-41.
24. Korkiya E.D. Virtual personality: a search for new identity / E.D. Korkiya, M.E. Lipatova, A.K. Mamedov // Indian Journal of Science and Technology. 2016. T. 9. № 36. C. 102020.
25. Liadova A.V. The burnout among emergency physicians: evidence from Russia (sociological study). / A.V. Liadova, E.D. Korkiya, A.K. Mamedov, N.A. Panich // Man in India. 2017. T. 97. № 15. C. 495-507.
26. Maslova I.B. The diversification as the trends of reforming additional professional education of social workers / I.B. Maslova, T.E. Lifanova, O.V. Golenkova, E.S. Mikheeva, N.V. Lebedeva // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. Volume 9. Issue 2. 2018. (March - April). P. 1117-1127.
Author's information
Moiseenko N.A. - post-graduate student in the field of «Management Sociology», FSBEI HE Bryansk State Academician I.G. Petrovski University. moi [email protected]