Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ'

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
178
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социологическое исследование / жизненный цикл семьи / ценности / семья с детьми / город Брянск / Брянская область / sociological research / family life cycle / values / family with children / Bryansk city / Bryansk region

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шилина Светлана Александровна, Солодкова Алина Владимировна, Старченко Марина Александровна

Авторами рассматривается актуальная проблема современности: от каких параметров зависит «жизненный цикл» современной семьи. Принятое в 2022 году постановление о сохранении традиционных ценностей постулирует в числе прочего семью как основу данного процесса. В связи с этим немаловажным представляется социологическое изучение тех проблем, которые встают перед современной семьей на каждом этапе жизненного цикла. В статье приведены результаты социологического исследования, проведенного в 2023 году в Брянской области методом онлайн-опроса. Рассмотрены вопросы удовлетворенности молодой семьи доходами и жилищными условиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL STUDY OF THE FAMILY LIFE CYCLE

The authors consider the actual problem of modernity: on which parameters the «life cycle» of a modern family depends. The resolution adopted in 2022 on the preservation of traditional values postulates, among other things, the family as the basis of this process. In this regard, the sociological study of the problems that the modern family faces at every stage of the life cycle is of no small importance. The article presents the results of a sociological study conducted in 2023 in the Bryansk region by an online survey. The issues of satisfaction of a young family with income and housing conditions are considered.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ»

IDA Р"»

LJvJrA-J JOURI

УДК 316.354

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ

Шилина С.А., Солодкова А.В., Старченко М.А.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

Авторами рассматривается актуальная проблема современности: от каких параметров зависит «жизненный цикл» современной семьи. Принятое в 2022 году постановление о сохранении традиционных ценностей постулирует в числе прочего семью как основу данного процесса. В связи с этим немаловажным представляется социологическое изучение тех проблем, которые встают перед современной семьей на каждом этапе жизненного цикла. В статье приведены результаты социологического исследования, проведенного в 2023 году в Брянской области методом онлайн-опроса. Рассмотрены вопросы удовлетворенности молодой семьи доходами и жилищными условиями.

Ключевые слова: социологическое исследование, жизненный цикл семьи, ценности, семья с детьми, город Брянск, Брянская область.

10.22281/2542-169 7-2023-02-03-68-76

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что очень важно исследование жизненного цикла семьи, что, в свою очередь, представляет особый интерес для современной социологической науки [2; 16; 18]. Проблемы, стоящие перед государственным управлением, многочисленны и разнообразны [1; 9; 25], но сбережение народа - одна из приоритетных [6]. А без пристального внимания к семье данная задача навряд ли разрешима. Важной целью социальной политики государства [12; 11; 24] является сохранение традиционных ценностей [22], которые прививаются именно в семье [19], поэтому необходимо исследовать те социальные проблемы, которые встают перед семьей и мешают ей развиваться [4; 17; 21].

Многие институты связаны (и можно сказать «завязаны») с социальным фундаментальным институтом семьи. Это и образование [7; 23], и социальная защита [20; 15], и здравоохранение [5], и качество жизни [13; 14; 10]. Поэтому так необходимо проведение социологических исследований различных социальных институтов [3; 8; 26].

Наше социологическое исследование направлено на изучение молодых семей с детьми города Брянска и Брянской области. Особый интерес вызывает изучение семьи на данной стадии жизненного цикла семьи. Основной функцией молодой семьи являются репродуктивная функция и функция социализации нового поколения. Обратившись к статистике, можно увидеть, что около 80% от всех новорожденных рождаются в молодых семьях. Крайне важно изучить проблемы, с которыми сталкивается семья с детьми, ведь именно от молодой семьи зависит дальнейшее демографическое развитие региона и государства в целом. Социально-демографические проблемы, стоящие перед современной Россией, актуализируют необходимость более внимательного исследования семьи, и в особенности молодой семьи с детьми, как одного из ключевых социальных институтов общества. От этого зависит не только уровень рождаемости, но и качество воспитания, успешность социализации последующих поколений российских граждан.

Объект исследования представляет собой жизненный цикл семьи. Предмет исследования: специфические особенности жизненного цикла стадии «молодая семья с детьми». Цель исследования: разработать практические рекомендации по укреплению института семьи.

Задачи исследования: 1) выявить проблемы и трудности, с которыми сталкиваются молодые семьи с детьми; 2) дать оценку социальной политике государства в отношении молодых семей с детьми; 3) оценить степень информированности молодых семей программами поддержки со стороны государства; 4) проанализировать внутрисемейные отношения молодых супругов; 5) определить нуждаемость молодых семей с детьми в социальных услугах; 6) обозначить пути решения либо предупреждения данных проблем.

Сначала покажем эмпирические индикаторы социсследования. К ним относится следующее: продолжительность заключенного брака молодых супругов; уровень доходов данной категории семей; источники доходов; направления расходов семей; жилищные условия; осведомленность семей о кризисах семейной жизни; трудности во взаимоотношениях с детьми; степень осведомленности о национальных проектах, программах, мерах поддержки молодых семей с детьми; уровень пользования мерами социальной поддержки со стороны государства; оценка эффективности социальной политики государства в отношении семей с детьми и другие.

Методом сбора первичной информации для проведения социологического исследования является онлайн-опрос. Участники социсследования отвечали на вопросы анкеты, размещенной в Google формах.

Инструментарий исследования (бланк анкеты) состоит из следующих смысловых блоков: 1) социально-демографический блок, 2) доходы и жилищно-бытовые условия молодых семей; 3) кризисы и конфликты семейной жизни; 4) меры социальной поддержки семей со стороны государства;5) нуждаемость молодых семей в помощи специалистов. Всего в анкете представлено 27 вопросов, с которыми можно ознакомиться в приложении №1. В дальнейшем был разработан социальный проект «Жизненный цикл семьи».

Выборочная совокупность составляет 114 респондента. После проведения социологического опроса все анкеты были обработаны.

Генеральная совокупность - молодые семьи с детьми города Брянска и Брянской области. В качестве кластеров выступают люди различных возрастов, мест проживания, уровня доходов, уровня образования.

Сроки проведения исследования: 10.01-10.04.2023. Разработка программы исследования проходила до 20 января. Непосредственно социологический опрос молодых семей проводился с 21 января по 21 февраля, интерпретация результатов исследования осуществилась до 10 марта.

Приступим к анализу статистических данных. В социологическом исследовании жизненного цикла семьи на стадии молодых семей с детьми приняли участие женщины и мужчины в разном процентном соотношении. Гендерное распределение респондентов: в опросе приняли участие 25% респондентов мужского пола и 75% респондентов женского пола.

В проведенном исследовании было важно изучить мнения молодых семей разных возрастов. Возрастному распределению респондентов посвящена диаграмма рисунка 1. Были опрошены респонденты, состоящие в браке в возрасте до 35 лет. Наибольший процент респондентов состоит в возрастной группе от 31 до 35 лет, их 61%, в возрасте 21-25 лет -11%, 26-30 лет - 28%. Опрошенных в возрасте до нижней границы не оказалось (рис. 1).

Рисунок 1 - Распределение респондентов по возрасту, (в %)

Нами было изучено мнение как жителей городской, так и сельской местности. Наибольшим процентом опрошенных являются городские жители, их 84%, оставшимися 16 % являются сельские жители.

Рассмотрим распределение респондентов согласно полученному образованию. Большинство имеет высшее образование (76%). Средне-специальное образование у 16% . По 4% респондентов имеют среднее и неоконченное высшее (рис. 2).

В опросе изучалось мнение молодых людей, состоящих в браке разное количество лет. Данная информация представлена на диаграмме рисунка 3.

Обратившись к диаграмме, можно увидеть следующие результаты. Так, например, наибольший процент опрошенных (35%) состоит в браке 7-10 лет, наименьший (14%) в браке 1-2 года (рис. 3).

4% 4%

76% _

среднее I высшее

16%

средне-специальное I неоконченное высшее

более 10 лет 21%

7-10 лет 35%

1-2 года 14%

3-5 лет 30%

Рисунок 2 - Распределение респондентов по уровню полученного образования, (в %)

Рисунок 3 - Распределение респондентов по продолжительности брака, (в %)

Важной характеристикой семьи является уровень ее доходов. Диаграмма рисунка 4 отображает информацию об уровне ежемесячного дохода молодых семей с детьми. Наибольшее количество опрошенных, а именно 56% отметили, что ежемесячный доход их семьи составляет более 50 000 руб. Доход в 40 000-50 000 имеет 21% от числа всех опрошенных. У 9% респондентов доходы 20 000-30 000 и 30 000-40 000 руб. Наименьший процент участников опроса (5%) имеют ежемесячный доход до 20 000 руб.

Что является основным источником дохода? Так звучит следующий вопрос. Результаты ответов на него представлены на рисунке 5.

до 20 20-30 30«0 40-50 более 50 тьк.руб- тыс.руб. шс.руб. тыс.руб, тыс.руб,

Рисунок 4 - Распределение респондентов по уровню дохода семьи, (в %)

88% 2% 6% 4%

^^^ /

заработная случайный пособия, помощь от

плата по заработок социальные родителей

месту выплаты,

работы стипендии

Рисунок 5 - Основной источник дохода молодых семей с детьми, (в %)

© О ©

4/BVSA

Было выявлено, что у абсолютного большинства, а именно у 88% основным источником дохода семьи является заработная плата. У 6 % респондентов основным источником являются пособия, социальные выплаты, стипендии. Помощь от родителей - это основной источник дохода нашей семьи, так ответили 4% респондентов. И лишь 2% указали, что основным источником дохода их семьи являются случайные заработки.

В нашем социологическом исследовании было важно не только изучить уровень ежемесячных доходов молодых семей с детьми, выявить источники, но и определить основные направления расходов молодых семей с детьми Брянской области. Информация о расходах молодых семей с детьми представлена на диаграмме рисунка 6.

выплата кредитов • %

отдых, досуг 2%

покупка бытовой техники, мебели 16%

покупка одежды, обуви 9%

питание, лечение, лекарства I 37%

оплата ком. услуг,телефона, транспорта t 32%

Рисунок 6 - Основные направления расходов молодых семей с детьми, (в %)

Обратимся к диаграмме: так у большинства семей основная часть дохода тратится на питание, лечение, лекарства. Так ответили 37%, а 32% указали, что в основном деньги тратятся на оплату коммунальных услуг, телефона, транспорта. На покупку бытовой мебели техники основную часть доходов направляют 16% молодых семей. Наименее популярные ответы «расходы на выплату кредитов» и «расходы на отдых и досуг», так ответили 3% и соответственно 2%.

Удовлетворенность молодых семей с детьми своими доходами показана на диаграмме рисунка 7.

Обратившись к ней, можно увидеть следующие результаты. Большинство опрошенных, а именно, 40% ответили, что не довольны своими доходами. А 30% респондентов скорее не довольны доходами, 16 % скорее довольны, лишь 9% среди всех респондентов на данный вопрос ответили «да». Соответственно 5% опрошенных не смогли определиться и затруднились ответить.

Последний вопрос данного смыслового блока анкеты посвящен жилищным условиям респондентов. Для получения информации обратимся к диаграмме рисунка 8. Получены следующие результаты: у каждой 2-й семьи есть собственное жилище; 28% семей вступили в ипотеку, взяв кредит; 18% процентов проживают в съемном жилье; наименьшее количество респондентов, а именно 2 % не имеют собственное жилье и проживают с родственниками (рис. 8).

В современных непростых условиях жизнедеятельности общества происходит преобразование привычных представлений о жизненном цикле семьи, о её функциях, о её типах. В связи с этим требуется изучение тех проблем, которые стоят перед семьёй, социологическими методами, чтобы направить внимание государства и общества к тем вопросам, от которых зависит сохранение традиционных ценностей, передаваемых от поколения к поколению именно в семье.

5%

9%

30%

да

нет

16%

скорее да

40% "скорее нет

взяли ипотечный кредит

снимаем жилье

не имеем собственного жилья, проживаем с родственниками

имеем собственное жилье, в нем проживаем

2%

28%

18%

2%

50%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

Рисунок 7 - Степень удовлетворенности Рисунок 8 - Жилищные условия

респондентов доходами, (в %) молодых семей с детьми, (в %)

Итак, результаты нашего социологического исследования позволили увидеть те проблемы, с которыми сталкиваются семьи на том или ином этапе жизненного цикла семьи. А увидеть проблему - это уже важная составляющая благоприятного преодоления тех препятствий, которые встают на пути развития важной ячейки государства.

Список использованных источников

1. Алямкина Е.А. Власть - народ: контакт в электронном модуле / Е. А. Алямкина, П. Н. Киричек // Актуальные проблемы современного общества. 2015. № 3. С. 203-207.

2. Банная А. Нарративное интервью как метод социологического исследования жизненного цикла семьи / А. Банная, С. А. Шилина // Научный журнал Дискурс. 2017. № 8(10). С. 76-93.

3. Голенкова О.В. Использование методов социологического исследования как технологии практикоориентированного обучения // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 8(54). С. 178-186.

4. Голенкова О.В. Модель профессиональной подготовки будущих социальных работников к сопровождению детей, оставшихся без попечения родителей / О.В. Голенкова // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 183.

5. Голенкова О.В. Педагогические методы обучения трудотерапии как механизма реализации потенциала социоприродного окружения в процессе социализации инвалидов // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 8(54). С. 145-152.

6. Гончарова И.А. «Сбережение народа» как задача государственного и муниципального управления / И. А. Гончарова // Добровольчество и наставничество: путь к «сбережению народа»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Брянск, 29 марта 2023 года / Главный редактор С.Л. Мельников. Брянск: БГУ, 2023. С. 13-17.

7. Дискурс социальных проблем в образовательном пространстве в период пандемии коронавируса: опыт учащихся общеобразовательных школ / С.Л. Мельников, И.А. Гончарова, С.И. Демин, М.С. Морозов // Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Брянск, 10 февраля 2021 года. Брянск: БГУ, 2021. С. 391-399.

8. Епремян Т.В. Дискурс социального пространства города в условиях цифровизации / Т.В. Епремян, С.А. Шилина // Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с

© О ©

>—BY SA

DOAJ

международным участием, Брянск, 10 февраля 2021 года. Брянск: БГУ, 2021. С. 25-31.

9. Епремян Т.В. Дискурсивные технологии управления. Учебник для бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Социология». Брянск: РИСО БГУ, 2022. 258 с.

10. Киричек П.Н. Лексические аномалии публичной сферы / П. Н. Киричек // Поливановские чтения. 2016. № 11. С. 93-97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Киселев А.Г. Периметр государственного управления: проблема основного звена /

A. Г. Киселев, П. Н. Киричек // Власть. 2015. № 12. С. 5-11.

12. Киселев А.Г. Проблемы отношения государственно-управленческих структур к институту семьи / А.Г. Киселев, С.А. Шилина, М.А. Штельмухова // Социальная несправедливость в социологическом измерении: вызовы современного мира: Сборник материалов, Москва, 19-20 февраля 2018 года. Москва: ООО «МАКС Пресс», 2018. С. 485-487.

13. Ковалева Е.Л. Вопросы качества жизни и здоровья в радиационно загрязненных районах / Е.Л. Ковалева, В.Н. Касацкая, А.В. Ковалева // Социальная динамика населения и устойчивое развитие, Москва, 10 октября 2019 года / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Москва: ООО «МАКС Пресс», 2019. С. 151-155.

14. Ковалева Е.Л. Рассмотрение социально-экологического мониторинга как инструмента определения качества жизни нашего социума / Е. Л. Ковалева // Русский мир: динамика научного познания: сборник статей участников Международной научно-практической конференции, Арзамас, 23-25 октября 2019 года / Отв. ред. С.В. Напалков, научный редактор Е.В. Валеева. Арзамас: Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», 2019. С. 214-219.

15. Лифанова Т.Е. Дискурсивные технологии в социальной работе: благотворительность и меценатство. Учебно-методическое пособие для бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (Социальная работа в системе социальных служб). Брянск: РИСО БГУ, Изд-во Худовец Р.Г., 2022. 162 с.

16. Лифанова Т.Е. Проблемные вопросы работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов: социологический аспект / Т.Е. Лифанова, А.А. Пимахова, Е.В. Харлашина, А.М. Шилин // Научный журнал Дискурс. 2018. № 7 (21). С. 155-167.

17. Лифанова Т.Е. Формирование у студентов семейных ценностей с помощью психосемантического метода // Категория «социального» в современной педагогике и психологии. Материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Ульяновск, 2013. С. 385-389.

18. Мартыненко И.Д. Материнский капитал как форма дополнительной поддержки семьи в свете социального проектирования политики государства по укреплению института семьи / И. Д. Мартыненко и др. // Практический дискурс высшей школы : Сборник докладов Международной научно-практической конференции, Брянск, 01 декабря 2016 года. Брянск: БГУ, 2016. С. 81-85.

19. Моисеенко Н.А. Дискурсивные аспекты семейных ценностей молодежи / Н.А. Моисеенко, С.А. Айрапетян, Ж.А. Казорина // Социальная динамика населения и устойчивое развитие, Москва, 10 октября 2019 года / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Москва: ООО «МАКС Пресс», 2019. С. 280-283.

20. Социальный работник в системе социального обслуживания населения : Учебно-методическое пособие по направлению подготовки «Социальная работа» (39.03.02), «Социология управления» (39.04.01.) и для переподготовки кадров социальных работников /

B. И. Гостенина, Т. Е. Лифанова, А. К. Мамедов [и др.]. Брянск: БГУ, 2019. 308 с.

21. Старченко М.А. Семья как объект управления в социальной работе / М. А. Старченко // Актуальные проблемы теории и практики социальной работы и образования : Сборник материалов Х Всероссийской научно-практической онлайн-конференции с международным участием, Ставрополь, 24 ноября 2022 года / Под общей редакцией Е.И. Зритневой, Н.П. Клушиной. Ставрополь: Издательство «АГРУС», 2022. С. 201-207.

22. Указ № 809 Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ

государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru /Document/View/0001202211090019 (дата последнего обращения 02.08.2023)

23. Шилина С.А. Научные публикации как наставничество в научном дискурсе / С. А. Шилина // Добровольчество и наставничество: путь к «сбережению народа» : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Брянск, 29 марта 2023 года / Главный редактор С.Л. Мельников. - Брянск: БГУ, 2023. - С. 62-66.

24. Шилина С.А. Управленческий дискурс как технология социальной политики государства по укреплению института семьи / С.А. Шилина и др. // Экономика. Социология. Право. 2017. № 4 (8). С. 91-110.

25. Шилина С.А. Экстраполяция властных отношений (рецензия на монографию А.К. Мамедова, Д.Г. Горлача, М.Е. Горлач «Логос Демоса. Судьба Прометея: от Эсхила до Шелли») / С. А. Шилина // Экономика. Социология. Право. 2023. № 2(30). С. 48-59.

26. Development of an optimization model for commuter train traffic (case study of the Bryansk Region, Russia) / V. Gostenina, S. Melnikov, E. Sycheva, S. Shilina // X International Scientific Siberian Transport Forum - TransSiberia 2022, Novosibirsk, 02-05 марта 2022 года. Novosibirsk: Elsevier B.V., 2022. P. 1034-1041.

Сведения об авторах

Шилина Светлана Александровна - доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: supershili2012@yandex.ru; Адрес: 241023, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14; Телефон рабочий: +74832580520 (1231)

Солодкова Алина Владимировна - студент направления подготовки 39.03.01 «Социология», факультет педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: Solodkovalisha@icloud.com; Адрес: 241023, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14.

Старченко Марина Александровна - аспирант направления подготовки «Социология» ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; email: Marinabrueva1998@gmail.com; Адрес: 241023, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14.

UDС 316. 354

SOCIOLOGICAL STUDY OF THE FAMILY LIFE CYCLE

Shilina S.A., Solodkova A.V., Starchenko M.A.

Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk

The authors consider the actual problem of modernity: on which parameters the «life cycle» of a modern family depends. The resolution adopted in 2022 on the preservation of traditional values postulates, among other things, the family as the basis of this process. In this regard, the sociological study of the problems that the modern family faces at every stage of the life cycle is of no small importance. The article presents the results of a sociological study conducted in 2023 in the Bryansk region by an online survey. The issues of satisfaction of a young family with income and housing conditions are considered.

Keywords: sociological research, family life cycle, values, family with children, Bryansk city, Bryansk region.

References

1. Alyamkina E.A. Power - people: contact in the electronic module / E. A. Alyamkina, P. N. Kirichek // Actual problems of modern society. 2015. No. 3. pp. 203-207.

2. Bannaya A. Narrative interview as a method of sociological research of the family life cycle / A. Bannaya, S. A. Shilina // Scientific journal Discourse. 2017. No. 8(10). pp. 76-93.

3. Golenkova O.V. The use of methods of sociological research as a technology of practice-oriented learning // Education management: theory and practice. 2022. No. 8(54). pp. 178-186.

4. Golenkova O.V. Model of professional training of future social workers to accompany children left without parental care / O.V. Golenkova // Modern problems of science and education. 2012. No. 2. p. 183.

5. Golenkova O.V. Pedagogical methods of teaching occupational therapy as a mechanism for realizing the potential of the socio-natural environment in the process of socialization of disabled people // Education management: theory and practice. 2022. No. 8(54). pp. 145-152.

6. Goncharova I.A. «Saving the people» as a task of state and municipal administration / I. A. Goncharova // Volunteering and mentoring: the way to «saving the people» : Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Bryansk, March 29, 2023 / Editor-in-Chief S.L. Melnikov. Bryansk: BSU, 2023. pp. 13-17.

7. Discourse of social problems in the educational space during the coronavirus pandemic: the experience of secondary school students / S.L. Melnikov, I.A. Goncharova, S.I. Demin, M.S. Morozov // Discourse of social problems in socio-cultural, educational, linguistic space during the coronavirus pandemic : Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Bryansk, February 10, 2021. Bryansk: BSU, 2021. pp. 391-399.

8. Yepremyan T.V. The discourse of the social space of the city in the conditions of digitalization / T. V. Yepremyan, S. A. Shilina // The discourse of social problems in the socio-cultural, educational, linguistic space during the coronavirus pandemic : Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, Bryansk, February 10, 2021. Bryansk: Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, 2021. pp. 25-31.

9. Yepremyan T.V. Discursive management technologies. Textbook for bachelor's and master's degrees in the field of training «Sociology». Bryansk: RISO BSU, 2022. 258 p.

10. Kirichek P.N. Lexical anomalies of the public sphere / P. N. Kirichek // Polivanov readings. 2016. No. 11. pp. 93-97.

11. Kiselev A.G. The perimeter of public administration: the problem of the main link / A. G. Kiselev, P. N. Kirichek // Power. 2015. No. 12. pp. 5-11.

12. Kiselev A.G. Problems of the relationship of state-management structures to the institution of the family / A.G. Kiselev, S.A. Shilina, M.A. Shtelmukhova // Social injustice in the sociological dimension: challenges of the modern world : A collection of materials, Moscow, February 19-20, 2018. Moscow: LLC «MAX Press», 2018. pp. 485-487.

13. Kovaleva E.L. Issues of quality of life and health in radiation-contaminated areas / E.L. Kovaleva, V.N. Kasatskaya, A.V. Kovaleva // Social dynamics of the population and sustainable development, Moscow, October 10, 2019 / Lomonosov Moscow State University. Moscow: LLC «MAX Press», 2019. pp. 151-155.

14. Kovaleva E.L. Consideration of socio-ecological monitoring as a tool for determining the quality of life of our society / E. L. Kovaleva // Russian world: dynamics of scientific knowledge : collection of articles by participants of the International Scientific and Practical Conference, Arzamas, October 23-25, 2019 / Responsible Editor S.V. Napalkov, Scientific Editor E.V. Valeeva. Arzamas: Arzamas branch of FGAO VO «National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky», 2019. pp. 214-219.

15. Lifanova T.E. Discursive technologies in social work: charity and patronage. Educational and methodical manual for bachelor's degree in the field of training 39.03.02 Social work (Social work in the system of social services). Bryansk: RISO BSU, Publishing house Khudovets R.G., 2022. 162 p.

16. Lifanova T.E. Problematic issues of working with families raising disabled children: a sociological aspect / T.E. Lifanova, A.A. Pimakhova, E.V. Kharlashina, A.M. Shilin // Scientific journal Discourse. 2018. No. 7 (21). pp. 155-167.

17. Lifanova T.E. Formation of students' family values with the help of the psychosemantic method // The category of «social» in modern pedagogy and psychology. Materials of the scientific and practical conference (correspondence) with international participation. Ulyanovsk, 2013. pp. 385-389.

18. Martynenko I.D. Maternity capital as a form of additional family support in the light of social design of state policy to strengthen the institution of the family / I. D. Martynenko et al. // Practical discourse of higher school : Collection of reports of the International scientific and

practical Conference, Bryansk, December 01, 2016. Bryansk: Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, 2016. pp. 81-85.

19. Moiseenko N.A. Discursive aspects of family values of youth / N.A. Moiseenko, S.A. Hayrapetyan, Zh.A. Kazorina // Social dynamics of the population and sustainable development, Moscow, October 10, 2019 / Lomonosov Moscow State University. Moscow: LLC «MAX Press», 2019. pp. 280-283.

20. A social worker in the social service system of the population: An educational and methodological manual in the field of training «Social work» (39.03.02), «Sociology of management» (39.04.01.) and for retraining of social workers / V. I. Gostenina, T. E. Lifanova, A. K. Mamedov [et al.]. Bryansk: BSU, 2019. 308 p.

21. Starchenko M.A. Family as an object of management in social work / M. A. Starchenko // Actual problems of theory and practice of social work and education : Collection of materials of the X All-Russian Scientific and Practical online Conference with international participation, Stavropol, November 24, 2022 / Under the general editorship of E.I. Zritneva, N.P. Klushina. Stavropol: Publishing House «AGRUS», 2022. pp. 201-207.

22. Decree No. 809 of the President of the Russian Federation «On the approval of the Foundations of State Policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values» // Access mode: http://publication.pravo.gov.ru /Document/View/0001202211090019 (last accessed 02.08.2023)

23. Shilina S.A. Scientific publications as mentoring in scientific discourse / S. A. Shilina // Volunteering and mentoring: the way to «saving the people» : Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Bryansk, March 29, 2023 / Editor-in-Chief S.L. Melnikov. - Bryansk: BSU, 2023. - pp. 62-66.

24. Shilina S.A. Managerial discourse as a technology of social policy of the state to strengthen the institution of the family / S.A. Shilina et al. // Economics. Sociology. Right. 2017. No. 4 (8). pp. 91-110.

25. Shilina S.A. Extrapolation of power relations (review of the monograph by A.K. Mammadov, D.G. Gorlach, M.E. Gorlach «Logos of Demos. The Fate of Prometheus: from Aeschylus to Shelley») / S. A. Shilina // Economy. Sociology. Right. 2023. No. 2(30). pp. 48-59.

26. Development of an optimization model for commuter train traffic (case study of the Bryansk Region, Russia) / V. Gostenina, S. Melnikov, E. Sycheva, S. Shilina // X International Scientific Siberian Transport Forum - TransSiberia 2022, Novosibirsk, 02-05 марта 2022 года. Novosibirsk: Elsevier B.V., 2022. P. 1034-1041.

Information about the authors

Shilina Svetlana Aleksandrovna - Doctor of Sociology, Professor of the Department of Sociology and Social Work of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: supershili2012@yandex.ru; Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241023, Russia; Phone work: +74832580520 (1231)

Solodkova Alina Vladimirovna - student of the direction of training 39.03.01 «Sociology», Faculty of Pedagogy and Psychology of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: Solodkovalisha@icloud.com; Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241023, Russia.

Starchenko Marina Aleksandrovna - postgraduate student of the field of study «Sociology», k of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: Marinabrueva1998@gmail.com; Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241023, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.