Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МОЛОДЫХ ВРАЧЕЙ'

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МОЛОДЫХ ВРАЧЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ ВРАЧА И ПАЦИЕНТА / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ягодина А.Ю., Серова И.А.

Актуальность. Творчество - страсть к новациям, которое веками было уделом немногих. Изучение последствий выхода творчества за рамки искусства представляется крайне своевременным для представителей разных профессий, в том числе и для медицинских работников. В статье рассмотрена одна из возможностей дидактической поддержки воспитания креативности при освоении профессии врача. Цель - методом контент-анализа выявить латентные творческие интенции молодых врачей в работе с инструментами. Материал и методы. В рамках практикума для ординаторов на случай временного перевода дисциплины «Педагогика» в дистанционный формат учащимся было предложено написать интервью с рабочим инструментом, например с аппаратом ультразвуковой диагностики. В самостоятельной работе в течение 2 лет приняли участие 479 человек, из них творческое задание выбрали 131 (27%). Обработка данных осуществлялась методом контент-анализа, с помощью платформы Microsoft 365 (Office) и сервиса «Антиплагиат» (http://psma.antipLagiat.ru, № документа: 883). В основу системы кодирования заложены частота, направленность, интенсивность и пространство содержания текста. Результаты. Выявлена принадлежность 2216 единиц счета к трем исследуемым лексико-семантическим полям понятия «креативность»: творческое мышление - 2,25%, творчество как самореализация, профессиональный рост -58,3%, творчество как ответственность за внедрение новаций - 39,44%. Частотный анализ трех лексическо-семантических полей обнаружил доминирующие смысловые единицы творческого отношения к рабочим инструментам: в мышлении - быстрота и легкость (1,8%), в профессиональном росте - работа в команде (8,07%), в ответственности за внедрение новаций - купирование боли, устранение дискомфорта при проведении лечебных мероприятий (7,01%), добросердечность (11,47%), сокращения времени на решение проблем пациента (4,7%). Заключение. Анализ данных свидетельствует о возможности интенсификации смысла творчества в профессии врача за счет клиентоориентированности клинического мышления. Даны рекомендации по дидактическому сопровождению развития креативных способностей ординаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ягодина А.Ю., Серова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL STUDY OF THE CREATIVE ABILITIES OF YOUNG DOCTORS

Background. Creativity is a passion for innovation, which has been the lot of a few for centuries. The study of the consequences of creativity going beyond art seems extremely timely for representatives of different professions, including medical workers. The article considers one of the possibilities of didactic support for the education of creativity when mastering the profession of a doctor. Aim - to identify latent creative intentions of young doctors in working with tools with the usage of the method of content analysis Material and methods. As part of the "Workshop for residents in case of temporary transfer of the discipline "Pedagogics" to a remote format," students were asked to write an interview with a working tool, for example, with an ultrasound machine. 479 people took part in independent work for 2 years, 131 of them (27%) chose a creative task. Data processing was carried out by the content analysis method, using the Microsoft 365 (Office) platform and the Anti-Plagiarism service (http://psma.antiplagiat.ru, document No. 883). The coding system is based on the frequency, direction, intensity and space of the text content. Results. The affiliation of 2216 units of account to the three studied lexical and semantic fields of the concept of "creativity" was revealed: creative thinking - 2.25%, creativity as self-realization, professional growth - 58.3%, creativity as a responsibility for the introduction of innovations - 39.44%. The frequency analysis of three lexical and semantic fields revealed the dominant semantic units of creative attitude to working tools: in thinking - speed and ease (1.8%), in professional growth - teamwork (8.07%), in responsibility for the introduction of innovations - pain relief, elimination of discomfort during therapeutic measures (7.01%), kindness (11.47%), reduction of time to solve patient's problems (4.7%). Conclusion. The analysis of the data indicates the possibility of intensifying the meaning of creativity in the medical profession due to the client-oriented clinical thinking. Recommendations on didactic support for the development of creative abilities of residents are given.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МОЛОДЫХ ВРАЧЕЙ»

АКТУАЛЬНОСЕГОДНЯ

Социологическое исследование креативных способностей молодых врачей

Актуальность. Творчество - страсть к новациям, которое веками было уделом немногих. Изучение последствий выхода творчества за рамки искусства представляется крайне своевременным для представителей разных профессий, в том числе и для медицинских работников. В статье рассмотрена одна из возможностей дидактической поддержки воспитания креативности при освоении профессии врача.

Цель - методом контент-анализа выявить латентные творческие интенции молодых врачей в работе с инструментами.

Материал и методы. В рамках практикума для ординаторов на случай временного перевода дисциплины «Педагогика» в дистанционный формат учащимся было предложено написать интервью с рабочим инструментом, например с аппаратом ультразвуковой диагностики. В самостоятельной работе в течение 2 лет приняли участие 479 человек, из них творческое задание выбрали 131 (27%). Обработка данных осуществлялась методом контент-анализа, с помощью платформы Microsoft 365 (Office) и сервиса «Антиплагиат» (http://psma.antipLagiat.ru, № документа: 883). В основу системы кодирования заложены частота, направленность, интенсивность и пространство содержания текста.

Результаты. Выявлена принадлежность 2216 единиц счета к трем исследуемым лексико-семантическим полям понятия «креативность»: творческое мышление - 2,25%, творчество как самореализация, профессиональный рост -58,3%, творчество как ответственность за внедрение новаций - 39,44%. Частотный анализ трех лексическо-семантических полей обнаружил доминирующие смысловые единицы творческого отношения к рабочим инструментам: в мышлении - быстрота и легкость (1,8%), в профессиональном росте - работа в команде (8,07%), в ответственности за внедрение новаций - купирование боли, устранение дискомфорта при проведении лечебных мероприятий (7,01%), добросердечность (11,47%), сокращения времени на решение проблем пациента (4,7%).

Ягодина А.Ю. Серова И.А.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 614990, г. Пермь, Российская Федерация

Заключение. Анализ данных свидетельствует о возможности интенсификации смысла творчества в профессии врача за счет клиентоориентирован-ности клинического мышления. Даны рекомендации по дидактическому сопровождению развития креативных способностей ординаторов.

Ключевые слова:

творчество; креативность; самореализация; профессиональный рост; этика отношений врача и пациента; контент-анализ; социология медицины

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Научное руководство исследованием,концепция и дизайн исследования, написание и редактирование текста - Серова И.А.; сбор и обработка материала, статистическая обработка данных, написание и редактирование текста, анализ результатов - Ягодина А.Ю.

Для цитирования: Ягодина А.Ю., Серова И.А. Социологическое исследование креативных способностей молодых врачей // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2023. Т. 9, № 2. С. 27-37. 001: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2023-9-2-27-37 Статья поступила в редакцию 27.03.2023. Принята в печать 02.05.2023.

Sociological study of the creative abilities of young doctors

YagodinaA.Yu., Perm State Medical University named after academi-Serova I.A. cian E.A. Wagner, Ministry of Healthcare of the Russian

Federation, 614990, Perm, Russian Federation

Background. Creativity is a passion for innovation, which has been the Lot of a few for centuries. The study of the consequences of creativity going beyond art seems extremely timely for representatives of different professions, including medical workers. The article considers one of the possibilities of didactic support for the education of creativity when mastering the profession of a doctor.

Aim - to identify Latent creative intentions of young doctors in working with tools with the usage of the method of content analysis

Material and methods. As part of the "Workshop for residents in case of temporary transfer of the discipline "Pedagogics" to a remote format," students were asked to write an interview with a working tool, for example, with an ultrasound machine. 479 people took part in independent work for 2 years, 131 of them (27%) chose a creative task. Data processing was carried out by the content analysis method, using the Microsoft 365 (Office) platform and the Anti-PLagiarism service (http://psma.antipLagiat.ru, document No. 883). The coding system is based on the frequency, direction, intensity and space of the text content.

Results. The affiliation of 2216 units of account to the three studied Lexical and semantic fieLds of the concept of "creativity" was reveaLed: creative thinking - 2.25%, creativity as seLf-reaLization, professionaL growth - 58.3%, creativity as a responsibiLity for the introduction of innovations - 39.44%. The frequency anaLysis of three LexicaL and semantic fieLds reveaLed the dominant semantic units

of creative attitude to working tools: in thinking - speed and ease (1.8%), in professional growth - teamwork (8.07%), in responsibility for the introduction of innovations - pain relief, elimination of discomfort during therapeutic measures (7.01%), kindness (11.47%), reduction of time to solve patient's problems (4.7%).

Conclusion. The analysis of the data indicates the possibility of intensifying the meaning of creativity in the medical profession due to the client-oriented clinical thinking. Recommendations on didactic support for the development of creative abilities of residents are given.

Keywords:

creativity; self-realization; professional growth; ethics of doctor-patient relations; content analysis; sociology of medicine

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of Interest.

Contribution. Scientific leadership of the study, concept and design of the study, analysis of results - Serova I.A.; collection and processing of material, statistical data processing, writing and editing of text - Yagodina A.Yu.

For citation: Yagodina A.Yu., Serova I.A. Sociological study of the creative abilities of young doctors. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VSHOUZ [HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ]. 2023; 9 (2): 27-37. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2023-9-2-27-37 (in Russian) Received 27.03.2023. Accepted 02.05.2023.

Креативность по умолчанию относится к профессионально важным качествам врача. Речь идет о стремлении быстро приобретать практические навыки, постоянно учиться, экспериментировать, проявлять инициативу при принятии врачебных решений, абстрактно мыслить и конкретно представлять последствия своих действий. В исследовании, проведенном с 2016 по 2017 г. в 9 медицинских учреждениях США, выявлено, что больницы с наилучшими показателями поощряли вовлечение сотрудников в креативный маркетинг новых программ, отдавали приоритет регулярному практическому обучению персонала, усиленной работе над практическими навыками (еженедельными, ежемесячными, ежеквартальными тренингами). Пассивная дидактика включалась в творческую коммуникацию с помощью подведения итогов работы департаментов, структурированного обзора современной литературы. Позитивные изменения в медицинских учреждениях были связаны с работой команд руководителей, которые выслушивали рационализаторские предложения сотрудников и затем адаптировали управленческие решения к потребностям персонала [1].

Проблема воспитания креативности обсуждалась в исследовании, проведенном в ирландском и бельгийском университетах. Оно включало медицинских работников, инженеров, а также студентов-медиков. Согласно опросу, 7,5% персонала и 25% студентов считают, что каждый студент креативен. Большинство (71%) студентов и 82% персонала не верят, что креативность нельзя развить. Респонденты (91% персонал, 80% студенты) не согласились с тем, что предоставление эффективных методов для решения проблем препятствует творчеству [2].

Значимость креативности в будущей профессиональной деятельности специалистов медицинского профиля актуализирована в психолого-педагогических исследованиях. Выявлены и описаны различия вербальной и образной областей креативности, а также таких ее компонентов, как беглость, гибкость и оригинальность [3]. 10 лет назад нами было проведено тестирование профессиональной самооценки аспирантов и ординаторов, которое выявило, что способность к активному воображению и абстрактному мышлению блокируется образовательным процессом в медицинском вузе [4]. Пролонгация исследова-

ния в последующие годы не показала позитивных изменений в самооценке креативных качеств, что, очевидно, обусловлено существующими жесткими медицинскими стандартами и сосредоточенностью молодых врачей на наработке профессионального опыта [5]. Известно, что нарушение стандартов оказания медицинской помощи рассматривается как врачебная ошибка, в то же время врач в конкретной клинической ситуации должен обойти препятствия на пути оптимизации режима диагностики и лечения, т.е. найти персональные пути маршрутизации, финансирования лечебного процесса, вербализации в отношениях врача и пациента, способы оперативного решения неожиданных профессиональных задач. Соответственно, молодые люди интуитивно ищут возможности наращивания своего креативного потенциала. Для этого необходимо создавать условия: насыщать самостоятельную работу учащихся творческими заданиями [6].

Для дидактической поддержки воспитания креативности при освоении профессии врача мы использовали одну из особенностей врачевания - нарративность.

Нарративное знание возникает из различных рассказов и является описанием жизненного мира. В медицине аналитика успешно сочетается с нарративностью - рассказом, повествованием как свободным художественным размышлением. Врач обязан много писать: нарратив историю болезни расширяет до истории жизни, истории семьи. В то же время профессиональный рост молодого врача, безусловно, связан с совершенствованием мануальных навыков, освоением медицинской техники, необходимых в работе инструментов. Мы задались вопросом «Можно ли использовать нарратив как творческий метод освоения медицинского оборудования?».

Цель - с помощью контент-анализа выявить креативные латентные интенции молодых врачей в работе с инструментами.

Материал и методы

В рамках практикума для ординаторов на случай временного перевода дисциплины «Педагогика» в дистанционный формат учащимся было предложено пофантазировать: представить себя на месте фиброскана, микроскопа, ларингоскопа и записать свой рассказ или взять интервью, например, у аппарата для ультразвукового исследования (УЗИ). Ординаторы имели право выбора: из 8 предложенных заданий можно было выполнить только 5, притом предложенный нарратив проигнорировать. Обработка данных осуществлялась методом контент-анализа с помощью платформы Microsoft 365 (Office) и сервиса «Антиплагиат» (http://psma. antipLagiat.ru, № документа: 883)1.

В качестве единицы анализа рассматривался один нарратив.

Например: «День добрый», «Здравствуйте», «Какой план на сегодня» - обычные реплики для начала операционного дня. Медсестра собирает меня, проверяет, работает ли лампочка, заряжены ли батарейки, все ли номера клинков у нас есть. Я - ларингоскоп. Проверку прошел, 5 минут, полет нормальный. Меня разобрали обратно, лежу на столике по соседству с коллегами - эндотрахеальная трубка, воздуховод, ларингеальная маска и набор для экстренной ко-никотомии. Все в сборе, но работать придется сегодня только нам с трубкой, я надеюсь.

Привозят пациента, медсестра осуществляет венозный доступ, подключает инфузию. Анестезиолог уже здесь, опрашивает пациента, когда тот в последний раз употреблял пищу, как спал, рассказывает еще раз, как все будет проходить.

Медсестра уже набрала лекарства, которые попросил доктор: тиопентал натрия, фентанил, рокуроний. Стандартный набор, который чаще всего используется для быстрой

1 Начало загрузки: 02.03.2023, 12:04:36. Длительность загрузки: 00:00:34. Имя исходного файла: инстру-менты.ёосх. Название документа: инструменты. Размер текста: 296 кб. Символов в тексте: 303 572. Слов в тексте: 41 754. Число предложений: 3759. Совпадения: 13,22%. Самоцитирования: 0%. Цитирования: 0%. Оригинальность: 86,78%.

последовательной индукции перед интубацией. Фентанил уже введен пациенту. Рубленые отработанные фразы звучат между медсестрой и анестезиологом «Фентанил 0,1 ушел», «Понял», «Приготовь тиопентал». Такая немногословность вызвана не плохим настроением, не неприязнью, не напряженными взаимоотношениями, просто все работает слаженно, как хорошо смазанный механизм. И я тоже готовлюсь к своей минуте славы, уже скоро. Вводится тиопентал, рокуроний. Анестезиолог оксигени-рует пациента и пока отвернулся к аппарату, чтобы настроить параметры вентиляции, медсестра отошла к столику, взять нас с трубкой поближе, 90 секунд и будем интубировать.

Пока она несет меня, замечаю красные пятна на груди пациента, расползающиеся от шеи и ниже. Хочется сказать: «Смотрите, посмотрите же, что-то не так», но я могу только светить. Пытаюсь мигнуть лампочкой, не получается. Врач оборачивается и замечает то же, что и я. Уже не до настройки параметров аппарата, кажется, у пациента аллергическая реакция. Пока неизвестно на что, это может быть рокуроний или тиопентал. Да это сейчас и не важно, главное, действовать, а действовать - это значит запротектировать верхние дыхательные пути, провести интубацию, пока это возможно, пока нет отека и пока не сомкнулись отекшие голосовые связки.

Звучит команда «Ларингоскоп», и я уже готов, клинок уже введен в ротовую полость, отодвигаю выступом распухающий на глазах язык, оказываюсь в валекуле, над надгортанником и свечу изо всех сил, чтобы анестезиолог увидел еще трепещущие голосовые связки, просвет между которыми уменьшается с каждой секундой. Опытные руки быстро хватают эндотрахеальную трубку, даже не глядя, потому что и я, и доктор сейчас сосредоточенны на том, чтобы успеть, не упустить момент. Трубка проходит голосовые связки, манжета раздувается, и тогда я могу уйти, убедившись в том, что мы на месте. Оказываюсь в стороне, но понимаю, что сейчас важнее пациент, важнее ввести кристалловидные растворы, адреналин и ряд других лекарств, чтобы купировать

развивающийся анафилактический шок. Моя работа выполнена, пациент будет дышать, не остановится его сердце, не умрет от гипоксии мозг.

Все сделано, все могут выдохнуть, пациент стабилизирован, переводится в реанимацию. Медсестра поднимает меня, обрабатывает и кладет на место к моим коллегам. Как я и надеялся, работать пришлось только нам с интубационной трубкой, хотя впереди еще три операции и закон парных случаев никто не отменял, так что продолжаем светить.

Смысловыми единицами выявления творческого отношения к рабочим инструментам мы посчитали понятия, простые суждения и абзацы текста. Процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы.

В основу системы кодирования заложены частота, направленность, интенсивность и пространство содержания текста.

Частота - подсчет того, что имеет или не имеет место, если да, как часто: сколько участников практикума выбрали творческое задание, какова их доля в общем потоке, сколько наррати-вов свидетельствует о твердом намерении самостоятельно выполнять задание.

Направленность - указание внутри содержания нарратива на принадлежность к творческой парадигме самоактуализации или парадигме социализации новаций.

Интенсивность - это сила или мощь сообщения в заданной направленности. Пространство письменного текста измеряется путем подсчета абзацев, по тому или иному разделу исследования.

В ходе анализа были выделены 3 лексико-се-мантических поля, репрезентирующие концепт «креативность»: творческое мышление, творческая самореализация, творческое внедрение новаций в процесс оказания медицинской помощи. Смысловые единицы творческого мышления выделены на основе тестов Дж. Гилфорда и Е.П. Торренса [7, с. 72-92]. Эмпирический материал нарративов был подвергнут частотному анализу (при п>5), на основании которого проведен отбор языковых терминов, отражающих

суть феномена «креативность» в парадигмах профессионального роста и внедрения новаций в мир повседневности.

Результаты

Частота. В самостоятельной работе в течение 2 лет приняли участие 479 человек, из них творческое задание выбрали 131 (27%). Проверка нарративов сервисом «Антиплагиат»

(http://psma.antipLagiat.ru) выявила оригинальность 86,78% при нулевом цитировании и самоцитировании, что свидетельствует о твердом намерении ординаторов самостоятельно выполнять творческую работу.

Направленность - принадлежность 2216 единиц счета к трем исследуемым лексико-семанти-ческим полям понятия «креативность» представлена в таблице, подсчитаны частота и проценты встречаемости смысловых единиц.

№ Смысловые единицы анализа творческого отношения Частота упоминания абсо- Частота упо-

п/п к рабочим инструментам лютная, коли- сительная, %

чество раз

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ 50 2,25

Выбор адекватного решения 5 0,22

Быстрота 22 0, 99

1 Оригинальность 0 0

Гибкость, нестандартность 5 0,22

Логичность 0 0

Легкость 18 0,81

ТВОРЧЕСТВО КАК САМОРЕАЛИЗАЦИЯ, ПРОФЕССОНАЛЬНЫЙ РОСТ 1292 58,30

Работа, команда 179 8,07

Могу 81 3,65

Набор, инструмент 74 3,33

Осмотр 62 2,79

Искать ответ, решать задачу 58 2,62

Основы, норма 55 2,48

Метод 53 2,39

Дифференцировать, измерять 50 2,26

Диагностировать, видеокапсула 50 2,26

Современный, робот, монитор, пистолет 48 2,16

II Сложно и непонятно 46 2,07

Новое, развитие, совершенствование, учить 42 1,89

Точка, показатель, точность 40 1,80

Хорошо 35 1,58

Зеркало 33 1,49

Опыт, специализация, навыки 33 1,49

Технология, эффект, распространение 31 1,40

Специально, неспециально 31 1,40

Рассматривать, визуализировать, изображения 30 1,35

Возможность. Может быть 27 1,22

Поближе, встреча 25 1,13

Защита, терпение 19 0,86

Лента 19 0,86

Общая характеристика понятия «креативность» по результатам контент-анализа (п=2216)

Окончание табл.

№ Смысловые единицы анализа творческого отношения Частота упоминания абсо- Частота упо-

п/п к рабочим инструментам лютная, коли- сительная, %

чество раз

Тело 18 0,81

Помощник 17 0,77

Редко 17 0,77

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблема 13 0,59

Тщательно 13 0,59

Лечить, удалять 12 0,54

Нельзя 12 0,54

На самом деле 10 0,45

Невероятно 8 0,36

Удовольствие 7 0,31

Информация 7 0,31

Функционал 7 0,31

Манипуляции 6 0,27

ТВОРЧЕСТВО КАК ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 874 39,44

ЗА ВНЕДРЕНИЕ НОВАЦИЙ

Боль, дискомфорт 159 7,1

Время, скоро 105 4,7

Ура! 78 3,5

Приятно 69 3,1

Спасибо 61 2,7

Чувство 59 2,7

Ответ 53 2,4

Сложности 38 1,7

Ситуации 23 1,03

Добро 20 0,9

Вопросы 20 0,9

Женщина 20 0,9

Риск 19 0,86

III Осложнения 18 0,81

Не бояться, преодолеть страх 17 0,77

Нагрузка, справится 16 0,72

Неудобно, удобно 15 0,67

Для каждой, совет 15 0,67

Мужчина 15 0,67

Процедуры 14 0,63

История 13 0,58

Желаю 12 0,54

Безопасно, инвазивно, неинвазивно 11 0,50

Вред 10 0,45

Дети 10 0,45

Зло 9 0,40

Люблю 8 0,36

Очень важно для людей 7 0,31

X = 113 человек 2216 100

Интенсивность. Основанием для оценки интенсивности использования смысловой единицы служат интерпретации, толкования и контексты. Например, характеристика сложности работы с инструментами снижается по мере роста профессионализма (скорости реакции, своевременной анестезии, сокращения до нескольких секунд времени на инвазивные манипуляции) и повышается из-за непреодолимого страха пациента, особенно ребенка. Блокирует креативность «тревожность, злость всех вокруг». «Современные врачи видят себя специалистами, в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей сталкивающимися с серьезным стрессом, физическими и эмоциональными нагрузками, которые чаще приводят к межличностному непониманию и конфликтам. Это в свою очередь снижает уровень безопасности и доброжелательности в атмосфере лечебного учреждения - места, в которое люди обращаются за помощью и с надеждой на понимание» [8, с. 28].

В нарративах обнаружены новации формирования комплаентности, поскольку инструменты объективно свидетельствуют, что будет, если врачебные рекомендации по лечению и профилактике соблюдать или не соблюдать. Клинические ситуации: штатные, нештатные, экстренные -работают креативно на профессиональный рост, потому что они трудные, а щекотливые ситуации требуют творческого подхода к пациенту: «Доктор был слишком деликатен и не посмел приложиться ухом к груди юной пациентки. Он проявил находчивость в столь щекотливой ситуации -свернул в трубку листы бумаги и стал слушать через нее. Звук получился более отчетливым, чем при прямом прикладывании уха. Рене Лаэннек ухватился за свою идею, развил ее до деревянной слуховой трубки, которая и стала первым стетоскопом».

В результате контент-анализа интенсивности высказываний зафиксирована специфика феномена креативности в работе с инструментами: с одной стороны, «нет инструмента плохого или хорошего, каждый инструмент дает лучший результат в определенных обстоятельствах и в определенных руках», с другой стороны, если

клиническое мышление клиентоориентирован-но, оно находит выходы даже из безвыходных ситуаций.

Пространство письменного текста состоит из 442 абзацев, из них 374 (84,6%) находится на лексико-семантическом поле, репрезентирующем концепт «креативность» как профессиональный рост, творческая самореализация, 68 (15,3%) описывают творчество как внедрение новаций в процесс оказания медицинской помощи. Контент-анализ пространства нарративов выявил, с одной стороны, стремление ординаторов к детальному изучению тонкостей работы с различными инструментами для повышения своей квалификации, с другой - актуальные возможности использования медицинского оборудования в сложных клинических случаях.

Обсуждение

Частотный анализ понятия «креативность» показал, что распределение смысловых единиц по трем логико-семантических полям не равнозначно (см. таблицу). Относительно небольшая частота использования смысловых единиц раздела «Творческое мышление» (2,25%) определяется содержанием нарративов, в котором когнитивный ресурс присутствовал лишь подспудно. Тем не менее именно на этом поле очевидны драйверы креативности для молодых врачей - быстрота и легкость. Видимо, ординаторы солидарны с авторами книги «Фокусированное управление производством для организаций здравоохранения» в том, что современные управленческие подходы основаны на простоте и здравом смысле: «того, что не является простым, просто не будет» [9, с. 86]. Творчество для молодых востребовано как оберег от запредельной нагрузки: «Легко это сделать можно, - говорят американцы, - а если напрячься -нельзя».

Медицина, апеллируя к «исключительным интересам науки и общества» [10], иногда поощряет агрессивные начинания: достаточно вспомнить злоупотребления, имевшие место при проведении медицинских исследований на людях, внедрение в практику роботов-хирургов при от-

сутствии доказательств, демонстрирующих улучшение результатов лечения пациентов с их использованием, оперативное лечение гендерной дисфории, появление медицинских технологий, разрушающих ценности традиционного брака, тайны зарождения жизни, смысла материнства, старения. Об утратах от амбиций исследователей свидетельствуют инциденты утечек из биологических и химических лабораторий. Однако именно в творчестве человек может испытать и реализовать свои возможности, обеспечить самоидентификацию, стать ученым, квалифицированным врачом. Возможно поэтому «Творчество как самореализация, профессиональный рост» в нашем исследовании на логико-семантическом поле доминирует (58,3%).

Работа в команде (8,07%) понимается как первейшее условие самосовершенствования. Есть желание сказать себе: «Могу!» (3,6%), могу делать «осмотр» (2,79%), владеть «набором инструментов» (3,33%), «диагностировать» (2,26%), «дифференцировать» (2,26%), «искать ответы и решать задачи» (2,62%), осваивать современные методы с помощью «роботов, видеокапсул, зеркал, мониторов, пистолетов» (5,91%), «рассматривать, визуализировать изображения» (1,36%), распространять эффективные технологии (1,4%), «точно ориентироваться в показателях» (1,8%). Вместе с тем следует «соблюдать нормы, опираясь на основы» (2,48%), «совершенствовать навыки, развиваться, получая опыт, проходя специализации» (3,38%).

В конце рейтинга - смысловые единицы тревоги: «на самом деле нужны защита, терпение, помощники, реальные возможности» (3,85%). Это объяснимо. В недавно проведенном мета-анализе депрессия зафиксирована у 28,8% врачей-ординаторов, причем смертность от самоубийств среди врачей выше, чем среди населения в целом [11].

Творчество в медицине не ограничено профессиональным ростом, овладением прорывными технологиями, оно также реализуется в парадигме сопряженности креативности врача с жизненным миром пациентов. В этом смысле интересны размышления специалистов о перспективах развития в малоинвазивной хирур-

гии. Они считают, если роботы будут экономически эффективны (дополнят, а потом и заменят людей для решения технически сложных задач), если найдутся решения этических проблем (возложение на робототехнику ответственности за ошибки, согласование протоколов лечения с ценностями пациента), если искусственный интеллект позволит хирургам тратить меньше времени на сбор и анализ данных, то может появиться «больше времени на взаимодействие с пациентами и уделение внимания срочным, критическим (потенциально более ценным) аспектам ухода за ними» [12].

Именно этому в нашем исследовании отведено поле «Творчество как ответственность за внедрение новаций» (39,44%). Здесь креативность, по данным контент-анализа, требуется прежде всего «для снятия боли и устранения дискомфорта» (7,1%), сокращения времени на решение проблем пациента (4,7%). Также нужно преодолевать «сложности» (1,7%), учитывать «чувства мужчин, женщин и детей» (4,72%), искать выходы из безвыходных «ситуаций» (1,3%), «ответы на все вопросы» (3,3%), просчитывать «риски осложнений» (1,67%), вместе с пациентами преодолевать «страх» (0,77%), выслушивать их «истории» (0,58%), обеспечивать «безопасность, неинвазивность процедур» (1,13%), «нагрузку, с которой можно справиться» (0,72%), «удобство» (0,67%), давать «совет для каждого» (0,67%). Добросердечность (11,47%) посчитана нами как сумма 7 смысловых единиц анализа: «добро», «люблю», «желаю», «спасибо», «приятно», «очень важно для людей», «Ура!».

Выводы

1. Творческая активность человека реализуется в двух парадигмах: либо субъект подчиняет объект своим целям, либо связывает творчество с ответственностью за внедрение новаций в жизнь [13, с. 43-44]. Креативные способности молодых врачей одновременно реализуются и в медицине высоких технологий, и в стремлении улучшать качество жизни пациентов. В результате обработки данных контент-анализа выявлено, что камертоном принятия решений

для молодых врачей являются скорость, работа в команде, комфортность оказания медицинской помощи. Эмоциональный интеллект ординаторов развивается за счет клиентоориентирован-ности клинического мышления.

2. На основе проведенного исследования даны рекомендации по дидактическому сопровождению воспитания креативности будущих специалистов: работать быстро, не спеша; искать комфортные для пациента решения, не упрощая

клинические ситуации; подчиняться и выполнять команды в команде, постепенно обретая свой голос при принятии решений.

3. Контент-анализ выявил перспективные, не эксплицированные в нарративах направления развития креативных способностей ординаторов: работа над врачебными ошибками, внедрение в повседневные практики россиян пациентских навыков самообслуживания с использованием цифровых технологий.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Ягодина Анна Юрьевна (Anna Yu. Yagodina) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры философии, ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России, Пермь, Российская Федерация E-mail: annayagodina@rambLer.ru https://orcid.org/0000-0001-6498-9346

Серова Ирина Анатольевна (Irina A. Serova) - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии, ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России, Пермь, Российская Федерация E-mail: irinaserova55@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-6896-0505

ЛИТЕРАТУРА

1. Anderson T.M., Secrest K., Krein S.L., Schildhouse R., Guet-terman T.C., Harrod M., et al. Best practices for education and training of resuscitation teams for in-hospital cardiac arrest // Circ. Cardiovasc. Qual. Outcomes Actions. 2021. Vol. 14, N 12. Article ID e008587.

2. Spoelstra H., Stoyanov S., Burgoyne L., Bennett D., Sweeney C., Drachsler H., et al. Convergence and translation: attitudes to inter-professional learning and teaching of creative problem-solving among medical and engineering students and staff // BMC Med. Educ. 2014. Vol. 14. P. 14. DOI: https://doi.org/10.1186/1472-6920-14-14

3. Нестер Е.Ф. Особенности креативности будущих медицинских работников // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2021. Т. 21, № 4. С. 292-298.

4. Серова И.А., Ягодина А.Ю. К вопросу внедрения компетен-тностно-ориентированного учебного плана в медицинском вузе // Alma mater. Вестник высшей школы. 2012. № 12. С. 35-39.

5. Кашапов М.М., Скакунова О.А. Креативность как когнитивный ресурс в лечебной деятельности начинающих врачей // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2019. Т. 27. С. 16-31.

6. Woodward A., McLernon-Billows D. Undergraduate medical education in Sierra Leone: a qualitative study of the student experi-

ence // BMC Med. Educ. 2018. Vol. 18, N 1. P. 298. DOI: https://doi. org/10.1186/s12909-018-1397-6

7. Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. Санкт Петербург : Питер, 2013. 320 с.

8. Абросимов И.Н., Заоева З.О., Втюрина М.Б., Суркова И.М. Роль психолога в системе здравоохранения: анализ мнения врачей // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2022. Т. 8, № 3. С. 22-33.

9. Ронен Б., Плискин Дж.С., Пасс С. Управленческое кредо // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021. Т. 7, № 3 (25). С. 82-88.

10. Олимпиева М.А., Доника А.Д. Инновационная медицина: интересы науки и общества [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 4-1. С. 50. URL: https://expeducat¡on.ru/ru/art¡cle/v¡ew?¡d=11335 (дата обращения: 23.03.2023).

11. Conyers L., Wright S. Designing one's life ¡n medicine // Postgrad. Med. J. 2020. Vol. 96, N 1136. P. 313-315.

12. Loftus T.J., Filiberto A.C., Balch J., Ayzengart A.L., Tighe P.J., Rashidi P. et al. Intelligent, autonomous machines in surgery // J. Surg. Res. 2020. Vol. 253. P. 92-99.

13. Серова И.А. Вкус меры. Очерки философии здоровья. Москва : Стратегия, 2007. 160 с.

REFERENCES

1. Anderson T.M., Secrest K., Krein S.L., Schildhouse R., Guet- of resuscitation teams for in-hospital cardiac arrest. Circ Cardiovasc terman T.C., Harrod M., et al. Best practices for education and training Qual Outcomes Actions. 2021; 14 (12): e008587.

2. Spoelstra H., Stoyanov S., Burgoyne L., Bennett D., Sweeney C., Drachsler H. et al. Convergence and translation: attitudes to inter-professional learning and teaching of creative problem-solving among medical and engineering students and staff. BMC Med Educ. 2014; 14: 14. DOI: https://doi.org/10.1186/1472-6920-14-14

3. Nester E.F. Features of creativity of future medical workers. Nauchnye trudy Respublikanskogo institute vysshey shkoly. Is-toricheskie i psikhologo-pedagogicheskie nauki [Scientific Works of the Republican Institute of Higher Education. Historical and Psychological and Pedagogical Sciences]. 2021; 21 (4): 292-8. (in Russian).

4. Serova I.A., Yagodina A.Yu. On the issue of implementing a competence-oriented curriculum in a medical university. Alma mater. Vestnik vysshey shloly [Alma mater. Bulletin of the Higher School]. 2012; (12): 35-9. (in Russian)

5. Kashapov M.M., Skakunova O.A. Creativity as a cognitive resource in the medical activity of novice doctors. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya [Bulletin of Irkutsk State University. Series: Psychology]. 2019; (27): 16-31. (in Russian)

6. Woodward A., McLernon-Billows D. Undergraduate medical education in Sierra Leone: a qualitative study of the student experience. BMC Med Educ. 2018; 18 (1): 298. DOI: https://doi. org/10.1186/s12909-018-1397-6

7. Tunik E.E. The best tests for creativity. Diagnostics of creative thinking. Saint Petersburg: Piter, 2013: 320 p. (in Russian)

8. Abrosimov I.N., Zaoeva Z.O., Vtyurina M.B., Surkova I.M. The role of a psychologist in the healthcare system: analysis of doctors' opinions. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VShOUZ [ORGZDRAV: News, Opinions, Training. Bulletin of VShOUZ]. 2022; 8 (3): 22-33. (in Russian)

9. Ronen B., Pliskin J.S., Pass S. Managerial credo. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VShOUZ [ORGZDRAV: News, Opinions, Training. Bulletin of VShOUZ]. 2021; 7 [3 (25)]: 82-8. (in Russian)

10. Olympieva M.A., Donika A.D. Innovative medicine: interests of science and society [Electronic resource]. Mezhdunarodniy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education]. 2017; (4-1): 50. URL: https://expeduca-tion.ru/ru/article/view?id=11335 (date of access March 23, 2023). (in Russian)

11. Conyers L., Wright S. Designing one's life in medicine. Postgrad Med J. 2020; 96 (1136): 313-5.

12. Loftus T.J., Filiberto A.C., Balch J., Ayzengart A.L., Tighe P.J., Rashidi P., et al. Intelligent, autonomous machines in surgery. J Surg Res. 2020; 253: 92-9.

13. Serova I.A. The taste of measure. Essays on the philosophy of health. Moscow: Strategiya, 2007: 160 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.