Научная статья на тему 'Социологическое исследование инноваций: основные категории и уровни анализа'

Социологическое исследование инноваций: основные категории и уровни анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1847
590
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кройтор С. Н.

В статье изложена авторская концепция исследования инноваций на трех уровнях: социетальном, институциональном и личностном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL STUDY OF INNOVATIONS: THE KEY (BASIC) CATEGORIES AND LEVELS OF ANALYSIS

The author’s strategy of studying innovations at three levels: societal, institutional and individual is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Социологическое исследование инноваций: основные категории и уровни анализа»

С. Н. КРОЙТОР,

кандидат социологических наук,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ: ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И УРОВНИ АНАЛИЗА

В статье изложена авторская концепция исследования инноваций на трех уровнях: социе-тальном, институциональном и личностном.

Термин «инновация» впервые появился в научных исследованиях в области культурологии и культурной антропологии в XIX в. и означал введение элементов одной культуры в другую. В контексте этих разработок инновация противопоставлялась традиционным формам действия, мышления и поведения. В начале XX в. возникла инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Инновации были объектом изучения экономических наук и исследовались как способ увеличения экономических прибылей достаточно долго. Главными свойствами инновации считались научнотехническая новизна, производственная применимость и коммерческая реализуемость [9]. В предметной области социальных наук, в частности социологии, инновация появилась достаточно давно, однако исследования, посвященные данной проблематике, имели отрывочный и несистематический характер, так как были направлены на анализ иных социальных феноменов. Социология инноватики как научная дисциплина и специальная социологическая теория возникла совсем недавно - в конце ХХ в. Предметом ее исследования стало изучение социальной составляющей инновационных процессов.

Проблематика инноваций нашла свое отражение в работах классиков зарубежной социологической науки Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Тарда, Т. Парсонса, Р. Мертона, Т. Куна, Н. Лумана, П. Штомпки, в ряде работ советских и российских исследователей - И. В. Бестужева-Лады, В. И. Кондратьева, А. И. Пригожина, Н. И. Лапина и др., а также разрабатывалась (и в настоящее время продолжает разрабатываться) отечественными исследователями -С. А. Шавелем, Г. Н. Соколовой, Е. Е. Кучко, Е. М. Бабосовым. Разработки этих и других исследователей были направлены на выявление сущностных черт инноваций как социального феномена; анализ факторов, способствующих возникновению инновационных изменений; выработку критериев классификации и типологизации инноваций; описание алгоритма протекания и стадий

и жизненного цикла инновационного процесса; поиск типов и форм инновационного поведения; осмысление проблем инновационной восприимчивости, инновационного потенциала, инновационной готовности индивидов и групп к инновационным преобразованиям в различных социальных подсистемах и т. д. В настоящее время растет число работ, направленных на выработку путей инновационного развития современных обществ, а также эффективного управления инновациями в различных сферах жизни социума.

Несмотря на очевидный прогресс, достигнутый в исследовании инноваций, в данной области остается ряд нерешенных проблем. Одной из основных методологических проблем в области исследования инноваций (в рамках наук социогуманитарного цикла и, в частности, социологии), на наш взгляд, сегодня является то, что имеющиеся концепции инноваций часто носят фрагментарный характер. Как правило, они направлены на исследование одного или нескольких аспектов данного феномена и при этом недостаточно внимания уделяют инновации как целостной системе. Мы полагаем, что этому есть несколько причин. С одной стороны, большинство разработок, имеющих отношение к инновационным преобразованиям, было сделано в ходе анализа иных социальных проблем, и многие сведения об инновациях были получены не в ходе целенаправленного анализа именно этого феномена, а, скорее, были обнаружены косвенно, опосредованно. С другой стороны, инновация является настолько комплексным, многомерным феноменом, что существующие определения и подходы к ее изучению не просто расходятся в определении предмета исследования, постановке задач и выборе методов, но зачастую даже противоречат друг другу. Поэтому построение некоей системной, интегральной концепции инновации является очень непростой задачей.

Итак, на сегодняшний момент в социологической науке не существует такой концепции инноваций, которая бы четко и всесторонне описывала полный набор ее сущностных характеристик, свойств и признаков, раскрывала ее природу, исследовала условия, факторы и механизмы возникновения и закрепления инноваций в социальных практиках, а также препятствия их усвоения и т. д. В связи с этим, на наш взгляд, существует актуальная научная и социальная потребность в выработке комплексного, интегративного подхода к исследованию инноваций в обществе. Научная потребность заключается в приращении и систематизации накопленного научного знания в данной области, социальная - в повышении эффективности менеджмента инноваций и социального управления в целом, что приобретает особую актуальность в условиях инновационной экономики, основанной на знаниях. Как нам представляется, такой подход мог бы стать результатом аналитического синтеза идей, ранее разработанных в данной области, и новых разработок. В рамках данной статьи мы изложим некоторые идеи, которые, не претендуя на решение проблемы (подобные задачи требуют больших временных затрат и координации усилий множества специалистов), все же могли бы внести определенный вклад в построение такой универсальной концепции, послужив инструментом

систематизации имеющихся в социологической науке знаний об инновациях. Итак, в данной работе мы попытаемся изложить суть авторского подхода к исследованию инноваций. Для достижения поставленной цели нам потребовалось провести анализ предшествующих определений и концепций инноваций, а также подходов к их классификации. С результатами можно ознакомиться в других публикациях автора.

Авторский подход к исследованию инноваций основан на идее о том, что инновационные изменения следует рассматривать на трех уровнях: с точки зрения системы в целом (социетальный уровень), социальных подсистем -институтов (институциональный уровень) и индивида как носителя как личностных, так и социальных свойств (индивидуально-личностный). Такой многомерный подход будет способствовать получению более полной информации об изучаемом явлении, поскольку позволит учесть при исследовании инноваций не только особенности конкретной социальной отрасли, но и широкий социальный контекст, а также интересы и ожидания отдельных индивидов. Кроме того, нам представляется важной методологической задачей разграничение понятий «инновация», «нововведение», «новшество» и «новация», которые в социогуманитарных дисциплинах часто трактуются неоднозначно и расплывчато. Перейдем к определению основных понятий и построению системы категорий (см. рисунок).

Уровень I: инновации с точки зрения социальной системы в целом. На данном уровне исследования понятийный ряд будет развернут через понятия традиции, инновации, нормы, ценности и др. Прежде всего отметим, что социальная система есть развивающееся сложноорганизованное целое, характеризующееся двумя процессами: традиционализацией и инноватизацией. Тра-диционализация направлена на сохранение и воспроизводство существующего в обществе ценностно-нормативного порядка. Традиция - «универсальная форма и механизм упорядочивания и структурирования имеющих значение для живущих поколений людей содержаний любой культуры и ее подсистем» [1, с. 1135]. Традиция направлена на упорядочение социальных практик, на поддержание и воспроизводство существующих в обществе форм деятельности, поведения и коммуникации.

Норма - «понятие, обозначающее границы (меру трансформаций), в которых явления и системы (природные и социокультурные), человеческая деятельность, поведение и общение, сохраняют свои качества и функции, задающие их внутреннюю соразмерность (упорядоченность)» [2, с. 643]. Норма стабилизирует протекание социальных процессов, придает им регулярный и устойчивый характер, очерчивает границы, в которые они должны вписываться, чтобы не утратить статуса «социальных», т. е. задает пределы вариабельности социальных практик, выполняет структурирующую функцию. Итак, традиция представляет собой форму и способ упорядочения социальных практик, а понятие нормы обозначает конкретные границы, пределы, в которых позволяет действовать традиция. Иначе говоря, традиция воспроизводится через норму,

о

Инновационная восприимчивость

Инновационная установка

Доверие инновациям

Инновационные ожидания

Схема основных понятий, используемых при исследовании инноваций

С. Н. Кройтор

полагающую диапазон приемлемых моделей поведения. Традиция выступает основой для конструирования норм и через них реализуется. Социальные нормы, в свою очередь, базируются на наборе ценностей данного общества. Ценность - «термин, используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, Абсолюту» [3, с. 1216].

Инноватизация - процесс возникновения и усвоения инноваций - новых форм и типов социальных отношений, структур и практик, направленный на преодоление границ, задаваемых традицией, через введение принципиально новых смыслов, образцов, правил деятельности и взаимодействия, которые призваны трансформировать либо утилизировать прежние социальные практики, частично или полностью заменив их новыми. Это значит, что инновация всегда тяготеет к тому, чтобы занять место традиции и в конечном итоге перейти в разряд привычного и традиционного, принятого и санкционированного в обществе. Инновационные изменения предполагают перестройку социального порядка и, следовательно, деформацию старых ценностей и базирующихся на них норм либо их замену новыми, более актуальными на данном этапе бытия социума. Инновационный процесс носит циклический характер. Социальное развитие есть непрерывное выдвижение инноваций взамен закрепленных традицией образцов, с их последующей институциализацией (либо отвержением), и в дальнейшем - смене другими инновациями, востребованными социальной системой на новом этапе. Противостояние традиций и инноваций, преодоление традиций инновациями является необходимым условием социального развития. Функционирование системы может быть представлено последовательностью таких циклов - от зарождения инновации в недрах традиции через ее постепенное усвоение к окончательному принятию в качестве традиционного, ортодоксального элемента системы.

В рамках социетального уровня социальная инновация предстает как элемент механизма развития социума, обеспечивающий обновление ценностнонормативной структуры общества в связи с изменением потребностей и условий его существования и способствующий повышению устойчивости социальной системы.

Уровень II: инновации в социальных подсистемах (институтах). В данном случае речь пойдет об инновационных изменениях в различных социальных институтах - образовании, экономике, политике, науке и т. д. Говоря об инновации в этом контексте, мы прежде всего будем иметь в виду организованное изменение (стихийные инновации, в принципе, возможны и на этом уровне, но в рамках данной статьи они не будут являться предметом нашего исследования). Эту группу инноваций отличает системность, т. е. их целенаправленная разработка и внедрение для достижения определенных целей на практике, адресность управленческих воздействий, контролируемость и управляемость инновационного процесса. Задача управления инновациями, или инно-

вационного менеджмента, - на основе изучения имеющейся ситуации выработать меры по созданию оптимальных условий для инновационной деятельности, обеспечив нормальное течение инновационного процесса. Здесь важно максимально точно и полно описать текущее состояние изучаемой социальной подсистемы и на основе полученных данных построить прогноз ее будущего состояния, которого предполагается достигнуть в результате управленческих операций. Проблема прединновационного анализа заключается в высокой сложности описания социальных феноменов в силу их динамичности и многосторонности, а также включенности каждой из социальных подсистем в более широкий социальный контекст, поэтому именно этой стадии разработки новшества необходимо уделять повышенное внимание. Такое изучение должно опираться в первую очередь на анализ и оценку инновационного потенциала отрасли, так как эта характеристика отражает условие, необходимое для адекватного усвоения инновационной идеи.

Инновационный потенциал - совокупность условий социальной среды (ресурсов (материальных, интеллектуальных, информационных, человеческих), инфраструктуры, условий (социальных, политических, религиозных, этнических) и т. д.), обеспечивающих техническое, технологическое и организационное обслуживание инновационного процесса. Этот показатель является обобщенной характеристикой всей совокупности внешних условий, ситуации реализации инновационной идеи.

Новизна представляет собой один из важнейших признаков инноваций. Но что есть новое? Мы разделяем точку зрения Л. Илюхиной и Г. Герасимова о том, что «новое в инновации - это та востребованная временем и обстоятельствами (потребностями развития) сущность, вокруг которой формируется содержание новшества, принципиально отличное от всех ранее применявшихся в данной системе по степени воздействия на характерологические признаки системы таким образом, что она переходит в заданно ожидаемое (гипотетически прогнозируемое) состояние, фиксируя тем самым содержательный результат инновационного воздействия» [8, с. 21].

По нашему мнению, термины «инновация», «нововведение» и «новшество» не являются синонимичными. Новшество мы будем рассматривать как некую идею по повышению эффективности функционирования той или иной социальной подсистемы. Новшества могут быть выражены в виде открытий, изобретений, результатов социологических или других исследований и выработанного на их основе набора рекомендаций по преобразованию объекта (процесса, системы), предложений по совершенствованию управленческих воздействий на объект (процесс, систему), научных подходов или принципов и т. д. Новшество предшествует непосредственному введению в систему новых элементов (либо преобразованию существующих) и дает необходимую для этого информацию. Новшество - идея изменения, выраженная в инновационном проекте и подлежащая внедрению в социальную практику. В рамках данного диссертационного исследования понятия «новшество» и «новация» будут исполь-

зоваться как синонимы. Вслед за разработкой новшества начинается процесс его введения в социальную практику, т. е. усвоение, социализация, диффузия новшества. Нововведения, по нашему мнению, представляют собой результат усвоения, распространения и использования новшеств, т. е. видимый социальный эффект инновационных изменений и финальную стадию инновационного цикла. Целью нововведений является удовлетворение социальных потребностей в объектах, процессах, моделях более высокого качественного уровня, чем применявшиеся ранее.

Нововведение может касаться условий деятельности (например, изменение условий функционирования системы образования путем привлечения в него инвестиций); способа деятельности (смена образовательных технологий, например методик преподавания, способов оценки знаний учащихся); любых сторон ее протекания; конечного результата деятельности (например, представление о том, каким набором знаний и умений должен обладать специалист).

Инновационный процесс представляет собой процесс разработки и внедрения новшества, реализуемый в ходе инновационной деятельности. Инновационная деятельность - совокупность операций по разработке и реализации инновационной идеи. Инновационный процесс имеет циклический характер и реализуется на нескольких стадиях. Инновационный цикл - последовательность стадий разработки и усвоения новшества. В данной работе инновационный цикл будет рассматриваться с точки зрения следующих стадий инновационного процесса:

1. Новшество (новация) - инновационная идея, выраженная в конкретном и инновационном проекте. На данном этапе осуществляются следующие операции:

анализ состояния системы (объекта, отрасли) с точки зрения ее внутренней специфики, особенностей развития и наличия ресурсов и включенности в более широкий контекст социального развития;

выявление проблемных полей, требующих преобразующего воздействия с целью их оптимизации;

выработка инновационных идей, способных разрешить обнаруженные проблемы;

перевод идеи в цель, конкретизированную в системе задач, определяющих возможность управляемого воздействия на необходимые свойства объекта или системы;

составление прогноза будущего состояния отрасли на основе проведенного предварительного анализа внешних и внутренних факторов развития системы, построение модели нововведения, выработка конкретных мер и алгоритмов воздействия на объект с целью повышения эффективности его работы или улучшению его качеств, оценка возможных препятствий усвоения инновационной идеи.

2. Диффузия, социализация новшества - процесс усвоения новшества, практическая реализация инновационного проекта. На этом этапе инноваци-

онная идея получает свое реальное воплощение через процедуры внедрения в социальную практику. Введение новшества вносит в систему элемент нестабильности, на некоторое время нарушая ее устойчивое равновесное состояние. В этот период система является особенно хрупкой и уязвимой, и существует повышенная опасность ее разбалансировки. Поэтому процесс усвоения новшества должен тщательно и постоянно наблюдаться и контролироваться, чтобы быть оперативно скорректированным и направленным в нужное русло в случае внезапных отклонений от намеченного в проекте хода развития.

3. Нововведение - результат инновационной деятельности, выраженный в виде новых или качественно преобразованных моделей, образцов, процессов, объектов и т. д. На данной стадии осуществляется окончательное усвоение, стабилизация, институциализация новшества (И. В. Бестужев-Лада называет этот процесс «инновационным гомеостазом»), осуществляется постин-новационный анализ, цель которого - выявление ошибок, допущенных на этапах проектирования и реализации нового, анализ сложностей, возникших в ходе инновационного процесса, во избежание аналогичных проблем в дальнейшем.

Инновация в контексте проблематики социальных институтов понимается нами как преобразование, направленное на повышение эффективности функционирования того или иного социального института и приводящее к существенным изменениям в социальных отношениях, структурах и практиках. На это определение мы и будем опираться в рамках данной работы.

Уровень III: инновации и личность. Проблематика инноваций на уровне личности в работе раскрывалась посредством категории «социальные ожидания». При конструировании системы понятий на данном уровне автор основывался на концепции социальных ожиданий С. А. Шавеля, которая была творчески переработана в контексте целей и задач исследования и с учетом авторских наработок по данной теме. Мы опираемся на следующие положения концепции ожиданий С. А. Шавеля: 1) социальные ожидания связаны с высшими ценностями (справедливость, социальный порядок, достоинство, истина и др.); 2) они не только ситуативны, но и процессуальны, возобновляемы и устойчивы; 3) они определяют «не просто желательное, но и «должное» в общественной жизни с точки зрения логики развития, имеющихся возможностей и укрепления целостности и стабильности социума» [15, с. 64]. Иначе говоря, в социальных ожиданиях представлена наиболее значимая социальная информация об оптимальных направлениях развития общества; о «болевых точках», угрожающих как социальному порядку и стабильности, так и благополучию и самочувствию отдельных людей; о потребностях общества, например потребности в реформировании социальных структур и т. д. Примерами такой информации могут быть обеспокоенность населения качеством образования и осознание необходимости его повышения, низкая удовлетворенность уровнем социального обеспечения, доступностью медицинских услуг и т. д. Социальные ожидания противопоставляются личностным ожиданиям, которые затрагивают только условия и обстоятельства жизни отдельного че-

ловека и потому более изменчивы. Свой подход к исследованию социальных ожиданий мы будем также основывать на положении С. А. Шавеля о том, что «согласованность ожиданий есть основной закон сохранения системного взаимодействия» [15, с. 64], а основным условием согласованности ожиданий является доверие, включающее установку на уважение и готовность к эмпатии (в данном контексте мы будем иметь в виду доверие индивидов социальным институтам).

Обозначим основные позиции более четко. Носителями социальных ожиданий являются индивиды. Социальные ожидания представляют собой относительно устойчивые компоненты общественного сознания, связанные с фундаментальными социальными ценностями, вытекающими из социальной потребности, и определяющие «должное» в общественной жизни с точки зрения логики развития, имеющихся возможностей укрепления целостности и стабильности социума. В таком случае инновационные социальные ожидания можно определить как вид социальных ожиданий, отражающий осознанную отдельными индивидами общественную потребность в реформировании социальных отношений и структур и собственного поведения и предполагающий определенную степень их личной готовности включаться в инновационный поиск.

Какова структура социальных ожиданий? С нашей точки зрения, их основ -ными компонентами являются восприятие социально значимой ситуации (наличие мнения, отношения, оценки по поводу той или иной социальной ситуации), социальная установка (состояние предрасположенности и готовности действовать в социально значимой ситуации) и доверие социальным институтам. Тогда логичным будет предположить, что инновационные социальные ожидания складываются из инновационной восприимчивости, инновационной установки и доверия проводимым инновациям. Под инновационной восприимчивостью понимается отношение индивида к новшеству, сформированное на базе оценки его содержания и возможных/наблюдаемых последствий и выражающееся в «принятии/непринятии, поддержке/сопротивлении, понимании значимости и императивности поиска и необходимости своего посильного участия в нем» [16, с. 7]. Под доверием будет иметься в виду некий кредит доверия, пред-доверие с ориентацией на перспективу, оказываемое людьми по отношению к социальным подсистемам. Инновационная установка - состояние предрасположенности к позитивному восприятию инноваций и готовности к участию в инновационном поиске. Это определение сконструировано нами на основе подхода С. А. Шавеля к социальным установкам (аттитюдам), согласно которому социальные установки - «коллективные по своей природе, отражающие социальные ценности конкретной общности и индивида как представителя, члена данной общности», характеризующие состояние «предрасположенности, готовности, настроенности к определенному способу восприятия, реагирования и действования в сходных ситуациях» [16, с. 8]. Под доверием инновациям будет пониматься некий кредит доверия, оказываемого людьми инновации, которая уже реализуется или будет реализована в будущем.

Итак, в данной статье в самом общем плане были продемонстрированы познавательные возможности авторской концептуальной схемы социологического исследования инноваций. Данная схема представляет собой попытку систематизации накопленных в социологической науке знаний об инновациях и будет более подробно описана в следующих публикациях автора.

Литература

1. Абушенко, В. Л. Традиция / В. Л. Абушенко // Социология: Энциклопедия / сост. А. А. Грицанов [и др.]. - Минск: Книжный Дом, 2003. - С. 1134-1135.

2. Абушенко, В. Л. Норма / В. Л. Абушенко // Социология: Энциклопедия / сост. А. А. Грицанов [и др.]. - Минск: Книжный Дом, 2003. - С. 643-644.

3. Абушенко, В. Л. Ценность / В. Л. Абушенко // Социология: Энциклопедия / сост. А. А. Грицанов [и др.]. - Минск: Книжный Дом, 2003. - С. 1216.

4. Бестужев-Лада И. В. «Алгоритм» социального нововведения / И. В. Бестужев-Лада // Социологические исследования. - 1991. - № 9. - С. 23-28.

5. Бестужев-Лада, И. В. К школе XXI века: Размышления социолога / И. В. Бестужев-Лада. - М. : Педагогика, 1988. - 254 с.

6. Бестужев-Лада, И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений / И. В. Бестужев-Лада. - М.: Наука, 1993. - 233 с.

7. Бурнышева, Т. Инновационный менеджмент (обзор литературных источников) / Т. Бур-нышева // Управление инновациями и модернизация постсоветской промышленности. - Новокузнецк, 1999. - 56 с.

8. Герасимов, Г. И. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы (социологический аспект) / Г И. Герасимов, Л. В. Илюхина. - Ростов н/д: НМД «Логос», 1999. - 136 с.

9. Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: учеб. пособие по спец. «Менеджмент организации» / В. М. Аньшин [и др.]; под ред. В. М. Аньшина, А. А. Дагаева. -3-е изд., перераб. и доп. - М. : Дело, 2007. - 583 с.

10. Косалс, Л. Я. Социальный механизм инновационных процессов / Л. Я. Косалс. - Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние РАН, 1989. - 285 с.

11. Кучко, Е. Е. Систематизация подходов к классификации инноваций / Е. Е. Кучко // Социология. - 2008. - № 4. - С. 611-70.

12. Кучко, Е. Е. Социология нововведений как специальная социологическая теория / Е. Е. Кучко // Социология. - 2007. - № 4. - С. 91-101.

13. Мешков, А. А. Основные направления исследования инновации в американской социологии // Социологические исследования. - 1996. - №5. - С. 117-128.

14. Соколова, Г. Н. Белорусская модель инновационного развития в социальном измерении / Г. Н. Соколова // Социология. - 2007. - № 3. - С. 57-69.

15. Шавель, С. А. Социальные ожидания населения как исходная социологическая категория / С. А. Шавель // Социология. - 2006. - № 3. - С. 63-72.

16. Шавель, С. А. Инновационные установки населения: предпроектный анализ / С. А. Шавель // Социология. - 2008. - № 3. - С. 3-14.

17. Consensus // Internet-linked dictionary of sociology. - 3-rd edition. - Glasgow, 2000. - Р. 109.

18. Norm // Internet-linked dictionary of sociology. - 3-rd edition. - Glasgow, 2000. - Р. 424-425.

19. Social integration and system integration // Internet-linked dictionary of sociology. - 3-rd edition. - Glasgow, 2000. - Р. 570-571.

S. N. KROITOR

SOCIOLOGICAL STUDY OF INNOVATIONS: THE KEY (BASIC) CATEGORIES AND LEVELS OF ANALYSIS

Summary

The author’s strategy of studying innovations at three levels: societal, institutional and individual is presented in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.