Научная статья на тему 'Развитие методологии управления инновациями: от процесса к личности*'

Развитие методологии управления инновациями: от процесса к личности* Текст научной статьи по специальности «Социальные процессы и изменения. Социальное развитие»

CC BY
520
74
Поделиться
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / Инновационная деятельность / методология управления инновациями / Инновационный процесс / система управления инновациями / личность как объект управления инновациями

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Боев Е. И., Зотов В. В., Каменский Е. Г.

В статье дается история развития методологии управления инновациями. Авторами показано, что сегодня в фокусе исследований оказывается личность как объект управления инновациями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Развитие методологии управления инновациями: от процесса к личности*»

СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 316,422

РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ: ОТ ПРОЦЕССА К ЛИЧНОСТИ*

Е. И. БОЕВ В. В. ЗОТОВ Е.Г. КАМЕНСКИЙ

1) Юго-Западный

государственный

университет

e-mail:

evgeny-kursk@rambler.ru

В статье дается история развития методологии управления инновациями. Авторами показано, что сегодня в фокусе исследований оказывается личность как объект управления инновациями.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, методология управления инновациями, инновационный процесс, система управления инновациями, личность как объект управления инновациями.

Одной из важных характеристик нашего времени является утверждение инновационного развития общества в качестве основного способа его функционирования. Инновационная парадигма социально-экономического развития приходит на смену научнотехнической и формирует новые императивы и приоритеты. Императивом настоящего периода является осознание инноваций как универсального способа модернизации социальных систем1. В современном мире, в первую очередь, борьба идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям. Именно эта способность стала своеобразным индикатором качества организации жизнедеятельности всех - от социально-экономических до социокультурных - систем общества, поскольку оно позволяет выживать и развиваться в условиях ужесточения международной и внутренней конкуренции и нарастающей динамики социальных изменений. Тенденции развития мировой экономики показывают, что у России не может быть иного пути развития, чем формирование экономики инновационного типа. Такая ситуация ориентирует государство не только на разработку и реализацию новаций, но и управление инновационными процессами.

Исходя из того, что инновации являются всеобщей формой управляемого развития, процесс управление социально-инновационными проектами можно оценивать как

1 Кучко, О.Є. Про задачі соціологічної науки у реалізації інноваційної діяльності [Текст] /

О.Є. Кучко // Вісник Харківського національного університету ім. В.Н.Каразіна. Серія «Соціологічні дослідження сучасного суспільства:методологія, теорія, методи. - 2009. - №844. - С. 14.

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 20 (91). Выпуск 14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

основную интегрирующую силу, позволяющую путем создания соответствующей среды, благоприятной как для создания инноваций, так и для восприятия их социумом, создавать и использовать инновации как фактор общественного развития. Управление инновациями - сравнительно новое понятие в научно-технической, производственно-технологической и административной сфере менеджмента. Сегодня даже появилась новая сфера менеджмента - инновационный менеджмент. Вместе с тем инновационная деятельность России пока еще не является основным фактором экономического роста, поэтому назрела необходимость в анализе существующих теоретико-методологических подходов к управлению инновациями с целью разработки новых принципов инновационного развития российского общества.

Для решения поставленной проблемы необходимо, прежде всего, определить основные методологические направления в исследовании инновационных процессов. Достаточным научным потенциалом для их исследования обладает экономическая теория, в рамках которой и были предприняты первые попытки их изучения.

Родоначальником теории инновационного развития в ее современном виде считается австрийский экономист И. Шумпетер, который рассматривал инновации как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике новаций - новый момент динамизации экономического развития. В своей работе «Теория экономического развития» он раскрывает специфический механизм нововведения, отличающийся наличием особой связи между теоретическим исследованием и производством в цепочке «наука ^ исследование ^ разработка ^ производство ^ потребление». И. Шумпетер формируется образ нового типа предпринимателя с описанием необходимых качеств человека как субъекта инновационных изменений. Тип предпринимателя характеризуется, во-первых, особым взглядом на вещи, причём главную роль играет не столько интеллект, сколько воля и способность выделять определённые моменты действительности и видеть их в реальном свете; во-вторых, способность двигаться вперёд в одиночку, не пугаясь связанных с этим неопределённостей и возможного сопротивления; наконец, в-третьих, его воздействием на других людей, которое определяется понятиями «иметь вес», «обладать авторитетом», «уметь заставлять повиноваться»2. Но выделив субъекта инновационного процесса, исследователь оставил его без внимания в рамках своего концептуального подхода к управлению инновациями, поскольку мотивы его поведения иррациональны: желание борьбы, стремление к успеху ради успеха, радость творчества.

В теории Н.Д. Кондратьева особое место занимает динамика нововведений как целенаправленного и интенсивного использования открытий, меняющих одновременно экономическую и социальную жизнь3. По его мнению, базисные нововведения, связанные с радикальной перестройкой производства, внедряются не равномерным или случайным образом. Они самоорганизуются в кластеры, конституирующие новые технологические направления. В условиях благоприятной конъюнктуры предприниматели предпочитают избегать чрезмерного риска, связанного с коренной перестройкой производства, пытаются ограничиться рационализацией и усовершенствованием существующих технологических процессов. Но в период кризисов, когда само существование огромного количества хозяйствующих субъектов ставится под угрозу, предприниматели о вынуждены рисковать, понимая, что незначительные улучшения не приведут к кардинальному изменению ситуации. Через 10-15 лет после базисных нововведений начинается рост экономической конъюнктуры, и формируются благоприятные условия для дополняющих нововведений.

Исследования Н.Д. Кондратьева инициировали изучение роли инновационных процессов в экономическом развитии общества. В частности, Г. Менша4 пытался провести

2 Шумпетер, Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): [Текст] / И. Шумпетер; пер.с англ. - М.: Прогресс, 1982. - 455 с. - С. 185

3 Кондратьев, Н.Д. Проблемы экономической динамики [Текст] / Н.Д. Кондратьев. M.: Наука, 1989.

4 Mensch, G. Stalemate in Technology: Innovations Overcome the Depression [Text] / G. Mensch. -Cambridge: Ballinger Pub. Co., 1979.

параллель между темпами экономического роста и цикличностью с проявлением базисных нововведений. А. Кляйкнехт5 утверждал, что нововведения-продукты образуются на фазе депрессии, а нововведения-процессы - на повышенной стадии длинной волны. По мнению этих и многих других исследователей, новаторская деятельность рассматривается как основной фактор, вызывающий динамические изменения волнового характера в экономике, но связав его с «естественными» циклами социально-экономического развития они в определенной мере лишили инновационную деятельность управляемости.

Работы перечисленных авторов заложили основу исследования инновационной проблематики в трудах отечественных авторов конца прошлого века. Здесь можно выделить работы И.В. Бестужева-Лады, Д.Р. Вахитова, С.Ю. Глазьева, B.C. Дудченко, Б.Н. Ку-зыка, Н.И. Лапина, А.И. Пригожина, Б. Твисс и других6. Здесь находят отражение различные точки зрения на определение инновации и значимость инновационного процесса, вычленение инновационного противоречия и алгоритмизацию инновационного действия, рассматриваются проблемы жизненного цикла инновации и ее социальной диффузии. В этих работах также анализируются различные стороны взаимодействия инновации с технологической переменной организационной структуры. Исследователи затрагивают проблемы поведение новаторов, глубоко вникают в социально-психологическую составляющую социальных изменений и мотивы инновационного поведения, но это продолжает выступать фоном для анализа - инновационного процесса.

В монографии В.Н. Иванова и В.И. Патрушева, изданной на рубеже веков, уже осуществляется поиск теоретических основ процесса технологизации внедрения инноваций в различные сферы общественных отношений7. В данном исследовании акцент смещается с объекта инновационной деятельности на процесс этой деятельности, что может служить в определенной мере теоретико-методологическим ориентиром дальнейшего анализа фундаментальных проблем теории управления инновациями.

Но основной вектор современных исследований смещается к анализу субъекту инновационной деятельности, в качестве которого выступает инновационная личность как конкретное проявление творческой личности. Основными носителями инновационной деятельности во все времена и в любом социуме являются творческие, инновационно заряженные личности, по выражению Н.И. Лапина, «инновационные личности как особый тип творческих личностей»8. Такие люди представляют собой интеллектуальноинновационный потенциал нации, заслуживают самой высокой оценки и поддержки. Без них не может быть инноваций. Это положение подтверждается Ю.А. Карповой: «Инновационная личность - это личность, творящая современность, то есть способная оказать влияние на ход социального развития»9. При этом она сама сформирована условиями современности. Инновационная личность стремится управлять окружающей действительностью, с этой целью находится в поиске новых форм воздействия. Если подходит к проблеме инноваций с синергетических позиций, то они предстает как информационноэнтропийный процесс, то есть процесс порождающий как новую информацию, так и энтропию, неупорядоченность в организационных структурах. Но личность инновационного типа готова принять ответственность за последствия своей творческой деятельности, вызванные реализацией новых способов решения насущных проблемных ситуаций. Это

5 Kleinknect, Al. Innovation patterns in crisis and prosperity: Shumpeter's long cycle reconsiders [Text] / Al. Kleinknect. - Hong Kong, 1987.

6 См.: Бестужев-Лада, И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений [Текст] / И.В. Бестужев-Лада. - М.: Наука, 1994; Кузык, Б.Н. Россия в цивилизационном измерении: фундаментальные основы стратегии инновационного развития [Текст] / Б.Н.Кузык. - М.: Институт экономических стратегий, 2008; Лапин, Н.И. Проблема социокультурной трансформации [Текст] / Н.И. Лапин // Вопросы философии. 2000. № 6. С.3-17; Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). [Текст] / А.И.Пригожин. - М.: Наука, 1989; Твисс, Б. Управление научно-техническими нововведениями [Текст] / Б.Твисс. - М.: Экономика. 1989.

7 Иванов, В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления [Текст] / В.Н.Иванов, В.И.Патрушев. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001. - 302 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Лапин, Н.И. Теория и практика инноватики [Текст] / Н.И.Лапин - М.: Логос, Университетская книга, 2008. - С. 9.

9 Карпова, Ю.А. Введение в социологию инноватики: Учебное пособие [Текст] / ЮА.Карпова. -СПб.: Изд-во «Питер», 2004. - С. 74.

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 20 (91). Выпуск 14

позволяет рассматривать личность как источник инновационного развития. Личность предстает как относительно автономная целостная система со своим внутренним духовным миром, сознанием и самосознанием, благодаря которым она осуществляет активнотворческий процесс, порождая инновации в обществе.

Поскольку инновация выступает как особым образом организованная деятельность, самовоспроизводящая себя, то она востребует совершенно определённую совокупность специфических черт личности, среди которых П. Штомпка выделяет следующие:

■ открытость к экспериментам, инновациям, изменениям;

■ признание плюрализма мнений, существования разных точек зрения;

■ ориентация на настоящее и будущее;

■ уверенность и способность преодолевать жизненные препятствия;

■ планирование будущих действий для достижения поставленных целей;

■ вера в возможность регулирования и прогнозирования социальной жизни;

■ чувство справедливости в отношении вознаграждения за затраченный труд;

■ высокая ценность образования;

■ уважение достоинства других людей вне зависимости от статусной позициию.

С этой точки зрения, привлекает внимание предложенная социологом А.Инкелес аналитическая модель современной личности, значимыми чертами которой является: 1) открытость экспериментам, инновациям, изменениям; 2) готовность к плюрализму мнений, признание существования разных точек зрения без опасения изменения собственного видения мира; з) ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое; 4) уверенность и способность в преодолении создаваемых жизнью препятствий; 5) планирование будущих действий для достижения целей как в общественной, так и в личной жизни; 6) вера в возможность регулирования и прогнозирования социальной жизни; 7) чувство справедливости, основанное на уверенности в зависимости вознаграждения от вклада и мастерства; 8) высокая ценность образования и обучения; 9) уважение достоинства других вне зависимости от статусной позиции11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г.И. Герасимов и Л.В. Илюхина в свою очередь выделяют такие характеристики инновационной личности:

■ потребность в переменах, умение уйти от власти традиций, определяя точки развития и адекватные им социальные механизмы;

■ наличие творческости как личностного качества и творческого (креативного) мышления;

■ способность находить идеи и использовать возможности их оптимальной реализации;

■ системный, прогностический подход к отбору и организации нововведений;

■ способность ориентироваться в состоянии неопределённости и определять допустимую степень риска;

■ готовность к преодолению постоянно возникающих препятствий;

■ развитая способность к рефлексии, самоанализу12.

Гагарина О.С. считает, что необходимо выделять такие компоненты инновационной личности:

■ развитая информационная культура, поскольку инновационная деятельность теснейшим образом связана с информационными и коммуникационными технологиями;

■ развитые познавательные способности, которые не ограничиваются рациональным мышлением, а представляют собой интегративную особенность сознания, совмещающего различные области знаний и сфер практической жизнедеятельности «Я»;

■ способность принимать решения в условиях риска, умение находить продуктивные средства разрешения сложных непредсказуемых ситуаций, нести ответственность за последствия предпринятых мер;

10 Штомпка, П. Социология социальных изменений [Текст] / П.Штомпка; Пер. с англ.; под ред.

В.А. Ядова. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 416 с.

11 Взято из: Карпова, Ю.А. Инновации, интеллект, образование [Текст] / ЮА.Карпова. - М.: Изд-во МГУА, 1998. - 315 с. - С. 93.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Герасимов, Г.И. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы [Текст] / Г.И. Герасимов, Л.В.Илюхина - Ростов н/Д: НМД «Логос», 1999. - С. 95.

■ саморазвитие, так как инновация предполагает момент личностного роста, конструирования новых качеств собственной личности. В таких приращениях заключается основной смысл деятельности инновационной личности. Процесс саморазвития личности, направленный на становление творчества как сущностной характеристики личности, обретает особую социальную значимость в условиях современности13.

В рамках личностно-ориентированной методологии управления инновациями всё многообразие качественного проявления личности следует рассматривать с позиций выяснения уровней её инновационного потенциала и сознания. Инновационный потенциал личности отражает динамическое свойство личности как субъекта и инициатора практической новаторской деятельности, а инновационное сознание - ее характеристики восприятия и адаптации к нововведениям как субъект инновационной системы. Таким образом, инновационный потенциал личности можно охарактеризовать, как ее генерализированное свойство осуществлять преобразовательный способ взаимодействия с миром, а инновационное сознание - как ее способность осмысленно и дифференцированно воспринимать инновации и адаптироваться к нововведениям. Инновационное сознание -творческое сознание человека по воспроизводству и оценке инновационной деятельности, включающее мотивы, ценностные ориентации, установки, направленные на осуществление инновационных изменений. От уровня развития у личности инновационного сознания непосредственно зависит степень её инновационной активности. Системообразующим фактором, вокруг которого происходит формирование инновационного сознания личности, является ментальность, приобретенная в специфической социальной и культурной среде, создаваемой семье и системой образованием. Но свое развитие такое сознание получает не в образовательном процессе с традиционным лекционно-поточным преподаванием, а в процессе самостоятельной реализации нововведений и во многом является результатом накопленного человеком опыта участия в них.

Инновационное сознание характеризуется следующими параметрами:

■ широкими инновационными замыслами;

■ преобладанием направленности сознания (диспозиционной установки) на инновационную деятельность;

■ наличием внутренней, субъективной шкалы инновативности, которая отражает реально существующие и прогнозируемые ценностные отношения к старому и новому;

■ наличием устойчивой мотивации к преобразовательной деятельности.

Следует отметить, что инновационное сознание проявляется в виде ценности инновационной деятельности в рамках осуществляемых индивидами профессиональной деятельности и ее оценки со стороны общества. Личностный уровень инновационного сознания проявляется в виде места инновации в личностной иерархии ценностей индивида, определяющей его мотивы, ориентации, установки на выбор в пользу инновационной деятельности.

Приведенный анализ показывает, что интегральным качеством инновационной личности является творческая активность, а творчество является условием её развития. Для такого типа личности характерна особая интенциональность сознания, которая представляет собой организацию деятельности относительно личностного 'Я', которое связано с выработкой и реализацией системы ценностных ориентации по отношению к тем или иным сторонам социальной жизни. В самом общем виде 'Я' является Самостью индивида, то есть интегральной целостностью, его тождественностью самому себе. И именно от уровня развития у людей определенного типа сознания непосредственно зависит степень их творческой активности. Основным фундаментом здесь являются устойчивые ценностные ориентации, передаваемые личности в виде национальной идеи -идеи инновационного развития России. Именно они задают вектор творческой активности личности, и, как следствие, задают направление дальнейшего развития российского общества.

13 Гагарина, О.С. Личность как субъект творческой деятельности: инновационный аспект [Текст] / О.С. Гагарина, О.С. // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации: электронное научное издание [№ гос. регистрации 0420800043]. - М.: РАГС. - 2008. - №1.

Таким образом, несмотря на то, что проблемы инновационной деятельности, изучения инновационной личности как субъекта инновационной деятельности попали в фокус исследовательского интереса западных специалистов еще в середине XX века, российская научная мысль на современном этапе только разрабатывает инструментарий исследования инноваций с позиций личностно-ориентированного подхода. Такой подход, на наш взгляд является перспективным с точки зрения исследовательского поиска, так как дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и осуществить переход к комплексному изучению системы инноваций и личности как субъекта этой системы.

Переход российского общества на инновационный путь развития определяет объективную потребность в глубоких качественных преобразованиях всех сфер общественной жизни посредством создания инновационно-ориентированных систем. Осознавая ведущую роль инновационных процессов как фактора общественного развития, следует признать, что основополагающая роль в управлении инновация должна отводиться субъекту этой деятельности - личности инновационного типа с определенным типом сознания. Отсюда возрастает потребность в методологии управления инновациями, ориентированной на формирование инновационной личности как активной, движущей силы общественных преобразований.

Список литературы

1. Бестужев-Лада, И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений [Текст] / И.В. Бестужев-Лада. - М.: Наука, 1994. -232 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Гагарина, О.С. Личность как субъект творческой деятельности: инновационный аспект [Электр, ресурс] / О.С. Гагарина, О.С. // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации: электронное научное издание [№ гос. регистрации 0420800043]. - 2008. - №1.

3. Герасимов, Г.И. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы [Текст] / Г.И. Герасимов, Л.В. Илюхина. - Ростов н/Д: НМД «Логос», 1999. - 136 с.

4. Иванов, В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления [Текст] / В.Н.Иванов, В.И.Патрушев. - М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2001. - 302 с.

5. Карпова, Ю.А. Инновации, интеллект, образование [Текст] / Ю.А. Карпова. - М.: Изд-во МГУА, 1998. - 315 с.

6. Карпова, Ю.А. Введение в социологию инноватики: Учебное пособие [Текст] / Ю.А. Карпова. - СПб.: Изд-во «Питер», 2004. - 192 с.

7. Кондратьев, Н.Д. Проблемы экономической динамики [Текст] / Н.Д. Кондратьев. - М.: Наука, 1989. - 526 с.

8. Кузык, Б.Н. Россия в цивилизационном измерении: фундаментальные основы стратегии инновационного развития [Текст] / Б.Н.Кузык. - М.: Институт экономических стратегий, 2008. - 864 с.

9. Лапин, Н.И. Проблема социокультурной трансформации [Текст] / Н.И. Лапин // Вопросы философии. 2000. № 6. С.3-17;

10. Лапин, Н.И. Теория и практика инноватики [Текст] / Н.И.Лапин. - М.: Логос, Университетская книга, 2008. - 328 с.

11. Садков, В.Г. Социальные инновации в управлении процессами согласования интересов власти, бизнеса и общества [Текст] / В.Г.Садков, О.Б. Кузнецова // Инновации. - 2007. - №5. С. 45-47.

12. Пригожин, А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики) [Текст] / А.И. Пригожин. - М.: Политиздат, 1989. - 270 с.

13. Твисс, Б. Управление научно-техническими нововведениями [Текст] / Б. Твисс. - М.: Экономика. 1989. - 271 с.

14. Штомпка, П. Социология социальных изменений [Текст] / П.Штомпка; пер. с англ.; под ред. В. А. Ядова. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 416 с.

15. Шумпетер, Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) [Текст] / И.Шумпетер; пер. с англ. -М.: Прогресс, 1982. - 455 с.

16. Кучко, О.Є. Про задачі соціологічної науки у реалізації інноваційної діяльності [Текст] / О.Є. Кучко // Вісник Харківського національного університету ім. В.Н.Каразіна. Серія «Соціологічні дослідження сучасного суспільства:методологія, теорія, методи. - 2009. - №844. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. 14-19.

17. Kleinknect, Al. Innovation patterns in crisis and prosperity: Shumpeter's long cycle reconsiders [Text] / Al. Kleinknect - Hong Kong, 1987.

18. Mensch, G. Stalemate in Technology: Innovations Overcome the Depression [Text] / G. Mensch. - Cambridge: Ballinger Pub. Co., 1979.

E.G.KAMENSKY Key words: innovations, innovative activity, methodology of inno-

vative management, innovative process, a control system of innovations, 1) South-West State University the person as object of innovative management.

e-mail:

evgeny-kursk@rambler.ru

DEVELOPMENT OF METHODOLOGY OF INNOVATIVE MANAGEMENT: FROM PROCESSTO PERSONALITIES

E. I. BOEV V.V. ZOTOV E. G. KAMENSKY1

The history of development of methodology of innovative management is given in the article. The authors show that today the person as the object of management of innovations appears in focus of researches.