Научная статья на тему 'Социологический подход к построению современной модели подготовки выпускников в области высшего физкультурного образования'

Социологический подход к построению современной модели подготовки выпускников в области высшего физкультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ / МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муханова Анна Васильевна, Ефременков Константин Николаевич

В статье рассматривается содержание и взаимосвязь модели подготовки и модели деятельности выпускников вузов физической культуры. Излагается современное понимание сущности социологического подхода к рассмотрению вопросов формирования компетенций как связующего звена между образовательными и социальными практиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муханова Анна Васильевна, Ефременков Константин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological approach to creation of modern model of training of graduates in the field of the higher sports education

The article discusses the content and interrelationship of the model training and model activities of the graduates in physical culture. The current understanding of the essence of the sociological approach to the consideration of questions of formation of competences as a liaison between educational and social practices is stated.

Текст научной работы на тему «Социологический подход к построению современной модели подготовки выпускников в области высшего физкультурного образования»

ЛИТЕРАТУРА

1. Потапова, Ю.В. Использование категориально-системной методологии для анализа ситуации сепарации / Ю.В. Потапова // Вестник Омского университета. - 2013. - № 4 (70). - С. 248252.

2. Разумов, В.И. Категориально-системная методология в подготовке ученых / В.И. Разумов ; Омский гос. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2004. - 277 с.

3. Торговкина, Н.С. Средства категориально-системной методологии в теории спорта / Н.С. Торговкина, А.С. Гречко // Физкультурное образование Сибири. - 2014. - № 2 (32). - С. 102105.

REFERENCES

1. Potapova, Yu.V. (2013), "Applying of categorical-system methodology to analyze the separation situation", Herald of Omsk University, Vol. 70 No. 4, pp. 248-252.

2. Razumov, V.I. (2004), Categorical-system methodology in the training of scientists, OmGU Publishing House, Omsk.

3. Torgovkina, N.S. and Grechko, A.S. (2014) "Means of categorical-system methodology in the theory of sports", Physical Education of Siberia, Vol. 32 No. 2, pp. 102-105.

Статья поступила в редакцию 22.06.2017

УДК 796.077.5

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Анна Васильевна Муханова, кандидат педагогических наук, доцент, Константин Николаевич Ефременков, доктор педагогических наук,

заведующий кафедрой, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Смоленск

Аннотация

В статье рассматривается содержание и взаимосвязь модели подготовки и модели деятельности выпускников вузов физической культуры. Излагается современное понимание сущности социологического подхода к рассмотрению вопросов формирования компетенций как связующего звена между образовательными и социальными практиками.

Ключевые слова: модель подготовки, модель деятельности, компетенция, профессионально-значимые качества, социально-профессиональная компетентность.

SOCIOLOGICAL APPROACH TO CREATION OF MODERN MODEL OF TRAINING OF GRADUATES IN THE FIELD OF THE HIGHER SPORTS

EDUCATION

Anna Vasilievna Mukhanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Konstantin Nikolaevich Efremenkov, the doctor of pedagogical sciences,

Department chairman, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Smolensk

Annotation

The article discusses the content and interrelationship of the model training and model activities of the graduates in physical culture. The current understanding of the essence of the sociological approach to the consideration of questions of formation of competences as a liaison between educational and social practices is stated.

Keywords: model training, model activities, competence, professional-important qualities, social and professional competence.

Ситуация, сложившаяся сегодня в области физкультурного образования, отражает общие тенденции развития, как системы высшего образования, так и общества в целом. С одной стороны, мы наблюдаем в обществе возросший интерес к физкультурно-спортивной сфере, повышение значимости физической культуры и спорта как социальных явлений, и как следствие увеличение государственного заказа на подготовку профессиональных кадров. С другой стороны, реформы в системе высшего образования до сих пор не в полной мере ориентированы на социальные изменения, происходящие в российском обществе.

В связи с этим, значительно актуализируется проблема профессиональной подготовки специалистов в сфере высшего физкультурного образования, решение которой должно быть связано с формированием личности профессионала, владеющего принципами управления собственной жизнью в контексте динамичного развития общества. При этом выявлена проблема, которая заключается в противоречии между целями образования и средствами подготовки студентов к успешной профессиональной самореализации в рамках заданных параметров социального пространства.

Мы разделяем мнение авторов о том, что преодоление данного противоречия возможно при условии, что «специалист с высшим образованием должен обладать определенным набором компетенций, характеризующих его как человека и специалиста» [3], который способен адекватно воспринимать отношения, складывающиеся в различных социальных системах, выстраивать эффективные социальные коммуникации на основе полученных профессиональных знаний.

С этой целью нами была построена обобщенная модель «выпускника-специалиста» в сфере физической культуры и спорта. Определено содержание основных компонентов модели, показано, что модель специалиста представляет собой сложную систему, содержащую в качестве подсистем модель подготовки и модель деятельности. Модель подготовки представляет собой совокупность требований, предъявляемых к образовательному процессу в соответствии с ФГОС, учебными планами и программами по направлениям подготовки. В свою очередь, модель деятельности отражает прагматическую сторону готовности выпускника к успешной профессиональной деятельности, формат которой определяется исключительно социальной практикой [2]. Стандартизация сферы деятельности специалиста раскрывается в профессиональных стандартах, т.е. «характеристиках квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности» [4]. В отличии от квалификационных справочников профессиональные стандарты описывают не только перечень трудовых функций, но и задают параметры качества их выполнения [1].

Сосредоточив внимание на построении модели подготовки, мы исходили из посылки, что данная подсистема методологически связана с моделью деятельности, поскольку единым фундаментом для обеих моделей выступает набор компетенций. В терминологии высшей школы компетенции определяются как «способность индивида самостоятельно применять в определенном контексте различные элементы знаний и умений» [3]. При этом специалисты единодушны в вопросе о том, что уровень развития компетенций определяется не объемом ЗУНов, а способностью применять конкретные знания и умения, а также их комбинации в зависимости от конкретной социальной ситуации. Обращение к социальным практикам показывает, что структурирование информации в профессиональном стандарте также строится на компетентностном подходе, который предусматривает «формирование требований к знаниям, умениям и навыкам работника, позволяющим ему качественно выполнять конкретную трудовую функцию (трудовые функции) в рамках соответствующей области профессиональной деятельности» [5].

Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что компетентностный подход в спорте необходим и оправдан. Во-первых, одной из институциональных характеристик спорта является подготовка высококвалифицированных кадров, поскольку развитие спортивных

достижений требует постоянного обновления знаний, умений и навыков, непрерывного развития личностных качеств субъектов спорта, актуальных для их реализации. Во-вторых, сегодня обнаруживается проблема нарушения функционирования личности в системе «образование-практика» из-за отсутствия непосредственных связей между требованиями сферы труда и системой подготовки кадров. На наш взгляд, решение данных проблем возможно при рассмотрении компетенций как связующего звена между моделью подготовки и моделью деятельности.

Следовательно, мы будем рассматривать компетенцию как интегрированную характеристику выпускника-специалиста, основанную на его знаниях, опыте, навыках, мотивации, демонстрируемую в деятельности и поведении и позволяющую успешно решать профессиональные задачи [3]. Очевидно, что данное понятие в концепции модели выпускника-специалиста выходит за рамки педагогической категории, поскольку не только практическая реализация компетенций возможна исключительно в социальной среде, но и сам процесс ее формирования является социально обусловленным.

В ходе социологического анализа понятия «компетенция» мы выделили две его составляющие на основе критерия формы проявления компетенций. Праксеологическая составляющая компетенций обнаруживается на практике в форме конкретных результатов деятельности, а социализирующая составляющая проявляется в виде набора качественных характеристик, определяющих принадлежность человека к определенному профессиональному сообществу. Аналогичный подход применяется в зарубежной практике по моделированию компетенций с выделением, соответственно, функциональной и личностной моделей. При этом отмечается, что при проведении оценки сотрудников применяются в основном функциональные модели компетенций для выявления соответствия деятельности человека необходимым критериям эффективности. Личностные модели компетенций используются, как правило, для постановки целей развития сотрудников, а также при подборе персонала [3].

В этой связи мы считаем обоснованным выделение такого элемента в структуре компетенций как «профессионально-значимое качество». Профессионально-значимое качество - есть совокупность осознанных личностью связей и отношений между профессионально необходимыми знаниями, умениями, навыками, интересами, способностями и мотивами, направленными на формирование социально-профессиональной компетентности и конкурентоспособности. Профессионально-значимые качества закладываются в процессе профессиональной подготовки, оттачиваются и совершенствуются в процессе профессиональной деятельности человека, поэтому являются важной характеристикой не только модели подготовки, но и модели деятельности. Кроме этого, формирование профессионально-значимых качеств немыслимо без обращения к системе общечеловеческих ценностей и социальных отношений, поэтому сопряжено с развитием нравственных качеств личности, которые делают человека членом профессионального сообщества и общества в целом. Следовательно, для формирования социокультурных компетенций студента необходима образовательная концепция, гармонично сочетающая в себе применение как педагогических, так и социальных технологий, которая позволит оптимально использовать период подготовки будущего специалиста как наиболее благоприятный для формирования мировоззрения, способствующего созданию представлений о гармонизации личных и общественных интересов.

Таким образом, социологический подход к анализу компетенций в сфере физической культуры и спорта весьма актуален. Сегодня социальный институт физической культуры и спорта остро нуждается в разработке действенного инструмента, позволяющего установить четкие критерии эффективности профессиональной деятельности специалистов в данной сфере, которые должны найти адекватное отражение в образовательном процессе. Для этого необходим новый взгляд на образовательный процесс как социальное явление, обусловленное спецификой человеческих отношений и взаимодействий,

а также тесными институциональными взаимосвязями физической культуры, спорта и образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, С.В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте : учебник для вузов / С.В. Алексеев ; под ред. П.В. Крашенникова. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 647 с.

2. О моделях деятельности и подготовки специалиста / В. Сергеев, Д. Исхакова, X. Ярошевская, А. Кочнев // Высшее образование в России. - 2005. - № 8. - С. 159-161.

3. Пискунова, Е.В. Построение компетентностных моделей специалистов как основа проектирования образовательных программ профессионального образования: анализ зарубежных практик / Е.В. Пискунова // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. - 2011. -№ 10. - С. 166. - http://www.emissia.org/.

4. Трудовой кодекс РФ. Ст. 195.1 [Электронный ресурс] // URL : http://otkrf.ru/st195.1. -Дата обращения 01.01.2017.

5. Шевченко, О. А. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / О. А. Шевченко, Ф.О. Сулейманова, Г.В. Шония. - М. : Проспект, 2017. - 800 с.

REFERENCES

1. Alekseev, S.V. (2013), Sports law. Labour relations in sport: Textbook for universities, UNITY-DANA.

2. Piskunova, E.V. (2011), "Construction of competence models of specialists as a basis for the design of educational programs of vocational education: analysis of foreign practices", Offline: electronic scientific journal, No. 10. pp. 166.

3. Sergeev, V., Iskhakova, D., Yaroshevsky, X. and Kochnev, A. (2005), About the models of the activities and training of specialists, Higher education in Russia, No. 8, pp. 159-161.

4. Labor code, article 195.1, available at: http://otkrf.ru/st195.1.

5. Shevchenko, O.A., Suleymanov, F. O. and Shoniam G.V. (2017), Commentary to the Labour code of the Russian Federation (itemized), Prospect, Moscow.

Контактная информация: annaime@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.06.2017

УДК 796.02

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНАЖЕРОВ И ТРЕНИРОВОЧНЫХ УСТРОЙСТВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В КЛАССИЧЕСКОМ СИЛОВОМ ТРОЕБОРЬЕ

Александр Александрович Небураковский, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),

Хабаровск,

Болислав Максимович Щетина, кандидат педагогических наук, профессор,

Заслуженный тренер РФ, Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС),

Хабаровск

Аннотация

Применение тренажеров и тренировочных устройств в учебно-тренировочном процессе спортсменов, занимающихся силовым троеборьем, является важным фактором достижения высокого спортивного результата за счет развития специальных физических качеств и совершенствования технического мастерства. Не смотря на противоречивость мнений, результаты исследования свидетельствуют о положительном влиянии применения тренажеров и тренировочных устройств на достижения в соревновательных упражнениях.

Ключевые слова: классическое силовое троеборье, тренажеры методика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.