После проведения корреляционного анализа можно сделать вывод, что уровень развития скоростно-силовых качеств влияет на развитие координационных способностей юных спортсменов 9-10 лет в джиу-джитсу.
ЛИТЕРАТУРА
9. Джиу-джитсу : примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ / А. О. Акопян, В. Б. Шестаков, Г. В. Куковеров, С. С. Крутовских, А. Н. Бойко. -М. : Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта (ВНИИФК), Российская федерация джиу-джитсу (РФД). - М. : [б.и.], 2008. - 92 с.
1. Программное обеспечение «Стандарт». Москва, 2012 [Электронный ресурс] // URL: http://www.biomera.ru/upload/STPL_Standard.pdf. - Дата обращения 01.05.2014.
REFERENCES
1. Akopyan, A.O., Shestakov, V.B., Kuckoverov, G.V., Krutovsky, S.S. and Boyko, A.N. (2008), Ju-jitsu: the approximate program of sports training for youth sports schools, Russian research Institute of physical culture and sports (VNIIFK) and the Russian Federation ju-jitsu (RFJ), Moscow.
2. "Standard software" (2012), Moscow, available at: http://www.biomera.ru/upload/STPL_Standard.pdf.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.06.2017
УДК 796.011:378
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СХЕМОТЕХНИКИ КАК КОГНИТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Елена Владимировна Мудриевская, кандидат педагогических наук, доцент, Оксана Сергеевна Ковалёва, преподаватель, Омский государственный технический университет (ОмГТУ), Омск, Александр Сергеевич Гречко, кандидат педагогических наук, профессор,
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (ОмГУ), Омск
Аннотация
Показана возможность использования категориально-системной методологии в решении задач планирования и организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в высшем учебном заведении в контексте формирования физкультурной компетентности студентов. С помощью категориальной схемы «пентаграмма» процесс обучения представлен в виде циклической конструкции, в которой можно рассмотреть её структурные элементы и типы отношений между ними.
Ключевые слова: физическая культура, учебный процесс, категориально-системная методология, интеллектуальные схемотехники, категориальная схема «пентаграмма», студенты.
INTELLECTUAL CIRCUIT TECHNIQUES AS COGNITIVE TOOLS TO BUILD EDUCATIONAL PROCESS IN DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE" Elena Vladimirovna Mudrievskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Oksana Sergeevna Kovaleva, the teacher, Omsk State Technical University, Omsk,
Aleksandr Sergeevich Grechko, the candidate of pedagogical sciences, professor,
Dostoevsky State University, Omsk
Annotation
The article covers the opportunities of using the categorical and system methodology for planning and organization of the educational process in the discipline "Physical culture" in a higher educational es-
tablishment in the context of the formation of the athletic competencies of the students. Using the categorical scheme "pentagram" the learning process is presented in the form of a cyclic construction in which it is possible to consider not only its structural elements, but also the types of relations between them.
Keywords: physical culture, educational process, categorical and system methodology, intellectual circuit technique, categorical scheme pentagram, students.
ВВЕДЕНИЕ
В связи с реформированием российского образования, связанного с присоединением России к Болонскому процессу, понятийный аппарат педагогических наук пополнился такими категориями как «компетенция» и «компетентность». Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения каждый студент за период обучения в высшем учебном заведении должен овладеть рядом профессиональных и общекультурных компетенций. К числу последних относится и физкультурная компетентность студента, которая трактуется как его готовность и способность методически грамотно использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья и оптимизации работоспособности.
Таким образом, категория «компетентность» не просто встроена в структуру нормативных документов, но и должна иметь практическую реализацию в ходе учебного процесса. Поэтому цель нашего исследования заключается в том, чтобы увидеть и осмыслить логику формирования компетентности студента в ходе изучения дисциплины «Физическая культура».
В качестве методов исследования мы использовали познавательные инструменты категориально-системной методологии, разработанной В.И. Разумовым [2]. К основным средствам этой методологии относятся, прежде всего, символы (триграмма, крест, пентаграмма и др.), представляющие собой древнейшую форму кодирования знаний, и созданные на их основе категориальные схемы. Схемы активно стали использоваться в науке со второй половины XX века. К настоящему времени работа со схемами выделена в особую область исследования, которую именуют интеллектуальной схемотехникой. Результаты применения схем имеют научное и прикладное значение [1, 3].
Обозначенные средства следует использовать как когнитивные шаблоны для интерпретации исследуемого объекта, в нашем случае, это учебный процесс по дисциплине «Физическая культура». В избранном шаблоне проводится замена его элементов категориями изучаемой предметной области. После такой замены закономерности символа проявляются уже в новом содержании, вследствие чего возникает новая форма выражения объекта или предмета исследования.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ
Для достижения заявленной цели мы использовали категориальную схему «пентаграмма», которая представляет собой пятиконечную звезду, помещенную в пятиугольник (см. рисунок).
ОГОНЬ
Технологии и методики обучения
Учебный материал по дисциплине
Виды, формы занятий
ДЕРЕВО
ВОДА
МЕТАЛЛ
Педагогическая диагностика
ЗЕМЛЯ
<
Компетентность студента
Рисунок - Расположение элементов учебного процесса с помощью пентаграммы
В ней визуализируется китайская метафизическая концепция у-син, представляющая собой систему взглядов на мир и его объекты как результат взаимодействия пяти первосубстанций или первоэлементов: воды, дерева, огня, земли, металла. Началом для всех форм объектов является вода как бесформенная субстанция. Для устойчивого существования объекта необходимо взаимодействие его элементов по типу цикла порождения, когда ресурс одного элемента поддерживает проявление следующего за ним элемента (вода порождает дерево, дерево - огонь, огонь - землю, земля - металл, металл - воду). Порядок этого цикла показан в пентаграмме за счет того, что базовые категории концепции у-син «вода», «дерево», «огонь», «земля», «металл» расположены друг за другом в описанном выше порядке и по направлению движения часовой стрелки. Все они находятся в отношениях поддержки и ограничения, которые являются нормальными, поскольку обеспечивают естественное развитие объекта и устойчивость его функционирования в среде за счет оптимального соотношения расхода ресурса и полученного эффекта. Взаимодействия элементов против часовой стрелки считаются патологическими. На схеме отношения поддержки отражаются пятиугольником, отношения ограничения -звездой.
При замене элементов пентаграммы на элементы структуры учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» мы учитывали метафизические принципы жизнеспособности объекта, закодированные в категориальной схеме, а также качественные характеристики взаимозаменяемых категорий. В виду того, что вода представляет собой недифференцированное состояние объекта, то в эту часть пентаграммы расположили учебный материал по изучаемой дисциплине. Дерево демонстрирует выход процесса из внутреннего состояния во внешнюю среду и начало динамического развития. Характерным особенностям этого элемента соответствуют различные виды и формы занятий (учебные, внеучебные, групповые, индивидуальные, аудиторные, дистанционные, самостоятельные, лекционные, учебно-тренировочные, методико-практические, контрольные), посредством которых происходит реализация учебного процесса в вузе. Из всех пяти элементов самым активным и ресурсозатратным считается огонь и его в пентаграмме вполне могут представлять технологии и методики обучения. Земля выступает в качестве оси
баланса, а данная характеристика наиболее свойственна диагностике обученности студента: устные и письменные опросы, педагогические наблюдения, тестирование знаний, функциональной, физической и спортивной видов подготовленности, соревнования. Металл - завершающий элемент пентаграммы, поэтому на его место можно поместить физкультурную компетентность студента, которая должна стать конечным результатом изучения дисциплины «Физическая культура».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Логику взаимодействия структурных элементов объекта по типу цикла порождения, когда каждый из элементов посредством своего ресурса помогает развитию и функционированию следующего за ним элемента, мы сохранили и в исследовании учебного процесса по физической культуре. Отношения прямой поддержки элементов показаны в схеме стрелками по внешним сторонам пятиугольника. Учебный материал (вода) составляет содержательную часть всех форм и видов занятий по дисциплине (дерево), фактически являясь ресурсом для их функционирования. В свою очередь проводимые занятия (дерево) создают условия для применения различных путей и способов изучения предмета (огонь). Технологии и методики обучения (огонь) имеют логическое продолжение в оценке успеваемости студентов (земля). И наконец, педагогическая диагностика (земля) позволяет определить уровень компетентности студентов (металл).
Отношения ограничения также необходимы для объекта, как и отношения поддержки, так как обеспечивают его гомеостаз. Ограничение выражается в том, что ресурс одного элемента определяет степень развития другого, следующего за ним через один элемент (вода ограничивает огонь, дерево - землю, огонь - металл, земля - воду, металл - дерево). Направление перечисленных ограничений отображено звездой внутри пентаграммы. Так, объем и качество изучаемого материала (вода) влияют на меру использования всех возможностей методологии образования (огонь). Число разновидностей занятий (дерево) лимитирует количественный и качественный состав диагностики обученности студентов (земля). Характер и направленность применяемых методик, степень соответствия алгоритмов обучения его целям и задачам (огонь) контролируют уровень и сроки овладения компетенциями (металл).
ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Обобщая вышеизложенное, имеем смелость заявить, что представленные здесь выводы имеют перспективу быть востребованными.
1. Выбор пентаграммы в качестве когнитивного инструмента позволяет представить учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» в виде системного объекта, имеющего завершенную форму, и выделить типы отношений между его элементами, в числе которых есть и компетентность студента.
2. При построении процесса обучения следует стремиться к тому, чтобы учебный материал дисциплины был представлен во всех существующих на данный момент видах и формах занятий в объеме и степени системной сложности, адекватными уровню готовности студентов к обучению, а также с использованием педагогически выверенных и научно обоснованных методик и технологий.
3. Для получения наиболее объективной информации об уровне сформированно-сти физкультурной компетентности нужно соотнести содержание и нормативы педагогической диагностики с современными требованиями образовательных стандартов и задействовать её во всех видах и формах учебной деятельности студентов.
4. Проецирование реального состояния обучения в вузе на образ учебного процесса по дисциплине «Физическая культура», созданного в рамках и по правилам категориальной схемы, помогает высветить проблемные звенья исследуемого объекта и наметить пути корректирующих действий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Потапова, Ю.В. Использование категориально-системной методологии для анализа ситуации сепарации / Ю.В. Потапова // Вестник Омского университета. - 2013. - № 4 (70). - С. 248252.
2. Разумов, В.И. Категориально-системная методология в подготовке ученых / В.И. Разумов ; Омский гос. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2004. - 277 с.
3. Торговкина, Н.С. Средства категориально-системной методологии в теории спорта / Н.С. Торговкина, А.С. Гречко // Физкультурное образование Сибири. - 2014. - № 2 (32). - С. 102105.
REFERENCES
1. Potapova, Yu.V. (2013), "Applying of categorical-system methodology to analyze the separation situation", Herald of Omsk University, Vol. 70 No. 4, pp. 248-252.
2. Razumov, V.I. (2004), Categorical-system methodology in the training of scientists, OmGU Publishing House, Omsk.
3. Torgovkina, N.S. and Grechko, A.S. (2014) "Means of categorical-system methodology in the theory of sports", Physical Education of Siberia, Vol. 32 No. 2, pp. 102-105.
Статья поступила в редакцию 22.06.2017
УДК 796.077.5
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Анна Васильевна Муханова, кандидат педагогических наук, доцент, Константин Николаевич Ефременков, доктор педагогических наук,
заведующий кафедрой, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
Смоленск
Аннотация
В статье рассматривается содержание и взаимосвязь модели подготовки и модели деятельности выпускников вузов физической культуры. Излагается современное понимание сущности социологического подхода к рассмотрению вопросов формирования компетенций как связующего звена между образовательными и социальными практиками.
Ключевые слова: модель подготовки, модель деятельности, компетенция, профессионально-значимые качества, социально-профессиональная компетентность.
SOCIOLOGICAL APPROACH TO CREATION OF MODERN MODEL OF TRAINING OF GRADUATES IN THE FIELD OF THE HIGHER SPORTS
EDUCATION
Anna Vasilievna Mukhanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Konstantin Nikolaevich Efremenkov, the doctor of pedagogical sciences,
Department chairman, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Smolensk
Annotation
The article discusses the content and interrelationship of the model training and model activities of the graduates in physical culture. The current understanding of the essence of the sociological approach to the consideration of questions of formation of competences as a liaison between educational and social practices is stated.
Keywords: model training, model activities, competence, professional-important qualities, social and professional competence.