УДК 316.454
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МОЛОДЕЖНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
В статье рассматриваются актуальные вопросы социологического взгляда на проблемы такой социально-демографической группы, как молодежь. Авторы статьи анализируют параметры, благодаря которым можно отнести человека к молодежи, рассматривают проблемы, с которыми сталкивается молодежь в лице такой её части, как студенчество, демонстрируются ценности данной группы, те кризисные ситуации, в которых оказываются молодые люди в силу возраста и отсутствия достаточного жизненного опыта. В статье рассматриваются такие проблемы, как беспокойство по поводу будущего, сложности в поиске работы, давление со стороны общества и родителей, психологические проблемы, увеличение числа зависимостей и проблемы с адаптацией к общественным и культурным нормам. Авторы делают вывод о необходимости обращения социологов к изучению этих ситуаций, о насущности исследований проблем молодежи с помощью социологических методов и о потребности формирования рекомендаций по решению проблем благодаря результатам исследований.
Ключевые слова: молодежь, студенты, проблемы, социально-демографическая группа, социологический аспект, ценности молодежи, юношеский кризис
10.22281/2542-169 7-2024-03-02-42-54
Актуальным является обращение к вопросам социологического аспекта проблем студенческой молодежи, о чем свидетельствуют публикации последних лет ученых-социологов [4; 7; 17]. В современном сложном социуме обострены многие проблемы в различных аспектах жизнедеятельности общества [12; 15; 16], затрагивающие бытие всех социальных групп.
Следует подчеркнуть важность социологического подхода в рассмотрении реперных точек бытования социума различными социологами в истории развития научного знания [1; 2; 3], что помогает увидеть глубину и значимость той или иной проблемы [25].
Итак, обратимся к проблематике социальных вопросов, встающих перед молодежью.
Рассмотрим такую социально-демографическую группу, как молодежь. Эта группа выделяется в социологической науке по таким критериям, как возраст и особенности положения в социуме. Молодежью считают людей в возрасте от 14-16 до 25-30 лет. Данный возраст - это время выбора профессии и своего места в жизни, а также выработка жизненных ценностей и достижение социально-ответственного поведения.
Молодежь всегда была объектом внимания общества, так как она является основой будущего и определяет развитие общества в целом. В настоящее время молодежь сталкивается со множеством социальных и студенческих проблем, которые могут серьезно влиять на их жизнь и учебу. Эти проблемы включают в себя беспокойство по поводу будущего, сложности в поиске работы, давление со стороны общества и родителей, психологические проблемы, увеличение числа зависимостей и проблемы с адаптацией к общественным и культурным нормам.
Не является тайной за семью печатями, что именно молодежь сталкивается с множеством социальных проблем в современном обществе. Это касается и такой части молодежи, как студенчество. Все изменения, происходящие в российском обществе, так или иначе, влияют на социальный портрет студенчества.
Одной из основных проблем, с которой молодежь сталкивается, является неопределенность будущего из-за сложной экономической ситуации и высокой конкуренции на рынке труда. Многие студенты испытывают давление и стресс из-за нехватки финансовых средств для оплаты обучения и проживания, что может привести к появлению психологических проблем.
Еще одной серьезной реперной точкой жизнедеятельности студентов является
Шилина С.А., Сапегина Е.А., Чивильдеева О.О., Шилин А.М.
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск
социальная изоляция и отчуждение молодежи. Большинство студентов сталкиваются с проблемой поиска себя и своего места в обществе, что может привести к чувству одиночества и непонимания.
Актуальной проблемой является также здоровье молодежи. Из-за стресса, несбалансированного питания, недостатка физической активности и образа жизни многие студенты сталкиваются с проблемами здоровья, что негативно отражается на их учебной и социальной активности.
Социологические исследования молодежных студенческих проблем являются актуальными в современном обществе, поскольку молодежь является одной из ключевых групп населения, которая сталкивается с рядом специфических проблем и вызовов [8; 11; 13]. Проведение исследования с использованием, например, метода анкетирования позволяет получить объективную информацию о проблемах, с которыми сталкиваются студенты, их мнения, предпочтения и потребности. Такой подход позволяет выявить основные тенденции и проблемные области, а также разработать эффективные стратегии и программы для решения этих проблем и улучшения условий жизни и обучения студентов.
Теоретической основой исследования выступают работы как российских, так и зарубежных авторов. Мы обратились, в том числе, к исследованиям А.К. Мамедова [19; 21; 22], П.Н. Киричка [10; 14], М.Г. Волнистой [5], А.А. Гезалова [6], Т.П. Липай [18] в области социологических исследований вузовского образования, а также молодежных проблем.
Следует отметить, что как студентов, так и выпускников вузов процессы индивидуализации касаются намного теснее, чем других представителей молодежи [20].
Дело в том, что избирательность подобного влияния обусловлена тем, что в процессе профессионального выбора и получения профессионального образования не только усваивается нормативно-ценностная база, но и вырабатывается собственная жизненная стратегия, обретается самостоятельность относительно условий и связей, из которых человек вышел. Профессиональный и образовательный путь наделяется собственной реальностью, которая переживается как личная судьба.
Одним из основных шагов в построении собственного жизненного пути является профессиональный выбор, выбор образования. Для студента учеба - основной вид деятельности, поэтому в классификации феноменов духовного мира студенческой молодежи образование - ключевой блок. Образование «содействует хотя бы минимальному процессу осмысления своих возможностей и самоосуществления» [23].
Выбор профессии для молодого человека - один из важнейших шагов, во многом определяющих дальнейшую не только профессиональную, социальную, но и всю жизнь в целом. Поэтому важно анализировать ценностные ориентации молодежи, те аспекты, которыми руководствуются молодые люди при выборе вуза.
По мнению многих ученых, молодежь представляет собой поколение, которое проходит стадию социализации, готовится к статусу взрослого человека, а также усваивает общеобразовательные, профессиональные и культурные функции, осуществляя подготовку к выполнению социальных ролей и приобретению новых статусов.
Всё вышеперечисленное привело к тому, что группа традиционных социальных проблем, характерных для студенческой молодежи, пополнилась целым рядом образовавшихся новых проблем. Кроме этого, на них распространяются общие социальные проблемы, относящиеся ко всем категориям молодежи.
По возрасту выделяют 3 группы молодежи (усредненные интервалы, так как границы могут изменяться):
1) 15 - 17 лет (младшая группа) - группа молодежи, материально зависящая от родителей и стоящая перед выбором профессии.
2) 18 - 24 года (средняя группа) - молодежная группа, интегрирующая в социально-профессиональную структуру общества, приобретающая материальную и социальную самостоятельность.
3) 25 - 29 лет (старшая группа) - группа молодёжи, заканчивающая приобретение
полного набора социальных статусов и ролей.
Как считают исследователи, «ЕГЭ усилил межрегиональную мобильность, однако уровень мобильности в общем остается сравнительно невысоким. Многие студенты поступают и оканчивают учебные заведения в том же регионе, в котором и закончили школу. Выбор учебных заведений в родном городе также обусловлен тем, что в больших городах затраты на оплату обучения возрастают приблизительно на 20%» [22].
Отметим, что студенческая молодежь - это «особая категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования» [22].
В связи с данным разделением, для исследования и получения более точных данных об социальных и студенческих проблемах молодежи, стоит рассматривать среднюю возрастную категорию, так как основная часть приведенных далее проблем связана именно с этим периодом жизни.
Современные социологи определяют специфические характеристики студенческой молодежи (рис. 1).
Рисунок 1 - Характерные черты студенчества [23]
Рассмотрим студенческие проблемы:
1. Проблемы с учебой. Это основная и наиболее распространенная студенческая проблема. Далеко не всем удается добиться отличной успеваемости. Особенно тяжело приходится студентам первого курса: они еще не успели адаптироваться после школы к системе ВУЗа или техникума. Они привыкли, что каждый их шаг контролируют, напоминают о контрольных или несданных работах, ежедневно проверяют домашнее задание. Однако учеба в университете или техникуме (колледже) предполагает самостоятельность. Преподаватели, конечно, следят за успеваемостью подопечных, но в ВУЗе никто не будет уговаривать студента учиться, ведь обучение в ином учебном учреждении выбор самого студента. Также каждый сталкивается с необходимостью сдавать зачеты и экзамены, и первая сессия пугает студентов, так как для них это неизвестная форма сдачи экзаменов.
2. Проблемы со сном. Следующая проблема, с которой сталкивается большой процент молодежи - это недосып. В виду того, что многие студенты не умеют планировать свое время и правильно распоряжаться свободным и учебным временем, возникает проблема нехватки времени и желание успеть сделать большое количество дел за короткий промежуток времени. Встречи с друзьями, для тех, кто переехал в другой город - знакомство с новыми людьми и новой местностью: все это молодые люди стараются совместить с учебой, что часто
приводит к уменьшению продолжительности сна. Также многие студенты нередко устраиваются на работу, чтобы не зависеть от родителей. Из-за всего этого студенты нередко пренебрегают учебой, откладывая ее на потом, в следствии чего часто готовятся занятиям ночью. Проблемы со сном также являются следствием проблем с учебой.
3. Проблемы со здоровьем. Часто в список проблем современных студентов входят проблемы со здоровьем. Нередко они связаны все с тем же недосыпом, но есть и другие факторы риска: плохое и беспорядочное питание, низкая двигательная активность современной молодежи, постоянное использование компьютера и смартфона. Потребление большого количества кофеина и энергетических напитков, лапши быстрого приготовление и полуфабрикатов сказывается не только на физическом состоянии, но и нередко на моральном. А частое использование компьютера и телефона ведет к ухудшению зрения и головным болям. И зачастую молодежь не обращается к врачам, тем самым ухудшая свое здоровье.
4. Конфликты и проблемы с коммуникацией. В сравнении со школой, в университетах и техникумах редко встречаются проблемы межличностного характера в связи с тем, что студенты считаются уже более взрослыми и осознанными людьми. Однако это не исключает того факта, что конфликты встречаются, ведь не каждый может поладить с новым коллективом. Также не редкостью являются проблемы с преподавателями. Студенты, желая показать свою независимость и самостоятельность чаще вступают в конфликтные ситуации с преподавателями, нежели со сверстниками. Однако, студенты должны помнить, что преподаватели стоят выше по рангу и необходимо сохранять с ними хорошие отношения.
5. Одиночество и скука. Данная проблема присуща иногородним студентам. Период адаптации у них занимает больше времени и нередко осложняется некоторыми трудностями. Первое время студенты сосредоточены на освоении города и нового места жительства, а после фокусируют свое внимание на знакомствах.
Далее мы рассмотрим социальные проблемы:
1. Проблемы с жильем. Студенты, желающие снимать жилье и жить отдельно, часто сталкиваются с такой проблемой, как отказ. Не все арендодатели соглашаются сдавать квартиры студентам, будучи не уверенными в том, что молодые люди будут исправно платить за жилье и соблюдать порядок, отчего снять жилье становится в разы сложнее. Для иногородних студентов, проживающих в общежитиях - это неудовлетворительное состояние жилья. Из-за отсутствия возможности снимать отдельное жилье студентам остаётся только привыкать к новым условиям.
2. Бытовые проблемы. Студенты, проживающие отдельно от родителей, сталкиваются с необходимостью самостоятельно вести быт. Закупка продуктов, бытовой химии, приготовление еды и уборка часто вызывает страх и ступор у неподготовленных студентов. Для тех, кто не занимался или же редко занимался подобного рода делами, возникает необходимость в короткие сроки освоить ведение быта.
3. Миграция. Молодежь находится в постоянном движении. За последние десятилетия политические, экономические, социальные и демографические перемены вынудили многих людей переехать с их родных городов и стимулировали миграцию в большие города и за границу. Часто студенты не рассматривают обучение в родном города из-за отсутствия перспектив и выбирают учебное заведение в более перспективном городе, некоторые же поступают в другие страны.
4. Безработица и трудности трудоустройства. Проблема состоит в том, что в условиях современного российского общества вступление молодежи в полноценную трудовую жизнь связано с большим количеством препятствий. Ввиду того, что многие работодатели отказывают в трудоустройстве студентам, недавно закончившим обучение по причине отсутствия опыта, молодые люди вынуждены устраиваться не по профессии. Однако ситуация стала лучше с 2019-2020 годов. По данным сайта Минобрнауки показатели трудоустройства в Брянской области выросли на 13% процентов в 2021 году. На июль 2022 года процент трудоустроенных выпускников в России составил 89%. «В целом выпускников, трудоустроенных после окончания университета, становится больше. Если в 2019 году доля
занятых (в том числе продолживших обучение в магистратуре или аспирантуре) составляла 83%, то в 2020 - 95%. Особенно я хотел бы отметить, что все больше студентов устраиваются на работу еще во время обучения» [24].
5. Качество современного образования. За постсоветский период резко возросла численность высших учебных заведений и, как следствие, повысилась доступность получения образования, несмотря на высокие конкурсы и затраты на обучение. Однако, если рассматривать возможность получить высококачественную подготовку по востребованной профессии с гарантированным трудоустройством, то такое образование не является общедоступным. Годы реформ показали, что получение образования и современная профессия не дают гарантий жизненного успеха, однако обучение помогает легче приспосабливаться к переменам и эффективнее решать разного рода трудности.
Во время обучения прочно формируется основа трудовой и профессиональной деятельности. Перед преподавателями стоит задача по формированию студента как субъекта учебной и, далее, профессиональной деятельности. Данная задача предполагает необходимость обучить студента умению планировать, анализировать и организовывать свою деятельность. Также обучение предполагает развитие самостоятельности и усвоение некоторых ценностей и норм поведения.
Во время обучения студент быстрее усваивает стереотипы поведения, этикет и определенный словарный запас, свойственный той или иной профессиональной среде. Находясь в новой для себя среде, студенту приходится в кратчайшие сроки адаптироваться для более легкого процесса обучения. Также по ходу обучения человек набирается профессиональных знаний, умений и качеств, которые в дальнейшем он будет усовершенствовать и закреплять непосредственно на работе.
Нередко можно наблюдать и изменения в модели поведения. В связи с усвоением новых правил, самостоятельности в процессе обучения, а также имея более взрослое окружение в лице преподавателей, студент становится более зрелым, умеющим решать свои проблемы и нести за себя ответственность.
Анализ существующих исследований о молодежных студенческих проблемах является важным этапом в изучении данной темы. Он позволяет выявить основные тенденции и результаты предыдущих исследований, а также определить направления для дальнейшего исследования.
Одной из основных тенденций, выявленных в исследованиях, является то, что молодежь сталкивается с различными проблемами и вызовами в своей студенческой жизни. Одной из таких проблем является стресс. Многие исследования показывают, что студенты испытывают высокий уровень стресса из-за обилия учебных нагрузок, нехватки времени, финансовых проблем и сложностей в социальной адаптации. Стресс может негативно сказываться на физическом и психологическом здоровье студентов, а также на их академической успеваемости.
Еще одной распространенной проблемой среди молодежи является психологическое благополучие. Многие исследования показывают, что студенты испытывают чувство одиночества, тревоги, депрессии и низкой самооценки. Это может быть связано с различными факторами, такими как переход от школьной к университетской среде, отсутствие поддержки со стороны близких людей, сложности в установлении социальных связей и давление успеха.
Еще одной проблемой, которой студенты часто подвержены, является злоупотребление алкоголем и наркотиками. Многие исследования показывают, что студенты испытывают давление со стороны сверстников и общества, что приводит к злоупотреблению веществами. Это может иметь серьезные последствия для здоровья студентов, их академической успеваемости и социальной адаптации.
На жизненные планы и ориентиры молодежи оказывает влияние множество факторов. Здесь следует выделить среду, в которой человек рос и формировалась его личность и то, что конкретно это среда из себя представляет (ее историческое развитие). Немаловажную роль
играют также: родовые признаки, жизненный опыт, социальный статус, уровень духовного развития, сознания, межличностных связей человека и так далее.
Самовозвышение Консерватизм
Рисунок 2 - Круг ценностей Ш. Шварца [9]
Следует отметить, что на становление ценностных ориентаций данной социально-демографической группы влияют такие факторы, как возраст и демографическая отнесенность, связанная с социальным статусом. Ведь очень часто бывает, что молодые люди зависят от попечения со стороны социума и государства. А такая характеристика молодежи, как возраст, влияет на непрочность усвоения ценностей и норм. Да и социальный статус молодых людей является зачастую неопределенным. Все эти параметры мешают молодым людям зафиксировать свои ценностные ориентации.
Поэтому очень важно изучать социологическими методами все эти параметры, создавая по результатам исследования рекомендации по преодолению проблем, стоящих перед такой социально-демографической группой, как молодежь.
Обратимся к результатам подобных исследований. Исследования показали, что безработица и выбор карьерного пути являются частыми причинами беспокойства или стресса у молодых людей. Кризис 20-лет не распространен в обществе так как, например, переходный возраст у подростков либо же кризис среднего возраста. Связать это можно с тем, что проявления данного кризиса причисляются к чему-то нормальному, к тому, что должно быть. Также говорить о своих проблемах и трудностях у молодых людей не принято.
Согласно социологическим исследованиям, 75% молодых людей 20-30 лет испытывают признаки кризисного состояния. 50% из них кардинально меняют профессиональную деятельность, место жительства и социальный статус, чтобы справиться с тревогой, а также чувством неопределенности.
Кризис четверти жизни возникает на переходном этапе развития, когда усиливается потребность освоения новых ролей и моделей поведения. Базовая причина тревоги и дискомфортного эмоционального состояния - неподготовленность внутренних и внешних условий для перехода от прежнего социального положения к новому, а также наличие противоречий [23].
В ряде случаев, противоречия усугубляются ценностным диссонансом поколений. В России, с одной стороны, отмечается стремление родителей, которые были воспитаны в
советские годы, напоминать своим двадцатилетним детям о том, что им пора вступать в брак и задумываться о создании семьи. С другой стороны, двадцатилетние молодые люди, воспитанные в другое время, стремятся сначала построить карьеру и сформироваться как личность, а уже потом думать о создании семьи. Так возникают полюса отчуждения, при которых на молодежь воздействуют сразу две системы ценностей. Одну прививает им массовая культура, другую - старшее поколение, что нередко проявляется в незнании того, как стоит лучше поступать [23].
Рассмотрим факторы, способствующие развитию кризисного состояния:
1. Освоение профессии. Появляется обеспокоенность насчет правильности выбранной профессии, а также же необходимостью выходить на рынок труда. Многие выпускники полагают, что выбранная ими профессия не сможет в должной мере их обеспечить. Столкновение внутренних желаний и внешних условий для трудоустройства вызывает кризисные переживания.
2. Партнерство, супружество. В период с 20-25 лет многие закрепляют романтические отношения узами брака. Однако, это сопровождается множеством переживаний, связанных как с выбором партнера, так и с необходимостью вести быт. Также нельзя не заметить, что именно в этот период родители побуждают своих детей на создание семьи, а в социальных сетях можно увидеть множество фотографий ровесников, которые уже вступили в брак либо же создали семью, что только усиливает переживания. Это является причиной кризиса как для девушек, так и для парней.
3. Финансовая зависимость. Причиной неуверенности становится неспособность обеспечивать себя материально, невозможность найти работу с достаточным заработком. Желание свободы и самостоятельности ограничивается финансово, из-за чего возрастает необходимость жить за родительские деньги. Это, в свою очередь, повышает тревожность и является причиной кризиса 20-ти лет.
4. Трудности самоопределения. Часть выпускников и студентов затрудняется ответить, кем бы хотели стать и чего хотят от жизни, происходит столкновение с реальностью взрослой жизни и трудности в адаптации. Обучение становится «для галочки», а интересы и потенциал не реализовывается. Потеря ориентиров вызывает тревогу, способную спровоцировать асоциальные формы поведения, такие как: наркомания, алкоголизм, вандализм и прочее.
Сравнение себя с другими - тоже не редкость. В период развитого интернета можно наблюдать за многими людьми, не зная их лично. Всем знакома «красивая картинка» из социальных сетей. Фотографии различных хобби, фитнеса и спортзалов, правильного питания и прочего: все это провоцирует гонку за идеалом. У молодых людей возникает желание приблизиться к «идеалу», что сопровождается тревогой и самокритикой. Краткая запись мыслей, которые чаще всего возникают при кризисе четверти жизни (табл. 1).
Таблица 1 - Мысли при кризисе четверти жизни
Мысль о том, что у всех есть план, кроме тебя самого Страх ошибиться в выборе Мысль сменить карьеру «когда-нибудь потом»
Вопросы о будущем и детях вызывают напряжение и тревогу Вера в то, что лучшие годы уже прошли Ощущение, что к этому возрасту должен был достичь большего
Из-за ожиданий, которые общество перекладывает на молодежь, а также из-за общей позиции «быть лучше предыдущего поколения» реальность, с которой сталкиваются молодые люди, оказывает большое, чаще негативное, влияние.
Рассмотрев кризис четверти жизни, а также имея информацию по социальным и студенческим проблемам можно сделать о том, что все три аспекта тесно связаны между собой.
Так, например, такая причина как «освоение профессии» имеет связь со студенческой
DOAJ
проблемой «проблемы с учебой» и социальной «безработица и трудности трудоустройства». Обосновать это можно тем, что из-за того, что некоторые студенты выбирают не ту профессию, которую хотели бы, а также часть студентов теряет интерес к выбранной профессии в ходе обучения желание учиться снижается, из-за чего заметно падает успеваемость. Также растет уровень безработицы в отраслях, на которые изначально поступали молодые люди, ведь большой процент выпускников кардинально меняет профессию после выпуска. По данным Росстата, которые были предоставлены в июне 2020 года, 31% выпускников не работает по профессии. Если рассматривать выпускников только колледжей и техникумов, то число возрастает до 43%. По специальности чаще всего работают выпускники гуманитарных специальностей, нежели технических.
Трудности самоопределения и финансовые трудности также влияют на получение образования. Директор Центра социального прогнозирования и профессор «Национального исследовательского ядерного университета МИФИ» Франц Эдмундович Шереги говорил о том, что на втором - третьем курсах 30 - 35% студентов считают, что они учатся не там, где хотели бы. Результаты исследования говорят о том, что так происходит по следующим причинам: парни получают отсрочку от службы в армии, кого-то заставили родители, либо имели влияние на выбор, другая часть из-за высокого порога поступили на специальность, на которую проходили по баллам, оставшаяся часть не решилась поступать в большие города, отчего поступила в местные учебные заведения.
Сегодня исследователи рассматривают кризис четверти жизни как «чувство беспокойства, возникающее из-за неопределенности будущей жизни, связанной с отношениями, карьерой и социальной жизнью, которая происходит примерно в возрасте 20 лет» [23]. Психологи отмечают, что «на протяжении жизни человек испытает восемь кризисов, следовательно, в возрасте 21-25 лет молодые люди могут быть подвержены кризису, связанному с началом социальной и рабочей интеграции и переосмыслением своих жизненных стремлений. Особое внимание уделяется исследованию фаз, признаков и характерных проявлений кризиса четверти жизни». Среди основных черт авторы выделяют:
1. Молодым людям, переживающим кризис четверти жизни, «свойственно чувство «потерянности, страха, одиночества или смятения» при принятии важных решений, связанных со значимыми сферами жизни».
2. Необходимость «установления близких интимных отношений с противоположным полом».
3. Молодые люди часто испытывают «противоречие между потребностью быть независимым от родителей и потребностью в их поддержке».
4. Глубокий конфликт, связанный «с поиском своей идентичности».
5. Острое ощущение «разрыва представлений о взрослой жизни с реальностью диктует необходимость выработки новых средств и стратегий совладения с реальностью в конкретных отношениях и сферах жизни» [23].
Так как о кризисе четверти жизни как об общественном явлении стали говорить относительно недавно, мы не располагаем большим количеством информации, однако тех источников, которыми мы владеем на данный момент хватает для того, чтобы проанализировать данное явление и сделать определенные выводы.
Так, например, можно с уверенностью говорить о том, что данному кризису подвержено большое количество молодых людей, о чем нам говорят проводимые исследования. Несмотря на то, что проблемы, с которыми молодежь сталкивается во время переживания кризиса, не предаются огласке и часто принимаются за норму, ученые смогли провести достаточно исследований, чтобы придать данному явлению официальный статус. По усреднённым данным 60% молодежи подвержены кризису четверти жизни.
Кризису четверти жизни предшествует более ранний кризис, юношеский кризис. Проявляется он преимущественно в 16-17 лет, когда молодые люди сталкиваются с проблемой выбора жизненных ценностей.
Проявления юношеского кризиса:
1. Подверженность сомнениям и раздумьям относительно ближайшего будущего.
2. Планирование своего места в обществе, а также планирование дальнейшей деятельности и образа жизни.
3. Обострение потребности в обособлении, сохранение индивидуальности, реализация прав и возможностей на признание.
4. Выбор дальнейшей профессии.
Итак, проанализировав различные взгляды исследователей на проблемы, стоящие перед молодыми людьми в современном обществе, следует сказать, что работа по преодолению проблемных ситуаций молодежи (в частности, студенчества) ведется активно как со стороны ученых-социологов, так и со стороны государства и общества.
Именно социологические исследования служат хорошим подспорьем для разрешения многих проблем в молодежной среде (в частности, у студенчества). Подчеркнем, что без выявления реперных точек бытования социума разрешение проблем общества невозможно. Поэтому так востребованы социологические исследования в различных областях жизнедеятельности страны.
Список использованных источников
1. Бабосов, Е. М. Теоретическое наследие классиков социальной мысли: Эрих Фромм / Е. М. Бабосов, Э. Д. Коркия, А. К. Мамедов. - Москва : ООО «МАКС Пресс», 2022. - 124 с. - ISBN 978-5-317-06905-6.
2. Бабосов, Е. М. Теоретическое наследие классиков социальной мысли: Карл Густав Юнг / Е. М. Бабосов, А. К. Мамедов. - Москва : ООО «МАКС Пресс», 2019. - 160 с. - ISBN 978-5-317-06034-3.
3. Бабосова, Е. С. Развитие неопарсонсианства на рубеже XX-XXI в / Е. С. Бабосова, А. К. Мамедов, Н. А. Панич // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2015. - № 3. - С. 5-23.
4. Байдакова, Д. М. Сетевая культура молодёжи: границы новой реальности / Д. М. Байдакова, П. Н. Киричек // Россия в период трансформации: молодежь и вызовы современного общества : материалы седьмой международной научно-практической конференции студентов и аспирантов, Ярославль, 04-05 апреля 2013 года. - Ярославль, 2013.
5. Волнистая, М. Г. Социальный капитал коммуникативного поля научного сообщества / М. Г. Волнистая, А. К. Мамедов // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. - 2018. - № 3. - С. 89-95.
6. Гезалов, А. А. о. Статус и миссия университета в постмодерне / А. А. о. Гезалов, Э. Д. Коркия, А. К. Мамедов // Век глобализации. - 2018. - № 4(28). - С. 152-159.
7. Голенкова, О. В. Использование методов социологического исследования как технологии практикоориентированного обучения / О. В. Голенкова, Т. Е. Лифанова, С. А. Шилина // Управление образованием: теория и практика. - 2022. - № 8(54). - С. 178-186. -DOI 10.25726/a2869-9594-7780-u.
8. Голенкова, О. В. Педагогические методы обучения трудотерапии как механизма реализации потенциала социоприродного окружения в процессе социализации инвалидов / О. В. Голенкова, Т. Е. Лифанова, С. А. Шилина // Управление образованием: теория и практика. - 2022. - № 8(54). - С. 145-152. - DOI 10.25726/m8666-4267-8592-j.
9. Карандашев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности : концепция и метод. рук. / В. Н. Карандашев. - СПб. : Речь, 2004 (Тип. ООО ИПК Бионт). - 69, [1] с. : ил., табл.; 21 см. - (Практикум по психодиагностике).; ISBN 5-9268-0299-7 (в обл.)
10. Киричек, П. Н. Информация плюс культура: социальный кросс-контакт / П. Н. Киричек // Личность. Культура. Общество. - 2013. - Т. 15, № 3-4(79-80). - С. 138-146.
11. Киричек, П. Н. Креативный самотренинг в учебе студента-журналиста / П. Н. Киричек // Трансформация медиасреды в XXI веке : Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 24 апреля 2019 года / Ответственный редактор Д.В.
С. 53-55.
Неренц. - Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2019. - С. 70-76.
12. Киричек, П. Н. Номинальность и реальность системы управления / П. Н. Киричек // Практический дискурс высшей школы : Сборник докладов Международной научно-практической конференции, Брянск, 01 декабря 2016 года. - Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2016. - С. 117-121.
13. Киричек, П. Н. Основы креативного самотренинга в учебе студента-журналиста / П. Н. Киричек // Преподаватель высшей школы : Электронный ресурс: сборник статей выпускников программы профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы». В 2 -х томах. - Москва : Московский гуманитарный университет, 2021. - С. 316-328.
14. Киричек, П. Н. Риски медиаобразования и качество инфосреды / П. Н. Киричек // Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации : Труды пятой юбилейной Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 14-15 сентября 2017 года / Редколлегия: А.Н. Гуда (пред.) [и др.]. Том Часть I. - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2017. - С. 95-102.
15. Киселев, А. Г. Информация в периметре управления: алгоритмы реконструкции / А. Г. Киселев, П. Н. Киричек // Социологическая наука и социальная практика. - 2016. - № 1(13). - С. 35-47.
16. Коркия, Э. Д. Новые контуры социального неравенства: тренды становления / Э. Д. Коркия, А. К. Мамедов // Перспективы науки. - 2014. - № 2(53). - С. 93-100.
17. Кусова, Л. Н. Информационное общество и молодежь: проблемы и особенности социальной адаптации / Л. Н. Кусова, С. А. Шилина // Консолидация российского общества в новых геополитических реалиях : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 21-22 ноября 2022 года. - Вологда: Вологодский научный центр Российской академии наук, 2023. - С. 208-212.
18. Липай, Т. П. Общество знания: парадоксы развития / Т. П. Липай, А. К. Мамедов // Социология. - 2011. - № 3. - С. 65-72.
19. Мамедов, А. К. Логос Демоса. Судьба Прометея : от Эсхила до Шелли / А. К. Мамедов, Д. Г. Горлач, М. Е. Горлач. - Москва : ООО «МАКС Пресс», 2023. - 256 с. - ISBN 978-5-317-06928-5.
20. Мамедов, А. К. Поиск идентичности в современных реалиях: дикретность, посттрадиционализм и индивидуализм / А. К. Мамедов, О. И. Якушина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2015. - Т. 15, № 4. - С. 2030.
21. Мамедов, А. К. Социологическое образование в России: тенденции развития / А. К. Мамедов, Л. В. Темнова // Социальная политика и социология. - 2014. - Т. 2, № 4-1(105). - С. 94-107.
22. Мамедов, А. К. Университет в информационном обществе: новые вызовы и реалии / А. К. Мамедов // Университет в глобальном мире: новый статус и миссия : сборник материалов XI Международной научной конференции, Москва, 20-21 февраля 2017 года / Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Социологический факультет. - Москва: ООО «МАКС Пресс», 2017. - С. 169-171.
23. Мельников, С. Л. Социальные риски в вузовском образовании: использование системы электронного обучения (СОЭ) Moodle для их преодоления / С. Л. Мельников, С. А. Шилина // Экономика. Социология. Право. - 2016. - № 4(4). - С. 55-61.
24. Современный социум: новые вызовы и риски / А. Н. Данилов, Д. К. Безнюк, И. М. Богдевич [и др.] // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. -2022. - № 4. - С. 12-33. - DOI 10.33581/2521-6821-2022-4-12-33.
25. Шилина, С. А. Социолингвистические аспекты феномена власти в контексте научной парадигмы Н. Лумана / С. А. Шилина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2008. - № 1-1(1). - С. 175-178.
Сведения об авторах
Шилина Светлана Александровна - доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии и социальной работы Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Адрес: 241036, Брянск, ул. Бежицкая, д. 14. E-mail: [email protected], рабочий телефон: + 84832 580520 (1231)
Сапегина Екатерина Алексеевна - студент направления подготовки «Социология» факультета педагогики и психологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Адрес: 241036, Брянск, ул. Бежицкая, д. 14. E-mail: [email protected].
Чивильдеева Ольга Олеговна - студент направления подготовки «Социология» факультета педагогики и психологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Адрес: 241036, Брянск, ул. Бежицкая, д. 14. E-mail: [email protected].
Шилин Андрей Михайлович - студент направления подготовки «Журналистика» филологического факультета Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Адрес: 241036, Брянск, ул. Бежицкая, д. 14. E-mail: [email protected].
UDС 316.454
THE SOCIOLOGICAL ASPECT OF YOUTH STUDENT PROBLEMS
Shilina S.A., Sapegina E.A., Chivildeeva O.O., Shilin A.M. Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk
The article deals with topical issues of a sociological view of the problems of such a socio-demographic group as youth. The authors of the article analyze the parameters by which a person can be attributed to youth, consider the problems faced by youth in the face of such a part of it as students, demonstrate the values of this group, those crisis situations in which young people find themselves due to age and lack of sufficient life experience. The article deals with such problems as anxiety about the future, difficulties in finding a job, pressure from society and parents, psychological problems, an increase in the number of addictions and problems with adaptation to social and cultural norms. The authors conclude that it is necessary for sociologists to address the study of these situations, the urgency of researching youth problems using sociological methods and the need to form recommendations for solving problems based on research results.
Keywords: youth, students, problems, socio-demographic group, sociological aspect, youth values, youth crisis
References
1. Babosov, E. M. The theoretical legacy of the classics of social thought: Erich Fromm / E. M. Babosov, E. D. Korkia, A. K. Mammadov. - Moscow : MAX Press LLC, 2022. - 124 p. - ISBN 978-5-317-06905-6.
2. Babosov, E. M. The theoretical legacy of the classics of social thought: Carl Gustav Jung / E. M. Babosov, A. K. Mammadov. - Moscow : MAX Press LLC, 2019. - 160 p. - ISBN 978-5317-06034-3.
3. Babosova, E. S. The development of neo-Parsonianism at the turn of the XX-XXI century / E. S. Babosova, A. K. Mammadov, N. A. Panich // Bulletin of the Moscow University. Series 18. Sociology and Political Science. - 2015. - No. 3. - pp. 5-23.
4. Baidakova, D. M. Network culture of youth: the boundaries of a new reality / D. M. Baidakova, P. N. Kirichek // Russia in the period of transformation: youth and challenges of modern society: materials of the seventh international scientific and practical conference of students and postgraduates, Yaroslavl, April 04-05, 2013. - Yaroslavl, 2013. - pp. 53-55.
5. Volnistaya, M. G. Social capital of the communicative field of the scientific community / M. G. Volnistaya, A. K. Mammadov // Journal of the Belarusian State University. Sociology. -2018. - No. 3. - pp. 89-95.
6. Gezalov, A. A. O. Status and mission of the University in postmodernity / A. A. O. Gezalov, E. D. Korkia, A. K. Mammadov // Century of Globalization. - 2018. - № 4(28). - Pp. 152-159.
7. Golenkova, O. V. The use of methods of sociological research as a technology of practice-oriented learning / O. V. Golenkova, T. E. Lifanova, S. A. Shilina // Education management: theory and practice. - 2022. - № 8(54). - Pp. 178-186. - DOI 10.25726/a2869-9594-7780- u.
8. Golenkova, O. V. Pedagogical methods of teaching occupational therapy as a mechanism for realizing the potential of the socio-natural environment in the process of socialization of the disabled / O. V. Golenkova, T. E. Lifanova, S. A. Shilina // Education management: theory and practice. - 2022. - № 8(54). - Pp. 145-152. - 10.25726/m8666-4267-8592-j.
9. Karandashev, V. N. Schwartz's methodology for studying personality values : concept and method of hands / V. N. Karandashev. - St. Petersburg : Rech, 2004 (Type. IPK Biont LLC). 69, [1] p.: ill., table.; 21 cm. - (Workshop on psychodiagnostics).; ISBN 5-9268-0299-7 (in the region)
10. Kirichek, P. N. Information plus culture: social cross-contact / P. N. Kirichek // Personality. Culture. Society. - 2013. - Vol. 15, No. 3-4(79-80). - pp. 138-146.
11. Kirichek, P. N. Creative self-monitoring in the studies of a student journalist / P. N. Kirichek // Transformation of the media environment in the XXI century : Materials of the international scientific and practical conference, Moscow, April 24, 2019 / Responsible editor D.V. Nerents. - Moscow: Russian State University for the Humanities, 2019. - pp. 70-76.
12. Kirichek, P. N. Nominality and reality of the management system / P. N. Kirichek // Practical discourse of higher school : Collection of reports of the International scientific and practical conference, Bryansk, December 01, 2016. - Bryansk: Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, 2016. - pp. 117-121.
13. Kirichek, P. N. Fundamentals of creative self-training in the studies of a student journalist / P. N. Kirichek // Higher school teacher : Electronic resource: collection of articles by graduates of the professional retraining program "Higher school teacher". In 2 volumes. - Moscow : Moscow University of the Humanities, 2021. - pp. 316-328.
14. Kirichek, P. N. Risks of media education and the quality of the information environment / P. N. Kirichek // Advertising and public relations: traditions and innovations : Proceedings of the fifth anniversary International Scientific and Practical Conference, Rostov-on-Don, September 1415, 2017 / Editorial board: A.N. Guda (prev.) [and others]. Volume Part I. - Rostov-on-Don: Rostov State University of Railway Engineering, 2017. - pp. 95-102.
15. Kiselyov, A. G. Information in the perimeter of management: algorithms of reconstruction / A. G. Kiselyov, P. N. Kirichek // Sociological science and social practice. - 2016. -№ 1(13). - Pp. 35-47.
16. Korkia, E. D. New contours of social inequality: trends of formation / E. D. Korkia, A. K. Mammadov // Prospects of science. - 2014. - № 2(53). - Pp. 93-100.
17. Kusova, L. N. Information society and youth: problems and features of social adaptation / L. N. Kusova, S. A. Shilina // Consolidation of Russian society in new geopolitical realities : Materials of the All-Russian Scientific and practical conference with international participation, Moscow, November 21-22, 2022. Vologda: Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2023. - pp. 208-212.
18. Lipai, T. P. Knowledge society: paradoxes of development / T. P. Lipai, A. K. Mammadov // Sociology. - 2011. - No. 3. - pp. 65-72.
19. Mammadov, A. K. Logos of Demos. The Fate of Prometheus : from Aeschylus to Shelley / A. K. Mammadov, D. G. Gorlach, M. E. Gorlach. - Moscow : MAX Press LLC, 2023. -256 p. - ISBN 978-5-317-06928-5.
20. Mammadov, A. K. The search for identity in modern realities: dictation, posttraditionalism and individualism / A. K. Mammadov, O. I. Yakushina // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Sociology. - 2015. - Vol. 15, No. 4. - pp. 20-30.
21. Mammadov, A. K. Sociological education in Russia: development trends / A. K.
Mammadov, L. V. Temnova // Social policy and Sociology. - 2014. - Vol. 2, No. 4-1(105). - pp. 94-107.
22. Mammadov, A. K. University in the information society: new challenges and realities / A. K. Mammadov // University in the global world: new status and mission : proceedings of the XI International Scientific Conference, Moscow, February 20-21, 2017 / Lomonosov Moscow State University, Faculty of Sociology. - Moscow: MAX Press LLC, 2017. - pp. 169-171.
23. Melnikov, S. L. Social risks in higher education: using the Moodle e-learning system to overcome them / S. L. Melnikov, S. A. Shilina // Economy. Sociology. The right. - 2016. - № 4(4). - Pp. 55-61.
24. Modern society: new challenges and risks / A. N. Danilov, D. K. Beznyuk, I. M. Bogdevich [et al.] // Journal of the Belarusian State University. Sociology. - 2022. - No. 4. - pp. 12-33. - DOI 10.33581/2521-6821-2022-4-12-33.
25. Shilina, S. A. Sociolinguistic aspects of the phenomenon of power in the context of the scientific paradigm of N. Luhmann / S. A. Shilina // Philological sciences. Questions of theory and practice. - 2008. - № 1-1(1). - Pp. 175-178.
Author's information
Shilina Svetlana Alexandrovna - Doctor of Sociology, Associate Professor, Professor of the Department of Sociology and Social Work of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky. Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241036. E-mail: [email protected], work phone: + 84832 580520 (1231)
Sapegina Ekaterina Alekseevna - is a student of the Sociology department of the Faculty of Pedagogy and Psychology of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky. Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241036. E-mail: [email protected].
Chivildeeva Olga Olegovna - is a student of the Sociology department of the Faculty of Pedagogy and Psychology of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky. Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241036. E-mail: [email protected].
Shilin Andrey Mikhailovich - is a student of the Journalism training course at the Faculty of Philology of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky. Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241036. E-mail: [email protected].