IDA Р"»
LJvJrA-J JOURI
УДК 316.354
КУЛЬТУРА КАК РЕСУРСНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Казорина Ж.А., Щеголютин А.А.
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск
В статье рассматривается актуальная проблема современности, связанная с сохранением культурных ценностей, исторического наследия. Авторы прослеживают культурное развитие человека через призму эпох. В статье отражены результаты социологического исследования отношения студентов к культурным ценностям как важной составляющей жизни общества. Проанализированы реперные точки данной проблематики. Показана связь сохранения культурных ценностей с воспитанием в подрастающем поколении важных качеств личности: патриотизма, уважения к прошлому, гордости за деяния предков. Приводятся выводы о необходимости культуры в жизни человека, а также сохранении памятников культурного наследия. Ключевые слова: культура, эпоха, культурное наследие, искусство, памятник, человечество.
10.22281/2542-169 7-2023-02-01-53-61
Актуальность темы статьи обусловлена тем, что культуре приписываются социальные, экономические, политические, технические и другие толкования. Поэтому считаем целесообразным разобраться в данном феномене с социологической точки зрения, тем более что ежегодно с 2007 года В.В. Путин своим указом посвящает следующий год какой-либо теме для привлечения к ней общественного внимания. Так 2022 год был объявлен годом культурного наследия. Управленческие составляющие культуры [4; 5] способствует сохранению и преумножению тех традиционных ценностей, которые призваны объединить наш народ в непростые времена.
Проблематику общественной жизни под определенным углом зрения охватывает социология культуры. Социология культуры - наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами применительно к конкретно-историческим ситуациям.
Объектом социологии культуры является социокультурная система. Предмет социологии культуры - только те явления, процессы, события, сообщества, группы или институты, которые существуют не в обществе в целом, но лишь в одной из четырех ее сфер, а именно в культурной сфере.
Для социологов понятие «культура» несёт особый смысл: в традициях, заложенных Э. Дюркгеймом, она рассматривается как система идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми. Социологи рассматривают культуру как систему духовных кодов, некую информационную программу, которая заставляет людей воспринимать происходящее в определённом свете, поступать так, а не иначе, оценивать события и действия предвзято [3; 8; 10].
Отечественные исследователи, изучающие проблемы культуры, выделяют следующий ряд подходов, классифицирующих культуру как важный элемент жизни общества:
- аксиологический (ценностный) подход;
- структуралистический подход;
- гуманитарный подход;
- семиотический подход;
- социологический подход;
- деятельный подход.
Аксиологический подход заключается в обращении всего окружающего мира как ценностного мира бытия [9]. В любой сфере деятельности человека культура выступает итогом всего многообразия. Данный подход рассматривает культуру как совокупность материальных и духовных ценностей человека, его идеалов и смыслов.
Структуралистический подход рассматривает культуру как систему культурных
DOAJ
стандартов и образцов, которые регулируют жизнь общества. К таким культурным стандартам относят семью, брак, традиции [23], тексты, символы и другое.
В рамках гуманитарного подхода культура выполняет функцию совершенствования человека, воспитания в нем морально-нравственных качеств [21; 2].
Роль культуры в семиотическом подходе заключается в передаче социокультурного кода через знаковые системы [20; 11; 18]. Самой распространенной знаковой системой является текст. Путем текстового закрепления культурных традиций и обычаев происходит их наследование от поколения к поколению.
В рамках социологического подхода культура трактуется как социальный институт, разделяющий систему на подсистемы, способные гармонично функционировать между собой.
Деятельный подход рассматривает культуру как инструмент любой деятельности человека [22]. Культура выступает как «социальное топливо» творческой активности и внутренней целостности личности [1; 13; 14].
Социология рассматривает такой термин, как социализация индивида. Это процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями. С точки зрения социологии культуры данный термин звучит как «социокультурная адаптация личности». Это процесс и результат приспособления человека к условиям новой социокультурной среды, т.е. к новым условиям жизни, нормам поведения и общения, ценностям и традициям, а также развитие его способностей к самостоятельной деятельности в новой социокультурной среде, каковой в современном мире является цифровая среда, виртуальная реальность, оказывающая несомненное влияние на формирование личности [15; 16]. В процессе социокультурной адаптации субъект взаимодействует со сферой повседневности, создающей ему условия эффективного вхождения в социум и освоения различных форм социальной деятельности [17; 19].
Историю развития социальной культуры принято разделять на следующие конкретные этапы:
1. Первобытные сообщества; 2. Племена; 3. Аграрные цивилизации; 4. Индустриальный период; 5. Постиндустриальный период.
Первобытные общества - представители данного периода обладают такими же представлениями и возможностями, не имеют никаких технологий, лишь элементарных, необходимых в жизни. В данном случае роль термина не решается, он только ответственен за организацию действия.
Распределение труда, формирование племен — все действия отдельных племен направлены на достижение общей цели, на поддержку жизнеспособности и защиту от вражеских соседей и их враждебности.
Аграрные цивилизации - социальная и физическая культура были направлены на то, чтобы обеспечить благами воинские подразделения и высшую знать, для чего к труду принуждались рабочие сословия.
Индустриальный период, появление классового общества - понятие в данном случае помогало достичь взаимозависимости между классами, что побуждало людей к труду.
Постиндустриальный период - период, характеризующийся тем, что главный товар -это информация, не вещь или предмет. В свази с этим данный период часто трактуют как информационный. В этот период возникает целый комплекс задач: взаимодействие людей из разных отраслей промышленности, уменьшение повышенной миграции населения, решение экологических вопросов.
Единого термина для определения культурного наследия не существует, но чаще всего оно трактуется как знания, накопленные и приумноженные человечеством на протяжении столетий. В России множество памятников культурного наследия: Московский Кремль, Зимний дворец, Белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Троице-Сергиева лавра, Казанский кремль и многие другие.
DOAJ
К культурному наследию также относят природные объекты: девственные леса Коми (особо охраняемая природная территория), озеро Байкал, Золотые горы Алтая, Остров Врангеля и другие.
Каждый материальный и природный памятник имеет свою историю. А вместе с ней и менялась культура человека. Выделяют следующие культурные эпохи: античный период, средние века, ренессанс, барокко, классицизм, романтический период, просвещение, новейшее время. Каждому отельному периоду характерны свои культурные особенности. Для каждой эпохи свойственно свое мировоззрение, мода, искусство, культурные нормы и мораль.
В античный период не было единой идеологии, но появились задатки морали человека. В эпоху средневековья было велико влияние религии на культурную жизнь. Искусство приобрело оттенки готического стиля, культурным наследием которого был Нотр-Дам в Париже. Также в период средневековья рыцарская литература и церковный театр. В эпоху Возрождения (Ренессанса) люди стали взывать к гуманности. В искусстве и поведении общества вернулись некоторые античные правила и мораль. Люди стали посещать театры и светские балы. Многие культурные просветители считают эпоху Барокко логическим завершением Ренессанса. Она недолго продлилась, но заняло важное место в культурном развитии человека. В период Классицизма люди решили, что нужно следовать четким правилам жизнедеятельности, и отошли от светской жизни. Все сферы были подвержены реформам: искусство, архитектура, театр, музыка. Эпоха Романтизма трактуется историками самой оригинальной. Параллельно с Романтизмом совершенствовалось и общество. Человек считал себя отдельной духовной личностью, со своим индивидуальным внутренним миром. В этот период появились литературные любовные романы, шедевры живописи и музыки. Эпоха Просвещения - это эпоха физиков и математиков. Многие исследователи считают, что именно в этот период человечество изменило стандарты своего мышления, стало более прогрессивным. Эта эпоха знаменуется величайшими открытиями в области астрологии, математики, физики и других точных наук. Во многих странах было отменено крепостное право, что говорит о культурном и моральном прогрессе с точки зрения взаимоотношений.
Новейшее время считается переломным для человечества. Эта эпоха знаменуется равноправием и свободой людей, что позволило заниматься тем видом деятельности, который был интересен человеку. Такие условия стали оптимальной средой для развития культуры. Развитие информационных технологий вносит новые реалии в развитие культуры [12; 6; 7]. Каждая эпоха знаменуется своими устоями и культурными нормами. Благодаря ответственности людей до сегодняшнего дня сохранились очень много памятников культурного наследия. Становление личности невозможно без знания традиций и опыта предков. Сохранение объектов наследия и их приумножение - важная задача каждого поколения. Это обеспечивает духовный рост и развитие человечества. Культурное наследие является важной составляющей культуры, которое помогает усвоить опыт мировой истории.
Для изучения феномена культуры нами было проведено социологическое исследование методом анкетирования (а именно А.А. Щеголютиным). Объектом исследования выступает феномен культуры. Предмет исследования - отношение студентов к культурным ценностям как важной составляющей жизни общества. Анкетирование прошло 42 респондента - студенты Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.
Результаты исследования представлены в диаграммах с их интерпретацией. Рисунок 1 представляет результаты ответов на вопрос «Какое качество, по вашему мнению, в большей мере позиционирует человека как культурную личность?». Большее число респондентов (18 чел.) ответили «высоконравственность», что составляет 43% респондентов. Образованность как главное качество культурного человека отметило 36% респондентов - 15 чел. Толерантность выбрало 6 чел., что составляет 14%. Меньшее число респондентов (3 чел.) отметило, что тактичность в большей мере позиционирует человека как культурную личность - 7% (рис. 1).
Рисунок 1 - Результаты ответа на вопрос «Какое качество, по Вашему мнению, в большей мере позиционирует человека как культурную личность?»
Из рисунка 1 можно сделать вывод, что высоконравственность и образованность являются главнейшими качествами культурного человека.
Подавляющее число респондентов (38 чел.) посещают культурные заведения, что составляет 90%. Остальные 10% ответили, что не посещают - 4 чел. (рис. 2).
Рисунок 2 - Результаты ответа на вопрос «Посещаете ли вы театры, музеи, кино и т.д.?»
На вопрос «Какого рода культурные походы Вы совершаете?» предлагалось ответить респондентам, указавших «Да» в предыдущем вопросе. Количество респондентов, посещающих культурные заведения, распределилось от высшего к низшему в следующем порядке: кино, концерты, выставки, музей, театр (рис. 3).
Рисунок 3 - Результаты ответа на вопрос «Какого рода культурные походы Вы совершаете?»
сс) U
56
Результаты ответов на вопрос «Как Вы считаете, каким образом можно повысить культурный уровень современной молодежи?» представлены на рисунке 4. 47% респондентов утверждают, что улучшение государственных программ в центрах и регионах способствует повышению культурного уровня молодежи. Вовлечение с детства в различные мероприятия или секции отметило 15 человек, что составляет 36% от общего числа респондентов. 12% указали, что ничего делать не нужно: культурный уровень современной молодежи находится на высоком уровне. Меньшая доля респондентов (5%) считают, что ничего нельзя изменить в нашей стране (рис. 4).
12%
47%
■ Ничего не делать, все и так хорошо
■ Вовлекать с детства в различные мероприятия, секции
■ Улучшать гос. программы не только в 36% центрах, но и на региональном уровне
■ Ничего нельзя изменить в нашей стране
Рисунок 4 - «Как Вы считаете, каким образом можно повысить культурный уровень
современной молодежи?»
В результате проведенного социологического исследования можно сделать вывод, что студенты считают культурные ценности важной составляющей жизни общества.
«Культура - тот конечный фрагмент лишенной смысла мировой бесконечности, который с точки зрения человека обладает смыслом и значением». Так М. Вебер трактовал значение культуры. С точки зрения вселенной культуры нет, но она начинается с человека, с его внутреннего мира. Видеть прекрасное в простых вещах, наполнять их смыслом жизни -это фундамент культуры. Невозможно понять человеческое общество, если не понять культуру человека.
Список использованных источников
1. Голенкова О.В. Использование методов социологического исследования как технологии практикоориентированного обучения // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 8(54). С. 178-186.
2. Голенкова О.В. Педагогические методы обучения трудотерапии как механизма реализации потенциала социоприродного окружения в процессе социализации инвалидов // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 8(54). С. 145-152.
3. Гостенина В.И. Корпоративная культура как управленческая технология формирования идентичности персонала / В.И. Гостенина, Ж.А. Казорина, А.С. Новиков // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. № 4. С. 42-57.
4. Гостенина В.И. Управленческие факторы формирования статуса региона (на примере Брянской области) / В.И. Гостенина, А.Г. Киселев, С.А. Шилина // Власть. 2013. № 2. С. 082-085.
5. Епремян Т.В. Дискурсивные технологии управления. Учебник для бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Социология». Брянск: РИСО БГУ, 2022. 258 с.
[4]
6. Ефимочкина Н.Б. Цифровые поля социальных трансформаций мегаполиса / Н.Б. Ефимочкина, А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2021. № 3 (23). С. 35-45.
4/BVSA
DOAJ
7. Ефимочкина Н.Б. Эволюция цифровых полей социальных трансформаций мегаполиса/ Н.Б. Ефимочкина, А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2021. № 4 (24). С. 73-85.
8. Казорина Ж.А. Корпоративная культура: отражение статусных ценностей персонала организации / Ж.А. Казорина // Экономика. Социология. Право. 2022. № 2(26). С. 46-50.
9. Киричек П.Н. Духовная культура в динамике интересов российской молодежи / П.Н. Киричек // Вопросы культурологии. 2017. № 2. С. 70-76.
10. Киричек П.Н. Журналистика в универсуме культуры: конфликт традиций и новаций / П.Н. Киричек // IV Моисеевские чтения : Доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции, Москва, 15-16 апреля 2021 года. - Москва: Московский гуманитарный университет, 2021. С. 282-287.
11. Киричек П.Н. О новациях в теории культуры / П. Н. Киричек // Диалоги о культуре и искусстве : Материалы X Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). В 3-х частях, Пермь, 15-17 октября 2020 года / Отв. редактор М.М. Чудинова. Том Часть 3. Пермь: Пермский государственный институт культуры, 2020. С. 109-116.
12. Киричек П.Н. Социология журналистики / П. Н. Киричек. Второе издание. Москва : ООО «Директ-Медиа», 2022. 284 с.
13. Лифанова Т.Е. Дискурсивные технологии в социальной работе: благотворительность и меценатство. Учебно-методическое пособие для бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (Социальная работа в системе социальных служб). Брянск: РИСО БГУ, Изд-во Худовец Р.Г., 2022. 162 с. [4]
14. Лифанова Т.Е. Технологии социальной работы в специализированных учреждениях социального обслуживания / Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Учебно-методическое пособие для бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» / Брянск, 2020. Том Часть 2. 160 с.
15. Мамедов А. К. Виртуальная личность: социальный эскапизм или новое поле креативности? / А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2019. № 1(13). С. 68-75.
16. Мамедов А.К. Метаморфозы цифрового общества: трудности роста и риски / А.К. Мамедов, Л.Ю. Писарева // Социология. 2020. № 3. С. 4-17.
17. Мамедов А.К. Социальное неравенство: новая онтология и вариативность в информационную эпоху / А.К. Мамедов // Философия и социальные науки в современном мире : Материалы международной научной конференции к 30-летию факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, Минск, 26-27 сентября 2019 года. Минск: Белорусский государственный университет, 2019. - С. 11-15.
18. Шилина С. А. Социология журналистики как предмет изучения в вузе / С.А. Шилина // Журналист. Социальные коммуникации. 2021. № 3(43). С. 103-115.
19. Шилина С.А. Дискурс языковой личности в журналистской сфере коммуникации / С.А. Шилина // С любовью к Слову : Сборник статей участников Всероссийской с международным участием научной конференции, приуроченной к 80-летнему юбилею доктора филологических наук, профессора Людмилы Алексеевны Климковой, специалиста в области лексикологии, диалектологии, ономастики, словообразования, Арзамас, 09-10 февраля 2021 года / Отв. редактор О.В. Никифорова. Арзамас: Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», 2021. С. 350-354.
20. Шилина С.А. Стилистические особенности публицистического текста как отражение социокультурных процессов в дискурсе СМИ / С.А. Шилина // Журналютыка-2017: стан, праблемы i перспектывы : матэрыялы 19-й Мiжнароднай навукова-практычнай канферэнцьп, Мшск, 16-17 ноября 2017 года. Том Выпуск 19. Мшск, 2017. С. 299-302.
21. Шилина С.А. Формирование коммуникативной культуры в процессе внедрения инклюзивного образования в России / С.А. Шилина, С.А. Боброва, Е.С. Лученинова // В
сборнике: Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений. XV Международная научная конференция. Доклады и материалы. В 2-х частях. Под общей редакцией И.М. Ильинского. 2019. С. 226234.
22. Gostenina V. Development of an optimization model for commuter train traffic (case study of the Bryansk Region, Russia) / V. Gostenina, S. Melnikov, E. Sycheva, S. Shilina // Transportation Research Procedia : X International Scientific Siberian Transport Forum — TransSiberia 2022, Siberia, 13 мая 2022 года. Siberia: Elsevier, 2022. P. 1034-1041. DOI 10.1016/j.trpro.2022.06.103.
23. Lifanova T.E. Socio-ecological Ministry of the Russian Orthodox Church (end of the 19th-beguinning of the 20th centuries) / T. E. Lifanova, E. Yu. Sycheva [et al.] // Revista Genero e Direito. 2020. - Vol. 9. № 4. P. 667-689.
Сведения об авторах
Казорина Жанна Александровна - аспирант направления подготовки Социология, ассистент кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского». Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14; Телефон: +74832 58-05-20 (1231), e-mail: zhanna.kazorina@mail .ru.
Щеголютин Алексей Андреевич - студент направления подготовки 39.03.01 Социология направленногсть (профиль) Социологические исследования, факультет педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского». Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая. E-mail: [email protected].
UDС 316.354
CULTURE AS A RESOURCE ELEMENT OF SOCIETY'S LIFE
Kazorina Zh.A., Shchegolyutin A.A.
Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk
The article deals with the actual problem of modernity, related to the preservation of cultural values, historical heritage. The authors trace the cultural development of man through the prism of epochs. The article reflects the results of a sociological study of students' attitudes to cultural values as an important component of society. The reference points of this problem are analyzed. The connection of the preservation of cultural values with the upbringing of important personality qualities in the younger generation: patriotism, respect for the past, pride in the deeds of ancestors is shown. Conclusions are drawn about the need for culture in human life, as well as the preservation of cultural heritage monuments.
Keywords: culture, epoch, cultural heritage, art, monument, humanity.
References
1. Golenkova O.V. The use of methods of sociological research as a technology of practice-oriented learning // Education management: theory and practice. 2022. №. 8(54). Pp. 178-186.
2. Golenkova O.V. Pedagogical methods of teaching occupational therapy as a mechanism for realizing the potential of the socio-natural environment in the process of socialization of disabled people // Education management: theory and practice. 2022. №. 8(54). Pp. 145-152.
3. Gostenina V.I. Corporate culture as a managerial technology of personnel identity formation / V.I. Gostenina, Zh.A. Kazorina, A.S. Novikov // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2021. Vol. 16. №. 4. Pp. 42-57.
4. Gostenina V.I. Managerial factors of formation of the status of the region (on the example of the Bryansk region) / V.I. Gostenina, A G. Kiselev, S.A. Shilina // Power. 2013. № 2. Pp. 082-085.
5. Yepremyan T.V. Discursive management technologies. Textbook for bachelor's and master's degrees in the field of «Sociology». Bryansk: RISO BSU, 2022. 258 p. [4]
6. Efimochkina N.B. Digital fields of social transformations of megapolis / N.B. Efimochkina, A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2021. №. 3 (23). Pp. 35-45.
7. Efimochkina N.B. Evolution of digital fields of social transformations of megapolis/ N.B. Efimochkina, A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2021. №. 4 (24). Pp. 73-85.
8. Kazorina Zh.A. Corporate culture: reflection of the status values of the organization's personnel / Zh.A. Kazorina // Economy. Sociology. Right. 2022. №. 2(26). Pp. 46-50.
9. Kirichek P.N. Spiritual culture in the dynamics of the interests of Russian youth / P.N. Kirichek // Questions of cultural studies. 2017. №. 2. Pp. 70-76.
10. Kirichek P.N. Journalism in the universe of culture: the conflict of traditions and innovations / P.N. Kirichek // IV Moses Readings : Reports and materials of the All-Russian (National) Scientific Conference, Moscow, April 15-16, 2021. - Moscow: Moscow University for the Humanities, 2021. Pp. 282-287.
11. Kirichek P.N. On innovations in the theory of culture / P. N. Kirichek // Dialogues on culture and art : Materials of the X All-Russian Scientific and Practical Conference (with international participation). In 3 parts, Perm, October 15-17, 2020 / Editor-in-chief M.M. Chudinova. Volume Part 3. Perm: Perm State Institute of Culture, 2020. Pp. 109-116.
12. Kirichek P.N. Sociology of Journalism / P. N. Kirichek. Second edition. Moscow : Direct-Media LLC, 2022. 284 p.
13. Lifanova T.E. Discursive technologies in social work: charity and patronage. Educational and methodical manual for bachelor's degree in the field of training 39.03.02 Social work (Social work in the system of social services). Bryansk: RISO BSU, Publishing house Khudovets R.G., 2022. 162 p. [4]
14. Lifanova T.E. Technologies of social work in specialized social service institutions / T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Educational and methodical manual for bachelor's degree in the direction of training 39.03.02 «Social work» / Bryansk, 2020. Volume Part 2. 160 p.
15. Mammadov A. K. Virtual personality: social escapism or a new field of creativity? / A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2019. №. 1(13). Pp. 68-75.
16. Mammadov A.K. Metamorphoses of digital society: difficulties of growth and risks / A.K. Mammadov, L.Y. Pisareva // Sociology. 2020. №. 3. Pp. 4-17.
17. Mammadov A.K. Social inequality: new ontology and variability in the information age / A.K. Mammadov // Philosophy and social sciences in the modern world : Proceedings of the international scientific conference on the 30th anniversary of the Faculty of Philosophy and Social Sciences of the Belarusian State University, Minsk, September 26-27, 2019. Minsk: Belarusian State University, 2019. - Pp. 11-15.
18. Shilina S. A. Sociology of journalism as a subject of study at a university / S.A. Shilina // Journalist. Social communications. 2021. №. 3(43). Pp. 103-115.
19. Shilina S.A. The discourse of the linguistic personality in the journalistic sphere of communication / S.A. Shilina // With love to the Word : A collection of articles by participants of the All-Russian scientific conference with international participation, dedicated to the 80th anniversary of Doctor of Philology, Professor Lyudmila Alekseevna Klimkova, specialist in lexicology, dialectology, onomastics, word formation, Arzamas, February 09-10, 2021 / Editor-inchief O.V. Nikiforova. Arzamas: Arzamas branch of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky», 2021. Pp. 350-354.
20. Shilina S.A. Stylistic features of the journalistic text as a reflection of socio-cultural processes in the discourse of the media / S.A. Shilina // Journalistics-2017: stan, prablems i perspectivy : mater of the 19th Mizhnarodnai navukova-praktychnai kanferentsy, Minsk, November 16-17, 2017. Volume Issue 19. Minsk, 2017. Pp. 299-302.
21. Shilina S.A. Formation of communicative culture in the process of implementation of inclusive education in Russia / S.A. Shilina, S.A. Bobrova, E.S. Lucheninova // In the collection: Higher education for the XXI century: the role of humanities education in the context of technological and socio-cultural changes. XV International Scientific Conference. Reports and
materials. In 2 parts. Under the general editorship of I.M. Ilyinsky. 2019. P3p. 226-234.
22. Gostenina V. Development of an optimization model for commuter train traffic (case study of the Bryansk Region, Russia) / V. Gostenina, S. Melnikov, E. Sycheva, S. Shilina // Transportation Research Procedure : X International Scientific Siberian Transport Forum — TransSiberia 2022, Siberia, May 13, 2022. Siberia: Elsevier, 2022. P. 1034-1041. DOI 10.1016/j.trpro.2022.06.103.
23. Lifanova T.E. Socio-ecological Ministry of the Russian Orthodox Church (end of the 19th-beguinning of the 20th centuries) / T. E. Lifanova, E. Yu. Sycheva [et al.] // Revista Genero e Direito. 2020. - Vol. 9. № 4. P. 667-689.
Author's information
Kazorina Zhanna Aleksandrovna - postgraduate student of the Sociology course, assistant of the Department of Sociology and Social Work of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky. Address: 241036, Russia, Bryansk, Bezhitskaya str., 14. Phone: +74832580520 (1231), e-mail: [email protected].
Shchegolyutin Alexey Andreevich- student of the direction of training 39.03.01 Sociology orientation (profile) Sociological Research, Faculty of Pedagogy and Psychology, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky. Address: 241036, Russia, Bryansk, Bezhitskaya str., 14. E-mail: [email protected].