Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ КИНЕМАТОГРАФА НА ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ КИНЕМАТОГРАФА НА ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1137
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмпирическое социологическое исследование / социологический анализ / современная молодежь / духовная жизнь / кинематограф / empirical sociological research / sociological analysis / modern youth / spiritual life / cinema

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алексеенок Анна Алексеевна, Наливайко Ксения Валерьевна, Поляков Алексей Алексеевич

Рассматривается процесс влияния кинематографа на духовную жизнь современной молодежи. Представленный в данной работе материал базируется на результатах эмпирического социологического исследования, посвященного указанной проблематике, проведенного на кафедре «Социология и социальные технологии» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС. В ходе исследования было выявлено, что кино является одним из наиболее действенных инструментов формирования духовного мира у современной молодежи. Киноиндустрия способствует проникновению в сознание людей с помощью образов, медиаэффектов, которые оказывают значительное влияние на мышление, формирование ценностных ориентаций, мировоззренческих и мотивационных установок, поведенческих практик. В связи с этим происходит становление духовно-нравственных ценностей, положительных или отрицательных взглядов на окружающий мир, эстетического, религиозного и морального миропонимания у молодого поколения. В то же время духовный мир современной молодежи крайне неустойчив и может быть подвержен деструктивному влиянию со стороны современных средств массовой информации. В данной связи проведение регулярных социологических исследований духовной жизни современной молодежи может стать инструментом, своевременно диагностирующим данное негативное влияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Алексеенок Анна Алексеевна, Наливайко Ксения Валерьевна, Поляков Алексей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF CINEMA ON THE SPIRITUAL LIFE OF MODERN YOUTH

This article examines the process of cinema's influence on the spiritual life of modern youth. The basis of the work was the results of an empirical sociological study devoted to this problem, conducted at the Department of Sociology and Social Technologies of the Central Russian Institute of Management, a branch of the RANEPA. In the course of the study, it was revealed that cinema is one of the most effective tools for the formation of the spiritual world among modern youth. The film industry contributes to the penetration of people's consciousness, with the help of images, media effects that affect our thinking. In this regard, there is a formation of spiritual and moral values, positive or negative views on the surrounding world, aesthetic, religious and moral worldview among the younger generation. It is summarized that cinema is an effective lever for the formation of the right spiritual world among modern youth, which must be used, transformed and implemented in various spheres of life.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ КИНЕМАТОГРАФА НА ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 316.74 DOI: 10.24412/2071-6141-2023-3-126-139

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ КИНЕМАТОГРАФА НА ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

А.А. Алексеенок, К.В. Наливайко, А.А. Поляков

Рассматривается процесс влияния кинематографа на духовную жизнь современной молодежи. Представленный в данной работе материал базируется на результатах эмпирического социологического исследования, посвященного указанной проблематике, проведенного на кафедре «Социология и социальные технологии» Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС. В ходе исследования было выявлено, что кино является одним из наиболее действенных инструментов формирования духовного мира у современной молодежи. Киноиндустрия способствует проникновению в сознание людей с помощью образов, медиаэффектов, которые оказывают значительное влияние на мышление, формирование ценностных ориентаций, мировоззренческих и мотивационных установок, поведенческих практик. В связи с этим происходит становление духовно-нравственных ценностей, положительных или отрицательных взглядов на окружающий мир, эстетического, религиозного и морального миропонимания у молодого поколения. В то же время духовный мир современной молодежи крайне неустойчив и может быть подвержен деструктивному влиянию со стороны современных средств массовой информации. В данной связи проведение регулярных социологических исследований духовной жизни современной молодежи может стать инструментом, своевременно диагностирующим данное негативное влияние.

Ключевые слова: эмпирическое социологическое исследование, социологический анализ, современная молодежь, духовная жизнь, кинематограф.

Введение

Особое значение в современном мире следует уделять ценностным ориентациям молодого поколения, так как именно данный аспект непосредственно влияет на формирование целостной личности с ее индивидуальностью и уникальностью, а также развитие своего мировоззрения и определение своих ролей и статусов в обществе. Духовная жизнь занимает важное место в жизни каждого человека. Она касается почти всех сфер общества, что является значимым в наше время. Понимание людьми ценностей нашего существования точно, как требование духовного саморазвития, как метод формирования индивидуальности, уникальности, оказало содействие утверждению заинтересованности в данном направлении.

В качестве основы духовной жизни следует выделить духовную деятельность. Ее можно рассматривать как деятельность сознания, с помощью которой у человека возникают чувства и мысли, а также появляются различные образы и взгляды о природных и социальных событиях, фактах и явлениях. В течение данной деятельности у человека возникают те или иные взгляды на окружающий его мир, эстетическое, религиозное или мо-

ральное миропонимание, научные теории и методы, находящиеся непосредственно в правилах, моральных принципах, религиозных обрядах и нормах поведения.

Исследуя вопрос трансформации ценностного потенциала молодежи, нельзя не затронуть один из основных элементов, на него влияющих, -это кинематограф. Стоит отметить, что в настоящее время кинематограф не рассматривается в обществе как инструмент формирования духовного мира как у взрослой личности, так и у молодого подрастающего поколения. Однако следует сказать о недооцененности данного феномена. Посредством кино создаётся идеология, которая демонстрирует те или иные общепризнанные нормы и ценности, которые правят в разных уголках земного шара. Разработчики кинофильмов применяют способы подсознательного влияния для того, чтобы после завершения просмотра фильма у индивида сохранились всевозможные размышления о нем, о том, как может раскрутиться сюжет и что могло бы быть по-другому в нем, а также в какой степени вероятна подобная ситуация в реальном мире.

С течением времени кинематограф становится частью обыденной жизни людей. Все события и ситуации отражаются в кино, показывая проблемы, трудности, а также решения людей в жизни. Все вышесказанное подчеркивает важность и актуальность исследования влияния кинематографа на духовную жизнь современной молодежи.

Теоретическая основа исследования

Полипарадигмальность исследуемой темы обусловила целесообразность систематизации библиографических источников по нескольким направлениям.

Затрагивая вопрос духовной жизни, следует обратиться к работам таких фундаментальных ученых, как М.С. Каган, В. Келле [1, 2]. Через рассмотрение философско-социологических аспектов авторами раскрывается суть духовной жизни общества в различные эпохи.

В современном обществе исследование молодежи играет важную роль в развитии научного знания. Общетеоретические аспекты изучения данной группы заложены в работах П.А. Меркулова, А.А. Алексеенок, В.А. Лукова, М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги и др. [3, 4, 5, 6].

Киноискусство как систему влияния на массовое сознание рассматривали такие авторы, как Р. Арнхейм, А.С. Брейтман, С.А. Зелинский, М.И. Жабский, Ю.У. Фохт-Бабушкина и др. [7, 8, 9, 10].

Эмпирическая основа исследования

Представленный в данной работе материал базируется на результатах эмпирического социологического исследования «Трансформация ду-

ховной жизни молодежи под влиянием кинематографа», проведенного на кафедре социологии и социальных технологий Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС в апреле 2022 года [11]. Метод исследования - анкетирование молодежи города Орла (от 15 до 29 лет) с использованием платформы «Яндекс.Формы». Опрошено 398 респондентов. Репрезентативность выборки обеспечивается по полу и по форме обучения (студенческая молодежь). Средняя ошибка выборки не превышает 5 %.

При написании программы и составлении инструментария исследования использовались результаты эмпирических исследований, проведенных в социологической лаборатории кафедры социологии и социальных технологий по данной проблематике [11, 13]. Для исследования влияния кинематографа на формирование такой составляющей духовной жизни молодежи, как патриотизм, использовались результаты исследования «Патриотическое воспитание молодежи», проведенного на кафедре «Социология и социальные технологии» Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС в октябре 2022 года. Метод исследования - анкетирование студентов вузов и колледжей города Орла с использование платформы «Яндекс.Формы». Опрошено 652 респондента. Репрезентативность выборки обеспечивается по полу и по форме обучения (студенческая молодежь). Средняя ошибка выборки не превышает 3 % [12].

В рамках социологического исследования затрагивались такие вопросы, как интерес к кинематографу; влияние, оказываемое на выбор жанра; предпочтения в выборе кино; функции, которые должна выполнять киноиндустрия для общества; связь кино и исторических событий; непосредственное влияние фильмов на духовную жизнь людей, а также формирование их духовно-нравственных качеств. Выявлены корреляционные зависимости патриотизма современной молодежи от пола и возраста.

Результаты исследования

Современная молодежь является одной из самых динамичных социальных групп в обществе, благодаря чему она активно участвует во всех трансформационных процессах, происходящих в нем на сегодняшний день. Духовная жизнь молодежи также подвержена постоянным изменениям, происходящим в окружающем ее социуме. Под духовной жизнью понимаются все процессы духовной деятельности (формирование социального мировоззрения и его расширение и изучение в конкретных общественных формах). Целью данного исследования было определить, какое влияние оказывает кинематограф на духовную жизнь современной молодежи.

Целью первого вопроса анкеты было узнать, что вообще для молодежи значит понятие «духовная жизнь». Почти треть респондентов ответила, что под духовной жизнью они понимают «внутренний мир человека» - 33,9 %, варианты ответов «культурное просвещение» и «обогащение

своих ценностей» выбрали 13,6 % и 12,8 % опрошенных соответственно, «творческие способности» - 10,5 %; ещё треть опрошенных (29,2 %) указала, что все перечисленные варианты ответа относятся к составляющим духовной жизни общества. Полученные данные подтверждают многогранность, значимость и ценность элементов духовного мира для молодого поколения.

Изучая вопрос влияния непосредственно кинематографа на духовную составляющую молодого поколения, задавали следующий вопрос: «Интересуетесь ли Вы кинематографом?». В ходе исследования было выяснено, что подавляющее большинство молодежи проявляет интерес к кинематографу (89,3 %). Респонденты, которые заявили, что кинематограф их не интересует, составили лишь 2,8 %. Так можно утверждать, что кинематограф занимает важное значение в жизни молодых людей. Интерес к кинематографу возрастает с каждым днем, это связано с применением новых информационных технологий в сфере киноиндустрии, которые влияют на качество и красочность фильмов.

Целью следующего вопроса было определить, каковы предпочтения преобладают у молодежи в сфере кинематографа в зависимости от регионов (стран), производящих кино (рис. 1).

■ Голливудское кино Советское кино

■ Современное отечественное кино

■ Европейское кино

Индийское кино Корейское кино

Рис. 1. Предпочтение фильмов в зависимости от регионов их производства, %

В каждом регионе, производящем кинопродукцию, имеются свои характерные особенности, которые накладывают определенный отпечаток на ее содержание. Выбирая фильмы в зависимости от регионов их производства, больше половины отдали предпочтение голливудским (38,6 %) и европейским (22 %) фильмам. Чуть меньше респондентов выбирали совре-

менное отечественное кино и советские фильмы, так отвечают 17,5 % и 16,2 % опрошенных. На последнем месте у молодого поколения стоит корейское и индийское кино, которое составляет 4,7 % и 1 % соответственно. Следует констатировать, что, несмотря на возросшую популярность западного кинематографа, молодые люди также выделяют и просматривают картины российского и советского кино. Это заставляет задуматься о важности транслирования посредством отечественной киноиндустрии традиционных ценностей, нравственных и моральных понятий, гражданских и общечеловеческих принципов. Российский кинематограф - это тот действенный рычаг формирования у подрастающего поколения высоконравственного духовного мира, которым необходимо пользоваться, трансформировать и внедрять в различные сферы жизнедеятельности.

Большое влияние кинематографа на духовную жизнь молодых людей подтверждается также частотой просмотра кино молодежью. Так, при ответе на вопрос «Как часто Вы смотрите кино?» были получены следующие результаты. Каждый пятый респондент ответил, что смотрит фильмы ежедневно. Таким образом, для 19,7 % современной молодежи кино является неотъемлемым элементом ежедневного досуга. Больше трети опрошенных (35,7 %) говорят о том, что смотрят фильмы несколько раз в неделю, а около четверти (23,8 %) смотрят фильмы один раз в неделю. То, что пятая часть молодежи не смотрит кино, свидетельствует о том, что они проводят много времени в социальных сетях, которые также стали неотъемлемым элементом социальной реальности современной молодежи.

Из данных ответов следует, что кинематограф является неизменным сопровождением духовной жизни большинства молодых людей (79,2 %). В данной связи производителям фильмов, а также работникам сферы искусства стоит понимать ответственность, которая ложится на них, так как через потребляемый контент молодежь формирует собственную систему мировоззрения и духовный мир.

Из абсолютно всех имеющихся направлений искусства, возможно, лишь кинематограф смог завоевать исключительную роль в современном обществе, а также в существовании отдельного человека. Можно подчеркнуть, что фильмы, меняя сознание отдельного индивида, меняют и представления социума в целом, что непосредственно, так или иначе, отражается на общественных процессах. Людям необходимо регулярно обновлять своё миропонимание с помощью киноновинок, поэтому мир кино и общество формируются синхронно.

У кинофильмов имеется уникальная интеграционная способность объединять людей в определенные моменты и на некоторое время освобождать их от повседневного стресса и прочих отрицательных эмоций: грусти, страха или вины. Во время просмотра кинофильма зрители погружаются в его атмосферу и - вместе с героями киноленты - в мир альтернативной реальности, уходя от решения собственных проблем и отвлекаясь

от повседневности. Нередко в кино молодежь находит ответы на волнующие их вопросы, ведь жанр кинофильма зрители выбирают согласно интересующим их на данный момент жизненным проблемам. Таким образом, не менее важным является вопрос о цели просмотра фильмов у молодого поколения. В связи с этим респондентам был задан вопрос: «Какую цель Вы преследуете при просмотре фильма?» (табл. 1).

Таблица 1

Цель просмотра фильма, %

Варианты ответов %

Приятное проведение досуга 37,2

Духовное удовлетворение 35,7

Получение эмоций, недостающих в жизни 33,5

Поднимает настроение 19,5

Помогает отвлечься от реальных проблем 18,3

Получение жизненного опыта 17,1

Просмотр красивой визуальной картинки / спецэффектов 16,4

Интересная сюжетная линия / развитие персонажей 12,4

Повышение интеллектуального уровня / возможность узнать что-то 9,7

новое

Ответы респондентов свидетельствуют о том, что кинематограф является неотъемлемой составляющей духовной жизни, отвечая за такие ее аспекты, как приятное проведение досуга, духовное удовлетворение, получение положительных эмоций. Это отметила в своих ответах треть респондентов (37,2 %, 35,7 % и 33,5 % соответственно). Таким образом, кинематограф придает духовной жизни позитивную эмоциональную окраску - поднимает настроение, дает возможность насладиться красивыми визуальными спецэффектами, что отмечает каждый пятый респондент (19,5 %и 16,4 % соответственно). Вместе с тем стоит отметить, что молодежь не только видит в кино источник получения позитивных эмоций, расслабления и удовольствия, но воспринимает его и как возможность получения жизненного опыта (17,1 %), а также повышения интеллектуального уровня (9,7 %).

В любом государстве одной из основополагающих задач является приобщение молодого поколения и в целом граждан к истории своей страны. Знание исторических событий играет огромную роль при формировании гражданственной идентичности современной молодежи, становления ее как личности, воспитания патриотизма и многих других необходимых составляющих для крепкого фундамента данного государства. Вопрос о том, откуда молодежь получает знания о своей Родине и ее истории, был задан в рамках исследования на тему «Патриотическое воспитание моло-

дежи», проведенного в социологической лаборатории кафедры социологии и социальных технологий [12].

Рис. 2. Основные источники получения знаний о Родине и ее истории (ответ на вопрос анкеты предполагал не более 3 вариантов ответа), %

На рисунке продемонстрировано, что кинематограф является первостепенным источником получения информации об истории своей Родины. В связи с неопровержимой значимостью данного феномена в исследование была заложена задача выяснить, смотрит ли современная молодежь фильмы, связанные с историческими событиями, происходящими в стране и мире?

Ответы респондентов распределились следующим образом. Лишь малая часть респондентов выбрали вариант ответа «Нет, не смотрю» и «Не имеет значения» (17,5 % и 5 % соответственно). Почти треть ответов опрошенных указывает на заинтересованность молодых людей в подобных жанрах (30,5 %). То, что почти половина молодых респондентов (47 %)

отмечает, что они смотрят фильмы, связанные с историческими событиями, говорит о том, что необходимо продолжать развивать современный кинематограф в данном направлении, так как он является механизмом формирования таких важных элементов духовной жизни молодежи, как патриотизм, историческая память. Вышесказанное свидетельствует о том, что в большей степени современная молодежь сопричастна к историческим событиям своей страны, а также мировой истории в целом.

Следует констатировать, что функции кинематографа постоянно подвергаются изменению из-за сдвигов в субкультурных интересах, их взаимодействия и переосмысления. Каждое десятилетие ведущие функции кинематографа сменяют друг друга. Это не позволяет закрепиться какой-нибудь одной универсальной типологии. И сам кинематограф - это явление, которое в определённом обществе преследует конкретные цели. В связи с этим было интересно проанализировать, какие же функции киноиндустрии в настоящий период развития общества выделяет современная молодежь, поэтому вопросом, заданным респондентам, стал следующий: «Какие функции, на Ваш взгляд, должен выполнять кинематограф?» (рис. 3).

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

¿¡Г

«г

ДР

41,1

29,6

13,1

6,3 5 4,8

#

■Ь

о

е?

Рис. 3. Функции кинематографа, %

Респондентам предлагалось выбрать две наиболее подходящие, на их взгляд, функции кинематографа. Из рисунка видно, что самым популярным стал ответ «познавательная», данный вариант ответа выбрали 41,1 %

молодых людей. Следующим распространенным ответом стала информационная функция, почти треть опрошенных назвала именно ее. Также респондентами была выделена образовательная функция кинематографа, ее выбрали 13,1 % опрошенных. В меньшинстве оказались следующие варианты ответа: интеграционная (6,4 %), трансляционная (5 %). И лишь малая часть опрошенных ответила, что это регулятивная (4,8 %). Из ответов респондентов следует, что молодежь воспринимает кинематограф прежде всего как источник получения информации, что важно учитывать работникам киноиндустрии при составлении контента выпускаемой продукции.

Касаясь непосредственно духовной жизни человека, индивида, общества, следует сказать, что на сегодняшний день она является неотъемлемой частью в социализации личности через кинематограф, способствует обогащению и обновлению мировоззрения у многих поколений.

Духовная жизнь человека проявляется в двух видах: деятельность, нацеленная на изготовление и формирование духовных, культурных ценностей (творений культуры, способов и итогов научных исследований, обладающих историко-культурной важностью строений, объектов и технологий и др.), и деятельность, нацеленная на поддержку, овладение, продвижение сформированных внутренних, культурных ценностей. Основанием проявления духовной жизни являются формы общественного сознания, в изучении и восприятии которых она проявляется [13]. Исследуя вопрос формирования духовной жизни с помощью кино, получили следующие результаты. Так, абсолютное большинство современной молодежи (90,7 %) высказывает мнение о том, что кино непосредственно оказывает влияние на формирование духовной жизни людей, лишь незначительная часть опрошенных считают, что кино не играет при этом особой роли. Из указанного следует сделать вывод: духовная жизнь общества - это определенная сфера жизнедеятельности человека, которая связана с распределением и производством духовных ценностей, а также с удовлетворением потребностей человека и одной из важных ее элементов является киноиндустрия, которая своими специфическими функциями способна влиять на формирование ее у молодого поколения [14, 15].

Подтвердив гипотезу о важности влияния кино на формирование духовной жизни современной молодежи, необходимо выяснить, какие качества развиваются у молодых людей после просмотра фильмов. В данной связи респондентам был задан вопрос: «Какие качества, по Вашему мнению, формируются в Вашей духовной жизни после просмотра кино?» (табл. 2).

Таблица 2

Качества, формируемые кинематографом, % (ответ на вопрос анкеты предполагал не более 3 вариантов ответа)

Варианты ответов %

Искренность 37,5

Милосердие 37,0

Креативность 32,7

Патриотизм 31,7

Благородство 30,6

Бесстрашие 29,0

Преданность 27,4

Пунктуальность 24,5

Щедрость 23,6

Из таблицы видно, что наиболее популярными у трети респондентов стали ответы, касающиеся проявления искренности, милосердия, креативности. Особо хотелось бы подчеркнуть, что современная молодежь выделяет и такое качество, как патриотизм, что указывает на то, что кино может затронуть не только поверхностные эмоции, но и более глубокие, так, патриотичность следует рассматривать как активную гражданскую позицию, политическую активность, гордость за свою историю и свой народ. Все эти признаки способны сформироваться у молодого поколения благодаря киноиндустрии. Респондентами также выделялись такие качества, как благородство, бесстрашие, преданность, что свидетельствует о том, что кинематограф оказывает положительное влияние на формирование духовности современной молодёжи.

Как уже было выяснено, киноиндустрия является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование духовной жизни людей в целом, однако острым остается вопрос демонстрирования тех или иных ценностей в кино и их взаимосвязь с духовно-нравственными качествами молодых людей. Так, респондентам был задан вопрос: «Что является лучшим способом в кинематографе для воспитания у человека духовно-нравственных ценностей?» (рис. 4).

Любовь

8,2

Дружба

■ Семья

Традиции

Рис. 4. Демонстрация ценностей кино, влияющих на формирование духовно-нравственных качеств человека, %

Почти 40 % молодых респондентов отметили, что семья выступает одной из главных ценностей кино, которая влияет на формирование духовно-нравственных качеств человека. Почти треть опрошенных выделили любовь как одну из важнейших демонстрирующихся ценностей. Также современной молодежью была отмечена «дружба» - 20,6 %, и лишь 8,2 % определяют, что это «традиции». Следует констатировать, что духовные ценности представляют высокую значимость и высоконравственную опору, общественный ориентир в жизнедеятельности молодого поколения, а также считаются важными аспектами ее социального формирования. Данные ценности необходимы именно для того, чтобы сформировать и развить внутреннее состояние человека и всего общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенный социологический анализ влияния кинематографа на духовную жизнь современной молодежи как одна из важных категорий в современном обществе показал эмпирическую обоснованность и острую необходимость в формировании у молодого поколения правильных духовно-нравственных ценностей путем транслирования кино, демонстрирующего положительные взгляды на окружающий мир, эстетическое, религиозное и моральное миропонимание.

Следует констатировать, что путь развития кинематографа является достаточно продолжительным, он постепенно влиял на сознание многих

Заключение

людей, приобщая их к своей деятельности. Кино в социальной реальности представляет собой определенную систему, которая обладает собственным языком и структурой. Владение информацией в этой сфере позволяет дальше продвигаться в этом развитии и охватывать все более новые горизонты в кинематографе. В связи с этим кино проникает в сознание людей с помощью образов, медиаэффектов, которые оказывают влияние на наше мышление. Духовная жизнь общества - одна из важнейших сфер социального бытия, в совокупности с экономической, а также общественно-политической жизнью определяющая специфику общества в его единстве.

Кинематограф можно представить как социальный институт, в котором взаимодействуют индивиды, он оказывает значительное влияние на формирование внутреннего мира молодого поколения. Можно сказать, что все это образует прочную связь между миром киноискусства и жизнедеятельностью человека. Однако общество с каждым разом требует от кинематографа более улучшенных и усовершенствованных визуальных технологий, креативных и интересных сценариев в создании фильмов и ситуаций, которые будут происходить в кино. Помимо этого, можно отметить, что киноискусство присутствует в жизни каждого человека, демонстрируя ему совсем иную жизнь: либо это совершенно безупречное место для человека, либо мрачное и суровое.

Социологический опрос показал, что кинематограф является одним из наиболее популярных видов проведения досуга и приобщения молодых людей через кино к духовной жизни общества. Современная молодежь, просматривая фильмы, получает от этого духовное удовлетворение, жизненный опыт, повышает свой интеллектуальный уровень, а также следует констатировать, что киноиндустрия способствует развитию таких духовно-нравственных качеств, как искренность, благородство, патриотичность и многие другие.

Из всего вышеизложенного следует сделать вывод, что для формирования духовной жизни молодежи, помимо транслирования непосредственно самого кино, необходимо внести следующие изменения: увеличить выпуск кинокартин, которые будут способствовать формированию духовного мира у молодежи, организовывать кинофестивали на определённую тематику в области кинематографа, а также создавать дискуссионные киноклубы для обсуждения кинокартин и развития духовного сознания. Все эти новшества благоприятно скажутся на трансформации духовной жизни современной молодежи.

Список литературы

1. Каган М.С. О духовном // Вопросы философии.1985. № 9. С. 93.

2. Келле В.Ж., Ковальзон М. Я Формы общественного сознания. М: Госполитиздат, 1959. 263 с.

3. Меркулов П.А. Государственная молодежная политика России исторические этапы формирования. СПб.: Алеф-Пресс. 516 с.

4. Алексеенок А. А., Каира Ю. В., Хатнюк Н. Н. Виртуальная среда как новая форма социальной реальности современной молодежи / Информационное развитие России: состояние, тенденции и перспективы: сборник статей XII всероссийской научно-практической конференции, Орел, 3 декабря 2021 года / Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС. Орел: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2022. С. 104-112.

5. Луков В.А., Луков В.А., Захаров Н.В. Ценностные ориентации российской молодежи в свете теории ценностей // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2(121). С. 19-26.

6. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России в зеркале социологии: к итогам многолетних исследований М.: Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, 2020. 688 с.

7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 386 с.

8. Брейтман А.С. Российское киноискусство: проблема сохранения ценностей русской культуры. Великий Новгород: Человек Наука, 2004. 364 с.

9. Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2008. 280 с.

10. Жабский М.И., Фохт-Бабушкин К. Ю. Кино в современном обществе: функции, воздействие, востребованность. М.: Министерство культуры Российской Федерации, НИИ киноискусства, 2000. 375 с.

11. Социологический портрет молодежи региона: информационный бюллетень социологической лаборатории / П. А. Меркулов, А. А. Алексе-енок, О. В. Леонова, И. В. Михалев. Орел: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2022. 160 с.

12. Меркулов П. А., Алексеенок А. А., Леонова О. В. Патриотическое воспитание современной студенческой молодежи // Информационный бюллетень социологической лаборатории: научное издание. Орел: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2022. 64 с.

13. Информационный бюллетень социологической лаборатории / П. А. Меркулов, А. А. Алексеенок, О. В. Леонова, И. В. Михалев. Вып. 9. Орел: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2021. 136 с.

14. Алексеенок А. А., Воробьева А. В., Алексеенок Е. А. Молодежь современной России как ключевой ресурс модернизации социума // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2022. Вып. 2. С. 79-89.

15. Меркулов П. А. Трансформация теоретических подходов к исследованию ценностных ориентаций молодежи под влиянием социальных реалий / Трансформация социальной структуры современного российского общества: состояние, динамика, тенденции: социологический альманах. Материалы XIV Орловских социологических чтений, Орел, 2 декабря 2022 года / под общей редакцией П.А. Меркулова, А.А. Алексеенок. Вып. 15. Орел: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2022. С. 42-50.

Алексеенок Анна Алексеевна, д-р социол. наук, проф., alekseenok-aa@yandex.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы,

Наливайко Ксения Валерьевна, аспирант, kseniya-nalivaiko@mail.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы,

Поляков Алексей Алексеевич, аспирант, polykovaa75@gmail.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF CINEMA ON THE SPIRITUAL

LIFE OF MODERN YOUTH

A.A. Alekseyenok, K.V. Nalivaiko, A.A. Polyakov

This article examines the process of cinema's influence on the spiritual life of modern youth. The basis of the work was the results of an empirical sociological study devoted to this problem, conducted at the Department of Sociology and Social Technologies of the Central Russian Institute of Management, a branch of the RANEPA. In the course of the study, it was revealed that cinema is one of the most effective tools for the formation of the spiritual world among modern youth. The film industry contributes to the penetration of people's consciousness, with the help of images, media effects that affect our thinking. In this regard, there is a formation of spiritual and moral values, positive or negative views on the surrounding world, aesthetic, religious and moral worldview among the younger generation. It is summarized that cinema is an effective lever for the formation of the right spiritual world among modern youth, which must be used, transformed and implemented in various spheres of life.

Keywords: empirical sociological research, sociological analysis, modern youth, spiritual life, cinema.

Alekseyenok Anna Alekseevna, doctor of sociological sciences, professor, alekseenok-aa@yandex.ru, Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Administration,

Nalivayko Ksenia Valeryevna, postgraduate, polykovaa75@gmail.ru, Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Administration,

Polyakov Alexey Alekseevich, postgraduate, polykovaa75@gmail, Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Administration

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.