УДК 316.4 DOI: 10.24412/2071-6141-2022-2-79-89
МОЛОДЕЖЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
КАК КЛЮЧЕВОЙ РЕСУРС МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИУМА
Алексеенок А.А., Воробьева А.В., Алексеенок Е.А.
Рассматривается молодежь как ключевой ресурс модернизации современной России. Материалы основываются на результатах эмпирического социологического исследования проблем молодежи, проведенного в десяти регионах России. В рамках исследования анализируются субъекты молодежной политики, работа молодежных организаций и основные направления их деятельности, политическая активность современной молодежи и направления для ее повышения, оценки возможности самореализации молодежи в стране, а также факторы, мешающие реализации жизненных планов молодежи. Резюмировано, что молодежь ждет от государства реальной поддержки и участия в решении молодежных проблем. Авторы приходят к выводу, что молодежь обладает широким общественным потенциалом, который необходимо направлять в русло общегосударственного развития и совершенствования социума.
Ключевые слова: молодежь, модернизация, молодежная политика, социологическое исследование, субъекты молодежной политики, молодежные организации.
В период существования советского общества молодежь как самостоятельная социальная группа не выделялась и соответственно практически не исследовалась. Это было обусловлено тем, что классовая социальная концепция, которой придерживались ученые в исследовании социальной структуры общества того периода, полностью исключала возможность этого. Молодых людей рассматривали только как классовую составную часть [1].
Желание России вернуть себе в двадцать первом столетии статус «великой державы» влияет на появление обновленных требований к общественным возможностям молодых людей в качестве наиболее приспособленной к инновациям общественной категории, имеющей специализированные характеристики, дающие возможность государству достигать национальную конкурентоспособность во всех сферах общественной жизни [2]. Для подавляющего большинства ученых, занимающихся исследованием молодежной проблематики, сегодня аспект адаптации молодых людей - достаточно значимый, так как забота о моральном, нравственном, профессиональном воспитании молодежи определяет перспективы государства на долгосрочный период. Положение молодых людей в стране, их общая роль, качественные, количественные характеристики можно назвать самыми главными индикаторами регулярности; динамичного совершенствования социума. Таким образом, в настоящее время молодежь является и объектом, и субъектом проектирования стратегического государственного совершенствования, ключевым ресурсом модернизации социума [3].
В данной связи актуализируются вопросы, связанные с молодежной политикой в регионе, которые задавались респондентам в рамках социологического исследования «Трансформация социальной структуры современного российского общества (на материалах Орловской области)», проведенного на кафедре «Социология и информационные технологии» Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС в период 25.10 2020 - 15.11.2020. Метод исследования - интервью по месту жительства. Опрошено 873 респондента. Репрезентативность выборки обеспечивается по возрасту, полу, сферам занятости, типу населенных пунктов. Средняя ошибка репрезентативности выборки не превышает 3%. Опрос проводился в дистанционном формате с использованием «Яндекс.Формы». Анализировались ответы респондентов в возрасте 18-35 лет, относящихся к молодежной социальной группе [4].
молодежные организации и объединения
федеральные органы государственной власти
органы местного самоуправления
сами молодые люди
региональные органы государственной власти
политические партии другое
Рис. 1. Субъекты ответственности за решение молодежных проблем, %.
На рис. 1 представлены основные субъекты ответственности за решение молодежных проблем, где наиболее популярными, по мнению самой молодежи, являются молодежные организации и объединения (27,3 %). Второе место занимают федеральные органы государственной власти (25,6 %), третье - органы местного самоуправления (17,4 %). Из этого следует, что молодежь ждет от государства реальной поддержки и участия в решении молодежных проблем. Наименее важными субъектами выступили сами молодые люди (11,5 %), региональные органы власти (11,6 %), политические партии (4,1 %).
Р
—I '
Выявив основные субъекты ответственности за решение молодежных проблем проанализируем как оценивает молодежь решение своих проблем различными органами власти (рис.2).
■ отлично 01 хорошо И удовлетворительно Ш плохо ■ очень плохо
50,4 50,4 50,4
25,6
23,1 ¡22,3
13,2 | 15,7 шпп
12,4 12,4 12,4
II ц Н Щ\
■ ° 1 0,8 1
Федеральные органы Региональные органы Муниципальные органы власти власти власти
Рис. 2. Оценки работы с молодежью следующих органов власти, %.
Результаты ответов респондентов весьма неоднозначны. Так, по мнению респондентов, государственные органы всех уровней власти наивысшей оценки в решении молодежных проблем не заслужили. Несмотря на то, что чуть больше респондентов оценивают «хорошо» работу региональных органов власти, чем федеральных и муниципальных (15,7 % - 13,2 % и 12,4 % соответственно), именно региональные органы власти получили больше отрицательных оценок (25,6 % - 23,1 % - 22,3 % соответственно). В то же время региональные органы власти получили меньше крайне негативных отзывов о своей работе по решению молодежных проблем (8,3 % и 12,4 % соответственно). Из сказанного выше можно сделать вывод, что респонденты все-таки отдают предпочтение региональным органам власти как субъекту решения проблем молодежи.
Следующий вопрос касался задач, которые по мнению респондентов, в первую очередь должны решать молодежные организации (рис. 3).
привлекать электорат для «взрослой» политической партии
осуществлять деятельность в интересах своих политических «наставников»
давать возможность людям объединиться ради одной общей цели
формировать гражданские и
политические установки и ценности
способствовать развитию у молодых граждан лидерских качеств
способствовать развитию гражданских прав и свобод
привлекать молодежь управленческих задач
к решению
помогать проблем
в решении молодежных
39,7 38 37,2
48,8
43
68,6
Н-1-1-1-1-1-1-1-1
0 10 20 30 40 50 60 70 80
Рис. 3. Задачи, которые в первую очередь должны решать молодежные организации, %.
Среди задач, которые должны решать молодежные организации, наиболее часто опрашиваемые выделяли помощь в решении молодежных проблем (68,6 %), что является достаточно предсказуемо и тривиально. Достаточно позитивным является тот факт, что молодые люди не просто ждут от молодежных организаций решения своих проблем, а сами желают принимать в этом непосредственное участие. Так респонденты отметили тот факт, что необходимо активизировать непосредственное участие молодежи в решении управленческих задач (43 %), проводить мероприятия, направленные на развитие гражданских (48,8 %) и лидерских (37,2 %) качеств молодежи, способствовать их интеграции ради достижения конкретных целей (39,7 %) Все эти ответы свидетельствуют об активной гражданской позиции современной молодежи [5]
Несмотря на то, что значительная часть молодежи занимает достаточно сознательную гражданскую позицию, высокий уровень абсентеизма, который проявляет значительная часть молодых людей, актуализирует вопрос о привлечении представителей данной социальной группы к участию в социально-политической сфере общественной жизни (рис. 4).
Рис. 4. Основные направления повышения политической активности молодежи, %. (допускалось несколько ответов)
Среди основных направлений повышения политической активности молодежи респонденты выделили такие как: включение вопросов, касающихся молодежной проблематики в программы политических партий (57 %);
поддержка инициатив и обеспечение самостоятельности для развития молодежных движений, объединений и организаций (47,1 %), а так же реализация возможностей самостоятельного создания организаций такого направления (39,7 %); привлечение дополнительного финансирования и инвестиций для материального стимулирования и поддержки политически активной молодежи (40,5 %); стимулирование политического участия как лифта восходящей социальной мобильности (33,1 %); создание в действующих ведущих политических партиях молодежные ячейки и объединения (37,2 %) [6].
В современном информационном обществе молодежь является основным актором внедрения и продвижения различных достижений общественного прогресса. Они становятся лидерами модернизации современного социума во всех сферах общественной жизни. Молодежь делает большое число открытий в области науки. Выдвигается много общественных, экономических начал; прорабатывается весомое число технологических нововведений. Молодыми людьми предлагается множество принципиально новых идей. В рамках существующей специфики подобным важным аспектом, который определяет обновленную направленность развития общественной активности, можно назвать цифровизацию разных коммуникационных факторов, социальных взаимодействий. Согласно статистической информации 2020 года, доступ к всемирной сети имели около восьмидесяти процентов домашних хозяйств Российской Федерации [7]. Около девяноста процентов представителей молодежной группы имеют персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет или делает это с мобильного телефона, который есть практически у всех молодых людей.
Соответственно, молодых людей можно назвать ключевым ресурсом модернизации социума.
По мнению основных исследователей молодежной проблематики таких как М.К. Горшков, Ю.А. Зубок, В.И. Чупров, Ф.Э Шереги молодежь как особая социальная группа обладает следующими характеристиками []:
- открытость к экспериментам, использованию нововведений; корректировкам; принятию различных точек зрения, плюрализм; индивидуализация в качестве метода приспособления к смене общественных обстоятельств.
- принятие инноваций, нововведений, технических и технологических достижений, высокая степень адаптивности;
- толерантность к различным категориям граждан, наряду ч критичностью мышления [4].
Именно молодежь как социальная группа является носителем интеллектуального потенциала общественного развития, творческих возможностей и инноваций. Молодые люди восприимчивы к новым знаниям быстро осваивают новые умения и навыки. Вследствие нарастающего об-
щественного прогресса именно молодежь является той социальной группой, которая быстрее остальных адаптируется к имеющимся нововведениям. В данной связи был задан вопрос о возможностях самореализации и саморазвития которые видит в настоящий момент молодежь в нашей стране (рис. 5).
Рис. 5. Оценка возможности молодежи для развития и самореализации в стране, %.
В данном вопросе мнения респондентов разделились практически поровну. Это достаточно тревожно, так как половина молодых людей не видит в настоящий момент потенциала развития в нашей стране (52 % и 48 % соответственно). Еще более негативно выглядит то обстоятельство, что число молодых людей, оценивающих возможности для развития и саморазвития в нашей стране крайне негативно в два раза превосходит тех, кто имеет оптимистические ожидания (10 % и 5 % соответственно).
В этой связи респондентам был задан вопрос о том, что препятствует в первую очередь реализации их жизненных планов (рис. 6).
Менталитет современной молодежи 19,8
Недоступность качественного образования 3 7,2
Дискриминация молодых людей со стороны старших поколений 41,3
Отсутствие действенной государственной политики по поддержке молодежи 45,5
Общая социально-экономическая ситуация в стране 51,2
Невостребованность молодежи на рынке труда 52,9
Рис. 6. Факторы, препятствующие реализации жизненных планов современной российской молодежи, %. (допускалось несколько ответов).
Среди факторов, препятствующих реализации жизненных планов современной российской молодежи, респонденты выделили такие как: отсутствие перспектив на рынке труда - 52,9 %, трудную социально-экономическую ситуацию в стране в целом и в регионе в частности - 51,2 % (Орловская область относится к дотационным регионам с отсутствием эффективно действующего производственного сектора экономики, отсутствием рабочих мест, особенно перспективных и высокооплачиваемых, с
одним из самых низких прожиточных минимумов). Почти половина молодежи сетует на отсутствие эффективной молодежной политики (45,5 %).
Молодежь - самая мобильная прослойка социума. Она заметным образом влияет на динамику общественной структуры, смену классов, гражданских слоев. Мобильность молодых людей предполагает повышенную интенсивность: наблюдается и инфомобильность, географическая мобильность и т.п.
Рассуждая об общественном статусе молодых людей, необходимо принимать во внимание, что данная категория согласно закономерностям преемственности, знакомится с социальными взаимоотношениями, религиозными ценностными ориентирами определенного социума, в дальнейшем реализуя воспроизводство ценностных ориентиров. Его комплексность зависит от степени общественного совершенствования молодых людей. Оно же в свою очередь зависит от отношения социума к молодежи.
Социальный потенциал молодых людей считается интегральным параметром общего перечня характеристик, запасов, возможностей (психологических, физиологических, возможностей в области образования, социальных, экономических, духовно-культурных возможностей) молодых людей в качестве отдельной общественной категории. Эта категория проектируется под влиянием локальных (личностные характеристики), внешних (факторы внешней среды, институциональные факторы) аспектов. Их реализуют под воздействием микро- (родные, друзья, коллеги, соратники по учебе), макро- (социальные структуры; социальная, финансовая гос. политика, масс-медиа) условий. Данные факторы предполагают стратегическую роль для общественного воспроизводства, совершенствования государственной политики на регулярной основе. Общественный потенциал молодых людей классифицируется по таким критериям: степень индивидуализации (для индивида, группы); соответствие целям социально -государственного совершенствования; уровень навыков молодых людей (высокий, средний, низкий).
Следующий вопрос касался факторов, влияющих на жизненный успех молодежи.
Факторы жизненного успеха современной молодежи, %
связи 52,1
хорошее образование 49,6
высокий профессионализм 57,0
предприимчивость 37,2
богатые родители 33,9
экономическая независимость 39,7
талант 29,8
удачная женитьба, замужество 9,9
Из результатов, приведенных в таблице можно сделать вывод, что основные факторы жизненного успеха молодежи связаны с профессиональными качествами, такими как высокий профессионализм -57 %, который молодежь считает основным фактором жизненного успеха. На третьем месте среди факторов жизненного успеха молодежь отмечает хорошее образование - 49,6 %. Стремление к получению хорошего образования и профессиональных компетенций свидетельствует о том, что государство должно поддержать молодежь в данном направлении.
Государственная молодежная политика должна осуществляться, принимая в расчет ряд принципов:
- проектирование механизма социальных образований, который объединяет активистов;
- адаптация деятельности по гражданскому, патриотическому воспитанию, укреплению здоровья рассматриваемой категории;
- возможность обеспечить преемственность в процессе воспитания анализируемой общественной группы. В рамках осуществления молодежной политики в стране требуется специализированная программно-целевая концепция в рамках взаимодействия с разными группами молодых людей. В этом случае значимым фактором можно назвать возможность преодолеть иждивенческие принципы, ориентировать молодежь на самостоятельность в рамках проработки жизненной стратегии.
Резюмировано, что молодежь обладает широким общественным потенциалом, который необходимо направлять в русло общегосударственного развития и совершенствования социума. Все перечисленные направления государственной молодежной политики будут способствовать реализации молодежного потенциала как ключевого ресурса модернизации современного российского социума.
Список литературы
1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России в зеркале социологии: к итогам многолетних исследований. Москва, 2020.
2. Меркулов П.А., Каира Ю.В., Михалев И.В. Трансформация социальной структуры населения региона: состояние, тенденции, влияние на уровень социальной напряженности (на материалах Орловской области). Научная монография / Орел, 2021.
3.Катунина А.И. Особенности и проблемы государственной молодежной политики как фактора социализации молодежи // URL: https://cyberlemnka.m/artirie/n/osobennosti-i-proMemy-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politiki-kak-faktora-sotsializatsii-molodogo-pokoleniya-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 22.04.2022).
4. Меркулов П.А., Алексеенок А.А., Леонова О.В., Михалев И.В. Молодежь региона в 2020-2021 гг. Научное издание. Информационно -социологический бюллетень. / Орел, 2021.
5. Развитие гражданского общества в регионах России / И. А. Бата-нина, А. А. Лаврикова, О. Е. Шумилова [и др.] ; Под общей редакцией И.А. Батаниной. Тула: Тульский государственный университет, 2019. 253 с.
6. Алексеенок А.А., Каира Ю.В. Основные направления повышения политической активности населения // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2018. Вып. 3. С. 53-60.
7. Ишмуратова Д.Ф. Особенности социальной активности молодежи в современных условиях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 1-2. URL: https://cyberlefflnka.ru/article/n/osobennosti-sotsialnoy-aktivnosti-molodezhi-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 22.04.2022).
8. Зубок Ю.А., Чупров В.И., Любутов А.С., Сорокин О.В. Жизненные позиции молодёжи: смысловые основания формирования // Вестник Института социологии. 2021. Т. 12. № 3. С. 79-98.
Алексеенок Анна Алексеевна, д-р социол. наук, проф., alekseenok-aa@yandex.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы,
Ворбьева Анастасия Владиславовна, аспирант, vorobyova.nastya1@mail.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы,
Алексеенок Екатерина Александровна, аспирант, alekseenok.kate@gmail.com, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы
YOUTH OF MODERN RUSSIA AS A KEY RESOURCE FOR THE MODERNIZATION OF SOCIETY
AlekseenokA.A., VorobyovaA.V., AlekseenokE.A.
The article considers youth as a key resource for modernizing modern Russia. The materials are based on the results of an empirical sociological study of youth problems conducted in ten regions of Russia. The study analyzes the subjects of youth policy, the work of youth organizations and the main directions of their activities, the political activity of modern youth and directions for its improvement, assessing the possibility of self-realization of youth in the country, as well as factors that hinder the implementation of youth life plans. It is summarized that young people expect real support and participation from the state in solving youth problems. The authors come to the conclusion that young people have a broad social potential, which should be directed towards the national development and improvement of society.
Keywords: youth, modernization, youth policy, sociological research, subjects of youth policy, youth organizations.
Alekseyenok Anna Alekseevna, doctor of sociological sciences, professor, alekseenok-aa@yandex.ru, Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Administration,
Vorobyova Anastasia Vladislavovna, postgraduate, vorobyova.nastya1@mail.ru, Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Administration,
Alekseenok Ekaterina Aleksandrovna, postgraduate, alekseenok.kate@,gmail.com, Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Administration,