Научная статья на тему 'Повышение значимости государственной молодежной политики в политической социализации юношества'

Повышение значимости государственной молодежной политики в политической социализации юношества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
990
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ОПТИМИЗМ / YOUTH / YOUTH POLICY / SOCIALIZATION / YOUTH ASSOCIATIONS / POLITICAL ACTIVITIES / POLITICAL ORIENTATIONS / POLITICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бабосова Е. С.

Охарактеризованы основы Государственной молодежной политики Республики Беларусь. Определены ее основные цели, приоритеты и направления. Выявлены сущность и функции политической социализации подростков и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASIS OF STATE YOUTH POLICY, INCREASING ITS ROLE IN POLITICAL SOCIALIZATION OF YOUTH

The constitutional and legal framework of the State Youth Policy of the Republic of Belarus is characterized. Its main objectives, priorities and directions, the essence and function of political socialization of adolescents and youth are defined.

Текст научной работы на тему «Повышение значимости государственной молодежной политики в политической социализации юношества»

УДК 316.614:32-053.6(476)

Е. С. БАБОСОВА,

кандидат социологических наук,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

ПОВЫШЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ

политики в политической социализации юношества

Охарактеризованы основы Государственной молодежной политики Республики Беларусь. Определены ее основные цели, приоритеты и направления. Выявлены сущность и функции политической социализации подростков и молодежи.

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, социализация, молодежные объединения, политическая деятельность, политические ориентации, политическая система, оптимизм.

Молодежь в возрасте 16-29 лет составляет почти четверть населения страны, поэтому важным направлением обеспечения устойчивого развития общества и его модернизации является деятельность по формированию и реализации эффективной молодежной политики, а также вовлечению молодых людей в сферу государственно-общественного управления, производственно-трудовой, социокультурной, научно-технической и общественно-политической деятельности.

Государственная молодежная политика является целостной системой государственных приоритетов и мер экономического, правового, социального, воспитательного и организационного характера, осуществляемой органами государственной власти, управления, организациями и объединениями граждан, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи в интересах Беларуси и ее народа. Она разрабатывается и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при активном участии молодежных общественных объединений, исследовательских и образовательных учреждений, неправительственных и спонсорских организаций. Ее правовые основы составляют конституционные установления и законодательство страны, содержащее в себе ряд законов, учитывающих интересы и потребности различных групп молодежи и определяющих важнейшие направления общественно-политической социализации молодежи.

Трансформация современного общества невозможна без решения проблем молодежи, ее образования, профессиональной подготовки, повышения роли молодежных общественных объединений. Роль и значение молодежи и ее участия в формировании и осуществлении молодежной политики определяется

78

Е. С. Бабосова

спецификой положения этой группы в обществе, так как она является одним из важнейших объектов государственных интересов и одним из главных факторов обеспечения устойчивого социально-экономического и политического развития страны и ее комплексной модернизации. В связи с этим существенно актуализируется изучение включенности молодежи в политические процессы, исследование ее политических взглядов и убеждений, отношения к государственной системе молодежной политики, а также возможных методов влияния на участие юношей и девушек в политической, экономической, культурной, научной и других сферах общества.

Молодежь «является наиболее подвижной частью общества, восприимчивой к новым явлениям действительности, к новым знаниям, новым представлениям о мире, сущностной социальной характеристикой которой является способность наследовать и воспроизводить социокультурные образцы, трансформировать их с учетом изменившегося социального опыта на основе собственного инновационного потенциала и транслировать будущим поколениям, внося тем самым свой вклад в развитие общества» [1, с. 26]. Вместе с этим молодежь легче поддается манипулированию, у нее не сформированы устойчивые представления и убеждения, политические взгляды и предпочтения. Государственная молодежная политика ориентирована на рост социальной и политической активности молодежи, на увеличение количества ее представителей в экономической и социально-политической жизни общества.

Возможности вовлечения молодежи в общественно-политическую деятельность в последнее время расширяются. В частности, в Минске юноши и девушки принимают участие в столичных проектах «Молодежная палата», «Минская смена», «Наши люди», призванных привлекать молодежь к государственному управлению.

Один из эффективно действующих таких проектов - столичная «Молодежная палата». В ней проявляют активность 55 депутатов, старшеклассников минских школ и гимназий, которые прошли серьезную процедуру выборов. В качестве социального механизма комплектования данного общественного органа взята схема проведения выборов в местные Советы. Конкуренция здесь была достаточно острой: на 1 место претендовали 3-4 кандидата. Вначале их выдвигали одноклассники и учителя или молодежные общественные организации. После этого зарегистрированные кандидаты проводили предвыборную агитацию в школах. Были здесь и кабинки для голосования, и списки избирателей, и бюллетени, и избирательная комиссия, занимающаяся подсчетом голосов.

После избрания в состав этой «Молодежной палаты» ребята разрабатывают и осуществляют разнообразные мероприятия: помощь ветеранам Великой Отечественной войны, проведение совместно с ГАИ акций по обеспечению безопасности движения, участие в компьютерном программировании, проведение школьных олимпиад и, наконец, встречи с депутатами Минского городского Совета и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Повышение значимости государственной молодежной политики...

79

Главная цель этого общественного объединения - предоставить депута-там-подросткам, избранным туда своими сверстниками, возможность обсуждать и принимать участие в решении реальных проблем, существующих в различных сферах, разрабатывать и реализовывать свои инновационные проекты и приобретать тем самым опыт участия в общественно-политической жизни. Все это важно в выработке у подростков заинтересованности в участии в процессах модернизации.

Включение подростка в деятельность различных общественно-политических объединений существенно расширяет социальное пространство политической социализации молодежи. «Создан республиканский реестр молодежных и детских организаций, пользующихся государственной поддержкой, в который включено 15 организаций. Самой массовой и известной является Белорусский республиканский союз молодежи, правопреемник комсомола» [3, с. 70]. Участие юношества в работе таких организаций содействует решению ряда важных воспитательных и практических задач. Среди них наиболее существенными являются:

а) формирование политического сознания молодого человека;

б) социально-политическая ориентация юношей и девушек;

в) выбор конкретной социальной группы в качестве «своей» и соответствующей политической позиции;

г) усвоение определенных политических функций, стремление осуществлять их в повседневной жизнедеятельности (формирование политической идентичности);

д) формирование эмоционально-насыщенной и рационально-осознанной установки по отношению к политической жизни и ее модернизации.

О важности именно такого направления идейно-воспитательного воздействия на молодое поколение страны свидетельствует тот факт, что, по данным репрезентативного социологического опроса, проведенного в сентябреоктябре 2013 г., две трети (64,5 %) опрошенных молодых людей в возрастной когорте 16-29 лет утверждали, что они интересуются политическими событиями, происходящими в обществе. Правда, очень многие из них (43,1 %) не принимают участия в политической жизни, а 51,4 % в деятельности общественных организаций и движений (рис. 1).

Учитывая все это, следует принимать во внимание, что более половины опрошенных молодых людей (51,5 %) считают необходимым осуществить модернизацию политической системы в Беларуси, тогда как в возрастной группе от 50 лет и старше такую позицию занимают чуть более трети всех респондентов (35,8 %). Характерно, что 41,7 % опрошенных молодых людей считают необходимым в процессе модернизации сделать работу государственного аппарата более эффективной и открытой для граждан, 37,2 % - усилить ответственность руководителей всех уровней за принятие и осуществление решений, 26,9 % - в большей степени учитывать общественное мнение по управлению государством. Нельзя не отметить и такой примечательный факт: 17,8 % из об-

80

Е. С. Бабосова

Рис. 1. Доля молодежи Беларуси, принимающей участие в деятельности общественных организаций (в %)

щего массива опрошенных молодых людей считают, что в участии в политической жизни реализуются стремления к саморазвитию и социальной активности, а каждый третий - 33,8 % - что политическая активность определяется стремлением улучшить жизнь людей в обществе.

Со свойственными молодежи максимализмом и критичностью в оценке существующих реалий, в том числе и в политической сфере общества, 46,6 % опрошенных молодых людей считают недостаточными применяемые государством, учебными заведениями и общественными организациями меры по привлечению молодежи к участию в политике (считают их достаточными только 22,1 %, не смогли точно сформулировать свою позицию или уклонились от ответа на данный вопрос 31,3 % респондентов). К тому же 28,8 % опрошенных молодых людей характеризуют осуществляемые в стране меры по поддержке молодежных общественных организаций недостаточными.

Отметим еще три важных показателя: 43,8 % молодых респондентов гордятся тем, что являются гражданами своей страны: 76,0 % утверждают, что их объединяет с жителями Беларуси любовь к Родине, патриотизм, а 83,5 % -культура и традиции белорусского народа.

Анализ и осмысление приведенных материалов социологических исследований позволяют сформулировать важное умозаключение. Суть его такова: современная белорусская молодежь достаточно отчетливо представляет себе, какие актуальные проблемы следует решать в ближайшей перспективе в нашем обществе. И в качестве важнейших проблем ее большинство (повторим: 51,5 %) видят необходимость осуществления модернизации политической системы, а также улучшения экономического развития Беларуси (так считают 46,3 % из общего количества опрошенных молодых людей в возрасте 1629 лет, при 30,8 % граждан в возрасте от 50 лет и старше, разделяющих такие же убеждения). Это означает, что современная молодежь отчетливо осознает не-

Повышение значимости государственной молодежной политики...

81

обходимость политической и экономической модернизации нашей страны и составляет важнейший ресурс их эффективного осуществления.

В процессе осуществления Государственной молодежной политики важно определить направленность политических ориентаций молодых людей. Но еще важнее установить, в каких формах, предпочтениях такие ориентации получают воплощение в жизни, позициях юношей и девушек. Как свидетельствуют материалы социологических исследований, большинство опрошенных молодых людей - 66,3 % в той или иной мере интересуются политическими событиями, которые происходят в Беларуси. Не интересуются политическими процессами, происходящими в нашей стране, 16,9 % представителей молодежной возрастной когорты, такими же процессами в России и других странах ближнего зарубежья - 19,6 %, в странах дальнего зарубежья (в Европе и др.) - 20,6 %.

В процессе опроса молодым людям задавался следующий вопрос: «В какой форме Вы участвуете в общественно-политической жизни?» Следует отметить существование достаточно большой группы молодежи, которая, несмотря на периоды политического затишья, постоянно интересуется политикой. Более двух третей опрошенных молодых людей (66,5 %) внимательно следят за информацией о политических событиях по СМИ. Кроме того, 21,8 % молодых людей участвуют в выборах в Парламент, 27,6 % - в выборах в местные Советы депутатов, 45,3 % - в выборах Президента.

Другие формы участия в общественно-политической жизни страны не являются такими популярными: участвуют в общественных движениях - 4,5 %, участвуют в политических дискуссиях и диспутах - 3 %, проводят агитацию среди товарищей по работе и учебе - 2 %, состоят в политических партиях -1,5 %, принимают участие в обсуждении законопроектов и других важных государственных решений - 2,4 % из общего количества опрошенных молодых людей.

Для выяснения политических ориентаций молодых людей большое значение имеет выяснение их отношения к политическим партиям страны. Состоят в политических партиях лишь 1,5 % опрошенных молодых людей. Их авторитет в молодежной среде является невысоким в силу их многочисленности, нечеткости программ, слабости их социальной базы, отсутствия организованной общественной поддержки. В связи с этим политические партии не пользуются поддержкой со стороны молодежи и не вызывают у молодых людей желания присоединиться к их деятельности. Так, на вопрос «Если бы в белорусский Парламент выборы проводились по партийным спискам, то за какую политическую партию Вы бы проголосовали?» более двух третей опрошенных молодых людей (64 %) затруднились ответить, а еще 24 % респондентов проголосовали бы против всех. Увеличению популярности политических партий может способствовать создание взаимодействующих с ними молодежных организаций, которые способны более активно контактировать с молодыми людьми. Опыт демократических стран показывает, что при определенных

82

Е. С. Бабосова

условиях такие организации способны создавать резерв для будущей политической деятельности.

Формирование политических ориентаций и предпочтений молодых людей происходит в общем русле социализации, которая остается актуальной всегда, поскольку именно через ее социальные механизмы осуществляется эстафета поколений, когда опыт, знания, чувства, мечты, стремления передаются от старшего поколения к следующим, более молодым, и, как правило, более активным. Но в первой четверти XXI в. эта актуальность сместилась в сторону политического вектора. Такое смещение обусловлено тем, что происходящие в Беларуси процессы модернизации политической системы оказывают существенное влияние на изменение социальных механизмов политической социализации, прежде всего молодежи.

Политическая социализация молодежи «представляет собой двусторонний процесс усвоения молодыми людьми норм политической культуры, социальных ролей и способов включения их в политические процессы с одновременным вынесением вовне свойственных им особенностей политического поведения посредством активных социально-политических действий» [2, с. 232].

Проведенное в июле 2014 г. Институтом социологии НАН Беларуси социологическое исследование показывает, что у значительной части белорусской молодежи сформирован достаточный потенциал, необходимый для активной и ответственной в гражданском отношении жизненной позиции, более двух третей из 384 опрошенных молодых людей (всего было опрошено 1495 человек) убеждены в том, что Республика Беларусь состоялась как независимое суверенное государство (а в целом по выборе такую позицию занимают 74,9 %). В связи со вступлением в Евразийский экономический союз одним из преимуществ данного интеграционного объединения считают возможность обучать наших граждан на равных условиях с гражданами ЕАЭС 46,2 % молодых людей в возрасте до 20 лет (81,25 % из них - учащиеся и студенты) по сравнению с 33,8 % таких суждений среди всех участников опроса. В этой же возрастной когорте 31,8 % опрошенных одно из преимуществ такой интеграции видят в расширении доступа к инновационным технологиям и возможности обмена опытом специалистами, тогда как в целом по выборке такие суждения высказывают значительно меньшее количество опрошенных - 23,8 %.

Вместе с тем наша молодежь более серьезно задумывается и о возможных негативных последствиях вхождения Беларуси в ЕАЭС. Так, в возрастной когорте до 20 лет учитывают возможность оттока наиболее квалифицированных специалистов в другие страны данного интеграционного объединения 43,1 %, тогда как в целом по выборке опрашиваемых такие суждения разделяют 41,8 % респондентов.

Обращает на себя внимание тот факт, что 42,4 % молодых людей считают необходимым в процессе совершенствования системы государственного управления в большой степени учитывать общественное мнение при принятии управленческих решений, а 16,3 % высказываются за более широкое

Повышение значимости государственной молодежной политики...

83

привлечение общественных организаций к принятию политических решений и управлению государством. В целом же по выборке опрашиваемых такие суждения высказывают 34,4 % и 11,6 % респондентов.

Молодежь с гораздо большим оптимизмом смотрит на перспективы развития белорусского государства: считают, что через 10-15 лет Беларусь будет демократическим и правовым государством 30,0 % молодых людей в возрасте до 29 лет, тогда как в более старших возрастных когортах доля таких оценок составляет от 28,4 % до 29,6 %.

Анализ результатов социологических исследований убеждает в том, что встречающиеся в публикациях рассуждения об аполитичности современной молодежи не отражают социально-политической действительности. Вывод приведенных исследований таков: белорусская молодежь в своем большинстве (особенно учащиеся и студенты) прошла хорошую школу политической социализации. Значительная ее часть идентифицирована в системообразующую модель белорусской государственности, занимает инициативные позиции в отношении совершенствования государственной системы. А ее гражданские установки в основном соответствуют происходящим в нашей стране модерни-зационным изменениям политической системы.

Литература

1. Бабосова, Е. С. Ценностные ориентации белорусской молодежи в политической и социокультурной сфере / Е. С. Бабосова // Zeszyty naukowe. - 2012. - N 6.

2. Бабосова, Е. С. Влияние молодежной политики на устойчивое развитие современного белорусского общества / Е. С. Бабосова // Социол. альманах. - 2011. - Вып. 2.

3. Гигин, В. Ф. Куда идешь, молодежь? / В. Ф. Гигин // Беларус. думка. - 2009. - № 4.

E. S. BABOSOVA

CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASIS OF STATE YOUTH POLICY, INCREASING ITS ROLE IN pOLITICAL SOCIALIZATION OF YOuTH

Summary

The constitutional and legal framework of the State Youth Policy of the Republic of Belarus is characterized. Its main objectives, priorities and directions, the essence and function of political socialization of adolescents and youth are defined.

Keywords: youth, youth policy, socialization, youth associations, political activities, political orientations, political system.

Поступила 02.10.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.