Е. С. БАБОСОВА,
кандидат социологических наук,
Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск
ВЛИЯНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА УСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА
В предлагаемой статье характеризуется мотивационная структура включенности молодежи в социально-политическую деятельность и влияние молодежной политики в качестве фактора устойчивого развития современного белорусского общества. На основе анализа результатов социологического исследования, проведенного Минским НИИ социально-экономических проблем, рассмотрен процесс адаптации молодежи к социально-экономической и политической жизни. Сформулированы выводы и рекомендации по активизации вовлечения молодежи в социально-политическую деятельность в условиях перехода экономики и других сфер жизнедеятельности Республики Беларусь на инновационный путь развития.
Молодежь составляет почти четверть населения республики, является существенной частью избирательного корпуса и трудового потенциала страны и представляет собой важнейший перспективный ресурс развития общества. Именно поэтому одним из важнейших направлений обеспечения устойчивости развития белорусского общества является целенаправленная деятельность по формированию эффективной молодежной политики, а также вовлечению молодых людей в сферу государственно-общественного управления. В связи с этим в условиях трансформации современного общества, оказывающей огромное влияние на все сферы общественной жизни, большую актуальность приобретает исследование отношения молодых людей к изменяющейся социальноэкономической, социокультурной и политической среде, а также ценностных ориентаций молодежи в социально-политической сфере.
Государственная молодежная политика представляет собой систему государственных, общественно-политических, социально-экономических, организационных и правовых приоритетов и мер, направленных на поддержку молодежи и создание условий для ее успешной социализации и эффективной самореализации, развития ее потенциала в интересах страны, а также на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. Трансформация современного общества невозможна без решения проблем молодежи, ее образования, профессиональной подготовки, повышения роли молодежных общественных объединений. Роль и значение молодежи и ее участия в формировании молодежной политики определяются спецификой положения этой
группы в обществе, так как она является одним из важнейших объектов государственных интересов и одним из главных факторов обеспечения устойчивого социально-экономического и политического развития страны. Существенно актуализируется поиск новых подходов к разработке и осуществлению молодежной политики, в связи с чем возникает необходимость сбора достоверной информации о потребностях и интересах современной молодежи.
Политические убеждения и идеологические предпочтения формируются в процессе политической социализации. Политическая социализация представляет собой совокупность процессов становления политического сознания и поведения, принятия и исполнения политических ролей. Молодежь является наиболее динамичной частью общества, восприимчивой к новым знаниям и новым представлениям о мире. С другой стороны, именно молодежь в сложившейся социально-экономической обстановке является наиболее незащищенной социальной группой, которая легче всего поддается манипулированию, так как у нее еще не окончательно сформированы устойчивые представления и убеждения, политические взгляды и предпочтения. Именно поэтому одной из главных задач молодежной политики является воздействие на молодого человека с целью его физического и морально-нравственного формирования.
Государственная молодежная политика ориентирована на рост социальной и политической активности молодежи, на увеличение количества ее представителей в экономической и социально-политической жизни общества. Это очень широкая многофункциональная область, включающая большой перечень мер, которые затрагивают молодое поколение с момента рождения и до 25 лет (детские сады, поддержка семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жилье). Кроме того, под термином «молодежная политика» подразумевается деятельность специализированных центральных правительственных учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи. Цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежи (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества). Цель определяет несколько взаимосвязанных задач молодежной политики, в которые входят: выявление потребностей и интересов различных групп молодежи; создание благоприятных условий для реализации этих потребностей и интересов; создание условий для профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров; формирование политических взглядов и навыков политического участия молодежи в политической жизни общества; социальная, материальная, правовая и иная поддержка молодежи; участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики.
В Республике Беларусь создана законодательная и нормативно-правовая база государственной молодежной политики, закрепленная в Конституции. Важнейшим документом, определяющим основы государственной молодежной
политики, является Закон «Об основах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», принятый 7 декабря 2009 г. [1]. В соответствии с законом субъектами государственной молодежной политики являются молодежь, молодые семьи, молодежные общественные объединения, государственные органы и иные организации, участвующие в пределах своей компетенции в реализации государственной молодежной политики.
Разработка основных направлений молодежной политики, так же как и эффективность ее реализации, должна базироваться на четком знании тех проблем, которые в наибольшей степени волнуют современную молодежь. С учетом этих факторов Минским НИИ социально-экономических проблем в 2009 г. был выполнен научно-исследовательский проект по исследованию перспективных вопросов в области государственной молодежной политики среди учащейся, студенческой и работающей молодежи. Цель данного проекта заключалась во всестороннем исследовании проблем минской молодежи и определении наиболее перспективных путей развития молодежной политики [2].
Исследование носило комплексный характер и включало в себя несколько блоков вопросов, ориентированных на выявление эффективности реализации основных направлений государственной молодежной политики. Один из блоков вопросов был направлен на выявление оценок респондентами своего материального положения, жилищных условий. Ряд вопросов затрагивал отношение молодежи к основным социальным институтам, степень и формы участия молодежи в общественной жизни, а также их отношение к общественным объединениям. Отдельный блок вопросов был посвящен выявлению степени религиозности минской молодежи; исследованию их ценностных ориентаций и жизненных планов, отношения к браку и семье, к стандартам здорового образа жизни, к вопросам экологии. Эмпирическую базу исследования составил опрос 1199 респондентов из числа учащейся, студенческой и работающей молодежи в возрасте от 16 до 30 лет.
В ходе исследования было выяснено, что одним из основных факторов, препятствующих активному включению молодежи в общественно-политическую деятельность, является неудовлетворенность различными социальноэкономическими проблемами. В соответствии с целью исследования участникам опроса предлагалось из перечня таких проблем выбрать те, которые вызывают у них наибольшее беспокойство. Анализ эмпирических данных показывает, что среди факторов тревожности первое место занимает уровень оплаты труда. Эту проблему в качестве основной указали 68,5 % опрошенных. Второе место в ряду рейтинга тревожности отводится такому фактору, как жилищная проблема - 60,2 %. На третьем - обеспокоенность молодых людей ростом цен на продукты первой необходимости - 48,5 %. Далее следует проблема состояния здоровья (40,4 %). Каждого четвертого опрошенного беспокоит уровень профессионализма и компетентности властей (26,8 %), а также качество и доступность медицинского обслуживания и лекарств (25,1 %).
Каждый пятый из числа опрошенных обеспокоен размером стипендий и государственных пособий, а также проблемой личной безопасности и безопасности членов семьи (22,2 и 20,7 % соответственно). Распределение ответов респондентов на данный вопрос отражено в табл. 1.
Таблица 1. Проблемы, вызывающие наибольшую обеспокоенность респондентов
(в % от числа опрошенных)*
Проблема ВУЗ ПТУ Работающая молодежь До 24 лет Старше 24 лет Всего
Уровень оплаты труда 71,1 72,0 65,4 69,1 66,5 68,5
Рост цен на продукты первой необходимости 46,9 52,7 49,2 47,8 51,9 48,5
Состояние здоровья 51,6 45,2 30,4 43,1 27,7 40,4
Размер стипендий, государственных пособий 35,6 20,4 10,7 26,0 3,9 22,2
Жилищные проблемы 53,3 59,1 66,4 57,3 74,3 60,2
Качество и доступность медицинского обслуживания и лекарств 26,0 30,1 23,8 27,8 12,1 25,1
Угроза потери работы 9,1 16,1 17,7 13,6 15,5 13,9
Личная безопасность, безопасность членов семьи 22,2 21,5 19,5 21,8 15,5 20,7
Уровень профессионализма и компетентности властей 29,5 21,5 25,3 28,6 18,0 26,8
Экологическая ситуация в городе 16,9 24,7 15,1 18,1 9,7 16,7
Характер взаимоотношений в семье 22,0 14,0 14,4 18,6 13,6 17,7
* Сумма процентов больше 100, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
Как видно из приведенных данных, существует определенная зависимость рейтинга тревожности от социально-демографического статуса респондента. Например, проблемы состояния здоровья и качества медицинского обслуживания в большей степени актуальны для студенческой и учащейся молодежи; жилищная проблема — для работающих молодых людей. Также вполне объяснимым представляется тот факт, что размер стипендий и государственных пособий вызывает наибольшее беспокойство в студенческой среде, а угроза потери работы - в среде работающей молодежи.
Иерархия проблем, наиболее актуальных для современной столичной молодежи, нашла свое отражение и в ответах респондентов на вопрос, какие разделы программы «Молодежь Беларуси» требуют наиболее пристального внимания со стороны органов власти и управления (табл. 2). С 1996 г. основные мероприятия по реализации молодежной политики осуществляются в соответствии с республиканскими программами. В настоящее время действует программа «Молодежь Беларуси» на 2006-2010 гг. Основными направлениями этой программы являются повышение престижа и возможности получения качественного образования, поддержка творческой и научной молодежи, развитие системы трудоустройства молодежи на постоянной основе, пропаганда здорового образа жизни, помощь молодым семьям, развитие молодежного
туризма, принятие упреждающих мер по предотвращению распространения в молодежной среде криминала, пьянства, наркомании. Ожидается, что в результате реализации программы повысится качество жизни сельской молодежи, снизится уровень миграции молодых граждан, в том числе молодых специалистов, работающих в сельских населенных пунктах, уменьшится число безработных среди молодежи, будет развита система временной и сезонной занятости молодежи. Наиболее актуальные направления реализации молодежной политики, по оценкам респондентов, отражены в табл. 2.
Таблица 2. Наиболее актуальные направления реализации молодежной политики, по оценкам респондентов (в % от числа опрошенных)*
Направление ВУЗ ПТУ Работающая молодежь До 24 лет Старше 24 лет Всего
Развитие трудовой активности молодежи 34,3 26,6 26,1 31,3 22,3 29,7
Социальная поддержка молодых специалистов 51,8 61,7 48,3 52,5 42,2 50,7
Пропаганда здорового образа жизни 38,1 55,3 33,3 38,3 31,1 37,0
Патриотическое воспитание молодежи 8,7 9,6 22,0 14,0 21,8 15,4
Социальная поддержка молодых семей 42,5 61,7 42,1 43,3 46,1 43,8
Формирование нравственно-правовой культуры 30,2 27,7 22,0 27,9 16,0 25,8
Формирование экологической культуры и ответственного отношения к природе 20,4 22,3 13,1 18,5 9,2 16,7
Поддержка детских и молодежных общественных объединений 21,8 18,1 12,7 18,1 12,1 17,0
* Сумма процентов больше 100, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
Как видно из приведенных данных, в наибольшей степени молодые минчане ожидают от властей действенных мер по социальной поддержке молодых специалистов (50,7 %) и молодых семей (43,8 %). Значимыми направлениями молодежной политики респонденты считают также пропаганду здорового образа жизни (37,0 %), развитие трудовой активности молодежи (29,7 %) и формирование нравственно-правовой культуры (25,8 %). Кроме того, анализ эмпирической социологической информации убедительно свидетельствует, что существует прямая зависимость между социально-демографическим статусом респондента и его представлениями о наиболее актуальных направлениях государственной молодежной политики. Например, поддержка молодых специалистов, развитие трудовой активности молодежи в большей степени беспокоят возрастную группу молодежи до 24 лет. Старшая возрастная группа (после 24 лет) акцент делает на необходимости патриотического воспитания.
Все это свидетельствует о том, что при разработке конкретных направлений молодежной политики нельзя ограничиваться только лишь одной возрастной группой, определяемой как «молодежь». Возрастные границы социальной градации условны и относительны. Более правильно распространять ее на все подрастающее поколение — молодежь, подростков и детей. Это возможно при
условном разделении массива молодежи на группы (например, от 14 до 18 лет, от 19 до 24 лет, от 25 до 31 года), что позволит более точно адресовать мероприятия в зависимости от возраста.
Существенное влияние на формирование мнений респондентов об эффективности проводимой в стране молодежной политики оказывает то обстоятельство, как складываются отношения молодых людей с органами власти и управления, а также с администрациями предприятий и учебных заведений.
Как показывают данные проведенного исследования, в органы власти обращались менее 1/5 респондентов - 18,9 % (из них 10,5 % обращались неоднократно, 8,4 % - обращались 1 раз). Не обращались в органы власти и управления 61,7 % молодых людей. Еще 1/5 респондентов (19,4 %) заявили, что не обращаются в соответствующие инстанции, поскольку не видят в этом смысла.
В целом мнения столичной молодежи об эффективности проводимой государственной молодежной политики распределились примерно одинаково: приблизительно половина респондентов характеризует ее как эффективную (5,0 %) или как «скорее эффективную» (45,3 %). Чуть меньшее число опрошенных придерживаются противоположного мнения, полагая, что молодежная политика является неэффективной (11,8 %) или «скорее неэффективной» (37,9 %). Причем опять-таки молодые люди из старшей возрастной группы, равно как и работающая молодежь (а зачастую эти характеристики будут совпадать), несколько выше оценивают эффективность молодежной политики, чем учащиеся и студенты, а также молодежь в возрасте до 24 лет.
Изложенные выше данные, основанные на анализе эмпирической социологической информации, позволяют сформулировать вывод о том, что в процессе достижения устойчивости развития белорусского общества большое значение приобретает исследование включенности молодых людей в сферу государственно-общественного управления и их участия в сфере политики. Значительная часть юношей и девушек проявляет интерес к общественнополитической жизни страны, причем большинство из них склоняются к позитивной оценке происходящих в стране социально-экономических и политических преобразований. Анализ данных показывает, что при формировании принципов государственной молодежной политики необходимо учитывать мнения и молодых людей о важности решения социально-экономических проблем. Тогда эффективность молодежной политики будет оценена более высоко, а также увеличится интенсивность включенности молодежи в активную общественно-политическую деятельность. Кроме того, необходимо оказывать поддержку молодежным организациям и обеспечивать возможность участия молодежи в деятельности органов самоуправления.
Литература
1. Об основах государственной молодежной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2009. - Режим доступа: http://www. pravo. by/WEBNPA/text. asp?RN=H10900065. - Дата доступа: 24.09.2010.
2. Социологическое исследование по перспективным вопросам в области государственной молодежной политики среди учащейся, студенческой и работающей молодежи г. Минска [Электронный ресурс] / Минский НИИ социально-экономических проблем. - Минск, 2009. -Режим доступа: http://minsk. gov. by/ru/org/8733/attach/d85c81a/. - Дата доступа: 24.09.2010.
E. S. BABOSOVA
INFLUENCE OF YOUTH POLICY ON STABILITY OF MODERN BELARUS SOCIETY DEVELOPMENT
Summary
Motivational structure of an inclusiveness of youth in sociopolitical activity and influence of youth policy as the factor of modern Belarus society sustainable development is characterized in offered article. Author analyzed process of adaptation of youth to the social, economic and political life on the basis of analysis of results of the sociological research that was conducted by The Minsk Scientific Research Institute of Social and Economic Problems. Also article includes conclusions and recommendations about activization of involving of youth in sociopolitical activity in the conditions of transition of economy and other spheres of living ability of Belarus to innovative way of development.