УДК 329.78 ББК 66.75 Л-75
Ломп Юлия Юрьевна, старший преподаватель кафедры философии, социологии и педагогики Майкопского государственного технологического университета, т. 9094718344;
Цеева Заира Алиевна, доцент кафедры философии, социологии и педагогики Майкопского государственного технологического университета, т. 9084247513.
ВЛИЯНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ И МОТИВАЦИЮ МОЛОДЕЖИ ГОРОДА МАЙКОПА
(рецензирована)
В статье проведен анализ региональной структуры политических молодежных объединений, исследование их влияния на политическую культуру молодежи, степени вовлеченности молодых людей в политическую жизнь региона.
Ключевые слова: молодежные объединения, политическая культура, молодежный парламент, воспитание патриотизма.
Lomp Julia Yurijevna, a senior lecturer of Philosophy, Sociology and Pedagogy Department of Maikop State Technological University, tel.: 9094718344;
Tseeva Zaira Alievna, assistant professor of Philosophy, Sociology and Pedagogy Department of Maikop State Technological University, tel.: 9084247513.
INFLUENCE OF YOUTH ORGANIZATIONS ON THE POLITICAL CULTURE AND MOTIVATION OF YOUTH IN THE CITY OF MAIKOP
The article analyzes the regional structure of political youth organizations, study of their influence on the political culture of youth, the degree of involvement of young people into the political life of the region.
Keywords: youth associations, political culture, youth parliament, patriotism.
Современные процессы, такие как кризис взаимоотношений поколений, ухудшение жизненных параметров и массовые выступления протеста молодежи, формирование специфической молодежной субкультуры и контркультуры, демонстрируют, что всех структур социализации, вместе взятых (семьи, окружения и даже образования) уже становится недостаточно. Либеральные взгляды молодежи формируются чаще под влиянием образования, культурной среды, семейной социализации и являются результатом «рационального выбора». Государственная молодежная политика как инновационный институт обладает специфическими характеристиками, определяющей из которых является то, что это специализированная деятельность, построенная на инновационных формах деятельности. Эти формы связаны с глубокими процессами познания и управления. Они требуют политической воли и больших ресурсов для своего осуществления, но платой за это является гарантированность результатов деятельности, без которой общество далее уже не может существовать и развиваться.
Главным проводником государственной молодежной политики являются молодежные политические организации. Объединение молодежи в самостоятельные организации позволяет молодым людям удовлетворить и реализовать свои личные и групповые потребности и интересы, ощутить свою значимость и ответственность как членов общества, быть ближе к политической культуре своего общества.
Ценностные установки современной молодежи большей частью включают принцип невмешательства в политику. Это вызвано отсутствием интереса к политике, низким уровнем патриотизма и политической культуры.
С целью выяснения влияния молодежных объединений на формирование политической культуры, нами было проведено исследование среди студентов города
157
Майкопа. Мы использовали следующие формы исследования: наблюдение за деятельностью молодежной политической организации «Молодая Гвардия» и беседа с ее членами, а так же нами было проведено анкетирование учащейся молодежи в возрасте от 17 до 25 лет.
Из беседы с заместителем регионального отделения Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России» Анжелой Кошоковой нам удалось узнать, что структуру данной организации составляют молодые люди от 16 до 35 лет, учащиеся или уже работающие молодые люди. Семь человек имеют официальный статус в организации (членство), остальные (их количество достигает трехсот человек) находятся там в качестве волонтеров.
Пытаясь выяснить причины, побудившие молодежь стать участником политической организации, мы, в ходе беседы, собрали много интересной информации. По словам самой молодежи, участие в проведении различных акций помогает им утвердиться в жизни, понять и определиться с будущей профессией, получить опыт ответственной и сплоченной работы в коллективе, расширить круг своих знаний о политической обстановке в нашей стране, воспитать в себе чувство ответственности и патриотизма.
В ходе проведения социологического опроса мы выяснили, что среди учащейся молодежи число задействованных в деятельность политических организаций невелико - всего 6% являются участниками и 4% состояли ранее. Объясняя причины вступления в подобные организации среди наиболее часто встречающихся ответов было желание заработать денег, приобрести новые знакомства, принести пользу обществу.
Нас так же заинтересовало, находит ли современная молодежь полезный эффект в существовании молодежных политических организаций (см. рис. 1). По данным опросного листа 62% видят пользу в их существовании, 30% затруднились ответить, 6% отрицают полезность подобных организаций, и несколько человек считают, что политикой должны заниматься взрослые.
Обосновывая свой ответ, студенты предложили множество доводов в защиту и против молодежных организаций. Большинство считает, что молодежь не должна быть отдалена от государственных дел, а иметь возможность принести пользу обществу посредством своего участия. Именно у молодежи есть свежие современные идеи, с помощью которых будет легче выявить проблемы и недостатки в своей среде. Так же студенты считают, что чем раньше молодые люди вливаются в различные политические движения, тем больше расширяется их кругозор, и тем реальнее они начинают понимать политическую ситуацию в стране. Среди ответов прозвучали, похожие на лозунги, высказывания «молодые умы нужны России» и «молодежь - это движущая сила государства». Те, кто не видит пользы в политической деятельности молодежи, прокомментировали это тем, что зачастую молодежные организации просто копируют действия «взрослых партий», либо эти партии используют молодежь для своего «распиаривания» (создания имиджа, приобретения большего числа сторонников)
Ответы студентов на вопрос «Существует ли польза для общества от существования молодежных политических организаций?»
□ Да, подобные организации полезны для общества
□ Нет, не приносят пользы
□ Затрудняюсь ответить
□ Политикой должны заниматься взрослые
Рис. 1
По словам участников «Молодой Гвардии» в начале существования их организации они лишь представляли интересы партии «Единая Россия» (пункт 1.3. Устава Гвардии гласит «Организация поддерживает идеи Всероссийской политической партии «Единая Россия»). Со временем организация набрала силу и, помимо уставной деятельности, активно помогает молодежи в ее политической социализации и организации свободного досуга.
Выясняя, сколько человек знают о существовании «Молодой Гвардии», мы получили следующие данные: 74% слышали, 6% из опрошенных являются участником (либо среди знакомых есть участники), 16% не знают о ее существовании и 6% вообще не проявляют интереса к подобным организациям.
Результаты ответов на вопрос «Откуда вы узнали о «Молодой Гвардии»?» позволяют сделать выводы, о том, что наиболее видной деятельностью являются акции, которые регулярно организуются и проводятся «Молодой Гвардией» (см. рис. 3). С начала 2009 года было проведено уже около 9 акций. Отчеты и фотографии с места проведения всегда можно увидеть на сайте «Молодой Гвардии» либо на сайте «В контакте.ги».
Нам так же стало интересно выяснить, престижно ли, по мнению молодежи, состоять сейчас в молодежных политических организациях. Результаты таковы: 34% ответили «Да, это говорит об образованности человека», 14% считают, что среди современной молодежи это не престижно. Большинство (54%) затруднились ответить на этот вопрос. При этом 34% респондентов хотели бы стать участником политической партии, 44% отказались от участия. Прозвучали так же ответы «В зависимости от того, какой деятельностью занимается эта политическая организация» (см. рис. 2).
Мы определили, что, по мнению молодежи, в наибольшей степени способствует повышению политической культуры и политической активности российской молодежи (см. рис. 3). Большинство (68%) считают, что повышению активности будет способствовать привлечение самой молодежи к участию в делах парламента (по типу молодежного парламента). 54% назвали СМИ основным агентом политической социализации, 46% выбрали активную агитационную работу в области повышения политической культуры, в особенности агитацию на молодежных фестивалях, акциях концертах (48%). 40% респондентов считают, что эффективным так же будет вовлечение в агитацию известных личностей, популярных среди молодежи.
Результаты ответов на вопрос «Откуда вы узнали о "Молодой Гвардии"?»
Читал(а) в Видел(а) акции, Слышал(а) от Слышал(а) от газетах которые они ровесников взрослых (интернете) проводят
Рис. 2
Ответы студентов на вопрос «Престижно ли сейчас состоять в молодежных политических организациях?»
[32%.
54%
............II---.. 14%
□ Да, это говорит об образованности человека
□ Нет, это не престижно сейчас
□ Затрудняюсь ответить
Рис. 3
Молодежный парламент РА периодически организует проведение научно-практических конференций среди учащейся молодежи на актуальные темы, касающиеся политически актуальных проблем - 34% опрошенных посчитали эту деятельность эффективной. Прозвучал так же такой вариант ответа «Необходимо всеми доступными способами дать понять молодежи, что ее голос что-то значит». Лишь 4% отметили, что политическую активность молодежи можно повысить привлечением молодежи в качестве волонтеров (добровольцев). По нашему мнению низкий уровень уверенности молодежи в том, что волонтерство достойно внимания и развития объясняется тем, что подобная работа, в отличие от работы на избирательных участках, не оплачивается. По словам представителей Молодой Г вардии, на их акции приходит достаточное количество добровольцев (около 300 человек). Об акциях они обычно узнают из интернета (у организации есть своя страничка на сайте «Вконтакте.гц), либо от друзей.
Выяснился, так же факт, что современная молодежь очень мало осведомлена о том, что в нашей республике действует Молодежный парламент (78% ничего об этом не слышали). 6% респондентов уверено, что парламента не существует и тот же процент показал вариант «Молодежный парламент существует только в Москве, в Адыгее нет». Это свидетельствует о низком уровне политической грамотности. Как и следовало ожидать, наибольшую осведомленность проявили студенты 3-4 курсов - 11%. Это объясняется тем, что они уже изучили курс политологии и имеют представление о политической обстановке нежели 1-2 курсы (см. рис. 5).
Выясняя отношение молодежи к формальным и неформальным политическим объединениям мы получили следующие данные - 36% предпочли бы стать участником формальной организации. По словам респондентов это объясняется тем, что подобные организации имеют официальный статус в России, а значит, их деятельность является правомерной, в отличие от некоторых неформальных объединений. 12% не видят ничего негативного в том, что бы стать участником неформальной организации. Вот некоторые варианты обоснования своего выбора: «Мне больше нравится неформальное общение», «больше свободы выбора». Остальные 32%, кроме воздержавшихся от ответа, уверены, что не важно, какой статус имеет организация, а «главное что бы она имела цель и смысл», «отвечала интересу и потребностям ее участников», «приносила пользу» и «соответствовала взглядам на жизнь современной молодежи».
Результаты ответов на вопрос «Что в наибольшей степени способствует повышению политической культуры и политической активности российской молодежи?»
Привлечение молодежи к делам парламента Проведение конференций Вовлечение в агитацию известных людей Агитация на молодежных концертах Через СМИ Привлечение волонтеров Активная агитационная работа Видел(а) акции, которые они проводят Читал(а) в газетах (интернете) Свой вариант
4%
2%
Ц 68%
34%
40%
48%
И 54%
46%
42%
28%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Рис. 4
Результаты ответов на вопрос «Существует ли в России молодежный парламент?"
100%
80%
60%
40%
20%
0%
83%
64%^
□ 1 -2 курсы
□ 3-4 курсы
Да ТолНет в Москве,
Рис. 5
Итак, мы видим, что состояние политической культуры молодежи, так же как и общества в целом, в высокой степени фрагментировано. Большинство молодежи видит пользу от существования молодежных политических организаций, но при этом лишь треть хотели бы в будущем стать участником подобных организаций. Многие не находят разницы между формальными и неформальными организациями, предпочитая лишь что бы их интересы совпадали с интересами организации. Познания молодежи в области политики невелики:
многие не знают, что включает в себя государственная молодежная политика, практически никто не осведомлен о существовании молодежного парламента в России и Адыгее, а некоторые не могут перечислить общеизвестные политические организации. Подобная ситуация сигнализирует о том, что государство должно направить все усилия на повышение политической культуры и заинтересованности в своих делах, стремиться к тому, чтобы нашей сегодняшней молодежи стали близки и понятны такие нравственные категории, как патриотизм, почитание духовных и культурных традиций предков, национальная гордость, уважение к другим народам.
Целостная и последовательная государственная молодежная политика является важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений. Социальная незащищенность, недостаток внимания общества предопределяют социальную группу молодежи как дестабилизирующую общественную силу, а в это же время на молодежь легла ответственность за будущее страны, за созидание в этом мире. И государственная политика должна быть направлена на использование созидательного потенциала молодежи.
Отправной точкой проведения государственной молодежной политики в Республике Адыгея стал Указ Президента Республики Адыгея от 14 декабря 1992 года №140 «О первоочередных мерах в области молодежной политики». Этим же Указом был учрежден Комитет по делам молодежи Республики Адыгея, осуществляющий развитие и поддержку молодежных инициатив. Во исполнение Закона Республики Адыгея «О государственной поддержке молодежи в Республике Адыгея» Комитетом в 2005 году в качестве подзаконного акта разработана и принята распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 12.12 2005 года №308-р Республиканская целевая программа «Молодежь Адыгеи» на 20062008 годы, направленная на создание и развитие правовых, экономических и организационных условий для воспитания у молодежи гражданского сознания, личностной самореализации молодых людей как активных участников общественной, социальноэкономической и культурной жизни. В 2007 году Указом Президента Республики Адыгея от 20 февраля 2007 года №87 «Об изменениях в Структуре исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея» был вновь образован Комитет Республики Адыгея по делам молодежи.
Важным событием стало принятие решения о создании в 2006 году Молодежного парламента в Республике Адыгея. Оно получило большую поддержку среди молодежи и общественности Адыгеи. Созданная комитетом Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея по образованию, науке и делам молодежи рабочая группа провела большую работу по подготовке и проведению первого организационного заседания парламента.
Деятельность молодежного парламента выполняет функцию своеобразного «трамплина» практически только для ограниченного количества участников. Молодые парламентарии раскрывают потребности в понимании своей групповой принадлежности и определении для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов; в понимании собственных возможностей при реализации прав и свобод, в приспособлении к изменяющейся политической среде; в обретение специфических навыков и свойств, пусть пока и несовершенные функции взаимодействия субъектов и институтов власти; и что немаловажно открывает для молодых парламентариев новые формы политической культуры. Следует подчеркнуть, что создание такого органа не предусмотрено ни конституцией, ни законодательством. Нынешняя модель Молодежного парламента не пополнит у молодых людей багаж знаний правовых и экономических вопросов, но однозначно обогатит их опыт политической борьбы. Молодежный парламент должен стать школой для будущих политиков, а стать его членом можно лишь имея определенный опыт работы в политической сфере, а так же статус.
Итак, мы видим, что состояние политической культуры молодежи, так же как и общества в целом, в высокой степени фрагментировано. Современная молодежь существенно отличается от старших поколений тем, что она практически лишена иллюзий о том, что кто-то может за них решить их собственные проблемы. Она индивидуалистична и
прагматична. Определенная степень неудовлетворенности государственной молодежной политикой объясняется неготовностью и нежеланием части молодежи использовать предоставляемые им возможности.
Безусловно, является необходимым для проведения более эффективной молодежной политики иметь специальную социологическую службу, проводящую постоянные мониторинговые зондажи общественного мнения и поисковые оригинальные исследования по молодежной проблематике. Исторический опыт показывает, что проведение реформ и строительство новой жизни могут быть эффективными и успешными лишь при активном участии молодежи в этом процессе и в ее интересах. Для этого необходимо на государственном уровне решить назревшие молодежные проблемы, создать стимулы для включенности молодых в общественные процессы и тем самым расширить социальную базу преобразований.
Литература:
1. Постановление Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея от 21 ноября 2008 г. №994-ГС "Об утверждении Республиканской целевой программы "Молодежь Адыгеи" на 2009-2011 годы (с изменениями и дополнениями) // Информационно-правовое обеспечение «Г арант».
2. Официальный сайт РО ВОО «Молодая Гвардия Единой России» РФ. URL: http://www. molgvardia.ru (дата обращения 12.01.09).
3. Официальный интернет-сайт исполнительных органов Республики Адыгея. URL: http:// www.adygheya.ru/youth/histoAry/index.shtml (дата обращения 05.01.2009).
4. Официальный сайт молодежного парламента при Государственном Совете-Хасэ Республики Адыгея. URL: http://www.gshra.ru/main/mparlam/ (дата обращения 12.12.2008).
5. Устав РО ВОО «Молодая Гвардия Единой России» РА. URL: http://www.molgvardia.ru (дата обращения 12.01.2009).